Научная статья на тему 'Внутривузовское повышение квалификации преподавателей по использованию информационных ресурсов'

Внутривузовское повышение квалификации преподавателей по использованию информационных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF TEACHERS OF HIGH SCHOOL / INFORMATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копытова Наталья Евгеньевна

Рассматриваются вопросы организации повышения квалификации преподавателей вуза в области использования информационных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intra high-school improvement of professional skill in the field of information resources usage

Questions of the organization of improvement of professional skill of teachers of high school in the field of informational resources usage are considered.

Текст научной работы на тему «Внутривузовское повышение квалификации преподавателей по использованию информационных ресурсов»

УДК 371.14

ВНУТРИВУЗОВСКОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

© Н.Е. Копытова

Ключевые слова: повышение квалификации преподавателей вуза; информационные ресурсы.

Рассматриваются вопросы организации повышения квалификации преподавателей вуза в области использования информационных ресурсов.

Тенденцией развития высшего образования является интеграция в мировое образовательное пространство, которая требует перехода к принципиально новому уровню доступности образовательной и научной информации. Качество образования напрямую зависит от уровня полноты, достоверности и доступа к информационным образовательным ресурсам.

Создание и поддержание конкурентоспособной системы образования требует решения задач создания современной информационной среды, образовательного пространства, обеспечивающих эффективное формирование информационных ресурсов, подготовку информационных продуктов и информационных услуг.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации делается акцент на необходимость создания единого образовательного пространства, обеспечивающего эффективное использование научно-педагогического потенциала, создание условий для поэтапного перехода к новому уровню и качеству образования на основе информационных технологий.

Информатизация образования значительно повышает роль качеств, характеризующих информационную культуру личности. Владение информационной культурой становится надежным инструментом адаптации личности к условиям внешней среды, способствует гармонизации внутреннего мира человека и достижению успехов в любой деятельности, в т. ч. и профессиональной.

Свободный доступ к национальным информационным ресурсам зафиксирован в Конституции РФ. Информационные ресурсы рассматриваются как отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Информационные ресурсы являются национальным достоянием и определяют уровень развития образования. В связи с их появлением в системе высшего образования возникают принципиально новые возможности, например, дистанционное обучение, использование полнотекстовых и справочно-библиографических ресурсов Интернета для обучения, размещение в Сети собственных образовательных ресурсов и пр. Поэтому перед образованием стоит задача стимуляции открытого доступа и обращения к знаниям.

Преподаватели вуза являются тем главным ресурсом, на основе которого возможно его всестороннее развитие в современных условиях.

Преподаватели имеют под рукой неисчерпаемые информационно-методические ресурсы, представляющие новый спектр инструментов и средств совместной работы педагогов и учащихся.

Приведение квалификации преподавателей в соответствие с требованиями, необходимыми для использования информационных технологий и информационных ресурсов в учебном процессе, является одной из ключевых проблем информатизации.

Перед преподавателями вузов стоят проблемы, решение которых невозможно без определенного уровня информационной культуры и использования информационных ресурсов:

- повышение компетентности в анализе информационных процессов;

- расширение проблематики исследований на основе информационного взаимодействия;

- анализ структурных изменений и перспектив развития научно-исследовательской проблематики на основе доступа ученого-педагога к новым информационным базам знаний;

- развитие новых подсистем педагогической науки и практики в связи с проектированием и применением новых информационных ресурсов.

Для эффективной научно-педагогической деятельности преподавателю необходимо обладать следующими компонентами информационной культуры: умением выбирать и формулировать цели, осуществлять постановку задач, упорядочивать, систематизировать, структурировать данные и знания; знанием способов представления данных; умением поиска необходимых данных в различных источниках информации; способностью использовать в своей деятельности информационные технологии; умением выделять в своей профессиональной деятельности информационные процессы и управлять ими; владением основами аналитической переработки информации и практическими способами работы с различной информацией; знанием морально-этических норм работы с информацией; умением принимать решения о применении того или иного программного обеспечения, тех или иных информаци-

онных технологий для повышения эффективности своей профессиональной деятельности; умением оперировать, рационально использовать, сохранять и развивать региональные информационные ресурсы.

Внутривузовское обучение специалистов отличается сочетанием очной и заочной форм, что позволяет не только использовать возможности технических средств, не прерывая деятельность по основному месту работы, но и периодически участвовать в занятиях по очной форме обучения (по модульному принципу).

Особенность внутривузовского обучения состоит в том, что оно интегрирует два процесса, протекающих в организационной среде: процесс целевого обучения и процесс профессиональной деятельности. Таким образом, результатами обучения одновременно являются и результаты обучения, и, косвенно, результаты профессиональной деятельности, точнее их изменение по результатам обучения. В качестве целевого параметра процесса внутривузовского обучения целесообразно рассматривать уровень компетентности преподавателя.

В каждом конкретном случае задачей внутривузов-ского обучения является развитие тех категорий компетентности преподавателя, которые соответствуют текущим потребностям вуза и определяются его кадровой политикой.

В настоящее время в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина проводится широкое внедрение информационных ресурсов в учебный процесс. В связи с этим разработана программа повышения квалификации для преподавателей «Информационные ресурсы и технологии в образовательном процессе». Курс знакомит преподавателей с информационными образовательными ресурсами и готовит к использованию информационных технологий в своей деятельности.

В рамках курса рассматриваются следующие разделы:

- информационные ресурсы в сфере образования;

- типология учебных изданий;

- принципы разработки электронных учебных изданий;

- автоматизированный контроль знаний;

- создание электронных учебных изданий и учебно-методических комплексов;

- регистрация электронных изданий и программ учебного назначения.

Обучение по программе прошли 118 преподавателей и сотрудников университета, из них 79 % кандидатов наук и 4 % докторов наук, 27 % имеют звание доцента и 4 % звание профессора. Опрос слушателей показал, что только 24 % слушателей часто используют информационные ресурсы и технологии в своей работе, а около 19 % - не используют вообще.

Основными причинами, побуждающими к повышению квалификации для преподавателей, явилась личная инициатива (49 %) и желание познакомиться с передовым педагогическим опытом (49 %), только 9 % слушателей приняли участие в курсах по инициативе администрации.

Более 70 % слушателей оказались полностью удовлетворены программой курсов, некоторые предложили расширить практические занятия по конструированию электронных учебных пособий.

При обучении преподавателей на курсах повышения квалификации следует учитывать неоднородный и часто недостаточный уровень подготовки слушателей в области информационных ресурсов и технологий.

Как показала апробация разработанной программы повышения квалификации преподавателей вузов, ее реализация будет эффективна при наличии следующих условий:

- особого психологического климата обучения (неформального, основанного на взаимном уважении и совместной работе);

- осуществления учебной деятельности с использованием технологии поиска новых знаний на основе имеющегося индивидуально-профессионального опыта слушателей;

- использования андрагогических принципов обучения - приоритет самостоятельного обучения, принцип совместной деятельности, индивидуализация, системность, контекстность обучения и т. п.

Поступила в редакцию 8 апреля 2009 г.

Kopytova N.E. Intra high-school improvement of professional skill in the field of information resources usage. Questions of the organization of improvement of professional skill of teachers of high school in the field of informational resources usage are considered.

Key words: improvement of professional skill of teachers of high school; informational resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.