Научная статья на тему 'Вопросы дефиниции экономической безопасности России в контексте интеграции в мировое пространство'

Вопросы дефиниции экономической безопасности России в контексте интеграции в мировое пространство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / МИРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / OUTER SPACE / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ECONOMIC AND SOCIAL SITUATION / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сараджева Ольга Владимировна., Ельчанинов Максим Анатольевич.

Современное социально-экономическое положение России в условиях глобализации, изменения конъюнктуры мировых рынков и активизации борьбы за источники сырьевых ресурсов делает очевидной необходимость усиления деятельности государства и общества, направленной на обеспечение экономической безопасности государства как условия обеспечения стабильного состояния страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of economic security in Russia in context of integration in outer space

Modern economic and social situation of Russia in the conditions of globalization, changes of an environment of the world markets and activization of fight for sources of raw material resources does obvious need of strengthening of the activity of the state and society aimed at providing economic security of the state as conditions of providing a stable condition of the country.

Текст научной работы на тему «Вопросы дефиниции экономической безопасности России в контексте интеграции в мировое пространство»



of protection of national interests in economics: author. dis. ... cand. econ. sciences. M., 2006.

1 Крылов А.А. Организационно-правовые проблемы безопасности предпринимательства // Проблемы борьбы с преступностью в современных условиях. Ч. 1. М., 1995.

2 О федеральных органах налоговой полиции: закон РФ от 24 июня 1993 г. № 5238-1 // Российская газета, 1993. 15 июля. (утратил силу).

3 Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации: указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 // СЗ РФ, 24 марта 2003 г., № 12, ст. 1099.

4 Об организационно-штатных вопросах Департамента экономической безопасности МВД России и непосредственно подчиненных подразделений: Приказ МВД России от 14 января 2005 г. № 14дсп (Приложение 1, п. 3, пп. «3»).

5 Там же, Приложение 1, п. 3, пп. «4».

6 Там же, Приложение 1, п. 3, пп. «1» и пп. «2».

7 Там же, Приложение 1, п. 1.

8 Там же, Приложение 1, п. 10, пп. «1», пп. «2», пп. «8».

9 Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 // Российская газета. 2011. 1 марта.

10 О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ // Российская газета. 2003. 16 декабря.

11 О милиции: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

12 Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах: Приказ МВД России от 16 марта 2004 г. № 177 // Российская газета. 2004. 6 апреля; Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности: Приказ МВД России от 2 августа 2005 г. № 636 // Российская газета. 2005. 12 августа.

13 О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.

14 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»: федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3739.

УДК 339 ББК 65

ВОПРОСЫ ДЕФИНИЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО

ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА САРАДЖЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Московского государственного индустриального университета

E-mail: braolya@yandex.ru МАКСИМ АНАТОЛЬЕВИЧ ЕЛЬЧАНИНОВ E-mail: M-E@yandex.ru

Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Современное социально-экономическое положение России в условиях глобализации, изменения конъюнктуры мировых рынков и активизации борьбы за источники сырьевых ресурсов делает очевидной необходимость усиления деятельности государства и общества, направленной на обеспечение экономической безопасности государства как условия обеспечения стабильного состояния страны.

Ключевые слова: экономическая безопасность, мировое пространство, социально-экономическое положение, национальные интересы.

Annotation. Modem economic and social situation of Russia in the conditions of globalization, changes of an environment of the world markets and activization of fight for sources of raw material resources does obvious need of strengthening of the activity of the state and society aimed at providing economic security of the state as conditions of providing a stable condition of the country.

Keywords: economic security, outer space, economic and social situation, national interests.

Защита и сохранение национальных интересов в сфере экономики требует разработки и реализации стратегии экономической безопасности на краткосрочный и долгосрочный период. При этом необходима разработка механизма реализации стратегии экономической безопасности государства, под которой понимают систему организационно-экономических мер, направленных на предотвращение угроз экономике страны и включающих в себя такие элементы, как мониторинг экономических показателей, определение пороговых социально-экономических показателей, комплекс действий институтов государства по выявлению внутренних и внешних угроз экономической системе страны, формирование обоснованного объема материальных запасов как производственного, так и непроизводственного назначения для целей компенсации проблем потребления в случае экстремальных для экономики страны условий.

В истории современной России следует дифференцировать этапы развития вопроса экономической безопасности в теоретическом, научно-практическом и прикладном аспектах. Первый этап следует датировать границами с 1990 г. до середины 1990-ых годов. Для этого периода характерен академический подход к изучению экономической безопасности, имевший в своей основе теоретическое осмысление вопросов экономической безопасности, анализ опыта других стран, аккумулирование знаний, в том числе вновь генерируемых в условиях новой для нашей страны социально-экономической обстановки, в условиях новых экономических и политических процессов. В первый период научного изучения экономической безопасности данный термин определялся как «состояние национальной экономики, которое характеризуется устойчивостью, иммунитетом к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень» благосостояния населения страны, вызывающих, тем самым, повышение социальной напряженности в обществе [1]. На этом этапе развития представлений об экономической безопасности экономика России в значительной мере рассматривалась в отрыве от ее реальной и потенциальной вовлеченности в мировую экономику, поэтому акцент делался на обеспечении благосостояния населения страны и стабильности внутреннего рынка страны независимо или вопреки интенсивности и характеру внешних факторов [2]. Дефиниция экономической безопасности рассматривалась как способность противостоять угрозе существования государства. В этот период в качестве основных вопросов концепции экономической безопасности государства рассматривались структура экономической системы, анализ существующих противоречий, способы избегания внутренних кризисов, в том числе путем эволюционных преобразований.

Второй этап развития вопроса экономической безопасности в нашей стране следует рассматривать во

временных рамках, начиная с середины 1990-ых годов и до 2000 г. Это период прикладного подхода к изучению вопросов экономической безопасности, имевший в своей основе формирование системы критериев и показателей, на базе которых определяется состояние экономики как отвечающее или не отвечающее требованиям экономической безопасности. На этом этапе процессы вовлечения России в международный рынок стали очевидны и их необходимость уже не подвергалась сомнениям. Понимание важности сохранения экономической независимости страны и защиты национальных экономических интересов оказало влияние на формирование более глубокого понимания экономической безопасности. Дефиниция экономической безопасности приобрела смысловое значение в аспекте системного подхода к защите жизненно важных интересов России в экономической и социально-экономической сфере [3]. Л.И. Абалкиным было предложено понимать дефиницию экономической безопасности как «состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и в котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику» [4, 5]. В 1995 г. вопрос об экономической безопасности государства был впервые вынесен на обсуждение Совета Федерации. Годом позже, в 1996 г. была утверждена «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)» [6], в которой дефиниция экономической безопасности определялась посредством качественных критериев, обеспечивающих «приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз» [7].

Третий этап развития вопроса экономической безопасности в нашей стране продолжался с начала 2000-ых годов и до недавнего времени, т.е. до середины 2014 г. Этот период развития России характеризуется двумя противоположно направленными процессами: с одной стороны, Россия как суверенное государство в рамках своих государственных границ имеет целью сохранение экономической самостоятельности государства, развитие экономики в интересах обеспечения устойчивости социально-экономической ситуации, повышения благосостояния граждан, обеспечения возможности противостояния внешним угрозам, с другой стороны, Россия активно участвует в международном интеграционном процессе, стремясь занять достойное положение в мировой экономической системе, в мировом разделении труда, активно участвовать в мировой торговле, присутствовать на международном финансовом рынке. Таким образом, третий этап развития вопроса экономической безопасности в нашей стране характеризовался необходимостью сочетания открытости экономики и разумной

защиты национальных экономических интересов путем сохранения оптимального соотношения между открытостью экономики и мерами по защите национальной экономики от вторжения извне.

Экономическим интересам государства могут угрожать как внутренние, так внешние воздействия негативного характера. Внутренние и внешние угрозы в ряде случаев взаимосвязаны. К внешним угрозам относят высокую внешнюю задолженность, сырьевую ориентацию экспорта, недостаточные объемы внешнеторгового оборота в сегменте продукции обрабатывающих производств, в особенности высокого передела. К внутренним угрозам относят как излишнее снижение платежеспособного спроса со стороны населения, так и необоснованно чрезмерный платежеспособный спрос, рост цен, рост инфляции, дефицит бюджета. Существуют ключевые экономические угрозы, которые имеют место в случае снижения фактических значений показателей экономической безопасности государства ниже пороговых значений.

Выделены следующие группы угроз функционированию экономики страны:

• группа экономических угроз, отражающихся на структуре экономики страны, уровне монополизации экономики, эффективности общественного производства, конкурентоспособности национальной экономики, технологической базе промышленного производства, состоянии финансовой системы, инвестиционной политики;

• группа организационных угроз, отражающихся на состоянии и эффективности системы управления экономикой (включая и военный сектор экономики), на состоянии объектов инфраструктуры (в том числе и в оборонном комплексе), уровне организации разведки минерально-сырьевой базы (в особенности рудных материалов и углеводородного сырья), на эффективности вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот; на организации развития инновационного процесса по перспективным направлениям науки и техники, на состоянии борьбы с региональным сепаратизмом и отраслевым лоббизмом при принятии управленческих решений;

• группа правовых угроз, оказывающих влияние на совершенство нормативно-правового законодательства, препятствующих преодолению монополизма в экономике, на исполнительность правовой дисциплины, на состояние борьбы с коррупцией и преступностью в экономике, на степень контроля за движением финансовых средств по территории страны и за границу;

• группа социальных угроз, оказывающих влияние на обеспечение приемлемых для большинства населения условий жизни и развития личности, на предотвращение значительной дифференциации в доходах граждан (расслоения общества по уровню доходов), недопущение сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов, препятствующих исключению потенциальных угроз возникновения социальных конфликтов из-за несовершенства механизма оплаты труда, роста безрабо-

тицы, снижения уровня жизни, способствующих росту криминальных структур и проявлений терроризма.

В настоящее время имеются все основания говорить о начале нового этапа в развитии вопроса экономической безопасности. Этот современный период своей отправной точкой имеет начало санкционного процесса, инициированного американскими и западно-европейскими государствами в отношении РФ.

В современной отечественной экономической науке в настоящее время отсутствует единый взгляд в отношении определения понятия «экономическая безопасность». Общие подходы к вопросу дефиниции экономической безопасности в контексте интеграции России в мировое пространство таковы: понятие экономической безопасности рассматривается как совокупность условий, защищающих экономику страны от внутренних и внешних угроз [4]; как способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на межгосударственном уровне [8, 9]; как возможность и готовность экономики государства обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, и одновременно противостоять влиянию внутренних и внешних угроз [10]; как уровень развития экономики, который обеспечивает экономическую, социально-политическую и военную стабильность в условиях воздействия неблагоприятных факторов [11] в том числе внешних. Ряд авторов в процессе детерминирования понятия экономической безопасности усматривают связь данного понятия с понятиями устойчивости, или стабильности, и развития, понимаемого как экономический рост. В отсутствии стабильного развития экономики неизбежным является резкое сокращение возможностей ее выживания, сопротивляемости к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость, таким образом, характеризует прочность и надежность элементов экономики, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри единой системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки, противостоять внутренним и внешним угрозам. Современные подходы к дефиниции экономической безопасности различаются акцентуацией на том или ином аспекте экономической и социальной жизни общества, на способности экономики страны к развитию, или на возможности реализации личности, или на способности противостоять угрозам.

Представленные в современной экономической литературе подходы к определению термина «экономической безопасности» могут быть обобщены как «способность, возможность и готовность экономики, или экономической системы, на основе эффективного управления обеспечить стабильность и устойчивый экономический рост, удовлетворение потребностей общества и защиту национальных интересов в различных сферах от внутренних и внешних угроз» [12].

Несмотря на имеющиеся расхождения в подходах к пониманию экономической безопасности государ-

ства в настоящее время большинство исследователей сходятся во мнении, что экономическая безопасность, в своей основе, подразумевает устойчивость экономической системы к воздействию внешних и внутренних факторов. Важным для определения сути экономической безопасности в контексте ее государственного аспекта является выявление состояния экономики в совокупности с состоянием институтов власти, обеспечивающего безусловную защиту национальных интересов, социальную направленность политики, необходимый уровень оборонного потенциала в случае развития внутренних и внешних процессов по неблагоприятному для страны сценарию [5, 13].

Уровень и состояние экономической безопасности государства характеризует защитные свойства экономической системы данного государства и наличие механизма противостояния влиянию опасных для экономических интересов государства факторов и воздействий, характеризует действенность и полноту исполнения охранных функций государства и его институтов.

Предыдущий период истории России и других государств показал, что применение вооруженных сил посредством демонстрации военной силы и военного присутствия в зонах политической и экономической нестабильности в целях обеспечения экономических интересов имеет четко сформировавшуюся тенденцию быть объективно обоснованно или политически мотивировано и создает предпосылки формирования условий для экономической деятельности государства или экономических структур, представляющих его интересы. В настоящее время в научных исследованиях уделяется большое внимание противоречиями в теории и практике взаимосвязи экономической и военной безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации [14, 15]. Разработана концепция противодействия угрозам экономической и военной безопасности государства, состоящая в формировании регулирующих воздействий на экономику, институциональные преобразования, способствующих повышению уровня экономической и военной безопасности государства. Избирательность воздействий обеспечивается в результате определения приоритетных направлений на основе объективных критериев, формируемых системой мониторинга экономической и военной безопасности. Рассматривается матрица взаимосвязи экономической и военной безопасности государства, предусматривающая необходимость скоординированного функционирования механизмов мониторинга и координации, прямой и обратной связи обеспечения экономической и военной безопасности государства в системе национальной безопасности с учётом особенностей концептуального и стратегического уровня этой деятельности.

В зависимости от масштабов интегрирования объектов в мировую экономическую систему, а также в зависимости от задач, которые ставятся перед экономи-

кой государства, понятие региональности подвержено некоторой флуктуации: говоря о некой территории, объединенной наличием определенного параметра (например, географическое месторасположение территории, очерченность официально зарегистрированных или исторически сложившихся границ, сформи-рованность экономических, политических или иных интересов), под «регионом» в одних случаях подразумевают часть мира (например, Азиатско-Тихоокен-ский регион), т.е. рассматривают понятие «регион» как совокупность государств, а в других случаях подразумевают часть территории страны, для которой характерна определенная территориальная и хозяйственная целостность, сопровождающаяся наличием определенного признака дифференцирования, позволяющего именно данную территорию выделять или отличать от соседних территорий.

Являясь в определенных пределах экономически самостоятельной территорией, регион в той или иной степени оказывает влияние на формирование экономической ситуации в конкретной стране. Экономические угрозы, возникающие в границах одного региона, могут оказывать влияние на социально-экономическую ситуацию соседних регионов и государства в целом. Обеспечение экономической безопасности региона рассматривается как составная часть безопасности региона в широком смысле слова [16]. Сущность экономической безопасности региона состоит в возможности и способности его экономики поэтапно улучшать качество жизни населения на уровне общепринятых стандартов, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз при оптимальных затратах всех видов ресурсов и неистощительном использовании природных факторов, обеспечивать социально-экономическую и общественно-политическую стабильность региона [17].

Экономическая безопасность России складывается из экономической безопасности субъектов федерации и находится под влиянием состояния социально-экономических и политических систем сопредельных государств-членов СНГ, о чем очередной раз свидетельствуют события, развивающиеся в настоящее время на Украине.

Современный научный подход требует рассмотрения дефиниции экономической безопасности отнюдь не как детерминированное понятие, однозначное и жесткое во всех его проявлениях, а наоборот, как динамичное, дифференцируемое в зависимости от уровня структурирования объекта, находящегося в поле действия экономической безопасности.

Литература

1. Паньков В. Экономическая безопасность: микрохозяйственный и внутренний аспект // Внешнеэкономические связи. 1992. Вып.8. С. 5-18.

2. Рубанов В. Безопасность - лозунги, теория и политическая практика / РЭЖ. 1991. № 17. С. 31-41.

3. Савин В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России // Международный бизнес России. 1995. № 9. С. 14.

4. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России // Социально-политический журнал. 1997. № 5. С. 3.

5. Экономическая безопасность: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Под ред. В.А. Богомолова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 295 с.

6. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» // СЗ РФ. 29 апреля 1996 г. № 18, ст. 2117.

7. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Основополагающие государственные документы. М., 1998. Ч. 1.

8. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения// Вопросы экономики, 1994. № 12. С. 36-44.

9. Городецкий А.Е. Экономическая безопасность страны в условиях современной глобальной конкуренции и угрозы мирового финансового кризиса// Новые концептуальные и стратегические тенденции в системе обеспечения экономической безопасности и противодействия экономической преступности. Материалы межведомственной научно-практической конференции. М.: АЭБ МВД России, 2009 г.

10. Экономическая и национальная безопасность/ Под ред. Л.П. Гончаренко. М.: Экономика, 2008. 542 с.

11. Сенчагов В. Как обеспечить экономическую безопасность России // Российская Федерация сегодня. 2007. № 6. С. 36-37.

12. Калинина Н.М. Экономическая безопасность региона: сущность, угрозы и меры обеспечения // Сибирский торгово-экономический журнал, 2010. № 10. С. 16-22.

13. Экономическая безопасность: Производство, финансы, банки / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Фин-статинформ, 1998.

14. Мухин И.В. Разработка методологических основ взаимосвязи обеспечения экономической и военной безопасности Российской Федерации: Монография. М.: ВАГШ, 2009. 296 с.

15. Дмитриев В.А., Костецкий В.П., Кудинов Н.Н. Погранология: охрана морских пограничных пространств: Монография. 2-е изд. М.: Отделение погра-нологии МАИ, 2004. 330 с.

16. Анищенко А.А. Экономическая безопасность регионов России / А.А. Анищенко, И.В. Долматов. М.: Маркетинг, 2006. 72 с.

17. Еделев А.Л. Стратегическая стабильность и экономическая безопасность субъектов Российской Федерации: монография. М.: Акад. Экономической безопасности МВД России, 2007. 116 с.

References

1. Pankov V. Economic security: microeconomic and internal aspect // Foreign economic relations. 1992. Vyp.8. P. 5-18.

2. Rubanov V. Security - slogans, the theory and political practice / REZh. 1991. No. 17. P. 31-41.

3. Savin VA. Some aspects of economic security of Russia // International business of Russia. 1995. No. 9. P. 14.

4. Abalkin L.I. Economic security of Russia // Socio-political magazine. 1997. No. 5. P. 3.

5. Economic security: the manual for students of the higher education institutions which are trained on specialties of economy and management / Edit. by V.A. Bogomolova. 2nd prod., revised and additional. M.: UNITY-DANA, 2009. 295 p.

6. The decree of the Russian President of April 29, 1996 N 608 «About the State strategy of economic security the Russian Federation (Basic provisions)» // the Russian Federation Code of April 29, 1996. № 18, Art. 2117.

7. Safety of Russia. Legal, social and economic and scientific and technical aspects. Fundamental state documents. M, 1998. Part 1.

8. Arkhipov A., Gorodetsky A., Mikhaylov B. Economic security: estimates, problems, ways of providing // Economy Questions, 1994. No. 12. P. 36-44.

9. Gorodetsky A.E. Economic security of the country in the conditions of the modern global competition and threat of world financial crisis // New conceptual and strategic tendencies in system of providing economic security and counteraction of economic crime. Materials of interdepartmental scientific and practical conference. M. AEB of Russia, 2009.

10. Economic and national security / Edit. by L.P. Goncharenko. M.: Economy, 2008. 542 p.

11. Senchagov V. How to ensure economic security of Russia// The Russian Federation today. 2007. № 6. P. 36-37.

12. Kalinina N.M. Economic security of the region: essence, threats and measures of providing/Siberian trade and economic magazine, 2010. No. 10. P. 16-22.

13. Economic security: Production, finance, banks / Edit. by V.K. Senchagov. M.: Finstatinform, 1998.

14. Mukhin I.V. Development of the methodological foundations of the relationship to ensure economic and military security of the Russian Federation: Monograph. M: WAGS, 2009. 296 C.

15. Dmitriev V.A., Kostetsky V.P., KudinovN.N. Pogra-nologiya: protection of the sea boundary of spaces: Monograph. 2nd edit. M.: Office of a pogranologiya of MAI, 2004. 330 pages.

16. Anishchenko A.A. Economic security of regions of Russia / A.A. Anishchenko, I.V Dolmatov. M.: Marketing, 2006. 72 p.

17. Edelev A.L. Strategic stability and economic security of subjects of the Russian Federation: monograph. M.: Akkad. Economic security of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2007. 116 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.