Научная статья на тему 'Внедрение правового образования на начальном этапе обучения в образовательные учреждения Мурманской области'

Внедрение правового образования на начальном этапе обучения в образовательные учреждения Мурманской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внедрение правового образования / начальный этап обучения / правовое образование / образование в начальной школе / правоведение в школе

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельник М. Ю.

Необходимость внедрения системы правового образования в России стала точкой согласия дискутирующих исследователей. Статья призвана показать необходимость и условия для внедрения такой системы. Внимание акцентируется на существовании регионального аспекта. Кроме того, аргументировано внедрение системы правового образования в практику начальной школы и приведена информация о проводящейся работе и достижениях в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The need to introduce the law education system in Russia became a point of consent between the disputing researchers. The article is to show necessity and conditions for introduction of this system. The attention is paid to the regional aspect. Besides, there are arguments relating to the introduction of the law education system into practice of primary school as well as information about the conducted work and the achieved progress in this direction.

Текст научной работы на тему «Внедрение правового образования на начальном этапе обучения в образовательные учреждения Мурманской области»

М. Ю. Мельник

ВНЕДРЕНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Работа представлена кафедрой педагогики Мурманского государственного педагогического университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. А. Рычкова

Необходимость внедрения системы правового образования в России стала точкой согласия дискутирующих исследователей. Статья призвана показать необходимость и условия для внедрения такой системы. Внимание акцентируется на существовании регионального аспекта. Кроме того, аргументировано внедрение системы правового образования в практику начальной школы и приведена информация о проводящейся работе и достижениях в этом направлении.

The need to introduce the law education system in Russia became a point of consent between the disputing researchers. The article is to show necessity and conditions for introduction of this system. The

441

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

attention is paid to the regional aspect. Besides, there are arguments relating to the introduction ofthe law education system into practice of primary school as well as information about the conducted work and the achieved progress in this direction.

На сегодняшний день в Мурманской области осуществляются мероприятия в рамках комплексной программы по усилению борьбы с преступностью и профилактике правонарушений, разработанной в соответствии с постановлением правительства Мурманской области от 28 января 2002 г. Необходимость ее вызвана тем, что преступная среда консолидируется, продолжает оказывать отрицательное влияние на социально-экономическое положение в регионе, прибавляет в профессионализме и масштабности совершаемых преступлений, стремится к установлению контроля над целыми отраслями экономики, включая финансовую сферу, малое, среднее и крупное предпринимательство, затрагивает жизнь отдельных граждан.

Принимая участие в жизни общества, мы ежедневно сталкиваемся с возникновением различного масштаба конфликтных ситуаций, вызванных как невыполнением требований, регламентированных юридическими нормами, так и, казалось бы, обыденными ситуациями, в которых имеет место оппонирование различных субъективных мнений и намерений, инициированных этическими нормами, нормами нравственности, накопленным осознанным опытом гуманных отношений, или иногда наоборот - инициированных, но не основанных на норме права.

Становится очевидным, что в настоящее время требуется внедрение спектра воздействия для урегулирования и предотвращения возникновения подобных ситуаций. Кроме комплексной работы органов правопорядка в социальной жизни Мурманской области значительно возрастает роль правового образования граждан, что вызвано к тому же усложнением экономических и политических процессов, социальных отношений, расширением коммуникативных связей между людьми, включая международное общение.

Правовое образование предполагает создание системы обучения и воспитания, направленной на формирование правовой культуры личности. Ядром этой культуры яв;гяегся правосознание личности, включающее как системные научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву и правопорядку и соответствующие ему установки.

Однако правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, сто поведение (проявление законопослушания, уважения к праву и закону) в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях; она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей,

общаться с ними, ориентируясь на нормы

1

права и не выходя за рамки закона .

На современном этапе развития российской школы в процессе правового образования учащихся должны решаться такие воспитательные задачи, как становление гуманистически ориентированной, законопослушной личности, обладающей гражданскими чувствами и чувством собственного достоинства, умеющей отстаивать свои права, адаптированной к условиям быстро меняющейся жизни.

Цель правового образования состоит в том, чтобы помочь школьникам достичь в своем развитии такого уровня, когда они начинают понимать, что такое права человека, чувствовать важность прав человека и необходимость их соблюдения и защиты.

Исследования последних лет подтверждают, что начальная школа формирует у ребенка не только первичную функциональную 1рамотность, но и закладывает основы его личностного саморазвития, в том числе и развития его правовой культуры, где главное внимание уделяется формиро-

Внедрение правового образования на начальном этане обучения в образовательные учреждения.. -

ванию у младших школьников гуманистических ориентации, их нравственному воспитанию.

Как отечественными, так и зарубежными исследователями была установлена необходимость практики внедрения основ правового образования младших школьников, что объясняется не только задачами раскрытия ценностей гуманистической этики и формирования у учащихся нравственных ценностных ориентиров, но и мотивов нравственного поведения, накопления осознанного опыта гуманных отношений, основанных на норме права.

Одним из ярких представителей среди педагогов, эффективно работающих в направлении развития идей правового образования необходимо отмстить доктора педагогических наук Н. И. Элиасберг, участвовавшую в разработке на кафедре теории и методики гуманитарного образования Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства целостной системы правового образования школьников, учитывающую актуальные потребности российского общества, необходимость обновления школьного образования, обращения к начальному этапу и его гуманизацию. Проводимая па протяжении четырех лет в двадцати четырех школах Санкт-Петербурга экспериментальная проверка этой системы и учебно-методического комплекса показала их реалистичность, доступность для внедрения, адекватность потребностям современной российской школы. Эксперимент учитывал сектор начальной школы и выявил широкое и разностороннее воздействие реализации системы правового образования па учителей и учащихся. По статистике, в 2000 г. эта система функционировала в каждой четвертой школе Санкт-Петербурга.

Таким образом, становятся очевидными как отдельные и в том числе региональные инициативы, так и целые ассоциации определенного направления, такие как Российский фонд правовых реформ, реализующий по поручению Правительства РФ проект «Правовое образование в школе»,

Институт права и публичной политики и другие.

Нет сомнений, что в современном российском обществе, включая активно развивающийся по всем направлениям социально-экономической деятельности Мурманский регион, остро ощущается востребованность личности, способной строить свою жизнедеятельность в соответствии с демократическими традициями правового государства, обладающей независимостью и ответственностью. Результаты практических исследований на базе Мурманской области показывают незначительный рост заинтересованности и повышения уровня правовой компетентности ее жителей. Поэтому на сегодняшний день находят свою реализацию комплексные проекты модернизации начального образования Мурманской области, обсуждаются намерения, выражена готовность со стороны органов государственной власти на различных уровнях поддержать такие инициативы, как, к примеру, признание Министерством образования РФ «Петербургской модели» гражданско-правового образования, позволяющие объективно построить обучение, ориентированное на потребности современного общества, и Президентская программа «Гражданское образоваггие населения Российской Федерации па 2005_ __ 2008 гг.».

Для создания условий успегггной реализации системы правового образоваггия в условиях Мурманской области необходима не только разработка адаптированного и учитывающего передовой практический и теоретический опьгт учебно-методического комплекса по правовому образованию в начальной школе, но и наличие пакета учебных программ по подготовке руководителей и педагогов школ к внедрению данной системы, преподавателей высших учебных заведений и системы дополнительного педагогического образования, разработка комплекса уникальных технологий обучения.

Рассмотрение идеи поэтапного внедрения комплекса программ правового

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

образования на начальном этапе обучения на территории Мурманской области позволит не только производить профилактику детской и подростковой преступности, не только своевременно помочь

подрастающему поколению аргументировать свою жизненную позицию, основываясь на норме права, но и сделать шаг на пути современного развития российского общества.

ПРИМЕЧАНИЕ

1ЭлиасбергН. И. Мастерская радости. Правовое образование в начальной школе //Граждано-ведение. 2003. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.