Научная статья на тему 'Особенности правового образования в современной школе'

Особенности правового образования в современной школе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6470
805
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВРЕМЕННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL EDUCATION / A MODERN COMPREHENSIVE SCHOOL / RUSSIAN EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Плешкова Ирина Анатольевна

В статье освещается вопрос о цели правового образования в современной школе и задачах по её реализации на основе оценки изменений происходящих в российском обществе в целом и образовании в частности. Определяя особенности данного процесса, автор выделяет проблемы правового образования в свете общих тенденций реформирования законодательной базы страны. На опыте МБОУ СОШ № 122 раскрываются конкретные формы деятельности по правовому образованию учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Плешкова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGAL EDUCATION AT MODERN SCHOOL

In this paper author considers the problem of the purpose of legal education at modern school and its realizations on the basis of an estimation of changes occuring in the Russian society. Defining features of the given process, the author allocates problems of legal education in a view of the general tendencies of reforming of legislative base of the country. Using experience of school №122 author gives examples of concrete forms of activity by legal education of pupils.

Текст научной работы на тему «Особенности правового образования в современной школе»

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© И.А. Плешкова

УДК 372.83

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

И.А. Плешкова (Новосибирск, Россия)

В статье освещается вопрос о цели правового образования в современной школе и задачах по её реализации на основе оценки изменений происходящих в российском обществе в целом и образовании в частности. Определяя особенности данного процесса, автор выделяет проблемы правового образования в свете общих тенденций реформирования законодательной базы страны. На опыте МБОУ СОШ № 122 раскрываются конкретные формы деятельности по правовому образованию учащихся.

Ключевые слова: правовое образование, современная общеобразовательная школа,

отечественное образование.

Общественные устои современной России получили законодательное выражение в Конституции РФ 1993 года, которая закрепила, что Россия - демократическое, правовое государство (ст.1 Конституции РФ). Именно правовое государство, включающее целый комплекс правовых характеристик, строит жизнь в обществе на качественно новых принципах, главным из которых является верховенство права. Чтобы жить по законам, необходимо не только знать закон, но и уметь его применять, и осознавать последствия его нарушения как для личности в частности, так и для общества в целом [1].

Еще в середине 90-х годов прошлого века, когда жизнь в рамках правового государства только выстраивалась, приоритетной задачей общества ставилось

создание системы правовой личности, которая обладает правосознанием, гражданской культурой, проявляет свою свободную волю, сознательно участвуя в реализации принципов демократического правового государства.

Именно правовая личность способна использовать право, формальную правовую свободу, реализует свою активность, права контроля и самозащиты от правового и политического неравенства, нарушений прав и свобод человека [13, с. 13-16].

Школа, как социальный институт образования, играющий важную роль на этапе личностного становления учащихся, формирует правовую компетентность учащихся, которая становится решающим шагом на пути к правовой личности.

Плешкова Ирина Анатольевна - учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 122 г. Новосибирска, заслуженный учитель РФ.

E-mail: irina.pleshkova@inbox.ru

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Следует подчеркнуть, что в XXI веке в развитии российского образования происходят серьёзные преобразования, направленные в первую очередь на перспективу общественного развития.

Концепция модернизации российского образования до 2010 года, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 гг определяют новую школу как институт, соответствующий целям

опережающего развития общества. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу,

формулировать интересы и осознавать

возможности [3].

Акцент сделан на интеллектуальную, гражданскую, духовную и культурную жизнь обучающегося. Отношение к школе как

единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и нравственного состояния общества и

государства, а также успешной социализации детей. [5, с. 5; 6; 14].

Два десятка лет дискутируется вопрос о том, каким образом ввести правовое знание в основу базовой культуры личности. Разработанные в конце XX - начале XXI вв. Концепции правового образования, получили широкое развитие в современном образовательном процессе. Проект Российского фонда правовых реформ «Правовое образование в школе» (1997 г.), Концепция развития системы образования

Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2005-2010» не только определяют роль и место правового образования в деятельности образовательного учреждения, но и сопровождают разработанные системы правового образования УМК, отслеживают работу педагогов и школ, участвующих в проектах. Правовое образование

рассматривается в них как социализация

ребенка в ходе учебно-воспитательного процесса, освоение современной системы

социальных ценностей, развитие качеств и навыков, позволяющих личности эти ценности реализовать, отстаивать и защищать. Подчеркивается, что социализация должна реализовываться в самой правовой атмосфере школьной жизни, а модель правового

образования должна представлять как собственно правовое образование

школьников, так правовое пространство

школы, под которым понимается освоение современной системы социальных ценностей самими педагогами, учащимися и родителями, т. е. всеми участниками образовательного процесса [2; 8].

При оценке места и роли правового образования и воспитания в школе на современном этапе общественного развития предлагается исходить из потребностей школьников в получении знаний в области права; из интересов государства, связанных с воспитанием правовой культуры граждан; из необходимости обобщить и

систематизировать педагогический и методический опыт, накопленный в области правового образования школьников [10]. При этом правовое образование должно строиться на признании принципа единства обучения и воспитания. Правовые знания должны выступать не в качестве самоцели, а необходимого средства воспитания и развития личности.

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Ориентируя систему правового

образования школьников на формирование правовой культуры гражданина России, в нижеперечисленных документах

подчёркивается важность приобщения

личности школьников к ценностям права и к опыту позитивного, социально полезного поведения в правовой сфере. Правовая культура личности выражается в единстве правовых знаний, адекватно отражающих

правовую действительность, эмоционального социально полезного отношения к правовым явлениям и правомерного поведения [6; 12, с. 6].

Говоря о структуре правовой культуры общества, теоретики права выделяют присущие ей составные элементы: юридическую науку, правовую идеологию, утверждающую и обосновывающую правовые ценности, правовую психологию (обыденные правовые представления и социальные эмоции по отношению к правовым явлениям), объективное право и законотворчество, правоотношения, правопорядок и способы его охраны, развитое общественное

правосознание как ядро правовой культуры общества [12, с. 7].

Под правовой культурой понимается общее состояние законодательства, работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права. При этом подчёркивается, что понятие «правовая культура» более широкое и емкое, нежели просто надлежащий уровень правосознания; главное в правовой культуре - высокое место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому

положение дел во всем «юридическом хозяйстве» страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права, уровень правового образования и т. д.). [7, с. 78]. Рассмотренные правовые понятия позволяют сформулировать целевые установки правового образования: ближайшая цель которого - реальная и актуальная для современного развития общества - формирование правосознания личности, перспективная цель -формирование правовой культуры.

Вышеизложенное позволяет определить приоритетную цель правового образования учащихся школы - формирование правового сознания обучающихся, под которым теория права понимает отношение людей к праву, осознание ими ценностей естественного права, прав и свобод человека и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует естественному праву, правовым ценностям и идеалам. Надлежащий, высокий уровень правосознания, проявляется в

законопослушании, в правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации [7, с. 78].

Правовое образование, формируя правовые установки школьников, позволяет ориентировать их на соблюдение и укрепление правопорядка, закладывает основы правовой воспитанности,

способствует становлению правосознания, побуждающего личность к правомерным действиям и поступкам.

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Педагогическая теория и практика условно выделяет три подхода к правовому образованию: предметный, интегрированный, институциональный, которые показывают, что его непременными компонентами,

выступающими в единстве и взаимосвязи, являются правовой уклад школы, правовые курсы (автономные и интегрированные в обществознании), внеклассная и внеурочная деятельность, правовое просвещение родителей.

В практике МБОУ СОШ № 122

реализуется вариант интеграции правового блока в курсе обществознания, системы внеклассной и внеурочной предметной деятельности и создания правового поля ОУ. Результатом интеграции можно назвать проект «Правовой марафон», как форма общешкольного мероприятия, вовлекающая широкий круг учащихся разных возрастных групп, способствующая их включению в своеобразный перманентный проект по изучению основных законов,

ориентированных на данную возрастную группу на основе принципов научности, доступности, актуальности изучаемых тем. Схема марафона двухуровневая:

горизонтальная, осуществляющая изучение правовых вопросов в течение учебного года, и вертикальная, подразумевающая

усложнение материала от одного учебного года к другому. В рамках «Марафона» ежемесячно проходят Дни правовых знаний. В их основе - беседы на узкие правовые темы согласно отраслям права и встречи с сотрудниками правоохранительных органов. Как правило, тематика правовых бесед следующая: «Школьникам о трудовом праве», «Подросток и уголовный закон», «Административный проступок», «Правовая защита детства», «Правоохранительные органы в защите прав детей». Центральное

место в марафоне занимают: Декада

нравственности и месячник «Подросток и закон», проходящие в период 15 ноября по 25 декабря. Выбор этого отрезка времени связан с такими важными датами как Всемирный день толерантности (15 ноября), День защиты прав человека (10 декабря), День Конституции (12 декабря). Программа проведения имеет несколько уровней: от исследовательских

работ старшеклассников, интеллектуальных турниров и олимпиад, Школьных Чтений по этике и праву до конкурсов плакатов, рисунков на правовые темы, бесед, смотров творческих работ [11]. Учащиеся старших классов ставятся в ответственное положение перед младшими школьниками. Проектная форма деятельности которых предусматривает подготовку творческого задания, презентации, проведения социологических исследований и обязательно представление материала на уровне своего класса, в классах среднего звена. Учащиеся 9-х классов в свою очередь готовят творческие задания и представляют материал младшим школьникам. Обсуждение итогов проходящих мероприятий со школьниками позволяет говорить о

популярности тем: «Я и мои права», «Мир моих обязанностей», «Правовая

регламентация жизни школьника», «Правовая защита детства».

Не остаётся без внимания и правовое просвещение родителей, поскольку

отношение к праву в семье, правовая грамотность родителей помогает ребёнку осознать важность права в его жизни,

воспитывает законопослушание, и наоборот, «правовой беспредел» в семье, правовой нигилизм родителей отрицательно влияет на осознание важности права в жизни ребёнка. Видя пример жизни в обход закона или в ситуации его нарушения, ребёнок не

воспринимает право как ценность общества,

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

как его основу, сам может своими делами и поступками тоже нарушать закон. В подобной ситуации правовая оценка деятельности ребёнка варьируется в зависимости от традиций семейного воспитания. Именно это обстоятельство определило важность правового просвещения родителей [4].

В школе действует правовой лекторий, разработана тематика, используемая

классными руководителями в своей работе (как правило, это содержательное донесение до родителей правовых вопросов, касающейся данной категории детей определённой возрастной группы), осуществляется индивидуальное консультирование по правовым вопросам. В данной работе участвуют классные руководители, учителя общественного цикла, социальный педагог, приглашаются специалисты - правоведы. Рассматриваются не только правовые аспекты, ориентированные на ребёнка, но и вопросы семейного, гражданского, налогового, жилищного, трудового права.

Данной системой работы в школе, с одной стороны, обеспечивается

своевременное изучение нужных правовых аспектов, с другой, - происходит побуждение учащихся к изучению правовой основы общества, способов реализации и защиты личных прав. Тем самым формируется потребность в правовом образовании, а, значит, и жить по нормам права.

Современное общество насыщено полярными установками, в том числе и в правовой сфере, что заставляет человека глубже и основательнее изучать законы. Не случайно говорят: «Осведомлен, значит

вооружён». В развивающемся правовом государстве знание законов имеет первостепенное значение, обеспечивающее и личностную безопасность, и правовую основу деятельности. В законе четко установлено,

что «незнание закона не освобождает от ответственности».

Интенсивно развивающиеся социальные отношения, экономическая деятельность, политическое участие сегодня чётко регламентированы, и не знать их уже недопустимо. К тому же, тенденция изменения отношения к праву, меняет и оценку действий, поступков, возникает ситуация интерпретации правовых

волеизъявлений, правоприменения, как правового так и не правового деяния.

Анализ системы работы по правовому образованию позволяет говорить о том, что уровень правовых знаний у учащихся нашей школы растёт, возрастает соотнесение правовых знаний и поведения. Вместе с тем, приходится сталкиваться с проблемой «детской» интерпретации тех или иных норм права, которая показывает, что правовые знания есть, а вот значимость, оценка этих знаний порой приобретает

гипертрофированную форму, особенно, в разговоре о наказании за нарушение закона, о юридической ответственности. Дети больше склонны к варианту безнаказанности, а в ряде случаев приводят примеры попустительства в отношении правонарушителя, особенно несовершеннолетнего.

Уместно обратиться к общей тенденции в правовой сфере общества. С одной стороны гуманизация законодательной базы, с другой -обсуждается в различных инстанциях и на различном уровне вопрос о снижении возраста уголовной ответственности до 12 лет,

а, значит, «омоложения» наказания. Мы знаем, что, начавшийся в стране процесс гуманизации уголовного законодательства, предусматривающий фактическое смягчение уголовной ответственности практически за все преступления, имеет неоднозначную оценку в обществе. По мнению некоторых россиян, это

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

стирает из сознания человека веками сложившуюся парадигму строгой

ответственности за совершенное

преступление, вселяет идею не просто безнаказанности, а формализованной, ни к чему не обязывающей, не отягощающей, не обременяющей жизнь ответственности. Санкции многих статей УК РФ становятся смешными, оскорбительными для людей, пострадавших от рук преступника. В таком варианте проще перевести ряд преступлений в разряд административных правонарушений. Тогда и рост преступности снизится, и потерпевший не так будет огорчен. Только вряд ли это может стабилизировать общую криминагенную ситуацию, повысить уровень общественной безопасности.

Надо признать, что с одной стороны, строгость наказания являлась

«устрашающим», «останавливающим»

фактором. С другой, лицо, отбывшее наказание в виде лишения свободы, в ряде случаев не извлекало уроков и шло на новое преступление. Следует вместе с тем признать, что осуществляемый вариант изменения системы наказаний в уголовном праве ориентирован на правовое и общественное воспитательное воздействие. Думается, что, скорее всего, реформаторы права, подразумевают усиление правового влияния на личность правоохранительных органов, давая шанс, осознав пагубность содеянного, найти достойное место в социуме. Общество в такой ситуации должно направлять свои усилия на формирование ответственности взрослого населения перед законом всеми доступными средствами, и обязательно, что более важно, искать пути решения актуальной проблемы: как не допустить приход самых молодых в мир беззакония и произвола.

Старшие подростки с одной стороны уже имеют определенный жизненный опыт, в

том числе опыт правовых отношений как положительный, так и негативный, с другой -это период, время выбора дальнейших путей образования, вхождения в большую жизнь. Осмысление такого опыта приобретает для него актуальность, имеет личностный смысл. Работа по правовому образованию делает акцент на признание ценности прав человека, подразумевая, прежде всего, воспитание в человеке чувства собственного достоинства, осознание своих прав, умение их реализовать и защитить, признание прав других людей. Достаточно долог процесс осознания учащимися жизненной роли права, умения строить правовые отношения, разрешать конфликты и споры правовыми средствами.

Таким образом, реализация цели правового образования в современной школе имеет ряд особенностей, ставящих перед педагогами конкретные задачи, направленные на формирование у учащихся потребности жить по закону.

В первую очередь, меняющееся и совершенствующееся законодательство

вызывает необходимость постоянного,

динамического изучения права с учащимися.

Во-вторых, правовая действительность, нередко противоречивая, субъективный опыт (включая и негативный) участия в

правоотношениях, влияние окружающей

среды, позволяют интерпретировать правовые аспекты, вызывая недоверие к институту права в целом и к конкретному субъекту правоприменения в частности. В таких условиях необходима своевременная,

грамотная разъяснительная деятельность

педагогов.

В-третьих, гуманизация законодательства, особенно уголовного, подразумевает целенаправленное повышение уровня

правовой воспитанности учащихся всеми доступными средствами [9].

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2(6) 2012

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

В школе на основе ценности и руководствоваться правовыми установками,

приоритета правового образования слушая - слышать, не только знать, но и жить

школьников реализуются различные активные по нормам права. Опыт школы позволяет

и интерактивные методики, новые говорить не только о позитивных результатах,

технологии, способы формирования но и о проблемных зонах в формировании у

критического мышления, собственной учащихся потребности знать и соблюдать

активной позиции учащихся, способности закон.

участвовать в дискуссиях, понимать и

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РФ 1993 г. URL: http://www.rg.ru/2009/01/21/konstitucia-dok.html [Дата обращения 28 марта 2012]

2. Концепция развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2005-2010». URL: http://k-obr.spb.ru/news/news/363/ [Дата обращения 25 марта 2012]

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». URL: http://президент.рф/news/6683 [Дата обращения 25 марта 2012]

4. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан : утверждены Президентом РФ // Юридический журнал директора школы. -2011. - № 6. - С. 4-9.

5. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы». URL: http://правительство.рф/gov/results/14231/ [Дата обращения 27 марта 2012]

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. - М. : Просвещение, 2009. - 24с. ISBN 978-5-09-022138-2

7. Алексеев С.С. Государство и право: учебное пособие. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 152 с.

8. Ашмарина Е.М., Белогорцев С.В., Долинская В.В., Ефименко Л.А., Жолнерчик С.С., Козюк М.Н., Лукашова Е.А., Макаров С.Ю., Полиевктова А.М., Фонтанова А.Н., Цепкова М.Н. О проекте "Правовое образование в школе". URL: http://his.1september.ru/1999/his08.htm [Дата обращения 27 марта 2012]

9. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1-4) / под ред. И.С. Артюховой. - М.: ВАКО, 2005. - 272с. - (Педагогика. Психология. Управление).

10. Киба O.В. Преподавание курса «обществознание» в гимназических классах: компетентностный подход // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 3. - С. 21-41.

11. Силкова К.А., Плешкова И.А. Патриотизм: ретроспектива оценки и восприятия // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2012. - № 1 (5). - С. 84-93.

12. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России: Четвёртый этап. 10-11 классы / сост. и науч. ред. Н.И. Элиасберг. - СПб.: СпецЛит, 2000.

13. Черненко А.К. Право как фактор формирования гражданственности. Просвещение и гражданское образование: структура и содержание // Формирование правовой системы России. Проблемы и перспективы : [сб. науч. тр.] / [редкол.: А. К. Черненко (отв. ред.) и др.]. - Новосибирск : Наука, 1997.

14. Чумаков П.В. Педагогические подходы нравственного воспитания личности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 1. - С. 7-13.

© 2011-2012 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

UDC 372.83

FEATURES OF LEGAL EDUCATION AT MODERN SCHOOL

I.A. Pleshkova (Novosibirsk, Russia)

In this paper author considers the problem of the purpose of legal education at modern school and its realizations on the basis of an estimation of changes occuring in the Russian society. Defining features of the given process, the author allocates problems of legal education in a view of the general tendencies of reforming of legislative base of the country. Using experience of school №122 author gives examples of concrete forms of activity by legal education ofpupils.

Keywords: legal education, a modern comprehensive school, Russian education.

Pleshkova Irina Anatolevna - the teacher of history and social science of school № 122 of Novosibirsk, the deserved teacher of the Russian Federation E-mail: irina.pleshkova@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.