Научная статья на тему 'Вопросы правового и технического регулирования геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации'

Вопросы правового и технического регулирования геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2925
492
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ / КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ / ИНСТРУКЦИИ / НОРМЫ И ПРАВИЛА / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И МЕТРОЛОГИЯ В СФЕРЕ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ / МЕТОДИКИ ИЗМЕРЕНИЯ / GEODETIC / CARTOGRAPHIC STANDARDS / MANUALS / NORMS AND RULES / TECHNICAL REGULATION / METROLOGY / METHOD OF MEASUREMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Побединский Геннадий Германович, Прусаков Александр Николаевич

Выполнен анализ современного состояния правового и технического регулирования геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации, в том числе национальными и отраслевыми стандартами, документами системы ГКИНП (геодезические, картографические инструкции, нормы и правила). Рассмотрены направления совершенствования технического регулирования в сфере геодезии и картографии в связи с принятием в 2015 г. Федеральных законов «О стандартизации в Российской Федерации» и «О геодезии, картографии и пространственных данных …».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Побединский Геннадий Германович, Прусаков Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUES OF LEGAL AND TECHNICAL REGULATION OF GEODETIC AND CARTOGRAPHIC ACTIVITIY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The modern analysis of normative and technical regulation of geodetic and cartographic activity in the Russian Federation was done including national and professional standards, documents of GCINR (geodetic, cartographic instructions, norms and rules) system. The directions of technical regulation improvements in the field of geodesy and cartography were considered in line with the event of adoption in the year 2015 of Federal laws named: «About Standardization in the Russian Federation» and «About Geodesy, Cartography and ISD…».

Текст научной работы на тему «Вопросы правового и технического регулирования геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации»

УДК 006.012

ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКОЙ И КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Геннадий Германович Побединский

ФГБУ «Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных», 125413, Россия, г. Москва, ул. Онежская, 26, кандидат технических наук, директор, тел. (495)456-95-80, e-mail: pobedinskiy_gg@nsdi.rosreestr.ru

Александр Николаевич Прусаков

ФГБУ «Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных», 125413, Россия, г. Москва, ул. Онежская, 26, кандидат экономических наук, начальник Управления технического регулирования и средств измерений, тел. (495)456-91-49, e-mail: prusakov_an@nsdi.rosreestr.ru

Выполнен анализ современного состояния правового и технического регулирования геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации, в том числе национальными и отраслевыми стандартами, документами системы ГКИНП (геодезические, картографические инструкции, нормы и правила). Рассмотрены направления совершенствования технического регулирования в сфере геодезии и картографии в связи с принятием в 2015 г. Федеральных законов «О стандартизации в Российской Федерации» и «О геодезии, картографии и пространственных данных ...».

Ключевые слова: геодезические, картографические стандарты, инструкции, нормы и правила, техническое регулирование и метрология в сфере геодезии и картографии, методики измерения.

THE ISSUES OF LEGAL AND TECHNICAL REGULATION OF GEODETIC AND CARTOGRAPHIC ACTIVITIY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Gennady G. Pobedinsky

Federal State Budgetary Institution Federal Scientific and Technological Center of Geodesy, Cartography and Infrastructure of Spatial Data, 125413, Russia, Moscow, Onezhskaya, St., 26, candidate of technical sciences, director, tel. (495)456-95-80, e-mail: pobedinskiy_gg@nsdi.rosreestr.ru

Alexander N. Prusakov

Federal State Budgetary Institution Federal Scientific and Technological Center of Geodesy, Cartography and Infrastructure of Spatial Data, 125413, Russia, Moscow, Onezhskaya, St., 26, candidate of economic sciences, Chief of Department of technical regulation and control of measuring instruments, tel. (495)456-91-49, e-mail: prusakov_an@nsdi.rosreestr.ru

The modern analysis of normative and technical regulation of geodetic and cartographic activity in the Russian Federation was done including national and professional standards, documents of GCINR (geodetic, cartographic instructions, norms and rules) system. The directions of technical regulation improvements in the field of geodesy and cartography were considered in line with the event of adoption in the year 2015 of Federal laws named: «About Standardization in the Russian Federation» and «About Geodesy, Cartography and ISD...».

Key words: geodetic, cartographic standards, manuals, norms and rules, technical regulation, metrology, method of measurements.

Правовое и техническое регулирование геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации осуществляется на основе нормативных правовых актов и нормативно-технических документов различного уровня.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере геодезии и картографии, являются:

- Конституция Российской Федерации и Федеральные конституционные законы;

- международные договоры и соглашения;

- федеральные законы, непосредственно регулирующие указанную деятельность;

- федеральные законы, регламентирующие геодезическую и картографическую деятельность в смежных отраслях в составе иной деятельности;

- акты Президента Российской Федерации;

- акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Нормативно-техническое регулирование в области геодезии и картографии осуществляется следующими группами нормативно-технических документов (НТД), устанавливающих порядок организации геодезических и картографических работ, технические требования к ним, нормы и правила их выполнения:

- нормативно-технические документы, разработанные и утвержденные федеральными органами исполнительной власти в области геодезии и картографии и в области обороны;

- нормативно-технические документы, разработанные в рамках системы ГКИНП (геодезические, картографические инструкции, нормы и правила);

- нормативно-технические документы, разработанные и утвержденные после вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» [1] и неприменения системы ГКИНП;

- межгосударственные, государственные, национальные, отраслевые и другие стандарты в области геодезии и картографии.

Особое место в системе правового и технического регулирования занимают технические регламенты, являющиеся, с одной стороны нормативными правовыми актами уровня Федерального закона, с другой стороны нормативными документами технического регулирования, и с третьей стороны нормативными документами, включающими положения национальных стандартов.

Принятие в 2015 г. Федеральных законов «О стандартизации в Российской Федерации» [3], «О геодезии, картографии и пространственных данных ...» [5], внесение изменений в ряд федеральных законов, регламентирующих геодезическую и картографическую деятельность в составе иной деятельности, привели к необходимости ускорения процесса переработки и разработки нормативных правовых актов и нормативно-технических документов различного уровня.

В настоящее время в Минэкономразвития России и Росреестре организована и проводится работа по анализу нормативных документов в области геодезии и картографии и подготовке предложений по их переработке.

Основы правового регулирования геодезической и картографической деятельности заложены в Конституции Российской Федерации, согласно которой геодезия и картография, а также наименования географических объектов в соответствии со статьей 71 (пункт "р") отнесены к ведению Российской Федерации.

Нормы правового регулирования геодезической и картографической деятельности применены в некоторых Федеральных конституционных законах, так, например, Федеральным конституционным законом «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [29] дано определение Государственной границы Российской Федерации в районе границы Республики Крым на суше, сопряженной с территорией Украины.

Правовое и техническое регулирование в сфере геодезии и картографии в Российской Федерации до недавнего времени осуществлялось в правовом поле Федеральных законов «О геодезии и картографии» [4], «О наименованиях географических объектов» [6], «О техническом регулировании» [1], «Об обеспечении единства измерений» [2], «О лицензировании отдельных видов деятельности» [7,8], «О навигационной деятельности» [9], «О космической деятельности» [10], «О государственном кадастре недвижимости» [11].

Указанные законы регулируют отношения в сфере установления требований и норм к продукции, проверки соответствия продукции установленным требованиям, обеспечения единства измерений, а также отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации.

Примером нормативного акта Президента Российской Федерации в части регулирования геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации является Указ «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» [12], определяющий отнесенные к государственной тайне геопространственные сведения по территории Российской Федерации и другим районам Земли, раскрывающие результаты топографической, геодезической, картографической деятельности, деятельности по дистанционному зондированию Земли, и государственные органы и организации, наделенные полномочиями по распоряжению этими сведениями.

В рамках реализации вышеперечисленных нормативных актов правовое регулирование в сфере геодезии и картографии реализуется посредством подзаконных нормативных актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Примером нормативного акта Правительства Российской Федерации в части регулирования геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации является постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной системе сейсмологических наблюдений и прогноза землетря-

сений» [15], определяющее перечень служб, входящих в эту систему и федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся эти службы. В соответствии с этим постановлением в систему сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений входит служба контроля деформации земной поверхности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Федеральной службы геодезии и картографии России).

Примером нормативно-технических актов, разработанных и утвержденных федеральными органами исполнительной власти в области геодезии и картографии и в области обороны является комплекс Руководств по картографическим и картоиздательским работам части 1 - 4 [33-36], определяющих технические и технологические требования к процессам создания и обновления государственных топографических карт масштабов 1:25000 - 1:1000000, а также обзорно-топографических карт масштабов 1:2500000 и мельче.

Созданная ранее на протяжении нескольких десятков лет база нормативно-технических документов системы ГКИНП (геодезические, картографические инструкции, нормы и правила) составляет около 300 утверждённых документов.

В соответствии со статьёй 6 Федерального закона «О геодезии и картографии» [4] нормативно-технические документы в области геодезической и картографической деятельности устанавливающие порядок организации геодезических и картографических работ, технические требования к ним, нормы и правила их выполнения утверждались федеральным органом исполнительной власти в области геодезии и картографии, а также по согласованию с ним иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Кроме того, эти нормативно-технические документы были обязательны для исполнения всеми субъектами геодезической и картографической деятельности, предназначены для государственного регулирования геодезической и картографической деятельности и являлись основой для проведения государственных и иных экспертиз, осуществления федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, а также для решения спорных вопросов.

Разработка и утверждение нормативно-технических и методических актов на производство топографо-геодезических и картографических работ на территории Российской Федерации с 1994 г. осуществлялась на основе требований инструкции ГКИНП (ГНТА)-119-94, регламентирующей этот вид деятельности [22]. До этого разработка и утверждение нормативно-технических документов осуществлялась на основе инструкции ГКИНП-119-79.

Инструкция была разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Положением о Федеральной службе геодезии и картографии Российской Федерации (Роскартографии). Инструкция устанавливает требования к содержанию, классификации, назначению, порядку разработки, утверждения, регистрации и введения в действие нормативно-технических и методических актов на производство топографо-геодезических и картографических работ на территории Российской Федерации. При подготовке Инструкции были учтены требования, вытекающие из постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г.

№ 722 «Об утверждении правил подготовки нормативных актов» [14] (в настоящее время действует постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» [16]).

Установление в данной инструкции единых требований к нормативно-техническим и методическим актам на производство топографо-геодезических и картографических работ было направлено на обеспечение единства измерений, стандартизации технических средств и типизации технологий, а также на совершенствование организации учета и контроля работ. Введение ее в действие было направлено на повышение качества выполнения топографо-геодезических и картографических работ и более эффективное использование их результатов.

Нормативно-технические и методические акты, утверждаемые в соответствии с данной инструкцией Федеральной службой геодезии и картографии России, составляют единую систему геодезических, картографических инструкций, норм и правил на производство топографо-геодезических и картографических работ, выполняемых предприятиями, организациями и учреждениями независимо от их организационно-правовых форм. Нормативно-технические и методические акты на производство топографо-геодезических и картографических работ проверялись на соответствие с законами Российской Федерации и основывались на новейших достижениях науки и техники, передовом опыте производства и управления.

Вновь разрабатываемые нормативно-технические и методические акты (НТА) в совокупности с действующими должны были обеспечивать проведение топографо-геодезических и картографических работ в стране по единым техническим нормам и требованиям. К топографо-геодезическим и картографическим работам были отнесены геодезические, астрономо-геодезические, гравиметрические, топографические, топографо-геодезические процессы в составе маркшейдерских работ и инженерных изысканий, аэросъемочные, картографические, картоиздательские и кадастровые работы, а также создание цифровых, электронных карт и геоинформационных систем.

Нормативно-технические и методические акты (НТА) на производство то-пографо-геодезических и картографических работ в зависимости от сферы распространения, были разделены на следующие категории:

- общегосударственные (общероссийские) нормативно-технические и методические акты, обязательные для всех министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и территориального размещения (ГНТА);

- ведомственные (отраслевые) нормативно-технические и методические акты, разрабатываемые в соответствии с общегосударственными (общероссийскими) актами со сферой действия внутриведомственного (отраслевого) назна-

чения, обязательные для предприятий, организаций и учреждений данного ведомства (ОНТА).

Разработка и утверждение общегосударственных (общероссийских) нормативно-технических и методических актов (ГНТА) на производство топогра-фо-геодезических и картографических работ в стране осуществлялась Федеральной службой геодезии и картографии России с участием других заинтересованных министерств и ведомств.

Разработка и утверждение отраслевых нормативно-технических и методических актов (ОНТА) на производство топографо-геодезических и картографических работ осуществлялась соответствующими федеральными органами исполнительной власти по отраслевой принадлежности и их геодезическими службами по согласованию с Федеральной службой геодезии и картографии России.

Нормативно-технические и методические акты на производство топогра-фо-геодезических и картографических работ подлежали обязательной централизованной регистрации и учету в специализированной организации, находящейся в ведении Федеральной службы геодезии и картографии России - в Центральном картографо-геодезическом фонде.

Нормативно-технические и методические акты вступали в силу в общем случае после их утверждения, опубликования как официальных изданий и доведения до заинтересованных организаций.

Нормативно-технические и методические акты на производство топогра-фо-геодезических и картографических работ могли иметь авторство, которое устанавливалось в соответствии с законодательством Федеральной службой геодезии и картографии России на принципиально новые разработки, признанные особым решением научным произведением, отвечающим требованиям для установления авторства.

Инструкцией была установлена следующая классификация видов актов:

- основные положения;

- инструкции;

- нормы и перечни;

- правила;

- словари-справочники географических названий;

- руководства;

- руководящие технические материалы (РТМ);

- методические указания (рекомендации).

Основные положения в четкой и сжатой форме определяли назначение то-пографо-геодезических (астрономо-геодезических, гравиметрических, нивелирных, топографических, аэросъемочных и других) и картографических работ; выбор: систем координат и высот, картографических проекций, масштабов топографических съемок, сечения рельефа; устанавливали основные технические требования к точности, способам, методам и технологиям (методикам) производства геодезических, топографических и картографических работ, к геодези-

ческой основе и содержанию топографических карт, планов, фотокарт и цифровых моделей местности, географических карт и атласов. В них определяться и другие наиболее важные вопросы производства и качества результатов топо-графо-геодезических и картографических работ (создание геоинформационных систем, топографо-геодезическое обеспечение ведения кадастров и кадастровых систем, мониторинг, вопросы государственного геодезического надзора и т.д.).

Инструкции детализировали технические требования основных положений и более конкретно определяли технологические схемы производства топогра-фо-геодезических и картографических работ, средства и методы измерений; устанавливают требования к математической обработке и оценке точности астрономических и гравиметрических определений, геодезических, топографических и фотограмметрических измерений, единые требования к качеству, контролю и приемке работ, к каталогизации и оформлению материалов; устанавливали порядок и типовые формы комплектации подлежащих дальнейшему использованию и хранению документов.

Условные знаки для всех видов создаваемых карт и планов относились к инструкциям по топографическим и картографическим работам. Условные знаки устанавливали технические и методические требования к изображению на картах, планах и в атласах контуров и объектов местности (населенных пунктов, гидрографии, почвенно-растительного покрова), рельефа, границ политико-административного и территориального деления, других элементов.

К нормам относились документы, устанавливающие технические требования на выполнение специальных топографо-геодезических и картографических работ, связанные с накоплением, хранением, расходом и естественной убылью (износом) материалов, применяемых при топографо-геодезических и картографических работах и т.п.

Перечни топографо-геодезических, аэросъемочных, картографических материалов, материалов космических съемок и дистанционного зондирования также относились к нормам. Они устанавливали сроки и порядок хранения этих материалов (и результатов работ) с целью их многократного и многоцелевого использования.

Инструкции и правила по транскрипции географических названий устанавливали правила присвоения и написания на топографических картах, планах, в атласах, в словарях-справочниках географических названий и в других изданиях наименований географических объектов, присвоенных им на различных языках и наречиях.

Словари-справочники географических названий содержали названия географических объектов Российской Федерации, других стран и отдельных регионов и устанавливали единое их написание во всех российских изданиях на русском языке.

Правила относились к НТА, устанавливающим требования к конкретным процессам и субпроцессам топографо-геодезических и картографических работ, которые не регламентированы другими категориями НТА. Правила закрепления пунктов геодезических сетей устанавливали конструкцию, технологию из-

готовления и закладки центров (реперов, марок) в зависимости от физико-географических условий местности. В них определялись условия, выполнение которых обеспечивает долговременную сохранность и метрологическую стабильность всех геодезических пунктов, находящихся под особой охраной государства. Правила по технике безопасности на топографо-геодезических и картографических работах определяли специальные требования к организации и технологии работ, предъявляемые с целью исключения производственного травматизма.

Руководства составлялись в развитие основных положений, инструкций, норм и правил. Они устанавливали подробные технологические схемы и порядок ведения работ, включая выбор технических средств, методов, приемов. Руководства содержали формы технической и технологической документации, необходимые паспортные данные технических средств измерений, правила ла-бораторно-полевых поверок и юстировки приборов, пояснять принципы работы и эксплуатации аппаратуры и т.д.

Руководящие технические материалы (РТМ), как правило, составлялись по отдельным направлениям топографо-геодезического и картографического производства, связанным с внедрением новых технологий, приборов и научной организации, создания системы управления качеством работ, а также в развитие действующих нормативно-технических и методических актов.

Этот вид НТА совместно с методическими указаниями (рекомендациями) предусматривается в основном для обеспечения оперативного внедрения технических новшеств и технологий.

Методические указания (Рекомендации) допускались к применению в целях избежание излишней регламентации топографо-геодезических и картографических работ, ведущихся ведомственными организациями и относящихся сугубо к опытно-методическим, выполняемым по принципиально новым направлениям работы в случаях, когда создание обязательных, указанных выше актов, по каким-либо причинам преждевременно (незавершенность технологий, технических средств и т.п.) и необходима опытно-производственная апробация для их совершенствования и внедрения.

Нормативно-техническое обеспечение геодезического и картографического производства достигалось при помощи развития и совершенствования всей системы нормативно-технических актов, а также развитием и совершенствованием системы государственных стандартов согласно установленному порядку их создания и в пределах полномочий Федеральной службой геодезии и картографии России и Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. При разработке положений, норм и требований, содержащихся в нормативно-технических и методических актах, выборе вида, названия НТА руководствовались следующими основными методологическими принципами:

- целевой ориентации;

- приоритетности народнохозяйственного и межотраслевого подхода;

- сбалансированности;

- комплексности;

- системности (согласованности);

- гармонизации, т.е. использования и взаимного обмена отечественного и зарубежного опыта в нормотворческой деятельности.

Разработка новых и пересмотр устаревших нормативно-технических и методических актов осуществлялись в соответствии с годовыми и перспективными планами и программами, утверждаемыми Федеральной службой геодезии и картографии России.

Организационно разработка нормативно-технических и методических актов проводилась по направлениям деятельности головных научно-исследовательских институтов ЦНИИГАиК1), центров геоинформации, ГЦ «Природа», а также ПКО «Картография», ответственных за стандартизацию, нормативно-техническое обеспечение топографо-геодезических и картографических работ, выпуска геодезической продукции, включая все аспекты этого обеспечения (технические, правовые и экономические).

Общее методическое руководство совершенствования всей системы нормативно-технических и методических актов осуществляла головная научно-исследовательская организация Федеральной службы геодезии и картографии России - ЦНИИГАиКЧ

С вступлением в силу Федерального закона «О техническом регулировании» [1], разработка нормативно-технических и методических актов в соответствии с Инструкцией ГКИНП (ГНТА)-119-94 [22] была приостановлена.

Примером нормативно-технических документов, разработанных и утвержденных вне рамок системы ГКИНП, после вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» [1], является приказ Минэкономразвития России «Об утверждении требований к составу, структуре, порядку ведения и использования единой электронной картографической основы федерального, регионального и муниципального назначения» [18].

Дальнейшее развитие системы технического регулирования геодезической и картографической деятельности осуществлялось в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности [30]. В соответствии с Методическими рекомендациями отраслевые системы технического регулирования должны строиться на основе единого понимания конструкции технического законодательства и общих системных принципов. Система технического регулирования в области геодезии и картографии должна включать:

- специальные технические регламенты;

- национальные стандарты, гармонизированные с техническими регламентами;

- национальные стандарты;

- соответствующие разделы общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;

- стандарты организаций.

При этом стандарты в новой системе технического регулирования имеют статус документов исключительно рекомендательного характера.

В 2006 году по заданию Федерального агентства геодезии и картографии (Роскартографии) в рамках НИР «Разработка системы технического регулирования в области картографии» и «Разработка системы технического регулирования в области геодезии» ФГУП «ГОСГИСЦЕНТР»1- и ФГУП «ЦНИИГАиК»1-был подготовлен Проект документа «Предложения по формированию комплекса стандартов для обеспечения системы технического регулирования в области геодезии и картографии» с приложением Перечней действующих НТД в области геодезической и картографической деятельности и предложения по их использованию, пересмотру, переработке. Одновременно в 2006 году по государственному контракту с Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации ФГУП «ГОСГИСЦЕНТР»1-1 приступил к разработке технического регламента «О требованиях к геодезической и картографической продукции, материалам и данным, их производству и реализации». К сожалению эта работа не была завершена в связи с прекращением финансирования.

В области стандартизации в сфере геодезии и картографии совместными приказами Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарта России) и Федеральной службы геодезии и картографии Российской Федерации (Роскартографии) на базе ЦНИИГАиК1- в 1996 году был создан технический комитет по стандартизации ТК 394 «Географическая информация/геоматика», а в 1998 году технический комитет по стандартизации ТК 404 «Геодезия и картография».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примером разработанных в это время стандартов могут служить стандарты серии «Термины и определения»:

- ГОСТ 28441-99 (Межгосударственный стандарт). Картография цифровая. Термины и определения;

- ГОСТ Р 51833-2001. Фотограмметрия. Термины и определения;

- ГОСТ Р 52369-2005 Фототопография. Термины и определения. Общие понятия;

- ГОСТ Р 52438-2005 Географические информационные системы. Термины и определения.

В настоящее время в сфере геодезии и картографии нашли распространение нормативные документы по стандартизации следующих категорий - ГОСТ, ГОСТ Р, СТО, РТМ, РД, МИ. Кроме того, сохраняют свое действие стандарты отрасли (ОСТ), разработанные до введения законодательства по техническому регулированию.

На уровне ГОСТ и ГОСТ Р созданы стандарты следующих видов:

- ОТУ (общие технические условия);

- ОТТ (общие технические требования);

- ТУ (технические условия) на типы, основные параметры и технические требования, а также на термины и определения.

Требования к видам документов по стандартизации и их содержанию в настоящее время устанавливаются Федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации» [3].

Стандартизация в топографо-геодезическом и картографическом производстве осуществляется в целях:

- внедрения передовых технологий;

- повышения уровня безопасности жизни или здоровья людей, охраны окружающей среды, природных ресурсов, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- оптимизации и унификации номенклатуры продукции;

- повышения уровня организации при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг;

- обеспечения единства измерений и сопоставимости их результатов;

- предупреждения действий, вводящих потребителя продукции в заблуждение;

- обеспечения потребности граждан, общества и государства в получении объективных и достоверных геодезических и картографических материалов и пространственных данных.

Основными объектами стандартизации в отрасли являются:

- термины и определения;

- технические требования к продукции (в том числе к приборной продукции топографо-геодезического назначения);

- методы испытаний продукции;

- методики выполнения измерений;

- методы и средства поверки средств измерений топографо-геодезичес-кого и картографического назначения;

- способы, приемы, режимы, нормы выполнения различного рода работ и услуг в процессе разработки, изготовления, контроля, хранения транспортирования, ремонта приборной продукции топографо-геодезического и картографического назначения;

- охрана труда и техника безопасности.

Организационно-методической базой для разработки стандартов в отрасли служат основополагающие документы национальной системы стандартизации России, гармонизированные с международными стандартами. На основе и в развитие этих стандартов в отрасли разработаны и внедрены стандарты организации.

Вся практическая деятельность по разработке стандартов осуществляется через технические комитеты по стандартизации. В области геодезии, картографии и пространственных данных в настоящее время действуют технические комитеты ТК 394 «Географическая информация/геоматика», ТК 404 «Геодезия и картография», которые работают на базе ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД», и подкомитет ПК7 «Радионавигационные средства для геодезических, гидрографических и землеустроительных работ» ТК 363 «Радионавигация», который образован на базе ОАО «НТЦ Интернавигация».

Целью деятельности технических комитетов является реализация положений Федеральных законов «О техническом регулировании» [1], «О стандартизации в Российской Федерации [3] и смежных с ним законодательных актов, а также содействие повышению эффективности работ по стандартизации на национальном и международном уровнях.

В своей работе технические комитеты руководствуются действующим законодательством, стандартами национальной системы стандартизации Российской Федерации, другими нормативными документами, утвержденными национальным органом по стандартизации, Положением о техническом комитете.

В задачи технических комитетов входят следующие вопросы:

- планирование разработки стандартов;

- осуществление разработки стандартов и др. нормативных документов;

- обсуждение проектов нормативных документов;

- проведение экспертизы нормативных документов, разработанных в закрепленных за ТК областях деятельности.

В связи с изменениями в законодательстве по стандартизации и метрологии, передачей функций по геодезии и картографии в Росреестр, проведением реорганизации в структуре Росреестра, в 2015-2016 годах произведена реорганизация технических комитетов ТК 394 и ТК 404.

В области геодезии и картографии действуют около 50 межгосударственных (ГОСТ) и национальных (ГОСТ Р) стандартов, охватывающих термины и определения, требования к геодезической и картографической продукции, требования к геодезическим и картографическим приборам, методам их испытаний и поверки. В Справочнике стандартных (нормативных) терминов «Геодезия, картография, топография, фотограмметрия, геоинформационные системы, пространственные данные» [37] приведены термины около 100 межгосударственных, национальных, отраслевых стандартов и рекомендаций Росстандарта.

Информация о межгосударственных и национальных стандартах РФ публикуется в ежегодных указателях стандартов, издаваемых ФГУП "СТАНДАР-ТИНФОРМ" Росстандарта на сайте Росстандарта www.gost.ru. Сведения о действующих нормативных документах системы стандартизации в области геодезии и картографии публиковались в Указателе действующих нормативно-технических документов, ранее периодически издававшемся ОНТИ ФГУП «ЦНИИГАиК»1-.

Одно из важных направлений при разработке стандартов - успешное взаимодействие с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом), как федеральным органом исполнительной власти в области разработки стандартов и метрологии. Особенно необходимо такое взаимодействие при разработке проектов национальных стандартов - начинается оно с планирования работ, включает взаимодействие при подготовке и опубликовании уведомлений о начале и завершении разработки проектов стандартов и завершается проведением экспертизы проектов и их изданием.

Взаимодействие между двумя ведомствами в области стандартизации и метрологии регулируется также специальным Соглашением, подписанным в 2006 году руководителями Госстандарта России и Роскартографии, правопреемниками которых являются Росстандарт и Росреестр соответственно.

В соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» [2] все методики, применяемые в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений (включая геодезические и картографические работы), подлежат метрологической аттестации. Методика выполнения измерений является одним из важнейших атрибутов любого контроля, поскольку представляет собой совокупность правил и процедур выполнения измерений, которые обеспечивают получение результатов измерений, точность которых находится в установленных границах с заданной вероятностью.

Методики измерений, применяемые в геодезической и картографической деятельности, регламентируются либо нормативными документами на технологические процессы топографо-геодезических и картографических работ, либо отдельными документами (стандартами, руководящими техническими материалами, методиками института, методическими рекомендациями).

Порядок разработки методик измерений и их аттестации в настоящее время устанавливает ГОСТ Р 8.563-2009 «ГСИ. Методики (методы) измерений» [21]. Однако, данный стандарт не распространяется на методики измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, т.е. методики, в соответствии с которыми искомое значение величины получают непосредственно от средства измерений. Такие методики измерений вносят в эксплуатационную документацию на средства измерений. Подтверждение соответствия этих методик обязательным метрологическим требованиям осуществляется в процессе утверждения типов данных средств измерений.

Большинство высокотехнологичных средств измерений имеет современное программное обеспечение, благодаря чему в технологию геодезических работ может легко вписываться алгоритм прямых измерений, изложенный в руководстве по эксплуатации прибора. Поэтому метрологическая аттестация методик для них не проводится.

ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД»2) аккредитован на право аттестации методик измерений топографо-геодезического и картографического назначения. ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД»2) также ведёт Реестр аттестованных методик измерений, разработанных различными организациями и предприятиями отрасли, который в настоящее время включает 26 методик.

В сети интернет на сайте Росстандарта создан Федеральный информационный фонд обеспечения единства измерений, в котором среди прочих данных имеются сведения об аттестованных методиках измерений.

Структура нормативных документов, сложившаяся в области геодезии и картографии, показана на рис. 1.

Рис. 1. Структура нормативных документов, сложившаяся в области геодезии и картографии

В настоящее время правовое и технической регулирование в области геодезии и картографии претерпевает коренные изменения.

Статья 5 Геодезические и картографические работы Федерального закона «О геодезии, картографии и пространственных данных ...» [5], определяет, что, «Требования к геодезическим и картографическим работам и их результатам, за исключением указанных в части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона геодезических и картографических работ, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере геодезии и картографии, а также по согласованию с ним другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции».

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере геодезии и картографии, в настоящее время является Министерство экономического развития Российской Федерации.

Принятие Федерального закона [5] обусловило необходимость разработки и принятия целого ряда нормативных правовых актов для его реализации в виде указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов Минэкономразвития России, Минобороны России и других федеральных органов исполнительной власти.

Перечнем проектов актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм федерального закона [6], предусмотрена разработка и принятие 42 нормативных правовых актов, из них 17 в 2016 году и 25 в 2017 году.

Учитывая жёсткие сроки разработки указанных нормативных правовых документов, поставленные в поручении, большую трудоёмкость, потребуется участие ряда федеральных органов исполнительной власти, подрядных организаций и привлечение большого числа специалистов, а также соответствующие финансирование из федерального бюджета.

Статья 32 Федерального закона [5] определяет, что положения, принятых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативных актов органов государственной власти СССР, РСФСР и Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере геодезии и картографии, действуют до 1 января 2018 года в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону и принятым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам.

В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» [1] основными документами технического регулирования в стране являются:

- технические регламенты (ТР);

- национальные стандарты (ГОСТ Р);

- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

- применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

- стандарты организаций (СТО);

- своды правил (СП);

- международные стандарты (ГОСТ), региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

- надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации;

- предварительные национальные стандарты.

Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области. В соответствии с Постановлением Правительства Рос-

сийской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» [17] на данный федеральный орган исполнительной власти возложены функции национального органа Российской Федерации по стандартизации. Национальный орган по стандартизации наделен правом разрабатывать и утверждать программу разработки национальных стандартов, а также порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации. Требования документов по стандартизации в соответствии с законодательством по техническому регулированию исполняются на добровольной основе.

Таким образом, в свете реализации вступивших в силу федеральных законов [1], [3], [5] на рис. 2 показана новая структура нормативных документов в области геодезии и картографии.

Нормативные документы б области геодезии и картографии

Документы обязательного применения

Нормативные правовые акты (НИЛ)

Технические регламенты по геодезии и картографии (ТРГК)

Рис. 2. Структура нормативных документов в области геодезии и картографии в свете вступивших в силу федеральных законов [1], [3], [5]

В связи с этим, а также с учётом положений Федерального закона «О техническом регулировании» [1] имеется настоятельная необходимость системного подхода к решению проблемы по переработке, разработке новых нормативно-технических документов и совершенствованию нормативной базы в области геодезии и картографии в целом.

Принимаемые в последние годы меры по совершенствованию нормативно-технического обеспечения отрасли были направлены, в основном, на решение отдельных проблем в области геодезии и картографии, и часто не согласованы между собой. Комплексной программы, охватывающей все аспекты проблемы, до настоящего времени нет. В результате, в настоящее время, как уже говорилось выше, уровень современности нормативно-технической базы составляет порядка 6%.

Документы, применяемые на добровольной основе

Межгосударственные, государственные стандарты (ГОСТ)

Национальные стандарты (ГОСТ Р)

Своды правил по геодезии и картографии (СПГК)

Стандарты организации (СТО)

Методики измерении (МИ)

Анализ документов по техническому регулированию в области геодезии и картографии, проведенный ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД»3) в 2015 году, показал следующее:

Анализируемые документы создавались в период 1970 - 2014 годы, поэтому требования к построению, изложению и оформлению нормативных документов регламентировались различными нормативно-правовыми актами. Это обстоятельство для документов, не отвечающих или противоречащих требованиям действующего законодательства является одним из важных аргументов для обновления нормативной базы отрасли. В настоящее время действует Федеральный закон «О техническом регулировании» [1] и Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» [3], согласно которым нормативные документы применяются на добровольной основе.

За период времени с начала 90-х годов прошлого века до наших дней дважды произошли серьезные административные изменения, связанные с передачей отрасли из одного ведомства в другое. Ряд документов был разработан и утвержден Главным управлением геодезии и картографии при Совете Министров СССР, другие документы - Федеральной службой геодезии и картографии России. Это обстоятельство также служит весомым аргументом для обновления нормативных документов.

Одновременно, следует отметить, что актуальность нормативных документов в значительной мере зависит от прогрессивности описываемых в них технологий производства. За рассматриваемый период времени в отрасли произошли важные изменения в методах и средствах измерений:

- освоены и внедрены спутниковые методы и средства измерений;

- появились высокоинтеллектуальные программные средства;

- широко используются новейшие конструкции электронных тахеометров, лазерных сканеров, геолидаров, цифровых аэросъемочных камер, электронных теодолитов и нивелиров, большеформатные плоттеры и цифровые печатные машины.

Все это заставляет пересмотреть не только методики измерений, но и целые технологические процессы выполнения топографо-геодезических и картографических работ.

В связи с вступлением России в ВТО актуальным стал вопрос гармонизации требований национальных стандартов с международными требованиями. Поскольку прямой аналог ТК 404 в ИСО/МЭК отсутствует, возникла проблема ограниченности информационного ресурса для сопоставления требований разрабатываемых стандартов и действующих международных стандартов. По ТК 394 таких проблем не существует, поскольку в ИСО создана разветвленная система стандартов серии 19000 «Геоинформационные системы». Нет также особых проблем при разработке стандартов на геодезические приборы, поскольку ряд зарубежных фирм Германии, Японии, Швейцарии, США, Швеции, Китая активно и успешно продвигают свою продукции на мировые и российский

рынки, в результате чего имеется база для оценки технического уровня разрабатываемых технических требований.

При осуществлении деятельности по переработке и разработке новых нормативных документов имеются трудности, сдерживающие развитие нормативной базы в области геодезии и картографии, а именно:

- разработка стандартов в области геодезии и картографии не включена в перечень приоритетных направлений по стандартизации;

- отсутствуют группировки геодезической и топографической продукции в общероссийском классификаторе ОК-005-93 [20];

- недостаточное финансирование разработок работ по стандартизации со стороны Росстандарта, как федерального органа исполнительной власти в области технического регулирования, осуществляющего формирование программ (планов) национальной стандартизации (предложения по включению в план со стороны ТК подаются ежегодно). Так, например, ТК 404 ежегодно вносит предложения в план национальной стандартизации по 4-6 позициям, однако включены были в планы с финансированием в 2009 году был только 1 проект ГОСТ Р, в 2011 году - 1 проект, в 2012 году - 1 проект, а в 2013-2015 годах вообще ни одного. Вместе с тем, справедливости ради, следует отметить, что допускается включение в план разработок проектов стандартов за счет средств Заказчика, однако в этом случае следует планировать затраты не только на разработку проекта стандарта, но и на дополнительные процедуры: размещение уведомлений о разработке проекта и о завершении публичного обсуждения проекта, проведение экспертизы проекта НИИ Росстандарта и подготовку к утверждению. Так, например, за счет средств Росреестра в 2011 году были разработаны 6 стандартов на методы и технологии выполнения геодезических и землеустроительных работ с применением спутниковой геодезической аппаратуры;

- недостаточное информационное обеспечение данными о действующих международных стандартах в области геодезии и картографии с последующим осуществлением их переводов;

- недостаточное финансирование Росреестра на переводы международных стандартов, ТК не предоставлен доступ к существующей базе переводов, выполняемых специалистами ФГУП «Стандартинформ» Росстандарта.

К сожалению, до настоящего времени, не урегулирован между Минэкономразвития России и Росреестром вопрос о полномочиях утверждения нормативно-технических документов в области геодезии и картографии для обязательных для исполнения всеми субъектами геодезической и картографической деятельности.

Крайне негативно сказывается на нормативно-техническое регулирование отсутствие у Росреестра функций по государственному метрологическому надзору в области геодезии и картографии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разрешение перечисленных проблем в значительной мере способствовало бы улучшению деятельности по техническому регулированию в области геоде-

зии и картографии, повышению качества нормативных документов и эффективности их внедрения.

В настоящее время назрела необходимость разработки программы технического регулирования в области геодезии и картографии на период до 2020 года с учетом необходимости обновления нормативной базы геодезических, топографических и картографических работ на основе гармонизации с требованиями международных стандартов, оптимизации структуры нормативной базы в условиях рыночного характера экономики и вступления России в ВТО.

В качестве одного из путей решения данной задачи мог бы быть следующий порядок действий:

- переработка и разработка новых нормативно-технических документов;

- объединение переработанных и разработанных нормативных документов в Своды правил по направлениям деятельности (технологиям и т.п.);

- разработка и утверждение на основе сводов правил и международных стандартов национальных стандартов;

- разработка на основе национальных стандартов и принятие технического регламента.

Схема совершенствования правовой и нормативно-технической базы в сфере геодезии и картографии показана на рис. 3.

Объединение НТД в Своды Правил по направлениям деятельности (технологиям и т.п.)

I

Разработка и утверждение Национальных стандартов на основе в Сводов Правил и Международных стандартов

I

Разработка и принятие Технического регламента на основе Национальных стандартов

Рис. 3. Схема совершенствования правовой и нормативно-технической базы

в сфере геодезии и картографии.

В заключение, хотелось бы отметить, что первоочередным нормативным документом, который подлежит переработке в свете реализации вступивших в силу федеральных законов [1], [3], [5], на наш взгляд, является ГКИНП (ГНТА)-119-94 «Инструкция о порядке разработки и утверждения нормативно-технических и методических актов на производство топографо-геодезических и картографических работ на территории Российской Федерации».

Примечания:

^ В соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 28.04.2012 г. № 640-р присоединено к ФГУП «Центральный картографо-геодезический фонд», которое впоследствии распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.02.2013 г. №220-р было реорганизовано в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных» (ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД»).

2) Создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.02.2013 г. №220-р путём преобразования ФГУП «Центральный картографо-геодезический фонд», ранее реорганизованного в соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 28.04.2012 г. № 640-р в форме присоединения к нему ФГУП ЦНИИГАиК, ФГУП «Госгисцентр» и ФГУП «Картгеоцентр».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. №184-ФЗ (в ред. на 28.11.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241.

2. Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 г. №102-ФЗ (в ред. на 13.07.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77904.

3. Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 г. №162-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77904.

4. Федеральный закон «О геодезии и картографии» от 26.12.1995 г. №209-ФЗ (в ред. на 06.04.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77904.

5. Федеральный закон «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2015 г. № 431-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77904.

6. Федеральный закон «О наименованиях географических объектов» от 18.12.1997 г. №152-ФЗ (в ред. на 30.12.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12106462.

7. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ (в ред. на 29.12.2010) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12123874.

8. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ (в ред. на 30.12.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=182692;req=doc.

9. Федеральный закон «О навигационной деятельности» от 14.02.2009 г. №22-ФЗ (в ред. на 13.07.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12165206.

10. Федеральный закон «О космической деятельности» от 20.08.1993 г. № 5663-1 (в ред. на 13.07.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/136323.

11. Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ (в ред. на 30.12.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;dst=1000000001;n=70088;req=doc.

12. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203 (ред. на 03.10.2014) «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (в ред. на 28.02.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10105548.

13. «Перечень проектов актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм федерального закона», утверждённым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.О.Рогозиным от 26.01.2016 г. №429п-П9.

14. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.07.1993 г. № 722 «Об утверждении правил подготовки нормативных актов» (утратило силу) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10102722.

15. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.05.1993 г. № 444 «О федеральной системе сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/2108505.

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (в ред. на 27.08.2015 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/166045.

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 г. № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77904/

18. Приказ Минэкономразвития России от 24 декабря 2008 г. № 467 «Об утверждении требований к составу, структуре, порядку ведения и использования единой электронной картографической основы федерального, регионального и муниципального назначения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 февраля 2009 г. № 13396) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lawmix.ru/prof/12494.

19. Соглашение о взаимодействии между Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и Федеральным агентством геодезии и картографии в области обеспечения единства измерений при проведении геодезических и картографических работ, 2006 г.

20. Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93 (ОКП), утверждённый постановлением Госстандарта Российской Федерации от30.12.1993 г. №301 (в ред. на 01.01.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12618.

21. ГОСТ Р 8.563-2009 «ГСИ. Методики (методы) измерений», утвержден и введён в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 г. № 1253-ст. - Москва: Стандартинформ, 2010.

22. Инструкция о порядке разработки и утверждения нормативно-технических и методических актов на производство топографо-геодезических и картографических работ на территории Российской Федерации. ГКИНП (ГНТА)-119-94. Утверждена приказом Федеральной службы геодезии и картографии Российской Федерации (Роскартографии) от 04.03.1994 № 23П. М., ЦНИИГАиК, 1994 г. - 24 с.

23. Васильев И.В., Коробов А.В., Побединский Г.Г., Приданкин А.Б. Топографо-геодезическое обеспечение Российской Федерации. Состояние и перспективы развития отрасли геодезии и картографии // Геодезия и картография. - 2014. - №12. - С. 2-11.

24. Васильев И.В., Коробов А.В., Побединский Г.Г. Основные направления топографо-геодезического и картографо-геодезического обеспечения Российской Федерации // Геодезия и картография. - 2015. - №3. - С. 2-13.

25. Стратегия топографо-геодезического и картографического обеспечении Российской Федерации на перспективу до 2030 года (в ред. на 01.04.2015) - проект. - 2015. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=PNPA;frame=401;n=8888;req=doc.

26. Васильев И.В., Коробов А.В., Побединский Г.Г. О Стратегии топографо-геодезического и картографического обеспечении Российской Федерации // Геодезия и картография. - 2015. - Спецвыпуск. - С.4-11.

27. Прусаков А.Н., Яблонский Л.И. Состояние и перспективы научно-технического обеспечения отрасли геодезии и картографии // Геодезия и картография. - 2015. - Спецвыпуск. - С. 64-70.

28. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в ред. на 29.12.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;div=LAW;dst=100026,0;n=165876;req=do c;rnd=0.8157102924305946.

29. Методические рекомендации по разработке систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности. Утверждены приказом Минпромэнерго России от 23 мая 2006 г. № 112. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php?id=1013

30. Приказ Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарта России) № 139, Федеральной службы геодезии и картографии России (Роскартографии) № 60п от 14.04.1998 г. «О создании Технического комитета по стандартизации «Геодезия и картография». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=EXP;dst=100001;n=325804;req=doc.

31. Приказ Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарта России) № 393, Федеральной службы геодезии и картографии России (Роскартографии) № 135п от 17.12.1996 г. «О создании Технического комитета по стандартизации «Географическая информация/геоматика». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

32. Приказ Росстандарта от 29.05.2015 N 629 "О создании технического комитета по стандартизации "Географическая информация/геоматика". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=EXP;dst=100001;n=624921;req=doc.

33. Руководство по картографическим и картоиздательским работам. Часть 1. Составление и подготовка к изданию топографических карт масштабов 1:25000, 1:50000, 1:100000. ГКИНП 05-050-77. (утв. ГУГК СССР 12.04.1977, Минобороны СССР 31.05.1977) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=ESU;frame=572;n=27734;req=doc.

34. Руководство по картографическим и картоиздательским работам. Часть 2. Составление и подготовка к изданию топографических карт масштабов 1:200000, 1:500000. ГКИНП 05-053-79. (утв. ГУГК СССР 12.03.1980, ВТУ Генштаба ВС СССР 12.03.1980) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://snipov.net/database/c_4294955309_doc_4293849357.html.

35. Руководство по картографическим и картоиздательским работам. Часть 3. Составление и подготовка к изданию топографической карты масштаба 1:1 000 000 (РКР-3). (утв. ГУГК СССР и ВТУ Генштаба ВС СССР) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standartgost.ru/g/%D0%93%D0%9A%D0%98%D0%9D%D0%9F_05-052-85.

36. Руководство по картографическим и картоиздательским работам. Часть 4. Составление и подготовка к изданию планов городов. ГКИНП 05-051-77. (утв. ГУГК СССР и ВТУ Генштаба ВС СССР) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://snipov.net/database/c_4224567195_doc_4293849335.html.

37. Справочник стандартных (нормативных) терминов. / Под общ. ред. В. Г. Плешкова, Г. Г. Побединского / Изд. 2-е, переработанное и дополненное. - М.: ООО Издательство «Проспект», 2015. - 672 а

© Г. Г. Побединский, А. Н. Прусаков, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.