Научная статья на тему 'Формирование исследовательской культуры учащихся в условиях общеобразовательного учреждения'

Формирование исследовательской культуры учащихся в условиях общеобразовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1486
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИСТОРИИ / ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TRAINING OF HISTORY / SOCIAL SCIENCE / RESEARCH CULTURE / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышенко Елена Геннадьевна

В статье анализируется проблема формирования исследовательского опыта учащихся на уроках истории и обществознания. Обобщаются результаты многолетней практики по реализации технологии формирования исследовательской культуры учащихся в процессе научно-исследовательской деятельности в сфере общественных наук. Отмечается, что в современных условиях преподавание истории и обществознания в школе должно быть направлено не только на овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества, но и на развитие способностей обучающихся критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы на основе изучения исторических источников, используя современную методологию и философию истории. Особо подчеркивается, что воспитание историей способствует формированию ценностных ориентаций и гуманистического мировоззрения ученика, решению им морально-нравственных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE RESEARCH CULTURE OF PUPILS IN CONDITIONS OF SCHOOL

The article is devoted to the problem of forming of research experience of pupils at lessons of history and social science. The author stresses that teaching of history and social science at school should be directed not only to form the basic knowledge of pupils about the historical development of mankind, but also to develop the abilities of students to critically analyze past and present, to do own conclusions on the basis of studying historical sources, using modern methodology and philosophy of history. It is especially emphasized, that education by history forms valuable orientations and humanistic outlook of the pupil.

Текст научной работы на тему «Формирование исследовательской культуры учащихся в условиях общеобразовательного учреждения»

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 5(9) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© Е. Г. Чернышенко

УДК 371 + 372.894 + 372.83

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Е. Г. Чернышенко (Новосибирск, Россия)

В статье анализируется проблема формирования исследовательского опыта учащихся на уроках истории и обществознания. Обобщаются результаты многолетней практики по реализации технологии формирования исследовательской культуры учащихся в процессе научноисследовательской деятельности в сфере общественных наук. Отмечается, что в современных условиях преподавание истории и обществознания в школе должно быть направлено не только на овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества, но и на развитие способностей обучающихся критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы на основе изучения исторических источников, используя современную методологию и философию истории. Особо подчеркивается, что воспитание историей способствует формированию ценностных ориентаций и гуманистического мировоззрения ученика, решению им морально-нравственных проблем.

Ключевые слова: обучение истории, обществознание, исследовательская культура, образовательные технологии.

Концепции изменений российского образования в современных условиях

предполагают особое внимание становлению гражданина. Исследовательская значимость общественных наук в этом процессе

несомненна. В современных условиях

преподавание истории и обществознания в школе должно быть направлено не только на овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества, но и на развитие способностей обучающихся критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы на основе изучения исторических источников, используя современную методологию и философию

истории. «Очеловечивание истории», воспитание историей способствует формированию ценностных ориентаций и гуманистического мировоззрения ученика, решению им морально-нравственных проблем.

Вышеперечисленные подходы к историческому образованию позволяют реализовать целевые ориентации

разработанной технологии формирования исследовательской культуры учащихся в процессе научно-исследовательской

деятельности в сфере общественных наук.

Классификационная характеристика технологии (по Г.К. Селевко [4-5]) выражается в следующих показателях:

* Работа выполнена в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (мероприятие 1.2.1, Гуманитарные науки). Чернышенко Елена Г еннадьевна - учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, МБОУ Гимназия № 14 «Университетская».

E-mail: solnce_sib@mail.ru

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 5(9) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

- по уровню применения: модульная;

- по философской основе: сциентизм (наука);

- по ведущему фактору психического развития: социогенная;

- по концепции усвоения: развивающая;

- по ориентации на личностные структуры:

эвристическая;

- по характеру содержания и структуры:

политехнологическая;

- по организационным формам: групповая,

индивидуальная;

- по типу управления познавательной деятельностью: система малых групп;

- по подходу к ребенку: личностно-

ориентированная;

- по преобладающему методу: творческая;

- по направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе активизации деятельности детей.

Под исследовательской культурой понимается совокупность определенного качества предметных знаний по общественным наукам, надпредметных знаний из области философии, методологии, истории наук и системы этических, эстетических и эмоционально-нравственных критериев определения ценности

исторических знаний для личности.

Необходимо выделить следующие элементы исследовательской культуры (по этапам их формирования):

1. владение понятийным аппаратом сначала на внутрипредметной, а затем на межпредметной основе;

2. усвоение алгоритмов анализа

исторических проблем (структурнологические схемы, планы, памятки;

3. комплекс методологических знаний (представления о законах, принципах, гипотезах, научных фактах, теориях, концепциях и т.д.);

4. рефлексивный выход, как осмысление своих действий.

Именно применение рефлексии приводит к развитию следующих качеств ученика [3]: самоконтроль и самоорганизация, готовность к проблематизации и альтернативность мышления, креативность, готовность к самостоятельному созданию знаний (в виде рефератов, тезисов, сообщений и т.д.).

Ядром исследовательской культуры служат исследовательские умения и навыки. Исследовательские навыки рассматриваются как устойчивые приемы использования средств познания в процессе исследования, специфический инструмент развития познавательного интереса учащихся.

Каждый этап научно-исследовательской работы требует от ученика соответствующих умений и навыков:

Виды деятельности Примерный перечень исследовательских умений и навыков

1. Изучение литературы по исследуемой проблеме. Усвоение научной информации. 1. Библиографический поиск по теме исследования. 2. Реферирование литературы по изучаемому вопросу. 3. Умение цитировать, ссылаться на изученные литературные и исторические источники. 4. Использование компьютера для переработки информации.

2. Планирование и проведение исследования. 5. Определение и формулирование целей, задач исследования. 6. Формулирование гипотезы исследования. 7. Выбор оптимального варианта структуры исследования (разработка и использование обобщенного алгоритма решения проблемы)

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 5(9) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

8. Действие по аналогии и предвидение отклонений от намеченного варианта. 9. Оценка практической эффективности исследования. 10. Сравнение результатов исследования с результатами подобных исследований. 11. Поверка результатов, исправление ошибок.

3. Оформление и защита результатов исследования. 12. Обоснование выводов. 13. Составление отчета о проделанной работе. 14. Использование символики, графических средств при оформлении. 15. Подготовка доклада, написание статьи, реферата и т.п. 16. Защита перед аудиторией своих выводов (терпеливое выслушивание возражений, аргументированное опровержение их; убедительное изложение собственных идей, отстаивание их, доказательства их справедливости)

Среди способов организации исследовательской деятельности учащихся в системе работы доминируют групповой и индивидуальный. Они позволяют

оптимизировать процесс обучения, прежде всего, формируя мотивацию учащихся на получение знаний, а не на получение оценки. Это происходит при создании на уроке условий для самореализации личности, возможности выбора деятельности в соответствии с интересами и

познавательными возможностями учащихся. Значительное место в системе методов уделено интерактивным методам обучения. В условиях интерактивного обучения ученик может работать по проблеме, как в группе, так и индивидуально, у него есть право выбора и необходимость нести ответственность за этот выбор. Позиция учителя определяется тем, что он дает возможность выбора индивидуальной траектории обучения истории и обществознанию, поддерживает ученика в его деятельности, помогает осваивать информацию. Дискуссии, ролевые игры, взаимо- и самопроверки, написание эссе, аннотаций, формулировка вопросов разного уровня, систематизация содержания разными способами и др. отвечают возрастным особенностям старшеклассников. Цели и содержание исторического образования в средней школе определяют

особое внимание к развитию навыков самостоятельной деятельности учащихся, рефлексии, взаимо- и самооценивания, умению определить, сформулировать и отстоять свою точку зрения с уважением к другим мнениям.

В целях обеспечения преемственности образования в системе «школа-вуз» (т.к. более 95 % выпускников образовательного учреждения продолжают образование в вузах) и реализации технологии используются следующие учебные занятия.

1. Лекция - форма учебного занятия, в которой учитель дает глубокое, целостное, логически стройное изложение основного фактологического и теоретического материала темы, преимущественно в монологической форме, возможно с элементами беседы. При этом ученики учатся правилам и способам конспектирования устной речи.

2. Лабораторное занятие - форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточникам.

3. Семинар - форма обучения, позволяющая эффективно организовывать самостоятельную работу учащихся, причем учащиеся представляют на коллективное обсуждение новые знания, умения после

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 5(9) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

предварительной работы дома с дополнительной литературой.

4. Практическое занятие - форма учебных занятий, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей

практической и творческой деятельности или осваивают сложные познавательные приемы, необходимые для активного изучения прошлого.

Перечисленные формы учебных занятий в рамках классно-урочной системы особенно актуальны в условиях перехода к

образовательным стандартам по

обществознанию и истории, которые внедряются в образовательную программу гимназии. Реализации стандартов

предшествовала значительная

подготовительная работа: изучены

нормативные документы (стандарты, учебные планы, УМК, требования к оснащению

кабинета истории, материалы итоговой аттестации выпускников 11 классов), подготовлена материально-техническая база, пройдены курсы повышения квалификации. В соответствии с условиями образовательного процесса был выбран следующий УМК, обеспечивающий обучение истории и обществознанию в 10-х классах:

♦ Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. Россия и мир.10-11. - М., «Просвещение», 2012.

♦ Данилов А.А., Косулина Л.Г., и др. Россия и мир.10-11. Методические рекомендации.

- М., «Просвещение», 2012.

♦ Обществознание / под ред Л.Н. Боголюбова., в 2 ч., Ч. 1. - 10 кл.; Ч. 2. - 11кл. -М.: Просвещение, 2012.

♦ Программа. Обществознание. 10-11 класс. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбов и др. - М., «Просвещение», 2012.

Научно-исследовательская работа организуется по трем направлениям:

1. исследования, выполняемые на уроках; Исследования на уроках истории и обществознания носят дифференцированный характер:

- охарактеризовать периоды в развитии

исторических процессов, масштабных событий (определять основы

периодизации отечественной истории древности, средневековья, современ-

ности, доказывать/опровергать черты модернизации в странах Запада, России);

- самостоятельный библиографический поиск по проблеме (например, «Вестернизация России в начале XVIII века»);

- оценивание практической значимости,

научной новизны собственного

исследования;

- анализ исторических проблем с

концептуальных позиций

формационного, цивилизационного

подходов и теории модернизации.

(Россия в XVII веке, Развитие

буржуазных отношений: Россия и Запад, Перспективы российской

государственности);

- анализ российской действительности и

основных процессов зарубежья с

позиций современных общественных

наук (Перспективы российской

цивилизации. Социология. Экономика. Философия);

- мини-проекты («Одна из реформ

XIX века», «Русско-японская война»,

«Социальные нормы», «Политическое

лидерство» и др.) и их защита;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- организация семинаров и «круглых столов» (темы: «Человек в древности и средневековье», «Историческое наследие древних цивилизаций» и др.);

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 5(9) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

2. Научно-исследовательская работа в рамках научного общества учащихся «Малая академия»;

Преподавание истории на базовом и профильном уровне, обучение учащихся 10-11 классов по индивидуальным учебным планам:

- ежегодно в рамках школьной научно-

практической конференции

организуются секции «История» и «Обществознание», в которых принимают участие учащиеся гимназии;

- учащиеся, занимающиеся научноисследовательской работой, чаще других избирают ЕГЭ по истории и обществознанию. К примеру, показатели ЕГЭ - 2012 по истории - Мельник А., 91 б, Пихтина Д. 82 б, Ситникова Е., 75 б., (средний балл ЕГЭ 2011г. - 49,2, ЕГЭ 2012г. - 54, что выше показателей по НСО и России; ГИА- 2012 9 кл. в новой форме - уровень обученности -100 %, качество обучения - 100 %, средний балл 4,5, что выше показателей по НСО на 0,9 б.; в 2009-2012 гг. уровень обученности - 100 %, качество обучения - в среднем 67 %.

3. Организационно-массовые мероприятия (деятельность музея истории школы № 127 (Гимназии № 14 «Университетская»), конкурс «Юный оратор» научнопрактические конференции различных уровней, олимпиады, интеллектуальные марафоны, школьные, районные, городские интеллектуальные игры и т.п.).

По результатам научно-исследовательских работ, учащиеся участвуют в олимпиадах и конкурсах (к примеру, Пихтина Д., победитель муниципального этапа, призер регионального этапа, дипломант II степени Олимпиады школьников. Основы

православной культуры (2011 - 2012 гг.); Лосева К. - призер муниципального этапа

Всероссийской олимпиады по истории

(2010, 2011 гг.), участник регионального этапа (2012 г.); Урманбаева К. - обладатель

поощрительного приза региональной межпредметной олимпиады «Золотая середина - 2012» (гуманитарный цикл).

Приобщение учащихся к научноисследовательской работе необходимо проводить на основе знания индивидуальных психологических особенностей личности [2]:

- уровень интеллектуального развития;

- учебно-познавательная мотивация;

- уровень притязаний;

- темп «продвижения» или темп «усвоения»

(показатель умственного развития, определяющий скорость усвоения

знаний);

- мобильность и подвижность нервной

системы (отражает быстроту

приспособления к применению ситуации).

Уровень интеллектуального развития определяется с помощью школьного

психолога. (Программа изучения реальных учебных возможностей школьника. Автор Ю.К. Бабанский [1]). Остальные показатели диагностируются в ходе педагогического наблюдения и анализа. Особенно

эффективна диагностика в процессе проблемного изложения учебного материала, при сопоставлении

существующих в исторической науке точек зрения, при структурировании

информации, при составлении планов, тезисов, аннотаций прочитанной

дополнительной литературы, на семинарах, дискуссиях, позволяющих аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Была проведена диагностика удовлетворенности учащихся уровнем обучения истории и обществознания (она составила 79 % от общего количества учащихся). Также были выявлены группа детей, обладающих

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 5(9) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

повышенными интеллектуальными

возможностями, группа детей, показавших особую заинтересованность в предмете, определился круг лиц не совсем удовлетворенных предметом.

Важное место в системе гуманитарного пространства гимназии и в научно-исследовательской подготовке учащихся занимает элективный курс «Введение в философию» для 10-11 гуманитарных классов, обеспечивающий философскую подготовку, элективный курс в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.

Особое место в организации научноисследовательской работе занимает

научное общество учащихся «Малая академия». Здесь учащиеся ориентируются на науку, а также на практическую значимость результатов своей

деятельности. Занятия в НОУ помогают учащимся лучше овладеть школьной

программой, научиться практически решать научные вопросы, развивать

познавательную активность.

В НОУ заложены огромные

потенциальные возможности для

проведения воспитательной работы. Взаимовлияния учеников, учителя

оказывают влияние на формирование современных взглядов на картину мира; поиск, удачи, а иногда и неудачи - все это воспитывает у учащихся качества исследователя: дисциплинированность,

упорство в достижении цели. С 2008 по 2012 год количество занимающихся в секции истории и обществознания учащихся возросло с 10 до 33 человек. Ежегодно они принимают участие в работе секции истории и обществознания на школьной научно-практической

конференции и занимают призовые места. Жюри отмечает разнообразие тематики, самостоятельность мышления,

аргументированность позиции, культуру публичного выступления и дискуссии, и дает рекомендации для участия в районной научно-практической конференции.

Поэтапное формирование исследовательской культуры сказывается и на показателях успеваемости.

Кроме того, наблюдается:

• сохранение положительного отношения к предмету на протяжении всего цикла обучения;

• активное участие учащихся в творческой исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса : (методические основы). -М. : Просвещение, 1982. - 192 с.

2. Киба O. В. Преподавание курса «обществознание» в гимназических классах: компетентностный подход // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № З. - C. 21-41.

3. Пушкарёва Е. А. Философское мышление для формирования рефлексивности познания в образовательном процессе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2012. - № 1 (5). - C. 74-78.

4. Селевко Г. К. Технологии развивающего образования. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 192 с.

5. Селевко Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация.

- М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 14З с.

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

5(9) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

UDC 371 + 372.894 + 372.83

FORMING THE RESEARCH CULTURE OF PUPILS IN CONDITIONS OF SCHOOL

E. G. Chernyshenko (Novosibirsk, Russia)

The article is devoted to the problem offorming of research experience of pupils at lessons of history and social science. The author stresses that teaching of history and social science at school should be directed not only to form the basic knowledge of pupils about the historical development of mankind, but also to develop the abilities of students to critically analyze past and present, to do own conclusions on the basis of studying historical sources, using modern methodology and philosophy of history.

It is especially emphasized, that education by history forms valuable orientations and humanistic outlook of the pupil.

Key words: training of history, social science, research culture, educational technologies.

Chernyshenko Elena Gennadevna - the teacher of the maximum qualifying category, the Grammar school 14 «University».

E-mail: solnce_sib@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.