Научная статья на тему 'Вокруг индийских национальных символов разворачиваются жаркие споры'

Вокруг индийских национальных символов разворачиваются жаркие споры Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
60
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Андреев Алексей

"НГ-дипкурьер", М., 16 декабря 2002 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вокруг индийских национальных символов разворачиваются жаркие споры»

Ответ: Правильно будет говорить о штате Джамму и Кашмир — одном из штатов Индийского союза. Индия — это демократическая страна. Любые проблемы, возникающие в какой-то части страны, разрешаются демократическими способами. У нас много раз проходили выборы в Джамму и Кашмире. Это часть политического процесса в Индии. Недавно там прошел очередной тур выборов. Он был успешным. Там сейчас формируется новое правительство. Мы ожидаем, что этот процесс будет идти нормально. Подлинная проблема — это не Кашмир. Проблема — Пакистан. И те комментаторы, которые обеспокоены Кашмиром, должны посвятить свое внимание Пакистану. Эта страна, как все знают, создала международный центр террористов. Под международным давлением они были вынуждены отступить из Афганистана. Но они все еще продолжают свою деятельность внутри Индии. Пакистан поощряет и активно способствует распространению террористической деятельности через линию контроля. И все внимание должно быть обращено именно сюда.

Еще одна серьезная причина обеспокоенности в Индии и других странах состоит в том, что Пакистан, который стал базой терроризма, создает оружие массового уничтожения.

“Время МН”, М., 3 декабря 2002 г.

Алексей Андреев,

журналист

ВОКРУГ ИНДИЙСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИМВОЛОВ РАЗВОРАЧИВАЮТСЯ ЖАРКИЕ СПОРЫ

В Индии развернулась дискуссия вокруг светского характера государства и религиозно-национальной символики, принявшая особо острый характер на фоне выборов в штате Гуджарат. Дело в том, что в феврале—апреле 2002 г. здесь произошла целая серия кровавых столкновений между индуистами и мусульманами (составляющими около трети населения этого штата), что вызвало острый парламентский кризис, приведший в свою очередь к досрочным выборам в местную Законодательную ассамблею. Заместитель премьер-министра и министр внутренних дел Лал Кришна Адвани взялся лично куриро-

вать предвыборную кампанию от консервативной Бхаратия джаната парти (БДП), составляющей костяк правящей коалиции. Он сам родом из Гуджарата, эти выборы для него — дело чести. Роль основного оппонента Адвани взяла на себя лидер оппозиционного Индийского национального конгресса (ИНК) Соня Ганди (вдова покойного премьер-министра Раджива Ганди). Последняя сразу обвинила БДП в стремлении подвергнуть ревизии принципы секуляризма, на которых построено современное индийское государство.

В то же время бурную и весьма противоречивую реакцию вызвала лекция, прочитанная Соней Ганди в Оксфордском центре исламских исследований. В индийских СМИ появились сообщения, что в прошлом этот центр финансировался Мухаммадом бен Ладеном — отцом Усамы. Представители ИНК в ответ говорят, что с лекциями в столь уважаемой научно-исследовательской организации ранее выступали принц Чарльз, экс-президент ЮАР Нельсон Мандела, глава МИД Великобритании Джек Стро и даже Генсек ООН Кофи Аннан. Как бы то ни было, факт появления лидера ИНК на кафедре одного из крупнейших в мире центров изучения ислама лишь способствовал популярности ее партии среди гуджаратских мусульман.

Соня Ганди подвергает беспощадной критике то, что руководители БДП покровительствуют старейшей индуистской религиозно-патриотической организации Раштрия сваямсевак сангх (Союз служителей государства — РСС). Адвани, например, не раз заявлял, что провел в РСС почти всю свою жизнь начиная с 14-летнего возраста и не будет рвать связей со “школой индусского патриотизма”.

Особое возмущение в ИНК вызвали планы строительства индуистского храма в историческом районе Айодхья (штат Уттар-Прадеш). Речь идет о реализации главного требования “общественного движения Айодхьи”: на месте снесенной десять лет назад индуистскими радикалами мечети Бабура должен быть восстановлен храм Рамы, разрушенный в эпоху средневековых религиозных войн. Атал Бихари Ваджпаи, не будучи еще премьер-министром Индии, писал: “Мы присоединились к этому движению, потому что Господь Рама воплощает в себе наш культурный национализм. При помощи этого движения мы смогли высвободить подавленные ранее устремления миллионов индийцев и направить их националистический порыв на строительство нашего государства. Движение Айодхьи воочию доказало, что если сам Рама воплощает собой идеал поведения, то Рама Раджья (Государство Рамы) представляет идеал правления”.

Не меньшую критику вызвали попытки ввести единый гражданский кодекс (формально предусмотренный Конституцией) для всего населения Индии. Вроде бы это выглядит как реализация весьма привлекательного лозунга БДП “Справедливость — всем, льготы — никому”. Однако на протяжении всего существования независимой Индии мусульманская община страны в основном придерживалась частного исламского права в вопросах семейно-брачных отношений и наследования. Мусульмане боятся потерять свою религиозную идентичность в случае, если их многовековые социальные устои будут размыты общим законодательством. Правда, правительство в реальной жизни старается действовать более осторожно, чем в различных предвыборных декларациях. Например, нашумевший процесс избавления от “исламизированных” названий городов в целом не сильно продвинулся после того, как Бомбей превратился в Мумбайи, Калькутта — в Колькату, а Мадрас — в Ченнаи.

Активно используемый премьером термин “национализм” в Индии означает нечто иное, чем, скажем, в странах Арабского Востока. Прежде всего он не несет в себе этнической составляющей. Это скорее имперский, религиозно-государственнический политический принцип, имеющий древнюю историческую традицию. Иначе как объяснить то, что Соня Ганди — итальянка по происхождению — вошла в число самых популярных политиков древнейшей азиатской страны. С традицией связано и использование символики, что вызывает все более жаркие дискуссии. Соне Ганди, например, трудно принять свастику в качестве одного из национальных символов. Однако местная свастика (от санскритского “сва” — солнце) не имеет ничего общего с Адольфом Гитлером и его разномастными последователями. Для индийцев свастика — прежде всего сансара, колесо перевоплощений. Четыре луча символизируют четыре стихии и одновременно четыре отрезка жизни человека. Первый — рост и учеба, второй — женитьба и воспитание детей, третий — обучение молодежи, четвертый — служение Богу.

Впрочем, индийские массмедиа, десятилетиями ориентировавшиеся на ИНК, вольно или невольно оказались вовлеченными в полемику вокруг символики. В обзорах влиятельной делийской газеты “Таймс оф Индия”, посвященных предвыборной кампании в Гуджарате, можно найти стилизованное изображение карты этого штата на фоне свастики (а рядом — какой-нибудь памфлет про Адвани). “Хиндустан таймс”, в свою очередь, однажды поместила большой

материал про “моральных монстров нации” рядом с фото Гитлера (на рукаве фюрера, естественно, свастика). В статье подвергались самой резкой критике “санскритская” идеология РСС, “клерикализм”, “антилиберализм” и “шовинизм” его сторонников. Не упоминая напрямую БДП, газета обвинила индийских религиозных националистов в социал-дарвинизме.

Окончательные результаты выборов в том же Гуджарате покажут, насколько чувствительны индийцы к подобного рода обвинениям. Индия — одна из немногих стран мира, где на одних и тех же плакатах можно увидеть мирно соседствующих свастику и шестиконечную звезду. Простым индийцам, особенно из глубинки, все эти споры по большому счету непонятны. В индийской провинции корреспонденту “НГ” не раз приходилось слышать о том, что Гитлер “нагло украл” у Индии свастику. В целом же на фоне правительственного курса на вовлечение в хозяйственное строительство всех граждан без различия их религиозной и этнической принадлежности оппозиции вряд ли удастся набрать много очков за счет рассуждений о том, что власти нарушают принципы секуляризма.

“НГ-дипкурьер”, М., 16декабря 2002 г.

Артур Блинов,

публицист

США - ИРАК: БУХГАЛТЕРИЯ ВОЙНЫ

Активные переброски в зону Персидского залива американских и английских войск и вооружений говорят о неизбежности войны. Шансы на то, что в “полночь без двух минут” произойдет нечто, что повернет события назад, минимальны. Дату начала войны, как многие считают, определяет уже не столько расписание заседаний СБ ООН, сколько график передвижения боевых кораблей и транспортных судов, а также вместимость их трюмов. Именно морем доставляют 95% грузов, необходимых для ведения боевых действий. Так было в прошлую войну в Персидском заливе (операция “Буря в пустыне”), так будет и сейчас.

Во что обойдется такой конфликт? Каковы его возможные последствия? Отвечая на эти вопросы в конце прошлого года, тогдаш-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.