Научная статья на тему 'Военно-техническое сотрудничество сша со странами Закавказья (2009-2012 гг. )'

Военно-техническое сотрудничество сша со странами Закавказья (2009-2012 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
612
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / США / ЗАКАВКАЗЬЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Конышев В.Н.

В настоящее время регион Кавказа объявлен зоной «жизненно важных интересов» США, связанных с участием в добыче и транспортировке каспийской нефти. В статье рассматриваются содержание политики военно-технического сотрудничества США в отношении Грузии, Азербайджана и Армении и ее последствия для регионального баланса сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военно-техническое сотрудничество сша со странами Закавказья (2009-2012 гг. )»

28 (217) - 2013 УДК 327.8 (73)

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУдНИЧЕСТВО США СО СТРАНАМИ ЗАКАВКАЗЬЯ (2009-2012 гг.)*

В. Н. КОНЫШЕВ, доктор политических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений E-mail: konyshev06@mail. ru Санкт-Петербургский государственный университет

В настоящее время регион Кавказа объявлен зоной «жизненно важных интересов» США, связанных с участием в добыче и транспортировке каспийской нефти. В статье рассматриваются содержание политики военно-технического сотрудничества США в отношении Грузии, Азербайджана и Армении и ее последствия для регионального баланса сил.

Ключевые слова: военно-техническая помощь, США, Закавказье.

Интересы США на Южном Кавказе1. После окончания «холодной войны» и распада СССР интерес к Закавказью проявили многие государства и международные организации: США, Россия, Турция, Иран, Евросоюз, НАТО. Внимание к этому региону со стороны США особенно усилилось во второй половине 1990-х гг. Оно было связано с подтверждением крупных запасов нефти и газа в Каспийском бассейне и подписанием соглашения с Азербайджаном об участии американских компаний в разработке этих ресурсов. Разведанные запасы, по данным министерства энергетики США, составляют 33 млрд барр. и 232 трлн ф3. соответственно.

* Работа выполнена в рамках научно-исследовательских проектов СПбГУ (грант № 17.38.93.2012) и Международного дискуссионного клуба «Валдай».

1 В данном исследовании термины «Южный Кавказ» (ши-

роко употребляемый в западной, прежде всего американской, политологической литературе) и «Закавказье» (более привычный в отечественной академической среде) используются как

синонимы.

В 1997 г. конгресс США объявил Кавказ зоной «жизненно важных интересов». США, и их союзники начали процесс вытеснения России из этого региона путем дискредитации ее политики, и на фоне обострения межнациональных противоречий повели политико-дипломатическую борьбу за ввод международного миротворческого контингента в Чечню и Ингушетию [21]. При экономической, политической и военной помощи США Грузия активно готовилась к вступлению в НАТО, и только авантюрная попытка «вернуть» военным путем Южную Осетию (а в перспективе - и Абхазию) в 2008 г., которая была решительно пресечена Россией, затормозила эти процессы. Характерно, что если США сделали ставку на военно-стратегические методы влияния на геополитическую ситуацию на Южном Кавказе, то Евросоюз параллельно принял меры политико-экономического характера для «выдавливания» России из данного региона [4, 5, 26, 27].

Администрация Б. Обамы с первых шагов приняла сторону режима М. Саакашвили. США до сих пор настаивают на отводе российских войск на довоенные рубежи и признании целостности Грузии, возврате под ее контроль Абхазии и Южной Осетии. Эта позиция была высказана на фоне «перезагрузки» российско-американских отношений, и позже неоднократно подтверждалась американской стороной2.

2 Об особенностях политики администрации Б. Обамы в области национальной безопасности, включая постсоветское пространство, см. [17-19].

- 53

В настоящее время важнейшие интересы США в Закавказье включают в себя:

- обеспечение доступа к энергоресурсам Каспия и контроль за нефте- и газопроводами, а также поддержку различных проектов по перекачке энергоресурсов через Грузию и Турцию, минуя Россию;

- снижение политического, экономического и военного влияния России на Южном Кавказе, поддержку независимости Грузии, Азербайджана и Армении;

- урегулирование региональных конфликтов между Азербайджаном и Арменией (по Нагорному Карабаху), между Россией и Грузией (по поводу Южной Осетии и Абхазии), а также нормализацию отношений между Турцией и Арменией;

- оказание давления на Иран путем поддержки Азербайджана, а также создание в Грузии и Азербайджане военной инфраструктуры на случай военных действий против Ирана;

- использование Азербайджана и Грузии в качестве транзитных пунктов для военных грузов на афганском направлении (до 30 % всех грузов), а в перспективе - создание военных баз. Согласно некоторым оценкам, это позволит отсечь Россию от выхода на Ближний Восток и приступить к борьбе за придание региону Каспия и Волго-Донскому каналу статуса международных [15].

Необходимо отметить факторы, которые, согласно американским оценкам, влияют на военное сотрудничество США с государствами Южного Кавказа.

Во-первых, перспективы построения гражданского общества по либерально-западному образцу остаются неопределенными. В Азербайджане, Армении и Грузии рост политических свобод, повышение деловой активности, формирование среднего класса парадоксальным образом способствовали укреплению авторитарных тенденций в политическом управлении. Политическая активизация населения привела к осложнению его отношений с правящими режимами. В итоге выросли риски насильственных действий как во внутренней, так и во внешней политике государств региона. В сложившейся ситуации попытки «стимулировать» демократизацию режимов способны привести к их дальнейшей дестабилизации. Считается, что в этом плане Армения и Грузия помимо внешних угроз более уязвимы с точки зрения

внутреннего насилия [40]. Во внутриполитическом отношении Азербайджан оценивается как более стабильное государство.

Во-вторых, отношения между гражданскими властями и военными в странах Закавказья носят напряженный характер и способны дестабилизировать регион. Вооруженные силы Азербайджана настолько политизированы, что с ними вынуждены считаться правящие круги. Военным принадлежала важная роль при передаче политической власти от Гейдара к Ильхаму Алиеву. Риторика политического руководства Азербайджана полна угрожающих заявлений по проблеме Нагорного Карабаха. Начиная с 2008 г. И. Алиев неоднократно заявлял, что дипломатические усилия не приносят успеха, и, чтобы покончить с карабахским конфликтом, Азербайджан готовит его военное решение: «Мы укрепляем нашу армию, потому что каждую минуту должны быть готовы любым путем освободить наши родные земли от оккупантов» [7]. Американские эксперты считают, что это не просто декларации: значительная часть доходов от продажи нефти идет в военный бюджет, а вооруженные силы Азербайджана по численности и оснащению значительно превосходят возможности Армении.

Роль военных в Грузии также высока, поскольку они непосредственно участвовали в неоднократных переделах власти. С другой стороны, политическое руководство Грузии периодически делает заявления о подготовке Россией очередного переворота в своей стране. При этом отношения между армией и населением достаточно сложные, поскольку власти уже не раз использовали войска в подавлении антиправительственных выступлений, как это было, например, в ноябре 2007 г. после президентских выборов. В свою очередь, часть военных отказалась от силовых акций против гражданского населения.

В-третьих, в регионе существуют одновременно несколько неурегулированных конфликтов. Проблемы Нагорного Карабаха в отношениях Армении и Азербайджана, Южной Осетии и Абхазии в отношениях России и Грузии в ближайшей перспективе будут служить источниками напряженности между сторонами. В этой связи в выводах Независимой международной миссии по сбору фактов о конфликте в Грузии содержится рекомендация о крайне осторожном подходе к поставкам оружия в Закавказье [46].

В-четвертых, на конгресс США, который утверждает финансирование программы экономи-

ческой и военной помощи, постоянно оказывают давление армянские и азербайджанские лоббистские организации: Армянская ассамблея Америки, Армянский национальный комитет Америки, Сеть азербайджанцев США. Однако армянское лобби имеет больше политического опыта и гораздо успешнее влияет на конгрессменов. В частности, про-армянскими настроениями отличается Карл Левин, глава комитета по делам вооруженных сил. Весьма активно действует Грузинская ассоциация США, которая призывала США помешать Франции продать корабли «Мистраль» России [38]. Благодаря усилиям американской лоббистской компании «Орион стра-тиджис» (Orion Strategies) грузинское руководство добилось получения плана действий по членству в НАТО, принятому на саммите в Бухаресте [25].

Указанные обстоятельства ставят политическое руководство США перед трудным выбором. Очевидно, что военная помощь не снижает угрозы региональных войн, как это показал скоротечный военный конфликт между Грузией и Россией в августе 2008 г. Подобным образом помощь любой из сторон нагорно-карабахского конфликта способна с большой степенью вероятности спровоцировать насилие в регионе. Со стороны Азербайджана эта опасность усугубляется острой борьбой между различными фракциями в окружении президента И. Алиева и в правительстве республики.

Военная помощь США государствам Закавказья. Основанием для военной помощи США странам Южного Кавказа, согласно которому осуществляется поставка вооружений, боеприпасов, снаряжения и техники, является программа «Зарубежное военное финансирование» (Foreign Military Financing), курируемая госдепартаментом и министерством обороны США. Динамика военной помощи странам Закавказья по этой программе показана в табл. 1.

Военная помощь США государствам Закавказья заметно выросла после теракта 11 сентября 2001 г. Ее официальными мотивами стали борьба против международного терроризма, переподготовка военных специалистов за рубежом, в том числе для привлечения вооруженных сил Грузии, Азербайджана и Армении к участию в военных операциях в Ираке и Афганистане. Однако фактически помощь использовалась всеми этими государствами для модернизации вооруженных сил в интересах собственной национальной безопасности [42].

В отношении Грузии США подтвердили соглашение о стратегическом партнерстве и решили возобновить военную помощь после неудачной для Тбилиси войны 2008 г., с тем чтобы ликвидировать слабость ее вооруженных сил практически по всем направлениям: стратегии, доктрины, военные структуры, военное образование, вооружения и техника. Непосредственно после завершения этой войны Грузия получила от США помощь в размере 1 млрд долл. на восстановление промышленного и военного потенциалов. В этом же русле в январе 2009 г. была подписана Хартия о стратегическом партнерстве между США и Грузией. В ней отмечается, что в области сотрудничества по безопасности будут разработаны программы, направленные на усиление военного потенциала Грузии и дальнейшую подготовку ее вступления в НАТО. США объявили, что поддерживают суверенитет и единство Грузии, имея в виду статус Южной Осетии и Абхазии [31]. После этого Грузия направила своих солдат в Афганистан для участия в операциях международной коалиции ISAF.

Общий замысел американской помощи состоит в том, чтобы обеспечить безопасность Грузии от потенциального нападения России с трех направлений: с воздуха - развитием системы ПВО, с моря -путем создания системы береговой охраны, с суши -укреплением инженерных сооружений. Особое

Таблица 1

Объем военной помощи США государствам Закавказья в 2009-2013 гг.

Государство Военная помощь/общая помощь*, млн долл.

2009 2010 2011 2012 2013 (планируется)

Азербайджан 3,0/24,9 3,0/28,0 2,9/26,4 2,7/20,0 2,7/16,0

Армения 3,0/52,0 3,0/45,0 2,9/44,0 2,7/44,0 2,7/36,0

Грузия 11,0/67,0 16,0/78,0 15,9/87,0 14,4/85,0 14,4/68,0

Итого военная помощь... 17,0 22,0 20,7 19,8 19,8

*Общая (суммарная) помощь учитывается по двум программам: «Двусторонняя экономическая помощь» (Bilateral Economic Assistance) и «Помощь в области международной безопасности» (International Security Assistance).

Источники: [33-36].

внимание предполагается уделить эффективности системы ПВО, слабость которой называют главной причиной поражения в войне 2008 г. [29]. Помимо США в перевооружении Грузии активно участвовали Франция, Израиль, Турция, Болгария и Украина (до избрания на пост президента В. Януковича).

В отличие от других государств региона Грузия получает значительные средства от США на переоснащение вооруженных сил не только через программу зарубежного военного финансирования, но и по другим направлениям, непосредственно не связанным с военной помощью. Это борьба с наркотрафиком и контрабандой, охрана границ, мир и безопасность, гуманитарная помощь, помощь независимым государствам бывшего СССР. Например, четыре радиолокационные станции (РЛС) в Супсе, Чакви, Гонио и Анаклии построены по программе помощи «Охрана границ Грузии» [24]. Аналогичным образом США помогли реконструировать аэродромы в Вазиани и Марнеули, морские порты в Поти и Батуми.

Также США оплачивают проводимые в Грузии совместные учения, безвозмездно передают технику, катера береговой охраны, противотанковые средства, бронемашины с повышенной защитой от мин, самоходные и переносные зенитно-ракетные комплексы, средства связи. Самая дорогостоящая часть помощи США была направлена на восстановление военной инфраструктуры Грузии, которую в итоге удалось восстановить до довоенного уровня в течение двух лет [11]. Ротация грузинского батальона, выполняющего задачи в Афганистане, дает дополнительный канал для скрытой передачи оружия и техники, которые доставляются военно-транспортной авиацией США.

Новый этап двустороннего «расширенного» сотрудничества США и Грузии, включающий поставки вооружений, намечается начать в 2013 г. [41]. Правда, после поражения партии М. Саакашвили на выборах в октябре 2012 г. США проявляют известную осторожность в отношении премьер-министра и лидера блока партий «Грузинская мечта - Демократическая Грузия» Б. Иванишвили, который сформировал новое правительство. Новый лидер не является сторонником однобокой проамериканской политики и уже сделал шаги по нормализации отношений с Россией. Госдепартамент предупредил Б. Иванишвили, что в США вызывает беспокойство перспектива судебного расследования в отношении представителей предыдущей администрации

(включая самого М. Саакашвили). Госсекретарь Дж. Керри объявил о сокращении помощи на 24 %, хотя Грузия и при этом останется крупнейшим получателем американской помощи среди стран региона.

Но обсуждаемое сокращение финансирования коснется только экономического сегмента, а не перевооружения армии Грузии под стандарты НАТО. США рассчитывают, что Б. Иванишвили продолжит курс на евроатлантическую интеграцию, включая вступление в НАТО [39]. Грузинский премьер подтвердил, что курс его политики будет иметь прозападный характер. Чтобы избавиться от имиджа «обузы» для НАТО после войны 2008 г., Грузия активизирует свое участие в военных миссиях под эгидой НАТО. В 2013 г. был увеличен грузинский контингент в Афганистане с 900 до 1 569 военнослужащих, а затем объявлено о намерении этой страны направить свои миротворческие войска в Мали [10, 12].

Из общей динамики объемов военной помощи Азербайджану и Армении (см. табл. 1) вполне очевидно стремление США уравнять дотации этим двум фактически враждующим государствам. В проекте бюджета США на 2014 г. равные объемы финансирования по военным программам помощи сохранятся (2,7 млн долл.), хотя общий объем экономической помощи значительно снизится [23]. Эту позицию не смогло поколебать активное воздействие на конгресс США лоббистов из организации «Сеть азербайджанцев США», которая настаивала на полном прекращении помощи Нагорному Карабаху и увеличении военной помощи Азербайджану до 10 млн долл. [8]. Политика США по нагорно-ка-рабахскому конфликту по-прежнему состоит в примирении враждующих сторон через переговорный процесс в рамках Минской группы ОБСЕ. На этом направлении США удалось убедить Турцию начать нормализацию отношений с Арменией, которые резко ухудшились в 1993 г. после оккупации Арменией части азербайджанской территории.

США оказывают военную помощь Армении, несмотря на ее тесное военно-техническое и политическое сотрудничество с Россией. Цель США состоит в более глубоком вовлечении Армении в деятельность НАТО, при том, что Армения уже принимает активное участие в миротворческих операциях под эгидой США и НАТО в Афганистане и Косово. Дальняя цель США - снизить уровень сотрудничества Армении с ОДКБ, хотя американская дипломатия официально уверяет, что соперничества между НАТО и ОДКБ в Закавказье не существует [9].

Военная помощь, направляемая Азербайджану, предназначена для обеспечения безопасности добычи и транспортировки нефти, а также для создания противовеса Ирану в зоне Каспийского региона. Здесь основные средства идут на укрепление военно-морских сил Азербайджана за счет поставок патрульных катеров, десантных катеров для переброски спецназа и малых подводных лодок для охраны нефтепромыслов. С американской помощью строятся РЛС (в том числе на границе с Ираном), обеспечивая постепенное приближение системы ПВО к стандартам НАТО. В то же время США оговаривают, что предоставляемая помощь не должна использоваться для разрешения нагорно-карабахского конфликта [20].

Прямые коммерческие сделки. Военные поставки в государства Южного Кавказа производятся не только по государственным программам помощи, но и в виде прямых коммерческих сделок (direct commercial sales) с американскими компаниями. Госдепартамент в этом случае отслеживает законность и номенклатуру продаж, о чем периодически докладывает конгрессу. В финансовом выражении объемы закупок закавказских государств невелики

и значительно не влияют на перераспределение сил, однако обращает на себя внимание структура закупок, представленная в табл. 2.

Структура закупок отражает повышение интереса всех трех государств не столько к оружейным системам, сколько к новейшим средствам связи и управления боевыми действиями. Очевидно, что военные ведомства учли уроки «пятидневной войны» 2008 г., которая показала, что самое современное оружие без систем боевого управления, разведки, связи, средств целеуказания и радиоэлектронной борьбы в существенной мере теряет свою эффективность.

Азербайджан в течение последних трех лет выделял самые большие средства на закупку:

- военной электроники (средства радиоэлектронной борьбы, радары, системы связи и навигации);

- систем наблюдения, корректировки и управления огнем и системами вооружений;

- боевых токсических веществ (химических и биологических), антител и вакцин для их нейтрализации, а также специального производственного оборудования.

Таблица 2

Объем и структура военных закупок государств Закавказья в США в 2009-2011 гг.

Государство 2009 2010 2011

Объем, млн долл. Вооружение Объем, млн долл. Вооружение Объем, млн долл. Вооружение

Азербайджан 2, 881 Бронетехника, электроника, системы боевого управления, боевые токсические вещества 3,027 Стрелковое оружие, бронетехника, артиллерия, электроника, системы боевого управления, военные суда и подводное оборудование, боевые токсические вещества 2,79 Стрелковое оружие, бронетехника, тренажеры, системы боевого управления

Армения 0,055 Стрелковое оружие, запчасти для авиатехники 0,314 Стрелковое оружие, запчасти для авиатехники 1,608 Стрелковое оружие, запчасти для авиатехники, системы боевого управления

Грузия 11, 410 Стрелковое оружие, артиллерия, ракетное вооружение, мины и торпеды, взрывчатые и горючие материалы, военная электроника, системы боевого управления 0,975 Стрелковое оружие, артиллерия, системы боевого управления, тренажеры 1, 999 Стрелковое оружие, артиллерия, бронетехника, запчасти для авиатехники, тренажеры, военная электроника, системы боевого управления

Итого объем закупок... 14,40 4,29 6,35

Источники: [33-36].

Большую тревогу Армении и России вызывает интерес, проявляемый Азербайджаном к нелетальным боевым токсическим веществам и оборудованию для их производства (на 0,481 млн долл. в 2009 г. и на 0,805 млн долл. - в 2010 г.). Ведь не против собственного населения планирует применять Баку эти токсины? Во всяком случае, характер и относительные объемы военных закупок Азербайджана вместе с воинственными заявлениями официального Баку говорят об ускоренной подготовке к наступательным военным действиям. Быстрая милитаризация Азербайджана отмечается в рейтинге «Глобальный индекс милитаризации», который составляет Боннский международный институт конверсии. Согласно этим данным, Азербайджан является одной из самых милитаризованных стран в мире. Расходы на военные нужды там составляют 4,7 % от ВНП, и в 2012 г. достигли 3,2 млрд долл. [28], причем половина из этих средств направлена на модернизацию вооруженных сил.

Конечно, США - это далеко не самый главный поставщик оружия для Азербайджана. Этому способствует нежелание Вашингтона раздувать конфликт между Арменией и Азербайджаном, а также весьма активная деятельность проармянского лобби в конгрессе США. Большую же часть оружия Азербайджан закупает в России, на Украине и в Белоруссии. Быстро растет импорт высокотехнологических вооружений из Турции и Израиля [22], налаживается совместное производство военной продукции с другими государствами.

Необходимо учесть, что, в отличие от Армении, экономика Азербайджана находится на подъеме, поэтому преимущества по вооружениям будут сохраняться за ним в обозримой перспективе. Кроме того, Азербайджан сумел сохранить научный и технический потенциал, накопленный еще в советское время, для создания собственных современных инновационных производств. Согласно обзору Всемирного экономического форума за 2011 г., по уровню макроэкономической конкурентоспособности эта страна занимает 13-е место в мире, а по уровню национальных сбережений - 11-е место [32]. На этой основе качественно совершенствуется собственная военно-промышленная база Азербайджана: с 2005 г. в стране построено 20 заводов военного назначения и выпускается 665 наименований изделий военного назначения [1]. В перспективе Азербайджан нацелен на то, чтобы постепенно минимизировать свою зависимость от внешних военных поставок.

Армения, чьи экономические позиции несравнимо слабее, а военный бюджет в 10 раз меньше, чем у Азербайджана, в течение последних трех лет закупала в США легкое стрелковое оружие небольшими партиями и лишь в 2011 г. сделала крупные закупки военной электроники. Но и эти затраты все равно оказались в два раза меньше, чем у Азербайджана по той же статье и за тот же год (1,07 млн долл. против 2,08 млн долл.). Существенное отставание от Азербайджана по количеству и качеству современных вооружений, систем связи и управления едва ли может быть компенсировано помощью со стороны России. Реальной защитой для Армении остаются присутствие российской военной базы и гарантии безопасности со стороны Москвы. В сложившихся условиях для Армении военная помощь США актуальна, особенно в области современных систем наблюдения, разведки, связи и управления. В то же время, как и в Азербайджане, вооруженные силы Армении оснащены в основном оружием советского (российского) производства.

Следует отметить, что США спокойно относятся и к военному присутствию России в Армении, и к масштабной российской военной помощи этой стране. Экономическая слабость Армении дает США дополнительные возможности для политического давления на официальный Ереван. В планах бюджета на 2014 г. администрация Б. Обамы предлагает на 38 % уменьшить экономическую помощь Армении [3], которая находится в геополитической ловушке, не имея транспортных коридоров для выхода на внешние рынки. Становится все более заметным влияние США, ЕС и НАТО на политическое руководство этой страны. Тем самым создаются условия для подталкивания Еревана к решению о евроатлантической интеграции как о магистральном пути развития [2, 30], что будет означать отход от сотрудничества с Россией и ОДКБ.

Военный бюджет Грузии к 2011 г. сократился и составил около 366 млн долл. [14]. Наибольшие объемы закупок оружия в США пришлись на 2009 г. по следующим направлениям [43-45]:

- артиллерия (более 7 млн долл.);

- стрелковое оружие (2 млн долл.);

- системы наблюдения, корректировки и управления огнем и системами вооружений;

- тренажеры;

- военная электроника.

Сокращение закупок в последующие годы говорит в пользу того, что военный потенциал Грузии восстановлен на довоенном уровне или даже

превосходит его. Основное внимание уделяется обучению и подготовке к ведению боевых действий с использованием новейших систем оружия, связи и управления, а также применению беспилотных летательных аппаратов. Из всех государств Южного Кавказа только Грузия стремится полностью перейти на стандарты НАТО по вооружению, оснащению и управлению вооруженными силами. Проводимая политика военного сотрудничества говорит о том, что эта страна активно продолжает курс на интеграцию в НАТО.

Официальная информация по масштабному переоснащению вооруженных сил Грузии ограничена и составляет государственную тайну. По данным российского Центра анализа мировой торговли оружием, США, как и другие государства, в последние годы практиковали нелегальные схемы поставок оружия и техники, часто на безвозмездной основе [11]. В этом плане точно оценить объемы военных поставок в Грузию представляется затруднительным.

Помощь по программе военного обучения. Помимо поставок оружия, другой важной составляющей военно-технического сотрудничества США с государствами Закавказья является программа «Международное военное образование и обучение» (InternationalMilitary Education and Training). Объемы помощи по этой программе отражены в табл. 3. Учитывая большое влияние военных в государствах Закавказья, США используют программы военного обучения для налаживания неформальных каналов влияния на лидеров этих государств [37].

Особенно тесное сотрудничество между США и Грузией сложилось после войны в августе 2008 г. Переподготовка военных кадров была объявлена наиболее важной задачей двустороннего военно-технического сотрудничества. В частности, Евро-

пейское командование ВС США готовит грузинский батальон для совместной службы с американскими морскими пехотинцами в Афганистане, причем предполагается, что в дальнейшем это воинское соединение будет действовать уже самостоятельно. США особенно ценят, что из всех партнеров по международной коалиции, не являющихся членами НАТО, Грузия предоставляет самый большой воинский контингент для ведения операций [47]. Кроме того, ежегодно на территории Грузии проводятся совместные американо-грузинские учения «Бойцовский дух» (Agile Spirit). В марте — апреле 2013 г. на них отрабатывались действия против повстанцев, а на будущий год обсуждаются планы по привлечению к учениям Турции и Азербайджана [13].

Специалисты из США помогают в разработке и доктринальных документов для реформируемых вооруженных сил Грузии. Создана Национальная академия обороны для подготовки офицеров, способных действовать под командованием США и НАТО. Программы военного образования в сочетании с совместными учениями по линии НАТО включают в себя несколько направлений: оперативный контроль за воздушной средой и воздушная оборона; оборонительные инженерные сооружения; береговая охрана; вертолетная поддержка боевых операций; подготовка инструкторов технических служб из сержантов и младших офицеров; организация работы штабов и управление боевыми действиями [6].

США также расширяют сотрудничество с Азербайджаном для совместных действий в акватории Каспийского моря. С этой целью ведутся обучение и переподготовка кадров ВМФ Азербайджана, развиваются программы профессионального военного образования. С помощью инструкторов ВМС США (SEALS) создано разведывательно-диверсионное

Таблица 3

Объем помощи США государствам Закавказья по программам военного обучения в 2009-2013 гг.

Государство Помощь по военному обучению / общая помощь*, млн долл.

2009 2010 2011 2012 2013 (прогноз)

Азербайджан 0,9/24,9 0,90/28,0 0,943/26,4 0,7/20,0 0,6/16,0

Армения 0,3/52,0 0,45/45,0 0,449/44,0 0,7/44,0 0,6/36,0

Грузия 1,0/67,0 1,80/78,0 1,895/87,0 1,9/85,0 1,8/68,0

Итого помощь по военному обучению... 2,2 3,15 3,287 3,3 3,0

*Общая (суммарная) помощь учитывается по двум программам: «Двусторонняя экономическая помощь» (Bilateral Economic Assistance) и «Помощь в области международной безопасности» (International Security Assistance).

Источники: [33-36].

подразделение ВМС Азербайджана, вооруженное по стандартам НАТО, в задачи которого входит охрана нефтяных месторождений [16].

Сотрудничество США с Арменией в военно-образовательной сфере носит ограниченный характер и включает в себя программы по подготовке к миротворческим операциям, по военной медицине, разминированию местности, обучению и переподготовке военных кадров для взаимодействия с силами НАТО. Кардинальных изменений в военной помощи со стороны США не ожидается, поскольку военно-политическое влияние России на Армению остается достаточно сильным. В то же время министр обороны США Ч. Хейгел подчеркнул, что он намерен продолжить военное сотрудничество с этой страной, в частности по линии ее участия в миротворческих операциях [9].

Основная проблема политики военно-технического сотрудничества США с государствами Закавказья заключается в том, как удержать статус-кво в условиях конфликтных отношений между ними. Положение усложняет наличие «замороженных» конфликтов в регионе и угроза вовлечения в них соседних Ирана, Турции и России в случае обострения ситуации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенно быстрыми темпами наращивают военную мощь Грузия, которая опирается на помощь Вашингтона, и Азербайджан, использующий на военные нужды доходы от продажи нефти. Причем до последнего времени львиная доля поставок в Грузию осуществлялась через государственные программы, официально не относящиеся к военной помощи, а также «серые» схемы передачи оружия, что не позволяет точно отслеживать структуру и масштабы американской военной помощи.

Объемы официальной помощи США государствам Закавказья по программам военно-технического сотрудничества «Зарубежная военная помощь», по прямым коммерческим сделкам и программам «Международное военное образование» относительно невелики. Они практически не оказывают влияния на растущую военную мощь Азербайджана и пока имеют для него больше роль политической поддержки. Помощь США важнее для Армении с ее небольшим государственным бюджетом и растущей военной угрозой со стороны Азербайджана. При этом тактика уравнительной военной помощи Азербайджану и Армении, которая преподносится как равноудаленная, не имеет смысла, поскольку военный бюджет Азербайджана в десять раз пре-

восходит соответствующий бюджет Армении. США заинтересованы, чтобы в перспективе Азербайджан приближался к стандартам НАТО, однако нежелание провоцировать эскалацию конфликта по поводу Нагорного Карабаха оказывает сдерживающее влияние на военно-техническое сотрудничество. В настоящее время США делают основной упор на повышение эффективности действий ВМФ Азербайджана на Каспии. С другой стороны, Баку предпочитает не форсировать вступление в НАТО и проводить политику балансирования между Россией и США, в то время как Грузия рассчитывает на помощь США в реформировании вооруженных сил для последующего вступления в Североатлантический союз.

В ближайшем будущем едва ли следует ожидать роста американской военной помощи государствам Южного Кавказа. Во-первых, подобные планы встретят серьезное сопротивление в конгрессе США из-за проблемы бюджетных ограничений, которую приходится решать администрации Б. Обамы.

Во-вторых, армии Азербайджана и Армении пока во многом ориентированы на российское оружие (артиллерия, танки, авиация).

В-третьих, в течение первого президентского срока Б. Обамы США были достаточно пассивны в политическом урегулировании региональных конфликтов, предпочитая реагировать на свершившиеся события, чем предвосхищать их. При этом США не дают реальных гарантий безопасности ни одному из государств региона. Грузии ясно дали понять, что больше не следует доводить конфронтацию с Россией до вооруженного столкновения. В отношении Азербайджана и Армении Вашингтон ограничивается призывом мирно разрешить противоречия в рамках решений Минской группы ОБСЕ.

Однако необходимо учитывать дальнейшую перспективу активизации США в Закавказье. В этом отношении политика военно-технического сотрудничества является частью общего геополитического проекта, имеющего две связанные составляющие -установление военного, политического и экономического контроля США за регионом Большого Каспия, с одной стороны, и одновременное выдавливание оттуда Ирана и России - с другой.

Как показывает опыт Грузии после войны 2008 г., значительный рост военной помощи со стороны США возможен по «серым» и нелегальным схемам. Как раз за счет этого, несмотря на небольшой объем официальной военной помощи, США планомерно создают инфраструктуру для обеспечения военных

операций в Каспийском регионе. Военные объекты в виде РЛС, аэродромов, систем связи и управления, систем ПВО могут находиться в подчинении региональных государств с небольшим присутствием американского персонала. Эти объекты США планируют использовать в дальнейшем, о чем говорят, например, планы создания в Азербайджане совместного командного пункта. Системы ПВО Грузии уже связаны с натовской системой контроля за воздушным пространством, которая находится в Турции. В этом случае даже без строительства военных баз на Южном Кавказе может быть обеспечен необходимый контроль за воздушным пространством в зоне Каспия [16]. Создаваемая в Грузии и Азербайджане инфраструктура одновременно готовится, для того чтобы послужить тыловой базой в случае военных действий США или НАТО против Ирана.

Список литературы

1. Азербайджан наращивает военный потенциал для «защиты международного права». [Электронный ресурс]. URL: http://warsonline. info/geostrategiya/ azerbaydzhan-naraschivaet-voenniy-potentsial-dlya-zaschiti-mezhdunarodnogo-prava. html.

2. Армения: накануне и после выборов [Электронный ресурс]. URL: http://1news. az/analytics/20 130111020657524.html.

3. Армения обречена: США наносят удар за ударом [Электронный ресурс]. URL: http://www. aze. az/news_armeniya_obrechena_ssha_91048.html.

4. Арутюнян О. В., Сергунин А. А. Восточное партнерство ЕС: второе дыхание // Обозреватель -Observer. Научно-аналитический журнал. 2012. № 1. С. 90-97.

5. Арутюнян О. В., Сергунин А. А. Армяно-европейские отношения в контексте «Восточного партнерства» ЕС // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2012. № 2. С. 115-120.

6. В Грузии пройдут учения в рамках программы НАТО. [Электронный ресурс]. URL: http://osinform. ru/37058-v-gruzii-proydut-ucheniya-v-ramkah-programmy-nato. html.

7. В Новый год Ильхам Алиев пообещал не признать Нагорный Карабах. [Электронный ресурс]. URL: http://www. kavkaz-uzel. ru/articles/129988.

8. В США прошли слушания по вопросу финансирования сепаратистов Карабаха. [Электронный ресурс]. URL: http://news. day. az/politics/390395.html.

9. Галстян А. Усилится ли военное сотрудничество США и Армении? [Электронный ресурс]. URL: http://newanalyze. com/analytics/553.

10. Грузия выступает за «умную оборону», стремясь к сближению с евроатлантическими структурами. [Электронный ресурс]. URL: http://www. inosmi. ru/sngbaltia/20130411/207953318.html.

11. Грузия за два года восстановила военный потенциал. [Электронный ресурс]. URL: http:// vpk. name/news/42965_gruziya_za_dva_goda_ vosstanovila_voennyii_potencial_camto. html.

12. Грузия осуществляет ротацию своего контингента в Афганистане. [Электронный ресурс]. URL: http://kavkasia. net/Georgia/2013/1364104659.php.

13. Грузия, Турция, Азербайджан - «особое военное сотрудничество. [Электронный ресурс]. URL: http://www. golos-ameriki. ru/content/ georgia7/1633992.html.

14. Грузия урежет военные расходы почти на 50 млн долларов. [Электронный ресурс]. URL: http://www. carnivorousplant. info/klimat/17651-gruziya-urezhet-voennye-rasxody-pochti-na-5 0-mln-dollarov. html.

15. Захаров В. А., Арешев А. Г. Сотрудничество Азербайджана с НАТО и ситуация в Нагорном Карабахе: этапы, намерения, результаты. [Электронный ресурс]. URL: http://www. noravank. am/rus/issues/ detail. php?ELEMENT_ID=2016.

16. Каспийская карта США и НАТО против России и Ирана. [Электронный ресурс]. URL: http:// army-news. ru/2012/07/kaspij skaya-karta-ssha-i-nato-protiv-rossii-i-irana.

17. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Новая военная доктрина Барака Обамы и национальные интересы России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 14. С. 2-9.

18. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Обама-2: приоритеты внешнеполитического курса // Обозреватель - Observer. Научно-аналитический журнал. 2013. № 1. С. 61-68.

19. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Стратегия национальной безопасности Б. Обамы: состоялось ли радикальное обновление? // Обозреватель -Observer. Научно-аналитический журнал. 2010. № 12. С. 87-95.

20. Мамедов С. Пентагон укрепляется в Азербайджане. [Электронный ресурс]. URL: http://nvo. ng. ru/concepts/2006-02-17/1_pentagon. html.

21. Место Кавказа в геополитике США. [Электронный ресурс]. URL: http://www. geopolitics. ru/2012/12/mesto-kavkaza-v-geopolitike-ssha.

22. Ниязов Н. С. Основные векторы политики военной безопасности Азербайджанской Республики в 1994-2010 годы. СПб: Изд-во СТОГУ, 2010. С. 90-116.

23. Обама предлагает рекордное сокращение экономической помощи Армении. [Электронный ресурс]. URL: http://www. yerkramas. org/2013/04/11/obama-predlagaet-rekordnoe-sokrashhenie-ekonomicheskoj-pomoshhi-armenii-do-247-mln-anca.

24. Посол США передал грузинским пограничникам новый радиолокатор в Аджарии. [Электронный ресурс]. URL: http://www. trend. az/regions/ scaucasus/georgia/1647219.html.

25. Речь Джона Маккейна об исключении России из «Большой восьмерки» подготовили грузинские лоббисты? [Электронный ресурс]. URL: http://lobbying. com. ua/news/2008-08-13-23.

26. Сергунин А. А., Тихонов В. Г.«Восточное партнерство» и российские интересы на Кавказе // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Сер.: Общественные науки. 2010. № 4. С. 35-39.

27. Сергунин А. А., Тихонов В. Г.«Восточное партнерство» и «Большой Каспийский регион»: проблемы и перспективы // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2009. № 3. С. 30-38.

28. С кем собирается воевать Азербайджан? [Электронный ресурс]. URL: http://topwar. ru/23115-s-kem-sobiraetsya-voevat-azerbaydzhan. html.

29. США начинают оснащать Грузию системами ПВО. [Электронный ресурс]. URL: http://www. rosbalt. ru/exussr/2012/09/11/1033074.html.

30. Тонуц С.«Любовь» с первого взноса: у США появился третий партнер в Закавказье? [Электронный ресурс]. URL: http://www. fondsk. ru/news/2012/12/14/lubov-s-pervogo-vznosa-u-usa-pojavilsja-tretij-partner-v-zakavkaze-18211.html.

31. Хартия о стратегическом партнерстве США - Грузия. [Электронный ресурс]. URL: http:// constitutions. ru/archives/5596.

32. Чернявский С. И. Азербайджан и Россия: настоящее и будущее. [Электронный ресурс]. URL: http://russiancouncil. ru/inner/?id_4=65#top.

33. Congress Budget Justification. Foreign Assistance. Summary Tables. Fiscal Year 2009. Washington: Department of State, 2009.

34. Congress Budget Justification. Foreign Assistance. Summary Tables. Fiscal Year 2012. Washington: Department of State, 2012.

35. Congress Budget Justification. Foreign Assistance. Summary Tables. Fiscal Year 2013. Washington: Department of State, 2013.

36. Congress Budget Justification. Foreign Operations. Washington: Department of State, 2010.

37. Cordesman A., Burke A. US and Iranian strategic competition. Turkey and South Caucasus. 2nd Edition. Washington: Center for Strategic & International Studies, 2013.

38. Helicopter Carrier to Russia. URL: http://thep risonerofthecaucasus. blogspot. ru/2010/02/georgian-association-statement. html.

39. LindermanL. Six months of Georgian Dreams: the state of play and ways forward // Dinu Patriciu Eurasia Center. Issue Brief. Washington: Atlantic Council, 2013.

40. Mihalka M., Wilcox M. Unintended strategic consequences of security assistance in the South Caucasus // Joint force quarterly. 2010, Issue 57. P. 25-32.

41. Nichol J. Armenia, Azerbaijan, and Georgia: Political developments and implications for U. S. interests. RL33453. Washington: Congressional Research Service, 2013. P. 45. URL: http://www.yas. org/sgp/crs/row/RL33453.pdf.

42. Program descriptions. URL: http://www. fas. org/asmp/profiles/aid/aidindex. htm.

43. Report by the Department of State pursuant to section 665 of the Foreign Assistance Act of 1961, as amended Direct Commercial Sales Authorizations for Fiscal Year 2009. P. 25, 38-39. URL: http://www. pmddtc. state. gov/reports/655_intro. html.

44. Report by the Department of State pursuant to section 665 of the Foreign Assistance Act of 1961, as amended Direct Commercial Sales Authorizations for Fiscal Year 2010. P. 2-3. URL: http://www. pmddtc. state. gov/reports/655_intro. html.

45. Report by the Department of State pursuant to section 665 of the Foreign Assistance Act of 1961, as amended Direct Commercial Sales Authorizations for Fiscal Year 2011. URL: http://www. pmddtc. state. gov/reports/655_intro. html.

46. Report of Independent International Fact-Finding Mission on the Conflict in Georgia. Vol. 1. P. 37. URL: http://www. ceiig. ch/Report. html.

47. South Caucasus on the Silk Road to Europe. Remarks by Eric Rubin, Deputy Assistant Secretary, Bureau of European and Eurasian Affairs. November 28, 2011. URL: http://www. state gov/p/eur/rls/ rm/2011/178085.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.