Научная статья на тему 'Внимание к данным интуиции как ведущий принцип гносеологического метода Рене Декарта'

Внимание к данным интуиции как ведущий принцип гносеологического метода Рене Декарта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2627
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТУИЦИЯ / ДЕДУКЦИЯ / МЕТОД / ПРАВИЛА МЕТОДА / ЯСНОСТЬ / ПРОСТОТА / ОЧЕВИДНОСТЬ / ИСТИННОСТЬ ПОЗНАНИЯ / РЕНЕ ДЕКАРТ / INTUITION / DEDUCTION / METHOD / RULES OF METHOD / CLEARNESS / SIMPLICITY / EVIDENCE / THE TRUE COGNITION / RENE DESCARTES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пономаренко Анна Сергеевна

В статье рассматривается концепция интуиции Рене Декарта в связи с рационалистическим методом познания. Анализируются правила метода с целью выявления особенностей интуитивного действия и установления его места и роли на каждом этапе познания. Показано, что внимание к данным интуиции является ведущим принципом картезианского гносеологического метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concentration on the Data of Intuitive Acts as the Key Principle of Rene Descartes’ Gnoseological Method

The article considers Descartes’ conception of intuition in connection with his rationalistic method of cognition. It analyzes the rules of the method in order to reveal the characteristics of the intuitive act and its significance at each stage of the process of cognition. It is shown that concentration on data of an intuitive act appears to be the key principle of Cartesian gnoseological method.

Текст научной работы на тему «Внимание к данным интуиции как ведущий принцип гносеологического метода Рене Декарта»

УДК 1 (44) (091) «16»

А. С. Пономаренко

Внимание к данным интуиции как ведущий принцип гносеологического метода Рене Декарта

В статье рассматривается концепция интуиции Рене Декарта в связи с рационалистическим методом познания. Анализируются правила метода с целью выявления особенностей интуитивного действия и установления его места и роли на каждом этапе познания. Показано, что внимание к данным интуиции является ведущим принципом картезианского гносеологического метода.

The article considers Descartes’ conception of intuition in connection with his rationalistic method of cognition. It analyzes the rules of the method in order to reveal the characteristics of the intuitive act and its significance at each stage of the process of cognition. It is shown that concentration on data of an intuitive act appears to be the key principle of Cartesian gnoseological method.

Ключевые слова: интуиция, дедукция, метод, правила метода, ясность, простота, очевидность, истинность познания, Рене Декарт.

Key words: intuition, deduction, method, rules of method, clearness, simplicity, evidence, the true cognition, Rene Descartes.

Обращение к теме интуиции при всей неоднозначности этого понятия является, однако, принципиальным при рассмотрении вопросов, связанных с процессом познания. Этим мы в первую очередь обязаны «первооткрывателю» философской проблемы интуиции Рене Декарту1, в гносеологии которого интуиция является основой метода познания истины.

Концепция интуиции «вписывается им в общую систему представлений, связанных с рационалистической теорией познания, которая строится в соответствии с потребностями науки его времени, нуждавшейся в разработке ее философско-методических оснований» [9, с. 62]. Потребность Декарта в понятии «интуиция» связана с попыткой ответить на главный вопрос, который выдвинуло перед наукой XVII в. развитие естествознания и математики: «каким образом из знания, порожденного опытом и обладающего относительной необходимостью и всеобщностью, может следовать знание, обладающее уже не относительной, а безусловной всеобщностью и необходимостью» [2, с. 23].

© Пономаренко А. С., 2013

1 «Рене Декарт <...> - один из «первооткрывателей» философской проблемы интуиции. Во всяком случае, его определение интуиции можно считать господствующим в науке XVII в.» [8, с. 10]

По-видимому, наличие неких исходных, ниоткуда не выводимых предельно ясных положений, которые являются источником интеллектуального знания («интеллектуального, ибо в акте интуиции разум человеческий одновременно мыслит и созерцает» [8, с. 10]) и своей очевидностью и простотой гарантируют достоверность всякого познавательного акта, являлось изначальной убежденностью философа, потому как обращение к этой теме присутствует уже в ранних его работах - «Правилах для руководства ума», последняя редакция которых предположительно датируется 1628-1629 годами, и «Разыскание истины посредством естественного света, который сам по себе, не прибегая к содействию религии и философии, определяет мнения, кои должен иметь добропорядочный человек относительно всех предметов, могущих занимать его мысли, и проникает в тайны самых любопытных наук», замысел которой относится к тому же периоду.

Для Декарта было очевидно, что познание начинается с непосредственного усмотрения элементарных смыслов, непреложность которых гарантируется их простотой и поддерживается точно таким же непосредственным усмотрением необходимости и истинности каждого шага, а достоверность результата гарантируется неуклонным вниманием к данным этих действий. Именно для поддержания такой внимательности ума к данным интуиции был выработан Декартом его знаменитый метод. Рассмотрению метода, его правил и возможностей его применения посвящены «Правила для руководства ума» и более поздняя опубликованная в 1637 г. работа «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках». Именно эти работы являются ключевыми для понимания значения интуиции у Декарта.

В «Рассуждении о методе.», которое является одним из важнейших трудов философа, Декарт подробно описывает свой путь к пониманию интуиции. Созданное в форме рассказа, «Рассуждение.» повествует о личном опыте достижения знания и о том методе, который возник в результате этого опыта и который может быть одинаково полезен в деле достижения истинного знания для любого обладающего разумом.

Потребность в выработке метода познания была вызвана необходимостью заново возвести здание знаний о мире на новых - очевидных - основаниях. Дело в том, что жизненные наблюдения приводят Декарта к заключению, что ни в познании себя, ни в выборе пути, которым человек должен следовать, ни тем более в изучении окружающего мира человек не может опираться на заключения и мнения других людей. Декарт отмечает, что часто в суждениях простого человека по поводу непосредственно интересующих его дел больше истины, чем в умозрениях ученого.

«Подобным образом мне пришло в голову, что и науки, заключенные в книгах, по крайней мере те, которые лишены доказательств и доводы которых лишь вероятны, сложившись и мало-помалу разросшись из мнений множества лиц, не так близки к истине, как простые рассуждения здравомыслящего человека относительно встречающихся ему вещей.» [7, с. 257]1.

Поэтому Декарт решает «освободиться от всех принятых на веру мнений» [7, с. 258] и заменить их собственными заключениями, «согласованными с требованиями разума» [7, с. 257]. Осуществив подобную редукцию, Декарт оказывается перед перспективой построения нового знания, единственным основанием которого являются способности его собственного ума. Таким образом, метод оказывается у Декарта одновременно методом достижения истинного знания и методом «познания всего того, к чему способен <... > ум» [7, с. 259].

Отправную точку для выведения своего метода Декарт усмотрел в анализе, который применяли древние геометры. Тот же самый принцип обнаруживает Декарт и в приемах современной ему алгебры. Декарт замечает:

«все <.> науки, зависящие от рассмотрения сложных вещей, весьма сомнительны и недостоверны, арифметика же, геометрия и тому подобные науки, трактующие о вещах крайне простых и крайне общих, не заботясь о том, существуют ли они в природе или нет, содержат кое-что несомненное и достоверное» [4, с. 338].

«Эти две науки, - считает Декарт, - являются не чем иным, как появившимися сами собой плодами, вызревшими из врожденных начал данного метода» [5, с. 87]. Декарт обнаруживает в математических науках некую основу, для которой геометрия и алгебра служат как бы «покровом». Эту интересующую его дисциплину, идея которой восходит к Аристотелю, Декарт вслед за Адрианом ван Роменом называет «mathesis universalis» -«всеобщей математикой». «Эта наука должна содержать в себе первые начала человеческого рассудка и достигать того, чтобы извлекать истины из какого угодно предмета.» [5, с. 88].

«Я убежден, - говорит дальше Декарт, - что какие-то первые семена истин, которые присущи человеческим умам от природы и которые мы в себе заглушаем, ежедневно читая и слыша о стольких различных заблуждениях, обладали в той безыскусной и незатейливой древности такою силой, что

1 В «Разыскании истины посредством естественного света.» читаем: «Все это говорится и выводится без логических правил, без твердых формул аргументации, с помощью одного лишь света разума и здравого смысла, который бывает гораздо меньше подвержен ошибкам, когда он действует сам по себе, нежели тогда, когда он боязливо стремится придерживаться тысячи всевозможных правил, кои человеческое искусство и праздность изобрели скорее для его порчи, чем ради его совершенства.» [6, с. 172]. Следует отметить сближение интуиции, отражающей естественный свет разума, и здравого смысла. Позже похожий ход мысли встречается у родоначальника интуитивизма Анри Бергсона - см. «Здравый смысл и классическое образование».

благодаря тому самому свету ума, при посредстве которого люди видели, что следует предпочитать добродетель удовольствию, а честное - полезному, даже если они и не знали, почему это обстояло именно так, они также познали истинные идеи философии и математики.» [5, с. 89]

И коль скоро луч этого «света ума» Декарт усматривает в математических науках, которым одним удается достичь точного очевидного знания, он решает, что впредь в поиске истины будет руководствоваться их принципами.

Познание, рассуждает Декарт, может осуществляться двумя способами: опытным путем и посредством дедукции - чистого вывода одного из другого. Но в то время как данные чувств могут нас обманывать, дедукция не может быть произведена разумом неверно. Именно на этом основана достоверность и непогрешимость результатов математических наук. Анализируя простые и ясные приемы арифметики и геометрии, философ приходит к выводу, что разум не отклонится от истины, если будет придерживаться двух действий: интуиции и дедукции.

Интуиция и дедукция «настолько способствуют друг другу и являются настолько взаимодополняющими, что кажутся слившимися в одно действие благодаря некоему движению мысли, внимательно созерцающей каждую из вещей и одновременно переходящей к другим» [5, с. 111]. Поэтому для того, чтобы понять, какое место в процессе познания занимает интуиция и какую роль она играет, рассмотрим эти два инструмента разума. Каково содержание каждого из этих действий? Как они связаны между собой?

К разговору о связи интуиции и дедукции Декарт обращается трижды: впервые в Правиле III и далее в Правилах VII и XI.

Понятие интуиции Декарт вводит в Правиле III «Правил для руководства ума». «.Картезианская интуиция есть рациональная операция, с помощью которой преподносятся полностью и непосредственно определенные истины.» [3, с. 6] Давая определение интуиции, Декарт проводит черту между интеллектуальным познанием и познанием, полученным благодаря чувствам и воображению:

«Под интуицией я подразумеваю не зыбкое свидетельство чувств и не обманчивое суждение неправильно слагающего воображения, а понимание (сопсерШт) ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что мы разумеем, или, что то же самое, несомненное понимание ясного и внимательного ума, которое порождается одним лишь светом разума и является более простым, а значит и более достоверным, чем сама дедукция.» [5, с. 84].

Далее Декарт приводит и примеры действия интуиции: «Каждый может усмотреть умом, что он существует, что он мыслит, что треугольник ограничен только тремя линиями, а шар - единственной поверхностью .» [5, с. 84]. Последние два примера как раз и представляют собой интуитивно усматриваемые истины в математической науке. Для действия интуиции нужно, чтобы то, на что направлено познание, во-первых, понималось ясно и отчетливо, во-вторых, схватывалось все сразу.

Если имеет место последовательность, то к ней применимо действие дедукции. Дедукция - это чистый вывод одного из другого, который не может быть неправильно произведен человеком в силу того, как действует человеческий ум. Если рассматривать дедукцию как результат, если «мы обращаемся к ней как уже завершенной, тогда < . > она больше не означает никакого движения, но является пределом движения, и потому мы полагаем, что она обозревается посредством интуиции тогда, когда она проста и очевидна.» [5, с. 11].

Однако можно наблюдать и другой случай действия дедукции: это ситуация, когда переход не может быть целиком охвачен разумом. Такой вид дедукции Декарт называет энумерацией, или индукцией. Энумерация подразумевает полный обзор и перечень всех ходов рассуждения.

«.Энумерация, или индукция, - это исследование всего того, что относится к какому-либо предложенному вопросу, настолько тщательное и точное, что на основании его мы можем с достоверностью и очевидностью заключить, что нами ничего не было пропущено по недосмотру..» [5, с. 98].

Если про случай простой и очевидной дедукции мы говорим, что она обозрима интуицией («.Какие бы положения мы непосредственно не выводили одни из других, они, если вывод был очевиден, оказывались бы уже сведенными к подлинной интуиции» [5, с. 98]), то достоверность эну-мерации зависит от памяти. Энумерация производится, когда необходимо вывести нечто одно из множества разрозненных положений. При этом разум не может удерживать их все разом, функция удержания каждой из частей отводится памяти. Память, таким образом, гарантирует, что из всех этих положений будет выведено что-то одно, т. е. она обеспечивает достоверность действия. «Точно так же, - поясняет Декарт, - мы не можем одним взором глаз различить все звенья какой-либо очень длинной цепи, но тем не менее, если бы мы увидели соединение каждого звена в отдельности с соседним, этого было бы достаточно, чтобы сказать, что мы также усмотрели, каким образом последнее звено соединяется с первым» [5, с. 98]. Таким образом, и в ситуации «сложной и темной» дедукции, когда приходится обратиться к приему энумерации, присутствует момент достоверного усмотрения - это усмотрение «всего сразу», основанное на гарантируемой памятью истинности отношений между положениями, подкрепленной очевидностью всех чистых выводов. Поэтому Декарт считает возможным утверждать, что «те, кто знает, с одинаковой легкостью

распознают истину независимо от того, вывели они ее из простого предмета или из запутанного: ведь они постигают любую истину посредством сходного, единого и определенного акта.» [5, с. 106].

Итак, интуиция - это ясное и отчетливое понимание «всего сразу». В дедукции присутствует последовательность, движение от одного положения к другому, однако результат этого движения также обозревается в простом и ясном акте интуиции. Если же связь невозможно ухватить всю целиком, как результат, то создается «опись» простых, целиком охватываемых разумом связей между положениями. Достоверность суждения о каждой из таких очевидных связей удерживается памятью. И так, снова и снова обозревая мыслью все очевидные отношения, «не оставляя памяти почти никаких частей, я, буду, по-видимому, созерцать все сразу» [5, с. 112]. То есть, результат сложного дедуктивного действия также в конечном итоге обозревается в акте интуиции.

Интуиция и дедукция, результат которой, как мы выяснили выше, ухватывается в акте интуиции, - два единственно возможных способа получения достоверного знания. Истинность такого познания гарантируется простотой и ясностью интуиции, отражающей естественный свет разума. Вместе с тем, интуиция и дедукция являются двумя единственно необходимыми действиями, ведущими к получению нового истинного знания, в то время как любое дискурсивное знание предполагает наличие уже готового материала, уже известных истинных положений, полученных посредством этих двух простых действий разума. Декарт убежден, что разум не обладает никакими другими инструментами для достоверного познания, кроме этих двух. Они являются необходимыми и достаточными для приобретения знания, на достижение которого человеческий разум может рассчитывать. И хотя познание ограничено только этими двумя действиями, зато в их рамках мы можем быть уверены в адекватности результатов нашего познания.

Метод Декарта призван направлять разум таким образом, чтобы он держался этих двух действий и не выходил за границы последних, дабы в данные познания не могла вкрасться ошибка1. Поэтому Декарт формулирует правила метода, тщательное следование которым обеспечит чистоту познания.

В «Рассуждении о методе.» Декарт формулирует четыре правила метода. В «Правилах для руководства ума.», Декарт приводит гораздо больше правил - двадцать одно. Но все они могут быть в конечном итоге сведены к основным четырем.

1 «Под методом <.> я разумею достоверные и легкие правила, строго соблюдая которые человек никогда не примет ничего ложного за истинное и, не затрачивая напрасно никакого усилия ума, но постоянно шаг за шагом приумножая знание, придет к истинному познанию всего того, что он будет способен познать.» [5, с. 86].

Первое правило - правило очевидности - гласит: «Никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т. е. <...> включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не может дать повод к сомнению» [7, с. 260].

Это правило, более детально раскрытое во множестве своих частных случаев из «Правил для руководства ума.», предписывает не заниматься никаким предметом, в знании которого нельзя достичь той же степени достоверности, какой достигает математическое знание.

Другими словами, первое правило метода предписывает строить знание на основе данных интуиции. Интуиция - это то умственное действие, посредством которого достигается очевидность. Оно само себе - основа и подтверждение, так как является непосредственным отражением «чистого света разума». Интуиция - это непосредственная открытость ума идее и отчетливость идеи, обнаруживаемой в уме, поскольку она увидена сама по себе, вне связи с другими идеями.

Поэтому второе правило метода предписывает расчленять сложное на части, которые будут обладать необходимой простотой. Простым же мы называем то, о чем имеем знание настолько ясное и отчетливое, что уму не представляется возможным разделить его на более простые части. То есть, второе правило предполагает приведение сложных задач к простым и ясным актам интуитивного схватывания. Другими словами, второе правило предполагает анализ.

На стадии анализа мы достигли несомненного знания частей, теперь необходимо построить из них систему, достигая такого же несомненного знания всех связей между ними.

Третье правило - правило синтеза. Оно призывает выстраивать порядок мышления таким образом, чтобы мысль переходила от усмотрения простых по отношению к познанию вещей ко все более и более сложным, допуская при этом «существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу» [7, с. 260].

Декарт предупреждает, что «единичные вещи по отношению к нашему познанию следует рассматривать иначе, нежели высказываясь о них в зависимости от того, как они существуют в действительности» [5, с. 118]. Мы говорим в этом случае о вещах лишь постольку, поскольку они воспринимаются разумом. Простыми здесь называются те вещи, которые ясно и отчетливо усматриваются в едином акте восприятия. Познание этих простых природ не может быть недостоверным; ведь, если мы постигаем хотя бы самое наименьшее из того, что заключено в простой природе, то уже знаем ее всю целиком, потому как если бы это было не так, то следовало бы признать, что эта вещь состоит из частей, одну из которых мы знаем, другие же - нет. Но потому-то мы и называем эту природу простой, что нет возможности разложить ее на более мелкие познаваемые более отчетливо части. Ранее мы говорили, что данные интуиции представляют собой идею, взятую отдельно и охватываемую в едином акте восприятия.

Разложив сложное на простые части, что предписывает правило второе, мы должны соединить их в одно сложное целое по законам разума, переходя от абсолютного к относительному, проясняя при этом связи между элементами и контролируя достоверность перехода. Речь, как мы видим, идет об интуиции и дедукции.

Де Руджеро, рассуждая о процедурах анализа и синтеза, предписываемых вторым и третьим правилами метода, отмечает, что вследствие проделанной работы мы получаем совсем другой предмет, нежели тот, которым располагали вначале. «Реконструированный комплекс стал прозрачным под лучом прожекторы мысли. Первое - это грубый факт, второе - знание, как он сделан; между ними двумя - посредник-разум» . Такая работа с предметом направлена на непрерывное поддержание интуитивной очевидности, и именно это обеспечивает безошибочность познания.

Наконец, четвертое правило, которое можно назвать правилом контроля, предписывает производить энумерацию. Суть этой процедуры и связь ее с интуицией уже были рассмотрены выше. Здесь же отметим, что процедура энумерации призвана гарантировать полноту анализа и корректность синтеза. Посредством составления «полных перечней» и «всеохватывающих обзоров» достигается своего рода очевидность познаваемого посредством внимательного контроля.

Очевидность, анализ, синтез и контроль - вот те логические приемы, которые составляют существо гносеологического метода Декарта. Все они направлены на поддержание той ясности прямого усмотрения смысла, которое достигается простотой и прозрачностью интуитивного действия. Внимание к данным интуиция, таким образом, оказывается смысловым стержнем рационалистического метода Декарта, его ведущим принципом.

Список литературы

1. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. - СПб.: Пневма, 2002.

2. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. - М.: Еди-ториал УРСС, 2011.

3. Бунге М. Интуиция и наука. - М.: Прогресс, 1967.

4. Декарт Р. Метафизические размышления // Декарт Р. Избр. произв. - М.; Л.: Госполитиздат, 1950.

5. Декарт Р. Правила для руководства ума // Декарт Р. Соч: в 2 т. Т.1. - М.: Мысль, 1989.

6. Декарт Р. Разыскание истины посредством естественного света // Декарт Р. Соч.: в 2 т. Т.1. - М.: Мысль, 1989.

7. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Декарт Р. Соч.: в 2 т. Т.1. - М.: Мысль, 1989.

8. Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. - М.: Наука, 1978.

9. Кармин А.С. Интуиция. Философские концепции и научное исследование. - СПб.: Наука, 2011.

1 Цит по: [1, с. 307].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.