Научная статья на тему 'Эволюция атриумных пространств: от элемента древней жилищной архитектуры до ключевого элемента в композиции современных гостиниц'

Эволюция атриумных пространств: от элемента древней жилищной архитектуры до ключевого элемента в композиции современных гостиниц Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1545
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТРИУМ / ОТЕЛЬ / АТРИУМНОЕ ПРОСТРАНСТВО / АРХИТЕКТУРА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ATRIUM / HOTEL / ATRIUM SPACE / ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Баушева М. Д.

Статья описывает ключевые этапы развития пространств атриумов, начиная с применения их в архитектуре жилища, с преобладанием утилитарно-хозяйственной функции, и переход к использованию в композиции гостиниц, с возрастанием высотности построек и сменой функциональной нагрузки на общественно-объединяющую. Рассматриваются прямые и косвенные прототипы современных атриумных пространств и применение атриумов в некоторых значимых проектах российских и зарубежных архитекторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of atrium spaces: from the element of residential building to the key element in composition of contemporary hotels

Atrium is a aesthetically attractive space, that plays a uniting public role in buildings with different functions, including hotels. That uniting aspect is especially important in case of making people-oriented climate in separately taken contemporary buildings and in cities at all. As a result of using atria in composition of hotels we also achieve clear vertical zoning. One of the factors that prove the actuality of using atria is a long «life» of this architectural element. The history of atrium goes from prototypes in architecture of ancient residential buildings (courtyards in houses of Babilon, Egypt etc), to the ancient Greek architecture. Than in the period of Roman architecture we can see a «classical» atria, from which comes multi-level atrium spaces of Italian palazzo. These spaces are direct prototypes of modern atrium. As indirect prototypes we can name multi-level spaces of European theatres of XIX century, greenhouses and exhibition pavilions in Europe in XVIII century and so on. As the example of contemporary architect, who masterly uses the atrium space in the architecture of hotels we take John Portman (we take three of his hotels built in America as an example of different application of atrium spaces in the interior of the building).

Текст научной работы на тему «Эволюция атриумных пространств: от элемента древней жилищной архитектуры до ключевого элемента в композиции современных гостиниц»

УДК 72

Баушева М.Д. - аспирант, ассистент

E-mail: maria.b.arx@gmail.com

Московский архитектурный институт (Государственная академия)

Адрес организации: 107031, Москва, ул. Рождественка, 11

Эволюция атриумных пространств: от элемента древней жилищной архитектуры до ключевого элемента в композиции современных гостиниц Аннотация

Статья описывает ключевые этапы развития пространств атриумов, начиная с применения их в архитектуре жилища, с преобладанием утилитарно-хозяйственной функции, и переход к использованию в композиции гостиниц, с возрастанием высотности построек и сменой функциональной нагрузки на общественно-объединяющую. Рассматриваются прямые и косвенные прототипы современных атриумных пространств и применение атриумов в некоторых значимых проектах российских и зарубежных архитекторов.

Ключевые слова: атриум, отель, атриумное пространство, архитектура,

проектирование.

Введение

Автор книги «Атриумные здания» Ричард Саксон, один из крупнейших специалистов в этой области, еще в 1983 году прогнозировал, что атриумные здания станут одним из наиболее распространенных типов сооружений конца 20 века, и практика показывает, что это утверждение является актуальным и для века 21.

Атриум - эстетически привлекательное пространство, которое может, например, воссоздавать атмосферу маленьких городов с уютными улочками, сомасштабными человеку, или же вызывать восхищение своей грандиозностью и удовлетворять тягу к достижениям прогресса и высоким технологиям (например, достижения в области конструкций и материалов), слегка отдающую «синдромом вавилонской башни», так свойственным человеку. А главное, что атриумное пространство выполняет объединяющую, общественную функцию, что особенно важно в условиях современного мегаполиса.

В композиционном отношении в современных зданиях атриум выступает главным объединяющим пространством с вертикальным развитием. Результатом является вертикальное зонирование или же создание горизонтальных пространств с галереями, что позволяет создавать в гостиницах особый микроклимат, насыщенный воздухом и светом, вместо периодически встречающихся затесненных гостиничных коридоров.

С экономической точки зрения, атриумное пространство может быть вполне оправдано, при условии, что здание грамотно спроектировано (например затраты на отопление могут быть восполнены доходом от торговых точек, расположенных в здании, и рассчитаны как на постояльцев, так и на постоянное пользование жителями города). Повышение затрат в таком случае окупается экономичной эксплуатацией. Ричард Саксон приводит следующие доводы: «Дополнительные расходы, связанные с сооружением крыши над атриумом, разработкой специальных мер противопожарной защиты, средств транспорта и озеленения, компенсируются экономией на высотах и площадях ограждения. Их возведение осуществляется быстрее, чем аналогичных высотных зданий. Они потребляют меньше энергии, в них легче уменьшить потери тепла, создать естественное освещение и использовать солнечную энергию» [1].

Таким образом, атриум - это не только и не столько формальный архитектурный элемент, сколько пространство, применявшееся в различные эпохи, условное обозначение комфортной и многофункциональной среды, что особенно важно в современной архитектуре, когда остро стоит проблема гуманизации среды обитания человека.

Почему включение атриумных пространств в композицию гостиничных комплексов актуально именно в России? Одним из важнейших факторов являются климатические условия. Атриумное пространство помогает создавать комфортную

общественную среду, как в переменчивых условиях климата средней полосы России, так и в более холодных или, напротив, жарких регионах.

Переходя непосредственно к теме данной статьи, следует обратить внимание, что универсальность и востребованность атриума в современной архитектуре подтверждается долгой историей развития и применения данного композиционного элемента.

Эволюция атриумного пространства

В первую очередь дадим определение понятия атриум. Атрий, Атриум (лат. Atrium) -1) центральное помещение древнеитальянского и античного римского жилого дома с верхним светом, обычно с отверстием в крыше (комплювий), через которое накапливалась вода в расположенном под ним мелком бассейне (имплювии); 2) в позднеримской, раннехристианской, византийской архитектуре - окруженный аркадой открытый двор; в качестве открытого, замкнутого двора находит применение в сооружениях современной архитектуры [2]. В современной архитектуре атриумом называется центральное, как правило, многосветное, распределительное пространство общественного здания, инсолируемое через зенитный световой фонарь или проем в перекрытии.

Проследим развитие атриумного типа жилища, начиная с первых известных в истории архитектуры источников.

Первые памятники с пространственной композицией встречаются еще в архитектуре жилища Древневосточных Деспотий: на примере сохранившегося города Ура (ок. 1926 г. до н.э. Вавилон) можно составить представление о господствовавшем типе жилой архитектуры: «дома многокомнатные, дворового типа, развивающие дальше композицию дома эпохи родового строя. Центральный двор каждого дома покрыт кирпичной вымосткой. В середине двора устроен сток для воды, часто тут помещали бассейн» [3].

В архитектуре хеттов храмы и дворцы строились по вавилоно-ассирийскому образцу, т.е. по развитому плану дворового типа многокомнатного дома» [3].

«План египетского дома подобен плану всякого жилища азиатского типа: это -замкнутое помещение, с фасадом без окон, освещаемое только со стороны внутреннего двора. План воспроизводит несообщающиеся между собой залы, расположенные вокруг внутреннего двора» [5]. То есть прототипы атриумных пространств возникают еще в XV в. до н.э., получив дальнейшее развитие в Греции и затем в Риме.

В греческом жилище внутренний дворик представлял собой центральную часть дома с проемом прямоугольной формы в крыше - «комплювием» и небольшим бассейном для дождевой воды - «имплювием» [6]. «Эллинистический дом - замкнутый в себе мир, группирующийся вокруг перистиля. Это типичный южный дом, комнаты его очень тесно связаны со двором, совершенно открытым сверху и сливающимся с небом». В своей книге «Очерки по истории архитектуры» Н. Брунов очень подробно рассматривает этот архитектурный тип, сравнивая его с египетскими двориками и классическим периптером: «сравнительный анализ классического периптера и эллинистического перистиля вскрывает между ними глубокое различие в трактовке архитектурной формы. Принципиальная разница между египетским двориком, окруженным колоннами, и эллинистическим перистилем состоит в греческом ордере, который совершенно по-иному перетолковывает пространство двора, внося в него человеческую мерку - основное свойство греческой колонны» [3]. Однако для нас важно, что в целом атриумное пространство, несмотря на его функциональную значимость в вышеупомянутых типах жилых домов, не только не исчезает, но продолжает развиваться, видоизменяясь вплоть до нашего времени.

Говоря об эволюции атриумного пространства от внутреннего двора Восточных Деспотий к типу классического античного атриума, следует обратить внимание на два важных момента. Во-первых, именно в Древней Греции (а точнее в эллинистический период) атриумное пространство приобретает общественную функцию, характеризующую современные атриумные пространства. До этого функция была чисто утилитарнохозяйственной, обусловленной в основном нуждами семьи, обеспечением необходимого уровня защиты и климатом. А во-вторых, стоит разобраться, в связи с чем происходит такое качественное изменение. Итак, рассмотрим этот процесс более подробно.

На протяжении долгого времени уже сформированный тип южного дома с внутренним двором не претерпевает изменений и переходит в жилую архитектуру Древней Греции. Это еще не совсем классический атриум, в том виде, в котором он затем перейдет в римскую архитектуру. Изменения начинают происходить в эпоху Эллинизма, и это, пожалуй, самый показательный случай, на основании которого можно проследить взаимосвязь мировоззрений, социально-политической ситуации и архитектурного элемента. Для понимания этого процесса сначала необходимо рассмотреть, какие изменения происходят по сравнению с Древневосточными деспотиями. Они подробно рассмотрены в книге Н.И. Брунова «Очерки по истории архитектуры».

Основным достижением греческой и римской архитектуры явилось выделение архитектуры в самостоятельную сферу деятельности. В Восточных деспотиях можно говорить о соединении различных видов искусств и науки в «единое недифференцированное пространство» на службе связующего начала - религии. Наблюдается процесс усложнения культуры, который продолжается до наших дней. «Восточного обожествленного деспота сменил на арене истории гражданин греческого демократического государства, с его развитой личностью, с его рационализмом, с его стремлением к анализу и к осознанию явлений внешнего мира, к разумному порядку и классификации» [4]. С точки зрения мировоззрения, греческий человек еще достаточно религиозен, но пантеон Богов отличается тем, что его тоже «меряют человеческими мерками». Ордерная система, в которой мерилом является человек, лучше чем что бы то ни было характеризует изменения в типе мышления (достаточно сравнить колоссальные, возможно, даже подавляющие залы Карнака и Парфенон, с его «курватурами»). Возникает философия (I тыс. до н.э.), мышление теперь характеризуется понятиями любознательность, любовь к полемике. Демократический режим ведет к возникновению принципа Агоры - решение проблем путем голосования. «Жизнь протекала на площадях, в суде, под портиками; демократическая щепетильность, столь благоприятная для развития общественных зданий, наоборот препятствовала выставлению напоказ богатства частных лиц. Роскошные дома в Греции появляются в македонскую эпоху, вместе с монархическими нравами» [5].

Наступает эллинистическая эпоха. Назрела потребность в централизации государства, в управленческом аппарате, который бы обеспечил безопасность, внутреннюю и внешнюю. Появление такого аппарата в корне меняет общественную жизнь граждан - они меньше заботятся о государстве, зато обращают больше внимания на личную жизнь. Эти изменения отражаются на архитектуре: «если в классическую эпоху V века ведущим архитектурным типом было монументальное здание - храм, то в эллинистическую эпоху III и II веков эту роль играет частный дом» - «перистиль» [4]. С этого момента можно говорить о возникновении классического атриума.

Рассмотрим подробнее эллинистический перистильный дом. Это «замкнутый мирок разбогатевшего рабовладельца, который мало интересуется общественными и государственными делами, предоставляя заботиться о них центральному государственному бюрократическому аппарату, созданному эллинистической монархией. Граждане эллинистического города замкнулись в своем домашнем быту, в семейном кругу; отсюда появилась и все росла тенденция устроить свой дом внутри возможно богаче и роскошнее. Место классического идеала общественного монументализированного человека-героя занял обыватель с его повседневными потребностями, нуждами, стремящийся устроиться поудобнее и пороскошнее и в своем эгоизме в первую очередь думающий о самом себе» [4]. Таким образом, влияние изменений, произошедших в сознании людей и политическом строе государства, на исследуемый архитектурный элемент очевидно, и может помочь объяснить актуальность атриумных пространств сегодня, о чем более подробно будет сказано позднее.

В римскую эпоху план атриумного дома слегка видоизменяется, добавляется роскошь, в объемно-пространственном решении появляются вариации, описанные Витрувием, но в целом дом остается греческим. Роль атриума в инсулах (многоэтажных домах) выполнял световой дворик. В этот период определились основные приемы формирования атриума, которые органично сочетали в себе функцию и эстетику. Функционально он служил парадным «залом» для приемов гостей, играл центральную объединяющую роль в плане

дома, защищал внутренние пространства от природных воздействий, способствовал созданию в доме благоприятного микроклимата. Эстетические задачи решались за счет связи атриума римского дома с внешней средой и оформлением его интерьера предметнопространственным наполнением и убранством [7]. То есть наметившаяся в эллинистической Греции тенденция интеграции ощущения «общественности» продолжает развиваться.

Следующей важной ступенью становления современного атриумного пространства можно считать итальянские палаццо эпохи Ренессанса. «В Италии дворец представляет собой прямоугольное здание, в середине которого устраивается двор; само помещение распадается на анфиладу зал. Галереи, в каждом этаже идущие вокруг двора, имеют непосредственный выход в залы, которые в то же время сообщаются между собой. Из соображений безопасности в старых флорентийских дворцах окна размещены таким образом, чтоб извне совершенно нельзя было видеть, что происходит внутри» [5]. То есть принципиальная схема практически дословно повторяет композицию и суть античного атриума. Но самое главное, что следует отметить в этот период, это переход к многоэтажности здания и, соответственно, многосветности атриумного пространства, что еще больше приближает нас к тому, что принято называть атриумным пространством в современной архитектуре.

Считая общественное многосветное пространство в итальянской жилой архитектуре эпохи Ренессанса прямым прототипом современных атриумных пространств, автор статьи также относит к пространствам, оказавшим влияние на становление данного пространственно-композиционного приема, следующие архитектурные памятники: европейские театры XVI-XVII веков, являвшиеся пространствами ярусного типа с верхним освещением; европейские театры начала XIX века, вестибюли которых по признаку многоярусности общественного интегрального пространства схожи с атриумными пространствами; оранжереи и павильоны выставок в Европе конца XVIII века, с применением большепролетных остекленных кровель. В современных атриумных пространствах гостиниц часто используется озеленение, имеющее своим прототипом именно оранжереи, наполнение которых сначала перешло в остекленные дворы-сады в английских «состоятельных» домах, затем было привнесено в оформление лестничных холлов в многоэтажных домах, а позднее стало использоваться в гостиничных комплексах ведущих корпораций США и Европы в XIX веке.

Одними из первых примеров современных атриумных пространств стали атриумы в американских гостиницах конца XIX веке: Отеле Palace в Сан-Франциско, открытом в 1875 году, и Отеле Brown Palace в Денвере, построенном архитектором Фрэнком Эдбруком и открытом в 1892 году. В Отеле Palace впервые появляется 6-этажный атриум, выполняющий общественно-объединяющую функцию, с активным использованием озеленения и введением понятия «панорамный лифт», который сейчас является одним из неотъемлемых элементов атриумных пространств. Отличительной особенностью Отеля Brown Palace в Денвере является его треугольная форма, где атриум частично выходит на фасад здания. Таким образом, в этих двух постройках мы видим, как начинают складываться приемы композиционного размещения атриумного пространства: внутри здания в центре; с выходом на фасад здания; размещение в угловой части здания. Также можно отметить окончательный переход функции атриумного пространства с утилитарно-хозяйственной к объединяющей общественной, с ярко выраженной эстетической составляющей, которая продолжает развиваться дальше в проектах XX века, с еще более полным наполнением торговыми точками, озеленением, предприятиями питания, конференц-залами и т.д.

Наибольшего наполнения различными функциями и интеграцией ощущения общественности атриумное пространство достигает в проектах современных отелей. А к первым наиболее известным гостиницам большой вместимости и с наличием развитого атриумного пространства надо отнести отели, спроектированные американским бюро John Portman & Associates:

- проект 1965 года Отель Hyatt Regency в Атланте. Атриумное пространство высотой в 23 этажа, с панорамными лифтами, наполненное архитектурными и декоративными элементами, призванными придать грандиозному общественному пространству человеческий масштаб, с применением крупногабаритной абстрактной

скульптуры в интерьере. Общественная функция атриумного пространства лобби и жилая функция размещены в едином объеме;

- проект 1974 года Отель Westin Peachtree Plaza. Архитектор, памятуя о важности свободного пространства, вновь «взрывает» базу отеля вокруг центра, что позволяет создать в башне динамическое, 5-уровневое, 90-футовое, стремящиеся ввысь атриумное пространство лобби. Элементы искусства и природы, включая деревья и воду, были интегрированы в оригинальный дизайн. Простые бетонные формы удовлетворяют строгим финансовым критериям, в то же время формируют динамическое пространство. Следует отметить применение другого пространственного решения - 72-этажная гостиничная «башня» воздвигнута на 7-этажный подиум с атриумным пространством, с размещением в нем многочисленных площадей общественного назначения, необходимых для отеля на 1100 мест, от регистрации до гостиных, обеденных зон и рекреаций;

- проект 1982 года Отель Atlanta Marriot Marquis. Отель представляет собой параболическую форму, взмывающую из крупного прямоугольного подиумного основания. Отличительной особенностью атриумного пространства является его криволинейная форма. Подиум включает выставочный зал, конференц-центр и два больших бальных зала. Отсюда атриум взмывает на высоту 515 футов, сужающийся от широкого криволинейного до более узкого линейного по конфигурации в уровнях номеров, расположенных вверху. Гостей на уровни этажей доставляют стеклянные лифты, давая возможность почувствовать динамику и переменчивость видов внутреннего пространства. Лобби создает ощущение европейской площади. Деревья, растения и фонтаны создают среду, подобную парковой, в которой можно найти множество разнообразных ресторанов и кафе, спрятанных в маленькие, более уютные пространства. Пешеходные переходы соединяют атриумное лобби на верхнем его уровне с офисными башнями и другими компонентами комплекса Peachtree Center.

Расположившись на расстоянии всего в несколько кварталов друг от друга, группа этих трех отелей Peachtree Center отражает 20-летнюю эволюцию применения внутреннего атриумного пространства, проектируемого для повышения общественной функции и производимого на гостей впечатления. В качестве примеров проектов с применением атриумных пространств работы бюро John Portman & Associates выбраны в связи с тем, что в них встречаются различные примеры композиционного размещения атриумов (в едином объеме; башня, размещенная на подиуме, объединенные атриумным пространством в единый организм и т.д.), а также поскольку данная архитектурная группа, по мнению автора, заложила базу для дальнейших проектов отелей с применением атриумных пространств по всему миру.

«С 50-х по 70-е годы 20 века было возведено несколько сотен атриумов. Появляются многочисленные варианты решений гостиниц в целом и атриумных пространств в них в частности. Например, в масштабе объекта или применяемой технологии, в новаторстве идей или используемых материалов. К настоящему времени атриумных зданий по всему миру существует несколько тысяч. И популярность их растет» [6]. Появляются очень эффектные решения, например атриумная гостиница Бурж Аль Араб (Burj al Arab) в Дубае (проект компании Аткинс (Atkins) 2000 г.), в которой важнейшими пространствообразующими элементами явились атриум и цветная динамичная подсветка фасада. Решения, появляющиеся в современной архитектуре, также представляют интерес, а атриумные здания становятся все более востребованным типом зданий - эффектных, современных, экономичных и энергоэффективных.

Заключение

В данной работе, опираясь на сопоставление существующих определений термина «атриум», произведено его уточнение в соответствии с целью и задачами исследования. Был установлен ряд исторических прототипов, обладавших различными сочетаниями этих признаков. Рассмотренные прототипы подготовили условия для появления в середине XIX века первых «современных» атриумных пространств. Универсальность и «долгая» жизнь атриумного пространства предопределила развитую типологию атриумных зданий.

«В наш электронный век нужна особая привлекательность общественного пространства, чтобы заставить человека покинуть свое насыщенное телекоммуникациями жилище. Потому общественные центры должны быть в высшей степени оборудованными, наполненными жизнью и культурой» [1]. Главным аргументом, говорящим о разумности использования атриумного пространства, является социокультурный фактор. Среда атриума привлекательна как место общения людей. В социальных, производственных, конторских учреждениях это пространство способно противостоять децентрализации учреждений, увеличивая деловую активность, объединяя людей.

Список литературы

1. Саксон Р. Атриумные здания / пер. с англ. А.Г. Раппапорта; под ред. В. Л. Хайта. -М.: Стройиздат, 1987. - 138 с.

2. Поплавский В.С. Архитектурно-строительный словарь. - М.: СЛАВА, 1993. - 320 с.

3. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Том 1. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. - 400 с.

4. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Том 2. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. - 540 с.

5. Шуази О. Всеобщая история архитектуры / Огюст Шуази; [пер. Курдюкова Н.С., Денисовой Е.Г.]. - М.: Эксмо, 2008. - 704 с.

6. Земов Д.В. Эволюция и тенденции формирования современных атриумных пространств. [Электронный ресурс] // Архитектон: известия вузов, 2004, № 03 (8). URL: http://archvuz.ru/numbers/2004 3/ia3 (дата обращения: 02.11.2011).

7. Швалева О.В. Атриумные пространства в структуре жилых зданий // [Электронный

ресурс] Международная конференция молодых ученых и студентов «Актуальные проблемы архитектуры и дизайна - 2010». URL:

http://book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz30 pril/index.htm (дата обращения:

25.10.2011).

8. Ric Garrido. Hotel atriums and architect John Portman/may 2009. URL: http://boardingarea.com/blogs/loyaltytraveler/2009/05/26/hotel-atriums-and-architect-john-portman/ (дата обращения: 23.10.2011).

9. Сайт архитектурного бюро Дж. Портмана - URL: http://portmanholdings.com/ (дата обращения: 27.10.2011).

10. Сайт архитектурного бюро Дж. Портмана - URL: http://www.portmanusa.com/home.php (дата обращения: 27.10.2011).

11. Bednar M. J. The new atrium. - New York: Mc Graw-Hill, 1986. - 7 p.

Bausheva M.D. - post-graduate student, assistant

E-mail: maria.b.arx@gmail.com

Moscow Institute of Architecture (State Academy)

The organization address: Rozhdestvenka str., 11, GSP, 107031 Moscow, Russia

Evolution of atrium spaces: from the element of residential building to the key element

in composition of contemporary hotels

Resume

Atrium is a aesthetically attractive space, that plays a uniting public role in buildings with different functions, including hotels. That uniting aspect is especially important in case of making people-oriented climate in separately taken contemporary buildings and in cities at all. As a result of using atria in composition of hotels we also achieve clear vertical zoning. One of the factors that prove the actuality of using atria is a long «life» of this architectural element. The history of atrium goes from prototypes in architecture of ancient residential buildings (courtyards in houses of Babilon, Egypt etc), to the ancient Greek architecture. Than in the

period of Roman architecture we can see a «classical» atria, from which comes multi-level atrium spaces of Italian palazzo. These spaces are direct prototypes of modern atrium. As indirect prototypes we can name multi-level spaces of European theatres of XIX century, greenhouses and exhibition pavilions in Europe in XVIII century and so on. As the example of contemporary architect, who masterly uses the atrium space in the architecture of hotels we take John Portman (we take three of his hotels built in America as an example of different application of atrium spaces in the interior of the building).

Keywords: atrium, hotel, atrium space, architecture.

References

1. Sacson R. Atrium buildings/trans. A.G. Rappaport; red. V.L. Hait. - Moscow: Stroyizdat, 1987. - 138 p.

2. Poplavskii V.S. Architectural glossary. - Moscow: Slava, 1993 - 320 p.

3. Brunov N.I. Essays of the history of architecture / Book 1 - Moscow: CenterPoligraf, 2003. - 400 p.

4. Brunov N.I. Essays of the history of architecture / Book 1 - Moscow: CenterPoligraf, 2003. - 540 p.

5. Shuasi O. History of architecture. - Moscow: Ecsmo. 2008 - 694 p.

6. Zemov D. Evolution and tendentions in forming of contemporary atrium spaces/ Article -

Architecton: the news of HEI. 2004. № 03 (8). URL:

http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2004 03/template article?ar=TA/ia3 (reference date: 02.11.2011).

7. Shvaleva O.V. Atrium spaces in the structure of residential houses. Materials of the international conference «Actual problems in architecture and design - 2010». URL: http://book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz30 pril/index.htm (reference date:

25.10.2011).

8. Ric Garrido. Hotel atriums and architect John Portman/may 2009. URL: hhtp://boardingarea.com/blodgs/royaltytraveler/2009/05/26/hotl-atriums-and-architect-john-portman/ (reference date: 23.10.2011).

9. Official site of John Portman Architects. URL: http://portmanholdings.com/ (reference date: 27.10.2011).

10. Official site of John Portman Architects. URL: http://www.portmanusa.com/home.php (reference date: 27.10.2011).

11. Bednar M.J. The new atrium. - New York: Mc Graw-Hill, 1986. - 7 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.