Научная статья на тему 'Национальные экономические интересы и обеспечение экономической безопасности России'

Национальные экономические интересы и обеспечение экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25344
1262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / NATIONAL INTERESTS / ECONOMIC INTERESTS / ECONOMIC PROBLEMS / ECONOMIC SECURITY / THREATS TO SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Володин Виктор Михайлович, Рожкова Лилия Валерьевна, Скворцова Валентина Алексеевна

Актуальность и цели. Проблема обеспечения экономической безопасности страны тесно увязана с реализацией концепции национально-государственных интересов. Национальные интересы лежат в основе любой стратегии безопасности. Снижение рисков и угроз национальной безопасности РФ в экономической сфере обеспечивает прогрессивное развитие страны. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях, во-первых, проведения социально-экономических реформ в стране, во-вторых, нестабильности мировой финансовой системы. Цель исследования состоит в изучении взаимосвязи экономической безопасности и экономических интересов. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе изучения нормативно-правовых актов РФ: Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», вторичного анализа результатов социологического исследования «Национальная безопасность России в оценках экспертов». Методология исследования базируется на системном подходе; использовались монографический, правовой методы. Результаты. Проведен теоретический анализ понятия «национальный интерес», раскрыто его содержание, представлена классификация национальных экономических интересов, раскрыта система обеспечения экономической безопасности. На основе опроса экспертов установлена приоритетность экономических проблем как главных угроз национальной безопасности. Выводы. Обеспечение экономической безопасности и защищенность экономических интересов государства, общества, индивидов должно выстраиваться в рамках системного подхода от совершенствования нормативно-правовой базы до надзора за государственными органами, обеспечивающими экономическую безопасность. Целесообразно привлечение институтов гражданского общества к обеспечению экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL ECONOMIC INTERESTS AND ECONOMIC PROTECTION OF RUSSIA

Background. The problem of providing economic security of the country is closely connected to implementation of the concept of national and state interests. National interests are the cornerstone of any strategy of safety. A decrease in risks and threats of national security of the Russian Federation in the economic sphere provides progressive development of the country. This problem gains a special relevance, firstly, in conditions of social and economic reforms in the country, secondly, in conditions of instability of the world financial system. The goal of the work is to study an interrelation of economic security and economic interests. Materials and methods. The research tasks were implemented on the basis of studying the normative legal acts of the Russian Federation: the Strategy of national security of the Russian Federation till 2020, the Federal law “On state regulation of the foreign trade activity”, the secondary analysis of results of the sociological research “National Security of Russia in Estimates of Experts”. The methodology of the research was based on the system approach; monographic and legal methods were used. Results. The theoretical analysis of the concept “national interest” was carried out, its contents were revealed, the classification of national economic interests was presented, the system of economic security provision was revealed. On the basis of the expert survey, the authors revealed the priority of economic problems as main threats to national security. Conclusions. Provision of economic security and security of economic interests of the state, society, individuals, has to be built within the system approach from improvement of the standard and legal base to supervision of the government bodies ensuring economic security. Involvement of institutions of civil society in provision of economic security is expedient.

Текст научной работы на тему «Национальные экономические интересы и обеспечение экономической безопасности России»

УДК 338; 316

В. М. Володин, Л. В. Рожкова, В. А. Скворцова

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Аннотация.

Актуальность и цели. Проблема обеспечения экономической безопасности страны тесно увязана с реализацией концепции национально -государственных интересов. Национальные интересы лежат в основе любой стратегии безопасности. Снижение рисков и угроз национальной безопасности РФ в экономической сфере обеспечивает прогрессивное развитие страны. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях, во-первых, проведения социально-экономических реформ в стране, во-вторых, нестабильности мировой финансовой системы. Цель исследования состоит в изучении взаимосвязи экономической безопасности и экономических интересов.

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе изучения нормативно-правовых актов РФ: Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», вторичного анализа результатов социологического исследования «Национальная безопасность России в оценках экспертов». Методология исследования базируется на системном подходе; использовались монографический, правовой методы.

Результаты. Проведен теоретический анализ понятия «национальный интерес», раскрыто его содержание, представлена классификация национальных экономических интересов, раскрыта система обеспечения экономической безопасности. На основе опроса экспертов установлена приоритетность экономических проблем как главных угроз национальной безопасности.

Выводы. Обеспечение экономической безопасности и защищенность экономических интересов государства, общества, индивидов должно выстраиваться в рамках системного подхода от совершенствования нормативно-правовой базы до надзора за государственными органами, обеспечивающими экономическую безопасность. Целесообразно привлечение институтов гражданского общества к обеспечению экономической безопасности.

Ключевые слова: национальные интересы, экономические интересы, экономические проблемы, экономическая безопасность, угрозы безопасности.

V. M. Volodin, L. V. Rozhkova, V. A. Skvortsova

NATIONAL ECONOMIC INTERESTS AND ECONOMIC PROTECTION OF RUSSIA

Abstract.

Background. The problem of providing economic security of the country is closely connected to implementation of the concept of national and state interests. National interests are the cornerstone of any strategy of safety. A decrease in risks and threats of national security of the Russian Federation in the economic sphere provides progressive development of the country. This problem gains a special relevance, firstly, in conditions of social and economic reforms in the country, secondly, in conditions of instability of the world financial system. The goal of the work is to study an interrelation of economic security and economic interests.

Materials and methods. The research tasks were implemented on the basis of studying the normative legal acts of the Russian Federation: the Strategy of national security of the Russian Federation till 2020, the Federal law "On state regulation of the foreign trade activity", the secondary analysis of results of the sociological research "National Security of Russia in Estimates of Experts". The methodology of the research was based on the system approach; monographic and legal methods were used.

Results. The theoretical analysis of the concept "national interest" was carried out, its contents were revealed, the classification of national economic interests was presented, the system of economic security provision was revealed. On the basis of the expert survey, the authors revealed the priority of economic problems as main threats to national security.

Conclusions. Provision of economic security and security of economic interests of the state, society, individuals, has to be built within the system approach from improvement of the standard and legal base to supervision of the government bodies ensuring economic security. Involvement of institutions of civil society in provision of economic security is expedient.

Key words: national interests, economic interests, economic problems, economic security, threats to security.

Национальные государственные интересы, с одной стороны, составляют основу международной политики, с другой, являются компонентами национальной безопасности государств. Сам термин «национальный интерес» приобрел официальный политический статус в 1935 г. при включении его в Окфордскую энциклопедию социальных наук. Приоритет в разработке этого понятия принадлежит Р. Нибуру, Ч. Бирду. После Второй мировой войны концепция национального интереса развивалась Г. Моргентау в аспекте категорий власти. По Г. Моргентау, национальный интерес имеет три компонента: природа интереса; политическое окружение; рациональная необходимость, которая ограничивает выбор средств и целей для акторов международной политики [1]. В научной литературе различают понятия «общественный интерес» (в рамках реализации внутригосударственной политики) и понятие «национальный интерес» (сфера внешней политики) [2, с. 18-19]; однако эти интересы не исключают друг друга. На общественные интересы оказывает влияние международная обстановка, на национальные - экономическая ситуация, социальная и политическая стабильность и моральный климат в стране [3, с. 288-298]. Важнейшими характеристиками национальных интересов В. В. Трухачев называет системность, осознанность, причинную обусловленность, интегративность, конкретно-историчность [2, с. 19]. В отношении содержания национальных интересов встречаются разные точки зрения. В соответствии с одной, понятия «национальный интерес», «государственный интерес», «интересы гражданского общества» тождественны (М. А. Молчанов, М. В. Ильин и др.) [2]. Согласно другой точке зрения, которую отстаивает В. Б. Пастухов, государство и нация рассматриваются как единый социальный субъект; они не существуют друг без друга [4, с. 92]. Национальные интересы подразделяются по сферам: политические, военные, экономические, культурные и др. В политической науке понятие «национальный интерес» связано с национальной безопасностью, под которой понимается состояние защищенности государства, личности, общества от угроз внутреннего и внешнего характера [5].

Понятие «национальные интересы» юридически закреплено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Они рассматриваются как осознанные, объективные, официально выраженные потребности, реализация которых способна обеспечить устойчивость и прогрессивное развитие страны [5]. Значительное внимание в Стратегии уделяется экономическому росту России и постановке стратегических целей: вхождение России в пятерку стран-лидеров по объему ВВП, достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической сфере. Подчеркнем, что в Стратегии четко не раскрываются критерии «необходимого уровня». В этом документе представлены основные стратегические риски и угрозы национальной безопасности РФ в экономической сфере (рис. 1).

Рис. 1. Риски и угрозы национальной безопасности РФ в экономической сфере и направления их противодействия им

Примечание. Составлено по: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537).

В п. 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, «национальная безопасность» определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства [6].

В известном смысле, термины «безопасность» и «национальная безопасность» можно рассматривать как синонимы, если под национальной безопасностью не понимать исключительно безопасность государственную.

В научной литературе выделяется несколько концептуальных подходов к интерпретации проблемы безопасности:

- гипотетическое отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений, катаклизмов для социума;

- реальная защищенность от опасностей, способность надежно противостоять им [7, с. 154].

Основную лепту в исследование категории безопасности вносят философы, социологи, политологи, юристы. Как следствие, экономическая наука не располагает до сих пор общепринятым теоретическим понятием безопасности личности, общества и государства [8]. Существующие экономические дефиниции в качестве стержневой основы используют «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, а также социально-направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» [9, с. 72].

Некоторые авторы трактуют безопасность как защиту, т.е. акцентируют внимание на аспектах стабилизации и защитной функции. В таком ключе система безопасности рассматривается как совокупность механизмов предупреждения и эффективного реагирования на возникающие угрозы личности, обществу и государству. Другой подход интерпретирует безопасность как состояние социальной системы. В вытекающих отсюда концепциях речь идет не о защите (функциональный, ситуационно-факторный подход), а о защищенности, т.е. о характере социальных отношений (социальный, институциональный подход) [8].

Думается, отмеченные взгляды на понятие безопасности отличаются только в одном - объеме данного понятия. Сторонники безопасности как «состояния защищенности» утверждают, что это определение исходит из этимологии самого понятия. Те, кто считает, что безопасность не сводится только к состоянию, включают в нее так называемую «систему обеспечения» [10, с. 167]. Безопасность в широком смысле есть защищенность системы (элемента, интересов) от факторов (угроз), которые могут уничтожить либо изменить ее сущность. Это способность социальной системы обеспечить высокий уровень жизнедеятельности личности, общества и государства, их надежное существование и устойчивое развитие.

Механизм безопасности включает в себя целый ряд элементов и их целеустремленное взаимодействие. В их числе объекты защиты (их многообразие содержится, по сути, в триаде личности, общества и государства); научные идеи, взгляды, концепции (идеологическая база обеспечения безопасности); система соответствующих норм (правовых, моральных, традиционных); субъекты обеспечения безопасности; деятельность (средства, методы и способы функционирования субъектов с целью достижения приемлемого уровня защищенности); угрозы безопасности конкретных объектов; критерии оценки состояния социальной безопасности и эффективности ее механизма.

Система обеспечения безопасности призвана устанавливать определенную упорядоченность, устойчивость и нормальное функционирование обще-

ственных отношений, гарантировать их максимальную независимость от нежелательного влияния случайных факторов. При этом соответствующие меры защиты избираются адекватно угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, обеспечивается по возможности упреждающее реагирование на опасность их возникновения [8]. Безопасность служит, таким образом, условием накопления, наращивания и обогащения других ценностей, при ее отсутствии или недостатке «ценностная структура общества истощается и деформируется, сужаясь до простой самозащиты» [11, с. 11].

При таком подходе к безопасности становится очевидным многообразие ее аспектов. Важнейшими из них являются: военный, политический, экономический, экологический, технологический, информационный, медицинский, правовой.

Экономисты определяют безопасность как состояние экономики и институтов власти, когда обеспечивается защита национальных интересов, социально направленное развитие страны, оборонный потенциал [9, с. 72]. Экономическая безопасность также рассматривается как защищенность экономики от воздействия внутренних и внешних факторов. К внешним угрозам можно отнести нарастание импортной зависимости, бегство капитала, утечку мозгов и др.; к внутренним - разрушение научно-технического потенциала страны, усиление имущественного расслоения, криминализацию общества в целом и экономики в частности.

Взаимосвязь экономической безопасности и экономических интересов представлена в определении «экономическая безопасность», данном в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003. Это такое состояние экономики, которое обеспечивает достаточный уровень политического, оборонного, социального существования и прогрессивного развития страны, независимость и неуязвимость ее экономических интересов в отношении возможных внешних и внутренних угроз и воздействий [12]. Таким образом, теоретический анализ позволяет утверждать, что в рамках обеспечения экономической безопасности страны реализуется защита экономических интересов, национальных интересов в экономической сфере, национальных экономических интересов.

Поскольку экономическая система страны представляет собой единство четырех элементов (уровней): макроэкономического (экономика страны в целом); регионального и отраслевого (экономика регионов, отраслей); микроэкономического (агенты рынка) [13, с. 298-300]; уровня личности (экономические интересы граждан страны), то можно заключить, что экономические интересы также реализуются на этих уровнях. Поэтому для обеспечения экономической безопасности страны необходима защищенность экономических интересов как отдельных граждан страны, так и экономики в целом. На рис. 2 представлена классификация национальных экономических интересов.

Защищенность экономических интересов и обеспечение экономической безопасности осуществляются в рамках осуществления экономической политики, основанной на системе скоординированных мер, адекватных современным внутренним и внешним угрозам.

Национальные экономические интересы: классификации

—► По группам субъектов: интересы государства в сфере экономики, хозяйственные интересы предприятий и организаций, экономические интересы индивида

- По уровню воспроизводства: общественные, коллективные, личные

- По времени: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные

—* По объектам (направленности): имущественные, финансовые, трудовые, интеллектуальные

Рис. 2. Национальные экономические интересы

Система обеспечения экономической безопасности включает в себя: во-первых, нормативно-правовую базу в области экономической безопасности (на государственном уровне это Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.; Государственная стратегия экономической безопасности РФ от 29.04.1996; Военная доктрина РФ от 30.12.2014; Доктрина продовольственной безопасности РФ от 30.01.2010 и др.); органы государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной в области обеспечения экономической безопасности (Совет безопасности РФ, Счетная палата РФ, правоохранительные органы, в том числе Департамент экономической безопасности Министерства внутренних дел РФ и др.), а также предприятия, учреждения, организации, объединения граждан; механизмы контроля и надзора за деятельностью органов, обеспечивающих экономическую безопасность. Экономическая безопасность должна осуществляться на основе следующих принципов: законность; комплексность и учет баланса экономических интересов личности, общества, государства; своевременность и адекватность реакций на снижение угроз экономической безопасности; ответственность субъектов по обеспечению экономической безопасности; непрерывность в обеспечении экономической безопасности.

Обратимся к результатам социологических исследований в отношении обеспечения национальной и экономической безопасности в России. В 2010 г. ИС РАН (М. К. Горшков, И. В. Задорина, В. В. Петухов) совместно с группой «Циркон» реализовали исследование «Национальная безопасность России в оценках экспертов». Результаты показали, что проблема безопасности традиционно входит в пятерку тем, которые в наибольшей степени волнуют россиян. С точки зрения экспертов, обеспечение национальной безопасности в России вызывает высокий уровень тревоги. На рис. 3 показана оценка экспертов уровня национальной безопасности по отдельным видам.

Наиболее острыми угрозами национальной безопасности России эксперты считают (в порядке убывания): коррупцию (6,1 балла из семи возможных), высокую изношенность основных фондов в промышленности (5,9 балла), отставание страны от стран-лидеров в сфере модернизации экономики и внедрения инноваций (5,8 балла), сокращение численности населения (5,6 балла), сохранение экспортно-сырьевой модели развития экономики

(5,6 балла). Таким образом, пятерку главных угроз национальной безопасности в основном составляют экономические проблемы [14, с. 16]. По результатам опроса экспертов был сделан важный вывод относительно приоритетности внутренних угроз национальной безопасности над внешними. Эксперты также оценили эффективность работы российских государственных структур по обеспечению национальной безопасности. Наиболее высоко эксперты оценили роль Президента РФ и разведывательных структур [14, с. 43]. При этом более трети экспертов (37 %) прогнозировали ухудшение обеспечения национальной безопасности России в ближайшие пять лет [14, с. 48].

Рис. 3. Оценка национальной безопасности по отдельным компонентам [14, с. 16] Примечание. По шкале от -3 (низкий уровень) до +3 (высокий уровень).

В заключение отметим, что уровень экономической безопасности в России сегодня далек от совершенства. Этому в основном способствуют факторы внутреннего порядка, в том числе неразрешенность многих экономических проблем. Обеспечение экономической безопасности и защищенность экономических интересов государства, общества, индивидов должно выстраиваться в рамках системного подхода от совершенствования нормативно-правовой базы до надзора за государственными органами, обеспечивающими экономическую безопасность. Важное значение в процессе обеспечения национальной и экономической безопасности должно также отводиться институтам гражданского общества.

Список литературы

1. Гаджиев, К. С. Введение в геополитику / К. С. Гаджиев. - М. : Логос, 1998. -415 с.

2. Трухачев, В. В. Национальные интересы: сущность, структура, политические механизмы формирования / В. В. Трухачев // Международные отношения. - 2010. -№ 2. - С. 17-28.

3. Цыганков, П. А. Теория международных отношений / П. А. Цыганков. - М., 2002. - 400 с.

4. Пастухов, В. Б. Национальный и государственный интересы России: игра слов или игра в слова? / В. Б. Пастухов // Полис. - 2000. - № 1. - С. 92-95.

5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : [утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537].

6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 // Собрание законодательства РФ. -2009. - № 20. - Ст. 2444.

7. Потрубач, Н. Н. Социально-экономическая безопасность социума / Н. Н. По-трубач, А. Н. Борисевич // Социально-гуманитарные знания. - 2001. - № 3. -С. 153-167.

8. Скворцова, В. А. Теоретико-методологические основы исследования экономической составляющей в системе национальной безопасности / В. А. Скворцова, А. С. Фомина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 562-565.

9. Сенчагов, В. К. Экономическая безопасность России / В. К. Сенчагов. - М. : Дело, 2005. - 895 с.

10. Богомолов, В. А. Экономическая безопасность / В. А. Богомолов. - М. : Юнити-Дана, 2009. - 295 с.

11. Демидов, А. И. О региональном аспекте проблемы безопасности / А. И. Демидов // Политическая правовая жизнь / под ред. А. В. Малько, А. Ю. Саломатина. -Пенза : ИИЦ ПГУ, 2001. - С. 19-25.

12. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности : Федеральный закон РФ от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - 15 декабря. - № 50. - Ст. 4850.

13. Скворцова, В . А . Микроэкономика : учеб. пособие / В. А. Скворцова, И. Е. Медушевская, А. О. Скворцов ; под ред. д-ра экон. наук, проф. В. А. Скворцовой. - 2-е изд., испр. и доп. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. - 310 с.

14. Национальная безопасность России в оценках экспертов. Аналитический отчет ИС РАН. - М., 2010. - 56 с. - URL: http://www.vestnik.isras.ru/files/File/Gorshkov_ analit.otchot.pdf

References

1. Gadzhiev K. S. Vvedenie v geopolitiku [Introduction into geopolitics]. Moscow: Logos, 1998, 415 p.

2. Trukhachev V. V. Mezhdunarodnye otnosheniya [International relations]. 2010, no. 2, pp. 17-28.

3. Tsygankov P. A. Teoriya mezhdunarodnykh otnosheniy [Theory of international relations]. Moscow, 2002, 400 p.

4. Pastukhov V. B. Polis [Polis]. 2000, no. 1, pp. 92-95.

5. Strategiya natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda: [utv. Uka-zom Prezidenta RF ot 12 maya 2009 g. № 537] [The strategy of national security of Russia up to 2020: approved by the decree of the RF Presidents on 12th May 2009 № 537].

6. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected laws of the Russian Federation]. 2009, no. 20, art. 2444.

7. Potrubach N. N., Borisevich A. N. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya [Social and humanitarian knowledge]. 2001, no. 3, pp. 153-167.

8. Skvortsova V. A., Fomina A. S. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogi-cheskogo universiteta im. V. G. Belinskogo [Proceedings of Penza State Pedagogical University named after V. G. Belinsky]. 2012, no. 28, pp. 562-565.

9. Senchagov V. K. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii [Economic safety of Russia]. Moscow: Delo, 2005, 895 p.

10. Bogomolov V. A. Ekonomicheskaya bezopasnost' [Economic security]. Moscow: Yuniti-Dana, 2009, 295 p.

11. Demidov A. I. Politicheskaya pravovaya zhizn' [Political legal life]. Penza: IITs PGU, 2001, pp. 19-25.

12. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected laws of the Russian Federation]. 2003, 15 Dec., no. 50, art. 4850.

13. Skvortsova V. A., Medushevskaya I. E., Skvortsov A. O. Mikroekonomika: ucheb. po-sobie [Microeconomics: tutorial]. 2nd ed. Penza: Izd-vo PGU, 2014, 310 p.

14. Natsional'naya bezopasnost' Rossii v otsenkakh ekspertov. Analiticheskiy otchet IS RAN [National security of Russia in expert estimates. An analytical report of IS RAS] Moscow, 2010, 56 p. Available at: http://www.vestnik.isras.ru/files/File/Gorshkov_analit. otchot.pdf

Володин Виктор Михайлович доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики и управления, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: ieu@pnzgu.ru

Рожкова Лилия Валерьевна доктор социологических наук, профессор, кафедра экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет

(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: mamaeva_lv@mail.ru

Скворцова Валентина Алексеевна доктор экономических наук, профессор, кафедра экономической теории, истории и политики, Пензенский государственный университет

(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: va_skvortsova@mail.ru

Volodin Viktor Mikhaylovich

Doctor of economic sciences, professor,

dean of the faculty of economics

and administration, Penza State University

(40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Rozhkova Liliya Valer'evna

Doctor of sociological sciences, professor,

sub-department of economics

and international relations, Penza

State University

(40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Skvortsova Valentina Alekseevna Doctor of economic sciences, professor, sub-department of economics, history and politics, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

УДК 338; 316 Володин, В. М.

Национальные экономические интересы и обеспечение экономической безопасности России / В. М. Володин, Л. В. Рожкова, В. А. Скворцова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 4 (36). - С. 210-218.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.