Научная статья на тему 'Вопросы мобильного формирования архитектурно-композиционной среды атриумных пространств'

Вопросы мобильного формирования архитектурно-композиционной среды атриумных пространств Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
140
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Земов Д. В.

Статья освещает результаты исследования процесса формирования архитектурной среды атриумных пространств средствами мобильных компонентов. Выявленные в ходе работы этапы и уровни формирования информационной, композиционной и функциональной схем атриума обобщены в итоговой блок-схеме. В ней поэтапно раскрываются особенности исходного пространства, факторы мобильных изменений и принципиальные подходы, содержащие варианты включения мобильных компонентов в архитектурную среду атриума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы мобильного формирования архитектурно-композиционной среды атриумных пространств»

96

Вестник ТГАСУ №2, 2007

УДК 72.01

Д. В. ЗЕМОВ, аспирант,

УралГАХА, Екатеринбург

ВОПРОСЫ МОБИЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ СРЕДЫ АТРИУМНЫХ ПРОСТРАНСТВ

Статья освещает результаты исследования процесса формирования архитектурной среды атриумных пространств средствами мобильных компонентов. Выявленные в ходе работы этапы и уровни формирования информационной, композиционной и функциональной схем атриума обобщены в итоговой блок-схеме. В ней поэтапно раскрываются особенности исходного пространства, факторы мобильных изменений и принципиальные подходы, содержащие варианты включения мобильных компонентов в архитектурную среду атриума.

Общественные пространства торговых и деловых центров отличаются высокой активностью протекающих в них процессов. Непрерывные изменения коммерческой и социальной среды предъявляют к этим пространствам требования высокой мобильности. В особенности это касается ведущего элемента структуры любого значимого современного центра - атриумного пространства (рис. 1). Необходимость в изменениях архитектурной среды атриума может возникнуть как в проектируемом, так и в существующем простран-

Многообразие возможных направлений такого изменения можно свести к актуальной трактовке архитектурного решения пространства, введению новых функций и поддержанию циклических событий. При решении подобных задач архитектоническая основа атриума не всегда способна своевременно измениться. «В ситуации, когда все трудней и трудней становится выразить сущность архитектурной среды только традиционными средствами зодчества, используется взаимодействие архитектуры и возрастающего многообразия форм и элементов, наполняющих жизнь человека и общества» [1]. Одним из путей разрешения возникающего архитектурно-композиционного противоречия может стать привлечение новейших мобильных средовых компонентов. Они обладают выраженными пространственно образующими и информационными свойствами. Благодаря мобильным компонентам атриумы стали на сегодняшний день своеобразной лабораторией для экспериментов по организации мобильной рекреационно-коммуникативной среды (рис. 2).

Накопленный опыт в этой сфере позволил провести специальное исследование. На основе обобщения его результатов разработана многовариантная блок-схема процесса формирования архитектурной среды атриумного пространства средствами мобильных компонентов (рис. 3). Блок-схема включает

стве атриума.

Рис. 1. Атриумный дворик «Нептун» Национального музея времени, арх. ББР, Гринвич, Великобритания

© Д.В. Земов, 2007

четыре этапа: этап существующей архитектурной среды, этап необходимых мобильных изменений, этап реализации творческого замысла и этап включения мобильных компонентов в структуру атриумного пространства.

Первый этап блок-схемы - исходная архитектурно-композиционная среда. Это первичное пространство проектируемого или существующего атриума. Полноценное представление о схемах, формирующих структуру атриума, является базой дальнейших изменений архитектурной среды. В результате исследования в ней выделены основные схемы. Они определяют особенности атриумного пространства. Это - композиционная, информационная и функциональная схемы. На этом этапе исследуется структура атриума, выявляются ее положительные и отрицательные характеристики.

При этом, помимо архитектонических особенностей атриума, принимается во внимание взаимодействие с ранее включенными в структуру атриумного пространства мобильными компонентами.

Композиционная схема включает объемно-пространственное и планировочное решение атриума. Она стабильна и напрямую зависит от типа атриума и связей со структурой всего здания. Схема раскрывает особенности первичной композиции пространства. Они заключаются в специфической организации внутреннего пространства в виде «пространственного колодца», в принципе формирования зрительного восприятия - «круговом» обзоре. Композиционная схема атриума учитывает зрительную связь с внешней средой, так как развивается и за пределами ограждающих конструкций. В любом атриуме данная схема характеризуется определенным набором конкретных композиционных средств: пластическая развитость, ритмические ряды, цветовое решение и т.д. Кроме того, композиционная схема выявляет наличие и характер взаимодействия доминант, акцентного ряда и фона.

Информационную схему составляют четыре слоя: объемно-

пространственный (обобщение сведений о пространстве и о зрительных связях); административно-структурный (о структуре центра, принципе его работы); сторонней информации (события, реклама); генерируемый (реализация творческих идей, научно-техническая деятельность, создание «квазиинформации»). Каждый слой характеризуется доступностью информации и качеством ее обмена с посетителями атриума.

Функциональную схему формируют основные и специальные функции атриума. Оценивается их эффективность и достаточность. К основным функциям атриумного пространства относятся коммуникация, рекреация и ориентация. Специальные функции атриума определены деятельностью центра и потребностями посетителей в получении различных услуг и в «шопинг»-действии.

Рис. 2. Мобильный компонент в гостинице «Атланта Марриот», арх. Д.

Портман, Атланта, 1985 г.

В планировочных и пространственных схемах функционального зонирования выявляются траектории движения и функциональные связи.

Второй этап - этап выявления факторов мобильных изменений. Он включает три уровня. На первом уровне формируются схемы необходимых мобильных изменений. Они строятся на основе первичных схем предыдущего этапа.

На основе выявления особенностей атриумного пространства, их малоэффективных и проблемных сторон производится обобщение конкретных задач формирования архитектурной среды атриума. При этом рассматриваются факторы мобильных изменений и корректировка существующих композиционных, информационных и функциональных схем. Факторы определены в ходе ретроспективного анализа периодизации развития атриумов и исследования процесса изменения состава мобильных компонентов. Факторы подразделены на процессуальные, физические, эстетико-информационные, потребительские и природно-климатические. Определено, что к процессуальным факторам относятся:

- формирование новых потребностей общества провоцирует изменение специальных и дополнительных функций атриума (торговля, обучение, развлечение и т. п.);

- постоянное изменение характера использования полезных площадей атриума в случаях, когда в атриуме реализуются одновременно несколько процессов;

- поддержание периодических сезонных и праздничных циклов;

- проведение разовых и кратковременных массовых мероприятий.

Рис. 3. Многовариантная блок-схема процесса формирования архитектурной среды атриумного пространства средствами мобильных компонентов

К физическим факторам относятся:

- изменение физических параметров процессов, вызванных различной загруженностью атриума и неустойчивостью спроса посетителей;

- необходимость освобождения пространства (свертывание функционального наполнения для замены другим).

К эстетико-информационным факторам относятся:

- необходимость периодического планового изменения облика пространства;

- потребность в своевременном обеспечении информационного насыщения и изменения среды;

- необходимость мобильного изменения характера восприятия пространства.

Потребительскими факторами являются:

- колебание нагрузок и характера потребления услуг и товаров;

- чередование деятельности и отдыха.

К природно-климатическим факторам относятся:

- постоянная циклическая смена дня и ночи;

- необходимость поддержания оптимальных микроклиматических характеристик среды.

Выявленные факторы уточняются применительно к конкретной ситуации. Составляются индивидуальные схемы необходимых мобильных изменений в каждом из аспектов композиции, информации и функции.

На втором уровне этого этапа производится характеристика необходимых изменений архитектурно-композиционной структуры: усложнение, изменение или упрощение. В соответствии с выбранным характером изменений на третьем уровне определяется принцип формирования архитектурной среды. Исследованием выделено три принципа. Характеру преобразования «усложнение» соответствует принцип «контекстуального усложнения композиции атриума мобильными компонентами». Этот принцип подразумевает усиление композиционных характеристик среды. Архитектурнокомпозиционная организация среды меняется путем усложнения существующей первичной композиции (рис. 4). Характеру преобразования «изменение» - принцип «формирования в атриуме нового уровня композиции на основе использования групп мобильных компонентов».

Этот принцип предполагает создание новой композиции, доминирующей на фоне первичной.

Новая композиция формируется на основе использования информационных и эстетических свойств активных мобильных компонентов, принимающих на себя роль ведущих элементов

композиции (рис. 5). Выбранному характеру «уп- „ . Л/Г л

Рис. 4. Мобильный компонент

рощение» соответствует принцип «исключения в школе, г. Муниш,

мобильными компонентами первичной компози- Франция, 1995 г.

ции атриума. Он направлен на формирование нового слоя композиции, перекрывающего первичный (рис. 6).

Третий этап - реализация творческого замысла. На первом уровне этапа, следуя выбранному принципу, с учетом поставленных задач и при авторском участии проектировщика происходит подбор приема формирования архитектурной среды атриума общественного центра. Каждый из разработанных принципов предполагает использование конкретного ряда приемов. В зависимости от сформулированных на втором этапе задач определяется направление изменений: информационные и архитектурно-композиционные. Использование информационной группы приемов позволяет изменять информационную нагрузку пространства. Архитектурно-композиционная группа

приемов влияет на композицию пространства (подчеркивает, изменяет и упрощает композицию) и зрительно ее трансформирует (изламывает пространство, усложняет конструкцию). Прием определяется в соответствии с авторской концепцией развития пространства и зависит от индивидуальных характеристик пространства. В одном атриумном пространстве может использоваться как один, так и комплекс приемов.

Следующим уровнем этапа являются средства формирования архитектурной среды. Выявленные исследованием средства представлены условными композиционными схемами формирования групп мобильных компонентов, их информационными формулами или пространственно образующими типами. Они включают четыре основных вида мобильных компонентов: информационные, художественно-пространственные, светопроекционные и технические. На этом уровне прорабатывается схема размещения средств внутри атриумного пространства, учитываются особенности взаимодействия мобильных компонентов с атриумом. В соответствии с принципом используются средства композиционной гармонизации пространства. Выбираются способы взаимодействия МКАС: ансамбль или коллаж.

Четвертый этап - включение мобильных компонентов в структуру атриумного пространства. Реконструкция процесса формирования мобильных компонентов дала возможность определить их состав. Разновременные МК были

сгруппированы по признаку своего происхож-Рис. 6. Инсталляция «Альтафло- дения: ра» в Велс Фарго Центре, '

Денвер. 2002 г.

Рис. 5. Инсталляция в офисе GlaxoSmithKline

- компоненты, заимствованные из садово-парковой среды (природные элементы, элементы благоустройства, малые архитектурные формы);

- компоненты, заимствованные из интерьеров (произведения традиционных видов искусства, мебель и зоны отдыха);

- компоненты, заимствованные из городской среды (информационнознаковые и рекламные носители, пространственные модульные объекты);

- компоненты, заимствованные из области современного искусства (информационно-активные объекты и светодинамические «перформансы», пространственные арт-объекты, инсталляции, декорации, произведения монументального искусства).

- компоненты, заимствованные из мира науки: (новейшие тектонические объекты, экспонаты, технологическое оборудование и системы).

Выбор конкретных мобильных компонентов может быть произведен тремя путями: подбором готовых существующих компонентов, авторской разработкой мобильного компонента; формированием технического задания для создания проекта мобильных компонентов специалистами (архитекторами, дизайнерами, художниками, скульпторами, инженерами и др.). На этом этапе определяются способы и технологии размещения, фиксации мобильных компонентов в пространстве атриума, а также их взаимодействие с конструктивной основой здания.

Выводы

Разработанная многофункциональная блок-схема включает семь уровней и четыре этапа:

- исходная архитектурно-композиционная среда, выявляющая особенности композиционной, информационной и функциональной схем;

- этап выявления факторов мобильных изменений. На этом этапе выявлены процессуальные, физические, эстетико-информационные, потребительские и природно-климатические факторы. Произведена характеристика необходимых изменений архитектурно-композиционной структуры (усложнение, изменение или упрощение), определяющая принцип формирования архитектурной среды;

- этап реализации творческого замысла, на котором осуществляется подбор конкретных приемов и средств формирования архитектурной среды атриума;

- этап включения мобильных компонентов в структуру атриумного пространства. Состав мобильных компонентов, сформировавшихся на сегодняшний день, классифицирован по признаку их происхождения.

Предлагаемая блок-схема определяет выбор вариантов изменения архитектурной среды на основе исследования архитектурно-композиционной роли мобильных компонентов и формулирования системы подходов, определяющих формирование мобильных компонентов в пространстве атриума.

102

Вестник ТГАСУ №2, 2007

Библиографический список

1. Шимко, В.Т. Типологические основы художественного проектирования архитектурной среды / В. Т. Шимко. - М. : Архитектура-С.

Список иллюстраций

1. Рис. 1. Атриумный дворик «Нептун» Национального музея времени, арх. BDP, Гринвич, Великабритания // Museum and art spaces of the world. - Melbourne, Australia : Imaging Publishing, 2001. - P. 27.

2. Рис. 2. Мобильный компонент в гостинице Атланта Марриот, арх. Д. Портман, Атланта, 1985г. // John Portman & Associates. - Mulgrave, Australia: Image Pub, 2002. - P. 30

3. Рис. 3. Многовариантная блок-схема процесса формирования архитектурной среды ат-риумного пространства средствами мобильных компонентов.

4. Рис. 4. Мобильный компонент в школе, г.Муниш, Франция, 1995 г. // The Architectural Review, 1995. - № 7. - Р. 4.

5. Рис. 5. Инсталляция в офисе GlaxoSmithKline // Интерьер + Д, 2005. - № 3. - С. 141.

6. Рис. 6. Инсталляция «Альтафлора» в Велс Фарго Центре, Денвер. 2002 г. // L’ARCA, 2004. - № 191. - Р. 10.

D.V. ZEMOV

THE PROBLEMS OF MOBILE FORMING THE ARCHITECTURAL-COMPOSITIONAL ENVIRONMENT OF ATRIUM SPACES

The article shows the results of research process of forming the atrium spaces in architectural environment by means of mobile components. Stages and levels of forming the atrium’s informational, compositional and functional schemes revealed during the work are generalized into the final block diagram. It opens stage-by-stage the features of initial space, the factors of mobile changes and the basic approaches determining the alternatives of including the mobile components in the atrium’s architectural environment.

УДК 347.787.

В. И. МЕЛЕХОВ, докт. техн. наук, профессор, академик РАЕН, действительный член Академии проблем качества РФ,

Л.Г. ШАПОВАЛОВА, канд. техн. наук,

АГТУ, Архангельск

О МЕТОДИКО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ

Памятники деревянного зодчества - национальное достояние России. К реставрации этих сооружений должен быть применен особо вдумчивый, научно обоснованный, высокопрофессиональный подход. Ошибки в реставрации памятников зодчества непоправимы. Чрезвычайно важно и поддержание отреставрированных памятников в хорошем состоянии длительное время. Эти работы должны осуществляться на основе научного мониторинга объектов. Однако существующая законодательная и методическая база

© В.И. Мелехов, Л.Г. Шаповалова, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.