Научная статья на тему 'Внедрение системы контроллинга в публичное управление'

Внедрение системы контроллинга в публичное управление Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
433
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМА КОНТРОЛЛИНГА / ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Халилова Милена Арсеновна

В статье рассмотрены вопросы трансформации традиционного государственного управления в управление публичное. Предложено внедрение системы контроллинга как нового инструмента управления в условиях модернизации в целях определения его потенциальной способности к содействию повышению качества принимаемых решений в области государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Халилова Милена Арсеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF THE SYSTEM OF CONTROLLING IN PUBLIC ADMINISTRATION

The article deals with the transformation of traditional public administration to public management. The implementation of a controlling system as a new management tool in terms of modernization is proposed in order to determine its potential to contribute to improving the quality of decisions in the field of public administration.

Текст научной работы на тему «Внедрение системы контроллинга в публичное управление»

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА В ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы трансформации традиционного государственного управления в управление публичное. Предложено внедрение системы контроллинга как нового инструмента управления в условиях модернизации в целях определения его потенциальной способности к содействию повышению качества принимаемых решений в области государственного управления.

Ключевые слова: эффективность государственного управления, система контроллинга, публичное управление, модернизация, общество, общественное мнение, транспарентность, электронное правительство.

THE APPLICATION OF THE SYSTEM OF CONTROLLING IN PUBLIC ADMINISTRATION

Annotation. The article deals with the transformation of traditional public administration to public management. The implementation of a controlling system as a new management tool in terms of modernization is proposed in order to determine its potential to contribute to improving the quality of decisions in the field ofpublic administration.

Keywords: effectiveness of government, controlling, public of management, modernization, society, social opinion, transparency, e-government.

В настоящее время, когда новые быстроменяющиеся экономические условия предъявляют все более высокие требования к эффективности деятельности государственного аппарата и исполнительной власти, в Российской Федерации реализуются различные направления реформирования деятельности федеральных органов исполнительной власти, связанные с совершенствованием традиционного государственного управления и с внедрением новых инструментов государственного регулирования в публичном управлении. Формируется новая система государственного управления, опирающаяся на нормативно закрепленное разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В процесс государственного управления внедряются современные методы и механизмы стратегического планирования и управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь в рамках программно-целевого подхода.

Анализ состояния современных российских научных исследований в области контроллинга на предприятиях свидетельствует о значительном накопленном научном потенциале в данной области экономической науки. Исследованиями затронуты практически все аспекты проблем контроллинга. Степень глубины их проработки и степень сближения позиций авторов различны по отдельным составляющим теории контроллинга. В целом основы научной теории контроллинга еще требуют разработки в области государственного управления. Специфика контроллинга в публичном управлении в настоящее время не определена. Достигнутый уровень исследования проблем контроллинга в российской экономической науке достаточен для постановки и решения новых задач в области развития и эффективного использования данного метода управления. Назрела необходимость и сложились возможности для распространения метода контроллинга на новые сферы управления, в том числе на сферу государственного регулирования экономики. Опираясь на сформированный отечественной экономической наукой фундамент разработки теории контроллинга, мы пришли к выводу, что научный анализ проблем контроллинга в сфере государственного регулирования экономических отношений в обществе в настоящее время является актуальным. Далее мы рассмотрим возможные пути использования контроллинга в процессе деятельности органов исполнительной власти.

УДК 330.342.22 М.А. Халилова

Milena Khalilova

© Халилова М.А., 2015

Результаты научных исследований и практический опыт применения контроллинга на предприятиях убедительно свидетельствуют о его эффективности как одной из составляющих системы управления бизнес-процессами. Однако потенциальные возможности контроллинга как метода управления далеко не исчерпываются его использованием только на уровне предприятий. Следуя мировой практике распространения ряда рыночных механизмов на сферу государственного регулирования экономики, целесообразно включить контроллинг в число рыночных инструментов, которые могут быть использованы в государственном управлении. При условии соответствующей адаптации традиционный контроллинг может быть трансформирован в государственный контроллинг, что в рамках нашего исследования позволяет применить термин «публичный контроллинг».

Понятие публичного контроллинга впервые введено нами в научный оборот в работе [6]. Предлагаем также сформулировать его определение в следующей редакции: публичный контроллинг - это подсистема системы государственного регулирования экономики, которая содержит в себе комплексное информационно-аналитическое сопровождение функций органов государственной власти по регулированию развития экономики в целом и ее структурных составляющих, направленное на поддержку реализации стратегических целей государства - повышение устойчивости, эффективности и безопасности развития национальной экономики [6].

В условиях нарастающей сложности социальных процессов и новых экономических вызовов серьезной задачей для федеральных органов исполнительной власти является необходимость формирования моделей принятия решений и реализации государственных функций, основанных на активном участии гражданского общества в управлении государством, а также на использовании современных механизмов общественного контроля. Основным направлением совершенствования государственного управления в развитых странах является построение структур управления и использование управленческих подходов, нацеленных прежде всего на обеспечение потребностей и интересов граждан, регулярное распространение достоверной информации и активное взаимодействие между органами государственной власти, экспертным сообществом и институтами гражданского общества.

Указ Президента Российской Федерации № 601 от 7 мая 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г», утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 г. и «Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 93-р от 30 января 2014 года, послужили объективной основой для формирования национальной системы публичного управления. Принятие этих документов заложило фундамент для активизации научной мысли в направлении поиска новой модели публичного управления процессами обеспечения качества жизни, базирующегося на принципах GRI (англ. Global Reporting Initiative) и учитывающего возрастание роли общественности как главного фактора устойчивого развития социально-экономических систем [7].

По содержанию государственное управление претерпело серьезные качественные преобразования и стало строиться на принципах демократичности, легитимности и, что особенно важно, -транспарентности. Стремление гражданского общества добиться прозрачности и ясности в реализации органами государственного управления своих функций положило начало движения общества к публичному управлению, которое характерно для стран с высоким уровнем экономического и социального развития [6]. В традиционном Послании Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации в числе прочих вопросов о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства были отражены принципы, призванные стать ключевыми для новой модели государственного управления, а именно: ориентация работы всех звеньев государ-

ственного механизма и уровней власти на измеримый, прозрачный и понятный для общества результат работы, повсеместное внедрение новых форм и методов обеспечения функций общественного и гражданского контроля. Стержневые направления совершенствования системы государственного управления также обозначены в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17 ноября 2008 г., и в государственной программе «Информационное общество (2011-2020 гг.)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1815-р от 20 октября 2010 г.

Характер развития управленческих и социально-экономических процессов в России, отражающий в настоящее время и общемировые кризисные тенденции, периодическая неспособность государственного аппарата получать информацию от общества и адекватно на нее реагировать, обострение недоверия между властью и гражданами [1], уверенность значительной части членов общества в том, что существующая официальная структура публичного управления не только не способствует консолидации общенациональных интересов, но и реализации различных индивидуальных интересов и потребностей [5], разочарованность населения действиями властей по причине низкой социальной ориентированности государства и декларативности провозглашаемых целей и задач, чрезмерная бюрократизация государственных органов, высокий уровень коррупции, пренебрежение интересами общества требуют формирования принципиально нового, более целостного, перспективного и эффективного механизма - системы публичного контроллинга. Общий характер функционирования этого механизма должен заключаться в расширении практики привлечения граждан в процесс принятия и реализации государственных решений, что позволяет через активизацию прозрачного и общедоступного процесса обратной связи обеспечить рациональное использование ресурсов экономических, финансовых, технических, информационных, политических, дипломатических, интеллектуальных, инновационных, организационных и др. для решения социально-экономических проблем.

В настоящее время законодательством Российской Федерации урегулированы отдельные аспекты открытости государственного управления. В принятых нормативно-правовых актах установлены отдельные организационно-правовые основы вовлечения граждан и общественных объединений в процесс реализации государственного регулирования, в том числе в рамках деятельности Общественной палаты Российской Федерации и общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, путем участия граждан в общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов и решений, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также посредством оценки гражданами эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений с учетом качества предоставления ими государственных услуг. Разработаны и введены в эксплуатацию государственные информационные системы, обеспечивающие участие граждан в рассмотрении общественных инициатив, проектов нормативно-правовых актов и решений федеральных органов исполнительной власти.

Однако в настоящее время действующие механизмы государственного регулирования не обеспечивают в полной мере системного подхода к повышению эффективности государственного управления. Положения об информационной открытости зачастую противоречат друг другу, предлагая различные подходы к организации деятельности федеральных органов исполнительной власти, а принятие несистематизированных правовых норм и требований к отдельным механизмам организации взаимодействия органов государственной власти с гражданами Российской Федерации и общественными объединениями приводит к фрагментарности регулирования в этой области и не позволяет в полной мере использовать инструменты общественного вовлечения и общественного контроля в целях повышения качества государственного управления. Развитие нормативно-правовой базы в области обеспечения открытости государственного управления является необходимым, но не дос-

таточным условием для изменения приоритетов и поведенческих норм в работе федеральных органов исполнительной власти. Реализуемые федеральными органами исполнительной власти отдельные задачи и мероприятия по повышению качества государственного управления оказываются неэффективными либо исполняются формально. При этом влияние граждан и общественных объединений на принятие и реализацию решений федеральными органами исполнительной власти, осведомленность общественности о целях и результатах деятельности органов государственной власти, продолжает оставаться на низком уровне. Все это оказывает влияние на негативное восприятие обществом проводимых политических и социально-экономических преобразований и вызывает недоверие со стороны населения к деятельности органов государственной власти.

Разработка комплексного подхода для решения указанных проблем является своевременной и актуальной задачей. Необходимо создание системы оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти для обеспечения эффективного взаимодействия между государством, гражданами, общественными объединениями и предпринимательским сообществом. Активно проводимая административная реформа непосредственно затрагивает вопросы выбора методов. Существенной предпосылкой оптимальности выбора этих методов является их адаптация к рыночным условиям и, более того, использование в сфере государственного управления эффективных методов, традиционно применяемых в управлении бизнес-процессами.

Одним из методов, подтвердивших свою эффективность в сфере бизнеса, выступает контроллинг. Соединение возможностей информационных технологий с инновационным управлением обусловило формирование современной системы контроллинга, представляющей собой механизм информационного и аналитического обеспечения менеджмента в онлайн-режиме необходимыми системными сведениями для решения задач в любых пространственных масштабах. Службы контроллинга отечественных и зарубежных компаний создаются как инновационные системы взамен устаревших. Практика применения контроллинга свидетельствует о том, что без его инструментария в настоящий период развития экономики невозможно выдерживать конкуренцию с теми компаниями, которые его успешно применяют. Службы контроллинга обеспечивают системный сбор, обработку и анализ информации по всем подразделениям организации, определяют ее соответствие принятой стратегии развития, подготавливают конструктивные предложения для руководства и менеджмента по эффективному решению возникших проблем в установленные сроки.

На предприятиях России целостная система контроллинга еще не получила должного развития. Нет единой, четко сформулированной и обоснованной концепции его формирования и развития. Обычно задействованы лишь отдельные элементы контроллинга (информация, контроль, управленческий учет и т.п.), что существенно тормозит становление системы. Прежде всего, это обусловлено недостатком специалистов в данной области, а также недооценкой его эффективности многими руководителями.

Применение контроллинга в государственном управлении, естественно, предполагает определенную корректировку методов, изначально выработанных для управления компаниями. В мировой экономической науке и практике стало общепризнанным положение о том, что повышению эффективности управления предприятием способствует создание служб контроллинга, в деятельности которых наиболее полно реализуются принципы системного подхода. Научная мысль вплотную подошла к признанию перспективности использования метода контроллинга в сфере государственного регулирования экономики. Так, в научных публикациях уже сформулированы предложения об использовании контроллинга при управлении развитием инфраструктуры регионов, осуществлении государственного контроллинга инвестиционных процессов. Новые быстроменяющиеся экономические условия предъявляют все более высокие требования к эффективности деятельности государственного аппарата и исполнительной власти. Реализуются различные направления реформирования федераль-

ной исполнительной власти, связанные как с совершенствованием традиционной организации публичного управления, так и с внедрением новых инструментов управления. В условиях рыночной трансформации экономики и проведения административной реформы актуальной задачей российской экономической науки является разработка научно-методологических основ государственного регулирования экономики. В качестве одного из направлений совершенствования методической базы государственного регулирования экономики нами предложено формирование системы публичного контроллинга.

Целесообразность внедрения контроллинга в систему информационно-аналитического и методического обеспечения процесса государственного регулирования экономики может быть обоснована следующим образом. Контроллинг подтвердил свою эффективность как метод управления бизнес-процессами. Очевидно, что не менее результативным было бы его использование в сфере публичного управления. При этом необходима разработка комплекса теоретико-методологических и организационно-правовых положений о контроллинге по следующим направлениям:

— формирование перечня функций контроллинга с учетом функций государственного регулирования экономики;

— разработка комплекса методов информационно-аналитического сопровождения управленческого процесса;

— определение схемы информационных потоков между структурными элементами системы контроллинга, включая каналы связи между службами контроллинга в различных органах государственного управления;

— переход на более высокий по сравнению с контроллингом на предприятии уровень нормативно-правовой регламентации;

— усложнение модели службы контроллинга (по сравнению со службой контроллинга на предприятии) за счет формирования ее как многоуровневой системы с комплексом горизонтальных и вертикальных взаимосвязей;

— обязательным условием формирования системы публичного контроллинга является ее интеграция в «Электронное правительство».

Федеральная государственная информационная система «Электронное правительство» обеспечивает информационно-технологический доступ уполномоченных должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций, органов и организаций и их информационных систем, физических и юридических лиц при формировании базовых государственных информационных ресурсов и при межведомственном информационном взаимодействии к единой системе межведомственного электронного взаимодействия и подключенным к ней региональным системам межведомственного электронного взаимодействия [3]. Также для создания условий, обеспечивающих повышение эффективности органов государственного управления, разработана единая вертикально интегрированная государственная автоматизированная информационная система «Управление», в настоящее время осуществляется ее модернизация.

В основе концепции публичного контроллинга лежит идея создания подсистемы (в виде службы контроллинга) в системе государственного управления, которая предполагает модернизацию уже имеющихся структур и формирование новых функций в системе государственного управления. Изменения потребуются в структурировании функций и их содержательных характеристиках, в распределении и делегировании полномочий, в организации информационных потоков, в линиях связей и взаимодействий, в методической базе, в некоторых элементах нормативно-правовой базы, в моти-

вации труда должностных лиц, выполняющих функции контроллеров. В наибольшей мере высокая эффективность публичного контроллинга могла бы проявиться в области информационно-аналитического сопровождения таких функций управления экономическими системами, как формирование стратегических целей и задач развития национальной экономики, индикативное планирование и прогнозирование социально-экономического развития страны, государственный контроль, совершенствование информационной инфраструктуры управления, общественный контроль деятельности федерального органа исполнительной власти, включая: рассмотрение проектов разрабатываемых общественно-значимых нормативных правовых актов; участие в мониторинге качества оказания государственных услуг, реализации контрольно-надзорных функций, хода проведения антикоррупционной и кадровой работы, оценке эффективности государственных закупок; рассмотрение ежегодных планов деятельности органа власти и отчета об их исполнении, а также иных вопросов, предусмотренных действующим законодательством.

Реализация концепции контроллинга на общегосударственном уровне не является легко и быстро решаемой задачей. Успех может быть достигнут только при комплексном решении задач методологического, организационного, правового характера, а также активного использования «человеческого фактора». Выполнение последней задачи требует особого подхода, так как сопряжено с определенными аспектами человеческого сознания. На общегосударственном уровне возможность реализации метода контроллинга в системе государственного управления тесно связана с соблюдением принципов самодисциплины, самоорганизации, ответственности должностных лиц, выполняющих функции контроллеров. Кроме учета «человеческого фактора» необходимой предпосылкой внедрения системы контроллинга является хорошо отлаженная практика определения стратегических целей и задач управления экономической системой и увязка с ними тактических задач.

Оценивая сложившуюся ситуацию, можно отметить, что достаточно удачные попытки внедрения системы контроллинга на российских предприятиях уже имеют место. На уровне регионов, где вопросы внедрения контроллинга могут быть решены легче, чем на федеральном уровне, уже имеются отдельные научные разработки, содержащие предложения по организации контроллинга. Очевидно, что прогрессивные элементы технологий управления в бизнесе целесообразно адаптировать к сфере государственного управления. Одним из перспективных решений такого типа могло бы быть внедрение методов контроллинга в систему государственного регулирования экономических систем. Главным критерием целесообразности внедрения метода контроллинга в систему государственного регулирования экономики является его эффективность, как экономическая, так и социальная.

Во многом определяющую роль в вопросах оценки качества государственного управления в Российской Федерации играет деятельность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, ответственных за реализацию полномочий Российской Федерации по предоставлению государственных услуг, осуществлению контрольно-надзорных функций на территории субъектов РФ, муниципальных образований. В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации № 601 от 7 мая 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Минэкономразвития России была проведена ревизия всех функций государственных учреждений, на основе которой созданы механизмы оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений. Постановление Правительства Российской Федерации № 1284 от 12 декабря 2012 г. «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решения о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обя-

занностей» предусматривает проведение оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) путем сбора мнений о качестве наиболее массовых и социально значимых государственных услуг [2]. Апробирование механизма оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в 2013 г. осуществлялось на базе государственных услуг, предоставляемых Росреестром. Далее указанный механизм был распространен на наиболее массовые и социально значимые услуги МВД России, ФМС России, ФНС России и т.д.

Главным критерием оценки эффективности власти, предоставляющей услуги гражданам, а также учреждений социальной сферы должно стать общественное мнение, мнение самих граждан [4]. Сбор мнений граждан осуществляется с использованием следующих механизмов: рассылки смс-сообщений получателям государственных услуг с просьбой оценить качество услуги; опросов через электронные терминалы, расположенные непосредственно в точках предоставления государственных услуг; опросов через специализированный ресурс в сети Интернет, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Граждане имеют возможность оценивать качество государственных услуг по таким критериям как: время ожидания в очереди, вежливость сотрудника, комфортность условий, доступность информации о порядке получения услуги и т.д. При этом результаты указанной оценки могут быть использованы в качестве основания для применения в отношении соответствующего руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти (его структурного подразделения) мер дисциплинарного взыскания, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе. Оценка эффективности функционирования органов государственного управления представляет собой результирующую функцию органов государственной власти, а именно президента, парламента и правительства страны.

Анализ соответствующих источников информации позволил выявить следующие основные показатели качества методики оценки эффективности деятельности органов государственного управления:

- обеспечение качества управления на установленном нормативном уровне; достаточность для решения текущих и перспективных задач органов государственного управления, повышения эффективности его деятельности;

- соответствие установленным Росстатом формам государственного статистического наблюдения (учета и отчетности);

- доступность методики расчета показателей качества для практики ее применения;

- нормирование, адекватность, достоверность, полнота, точность; взаимосвязь с показателями оценки эффективности функционирования системы государственного управления.

Кроме того, на выбор показателей оценки влияет необходимость решения конкретных задач (например, повышение квалификации персонала, качество и полнота реализации органом его полномочий и др.). Для эффективного функционирования системы публичного контроллинга требуется активное участие институтов общества в реализации функций общественного контроля (общественной оценки). Формирование гражданского общества и правового государства в России ориентирует на соблюдение гарантий законности и обеспечения правопорядка.

Сущность общественной оценки эффективности деятельности публичного управления - это совокупность установленных процедур, осуществляемых органами государственной власти, институтами гражданского общества, отдельными гражданами по проверке качества управления, соблюдения прав и свобод человека на предмет соответствия интересам личности, семьи и общества. Отсюда содержание общественной оценки эффективности деятельности органов государственного управления включает оценку и контроль по вопросам: правотворчества, обеспечения и защиты прав и свобод че-

ловека, целевого экономного расходования финансовых средств, экологической безопасности, сохранения жизни и здоровья людей, качества реализации приоритетных национальных проектов, свободы волеизъявления и открытости избирательных процессов, контроля принимаемых органами власти решений и качества их реализации. Перспективность внедрения системы публичного контроллинга определяется его потенциальной способностью содействовать повышению качества принимаемых решений в области государственного регулирования национальной экономики, что составляет важнейшее условие ее эффективности и конкурентоспособности. Система контроллинга может обеспечить поддержку принятия управленческих решений в рамках реализации государственной политики в следующих областях: экономического развития и торговли, управления природными и рекреационными ресурсами, промышленности и строительства, энергетики, транспорта, сельского хозяйства, социального обеспечения, жилищно-коммунальный комплекса, связи и информатизации, управления государственными финансами, управления федеральной собственностью и имущественными отношениями, сбора неналоговых поступлений и налогообложения и т.д.

Публичное управление в социальной сфере также следует рассматривать как ценность: оно позволяет создавать, формулировать и предвидеть ход событий социальных отношений и является важным элементом генерирования капитала. При условии соответствующего управления социальный капитал конвертируется в другие виды капитала, что оказывает существенное влияние на преодоление кризисных явлений. Менеджмент как органическая составляющей культуры людей содержит в себе историю и современное состояние теории и практики управления деятельностью человека. Менеджмент как инструмент цивилизации креативно влияет на социальные формы существования, способствует социальной адаптации, обладает гармонизирующим влиянием на социум.

Контроллинг как поиск инновационных решений в области государственного менеджмента (истеблишмента) - новейшее направление применения контроллинга как инструмента государственного планирования. Значимость контроллинга как особого инструмента решения проблем системы публичного управления возрастает благодаря организации принятия оптимальных решений и достижения поставленных целей. Помимо решения специальных задач данный механизм обеспечивает:

- своевременное получение и адекватную реакцию госаппарата на поступающую от общества информацию;

- повышение открытости и прозрачности деятельности органов публичной власти;

- создание условий для участия граждан в процессе управления страной;

- более органичное и интегрирование взаимодействие органов публичной власти с населением;

- принятие адекватных и эффективных решений;

- осуществление более эффективной работы государства на благо своих граждан (повышение эффективности по всем направлениям).

Применение системы контроллинга в публичном управлении позволит добиться значительных успехов в восстановлении и укреплении управляемости в Российской Федерации, избежать типичных ошибок в организации и деятельности органов государственного управления, минимизировав негативные последствия осуществляемой оптимизации, обеспечить транспарентность и подотчетность публичного управления гражданскому обществу с целью борьбы с необоснованными расходами бюджетных средств и глобальным ростом уровня коррупции, контролировать и оценивать эффективность и результативность деятельности системы органов исполнительной власти и их должностных лиц (особенно в части оказания ими публичных услуг населению), улучшить качество жизни населения.

Библиографический список

1. Бурматов В.В. Институциональный смысл открытого правительства // Власть. - 2012. - № 8. - С. 36-40.

2. Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решения о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей: Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1284 // Российская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/19/ocenka-dok.html (дата обращения: 16.01.2015).

3. О концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 № 632-р // Нормативные документы Правительства Российской Федерации: банк данных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «Кон-сультантПлюс».

4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 г. // Президент России: сайт Администрации Президента РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118 (дата обращения: 26.10.2014).

5. Пушкарев Е.А. Критерии эффективности политико-правового взаимодействия в управлении // Власть. -2010. - № 12. - С. 135-139.

6. Халилова М.А. Эффективность контроллинга в публичном управлении в социальной сфере: теория, современное состояние, перспективы развития / Ю.А. Романова, А.О. Егоренко, М.А. Халилова. - М.: Дашков и К, 2014. - 139 с.

7. Халилова М.А. Эффективность публичного управления в Российской Федерации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал [Электронный ресурс]. - 2014. - № 1(61). - Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs61-612014/item/2703-2014-01-15-08-42-13 (дата обращения: 26.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.