Научная статья на тему 'Внедрение информационных технологий в процессе физкультурного образования в вузе'

Внедрение информационных технологий в процессе физкультурного образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATIONAL TECHNOLOGIES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INFORMATIONAL PROCESSES / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOFTWARE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксенов Владимир Павлович, Гостев Герман Русланович, Данилов Михаил Сергеевич

В статье рассматриваются отличительные особенности информатизации и информационных технологий современного общества, информационные технологии в области физической культуры, главные направления внедрения современных информационных технологий в учебно-тренировочный процесс, в систему вузовского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аксенов Владимир Павлович, Гостев Герман Русланович, Данилов Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTRODUCTION OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE PROCESS OF SPORTS EDUCATION IN THE UNIVERSITY

This article discusses the features of information and information technology in modern society, information technologies in the field of physical culture, main directions of introduction of modern information technologies in the educational-training process, the system of higher education.

Текст научной работы на тему «Внедрение информационных технологий в процессе физкультурного образования в вузе»

УДК 378.046 ББК 74.58

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Аксенов Владимир Павлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики

физической культуры Воронежский государственный педагогический университет Гостев Герман Русланович, кандидат педагогических наук, доцент Российский государственный социальный университет, филиал в г. Воронеже Данилов Михаил Сергеевич, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта (г. Санкт-Петербург)

Аннотация. В статье рассматриваются отличительные особенности информатизации и информационных технологии современного общества, информационные технологии в области физической культуры, главные направления внедрения современных информационных технологий в учебно-тренировочный процесс, в систему вузовского образования.

Ключевые слова: информатизация, информационные технологии, информационные процессы, программное обеспечение.

THE INTRODUCTION OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE PROCESS OF SPORTS EDUCATION IN THE UNIVERSITY

Aksyonov V.P., Ph.D., Associate Professor of theory and methodology of physical education

Voronezh State Pedagogical University Gostev G.R., Ph.D., Associate Professor Russian State Social University Danilov M.S., associate Professor, National University of physical culture, sport and health name P.F. Lesgaft

Abstract. This article discusses the features of information and information technology in modern society, information technologies in the field of physical culture, main directions of introduction of modern information technologies in the educational-training process, the system of higher education.

Key words: informatization, informational technologies, informational processes, software.

Отличительной особенностью современного этапа развития общества является его информатизация. Начавшись в 70-х годах прошлого столетия процесс информатизации общества в последние годы приобрел поистине гло-

бальный характер. В настоящее время этот процесс охватил не только все развитые страны мирового сообщества, но и многие развивающиеся страны. Под воздействием

информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей. Информатизация - одна из наиболее ярких черт системы общественный отношений развитых стран. Человечество вступило в такой этап развития цивилизации, в котором информация знания играет определяющую роль во всех сферах деятельности людей. При этом информация становится в современном обществе важнейшим фактором экономического роста. Для обработки информации требуются информационные технологии (ИТ). В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, хранения, обработки, передачи и получения новой информации, или это упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий, выполняющихся с момента возникновения исходных данных до получения требуемого результата.

Необходимо понимать, что технологический прогресс является сегодня не только главным фактором обеспечения благосостояния нации, но и важнейшим условием процесса ее устойчивого развития. При этом приоритетное внимание должно быть уделено именно информационным технологиям, которые благодаря их особым свойствам катализатора будут активно содействовать технологическому прорыву страны не только в информационной сфере, но и во многих других не менее важных направлениях.

Информационная технология - это представленное в проектной форме (т. е. в формализованном виде, пригодном для практического использования) концентрированное выражение научных знаний, сведений и практического опыта, позволяющее рациональным образом организовать тот или иной достаточно часто повторяющийся информационный процесс. При этом достигается экономия затрат труда, энергии или материальных ресурсов, необходимых для реализации данного процесса.

В качестве общего критерия эффективности любых видов технологий можно использовать экономию социального времени, которая достигается в результате их практического использования. Эффективность этого критерия особенно хорошо проявляется на примере информацион-нык технологий. Какие же виды информационны« технологий представляются с точки зрения этого критерия наиболее перспективными сегодня и в ближайшем будущем? Необходимость экономии социального времени ориентирует внимание, в первую очередь, на технологии, связанные с наиболее массовыми информационными процессами, оптимизация которых, как представляется, и должна дать наибольшую экономию социального времени именно благодаря их широкому и многократному использованию.

Анализируя роль и значение информационных технологий для современного этапа развития общества, можно сделать вполне обоснованные выводы о том, что эта роль является стратегически важной, а значение этих техноло-

-ЛА

- 204 -|РР-

гий в ближайшем будущем будет быстро возрастать. Именно этим технологиям принадлежит сегодня определяющая роль в области технологического развития государства. Аргументами для этих выводов является ряд уникальных свойств информационных технологий, которые и выщвигают их на приоритетное место по отношению к производственным и социальным технологиям. Наиболее важные из этих свойств приводятся ниже.

В числе отличительных свойств информационных технологий, имеющих стратегическое значение для развития общества, представляется целесообразным выделить следующие наиболее важные.

1. Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития. Опыт показывает, что активизация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыгга) позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов: сыфья, энергии, полезный ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов, социального времени.

2. Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества. Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а главным образом информация и научные знания. В настоящее время в большинстве развитых стран большая часть занятого населения в своей деятельности в той или иной мере связана с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации и поэтому вынуждена осваивать и практически использовать соответствующие этим процессам информационные технологии.

3. Информационные процессы являются важным элементом других более сложных производственных или же социальных процессов. Поэтому очень часто и информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий.

Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. Эти средства быстро ассимилируются культурой нашего общества, так как они не только создают большие удобства, но снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового сообщества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его всё более динамич-

ным перемещением по планете. В дополнение ставшим уже традиционными средствам связи (телефон, телеграф радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи.

Для повышения уровня качества физкультурного образования необходимо создание новых средств обучения на основе использования современных информационных технологий. В последние годы приобретает интерес к разработке и внедрению компьютерных программ в учебно-тренировочный процесс. Это связано, с одной стороны, с состоянием развития информационных и коммуникационных технологий, с другой - с приведением системы образования, в том числе и в области физической культуры, в соответствии с потребностями времени и научно-технического прогресса.

В области физической культуры и спорта, по мнению П.К. Петрова, выявляются главные направления внедрения современных информационных технологий в учебно-тренировочный процесс в профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту:

- моделирование компьютерных соревнований, тактических действий и педагогического процесса;

- использование информационных технологий для обслуживания соревнований;

- использование информационных технологий в рекламной, издательской и предпринимательской деятельности;

- использование информационных технологий в организации и проведении научных исследований;

- автоматизированные методы психодиагностики;

- автоматизированные методы спортивно-педагогической деятельности;

- автоматизированные методы функциональной диагностики;

- организация дистанционного обучения и т. д.

Процесс внедрения информационных технологий в

учебный процесс в области физкультурного образования начался сравнительно недавно и в настоящее время представляется незавершенным. Как отмечают ученые, это обусловлено, во-первых, слабой материально-технической базой вузов; во-вторых, постоянным обновлением программно-технического обеспечения; в-третьих, недостаточной компьютерной грамотностью преподавателей и студентов.

Одними из перспективных направлений в научно-исследовательской деятельности в физической культуре и спорте в настоящее время могут считаться:

- Разработка концепции прогнозирования спортивной карьеры.

- Разработка концепции физического воспитания детей, подростков, учащейся молодежи, лиц зрелого, пожилого и старческого возраста.

- Создание банка данных элитных спортсменов.

- Комплексное определение критериев спортивной пригодности:

• уровень достижений;

• темп повышения результатов;

• стабильность достижений.

- Комплексное определение уровня здоровья, физической подготовленности.

- Психологическое тестирование.

- Определение уровней тренированности и выявление оптимальных режимов тренировки.

- Создание нового спортивного инвентаря и оборудования.

- Совершенствование научного обеспечения подготовки спортивных резервов и сборных команд Российской Федерации к международным соревнованиям.

- Контроль эффективности внедрения научно-исследовательских разработок в систему спортивных соревнований.

- Выявление путей совершенствования управления учебно-тренировочным процессом в физической культуре и спорте.

Когда же о физической культуре и спорте говорят как об одной из прибыльных отраслей деятельности человека, то за ценой победы здесь стоят конкретные цифры, отражающие те материальные, человеческие и информационные ресурсы, которые были затрачены для достижения победы. В настоящее время цена победы на престижных соревнованиях, исчисляемая в денежном эквиваленте, достигает десятков, а то и сотен миллионов (!) долларов. Существенно удешевить этот процесс возможно с применением и информационных технологий (Воронов И.А., 2007).

Так, информационная культура самих преподавателей факультетов физической культуры, их готовность к применению современных информационных технологий в системе подготовки и повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту, как отмечают исследователи, оставляют желать лучшего. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютерных технологий. В полной мере это относится и к специалистам физической культуры и спорта. Компьютер, как отмечают ученые, не станет инструментом в деятельности будущих специалистов до тех пор, пока преподаватели физкультурных вузов и факультетов физической культуры не будут в совершенстве владеть этим инструментом. Поэтому умение использовать компьютер при обучении и в профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту становится одним из необходимых качеств преподавателя.

Информатизация в отрасли «Физическая культура и спорт» предполагает разработку и применение информационных технологий в следующих информационных системах (Федоров А.И., 2001);

205

1. Делопроизводство педагога, тренера-преподавателя, научного работника, студента.

2. Обслуживание спортивных соревнований.

3. Научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов:

а) автоматизированные диагностические комплексы для оценки и мониторинга состояния спортсменов;

б) компьютеризированные тренажерно-диагности-ческие стенды для обеспечения комплексного контроля специальной подготовленности спортсменов;

в) компьютеризированные комплексы для сбора и анализа информации о технической подготовленности спортсменов;

г) экспертные системы для планирования тренировочного процесса спортсменов;

д) системы «виртуальной реальности» для формирования у спортсменов двигательных навыков и умений;

е) автоматизированные системы для контроля и управления тренировочным процессом спортсменов;

ж) компьютерные программы для решения задач моделирования и прогнозирования в спорте.

4. Научно-методическое обеспечение физического воспитания детей, подростков, учащейся молодежи:

а) автоматизированные методы оценки физического состояния человека;

б) реализация дифференцированного подхода на основе использования современных информационных технологий.

5. Учебный процесс в вузах физической культуры:

а) электронные учебные пособия в системе высшего физкультурного образования;

б) информационно-поисковые и справочные системы;

в) автоматизированные обучающие системы;

г) моделирование предметной среды;

д) компьютеризированные учебные курсы;

е) системы компьютеризированного контроля знаний;

ж) экспертные системы учебного назначения с элементами искусственного интеллекта.

6. Научно-исследовательская, организационная и управленческая деятельность:

а) автоматизация социологических исследований;

б) создание баз данных и баз знаний по актуальным проблемам физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры;

в) создание баз данных нормативно-правовых документов в отрасли «Физическая культура и спорт» и т. п.

г) создание баз данных и баз знаний по актуальным проблемам физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

Актуальной остается и проблема выбора оптимального программно-методического обеспечения и сама воз-ЛА

- 206 -|РР-

можность использования информационных технологий в различных сферах физической культуры. При решении данного вопроса следует учитывать наиболее перспективные направления использования информационных технологий в общей системе вузовского образования.

Первое направление основано на применении интеллектуальных обучающих систем, что предполагает использование баз данных, баз знаний, экспертно-обучающих систем, систем искусственного интеллекта.

Второе направление предусматривает применение системы гипермедиа, электронных книг, совершенство ва-ние программных средств учебного назначения, автоматизированных обучающих систем.

Третье направление основано на использовании средств телекоммуникаций, которые включают в себя компьютерные сети, телефонную, телевизионную, спутниковую связь для обмена разнообразной информацией между пользователем и центральным информационным банком данных или между пользователями компьютеров, подключенных к одной из перечисленных выше линий связи, что позволяет реализовать следующие дидактические функции телекоммуникаций: проведение телеконференций, лекций, семинаров, в которых могут принимать участие преподаватели и обучаемые из разных регионов и стран.

Наибольшего педагогического эффекта от применения программных продуктов учебного назначения в реальном учебном процессе можно достичь в том случае, если обеспечить комплексность использования различных средств, информационные технологии на разного рода занятиях и в разнообразных видах учебной деятельности.

Комплексность использования возможностей информационных средств в учебном процессе может быть обеспечена с помощью специально разработанного программного продукта учебного назначения, ориентированного на определенный учебный предмет. Программный продукт такого типа должен быть информационно емким, содержать большой объем информации в базах данных и базах знаний, должен быть многофункциональным, предусматривать работу в сети.

Многофункциональность можно обеспечить комбинацией в одном программном средстве учебного назначения возможностей различных программных средств. Такое программное средство должно содержать:

- программные средства, предоставляющие учебную информацию и направляющие обучение;

- диагностирующие, тестовые программы, оценивающие знания, умения, навыки, уровень усвоения учебного материала;

- сервисные программные средства, автоматизирующие контроль результатов обучения, рассылку заданий по сети, процесс управления системой; обеспечивающие обмен информацией между обучаемыми, педагогом и системой; позволяющие накапливать разного рода информацию в базах данных знаний; организующие обучение и управляющие ходом учебного процесса;

- инструментальные программные средства, позволяющие при необходимости вносить дополнения и изменения в базы данных и базы знаний в целях модернизации и адаптации программного средства к учебной программе в конкретном вузе.

Программные средства учебного назначения, удовлетворяющие описанным выше требованиям, можно назвать многофункциональными предметно-ориентированными учебно-информационными средствами. Такие учебно-информационные средства можно будет использовать в различных видах учебной и спортивной деятельности при проведении занятий различной направленности, а также тиражировать и адаптировать их для использования в других учебных заведениях.

В настоящее время в учебном процессе по физической культуре уже используются компьютерные программы, автоматизированные диагностические системы, применение которых позволяет получить высокую эффективность профессионально-ориентированного обучения студентов высших учебных заведений на основе использования средств современных информационных технологий, разрабатываются электронные учебные пособия по различным дисциплинам, которые способствуют повышению познавательной активности студентов и формированию у них устойчивого интереса к изучаемой дисциплине. Также разработаны и используются в учебном процессе компьютерные программы контроля самостоятельной работы студентов, что позволяет в первую очередь индивидуализировать контроль самостоятельной учебной деятельности при любом количестве студентов.

Применение компьютерного контроля позволяет:

- Индивидуализировать контроль самостоятельной учебной деятельности при любом количестве студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Обеспечить активную самоподготовку студентов к занятиям и ее эффективный автоматизированный контроль.

- Создать для каждого студента посильный темп проработки самостоятельно изучаемого материала при постоянном контроле степени его понимания и усвоения.

- Автоматизировать регистрацию результатов контроля подготовленности каждого студента на протяжении всего периода обучения.

- Оперативно получать полную информацию о состоянии академической активности каждого студента.

Большинство компьютерных программ, разработанных в области физической культуры, предназначены для школьников, и только небольшая часть - для студентов. Это является подтверждением, что внедрение информационных технологий в процесс профессиональной подготовки студентов по специальности «Физическая культура» находится в стадии становления. Одним из перспективных направлений в этой области является разработка единой информационно-компьютерной программы, охватывающей всю систему образования: управление, обучение, диагностику, мониторинг и др.

Литература:

1. Андресен, Бент. Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учеб. курс: [пер. с англ] / Бент. Б. Андерсен, Катя Ван Ден Бринк. - 2-е изд.; испр. и доп. - М.: Дрофа, 2007. - 221 с.

2. Волков, В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре /Матер. всерос. науч.-практ. конф. - СПб., 2000.

3. Воронов, И.А. Информационные технологии в физической культуре и спорте: учеб. пособие. - СПБ.: Изд-во СПбГУП, 2007. -140 с.

4. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: [учебное пособие для высших педагогических учебных заведений] / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2003. - 188 с.

5. Морева, Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева. - М.: Просвещение, 2007. - 156 с.

6. Петров, П.К. Практикум по информационным технологиям в физической культуре / П.К. Петров, Б.Д. Дмитриев, Э.Р. Ахметзянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 288 с.

7. Федоров, А.И. Методологические аспекты информации высшего физкультурного образования / А.И. Федоров. -Челябинск, 2001.

8. www.superinf.ru - Особенности содержания информационных технологий в области физической культуры и спорта

Bibliography:

1. Andresen, Bent. B. Multimedia in education: a specialized

textbook. course / Bent. B. Andersen, Katja Van Den Brink. - 2

- Ed.; IDMS. and extras. - M.: Drofa, 2007. - 221 p.

2. Volkov V. Computer technologies in educational process of physical education / Mater. all. researcher Scient. CONF. - SPb., 2000.

3. Voronov, I. A. Information technologies in physical culture and sports phychology. Allowance. - Spb.: SPbGUP publishing, 2007. - 140 p.

4. Zakharova, I. G. Information technologies in education: [tutorial for higher pedagogical educational institutions] / I. G. Zakharova.

- M.: Academy, 2003. - 188 p.

5. Moreva, N. A. Modern technology training session / N. A. Moreva. - М: Prosveshenie, 2007. - 156 p.

6. Petrov, P.K. Workshop on information technology in physical education / P.K. Petrov, B.D. Dmitriev, E.R. Ahmedzianov. -М: Publishing Centre «Academy», 2010. - 288 p.

7. Fedorov, A. I. Methodological aspects of information of your sports education / I. A. Fedorov. - Chelyabinsk, 2001.

207

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.