Психолого-педагогические науки •••
69
ры муниципалитета. Корректно организованный мониторинг позволит оценить эффективность проводимой работы и про-
гнозировать развитие воспитательной деятельности, совершенствовать ее структуру, содержание и принципы организации.
Литература
1. Умалатова З. М. Педагогическая диагностика как фактор стимулирования инициативы младших школьников в обучении. Махачкала: Даггоспедуниверситет, 2006. 154 с. 2. Умалатова З. М. Управление воспитательной деятельностью на муниципальном уровне // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. № 3. С. 100-105.
3. Управление развитием школы / под ред. М. М. Поташникова и В. С. Лазарева. М. : Новая школа, 1995. 464 с.
References
1. Umalatova Z. M. Pedagogical diagnostics as a factor of stimulating the initiative of junior schoolchildren in learning. Makhachkala: DSPU, 2006. 154 p. 2. Umalatova Z. M. Management of educational activities at the municipal level // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences. 2013. # 3. P. 100-105. 3. The school development management / ed. by M. M. Potashnikov and V. S. Lazarev. M. : Novaya shkola, 1995. 464 p.
Literatura
1. Umalatova Z. M. Pedagogicheskaja diagnostika kak faktor stimulirovanija iniciativy mladshih shkol'nikov v obuchenii. Mahachkala: Daggospeduniversitet, 2006. 154 s. 2. Umalatova Z. M. Upravlenie vospi-
tatel'noj dejatel'nost'ju na municipal'nom urovne // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2013. № 3. S. 100-105. 3. Upravlenie razvitiem shkoly / pod red. M. M. Potashnikova i V. S. Lazareva. M. : Novaja shkola, 1995. 464 s.
Статья поступила в редакцию 17.06.2015 г.
УДК 316.625-057.87
РОЛЬ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ
СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ
THE ROLE OF VOLUNTEERS ACTIVITIES IN DEVELOPING THE
YOUTH’S SOCIAL ACTIVITY
©2015 Хаджиалиев К. И., Айгубов Л. С.
Дагестанский государственный университет
©2015 Khadzhialiev K. I., Aygubov L. S.
Dagestan State University
Резюме. В статье анализируются вопросы влияния волонтерства на процессы социального становления личности и формирования духовно-нравственных и профессионально-значимых качеств старшеклассников и студенческой молодежи, рассматриваются проблемы вовлечения указанных категорий учащейся молодежи в различные виды волонтерской деятельности.
Abstract. The author of the article analyzes the impact of volunteering on the processes of social identity formation and forming the spiritual and moral and professionally significant qualities of senior schoolchildren and students, examines the problems of involving these categories of students in different types of the volunteer activities.
Rezjume. V stat’e analizirujutsja voprosy vlijanija volonterstva na processy social’nogo stanovlenija lichnosti i formirovanija duhovno-nravstvennyh i professional'no-znachimyh kachestv starsheklassnikov i studencheskoj molodezhi, rassmatrivajutsja problemy vovlechenija ukazannyh kategorij uchashhejsja molodezhi v razlichnye vidy volonterskoj dejatel'nosti.
70
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2015
Ключевые слова: волонтер, волонтерство, социальная активность, воспитание, мотивация. Keywords: volunteer, volunteering, social activity, education, motivation.
Kljuchevyeslova: volonter, volonterstvo, social’naja aktivnost', vospitanie, motivacija.
Феномен социальной активности личности можно считать весьма многогранным и многоаспектным явлением. Соответственно и подходы к изучению и исследованию этого явления также отличаются разнообразием, наличием альтернативных взглядов и позиций. В отечественной науке все больше появляется исследований, в которых явление социальной активности личности рассматривается в контексте социализации (А. В. Волохов, М. В. Демиден-ко, Т. Г. Пташко, Л. С. Яковлев и др.), гражданского воспитания (А. В. Беляев, А. С. Гаязов, О. В. Лешер и др.). Следует отметить, что согласно оценкам многих авторов, исследующих рассматриваемую проблему, особая роль в данном процессе принадлежит детским и молодежным общественным объединениям.
Опыт последних лет как в России, так и в мире в целом, свидетельствует, что для решения задач в области профилактики социальной дезадаптации необходимо привлечение не только профессионалов, но и добровольцев, методы работы которых в окружающем социуме нередко оказываются более эффективными. Мы солидарны с мнением многих исследователей, что добровольческую волонтерскую деятельность можно рассматривать как важное условие и эффективное средство повышения социальной активности учащейся молодежи.
Позитивные изменения последних лет в области социальной политики в Российской Федерации, достижение стабильности в других сферах жизни в какой-то степени способствует улучшению нравственного, психологического состояния населения. Как следствие, указанные социальные перемены в значительной степени отразились и на мотивации добровольчества.
Анализ литературных источников по проблеме волонтерской деятельности, свои собственные исследования позволяют нам в качестве основных выделить ряд потребностей личности, на которых основываются мотивы участия в волонтерской деятельности: 1) потребность в признании; 2) потребность в достижении; 3) потребность в самоконтроле; 4) потребность в разнообразии; 5) потребность в росте; 6) потребность в общении; 7) потребность в развлечении.
Очевидно, что социальная работа с молодежью должна строиться на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Такого рода работу, нацеленную на включение подрастающего поколения в социально-активную деятельность, пусть и с идеологическим креном, достаточно успешно осуществляли функционирующие во всех советских образовательных учреждениях детско-юношеские общественные организации. Но, в 90-е годы в результате резко изменившейся общественно-политической и экономической ситуации в стране, изменилась ситуация и идеологическая. Весь накопленный десятилетиями положительный опыт работы с молодежью был предан забвению, растерян. На всем постсоветском пространстве образовался своеобразный вакуум, не была предложена достойная альтернатива. С годами положение дел в этом направлении хоть и медленно, но начало выправляться. В последние годы увеличилось число людей, которые приходят в некоммерческие организации с целью получения необходимого опыта работы, знаний и навыков, реализации своих идей. В данном случае добровольческую деятельность, или иначе волонтерство, можно рассматривать и как мощное инновационное средство профессиональной социализации, обладающее огромным воспитательным потенциалом.
Анализ литературы по проблеме социально-педагогической деятельности добровольческого движения позволяет выделить ряд противоречий в применении этого опыта в России [1]. К числу наиболее значимых относятся противоречия:
- между возрастающей ролью волонтерского движения в социальном развитии общества и недостаточной разработанностью его теоретических основ, механизмов его эффективного применения в отечественной социальной работе;
- между потребностью современного общества в социально активной молодежи и недостаточном использовании воспитательных возможностей волонтерского движения;
- между реально существующей возможностью изучения опыта добровольческого движения и отсутствием широкой
Психолого-педагогические науки •••
апробации этих моделей в практике работы российских неправительственных организаций.
Касаясь самой дефиниции «волонтерства», необходимо отметить, что волонтерство - понятие столь же древнее, как и понятие «социум». В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо других, на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и жить [3].
Волонтерское движение появилось и получило развитие в 20-е годы XX в. в Европе [4]. А в последующие годы волонтерское движение получило еще большее распространение как среди молодежи, так и среди людей старшего поколения. С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность во всем мире.
В основе волонтерской деятельности лежит принцип безвозмездности и солидарности, таким образом, его мотивы кроются не в материальном вознаграждении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Волонтерство - это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером.
Волонтерская деятельность может быть направлена на достижение педагогических целей, стать важным фактором воспитания студентов и молодежи [5. С. 12]. В современной России именно инициативное детско-молодежное общественное движение, использующее волонтерскую деятельность в педагогической практике, может явиться одним из важнейших средств формирования социальной активности молодежи.
В своем небольшом исследовании в качестве объекта мы взяли студенческую молодежь. Возраст оказывается значимым фактором в интересах к общественной деятельности. Характеризуя данную возрастную категорию, следует отметить, что этому возрасту свойственно стремление к новому, необычному, рискованному, что порой приводит к асоциальным формам поведения. В силу возрастных особенностей интересы молодежи не во всем совпадают с интересами общества в целом, а недостаток жизненного опыта увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ею ответственных решений. Рост экстремизма и агрессии в молодежной среде, формирование асоциальных субкультур и
71
контркультур - свидетельствуют о недостаточной действенности существующих институтов социализации, демонстрируют их системный кризис [2].
Одним из самых эффективных средств профилактики и коррекции девиантного поведения молодежи является поддержка их инициатив, связанных, прежде всего, с самостоятельной предпринимательской деятельностью, самообразованием, возможностью получения ранней профессиональной ориентации. Самостоятельная инициативная общественная деятельность молодых людей является средством их жизнеобеспечения и экономической самостоятельности, способом самоопределения, утверждения себя как личности, возможностью проверки и развития способностей и деловых качеств, процессом накопления жизненного и делового опыта.
В своем исследовании, посвященном анализу опыта организации добровольческой деятельности, Л. Е. Сикорская выделяет ведущие социально значимые ее мотивы [6].
Первая группа мотивов - это самореализация личностного потенциала, возможность проявления своих способностей и возможностей в социально значимой общественной деятельности.
Следующая важная группа - это общественное признание, чувство социальной значимости, возможность утвердиться в собственных глазах, ощутить сопричастность к общественно полезному делу.
Еще одну группу мотивов автор определяет как самовыражение и самоопределение. Добровольческая работа позволяет человеку выразить свое внутреннее «Я» и утвердиться в жизненных ценностях.
Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками.
Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия. Добровольческая работа позволяет приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности.
Способность выразить гражданскую позицию активной деятельностью, направленной на защиту собственных взглядов и ценностей.
Выполнение общественного и религиозного долга. Эта потребность вытекает из осознания религиозного и этического долга и свидетельствует о высоком личностном развитии.
72
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2015
Одной из особенностей волонтерства является его интеграция в сферу социальной работы. Проблема заключается в том, что волонтерская работа студентов в своем большинстве носит стихийный характер, а сама волонтерская деятельность рассматривается зачастую, прежде всего, как обслуживающая. Поэтому требуется теоретическое осмысление возможностей и условий организации волонтерства студентов как средства их профессионального становления. Мы предполагаем, что высшая школа в достаточной степени обладает возможностями использования волонтерства как эффективного средства повышения социальной активности и выполнения задач профессиональной социализации студентов.
С целью анализа содержания волонтерской деятельности, условий и механизмов их применения в практике социальной работы среди студенческой молодежи г. Махачкалы было проведено специальное исследование. Нами была разработана «Анкета потенциального волонтера». Задачами анкетирования являлись: выявление отношения молодежи к участию в волонтерской деятельности; изучение мотивов и склонностей, по которым молодые люди занимаются волонтерской деятельностью; выяснение степени информированности молодежи г. Махачкалы о волонтерской деятельности и о характере деятельности существующих в городе общественных волонтерских организаций и движений. В основе нашего исследовании в качестве основополагающей проходит идея о том, что волонтерская деятельность студентов будет способствовать восприятию и усвоению духовно-нравственных гуманистических ценностей, позитивным изменениям в личности, повышению социальной активности, решению перспективной задачи формирования будущих профессионалов социальной работы.
В ходе исследования были опрошены 114 студентов разных факультетов Дагестанского государственного университета (ДГУ). Анализ результатов анкетирования позволил нам выявить некоторые особенности по исследуемой проблеме.
Один из вопросов «Анкеты потенциального волонтера» был сформулирован следующим образом: «Знаете ли Вы, что из себя представляет волонтерская деятельность?». Более 80 % (71 студент) опрошенных указали, что волонтерская деятельность является добровольной помощью
кому-либо. Около 30 % (26 студентов) ответили, что это - добровольная безвозмездная помощь нуждающимся. Здесь следует уточнить, что безвозмездность, т. е. отсутствие расчета на вознаграждение, является весьма значимым признаком волонтерства.
На следующий вопрос «Хотите ли вы стать волонтером?» были даны следующие варианты ответов: 1. Да, я хочу стать волонтером - 61 %. 2. Хочу стать потенциальным волонтером - 22 %. 3. Сомневаюсь, так как я плохо себе представляю, что это такое - 8 %. 4. нет, не хочу - 9 %. В данном вопросе можно было выбирать только один вариант ответа. Нас немного удивило, что 8 человек не захотели участвовать в добровольческой деятельности. С нашей точки зрения, они все еще не осознают важности волонтерской деятельности и не видят необходимости участия в ней.
На вопрос «Какие виды деятельности Вы предпочитаете?» 60 % студентов выбрали коллективную деятельность (в группе с другими людьми-единомышленниками); 34 % - выбрали, связанные непосредственно с людьми (в том числе с незнакомыми); не связанные с общением не выбрал ни один студент. Достаточно высок рейтинг по показателю «индивидуальная деятельность (делать что-либо самому индивидуально)» - 39 %. Такое достаточно большое, на первый взгляд, количество студентов, желающих заниматься какой-либо деятельностью индивидуально мы связываем, во-первых, с современными социальноэкономическими условиями в республике, регионе, стране в целом, а во-вторых, с ментальными этнонациональными характеристиками респондентов, что в обоих случаях свидетельствует о том, что современная молодежь в первую очередь рассчитывает прежде всего на себя. Здесь следует уточнить, что можно было выбирать несколько подходящих вариантов ответа.
Четвертый вопрос касался того, что их привлекает в волонтерской деятельности. Были получены следующие результаты: 63 % - возможность помочь другим; 22 % -получение нового опыта; 17 % - новые интересы; 15 % - встречи с новыми людьми. В данном вопросе также можно было выбрать два ответа. Качественная характеристика полученных ответов очередной раз подтверждает нашу гипотезу, что волонтерскую деятельность можно рассматривать как важное условие и эффективное средство повышения социальной активно-
Психолого-педагогические науки •••
сти учащейся молодежи и выполнения задач профессиональной социализации студентов.
На вопрос «Кому бы Вы хотели оказывать помощь в первую очередь» ответы распределелись следующим образом: 48 % - детям-сиротам; 22 % - больным детям; 12 % - инвалидам; 17 % - пожилым людям. Свой вариант (не входящий в перечень приведенных вариантов ответов) предложили 12 % студентов. В числе тех, кому они предложили бы помощь оказались молодые семьи, все те, кто в этом нуждается, семьи, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации. Мы предполагали, что на первом месте окажется пункт «больным детям», но выбор «детям сиротам» оказался выше более чем в 2 раза. Последующее собеседование показало, что многие студенты руководствовались принципом «у больных детей хоть родители есть», которые в какой-то степени решат проблемы своих детей.
Нас также интересовало в исследовании и то, каким образом студенты готовы оказывать волонтерскую помощь. Путем участия в организационной работе (подготовка и проведение мероприятий, праздников) отметили 70 % опрошенных; 26 % - готовы отдавать свои вещи, книги; 17 % - хотят делиться профессиональными навыками; и 7 % - ответили - «всем, чем сможем». Позиция «Ваши варианты» не отличалась разнообразием и оригинальностью, что лишний раз говорит о том, что представления наших студентов о волонтерской деятельности являются неполными, т. е. смысл добровольческой деятельности они видят в достаточно ограниченном формате.
Свою осведомленность о деятельности волонтерских центров, организаций, действующих в Махачкале, своем районе подтвердили 58 % студентов. Около 13 % студентов сами состоят в каком-либо в волонтерском центре, волонтерской организации, таких как «ЯПП» (Я - помощник президента), «Волонтерское движение мусульман», «Движение добровольцев Дагестана» и др. Более 40 % опрошенных не обладают достаточной информацией о современном волонтерском движении в республике, плохо осведомлены об их акциях, направлениях деятельности. Межрегиональное общественное движение «ЯПП» официально зарегистрировано в Дагестане в 2013 г., оно расширяется, вышло на региональный уровень СКФО и в перспективе на российский уровень. Основное направление деятельности - изменение потреби-
73
тельской нормы на норму служения. Официально зарегистрированными и осуществляющими свою деятельность на территории Республики Дагестан с 20092011 гг. являются и такие волонтерские объединения и движения, как общественное объединение «Центр развития добровольческих инициатив РД», молодежное общественное объединение «Движение добровольцев Дагестана», молодежное волонтерское объединение «Благосфера». Вкратце основные направления их деятельности сводятся к следующему:
1. Развитие добровольчества в РД.
2. Социальное направление.
3. Экология и благоустройство.
4. Развитие донорства.
5. Уличные акции.
6. Общественная компания и сбор статистической информации о детях с неизлечимыми заболеваниями.
7. Развитие специализированного добровольческого образования и продвижение современных социально-психологических и информационных технологий.
8. Привлечение внимания общественности к благотворительной деятельности, направленной на оказание помощи нуждающимся (в основном работа с детьми).
Общественное объединение «Центр развития добровольческих инициатив РД» имеет в своем активе 18 добровольческих отрядов, более трех тысяч добровольцев. Ими проведено более 750 добровольческих акций городского, республиканского и межрегионального масштаба. Основными проектами объединения являются «Марафон добрых дел» и «Республиканская школа добровольчества».
Кроме них постоянно функционируют, но не зарегистрированы официально, множество мусульманских волонтерских организаций. Главной мотивацией в оказании добровольной безвозмездной помощи для них является, конечно же, любовь к Всевышнему, но многие волонтеры из этих организаций отметили и получение личной пользы от своей добровольческой деятельности: установление новых деловых знакомств и отношений, получение полезного опыта и навыков работы, возможность трудоустройства. В своей деятельности они руководствуются системой мусульманских этических правил.
Заметим, что наряду с благотворительностью, одним из основных направлений деятельности вышеназванных учреждений является содействие занятости и трудоустройству юношей и девушек. Для реали-
74
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2015
зации этого направления деятельности организуются курсы по профессиональной подготовке, практикуются разные формы мероприятий по трудоустройству: Нам здесь хочется добавить, что количество студентов ДГУ, вовлеченных в волонтерскую деятельность, значительно больше. Это участие у многих носит стихийный, эпизодический характер. Они официально не зарегистрированы в каких-либо волонтерских организациях и движениях и поэтому не считают себя участниками волонтерской деятельности.
Тем не менее, нам кажется, что показатель реально участвующих в волонтерской деятельности (13 %) студентов является очень низким и в этом направлении предстоит большая работа. По роду своей профессии будущий социальный работник должен быть задействован так или иначе в такого рода деятельности. Нужно отметить отдельно, что у студентов социального факультета ДГУ и по числу реально задействованных в волонтерской деятельности, и по уровню осведомленности о деятельности волонтерских организаций были более высокие показатели, чем у студентов двух других факультетов.
Последующие непосредственное общение со студентами и наблюдение дали нам дополнительную информацию о причинах неучастия молодых людей в деятельности молодежных общественных организаций (ММО), прежде всего, в волонтерской деятельности. Мы выявили, что у учащейся молодежи достаточно высокие мотивы на социально полезную деятельность, помощь и поддержку. Многие из них отличаются доброжелательностью, эмпатией и готовностью помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации на безвозмездной основе. В качестве основных причин они назвали нехватку свободного времени и большую учебную нагрузку, отсутствие информации об организациях и их местонахождении, отсутствие «наглядной агитации» в виде непосредственной деятельности самих МОО в молодежной среде. Новая значимая информация, полученная человеком, становится для него стимулом к изменению поведения. Скепсис по отношению к возможностям социального влияния волонтерства, характеризующийся как тревожный показатель проявления социального отчуждения в молодёжной среде, проявляется в вузовской среде незначительно.
На социальном факультете на 4 курсе бакалавриата по всем профилям как дисциплина по выбору читается курс «Организация благотворительной деятельности». Курс рассчитан на 50 часов аудиторных занятий (14 ч. лекций и 36 ч. практических занятий). И только по одному профилю «Социальная работа в системе образования» как курс по выбору в учебном плане указана дисциплина «Волонтерская деятельность в сфере образования» в паре с другим элективным курсом «Социальнопедагогические проекты в образовательной среде» с объемом 14 часов лекций и 18 часов практических занятий. Знакомство с учебно-методическими материалами преподавателей, читающих данный курс, посещение их занятий показало, что на лекциях и практических занятиях больше всего внимания уделяется благотворительной деятельности различных благотворительных фондов и организаций, меценатам, законодательной основе организации благотворительной деятельности. Налицо отсутствие целенаправленной работы по популяризации, организации и осуществлению волонтерской деятельности будущих социальных работников. С учетом всего сказанного мы пришли к выводу о необходимости разработки и внедрения курса «Волонтерская деятельность в системе социальной работы», основными целями которого, на наш взгляд, должны быть следующие: организация обучения, направленного на развитие личностного потенциала; социально-педагогическая и социально-психологическая поддержка студенческой молодежи; формирование коммуникативных навыков и круга общения, способствующего саморазвитию и самореализации молодого человека; выработка у него мотивации, готовности заниматься конкретной добровольческой работой на благо общества; формирование качеств, необходимых в волонтерской и будущей профессиональной видах деятельности. Мы также планируем законодательно закрепить статус волонтерского отряда, организованного на базе социального факультета и вовлечь в отряд всех студентов, желающих оказывать безвозмездную помощь нуждающимся, включая и студентов других факультетов университета.
Итак, в результате проведенного исследования и его анализа мы можем сформулировать некоторые предварительные выводы:
Психолого-педагогические науки •••
1. Активное участие в добровольческой деятельности будет способствовать развитию таких социальных навыков, как:
- коммуникативные способности;
- опыт ответственного взаимодействия;
- лидерские навыки;
- самоорганизация;
- исполнительская дисциплина;
- защита и отстаивание прав и интересов;
- опыт работы с группой;
- организаторские способности;
- инициативность и другие.
2. Волонтерская деятельность студентов способствует повышению социальной активности, решению перспективной задачи формирования будущих профессионалов социальной работы.
Литература
1. Арович Я. Методы работы с волонтерами / под ред. М. Ю. Киселева, И. И. Комаровой // Школа социального менеджмента: Сборник статей. М. : Карапуз, 2009. 2. Беляев А. В. Социально-
педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи. Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 253 с. 3. Бодренкова Г. П. Системное развитие молодежного добровольчества. Методические рекомендации. М. : АСТ, 2011. 4. Гагарина В. В. Волонтер - это звучит гордо! / В. В. Гагарина // Вестник благотворительности. 2007. № 10. 5. Дубченко Е. Системное развитие добровольчества в России: лучшие практики. М. : ДеКа, 2010. 6. Сикорская Л. Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2. С. 213-217.
References
1. Arovich Ya. Methods of work with volunteers / ed. by M. Yu. Kiselev, I. I. Komarova // School of the social management: Collection of articles. M. : Karapuz, 2009. 2. Belyaev A. V. Socio-pedagogical bases of forming the civic consciousness of students. Author. Diss. ... Doctor of Pedagogy. Ekaterinburg, 2007. 253 p.
3. Bodrenkova G. P. Systematic development of youth volunteering. Methodical recommendations. M. : AST, 2011. 4. Gagarina V. V. Volunteer - it sounds good! / V. V. Gagarina // Bulletin of the charity. 2007. # 10. 5. Dubchenko E. System development of volunteering in Russia: best practices. M. : DeKa, 2010. 6. Si-
korskaya L. E. Pedagogical potential of volunteerism of students // Knowledge. Understanding. Skill. 2011. # 2. P. 213-217.
Literatura
1. Arovich Ja. Metody raboty s volonterami / pod red. M. Ju. Kiseleva, I. I. Komarovoj // Shkola social'nogo menedzhmenta: Sbornik statej. M. : Karapuz, 2009. 2. Beljaev A. V. Social'no-pedagogicheskie osnovy
formirovanija grazhdanstvennosti uchashhejsja molodezhi. Avtoref. diss. ... dokt. ped. nauk. Ekaterinburg,
2007. 253 s. 3. Bodrenkova G. P. Sistemnoe razvitie molodezhnogo dobrovol'chestva. Metodicheskie rek-omendacii. M. : AST, 2011. 4. Gagarina V. V. Volonter - jeto zvu-chit gordo! / V. V. Gagarina // Vestnik
blagotvoritel'nosti. 2007. № 10. 5. Dubchenko E. Sistemnoe razvitie dobrovol'chestva v Rossii: luchshie
praktiki. M. : DeKa, 2010. 6. Sikorskaja L. E. Pedagogicheskij potencial dobrovol'cheskoj dejatel'nosti stu-dencheskoj molodezhi // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2011. № 2. S. 213-217.
75
3. Социальная работа с молодежью должна осуществляться в субъектах Российской Федерации вариативно, с учетом специфики регионов и местных условий, но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов.
4. Важным требованием в работе с молодежью должно стать создание условий для обмена опытом работы, популяризация деятельности волонтерских объединений и волонтерского движения в целом через СМИ.
5. В целях обеспечения мотивации волонтеров необходимо поощрение добровольческой деятельности в виде социальногосударственных льгот, признание и повышение статуса волонтера в обществе.
Статья поступила в редакцию 11.07.2015 г.