Список литературы:
1. Феномен. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2001. - С. 889.
2. Chanty Flash вокруг нас [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mir3d.ru/articles/939. - 14.07.2009.
3. Вышел третий номер электронного флэш-журнала «Оконная индустрия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tybet.ru/ content/ news/index.php?SECTION_ID=374&ELEMENT_ID=13458. - 06.04.2010.
4. ИД «Future Media Group» выпустил первый номер ежемесячного журнала о бойцовских видах спорта «Fight Magazine» [Электронный ресурс] / Гильдия издателей периодической печати. - Режим доступа: www.gipp.ru/ opennews.php?id=31949. - 08.04.2010.
5. Киселёв К. Взрывной flash-редактор // Softkey [Электронный ресурс]. - 22.07.2008. - Режим доступа: www.softkey.info/reviews/review 5245.php?referer1= ezhe &referer2=pravda&compid=1.
6. О проекте [Электронный ресурс] // Дни.Ру Интернет газета. - 18.04.08. -Режим доступа: www.dni.ru/about/2008/4/18/140208.html.
7. Производство журналов [Электронный ресурс] // FMG Russia. -2010. - Режимдоступа: www.fmg-russia.ru/magazines.
8. Феномен // Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4 %D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B C%D0%B5%D0%BD.
9. Цвик В.Л. Роды, виды и жанры журналистики // Введение в журналистику: учебное пособие / Библиотека Центра экстремальной журналистики. - 2000.
ВЛИЯНИЕ ЖЕНСКИХ ГЛЯНЦЕВЫХ ЖУРНАЛОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
© Маркина Ю.В.*
Ростовский государственный экономический университет, г. Ростов-на-Дону
В данной статье представлен анализ формирования определенных ценностей у читательниц современных глянцевых журналов, представленных на российском медиарынке. Рассматривается также контент подобных изданий и какую роль они играют в социализации личности, в освоении общественной жизни.
* Доцент кафедры Журналистики, кандидат филологических наук.
На современном информационном рынке сегмент женских глянцевых журналов представлен достаточно широко и благодаря продуманным маркетинговым стратегиям издателей успешно функционирует. Российские версии западных женских изданий появились в России в начале 1990-х годов, после перехода экономики на рыночные отношения, и стали довольно быстро адаптироваться к российской действительности. «С появлением в открытой продаже одежды и косметики западных марок, пришло время глянцевым журналам прорастать на нашей почве, чтобы позаботиться о неокрепшем сознании бывших советских граждан и направить их мысли и деньги в нужное русло» [Засурский, 1999].
Очень быстро российский рынок оказался перенасыщен образцами западного женского «rraHua»:«Cosmopolitan», «Elle», «Harper's Bazaar», «Vogue», «L'Officiel», «Life Style», «Marie-Claire», «Shape», «Лиза», «Burda», «Verena», «Даша», «Anna», «Sabrina и другие. Появилось огромное количество российских журналов - «Она (She)», «Домовой», «Караван историй», «Gala», «Красота и здоровье», «Женское здоровье», «Домашний очаг», «Женские хитрости» [Рогинская, 2004].
Из несерьезного развлекательного чтива «glossy magazines» (в буквальном переводе - журналы с блестящей обложкой), превратились в негласный инструмент социализации женщин, в компонент, который уже около 10 лет определяют и направляют сознание отдельной части отечественной женской аудитории.
Для многих молодых читательниц глянцевые журналы на данный момент стали настоящими (и, к сожалению, не лучшими) психологами душ и идеологами умов. При общении с девушками, которые являются постоянными читательницами можно прийти к неутешительному выводу: обложка журнала становится обложкой человека, а содержание журнала - его мыслями.
В социологии образование и развитие женщины при непосредственном участии глянцевых журналов может быть обозначено терминами «социализация» и «неформальное образование» - несистематизированное обучение человека знаниям и навыкам, которые он усваивает в процессе общения с окружающей социальной средой и путем индивидуального приобщения к культурным ценностям. Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Роль глянцевых женских журналов как раз и заключается в том, чтобы обозначить ориентиры, те самые «нормы, ценности, установки, образцы поведения»: с кем общаться, как общаться, где проводить свободное время, как тратить рабочее время, во что одеваться (непременно!), «каким ароматом пахнуть в новом сезоне» и т.п. К сожалению, именно таковыми являются новые ценности и установки в процессе социализации современной женщины.
В «глянцевой социализации», также как в процессе обычной социализации, важнейшим фактором выступает феномен нахождения индивида в
группе, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта. Группа выступает в качестве социальной ниши. Как бы молодые читательницы ни отрицали то, что они так или иначе находятся под влиянием глянцевых журналов, как бы ни называли их всего лишь «разгрузкой для мозгов», но это «легкое чтиво» накладывает на подсознание читательниц определенный отпечаток, что непосредственно проявляется в их поведении и образе жизни, образе потребления.
Портрет читательниц глянцевого журнала - женщины старше 20 лет, интересующихся модой (и в частности дорогими известными брендами), часто путешествующих, с высоким материальным достатком, активно участвующих или, непременно, интересующиеся светской жизнью и развлечениями, уделяющих немалое внимание отношениям с мужчинами. Совершенно очевидно, что круг интересов не слишком широк, к тому же прослеживается его тесная взаимосвязь, а точнее зависимость от уровня доходов женщины. Кроме того, журналы дают подробную информацию о стиле жизни (что нужно носить; какой парфюмерией и косметикой пользоваться; какие книги читать, какую музыку слушать; какие фильмы и балеты смотреть; где отдыхать; как строить отношения с любимым, друзьями, родственниками, коллегами; информацию о дресс-кодах, о системе знаков, благодаря которым можно стать «своим» в определенной «тусовке» и т.д.) той или иной социальной группы, к которой желает принадлежать или принадлежит читатель. Причем в целом такой журнал выглядит как законченный образ чьего-либо стиля жизни raH«life style».
Вышесказанное подтверждают следующие высказывания доктора философских наук, заведующего кафедрой политологии философского фа -культета МГУ, главы Центра социально-философских исследований РАН А. Панарин: «Общество поражает специфическая болезнь, связанная с психологией избегания усилий. Этому способствует, наряду с технологическими революциями, новейшая революция гедонистического досуга. Типичный представитель современного массового общества идентифицирует себя не с ролями труда, а с ролями более или менее престижного досуга» [Панарин, 2002: 150].
Контент женских глянцевых изданных представляет этому яркое подтверждение: если путешествия, то, как правило, за границу, если мероприятие, то VIP-уровня, если одежда, то от всемирно известных кутюрье и модных домов, если ресторан, то очень дорогой. И все возведено в абсолют: непременно сменить гардероб в новом месяце в соответствие трендам, мужчины - «сказочные» и успешные, женщины - безупречные и невозможно сексуальные. И никто не обращает внимание на то, что порой этот журнальный идеал гиперболизирован и далек от реальности. Глянцевые журналы продвигают мифы о красоте и создают мифических «beauty-героев». А читательницы, боясь не соответствовать, стремятся к этим недосягаемым идеалам - недосягаемым потому, что их попросту нет в реальной жизни, даже среди звезд.
Важно отметить, что в сегменте женских глянцевых журналов «life style» также есть свои подразделения, причем не только в соответствии с предполагаемым доходом целевой аудитории (массовый глянец - «Лиза», «Планета женщины» и элитарный - «Cosmopolitan», «Elle», «Vogue»), но и исходя из возрастного аспекта. Есть глянцевые журналы для совсем юных девушек (до 1S лет), для девушек постарше (от 20 до 25-30 лет) и для женщин (от 27 до 40 лет).
Спектр рубрик журналов-представителей всех трех категорий примерно одинаков: красота, мода, звезды, психология, советы, любовь и т.п. Но способ подачи, конкретные персонажи материалов и темы очень четко дают понять, какой возрастной аудитории адресован журнал.
В изданиях для девочек акценты ставятся на идее «все по-взрослому»: «крутые» поступки, смелость в манере одеваться, макияже, лидерство среди одноклассников и друзей, в общении с молодыми людьми. Рассматриваются также отношения с родителями и проблемы, связанные с ними; часто статьи посвящены теме школы (учеба и отношения с учителями, сверстниками, подругами и мальчиками, выпускной вечер и пр.). Звезды, фигурирующие на фото и в материалах - близки по стилю, образу жизни, и даже возрасту читательницам журнала (группа «Ранетки», например) или являются безоговорочными героями девичьих грез (Дима Билан, Сергей Лазарев и т.д.). Обязательными элементами являются гороскоп (как правило, любовный) и интерактив (письма, вопросы и фото читательниц). И, конечно же, язык журнала - исключительно молодежный, близкий порой к сленгу подростков: «мейк» (макияж), «фишка» (нечто модное, особенное, интересное), «МЧ» (молодой человек) и т.п. К данной категории относятся, например, журналы «Oops!» (ИД «Бурда»), «Joy» (ИД «Бурда»), «Yes!» (ООО «Юнайтед Пресс»), «Elle girl» (ИД «Hachette Filipacchi Shkulev и ИнтерМедиаГруп»), «I love you» (ИД «Bauer Media Group»).
Вторая группа - некая золотая середина, соответствующая всем параметрам, которые в совокупности в понимании и представлении массовой аудитории, составляют стандартный глянцевый женский журнал. Это «легкое» в подаче материала, светское издание для обеспеченных девушек. Круг тем соответствует их интересам: жизнь и секреты успеха молодых, но авторитетных звезд шоу-бизнеса; модные марки, кутюрье, дизайнеры и новейшие коллекции и тенденции сезона; путешествия за границу (отели, магазины, рестораны, которые следует посетить); карьерный рост; отношения с мужчинами, свадьба или гражданский брак; новые модные хобби. В соответствии с приведенными характеристиками ко второй группе относятся «Marie Claire» (ИД «Hachette Filipacchi Shkulev и ИнтерМедиаГруп»), «Cosmopolitan» (ООО «Фэшн Пресс»), «GLAMOUR» (ИД «Conde Nast»), «Mini» (ИД «Бурда»).
Что же касается последней возрастной группы - журналы для женщин -то они действительно отличаются от предыдущих двух, что ощущается уже при чтении одного номера. Если к глянцевым изданиям вообще можно при-
менить термин «прожженные жизнью», то это выражение подходит именно этой категории женского глянца. В статьях данных журналов больше утверждений, нежели размышлений, они более обстоятельные, серьезные, их темы лишены легкомысленности. Перечень рубрик содержит светский дайджест, фото и интервью со звездами российской и зарубежной «тусовки», разделы о моде, красоте, сексе (о разнообразии, опыте), искусстве, подборка актуальных мероприятий и мест (ресторанов, кафе, клубов), которые стоит посетить, мужчины, на которых стоит обратить внимание (интервью с подтверждающими фотографиями прилагается). Данные женские издания столь же шикарны и бескомпромиссны, как и их предполагаемые читательницы - состоятельные, успешные, красивые, уверенные в себе. В этих изданиях не найдется статьи «как поверить в себя», «как стать звездой компании», «как найти свой стиль» и прочее. Этим женщинам это не нужно. К третьей категории можно отнести «Sex and the City» (ЗАО «Парлан Пабли-шинг»), «Tatlen> (ИД «Conde Nast»), «Shape» (ИД «Венето»).
К тому же, стоит отметить интересный факт: женские глянцевые журналы начинают завоевывать и воспитывать свою аудиторию с юного возраста, передавая читателей (в процессе их взросления) следующей возрастной категории «глянца». Таким образом, внимание и привычка к покупке и чтению данных изданий вырабатывается и удерживается в течение достаточно длительного времени, что, безусловно, накладывает определенный отпечаток на сознание и образ жизни «глянцевой аудитории».
Современная женщина оказалась в ситуации, когда процесс социализации, освоения общественной жизни часто во многом зависит от ее представлений и действий. Важную роль в этой социализации играют женские глянцевые журналы как фактор формирования образа жизни, тендера современной женщины. Причем они не столько удовлетворяют определенные потребности женщины, сколько формулируют их. Эту задачу глянцевые журналы решают через формирование «априорности», того, что современная женщина должна воспринимать как «само собой разумеющееся», не подлежащее сомнению. Основные априорные представления, принимаемые (или «навязываемые») без обсуждения в современных глянцевых журналах - это красота, мода, здоровье, секс, свобода, семья и общество, индивидуальные особенности [Черменская, 2006: 16-18].
В процессе данного исследования, мы пришли к выводу, что современные женские глянцевые журналы оказывают определенное влияние на образ жизни и стереотипы мышления российских читательниц, ведут агитацию в пользу рекламируемых на их страницах брендов. Читая глянцевые журналы, нужно помнить, что они - не безоговорочное руководство к действию, а просто один из источников информации, в основном рекламного характера. Важно уметь эту информацию фильтровать, оставляя себе только наиболее ценную и важную. Необходимо заботиться о своем внешнем виде, быть привлекательным, но не забывать и о духовном развитии.
Список литературы:
1. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики / И.И. Засурский. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.
2. Панарин А.С. Стратегическая нестабильность XXI в. / А.С. Пана-рин // Москва. - Октябрь 2002. - № 10. - С. 150.
3. Рогинская О. Глянцевое «я»: женские журналы и кризис автобиографизма / О. Рогинская // Критическая масса. - 2004. - № 1. - С. 45.
4. Черменская С.М. Роль глянцевых журналов в формировании тендерных стереотипов современной женщины / С.М. Черменская // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 10. (Журналистика). - 2006. - № 6. - С. 16-18.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕВУШЕК 19-22 ЛЕТ И КОНТЕНТ ПОПУЛЯРНОГО ГЛЯНЦЕВОГО ЖУРНАЛА
© Романова В.Н.*
Нижегородский государственный лингвистический университет, г. Нижний Новгород
Статья посвящена исследованию воздействия глянцевого журнала на женскую аудиторию определенного возраста (19-22 года).
В условиях недостаточности конкретных социологических исследований, позволяющих представить точную картину влияния того или иного СМИ на целевую аудиторию, результаты данной работы представляются достаточно актуальными.
В качестве объекта исследования были выбраны интересы девушек 19-22 лет, являющихся постоянными реципиентами журнала «СоБшороИ-1аш» (как наиболее репрезентативного женского глянцевого журнала). Была поставлена задача посредством анкетирования и анализа его результатов выделить самое значимое и самое незначительное в контенте журнала, установить закономерности информационных предпочтений девушек в журнале «СоБшороШаш» и объяснить их, используя современные психологические подходы.
Исследование проводилось на 60 девушках названного возраста, студентках гуманитарных специальностей нижегородских вузов. Исследуемым было предложено заполнить анкету с приложенной к ней таблицей, в которой следовало отметить значимость рубрик «СоБшоро^ш».
Результаты анкетирования приводятся ниже.
* Доцент кафедры Культурологи, истории и древних языков.