Научная статья на тему 'Особенности использования информационных технологий в области физической культуры и спорта'

Особенности использования информационных технологий в области физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6004
605
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапсигов Мурат Мухамедович, Попова Людмила Степановна, Бгашх Нарт Насем

Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникационных и других средств информационных технологий. Это в полной мере относится к специалистам по физической культуре и спорту. Вопросы овладения современными информационными и коммуникационным технологиями, их использование становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе и специалиста в области физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шапсигов Мурат Мухамедович, Попова Людмила Степановна, Бгашх Нарт Насем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности использования информационных технологий в области физической культуры и спорта»

Особенности использования информационных технологий в области физической культуры и спорта

Features of use of information technologies in the field of physical culture

and sports

Шапсигов Мурат Мухамедович Shapsigov Murat Muhamedovich

кандидат экономических наук, доцент, кафедры гуманитарных,

социальных и естественнонаучных дисциплин, БУКЭП, НАЛЬЧИКСКИМ

ИНСТИТУТ КООПЕРАЦИИ (филиал), г. Нальчик, Кабардино-Балкарская

республика

Попова Людмила Степановна Popova Ludmila Stepanovna

старший преподаватель, кафедры гуманитарных, социальных и естественнонаучных дисциплин, БУКЭП, НАЛЬЧИКСКИЙ ИНСТИТУТ

КООПЕРАЦИИ (филиал), г. Нальчик, Кабардино-Балкарская республика

Нарт Насем Бгашх Nart Nasem Bgashh

аспирант кафедры теории и технологии физической культуры и спорта Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик.

Аннотация: Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникационных и других средств информационных технологий. Это в полной мере относится к специалистам по физической культуре и спорту. Вопросы овладения современными информационными и коммуникационным технологиями, их использование становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе и специалиста в области физической культуры и спорта.

Abstract: For free orientation in information streams the modern expert of any profile has to be able to receive, process and use information by means of computers, telecommunication and other means of information technologies. It fully concerns to specialists in physical culture and sport. Questions of mastering modern information and communication technologies, their use becomes one of the main components of vocational training of any expert, including expert in the field of physical culture and sport.

Ключевые слова: информационная среда, образовательная деятельность, информационная технология, спорт, физическая культура.

Keywords: information environment, educational activity, information technology, sport, physical culture.

Повышение уровня качества физкультурного образования настоятельно требует создания новых средств обучения на основе использования современных информационных технологий. Несмотря на то, что в последние годы появляется значительный интерес к разработке и использованию компьютерных программ в учебно-тренировочном процессе, вопросы их разработки и внедрения остаются весьма проблематичными. Это связано, с одной стороны, с состоянием развития информационных и коммуникационных технологий, с другой - с приведением системы образования, в том числе и в области физической культуры, в соответствие с потребностями времени и научно-технического прогресса [2].

Направлениями компьютерных технологий в спорте могут являться:

- Средства для обучения, повышающие качество преподавания. Информационные технологии в физической культуре активно используются в образовательных целях. Существует множество обучающих технологий, с помощью которых, обычный, даже не подготовленный человек может изучать различные спортивные дисциплины, боевые искусства, может получить достаточно полную информацию, необходимую ему для обучения. Большое распространение получили программы, позволяющие визуализировать на экране монитора изучаемый процесс. С помощью таких программных средств пользователь получает возможность изучить объект в деталях, принимая в расчет временное и пространственное движение процесса. Благодаря этим технологиям, можно добиться повышения эффективности тренировок и обучения за достаточно короткий срок.

- Программы, предназначенные для тестирования и контроля тренировочного процесса обучающегося в том или ином спортивном направлении. Человек, использующий данный программный продукт, имеет возможность подобрать для себя оптимальную программу тренировок и даже составить специальную спортивную диету.

- Средства, направленные на рекламную или издательскую деятельность, которые выполняют задачу размещения рекламных материалов, оформленных

так, чтобы они могли привлечь наибольшее возможное число представителей основной целевой аудитории.

- Прикладные программные продукты (ППП) - предназначены для обработки информации различных направлений и областей. Компьютерные технологии активно используются во время проведения различных соревнований.

- Подготовленность спортсмена можно выявить, используя достаточно распространенные на сегодняшний день, экспертные системы.

Учеными выявлены основные тенденции использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту [3]. К ним относятся:

- создание и использование программ контроля и самоконтроля знаний по различным спортивно-педагогическим дисциплинам;

- обучающие мульти медиа системы;

- создание и использование базы данных;

- моделирование компьютерных соревнований, тактических действий и педагогического процесса;

- использование информационных технологий для обслуживания соревнований;

- использование информационных технологий в рекламной, издательской и предпринимательской деятельности;

- использование информационных технологий в организации и проведении научных исследований;

- автоматизированные методы психодиагностики;

- автоматизированные методы спортивно-педагогической деятельности;

- автоматизированные методы функциональной диагностики;

- организация дистанционного обучения и т. д.

Процесс внедрения информационных технологий в учебный процесс в области физкультурного образования начался сравнительно недавно и в настоящее время представляется незавершенным. Это обусловлено: во-первых,

слабой материально-технической базой вузов; во вторых, постоянным обновлением программно-технического обеспечения; в третьих, недостаточной компьютерной грамотностью преподавателей и студентов.

Компьютер, как отмечают ученые, не станет инструментом в деятельности будущих специалистов до тех пор, пока преподаватели физкультурных вузов и факультетов физической культуры не будут в совершенстве владеть этим инструментом. Поэтому умение использовать компьютер при обучении и в профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту становится одним из необходимых качеств преподавателя (рис.1.).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Рис. 1.Модель методического использования информационных компьютерных технологий в процессе физического воспитания.

Актуальной остается и проблема выбора оптимального программно-методического обеспечения и сама возможность использования НИТ в различных сферах физической культуры. При решении данного вопроса следует учитывать наиболее перспективные направления использования информационных технологий в общей системе вузовского образования [5].

В настоящее время в учебном процессе по физической культуре уже используются компьютерные программы, автоматизированные диагностические системы, применение которых позволяет получить высокую эффективность профессионально-ориентированного обучения студентов высших учебных заведений на основе использования средств современных информационных технологий. Также разработаны и используются в учебном процессе компьютерные программы контроля самостоятельной работы студентов, что позволяет в первую очередь индивидуализировать контроль самостоятельной учебной деятельности при любом количестве студентов [6].

Применение компьютерного контроля позволило:

- Индивидуализировать контроль самостоятельной учебной деятельности при любом количестве студентов.

- Обеспечить активную самоподготовку студентов к занятиям и ее эффективный автоматизированный контроль.

- Создать для каждого студента посильный темп проработки самостоятельно изучаемого материала при постоянном контроле степени его понимания и усвоения.

- Автоматизировать регистрацию результатов контроля подготовленности каждого студента на протяжении всего периода обучения.

- Оперативно получать полную информацию о состоянии академической активности каждого студента.

Компьютерные технологии в области физической культуры позволяют улучшить качество учебно-тренировочного процесса и тем самым решить следующие задачи:

- Создать картотеку группы с исходными данными для каждого занимающегося на основе оценки состояния их здоровья и физической подготовленности.

- Проследить динамику состояния здоровья, исходя из текущих данных, вносимых в картотеку, как минимум, один раз в семестр.

- Подобрать для каждого занимающегося индивидуальную программу, рассчитанную на весь курс обучения, или индивидуальные корригирующие программы.

- Разработать индивидуальные программы по соблюдению режимов учебы, отдыха, самостоятельной тренировки, питания.

- Для студентов старших курсов подготовить программы профессионально-прикладной подготовки с учетом особенностей будущей трудовой деятельности.

- Проводить оперативный медицинский контроль и контроль психоэмоционального состояния студентов, занимающихся по специальным программам.

- Вести оперативный контроль посещаемости и успеваемости студентов как индивидуально, так и по группе в целом.

- Осуществлять проверку уровня теоретических знаний по специальным компьютерным тестам.

- Создавать Интернет-сайты спортивных кафедр для обмена научно -практической информацией и прогрессивными разработками.

Необходимо сделать вывод о том, что в контексте нашего исследования разработка проблемы информационно-компьютерного обеспечения подготовки студентов в области физической культуры будет вестись в рамках двух направлений информатизации образования: повышение эффективности

педагогической деятельности и совершенствование образовательно-педагогического управления процессом подготовки студентов [5].

В заключении следует добавить, что жизнь современного все чаще и чаще подвержена влиянию со стороны 1Т-технологий. Как итог, использование этих технологий в физкультуре несет в себе множество плюсов, а именно быстрота, надежность, возможность оптимизировать накопленные знания, возможность подобрать эффективную программу, рассчитанную на конкретного пользователя.

Библиографический список

1. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре /Матер. всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2000.

2. Жбанков О.В. Информационно-методическая система - инструмент формирования информационного пространства процесса физического воспитания /Матер. междунар. конф. 2000.

3. Ливицкий А.Н., Факторович Л.М. О некоторых аспектах компьютеризации физкультурных вузов//Теор. и практ. физ. культ. 1994, № 3/4.

4. Тимошенков В.В. и др. Основные направления применения вычислительной техники в физической культуре и спорте //Теор. и практ. физ. культ. 1993, №1.

5. Шапсигов М.М. / Адаптивные сценарии обучения / Шапсигов М.М., Гучапшев Х.М. Управление экономическими системами: электронный научный журнал ВАК, № регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г., http://www.uecs.ru, 2014.- с. 95-101.

6. Шапсигов М.М./ Особенности использования интернет технологий в образовательном процессе вуза / Шапсигов М.М., Гучапшев Х.М. Управление экономическими системами: электронный научный журнал ВАК, № регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г., http://www.uecs.ru, 2014.- с. 96-112.

7.Шапсигов М.М./ Особенности использования облачных технологий системы 1С:Предприятия / Шапсигов М.М., Карданова Э.Ш., Гучинова А.Н..

Управление экономическими системами: электронный научный журнал ВАК, № регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г., http://www.uecs.ru, 2016.- с. 96-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.