Научная статья на тему 'Вопросы повышения эффективности преподавания родной литературы в школе'

Вопросы повышения эффективности преподавания родной литературы в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
868
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА / РОДНОЙ ЯЗЫК / ДАГЕСТАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ / NATIVE LITERATURE / NATIVE LANGUAGE / DAGHESTAN LITERATURE / NATIONAL SCHOOL / TEACHING METHODOLOGICAL SET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимов Курбан Халикович

Международный день родного языка, учрежденный ЮНЕСКО 21 февраля 1999 г., заставляет нас хотя бы один раз в году вспоминать о своем отношении к родному языку, о том, что без языка нет народа, о проблемах его функционирования в обществе, о состоянии преподавания родного языка и литературы в школе. В статье закономерно поднимаются вопросы о сокращении часов школьного курса родной литературы, раскрываются причины его недостаточной оснащенности необходимой методической литературой и предложены пути повышения эффективности его преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы повышения эффективности преподавания родной литературы в школе»

Психолого-педагогические науки

• ••

99

РАЗМЫШЛЕНИЯ. ФАКТЫ.

МНЕНИЯ

УДК 373.1.013(471.67)

ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

© 2009 Акимов К.Х.

Научно-исследовательский институт педагогики им. А. А. Тахо-Годи * 1999

Международный день родного языка, учрежденный ЮНЕСКО 21 февраля 1999 г., заставляет нас хотя бы один раз в году вспоминать о своем отношении к родному языку, о том, что без языка нет народа, о проблемах его функционирования в обществе, о состоянии преподавания родного языка и литературы в школе. В статье закономерно поднимаются вопросы о сокращении часов школьного курса родной литературы, раскрываются причины его недостаточной оснащенности необходимой методической литературой и предложены пути повышения эффективности его преподавания.

The International day of the native language, established by UNESCO in February, 21,

1999, makes us at least once a year recall our attitude to the native language, the fact that without a language there is no any people, the problems of its functioning in society, the state of the teaching the native language and literature at school. The author of the article reasonably touches upon the problems of reduction of the teaching load on the Native Literature, discloses the reasons of its insufficient provision with necessary methodical literature and offers the ways of increasing the efficiency of its teaching.

Ключевые слова: родная литература, родной язык, дагестанская литература, национальная школа, учебно-методический комплект.

Keywords: native literature, native language, Daghestan literature, national school, teaching methodological set.

Вопросы повышения эффективности преподавания родной (аварской, даргинской, кумыкской, лакской, лезгинской и табасаранской) и дагестанской (на русском языке) литератур в V-XI классах сельских и городских школ Республики Дагестан постоянно находятся в поле зрения сектора родных литератур Научно-исследовательского института педагогики им. А. А. Тахо-Годи. С этой целью была создана научно-методическая база: разработана концепция развития

литературного образования в средней общеобразовательной школе и государственные стандарты, усовершенствовано содержание образования и представили к изданию новые программы, созданы научно-методические пособия по 7 литературам, а также учителям систематически

Указанные выше документы, программы и пособиянами были построены с учетом следующих позиций: родной язык и родная литература играют огром-

100

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2009

ную роль в формировании духовно бога -той и гармонически развитой личности с высокой нравственностью; родная литература, дисциплина эмоциональнообразного ряда, является базисом гуманизации, гуманитаризации и демократизации школьного образования; родная и дагестанская литературы дают возможность заложить прочные основы нравственности и духовности, выработать у учащихся истинные эстетические ориентиры - сформировать высокую культуру на основе духовных ценностей народов Дагестана, России и всего мира.

Научные основы данной концепции составляют: психолого-педагогические и социально-экономические предпосылки (инстинктивное стремление учащихся ко всему родному, издание газет и журналов, ведение радио- и телепередач на родном языке и т.д.); истоки методики преподавания родной литературы (родная литература как важнейшее средство воспитания личности, интерес учащихся к родному слову, прогрессивные традиции народной педагогики и др.); принципы дидактики (принцип воспитывающего обучения, принцип развивающего обучения, сознательность усвоения знаний, системность и последовательность обучения и др.); передовой опыт учителей и новые методы, формы, педагогические технологии.

В соответствии с данной концепцией литературное образование по родной (дагестанской) литературе в средней об -щеобразовательной школе осуществляется в 4 этапа: 1) в I-IV классах - первоначальное знакомство учащихся с произведениями родной литературы; 2) в V-VII классах - литературное чтение; 3) в VIII-IX классах - изучение систематического курса родной литературы; 4) в XXI классах - систематический курс дагестанской литературы (в переводе на родной язык).

Здесь нужно заметить: в V-IX классах учащиеся в составе курса родной литературы изучают произведения дагестанской литературы, а в X-XI классах в составе курса дагестанской литературы изучают произведения родной литературы, что в обоих случаях составляет по

20% от общего учебного времени. Так на практике прослеживается генетическая связь литератур народов Дагестана, что очень важно и нужно для консолидации народов республики в наше неспокойное время.

На основе Закона «Об образовании» РФ 1992 г. и концепции литературного образования нами были усовершенствованы и в 2000 году изданы новые учебные программы по родным и дагестанской литературам для V-XI классов, утвержденные Министерством образования и науки РД. В основу действующих учебных программ (составители - К. Х. Акимов, М. Р. Багомедов, А. Г. Гамзатов, Ф. М. Магдиева, С. А. Магомедова, Ф. С. Раджабова и Х. М. Хайбуллаева) были заложены принципы государственной политики: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, защита национальных культур и традиций, светский характер образования, свобода и плюрализм в образовании, воспитание гражданственности и любви к Родине. Из печати вышли учебники-хрестоматии, соответствую-

щие новым программам.

Состояние преподавания родных и дагестанской литератур в V-XI классах школ республики на первый взгляд кажется соответствующим: программы

есть, учебники-хрестоматии имеются, уроки ведутся. В таких школах, как Но-во-Кумухская СОШ Буйнакского района, Гунибская гимназия Гунибского района, Кулларская СОШ Дербентского района, Микрахская СОШ Докузпаринского района, Гунийская СОШ Казбековского района, Герейхановская СОШ № 1 С.-Стальского района, Батлаичская СОШ Хунзахского района, гимназии №№ 1, 11, 22 и 38, СОШ №№ 3, 14 и 15 г. Махачкалы, СОШ № 6 г. Каспийска и др., работа по изучению родной литературы ведется на высоком методическом уров -не. В этих и подобных им школах в основном работают учителя-методисты с большим опытом работы, с заслуженными званиями и наградами, такие как А. Г. Абдулгапурова, С. М. Айдемирова, A. M. Баламирзоева, Н. К. Джелилова, З. М. Камилова, Д. Н. Магомедов, Ф. Н.

Психолого-педагогические науки

• ••

101

Насрединов, С. Р. Османова, Р. И. Рад-жабов, З. М. Расулова и другие, которые своими руками создали учебнонаглядные пособия, оборудовали предметные кабинеты, собрали классные библиотеки и на этой базе проводят полноценные уроки и воспитывают учащихся в духе любви к родному слову, патриотизма и интернационализма. Они активно выступают в печати и на научнопрактических конференциях, рассказывают о своем опыте работы, ставят различные проблемы педагогического и методического характера, требующие своего разрешения. А некоторые из них (Д. З. Магомедов, З. М. Камилова и Ф. Н. Насрединов) являются авторами учебников и методических пособий. С них берут пример молодые учителя-

энтузиасты, например, учительница

СОШ № 6 г. Каспийска Х. М. Бечедова. Таких творческих личностей и учителей-энтузиастов, по нашим данным, набирается немного - по 2-3, может быть, чуть больше в каждом районе. Учителям родного языка и литературы большую помощь оказывают методисты управлений образования, в числе которых можно назвать P. P. Абакаргаджиеву, методистку УО г. Махачкалы и З. Н. Караханова, методиста УО г. Дербента.

Однако близкое знакомство с большинством школ, их материальнотехнической базой, а также посещение уроков, проверка знаний, умений и навыков учащихся сотрудниками Института педагогики показывает иную картину. Уроки родной и дагестанской литератур ведутся на низком научно-методическом уровне, а учащиеся имеют слабые знания, хотя большинство, по журнальным данным, успевает на «4» и «5».

В чем же причина? Причин много. Учителя сельских и городских школ охотно перечисляют главные из них: «Мало часов в учебном плане выделено на родной язык и литературу. Нет учебных программ, нет учебно-методических пособий, нет наглядных пособий, нет произведений художественной литературы для внеклассного чтения! Не хватает учебников-хрестоматий, к ним нет никаких методических разработок и ди-

дактических материалов». И спрашивают: «А как нам работать и показывать высокие результаты?!»

Не соглашаться с учителями нет никаких оснований, и мы об этом знаем уже не первый год. В 2007-2008 учебном году в МОН РД по неизвестным нам причинам вдруг сократили часы на родной язык и литературу, а учащихся первых классов городских школ и вовсе лишили изучения родного языка. Возмущение учителей и недовольство об -щественности возымели свое действие -в 2008-2009 учебном году: сокращенные часы в некоторых классах восстановили, а первоклассникам дали 1 (один!) час. (И никто, видимо, не ответил за такой антипедагогический проступок). Недовольство учителей сохраняется, они резко высказались и на круглом столе «О сохранении и развитии родных языков», организованном в Институте педагогики к Международному дню родного языка 19 февраля с. г., где не было ни одного работника МОН РД, хотя они и были приглашены.

Учебные программы, которые должны переиздаваться через каждые четыре года, не издаются для сельских школ уже девятый год, хотя рукописи, подготовленные к печати, лежат в министерстве с 2005 года. (Будем точны: в феврале 2009 г., наконец, в свет вышли две программы - по аварской и кумыкской литературам, но второпях, поэтому без обложек). Здесь следует заметить, что издание учебных программ, даже своевременное, не решает главной проблемы - это обеспечение учащихся и учителей учебной, методической и художественной литературой, учебно-наглядными пособиями.

Дело в том, что МОН, начиная с конца прошлого столетия, постепенно сокращало финансирование издания учебно-методической литературы по национально-региональному компоненту, поэтому учителя родной литературы за последние десять лет получили лишь программы, тесты, госстандарты и учебники-хрестоматии. Поэтому в Институте педагогики накопилось более 60 наименований научно-методических пособий в

102

Известия ДГПУ, №1, 2009

помощь учителю, разработанных научными сотрудниками и утвержденных ученым советом к изданию.

По методике родной и дагестанской литератур на 7 языках готовы увидеть свет такие рукописи: «Методика литературного чтения в V-VII классах», «Изучение лирических произведений в VIII-XI классах», «Изучение эпических произведений в VIII-XI классах», «Изучение драматических произведений в VIII-XI классах», «Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках родной литературы», «Внеклассная и внешкольная работа по родной литературе», «Использование традиционной наглядности и ТСО на уроках родной литературы». «Изучение сведений из теории и истории литературы» и др. В истории дагестанской национальной школы такие материалы разработаны впервые, их давно ждут учителя, но по разным причинам они не издаются. В условиях острой нехватки научно-методической литературы наиболее активные учителя приезжают в Институт педагогики и делают ксерокопии рукописей научных сотрудников. Заметим: за издание плановых работ НИИП министерство гонорар не оплачивает, так как за эту работу сотрудники получили зарплату.

А теперь МОН и вовсе отказывается от издания научно-методических пособий в помощь учителю и произведений художественной литературы для детей, объясняя это отсутствием денег. На одном из заседаний экспертного совета в МОН в мае прошлого года первый заместитель министра Н. З. Мусалаева сказала, что учебно-методические пособия (которые не изданы!) учителя должны сами приобретать.

На научной конференции Института языка, литературы и искусства ДНЦ РАН, посвященной Международному дню родного языка, 20 февраля с.г. профессор Г. Х. Ибрагимов заявил, что МОН за 19 лет после получения цахура-ми письменности издало 3 учебника ца-хурского языка: для 1-2-х и 4-х классов, а для 3-го класса не издает, хотя рукопись готова. Здесь также все объясняют отсутствием финансирования. Функция

• • •

же министерства изыскивать средства и обеспечивать школы всем необходимым.

В условиях, когда на издание учебнометодических комплектов по родным язы -кам и литературам денег не находят, МОН большие суммы перечисляет на счет московского коммерческого издательства ООО «Дрофа» и выпускает не пригодные для дагестанской школы пособия, такие, как «Окружающий мир» в переводе на родные языки и переводной букварь на аварском языке. Многие члены экспертного совета и языковых секций выступили против таких сомнительных изданий. Однако в министерстве в были срочно пересмотрены составы экспертного совета и языковых секций: всех, кто выступил против их планов, в том числе и автора этих строк, исключили из списков, вместо них включили неопытных и послушных и официально приняли нужные им решения. Теперь из 20 научных сотрудников Института педагогики, дипломированных и опытных специалистов по своим предметам, только 3 (Г. И. Магомедов, директор, М. И. Шурпаева, зам директора, и М. М. Байрамбеков, зав. сектором) являются членами нового экспертного совета МОН РД.

В своих выступлениях на круглом столе в Институте педагогики и научной конференции в ИЯЛИ нами были обобщены замечания и пожелания учителей и высказан ряд предложений, которые, полагаем, должны быть услышаны министром образования и науки РД:

1. В учебных планах восстановить прежнее количество часов на родной язык и литературу: по 4-5 часов в сельских школах и по 3 часа в городских школах.

2. Вернуться к практике издания учебно-методических комплектов по родным языкам для I-XI классов и родным литературам для V-XI классов, которые состояли из 4-5 пособий: учебник, учебник-хрестоматия, методическое руководство, поурочные разработки, книга для внеклассного чтения и др.

3. Через каждые 4 года переиздавать учебные программы.

4. Издать научно-методические пособия по родным языкам и литературам, разработанные сотрудниками Института пе-

Психолого-педагогические науки

• ••

103

дагогики за последние 10 лет (более 60 наименований).

5. Вернуться к практике издания произведений художественной литературы для детей из серии «Школьная библиотека».

6. Не ущемлять интересы родного языка и литературы, что ведет к развалу национальной школы.

Мы знаем, что проблемы повышения эффективности преподавания родных языков и литератур в школе решаются очень медленно. И сейчас нет уверенности, что они будут решены в ближайшее время. Для их решения нам, прежде всего, нужна юридическая база - Закон о родных языках Дагестана, в соответствии с которым можно было бы:

- реализовать право детей на обучение на родном языке;

- признать национальную школу как социальный институт нации;

- обучение и воспитание детей организовать на основе народной педагогики, этики, философии и эстетики, а также здорового образа жизни;

- обеспечить национальную школу педагогическими кадрами, учебнометодической литературой, наглядными пособиями и современной техникой в обязательном порядке.

А пока положение с родными языками и родными литературами в Дагестане остается тревожным: родное искусственно делается чужим.

Статья поступила ередакцию 27.01.2009 г.

УДК 378(471.67)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА НЕИСТОРИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ

ДАГГОСП ЕДУН И ВЕРСИТЕТА

©2009 Магомедов М.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

Статья посвящена сложному и противоречивому процессу становления исторического компонента образования в России в целом и в ДГПУ в частности в условиях прохождения Россией тяжелого периода от социализма через этап перестройки к сегодняшнему дню.

The article is devoted to the complex and contradictory process of formation of historical component of education in Russia as a whole and particularly in DSPU under difficult conditions, i.e. during the period of passing through the perestroika stage from socialism to nowadays.

Ключевые слова: программа курса, отечественная история, историческая наука, региональный компонент, Даггоспедуниверситет.

Keywords: course, Home History, historical science, regional component, Daghestan State Pedagogical Institute.

То, что исторические знания представляют собой один из важнейших компонентов общечеловеческой культу-

ры и что при его отсутствии образование человека не может считаться полным, кажется, признано давно и повсюду. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.