Научная статья на тему 'Военнополитический аспект Российской политики в Закавказье на современном этапе'

Военнополитический аспект Российской политики в Закавказье на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
742
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / АРМЕНИЯ / АЗЕРБАЙДЖАН / ЮЖНЫЙ КАВКАЗ / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР / RUSSIA / ARMENIA / AZERBAIJAN / SOUTH CAUCASUS / MILITARY-POLITICAL FACTOR

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алексанян Г.А.

Статья посвящена анализу военно-политических аспектов политики Российской Федерации на Южном Кавказе. В ней рассматриваются два ключевых фактора, определяющих характер российской политики в южно-кавказском регионе. Особое внимание уделяется увеличению роли Армении как ключевого партнера России в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MILITARYPOLITICAL ASPECT OF RUSSIA’S POLICY IN THE SOUTH CAUCASUS REGION AT THE PRESENT STAGE

The article analyzes the political-military aspects of the policy of the Russian Federation in South Caucasus. It addresses two key factors that determine the nature of the Russian policy in the South Caucasus region. A particular attention is paid to the escalation of Armenia's role as a key partner for Russia in the region.

Текст научной работы на тему «Военнополитический аспект Российской политики в Закавказье на современном этапе»

УДК 327

UDC327

Г.А. АЛЕКСАНЯН

аспирант, кафедра стран постсоветского зарубежья, Российский государственный гуманитарныйунивер-ситет

E-mail: goro.aleksanyan@gmail.com

G.A. ALEKSANYAN

Graduate student, Department of post-soviet foreign countries, Russian State University of Humanities E-mail: goro.aleksanyan@gmail.com

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ В ЗАКАВКАЗЬЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

THE MILITARY-POLITICAL ASPECT OF RUSSIA'S POLICY IN THE SOUTH CAUCASUS REGION

AT THE PRESENT STAGE

Статья посвящена анализу военно-политических аспектов политики Российской Федерации на Южном Кавказе. В ней рассматриваются два ключевых фактора, определяющих характер российской политики в южно-кавказском регионе. Особое внимание уделяется увеличению роли Армении как ключевого партнера России в регионе.

Ключевые слова: Россия, Армения, Азербайджан, Южный Кавказ, военно-политический фактор.

The article analyzes the political-military aspects of the policy of the Russian Federation in South Caucasus. It addresses two key factors that determine the nature of the Russian policy in the South Caucasus region. A particular attention is paid to the escalation of Armenia's role as a key partner for Russia in the region.

Keywords: Russia, Armenia, Azerbaijan, South Caucasus, military-political factor.

Кавказ на протяжении многих веков был театром военно-политического противоборства и в разные времена оказывался под контролем таких империй, как Римская, Персидская, Османская и Российская. Экспансия последней на Кавказ началась в XVIII веке [4]. Из-за своего географического положения Кавказ представлял собой особый интерес как для соседствующих государств, которые пытались овладеть этой территорией для увеличения своего влияния, так и для непосредственно кавказских стран, которые за счет соседей пытались расширить свою территорию, получить преимущества над противником и установить региональное лидерство.

ИнтересыРоссии наКавказе изначально были связаны с географическим положением региона. Необходимость укрепления границ на юге государства заставили Россию распространить свое влияние на Кавказе и стать господствующей страной в этом регионе. Мир на Кавказе во многом определял стабильность в самой России. Кроме этого, еще одним важным аспектом заинтересованности кавказским регионом был экономический фактор. По территории Кавказа проходит «Малый Шелковый путь» и другие выгодные торговые коридоры, которые соединяют Центральную Азию и Европу. Контроль над этими транспортными узлами обеспечивал довольно весомый вклад в государственный бюджет.

Со временем эти тенденции сохранились, а интересы России в этом регионе не претерпели никаких изменений. Сегодня Закавказье представляет собой своеобразную буферную зону между странами НАТО и Российской Федерацией. Мировые акторы продолжают

последовательно распространять свое влияние в регионе, поскольку, подчинив Южный Кавказ своему контролю, они повышают безопасность своих границ.

Распад СССР привел к существенным изменениям в системе международных отношений. Постсоветские государства, включая и страны Южного Кавказа, были вынуждены выстраивать исключительно новые отношения с международными акторами. Создавшийся вакуум влияния в Закавказье старались заполнить такие игроки, как США, ЕС, Турция, Иран, Китай.

Азербайджан и Грузия выбрали линию постепенного политического отдаления от Москвы, развивая тесное сотрудничество с ее оппонентами, у которых были свои личные приоритеты в Закавказье. Грузия активно развивала сотрудничество с Западом, углубляя отношения с Европейским союзом. Азербайджан выстроил свою внешнеполитическую линию на основе следующих компонентов: стратегическое партнерство с Турцией, сотрудничество с НАТО в рамках программы индивидуального партнерства, взаимоотношений с ЕС в рамках Восточного партнерства, при этом отдавая предпочтение двусторонним отношениям с США.

Внешнеполитические приоритеты Армении отличались от внешнеполитических задач соседей. Ереван, понимая необходимость партнерских отношений с западными странами, активно сотрудничал с ними, при этом интеграция в рамках СНГ и, в особенности, двусторонние отношения с Россией были на первом месте. Такой выбор был продиктован необходимостью обеспечить национальную безопасность государства в условиях карабахской войны и многовековой вражды с Турцией.

© Г.А. Алексанян © G.A. Aleksanyan

На фоне российско-грузинских и российско-азербайджанских отношений российско-армянское сотрудничество условно можно назвать самым беспроблемным. После распада СССР важность Армении для России увеличивалась по мере постепенного уменьшения военного присутствия России в других южнокавказских странах.

Так, с приходом к власти Михаила Саакашвили в Грузии и началом однозначного прозападного внешнеполитического курса, России пришлось вывести свой военный контингент с территории этого черноморского государства. К 2007 году Россия полностью вывела свои войска из Грузии, передислоцировав их в Армении [20]. Позже, в августе 2008 года, произошла «Пятидневная война», в результате которой Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Таким образом, в регионе появились уже частично признанные республики, где сейчас дислоцированы российские войска. Замороженные дипотношения между Москвой и Тбилиси не восстановлены до сих пор. Это стало концом процесса выхода Грузии из-под влияния России. Сейчас российско-грузинские отношения не развиваются, но и не ухудшаются благодаря более сдержанной политике новых грузинских властей, которые так же, как и их предшественники, видят будущее Грузии в составе ЕС и НАТО. «Приближается Варшавский саммит НАТО, от которого мы ожидаем признания достигнутого на пути евроатлантической интеграции прогресса. Хочу сказать любому, кто спекулирует по поводу внешнеполитического курса Грузии: еще раз подтверждаю, что это незыблемая воля граждан Грузии, что несколько раз было подтверждено опросами и референдумом. Правительство Грузии выполняет волю общества, наших избирателей. Целью Грузии является сближение со стандартами ЕС, а конечная задача - вступление в ЕС и НАТО», - 13 мая заявил премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили в своем выступлении в Chatham House в рамках визита в Лондон [15]. В связи с этим с трудом верится в возможность возвращения Грузии в орбиту российского военно-политического влияния, особенно после подписания между ЕС и Грузией ассоциативного соглашения [27].

По иному сценарию развивались отношения России с Азербайджаном. Резкого спада в них никогда не замечалось, даже в условиях предельно жесткой конфронтации России с Турцией - военным союзником Азербайджана - из-за сбитого российского самолета в небе над Сирией. После распада СССР Азербайджан отказался от российского военного присутствия на своей территории. 30 декабря 1991 г. было принято «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войск» с специальной припиской «с обязательным завершением в 2-х месячный срок передачи вооруженных сил общего назначения Азербайджанской Республике» [ 21]. Россия передала Азербайджану советские военные базы, договорившись с азербайджанским руководством об использовании

Радио-локационной системы в Габале, которая входила в контур Системы предупреждения о ракетном нападении. В 2012 г. Россия лишилась этого важного военного объекта. Баку вместо прежних 7,5 миллионов долларов за ежегодную аренду потребовал от Москвы в 40 раз больше [1]. Примечательно, что это не оказало значительного влияния на развитие российско-азербайджанских отношений, что объясняется несколькими причинами. Если в случае с Арменией сотрудничество основывается на военно-политическом факторе, то в случае Азербайджана преобладают экономические интересы Москвы и Баку. В экономические интересы, как много -кратно заявляло высшее руководство России, входят также поставки российских вооружений в Азербайджан. Так, 13 октября 2014 года, в ходе визита министра обороны Российской Федерации Сергея Шойгу в Баку, стороны подписали программу развития сотрудничества Российской Федерации и Азербайджанской Республики в военной и военно-технической областях на 2013-2016 годы [16]. В результате этих переговоров стороны также подписали контракты по поставкам в Азербайджан вооружений и военной техники на сумму 5 миллиардов долларов. Эти контракты стали самыми крупными в истории российско-азербайджанского военного сотрудничества, но не были единственными.

Так по военным контрактам, заключенным в 20112012 гг., Россия поставила в Азербайджан 94 единицы (три батальона) танков Т-90С, 100 единиц (три батальона) боевых машин пехоты БМП-3, 18 единиц (1 дивизион) самоходных артиллерийских установок «Мста-С», 18 пусковых установок (1 дивизион) реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Смерч», 18 единиц (1 дивизион) самоходных артиллерийских орудий «Вена» и 6 единиц (1 батарея) тяжелых огнеметных систем ТОС-1А «Солнцепек». Общая стоимость военной техники вместе с боеприпасами составила около $1 млрд. [2].

За 2010-2011 гг. между Россией и Азербайджаном также были заключены крупные контракты по поставкам российских вооружений на общую сумму почти в $3 млрд. Так, Москва поставила Баку два дивизиона зенитно-ракетных систем С-300ПМУ-2, две батареи зенитно-ракетных комплексов «Тор-2МЭ», 60 транспортных вертолетов Ми-17 и 24 ударных вертолета Ми-35М [3].

Такого плана сотрудничество, несомненно, нельзя назвать только лишь экономическим. Очевидна военно-политическая составляющая таких взаимоотношений.

Такая «экономическая» политика Москвы вызывает недовольство официального Еревана, который изначально воздерживался от заявлений по этим поставкам, но после обострения ситуации в зоне Карабахского конфликта в 2015 году стал поднимать проблемы поставок российских вооружений Баку. Но и в этом случае высшее руководство Армении крайне осторожно затрагивало этот вопрос, выражая свое недовольство, но одновременно заявляя, что с пониманием относится к интересам Москвы и вынуждено считаться с ними. «То, что Россия продает оружие Азербайджану и дру-

гим странам, это, наверное, естественно, потому что Россия - производитель оружия, Россия на рынке вооружений очень активно присутствует. Сказать, что нам очень нравится, что Азербайджан приобретает оружие, конечно, не могу. Но, наверное, это вопросы бизнеса, вопросы торговли», - заявил министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян в интервью русской службе BBC [26]. Очевидно, что этот вопрос является проблемным в отношениях России и Армении, и руководство двух стран старается не обсуждать его публичным образом, прекрасно понимая, что он имеет большой потенциал негативным образом повлиять на армяно-российское сотрудничество.

Торговый оборот России и Азербайджана в 2015 году достиг $ 2,8 миллиардa, снизившись на $ 1,2 миллиарда по сравнению с 2014 годом. Объем экспорта из России в Азербайджан составил $ 2,287 млрд, а объем экспорта из Азербайджана в Россию составил $ 517,2 млн. [5]. Проблемным вопросом между двумя странами является участие Азербайджана в экономических и политических проектах Запада, направленных против России и на ослабление зависимости Европы от российских углеводородов.

Азербайджан является единственной страной Южного Кавказа, которая владеет большими ресурсами нефти и газа. В связи с этим не удивителен интерес ведущих стран мира в сотрудничестве с этим государством. Сам Азербайджан не против экспорта своих запасов нефти и природного газа Каспийского бассейна на международные рынки в обход России. Азербайджан также является транзитером казахской нефти и туркменского газа в ЕС и Турцию также в обход России. Поэтому иностранные инвестиции, в основном западных стран, в Азербайджан направлены, в частности, на развитие таких энергетических проектов, как добыча газа из месторождения Шах-Дениз в Каспийском море. Этот проект рассматривается в качестве основного элемента Южного газового коридора, цель которого -снизить зависимость ЕС и Турции от поставок газа из России.

Все основные конкуренты России за влияние на Южном Кавказе (США, ЕС, Турция) активно участвуют в следующих энергетических проектах: нефтепровод Баку-Супса, нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум, Трансанатолийский газопровод (TANAP) и Трансадриатический газопровод (TAP). Как транзитная страна во всех этих проектах, кроме ТАП, активное участие принимает Грузия, которая используется конкурентами России для ее выдавливания из южнокавказского региона.

Невооруженным глазом можно заметить отсутствие Армении в этих крупных энергетических проектах, некоторые из которых могли быть намного менее затратными и короткими в случае прохождения через ее территорию. Однако политика экономической блокады Армении со стороны двух стратегических союзников Азербайджана и Турции из-за нерешенного Нагорно-Карабахского конфликта подразумевает исключение

Еревана из любого регионального экономического проекта.

В связи с этим можно сказать, что сформировавшиеся в результате прочного сотрудничества Азербайджана, Грузии и Турции, а также поддержки Запада энергетические проекты привели к разделению Южного Кавказа на две части. С одной стороны находятся вышеперечисленные страны, а с другой - Россия и Армения.

Несмотря на это, Азербайджан и Россия поддерживают добрососедские отношения. На это, кроме экономического и военно-политического факторов, влияет также аспект большой азербайджанской диаспоры в России и русской диаспоры в Азербайджане. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, численность азербайджанцев в России составила 440 тысяч человек [ 22]. Помимо этого, по данным главы Федеральной миграционной службы РФ Константина Ромодановского, в России находятся 553 тысячи мигрантов из Азербайджана [7]. В общей сложности количество этнических азербайджанцев в России составляет около 1 миллиона. При этом самое большое число этнических русских среди стран Южного Кавказа живет в Азербайджане. Согласно переписи населения Азербайджана 2009 года, численность русских составила 119 тысяч человек (1,5% населения) [18]. Таким образом можно сказать, что фактор достаточно больших диаспор не может не влиять на российско-азербайджанские двусторонние отношения и не учитываться лицами, принимающими решения.

В связи с этим Россия ведет взвешенную политику, с одной стороны, углубляя сотрудничество с Азербайджаном, особенно в поставках вооружений, где Баку зависим от Москвы, а с другой - показывая Западу, что Азербайджан все еще находится в сфере влияния Москвы.

Ничуть не уменьшая важность Азербайджана и Грузии для России, следует отметить, что военно-политическая линия России в Закавказье строится вокруг сотрудничества Еревана и Москвы. Между Арменией и Россией подписано более 50 договоров, определяющих важное военно-политическое сотрудничество между двумя государствами. Основой этих отношений стал Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности от 29 декабря 1991 г., который обозначил главные направления российско-армянского партнерства [11].

Важнейшим фактором российского влияния на Южном Кавказе является 102-ая российская военная база, дислоцированная в Армении. Она обеспечивает интересы России как в этом регионе, так и влияет на конфигурацию сил на Ближнем Востоке, находясь в непосредственном соседстве с Турцией. Российские войска также являются частью системы по обеспечению безопасности Армении, осуществляя охрану границ с Турцией и Ираном совместно с армянскими погранвойсками, а также противовоздушную оборону Армении. Договор о российской военной базе на территории Армении был подписан 16 марта 1995 г. в Москве пре-

зидентами РА и РФ [12]. Подписание этого договора стало логическим продолжением коренных изменений внешнеполитического курса России по отношению к странам СНГ, которые были утверждены указом президента Б. Ельцина в сентябре 1995 г. [24]. В указе в частности отмечалось, что «на территории СНГ сосредоточены наши главные жизненные интересы в области экономики, обороны, безопасности, защиты прав россиян, обеспечение которых составляет основу национальной безопасности страны; эффективное сотрудничество с государствами СНГ является фактором, противостоящим центробежным тенденциям в самой России» [25]. 27 августа 1997 г. был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной обороне между Российской Федерацией и Республикой Армения, который обязал Москву оказать военную помощь Еревану в случае агрессии со стороны третьих стран [10].

В сентябре 2000 г. Россия и Армения подписали Декларацию о союзническом взаимодействии, ориентированном в XXI век, которая уже определяла два государства в качестве союзников [9]. Учитывая наличие российской военной базы в Армении и подписание союзнической Декларации, можно сказать, что в самом начале XXI века Москва и Ереван стали военно-политическими союзниками. 20 августа 2010 г. в ходе визита президента Российской Федерации Дмитрия Медведева в Республику Армения срок дислоцирования военной базы России в Армении был продлен до 2044 г. [13]. Пролонгация срока потвердила долгосрочный характер российско-армянского военно-политического союзничества, обеспечивая прочное военное присутствие России на Южном Кавказе как минимум до середины XXI века.

Сотрудничество Москвы и Еревана не ограничивается только двусторонними отношениями. Армения -единственная страна Южного Кавказа, которая является членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Армения заинтересована в членстве в ОДКБ в первую очередь из-за 4-ой статьи Организации, согласно которой если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства, то это рассматривается как агрессия против ОДКБ.

Еще одним важным фактором российской политики на Южном Кавказе является карабахский конфликт. Россия, будучи страной-сопредседательницей Минской группы ОБСЕ, участвует в переговорном процессе по решению конфликта и старается вести уравновешенную политику, не отдавая предпочтение ни одной из сторон конфликта. Выбрав Армению, Россия потеряет Азербайджан, а выбирая Азербайджан, Россия потеряет Армению. При этом России, как и Армении, выгоден статус-кво в карабахском вопросе, так как разморозка конфликта означает полную дестабилизацию региона, с опасным потенциалом перехода из двусторонней войны

в региональную, с учетом задокументированных обязательств России по обеспечению безопасности Армении.

Помимо военного и политического присутствия в Армении, Россия прочно обоснована в армянской экономике. По данным Федеральной таможенной службы России, в 2015 г. товарооборот России и Армении составил $ 1,245 миллиона, при этом экспорт из России составил $ 1 миллиард 48 миллиона, импорт из Армении - $ 196 миллиона [6]. Российским компаниям принадлежат основные стратегические важные отрасли экономики Армении, в первую очередь в сфере энергетики: Севано-Разданский каскад с семью гидроэлектростанциями и распределительными электросетями, 100%-ная «дочка» российского «Газпрома» компания «Газпром Армения», обладающая монопольным правом напоставкуираспределениеприродногогазанавнутрен -нем рынке Армении, ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» - 100%-ое дочернее общество ОАО «РЖД», ведущие компании мобильных услуг «АрменТел-Билайн» и «VrvaceП-MTS» также принадлежат российским компаниям «Вымпелком» и «Мобильные Телесистемы» (МТС) соответсвенно. Россия также является главным иностранным инвестором в армянскую экономику. С 1991 г. российские вложения превысили $ 4 миллиарда, что составляет 40% всех иностранных инвестиций в экономику Армении, а число российских компаний, работающих в Армении, достигает 1300 [17].

Вышеперечисленные данные оказали ключевое влияние на вступление Армении в Евразийский Экономический союз. 3 сентября 2013 г. после встречи с президентом России Владимиром Путиным Серж Саргсян заявил, что Армения желает принимать участие в евразийском интеграционном проекте [14]. Уже через несколько месяцев 4 декабря 2014 г. Парламент Армении ратифицировал договор о присоединении страны к Евразийскому экономическому союзу [19]. Не менее важным фактором в участии Армении в евразийской интеграции была армянская диаспора, количество которой на 2010 г. достигало 1 миллиона 160 тысяч человек [23]. А с учетом 535 тысяч армянских мигрантов общая численность армян в России составляет больше 1 миллиона 700 тысяч. В этом случае армянская община, которую автор книги «Диаспоры в системе международных связей» Татьяна Полоскова относит к «диаспорам, оказывающим влияние на мировые процессы», также является ключевым факоторм, который нельзя игнорировать при принятии того или иного решения в армяно-российских отношениях [8].

Таким образом, можно сказать, что военно-политический аспект российской политики в Закавказье строится на основе армяно-российских союзнических отношений, при этом Москва активно развивает двусторонние отношения с Баку, не желая выпускать его из зоны своего влияния, как это было в случае с Грузией.

Библиографический список

1. Азербайджан потребовал от России в 40 раз больше денег за аренду РЛС [Электронный ресурс] // Lenta.ru. 2012. 29 февраля. URL: https://lenta.ru/news/2012/02/29/gabala/ (дата обращения: 02.03.2016).

2. База данных по мировому импорту вооружений и военной техники [Электронный ресурс] // Центр анализа мировой торговли оружием. 2015. URL: http://www.armstrade.org/flles/obrazecglava4.pdf (дата обращения: 04.04.2016).

3. База данных по мировому импорту вооружений и военной техники [Электронный ресурс] // Центр анализа мировой торговли оружием. 2015. URL: http://www.armstrade.org/flles/obrazecglava4.pdf (дата обращения: 04.04.2016).

4. Бушуев С.К. Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России. Издательство Московского университета. 1955. С. 59-60.

5. Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам за январь-декабрь 2015 год [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба. 2016. S февраля. URL: http://www.customs.ru/lndex2.php?optlon=com_ content&vlew=artlcle&ld=22580:-2015-&catld=125:2011-02-04-16-01-54&Itemid=1976 (дата обращения: 04.04.2016)

6. Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам за январь-декабрь 2015 год [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба. 2016. S февраля. URL: http://www.customs.ru/lndex2.php?optlon=com_ content&vlew=artlcle&ld=22580:-2015-&catld=125:2011-02-04-16-01-54&Itemid=1976 (дата обращения: 04.04.2016)

7. Вот сколько азербайджанцев проживает в России [Электронный ресурс]// Day.az 2015. 22 июля. URL: http://news.day.az/ soclety/598760.html (дата обращения: 05.10.2016).

8. Диаспора: фактор конфликта или сближения? Литературный и общественно-политический журнал «Дружба народов». 2000. Москва. № 3

9. Декларация о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Армения, ориентированном в XXI в. [Электронный ресурс] // Официальный сайт президента России URL: http://archlve.kremlln.ru/text/docs/2000/09/130152. shtml (дата обращения: 02.24.2016).

10. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения // Бюллетень международных договоров. 1999. № 2. С. 71-77.

11. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Республикой Армения [Электронный ресурс] // Договоры РФ URL: http://www.pactrf.ru/doc.php?docld=00650 (дата обращения: 04.01.2016).

12. Договор о российской военной базе на территории Армении [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел России. URL: http://www.mld.ru/bdomp/spd_md.nsf0/BCFDF06317EF8369C3257DAC0030B134 (дата обращения: 04.01.2016).

13. Документы, подписанные по итогам российско-армянских переговоров [Электронный ресурс] // Официальный сайт президента России URL: http://news.kremlln.ru/ref_notes/682 (дата обращения: 05.19.2016).

14. Заявления для прессы по итогам российско-армянских переговоров [Электронный ресурс] // Официальные сетевые ресурсы Президента России 2013 года. 3 сентября. http://kremlln.ru/events/presldent/transcrlpts/19142 (дата обращения: 07.01.2016).

15. Квирикашвили: Конечная задача Грузии - вступление в ЕС и НАТО [Электронный ресурс] // Грузия Online. 13.05.2016. 13 мая. URL: http://www.apsny.ge/2016/pol/1463189099.php (дата обращения: 04.03.2016).

16. Министры обороны РФ и Азербайджана обсудили создание системы безопасности на Каспии [Электронный ресурс] // ТАСС. 2014.13 октября URL: http://tass.ru/polltlka/1504791 (дата обращения: 02.04.2016).

17. Объем российских инвестиций в экономику Армении составляет S4 млрд [Электронный ресурс] // Sputnlk Armenla 2016. 7 апреля. URL: http://sputnlkarmenla.ru/armenla/20160407/2854739.html (дата обращения: 05.04.2016).

18. О российских соотечественниках в Азербайджане [Электронный ресурс] // Официальный сайт Посольства Российской Федерации в Азербайджанской Республике URL: http://azerbaljan.mld.ru/compatrlots (дата обращения: 05.17.2016).

19. Парламент Армении ратифицировал договор присоединения к Евразийскому экономическому союзу [Электронный ресурс] // ТАСС 2014. 4 декабря. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1623893 (дата обращения: 07.01.2016).

20. Россия полностью вывела свои войска из Грузии [Электронный ресурс] // NEWSru. 2007. 15 ноября. URL: http://www. newsru.com/world/15nov2007/eshelon.html (дата обращения: 04.03.2016).

21. «Соглашение Совета Глав Государств - участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войск» [Электронный ресурс] // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств URL: http://www.cls.mlnsk.by/reestr/ru/lndex.html#reestr/vlew/text?doc=8 (дата обращения: 03.03.2016).

22. Социально-демографический портрет России по итогам всероссийской переписи населения 2010 года [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики 1S.12.2012 г. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_slte/perepls2010/ croc/Documents/portret-russla.pdf (дата обращения: 04.24.2016).

23. Социально-демографический портрет России по итогам всероссийской переписи населения 2010 года [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики 1S.12.2012 г. http://www.gks.ru/free_doc/new_slte/perepls2010/croc/ Documents/portret-russia.pdf (дата обращения: 04.24.2016).

24. Указ Президента Российской Федерации от 14.09.1995 г. № 940 [Электронный ресурс] // Официальные сетевые ресурсы Президента России URL: http://kremlln.ru/acts/bank/8307 (дата обращения: 03.02.2016).

25. Указ Президента Российской Федерации от 14.09.1995 г. № 940 [Электронный ресурс] // Официальные сетевые ресурсы Президента России URL: http://kremlln.ru/acts/bank/8307 (дата обращения: 03.02.2016).

26. Эдвард Налбандян: в мире есть 100 маленьких и больших Армений [Электронный ресурс] // Русская служба BBC. 2015. 14 сентября URL: http://www.bbc.com/russlan/lnternatlonal/2015/09/150914_edward_nalbandyan_lntervlew (дата обращения: 04.09.2016)

27. Gulde to the EU deals wlth Georgla, Moldova and Ukralne [Электронный ресурс] // BBC News. 2014. 27 июня. URL: http:// www.bbc.com/news/world-europe-28038725 (дата обращения: 04.04.2016).

Refernces

1. Azerbaijan demanded from Russia 40 times more money for the lease of the radar [Website] // Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/ news/2012/02/29/gabala/ (accessed: 02.03.2016).

2. Database of global imports of arms and military equipment [Website] // Centre for Analysis of World Arms Trade. 2015. URL: http://www.armstrade.org/files/obrazecglava4.pdf (accessed: 04.04.2016).

3. Database of global imports of arms and military equipment [Website] // Centre for Analysis of World Arms Trade. 2015. URL: http://www.armstrade.org/files/obrazecglava4.pdf (accessed: 04.04.2016).

4. Bushuev S.K. From the history of foreign relations in the period of the Caucasus accession to Russia. Moscow University press. 1955. Pp. 59-60.

5. Foreign Trade of the Russian Federation on the basic countries for January-December 2015 [Website] // Federal Customs Service. 2016. URL: http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=22580:-2015-&catid= 125:2011 -02-04-16-01- 54&Itemid=1976 (accessed: 04.04.2016).

6. Foreign Trade of the Russian Federation on the basic countries for January-December 2015 [Website] // Federal Customs Service. 2016. URL: http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=22580:-2015-&catid= 125:2011 -02-04-16-01- 54&Itemid=1976 (accessed: 04.04.2016).

7. This is how many Azerbaijanis live in Russia [Website]// Day.az 2015. URL: http://news.day.az/society/598760.html (accessed: 05.10.2016).

8. Diaspora: the factor of conflict or convergence? literary and political journal "Friendship of Peoples". 2000. Moscow. № 3.

9. Declaration on Allied Cooperation between the Russian Federation and the Republic of Armenia, oriented in the XXI century. [Website] // The official website of the President of Russia URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2000/09/130152.shtml (accessed: 02.24.2016).

10. Treaty of Friendship, Cooperation and Mutual Assistance between the Russian Federation and the Republic of Armenia // Bulletin of international treaties. 1999. № 2. Pp. 71-77.

11. Treaty of Friendship, Cooperation and Mutual Security between the Russian Federation and the Republic of Armenia // [Website]

// Treaties of the Russian Federation. URL: http://www.pactrf.ru/doc.php?docid=00650 (accessed: 04.01.2016).

12. The agreement on Russian military base in Armenia [Website] // Official website of the Russian Ministry of Foreign Affairs. URL: http://www.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/BCFDF06317EF8369C3257DAC0030B134 (accessed: 04.01.2016).

13. The documents signed during Russian-Armenian negotiations. [Website] // Official website of the President of Russia. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/682 (accessed: 05.19.2016).

14. Press Statements following Russian-Armenian negotiations [Website] // The official website of the President of Russia. http:// kremlin.ru/events/president/transcripts/19142 (accessed: 07.01.2016).

15. Kvirikashvili: The ultimate goal of Georgia - accession to the EU and NATO [Website] // Gruziya Online. URL: http://www. apsny.ge/2016/pol/1463189099.php (accessed: 04.03.2016).

16. Minister of Defense of Azerbaijan and discussed the establishment of security in the Caspian Sea [Website] // TASS. URL: http:// tass.ru/politika/1504791 (accessed: 02.04.2016).

17. The volume of Russian investments in the Armenian economy of $ 4 billion [Website] // Sputnik Armenia. URL: http://sputni- karmenia.ru/armenia/20160407/2854739.html (accessed: 05.04.2016).

18. About the Russian compatriots in Azerbaijan [Website] // Official site of the Russian Embassy in the Republic of Azerbaijan. URL: http://azerbaijan.mid.ru/compatriots (accessed: 05.17.2016).

19. The Armenian parliament ratified a treaty of accession to the Eurasian Economic Union [Website] // TASS 2014. URL: http:// tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1623893 (accessed: 07.01.2016).

20. Russia withdrew all its troops from Georgia [Website] // NEWSru. URL: http://www.newsru.com/world/15nov2007/eshelon. html (accessed: 04.03.2016).

21. «The agreement of the Council of Heads of States - members of the Commonwealth of Independent States of the Armed Forces and the Border Troops» [Website] // Unified Register of legal acts and other documents of the Commonwealth of Independent States. URL: http://www.cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=8 (accessed: 03.03.2016).

22. The socio-demographic profile of Russia on the basis of the All-Russia Population Census 2010 [Website] // Federal State Statistics Service 18.12.2012. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/portret-russia.pdf (accessed: 04.24.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. The socio-demographic profile of Russia on the basis of the All-Russia Population Census 2010 [Website] // Federal State Statistics Service 18.12.2012. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/portret-russia.pdf (accessed: 04.24.2016).

24. The decree of Russian Federation. 14.09.1995, № 940 [Website] // The official website of the President of Russia. URL: http:// kremlin.ru/acts/bank/8307 (accessed: 03.02.2016).

25. The decree of Russian Federation. 14.09.1995, № 940 [Website] // The official website of the President of Russia. URL: http:// kremlin.ru/acts/bank/8307 (accessed: 03.02.2016).

26. Edward Nalbandian: There are 100 big and small Armenia in the world [Website] // BBC News. URL: http://www.bbc.com/ russian/international/2015/09/150914_edward_nalbandyan_interview (accessed: 04.09.2016).

27. Guide to the EU deals with Georgia, Moldova and Ukraine [Website] // BBC News. URL: http://www.bbc.com/news/world- europe-28038725 (accessed: 04.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.