Научная статья на тему 'Волонтерское движение как условие развития социальной компетентности подростков'

Волонтерское движение как условие развития социальной компетентности подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
798
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SOCIAL COMPETENCE / ADOLESCENCE / VOLUNTEER ACTIVITIES / SOCIAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лозгачева Оксана Викторовна

В статье представлен теоретический анализ научных работ отечественных и зарубежных ученных по проблеме социальной компетентности. Определяются сущность данного понятия, структурные элементы, способы развития. Проведенный теоретический анализ состояния проблемы социальной компетентности в современной науке показывает, что истоки современной теории социальной компетентности можно найти в зарубежной психологии и педагогике начала XX века. Процесс развития социальной компетентности представляется многими авторами не как линейное, поступательное освоение одного за другим правил общественного поведения, а как соединение, взаимопроникновение, интеграция старого и нового, отмирающего и нарождающегося в изменившихся обстоятельствах. Структура социальной компетентности представляется как единство социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека, и включает когнитивный, личностный, деятельностный, нравственно-ценностный компонент. Развитие социальной компетентности требует тщательного определения возрастных особенностей ее носителей. Наиболее благоприятным периодом развития социальной компетентности является подростковый возраст. Необходимым условием развития социальной компетентности является активное участие в волонтерской деятельности. Волонтерская деятельность - это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению, направлена на бескорыстное оказание социально значимых услуг. Свое современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEER MOVEMENT AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF ADOLESCENTS

The article presents a theoretical analysis of scientific works of home and foreign scholars on the issue of social competence. It defines the essence of this concept, its structural elements and methods of development. The undertaken theoretical analysis of the problems of social competence in modern science shows that the origins of modern theories of social competence can be found in foreign psychology and pedagogy of early 20th century. The process of development of social competence is presented by many authors not as a linear, progressive acquisition of the rules of social behavior one after another, but as a connection, interpenetration and integration of the old and the new, the dying and the ones being born in the changed circumstances. The structure of social competence is presented as a unity of social knowledge, abilities and skills used in the main spheres of human activity, and includes cognitive, personal, active, moral and value oriented components. The development of social competence requires careful observation of age peculiarities of its carriers. The most favorable period for the development of social competence is adolescence. Active participation in volunteer activities is the necessary condition for the development of social competence. Volunteering is a form of social service, carried out of one’s own free will and aimed at selfless provision of socially significant services. The volunteer movement received its modern level of development in connection with the growing number of social problems, that cannot be solved in today's economy without volunteers.

Текст научной работы на тему «Волонтерское движение как условие развития социальной компетентности подростков»

УДК 37.013.42 ББК Ч466.01

ГСНТИ 15.81.21

Код ВАК 19.00.07

Лозгачева Оксана Викторовна,

кандидат психологических наук, доцент, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: okcana.lozgacheva@yandex.ru

ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальная компетентность; подростковый возраст; волонтерская деятельность; социальное взаимодействие.

АННОТАЦИЯ. В статье представлен теоретический анализ научных работ отечественных и зарубежных ученных по проблеме социальной компетентности. Определяются сущность данного понятия, структурные элементы, способы развития. Проведенный теоретический анализ состояния проблемы социальной компетентности в современной науке показывает, что истоки современной теории социальной компетентности можно найти в зарубежной психологии и педагогике начала XX века. Процесс развития социальной компетентности представляется многими авторами не как линейное, поступательное освоение одного за другим правил общественного поведения, а как соединение, взаимопроникновение, интеграция старого и нового, отмирающего и нарождающегося в изменившихся обстоятельствах. Структура социальной компетентности представляется как единство социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека, и включает когнитивный, личностный, деятельностный, нравственно-ценностный компонент. Развитие социальной компетентности требует тщательного определения возрастных особенностей ее носителей. Наиболее благоприятным периодом развития социальной компетентности является подростковый возраст. Необходимым условием развития социальной компетентности является активное участие в волонтерской деятельности. Волонтерская деятельность - это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению, направлена на бескорыстное оказание социально значимых услуг. Свое современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.

Lozgacheva Oksana Viktorovna,

Candidate of Psychology, Associate Professor, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

VOLUNTEER MOVEMENT AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF ADOLESCENTS

KEY WORDS: social competence, adolescence, volunteer activities, social interaction.

ABSTRACT. The article presents a theoretical analysis of scientific works of home and foreign scholars on the issue of social competence. It defines the essence of this concept, its structural elements and methods of development. The undertaken theoretical analysis of the problems of social competence in modern science shows that the origins of modern theories of social competence can be found in foreign psychology and pedagogy of early 20th century. The process of development of social competence is presented by many authors not as a linear, progressive acquisition of the rules of social behavior one after another, but as a connection, interpenetration and integration of the old and the new, the dying and the ones being born in the changed circumstances. The structure of social competence is presented as a unity of social knowledge, abilities and skills used in the main spheres of human activity, and includes cognitive, personal, active, moral and value oriented components. The development of social competence requires careful observation of age peculiarities of its carriers. The most favorable period for the development of social competence is adolescence. Active participation in volunteer activities is the necessary condition for the development of social competence. Volunteering is a form of social service, carried out of one's own free will and aimed at selfless provision of socially significant services. The volunteer movement received its modern level of development in connection with the growing number of social problems, that cannot be solved in today's economy without volunteers.

оа

особенностями современного социального пространства являются интенсивно меняющиеся условия социальной и экономической жизни, которые происходят вследствие стремительно набирающего обороты процесса мировой интеграции, роста коммуникаций, культурных обменов, развития особого открытого для всех информационного пространства. Все

это ставит перед каждым человеком задачи непрерывного социального, профессионального и личностного роста.

Экономические преобразования в стране и изменившийся характер социального заказа к институтам социализации молодого поколения требуют воспитания личности, готовой к жизни в быстро меняющемся обществе, что связывается с наличием и

© Лозгачева О. В., 2015

степенью выраженности социальной компетентности [2].

Проведенный теоретический анализ состояния проблемы социальной компетентности в современной науке показывает, что истоки современной теории социальной компетентности можно найти в зарубежной психологии и педагогике начала XX в. Анализ состояния разработанности данной проблемы свидетельствует, во-первых, о ее сложности в силу того, что она является объектом исследования целого ряда научных дисциплин (философии, социологии, когнитивной и социальной психологии, социальной и специальной педагогики), рассматривается на их стыке, представлена многообразием моделей и механизмов формирования [4]. Во-вторых, имеется общее, что объединяет многих исследователей (В. М. Басова, С. С. Бахтеева, О. В. Казанцева, Н. В. Калинина, Г. И. Марасанов и др.): особое внимание уделяется многоаспектно-сти анализируемого процесса, тому, что он может быть целью, результатом, средством, элементом структуры, одним из условий успешного существования личности [2].

В работах Л. М. Иванова, Е. Б. Коневой, Н. В. Калининой, М. И. Лукьяновой, Г. И. Ма-расанова, М. С. Пономарева, А. М. Прихожан, Н. А. Рототаевой, Т. И. Самсоновой, В. Слот, Н. Н. Толстых и др. существуют различные точки зрения на понимание сущности социальной компетентности.

1. Социальная компетентность представлена или как интегративное качество личности, или как социальное взаимодействие (С. А. Беличева, Б. П. Битинас, В. Г. Бочарова, И. С. Кон, А. В. Мудрик, Р. В. Овчаро-ва, В. А. Сластенин, П. А. Шептенко, Е. Ф. Широкова и др.) [2; 5].

2. Социальная компетентность характеризуется как результат некоторой деятельности или показатель достижений личности в определенном виде деятельности (А. В. Быков, М. А. Галагузова, И. Ф. Дементьева, Л. Я. Олиференко, П. А. Шептенко, Т. И. Шульга и др.) [12].

3. Содержательный компонент развития социальной компетентности зависит от возраста человека (Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская, В. В. Сериков, М. Фор-верг, Х. Шредер) [8].

Процесс развития социальной компетентности представляется многими авторами не как линейный, поступательное освоение одного за другим правил общественного поведения, а как соединение, взаимопроникновение, интеграция старого и нового, отмирающего и нарождающегося в изменившихся обстоятельствах [2; 4].

Также зарубежные исследователи проблемы социальной компетентности М. Фор-

верг, Х. Шредер включают в ее структуру большое количество компонентов:

2) способность индивида эффективно и адекватно разрешать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается;

3) повседневная эффективность индивида во взаимодействии со своим окружением;

4) достижение соответствующих социальных целей в специфических социальных условиях с использованием соответствующих средств - с положительными сдвигами в развитии [6];

5) способность использовать ресурсы социального окружения и личностные ресурсы с целью достижения хороших результатов в развитии [10].

Проанализировав работы В. А. Сласте-нина, П. А. Шептенко, Е. Ф. Широковой, можно представить структур социальной компетентности как единство социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека, включающее когнитивный, личностный, деятельностный, нравственно-ценностный компонент [5].

Развитие социальной компетентности требует тщательного определения возрастных особенностей ее носителей [13].

Подростковый возраст, по мнению зарубежных и отечественных исследователей, является наиболее благоприятным периодом для социального и эмоционального развития человека [9].

По мнению И. И. Лукьяновой и С. А. Учаровой, именно в старшем подростковом возрасте создаются определенные предпосылки для успешного развития социальной компетентности. Это обусловлено следующими моментами:

1) потребность в самоутверждении, самоопределении, эмоциональном благополучии;

2) стремление к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, что выражается в отношении к творчеству, самостоятельности, самореализации, к собственной жизненной позиции -активности в отношении к будущему [2; 7];

3) существенное возрастание независимости, автономности в суждениях и самооценке;

4) осознание и принятие социальных норм (соответствует включению в «образ Я» такого качества, как ответственность) [2];

5) высокая критичность при оценивании себя, своей ответственности в определенной ситуации, критика поведения окружающих людей;

6) стремление к расширению собственных общественных отношений и соци-

альных связей, освоение новых социальных ролей [4; 5];

7) повышение ряда таких показателей самоотношения, как самоуважение, ощущение силы Я, ожидание положительного отношения окружающих, настойчивость и упорство в достижении целей, стремление к преодолению трудностей на своем пути и т. д. [2; 4; 5];

8) зарождение способности и готовности брать на себя ответственность за участие в происходящих событиях, анализировать свою роль в ситуациях социального взаимодействия, что связано с формированием внутреннего локуса контроля.

Как условие развития социальной компетентности многие исследователи рассматривают участие в волонтерской или добровольческой деятельности [5].

Теоретический анализ отечественных и зарубежных научных источников по проблеме становления и развития основных форм волонтерской деятельности в России позволяет выделить три этапа.

1. Становление основ добровольческой деятельности в XIX в.

2. Советский период, в котором участие в общественных работах носило скорее принудительный характер (тимуровское движение).

3. Современный этап (решение социальных проблем).

Сложившаяся веками добровольческая деятельность для российского человека является вполне естественной потребностью реализации безвозмездной помощи другим людям. Сейчас особенно стало актуальным и модным развитие волонтерского движения, т. к. поддержка оказывается на всех уровнях власти [1; 4].

Волонтерская деятельность - это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг [14].

Педагогические основы становления и развития волонтерской или добровольческой деятельности были разработаны в трудах отечественных педагогов П. Г. Блонского, А. С. Макаренко, М. В. Петровского, В. Н. Со-роки-Росинского, С. Т. Шацкого и др., что было связано с революционными преобразованиями, разрушением старой авторитарной системы образования и провозглашением личности как высшей ценности в социалистической культуре; затем эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах исследователей П. М. Барского, И. Ф. Пелячика, С. И. Смирновой, Ю. А. Стрельцова, В. Е. Три-одина и др. [2; 4; 5; 7; 9].

Предметом изучения современных исследователей являются история волонтер-

ского движения (Ж. Г. Атаянц, М. Бэнтол, С. Г. Разуваев, Н. А. Смирнова, В. Б. Трио-дин и др.), сущность, функции и структура данной деятельности (Т. И. Бакланова, Л. Л. Новикова, Т. Парсонс, В. В. Полука-ров, С. Саксен, Б. А. Титов и др.), содержание, формы и методы работы по организации волонтерской деятельности (Э. Грожан, С. Д. Димова, В. И. Ерзунов, И. Н. Еременко, С. Л. Паладьев, А. Н. Стоян), особенности общения в рамках волонтерской деятельности (М. Иванова, О. А. Казешений, В. А. Разумный и др.), типология волонтерских объединений (И. Н. Еременко, Д. Силз, С. Г. Разуваев, В. В. Розанов, В. Н. Рыбаков и др.) [5; 7; 8; 10].

Современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы. Анализируя опыт организации добровольческой деятельности, Л. Е. Сикорская выделяет группы мотивов реализации волонтерской деятельности:

- самореализация, самовыражение, самоопределение личностного потенциала;

- общественное признание, чувство социальной значимости;

- профессиональное ориентирование, приобретение полезных социальных и практических навыков;

- возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками;

- приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия;

- выполнение общественного и религиозного долга;

- организация свободного времени [4; 6].

Изучение проблемы развития социальной компетентности мы продолжили в рамках эмпирического исследования, в котором приняли участие около 100 подростков Свердловской области и Ханты-Мансийского округа, обучающихся в Серовском профессиональном училище. Возраст испытуемых - 15-17 лет.

В качестве диагностического инструментария использовались ОМО (опросник межличностных отношений А. А. Рукавишникова), опросник Ш. Шварца для изучения ценностной сферы личности, тест для исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда [4].

Результаты первичного исследования показали, что у половины испытуемых выражена сильная потребность быть принятым остальными, респонденты болезненно переживают свою изоляцию в коллективе и обществе. При этом участники успешнее всего проявили себя в понимании вербальной экспрессии, умении распознавать

смысл вербальной коммуникации в контексте конкретной ситуации. Наибольшие проблемы у многих испытуемых вызвал анализ поведения людей в процессе межличностного взаимодействия, в его динамике.

Далее испытуемым было предложено поучаствовать в деятельности волонтерского отряда Серовского профессионального училища. Отряд является добровольной организацией обучающихся, создаваемой в целях формирования социальной компетентности обучающихся, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, совершенствования нравственного воспитания, повышения правосознания. Деятельность отряда основывается на соблюдении законодательства РФ и Положении волонтерского движения ГБОУ НПО СО «Се-ровское профессиональное училище».

В течение 2013/2014 учебного года испытуемые, вошедшие в экспериментальную группу, приняли участие в городских и районных акциях, оказывали патронатную помощь дому-интернату для престарелых и инвалидов, детей-инвалидов, проводили просветительские и профилактические беседы с разными категориями граждан.

Результаты повторного исследования показали, что в экспериментальной группе

резко снизился процент людей, испытывающих дискомфорт, трудности в ситуациях социального взаимодействия; значительные изменения произошли на уровне индивидуальных приоритетов и принимаемых ценностей, такими ценностями стали доброта и самостоятельность. Участники отмечают развитие таких способностей, как предвидение последствий поведения в социуме, способность понимать логику развития ситуации взаимодействия, способность оценивать состояния и намерения участников взаимодействия.

В контрольной группе значимых изменений при повторном исследовании не произошло.

Таким образом, результаты исследования расширяют представления об особенностях и условиях развития социальной компетентности подростков в образовательном учреждении. Выделение психологических составляющих социальной компетентности позволит на теоретическом и эмпирическом уровне определить критерии и показатели ее сформированности в подростковом возрасте, что будет способствовать выявлению закономерностей становления социально компетентной личности и проектированию развивающей образовательной среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арович Я. Методы работы с волонтерами / под ред. М. Ю. Киселева, И. И. Комаровой // Школа социального менеджмента : сб. ст. М. : Карапуз, 2004.С. 8-9, 75-85.

2. Басова В. М. Формирование социальной компетентности сельских школьников : дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2004.

3. Бодренкова Г. Добровольчество // Социальная работа. 2006. № 1. С. 52-57.

4. Воронцов Д. Б. Формирование социальной компетентности подростков «группы риска» : дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2006.

5. Гиенко Л. Н. Формирование социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения : дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2009.

6. Зимняя И. А., Морозова Н. А. Современное состояние проблемы концепций воспитания. Ярославль : Современные концепции воспитания, 2000.

7. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М. : Моск. исслед. центр подготовки специалистов, 2007.

8. Зеер Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-29.

9. Ильина Н. В., Прошина И. И. Опыт организации волонтерского движения в общеобразовательном учреждении // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2013. № 2. С. 22.

10. Калинина Н. В. Социальная компетентность школьников как индикатор результативности деятельности образовательного учреждения // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. М. ; Кострома, 2001. С. 146-148.

11. Куприянова Е. В. Воспитание социальной компетентности школьников // Наука и школа. 2006. № 6. С. 30-36.

12. Моров А. В. Зарубежный опыт деятельности волонтеров неправительственных организаций по профилактике девиантного поведения подростков : метод. пособие. М. : ИСПС РАО, 2005.

13. Мартынова Е. В., Попова Е. Г. Волонтерское движение: организационные, целевые, ценностно-смысловые, информационно-методические основы. Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2004.

14. Никитина Л. Е. Феномен волонтерства в современной России // Волонтер и общество. Волонтер и власть : науч.-практ. сб. М. : ACADEMIA, 2000. С. 5-12.

15. Развитие молодежной активности в волонтерской деятельности : сб. мат-лов обл. обучающего семинара. Мурманск : Новое начало, 2007.

16. Самсонова Т. И. Социальная компетентность подростков и технологии ее формирования : дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2006.

17. Слесарева И. В. Молодежная клубная культура на рубеже XX-XXI веков: аксиологический аспект : дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 2008.

LITERATURE

1. Arovich Ya. Metody raboty s volonterami / pod red. M. Yu. Kiseleva, I. I. Komarovoy // Shkola sot-sial'nogo menedzhmenta : sb. st. M. : Karapuz, 2004.S. 8-9, 75-85.

2. Basova V. M. Formirovanie sotsial'noy kompetentnosti sel'skikh shkol'nikov : dis. ... d-ra ped. nauk. Yaroslavl', 2004.

3. Bodrenkova G. Dobrovol'chestvo // Sotsial'naya rabota. 2006. № 1. S. 52-57.

4. Vorontsov D. B. Formirovanie sotsial'noy kompetentnosti podrostkov «gruppy riska» : dis. ... kand. ped. nauk. Kostroma, 2006.

5. Gienko L. N. Formirovanie sotsial'noy kompetentnosti podrostkov obshcheobrazovatel'nogo uch-rezhdeniya : dis. ... kand. ped. nauk. Barnaul, 2009.

6. Zimnyaya I. A., Morozova N. A. Sovremennoe sostoyanie problemy kontseptsiy vospitaniya. Yaroslavl' : Sovremennye kontseptsii vospitaniya, 2000.

7. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podk-hoda v obrazovanii. M. : Mosk. issled. tsentr podgotovki spetsialistov, 2007.

8. Zeer E. Kompetentnostnyy podkhod k modernizatsii professional'nogo obrazovaniya // Vysshee obrazo-vanie v Rossii. 2005. № 4. S. 23-29.

9. Il'ina N. V., Proshina I. I. Opyt organizatsii volonterskogo dvizheniya v obshcheobrazovatel'nom uch-rezhdenii // Vestnik KRAUNTs. Gumanitarnye nauki. 2013. № 2. S. 22.

10. Kalinina N. V. Sotsial'naya kompetentnost' shkol'nikov kak indikator rezul'tativnosti deyatel'nosti obra-zovatel'nogo uchrezhdeniya // Psikhologiya innovatsionnogo upravleniya sotsial'nymi grup-pami i organizatsiya-mi. M. ; Kostroma, 2001. S. 146-148.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Kupriyanova E. V. Vospitanie sotsial'noy kompetentnosti shkol'nikov / / Nauka i shkola. 2006. № 6. S. 30-36.

12. Morov A. V. Zarubezhnyy opyt deyatel'nosti volonterov nepravitel'stvennykh organizatsiy po profilaktike deviantnogo povedeniya podrostkov : metod. posobie. M. : ISPS RAO, 2005.

13. Martynova E. V., Popova E. G. Volonterskoe dvizhenie: organizatsionnye, tselevye, tsennostno-smyslovye, informatsionno-metodicheskie osnovy. Ekaterinburg : UGTU-UPI, 2004.

14. Nikitina L. E. Fenomen volonterstva v sovremennoy Rossii / / Volonter i obshchestvo. Volonter i vlast' : nauch.-prakt. sb. M. : ACADEMIA, 2000. S. 5-12.

15. Razvitie molodezhnoy aktivnosti v volonterskoy deyatel'nosti : sb. mat-lov obl. obuchayushchego seminara. Murmansk : Novoe nachalo, 2007.

16. Samsonova T. I. Sotsial'naya kompetentnost' podrostkov i tekhnologii ee formirovaniya : dis. ... kand. sotsiol. nauk. SPb., 2006.

17. Slesareva I. V. Molodezhnaya klubnaya kul'tura na rubezhe XX-XXI vekov: aksiologicheskiy aspekt : dis. ... kand. filos. nauk. Saransk, 2008.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.