Научная статья на тему 'Педагогические условия подготовки модераторов вуза'

Педагогические условия подготовки модераторов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / МОДЕРАТОР ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / МОДЕРАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирий Н.В., Верзунова Л.В., Пересыпкин А.П.

В статье рассмотрены условия и процесс подготовки модераторов высшей школы. Авторами определены такие методико-инструментальные условия подготовки модераторов: использование интерактивных методов и приемов обучения, проектирование авторской методики модераторской деятельности в условиях внутривузовского повышения квалификации. Их реализация позволит коренным образом изменить способы взаимодействия преподавателя и группы обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия подготовки модераторов вуза»

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ МОДЕРАТОРОВ ВУЗА

Белгородский

государственный

университет

Н. В. Кирий Л.В. Верзунова А. П. Пересыпкин

В статье рассмотрены условия и процесс подготовки модераторов высшей школы. Авторами определены такие методико-инструментальные условия подготовки модераторов: использование интерактивных методов и приемов обучения, проектирование авторской методики модераторской деятельности в условиях внутривузов-ского повышения квалификации. Их реализация позволит коренным образом изменить способы взаимодействия преподавателя и группы обучающихся.

e-mail:

kiriy@bsu.edu.ru

Ключевые слова: преподаватель вуза, модератор высшей школы, повышение квалификации преподавателя, модерация, интерактивные методы.

peressypkin @ bsu.edu.ru

В силу объективности процессов, происходящих в нашем образовании, проблема повышения квалификации тех, от которых зависит успешность проводимой модернизации, т.е. педагогического корпуса и, в частности, преподавателей высших учебных заведений, является наиболее острой. Острота проблемы связана с несоответствием современных профессиональных потребностей и интересов преподавателей вузов предлагаемым формам и методам сложившейся системы повышения квалификации. Выход мы видим в подготовке модераторов высшей школы.

Модераторы вуза - это тот внутренний ресурс, наличие которого позволяет вузу в автономном порядке обеспечить должный уровень квалификации своих педагогических кадров и тем самым повысить результативность их деятельности, направленной на эффективное решение задач развития профессионального образования. В современном значении под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структуированной [4].

Процесс подготовки модераторов выстраивается так, чтобы происходило раскрытие творческого и профессионального потенциала как отдельных слушателей, так и группы в целом [1]. Результатом работы по подготовке модераторов должно стать приобретение определенных компетенций, которые будут выражаться в:

• способности понимать и воспринимать, т.е. признавать участников компетентными субъектами процесса обучения, предоставлять им возможность самостоятельно структурировать учебный процесс, давая возможность решить задачу разными путями;

• способности анализировать, т.е. выявлять противоречия в учебном процессе и находить способы их разрешения на коллегиальном уровне; идентифицировать причины проблем и конфликтов в группе, выявлять взаимосвязь явлений и объяснить ее, распознавая те формы работы, которые мешают включению личности в активную деятельность; учитывать и соответственно реагировать на социальные процессы в группе;

• способности организовывать образовательную деятельность, т.е. использовать имеющийся опыт студентов, слушателей, обеспечивать непрерывность этого процесса, инициировать его, противостоять поспешным решениям, учить критически подходить к содержанию обучения, к использованию научных знаний;

• способности анализировать и оценивать деятельность слушателей в процессе обучения, поддерживая их в стремлении найти собственные пути к овладению знаниями, создавая возможности анализа и оценки хода курсового мероприятия, признания зависимости дидактических решений от ситуации учебного взаимодействия;

200

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ I'^ № 6(77) 2010

• способности к сотрудничеству, т.е. умении строить процесс повышения квалификации совместно с другими модераторами и слушателями.

Подготовка модераторов требует создания определенных условий. Определяя педагогические условия подготовки модераторов в вузе, мы опирались на теоретические положения синергетического, компетентностного и андрагогического подходов. Подготовка модераторов высшей школы будет эффективной, если этот процесс станет частью специально организованной образовательной среды, представляющей собой интеграцию специфических содержательно-целевых, организационно-процессуальных и методико-инструментальных условий. Реализация всех условий в их совокупности, на наш взгляд, в наилучшей степени обеспечивает образовательную деятельность в ходе подготовки модераторов вуза.

При подготовке модераторов широко применяются интерактивные методы и приемы работы, позволяющие максимально использовать уже имеющиеся в группе ресурсы, допускающие возможность гибкого приспособления к потребностям обучающихся, а также обеспечивающие их самостоятельность в образовательном процессе и интенсивность усвоения знаний в режиме активного решения актуальных проблем профессиональной деятельности, поэтому наибольший интерес вызывают методико-инструментальные условия подготовки модераторов.

К методико-инструментальным условиям подготовки модераторов, мы относим, прежде всего:

• использование интерактивных методов и приемов обучения;

• проектирование авторской методики модераторской деятельности в условиях внутривузовского повышения квалификации.

Модерация побуждает по-новому взглянуть на процессы преподавательской деятельности, ее внутренние пласты, связанные с изменением поведенческого стиля и способов его взаимодействия со студентами, слушателями курсов повышения квалификации. Изменения в процессуальных основах повышения квалификации, позволяющие сделать приоритетным развитие личности слушателей, предусматривают существенное преобразование образовательного процесса за счет использования интерактивных методов и приемов обучения, которые обеспечивают наиболее полное удовлетворение личностных и профессиональных потребностей слушателей, всесторонний учет их психофизиологических особенностей, интересов, склонностей и способностей. В качестве основных методов могут быть использованы метод мозгового штурма, метод смыслового поля, методы вызовы, метод систематизации ожиданий и пр.

Эти методы способствуют формированию у них опыта самоорганизации и культуры труда в условиях реализации деятельностно-коммуникативной парадигмы повышения квалификации педагогических работников и обеспечивают как показ им соответствующих образцов образовательной деятельности и сотрудничества со слушателями, специфических техник и приемов, так и практическую отработку будущими модераторами в режиме тренингов первоначальных умений владения наиболее значимыми интерактивными методами. Кроме того, деятельностный способ обучения, лежащий в основе подготовки модераторов, дает им возможность знакомиться с теми или иными методами непосредственно в ходе личного участия в образовательной деятельности и тем самым формировать у себя более целостное представление о методической оснащенности курсовых мероприятий. Таким образом, при прохождении курсовой подготовки будущие модераторы могут познакомиться и освоить стандартный набор групповых активных методов, без овладения которыми успешное проведение ими курсов повышения квалификации, в том числе и внутривузовских, становится невозможным.

Как правило, большинство используемых в ходе курсовой подготовки интерактивных методов полифункциональны и адаптируемы к различным формам организации учебных занятий. Так, один и тот же метод может развивать межличностную сенситивность слушателей и одновременно помогать им в планировании их бу-

Н.В. Кирий и др. Педагогические условия подготовки

201

дущей совместной деятельности. Кроме того, работа по этому методу может быть индивидуальной, парной, групповой или коллективной. Выбор тех или иных форм организации учебных занятий осуществляется модератором-организатором курсов с учетом их образовательной эффективности [3].

Ввиду этого при подготовке модераторов вуза организаторам следует ориентироваться, прежде всего, на раскрытие их психологических резервов и личностного потенциала - способностей, компетентности, на увеличение меры их личностной свободы, стимулирование процессов целеполагания, целеосуществления и целеут-верждения. Методологически неверно и практически невозможно в ходе курсовой подготовки вооружить модераторов всеми необходимыми им для практической работы методами и приемами. Сохраняет свою актуальность высказанная К.Д. Ушин-ским мысль о том, что передача готовых советов, независящих от конкретных условий обучения, невозможна, что «передается мысль, выведенная из опыта, но не сам опыт», поэтому в ходе методико-технологической подготовки модераторов вуза необходимо наряду с передачей ведущих идей модерации развивать у них способность к трансформации того или иного (предметного) содержания в деятельностно-коммуникативной форме и формировать у них профессионально-технологическую культуру, создающую надежную основу для убедительного присвоения и творческого воспроизведения модерационного опыта, для совершенствования уже знакомых и разработки новых интерактивных методов обучения. Методико-технологическая подготовка модераторов призвана заложить основы для дальнейшего профессионального самоопределения и самореализации.

Создание собственной авторской методики модераторской деятельности в условиях внутривузовского повышения квалификации начинается с освоения модераторами вуза первого десятка наиболее функциональных интерактивных методов обучения.

Т X *-* «-»

И именно проектирование авторской методики модераторской деятельности в условиях внутривузовского повышения квалификации мы

выделяем в качестве другого методико-инструментального условия подготовки школьных модераторов.

Личностно-ориентированную подготовку модераторов нельзя подогнать под какие-то каноны, она всегда привязана к индивидуальной (авторской) педагогической системе преподавателя. Излишнее нормирование означало бы неизбежное принуждение, насилие, ограничение творчества обучающегося, что обязательно привело бы к аналогичным действиям с его стороны по отношению к своим будущим курсистам. Поэтому с учетом этих соображений и вследствие различий в целях, содержании и условиях конкретных курсов повышения квалификации не может быть никаких стандартных решений относительно роли модератора и выбора методов обучения. Практику повышения квалификации специалистов всегда должны отличать многообразие стилей профессионального поведения модераторов и их индивидуальная склонность к использованию тех или иных форм и методов работы.

Оказание помощи модераторам в проектировании собственной методики повышения квалификации своих университетских коллег - одна из важных задач руководителя модераторской подготовки. Ядром проектно-ориентированных форм работы с модераторами является создание на занятиях образовательной ситуации, в результате проживания которой они приобретают не только информационное, но и деятельностное приращение. Мы разделяем мнение В.В. Ворошилова, что процесс овладения педагогами технологиями деятельностного проектирования может быть осуществлен только в рамках организации их собственной проектной деятельности и последующей рефлексией проведенной работы [2]. Независимо от форм организации подобной работы, она должна включать в себя следующие этапы:

1) анализ собственной педагогической ситуации (выделение в своей работе и описание модератором основных проблемных ситуаций, основных объектов и субъектов, находящихся во взаимоотношении с модератором и друг с другом в данных ситуациях, основных параметров, описывающих данные объекты, субъекты и взаимоотношения между ними);

202

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

№ 6(77) 2010

2) построение идеального образа своей модераторской деятельности (фиксация наличных и определение желаемых значений выделенных параметров, обобщающее описание наличной, возможной и желаемой ситуаций, ценностное самоопределение, текущее и перспективное целеполагание, определение ближайших и перспективных конкретных деятельностных шагов по достижению желаемой ситуации);

3) планирование модераторской деятельности (определение объемов работ и сроков выполнения конкретных шагов, определение способов и форм оценки степени успешности осуществления предполагаемых шагов);

4) оформление проекта (оформление результатов проведенной рефлексивно-аналитической работы в виде авторской методики модераторской деятельности в условиях внутривузовского повышения квалификации).

Таким образом, реализация таких методико-инструментальных условий как использование интерактивных методов и приемов обучения и проектирование авторской методики модераторской деятельности в условиях внутривузовского повышения квалификации обеспечивают совершенствование образовательного процесса на курсах повышения квалификации, способствует методической самореализации в деятельности преподавателя.

1. Боронина Н.С., Ваулина Л.Н. О значении и перспективах внедрения идеи «модератор» в обеспечение учреждений образования области квалифицированными учителями иностранного языка. / / Вестник КГПУ. - 1996. - №1. - С. 54-57.

2. Ворошилов В.В. Организационные и педагогические условия освоения педагогами способов проектной работы: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - С. 16.

3. Кирий Н.В., Боруха С.Ю. «Методическая копилка»: российские идеи для модера-ции / Н.В. Кирий, С.Ю. Боруха // На пути развития международных связей: Сб. материалов (Итоги сотрудничества Белгородского государственного университета с образовательными учреждениями Земли Северный Рейн-Вестфалия (ФРГ)). - Белгород: Изд-во Белгор. гос.ун-та, 2002. - С. 182-188.

4. Петров А.В. Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации. -СПб.: Издательство «Речь», 2005. - С. 9.

Список литературы

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MODERATOR TRAINING AT THE INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

Belgorod

State

University

N. V. Kiriy L. V. Verzunova A. P. Peresypkin

The article deals with the process of moderator training at the institution of higher education. Authors define such methodical - instrumental conditions of moderator training as the use of interactive methods and ways of training, designing the authorial methods of moderating activity within the framework of intrainstitutional professional skills improvement. The realization of the given conditions will allow changing radically the ways of interaction between the lecturer and the group of students.

e-mail:

Key words: A lecturer, a moderator of an institution of higher education, teaching skills improvement, moderating activity, interactive methods.

kiriy@bsu.edu.ru

verzunova@bsu.edu.ry

peressypkin@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.