Научная статья на тему 'Водно-игровые комплексы как один из факторов повышения эффективности учебно-тренировочного процесса юных спортсменов'

Водно-игровые комплексы как один из факторов повышения эффективности учебно-тренировочного процесса юных спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
331
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНО-ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / БЕГУНЫ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ / СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОДНО-іГРОВі ЗАНЯТТЯ / ФіЗИЧНИЙ РОЗВИТОК / БіГУНИ НА КОРОТКі ДИСТАНЦії / ЗАСОБИ ВіДНОВЛЕННЯ / НАВЧАЛЬНО-ТРЕНУВАЛЬНИЙ ПРОЦЕС / WATER-PLAY ACTIVITIES / PHYSICAL DEVELOPMENT / THE SPRINTER / RECOVERY TOOLS / THE TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ситникова Наталия Сергеевна, Tyhovskiy T. A., Тиховский Тарас Олегович

Показана роль занятий в воде для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса легкоатлетов 10-16 лет в подготовительном периоде и их влияние на организм юных спортсменов. Предложены авторские комплексы упражнений и игр в воде для бегунов на короткие дистанции. В основу комплексов положены различные игры, эстафеты, динамическая и статическая гимнастика, упражнения на восстановления. Доказано, что водно-игровые занятия развивают юных спортсменов гармонично, усиливают эмоциональные и физиологические качества, улучшают здоровье и повышают интеллектуальный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Water and playing facilities as a factor increasing the efficiency of educational and training process of young athletes

It is shown the role of water-game activities to enhance the efficiency of teaching and training process for athletes 10-16 years in the preparatory period and their effects on young athletes. It is proposed a set of exercises and games in the water for a sprinter. The basis of systems put different games, relay races, dynamic and static exercises, exercises on the recovery. Proved that the water-play classes young athletes develop harmoniously reinforce the emotional and physiological quality, improve health and increase the intellectual level.

Текст научной работы на тему «Водно-игровые комплексы как один из факторов повышения эффективности учебно-тренировочного процесса юных спортсменов»

Водно-игровые комплексы как один из факторов повышения эффективности учебно-тренировочного процесса юных спортсменов

Ситникова Н.С., Тиховський Т.О.

Классический приватный университет

Аннотации:

Показана роль занятий в воде для повышения эффективности учебнотренировочного процесса легкоатлетов 10-16 лет в подготовительном периоде и их влияние на организм юных спортсменов. Предложены авторские комплексы упражнений и игр в воде для бегунов на короткие дистанции. В основу комплексов положены различные игры, эстафеты, динамическая и статическая гимнастика, упражнения на восстановления. Доказано, что водно-игровые занятия развивают юных спортсменов гармонично, усиливают эмоциональные и физиологические качества, улучшают здоровье и повышают интеллектуальный уровень.

Ключевые слова:

водно-игровые занятия, физическое развитие, бегуны на короткие дистанции, средства восстановления, учебно-тренировочный процесс.

Сітнікова Н.С., Тиховський Т.О. Водно-ігрові комплекси як один з факторів підвищення ефективності навчально-тренувального процесу юних спортсменів. Показана роль водно-ігрових занять для підвищення ефективності навчально-тренувального процесу легкоатлетів 10-16 років у підготовчому періоді і їх вплив на організм юних спортсменів. Запропоновані авторські комплекси вправ і ігор у воді для бігунів на короткі дистанції. В основу комплексів покладені різні ігри, естафети, динамічна та статична гімнастика, вправи на відновлення. Доведено, що водно-ігрові заняття розвивають юних спортсменів гармонійно, посилюють емоційні і фізіологічні якості, покращують здоров'я та підвищують інтелектуальний рівень.

водно-ігрові заняття, фізичний розвиток, бігуни на короткі дистанції, засоби відновлення, навчально-тренувальний процес.

Sitnikova N.S., Tyhovskiy T.A. Water and playing facilities as a factor increasing the efficiency of educational and training process of young athletes. It is shown the role of water-game activities to enhance the efficiency of teaching and training process for athletes 10-16 years in the preparatory period and their effects on young athletes. It is proposed a set of exercises and games in the water for a sprinter. The basis of systems put different games, relay races, dynamic and static exercises, exercises on the recovery. Proved that the water-play classes young athletes develop harmoniously reinforce the emotional and physiological quality, improve health and increase the intellectual level.

water-play activities, physical development, the sprinter, recovery tools, the training process.

Введение.

Одним из факторов, способных оказать позитивное влияние на повышение эффективности учебнотренировочного процесса спортсменов, особенно начинающих, является применение современных средств восстановления. Действительно, в многочисленных публикациях по проблемам детского и юношеского спорта отмечается, что эффективность подготовки юного спортсмена во многом зависит от правильного отношения тренеров к восстановительным средствам, а также осознания ими важности применения средств восстановления в тренировочном процессе [2; 3; 8].

При организации системы восстановительных мероприятий необходимо учитывать тот факт, что в настоящее время тренировочная работа и рационально организованный процесс восстановления являются важнейшими элементами в общей системе спортивной подготовки, которые обеспечивают не только достижение необходимого спортивного результата, но и способствуют сохранению и развитию общего состояния здоровья и функционального состояния развивающегося организма [9; 10; 11; 12].

Исследованиями целого ряда авторов показало, что образ жизни детей и подростков, занимающихся спортом должен, по существу, иметь ритмический характер, в котором нагрузки (учебные, тренировочные) чередуются с отдыхом, а процесс восстановления обеспечивают режим дня, рациональное питание, закаливание и целый ряд других процедур. Все это в целом должно способствовать укреплению здоровья юного спортсмена, повышению его работоспособности, снижению риска заболеваемости [1; 3; 8; 10].

В последнее время, в работах ряда ведущих специалистов в области физической культуры и спор© Ситникова Н.С., Тиховський Т.О., 2011

та высказывается мнение относительно высокой эффективности применения в восстановительном процессе таких видов активного отдыха, как водно-игровые занятия. Предполагается, что использование водноигровых занятий должно способствовать поддержанию на необходимом уровне физической подготовленности за счет оптимизации работы основных физиологических систем организма, снижения уровня напряжения основных мышечных групп и перераспределения нагрузки между другими группами мышц, нормализации психоэмоционального состояния и т.п. [1; 4; 6; 7].

Вместе с тем, отмечается, что использование водноигровых занятий должно проводиться в соответствии с возрастными особенностями юных спортсменов, уровнем их текущей физической подготовленности, а также с учетом того, что данная проблема является предметом дальнейших исследований [2; 8; 10; 11].

Работа выполнена по плану НИР Классического приватного университета.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Целью исследования стало разработать и применить водно-игровые занятия для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса легкоатлетов 10-16 лет в подготовительном периоде.

Результаты исследований.

Водно-игровые занятия являются одним из наиболее эффективных педагогических средств восстановления. Включение их программу восстановления легкоатлетов 10-16 лет в подготовительном периоде учебно-тренировочного процесса обусловлено следующими факторами: выполнение упражнений в воде способствует снятию мышечного и нервного напряжения, укреплению нервной системы, разгрузке позвоночника, улучшению функционирования сердечнососудистой и дыхательной систем организма.

К общеизвестным достоинствам таких игровых занятий следует добавить: травмобезопасность занятий в воде, отсутствие излишней нагрузки на суставы и связки, усиление эффекта от занятий за счет преодоления дополнительного сопротивления, массажный и лимфодренажный эффект.

Известно, что на этапе начальной подготовки (1012 лет) основные восстановительные упражнения и мероприятия проводятся в виде разнообразных игр [1; 5]. В связи с этим для данной категории спортсменов в водно-игровые необходимо включать игры, игровые упражнения и эстафеты, которые способствуют повышению работоспособности, позволяют снять усталость после монотонных тренировочных занятий и восстановить силы для дальнейшей спортивной деятельности. Дети осваиваются с непривычной средой, что способствуют их быстрой адаптации в любых условиях, а эмоции, появляющиеся у спортсменов во время игры, помогают им преодолевать боязнь и неуверенность в своих силах. Такие занятия, внося разнообразие в процесс тренировки, делают их более яркими, интересными и эмоциональными.

Необходимо отметить, что игры в воде полезны как юным, так и старшим спортсменам, на разных этапах спортивной тренировки. При подборе игр в воде следует учитывать уровень их физического развития и подготовленности. Для спортсменов предварительной базовой подготовки (13-14 лет) и специализированной базовой подготовки (15-16 лет) в рамках водно-игровых комплексов необходимо использовать бег в затрудненных условиях (в воде), различные прыжки и упражнения в чередовании с бегом и ходьбой, а применение нестандартного оборудования будет способствовать развитию необходимых двигательных качеств.

Весьма эффективно, в водно-игровых занятиях, использовать упражнения в изменяющихся ситуациях, различные игры и эстафеты. Хочется отметить, что все скоростные упражнения выполняются как в максимально быстром темпе, что является одной из главных задач воспитания быстроты, так и в спокойном темпе - для восстановления.

В водно-игровых занятиях необходимо использовать разнообразный нестандартный инвентарь: «нудлы», плавательные досточки, мячи различных размеров, обручи. «Нудлы» для бассейна представляют собой цилиндры длиной 160 см и диаметром 6 см которые сделаны из нетоксического полимера и имели очень высокую плавучесть. Предлагаются маленькие мячи, средние и большие «фитболы». Спортсмены должны удерживать оборудование перед собой, за собой, а также сидеть на нем, стоять и лежать. Следует отметить, что «нудлы», мячи, досточки, используются, как на мелкой части бассейна, так и на глубокой. На занятиях с юными и старшими спортсменами они применяются в основном для развития силы, гибкости, для расслабления (релаксации), восстановления сил после недельной тренировочной работы, и рассматриваются, как специальное приспособление, позволяющее удерживаться на воде.

Использование водно-игровых занятий для бегунов 10-16 лет должно отвечать возрастным требованиям и условиям, в которых проходят занятия. Занятия в воде начинаются с разминки достаточной продолжительности и завершаются полноценными восстановительными упражнениями. Однако водная среда вносит свою специфику в структуру занятий.

Задачей подготовительной части является разогрев и акклиматизация к воде. Можно в этой части выделить три фазы. Первая - пассивный разогрев за счет приема теплого душа, что важно и с точки зрения гигиены. Вторая - активный разогрев на суше. Третья

- активная разминка в воде. Продолжительность подготовительной части составляет от 10-12% от всего времени занятий. В разминку входят упражнения на гибкость, на повышение частоты пульса, упражнения на статическое и динамическое растягивания мышц, от которых зависит амплитуда движений и разогревающие упражнения (бег, подскоки, прыжки). Возможен вариант более постепенного перехода от суши к воде и выполнение нескольких упражнений на бортике бассейна с погружением в воду ног.

Основная часть занимает около 80% времени от всего занятия. Варианты основной части различаются подбором средств, дозировкой отдельных упражнений, темпом их выполнения и амплитудой движений. Рекомендуется включать упражнения на укрепление сердечно-сосудистой системы, на совершенствования специальных навыков, на развитие противоположных групп мышц. Занятие в основной части проводятся как на мелкой части бассейна, так и на глубокой.

В заключительной части используются различного рода игры, упражнение на расслабления и свободное спокойное плавание.

Занятия необходимо проводить систематически, раз в неделю, начиная с более легких заданий с постепенным повышением нагрузки за счет увеличения количества повторений, изменений условий выполнения, использования игр, эстафет, увеличения длительности занятий. В зависимости от температуры воздуха и воды регулировать время нахождения детей в воде, чтобы не было переохлаждения. Перед началом работы на воде проводится техника безопасности и проверяется исправность инвентаря. Занятия для детей 10-12 лет проводится на неглубокой части бассейна, при температуре не ниже +25 градусов, до 30 минут. Для детей 13-16 - на мелкой и глубокой части бассейна, до 45 минут при той же температуре воды.

Водно-игровые упражнения для легкоатлетов 10-16 лет с гибким цилиндром - «нудлом»

Комплекс № 1

1. И.п. - стоя в воде, «нудл» перед собой, хват сверху: ходьба на месте с высоким подниманием бедра и постепенным увеличением темпа выполнения упражнения. Время выполнения - 25-30 секунд.

2. И.п. - «нудл» в вытянутых руках перед собой: сгибая руки, подтянуть его к себе. Как вариант усложнения упражнения - добавились перекаты с ноги на ногу. Упражнение выполнялось 25-30 секунд.

3. И.п. - тоже: бег на месте, опираясь руками на «нудл»

с постепенным увеличением интенсивности. Время выполнения упражнение 25-30 секунд.

4. И.п. - тоже: бег с продвижением вперед, толкая «нудл» перед собой. Дистанция пробегания - 15-20 метров; назад вернуться спиной вперед. Количество повторений - 2-3 раза.

5. И.п. - «нудл» за спиной на уровне лопаток, взяться за концы «нудла: прыжком ноги врозь, руки вперед; прыжком ноги вместе, руки в стороны. Упражнение выполнять 3-4 подхода по 25-30 секунд. Между подходами юным спортсменам предлагалось выполнить выпрыгивание вверх с последующим выдохом в воду. Количество повторений - 10-15 раз.

6. И.п. - лечь на спину удерживая «нудл» за концы: сохраняя равновесие выполнить произвольные движение ногами. Упражнение повторить 3-4 раза по 25-30 секунд каждый подход. С подростками старшего возраста упражнение выполнялось на «глубокой» воде. Между подходами - выпрыгивание вверх с последующим выдохом в воду. Количество повторений - 10-15 раз.

7. И.п. - стоя внутри «нудла» опираясь на него: поочередно подтянуть колени к груди и выпрямить ноги вперед. Как вариант усложнения упражнения - добавилось поочередное опускание ног вниз. С подростками старшего возраста работа проводилась на «глубокой» воде. Упражнение выполнялось 3 - 4 подхода по 25-30 секунд. Между подходами предлагалось выпрыгивание вверх с последующим выдохом в воду. Количество повторений - 10-15 раз.

8. Упражнения с двумя «нудлами». И.п. - первый «нудл» за спиной, на шее; второй - под коленями: Лечь на спину и расслабиться в течении 25-30 секунд. Это же упражнение выполнялось и с одним «нудлом», перекладывая его под лопатки, под пояс, под стопы.

9. И.п. - стоя в воде, «нудл» перед собой: Перепрыгивание через «нудл» вперед и назад, подтягивая колени к груди. Упражнение выполнялось 3-4 подхода по 25-30 секунд. Между подходами - выпрыгивание вверх с выдохом в воду. Количество повторений

- 10-15 раз.

10. Упражнение на сопротивление в парах. И.п. - лежа на животе, лицом друг к другу, «нудлы» перед собой. Интенсивно работая ногами стараться переплыть на сторону партнера. Упражнение выполнялось 2-3 раза. Определить победителей.

Водно-игровой комплекс для легкоатлетов 1516 лет

Комплекс № 2

1. «Пятнашки». Группа делилась на две команды. Игра проводилась на мелкой части бассейна и на глубокой части бассейна. Разрешалось пятнать играющих только касанием к голове, находящейся над водой. Если спортсмены приподнимались на бортик бассейна - пятнать запрещалось. Время выполнения данного упражнения - 5-10 минут. Определялись самые ловкие.

2. «Горки». Упражнение проводилось на мелкой части бассейна. Играющие, становились в колону по

одному на расстоянии 2 метра друг от друга. Игрок, стоящий в команде последним, перепрыгивал через стоящего впереди и ныряя в воду проплывал между ног следующего участника игры. По очереди все игроки выполняли данное задание. Когда упражнение было освоено всеми, проводилось соревнование и определялись победители. Количество повторений - 2-3 раза.

3. «Гонка за мячом». Эстафета проводилась на глубокой части бассейна. Легкоатлеты делились на команды и садились на «нудлы». Задача каждого участника эстафеты состояла в том, чтобы, интенсивно работая ногами, приблизится к мячом, лежащему на середине бассейна. Время выполнения данного упражнения - 5-10 минут. Определялась команда победителей.

4. «Водное поло». Эстафета проводилась как на мелкой части бассейна, так и на глубокой части бассейна. Участники каждой команды находились в воде по разные стороны бассейна. По команде им необходимо было проплыть 25 метров, толкая мяч грудью перед собой и передать его следующему участнику команды. Упражнение повторялось 3-4 раза. Определялась команда победителей.

5. «Бой всадников». Игра проводилась на глубокой части бассейна. Спортсмены делились на две команды и садились на «нудлы». «Всадники» противоположных команд, интенсивно работая ногами, приближались друг к другу. Задача каждого - мягкими толчками рук свалить спортсмена из другой команды в воду. Время выполнения данного упражнения

- 5-10 минут. Определялась команда победителей.

6. «Попади в ворота». Легкоатлеты делились на две команды и ложились животом на надувной круг или камеру. За спиной у каждой команды находились ворота. На середину поля выбрасывался мяч. Игроки плывут на кругах, к центру бассейна, активно работая руками, ногами и пытались завладеть мячом противника, столкнуть его в воду, переворачивая круг и бросить мяч в противоположные ворота. Выигрывала команда, забившая больше мячей. Время выполнения данного упражнения - 5-10 минут.

7. «Змей». Упражнение проводилось на мелкой части бассейна и глубокой части бассейна. На мелкой части находились 4 игрока и удерживали друг друга за пояс. По сигналу, все ложились на живот, ноги врозь, кроме первого участника игры. Направляющий, бегом, тянул всех до глубокой части бассейна, потом сам ложился на живот и они проплывали расстояние до конца бассейна, активно работая ногами, (а первый игрок и руками) в стиле «брасс», при этом, стараясь не разорвать «цепочку» из 4-х человек. Когда упражнение было хорошо освоено всеми, проводилось соревнование и определялись победители. Количество повторений - 2-3 раза.

8. «Волейбол в воде». Упражнение проводилось на глубокой части бассейна. Легкоатлеты, располагались по кругу, находясь в воде и передавали друг другу легкий мяч ударами одной или двух рук. Время выполнения данного упражнения - 5-10 минут.

9. «Упражнение с мячом». Упражнение проводилось на глубокой части бассейна. Спортсмены, находясь в воде и интенсивно работая ногами, подбрасывали и ловили мяч. Время выполнения данного упражнения - 25-30 секунд. Количество повторений - 2-3 раза.

10. «Упражнение на релаксацию в парах». И.п. - лежа на животе, ноги врозь, взяться за руки: выдох в воду пытаясь сохранить равновесие. Упражнение выполнить 2-3 раза.

Выводы.

Доказана необходимость использования водноигровых занятий для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса легкоатлетов 1016 лет в подготовительном периоде. Предложенные игры и упражнения можно изменять, усложнять, придумывать свои варианты и правила.

Перспективами дальнейших исследований предполагается дальнейшее развитие комплексной программы восстановительных мероприятий с использованием водно-игровых занятий для легкоатлетов 10-16 лет в подготовительном периоде учебнотренировочного процесса.

Литература:

1. Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой / Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - ll с.

2. Волков В.М. Избирательное применение средств восстановления / В.Н. Волков //Средства восстановления в спорте. - Смоленск: Смядынь, 1994. - С. 94-104.

3. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. - К.: Олимпийская литература, 2002. - 294 с.

4. Звягина О.Б. Гидроаэробика - новый вид оздоровительной тренировки / О.Б. Звягина // Материалы научной конференции по итогам работы за 1990-1991 гг. - Омск, 1992. - С. l8-l9.

5. Ібраімова М.В. Гра, корисна для всіх / М.В. Ібраімова //Юний натураліст. - 2005. - № 4. - С. 2З-25.

6. Иващенко Л.Я. Программирование занятий оздоровительным фитнесом / Л.Я. Иващенко, А.Л. Благий, Ю.А. Усачов. - К.: Науковий світ, 2008. - 198 с.

I. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт / Н.Н. Кардамонова. - Ростов на Дону: Феникс, 2001. - З20 с. - (Серия «Панацея»).

8. Мирзоев О.М. Восстановительные средства в системе подготовки спортсменов: [монография] / О.М. Мирзоев. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 220 с.

9. Павлова О. И. Современная тренировка юных легкоатлетов: [монография] / О.И. Павлова. - М.: Теория и практика физической культуры. - 2004. - 160 с.

10. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов //Учебник тренера высшей квалификации. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

II. Попов В.Б. Юный легкоатлет: пособие для тренеров ДЮСШ / В.Б. Попов, Ф.П. Суслов, Е.И. Ливадо. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 224 с.

12. Современный взгляд на подготовку легкоатлетов. [Монография], под ред. Е.Е. Аракеляна, Ю.Н. Примакова, М.П. Шестакова. - М.: НОУ РГУФК, 2006. - 224 с.

Поступила в редакцию 25.01.2011 г.

Ситникова Наталия Сергеевна Тиховский Тарас Олегович nssitnikova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.