Научная статья на тему 'Влияние уровня физического развития организма на возникновение физической дезадаптации школьников'

Влияние уровня физического развития организма на возникновение физической дезадаптации школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
314
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Королев В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние уровня физического развития организма на возникновение физической дезадаптации школьников»

функций, многие авторы рекомендуют использовать упражнения, направленные на развитие мелкой моторики (Кольцова М.М., 1973 и др.).

Благодаря использованию предложенных нами средств, у детей из экспериментальной группы произошло существенное повышение уровня развития основных движений.

Наибольший прирост отмечается по результатам выполнения бега (на 33,3%). При этом улучшение прослеживается у всех детей (Б <0,05 по критерию знаков).

Среднегрупповой результат оценки ходьбы у детей из экспериментальной группы также увеличился на 27,3%, прыжка в длину - на 25,8%, метания - на 25% (Р<0,05).

При анализе динамики результатов выполнения равновесия на оценку выявлен наименьший прирост значений - 21,4% (Р<0,05).

В контрольной группе также выявлено некоторое повышение уровня развития всех основных движений, не имеющее достоверного характера (см. таблицу 2).

Таким образом, в результате занятий по экспериментальной методике адаптивной физической культуры у детей, имеющих задержку психического развития, отмечено существенное повышение уровня развития основных движений. Достоверные улучшения всех показателей, характеризующих уровень развития основных движений, отмеченные в экспериментальной группе, свидетельствуют об эффективности предложенной методики для старших дошкольников с задержкой психического развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонюк, С. Д. Воспитание координационных способностей у детей с особенностями психического развития // Адаптивная физ. культура. - 2001. - № 3. - С. 2223.

2. Барабаш, О.А. Дифференцированный подход к коррекции двигательных нарушений детей 4-7 лет, воспитанников вспомогательных учебных заведений : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Барабаш О. А. - Омск, 1997 - 24 с.

3. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова. - М. : Просвещение, 1973. - 242 с.

4. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика / Е.М. Мастюкова. - М. : Издательский центр «ВЛАДОС», 1997.

5. Стребелева, Е. А. Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие / Е. А. Стребелева. - М. : Издательский центр «Академия», 2002 - 312 с.

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

В.В. Королев

ВВЕДЕНИЕ

Период переустройства российской государственности вызвал процессы, отрицательно влияющие на уровень здоровья населения, в целом, и физического здоровья. Социальная нестабильность в стране коррелирует с более высокими уровнями распространенности различных психологических, поведенческих, социальных и др. отклонений процесса адаптации (дезадаптаций), в том числе и физических. Физическая дезадаптация представляет собой сложное социально-личностное явление, являющееся результатом нарушенного взаимодействия здоровья, физического развития личности и среды. Важна роль средовых факторов - биологических, психологических, педагогических, социальных, специфических влияющих на появление физической дезадаптации.

Любой из перечисленных факторов может создать предпосылки для возникновения физической дезадаптации, но центральное место в ее происхождении все же занимают соматическое здоровье, физическое и психическое развитие — “особенности подростка во всем их многообразии в процессе становления и взаимодействия со

средой”[1].

На основе анализа исследований, раскрывающих сущность понятия «дезадаптация», физическая дезадаптация нами определена как нарушение процесса взаимодействия соматического здоровья, физического развития, резервов организма и постоянно меняющихся социальных условий, ведущее к ограничению физического благополучия и нарушениям в эмоционально-волевой, предметно-практической, нервно-

психической, мотивационной, экзистенциональной сферах и сфере саморегуляции (вариант автора).

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основываясь на принципах теории функциональных систем, мы провели одномоментное выборочное исследование для выявления физической дезадаптации учащихся 10, 11 классов средних школ №6, №33, №34 Великого Новгорода. Исследование по этой методике выполнено с использованием компьютерно-диагностического комплекса «Паспорт здоровья», спроектированного и изготовленного сотрудниками НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН и Новгородского Государственного Университета им. Ярослава Мудрого.

Исследовались:

- морфометрические характеристики (показатели роста, массы тела, окружности грудной клетки, кистевая и становая динамометрия, индекс Кегле, жизненный индекс);

- состояние гомеостатических механизмов (показатели кровообращения: частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление - систолическое, диастолическое, среднее (САД, ДАД, СГД), показатели дыхания: частота дыхательных движений (ЧДД), параметры внешнего дыхания, нормированная жизненная емкость легких (ЫЖЕЛ), форсированная жизненная емкость легких (МФЖЕЛ), индекс Тиффно (ИТ));

- психонейрофизиологические качества (касания установочного тремора (КУТ) и коэффициент координации установочного тремора (ККУТ), критическая частота слияния мельканий (КЧСМ), время (ВР) и ошибки (ОШ) сенсомоторной реакции);

- психическая, психоэмоциональная сфера (результаты тестов тревожности Спилберга, личностных особенностей);

- физическое развитие (ФР) и физическая подготовленность (ФП).

В процессе исследования регистрировали пневмограмму, кардиоинтервало-грамму (КИГ) с коэффициентом вариации и проводили ряд психофизиологических тестов, таких как треморометрия, определение времени сложной сенсомоторной реакции, психотестирование. Регистрировали параметры функции внешнего дыхания, кровяного давления, кистевую мышечную силу, антропометрические показатели. Проводилось тестирование физической подготовленности. Уровень физической подготовленности подростков (УФП) оценивался путем сопоставления фактических значений показателей, избранных в качестве критериев определенных физических качеств, с разработанными нами шкалами оценок уровня физической подготовленности подростков (на основе президентского тестирования) по средней оценке тестов в баллах (низкий - 1, ниже среднего - 2, средний - 3, выше среднего - 4, высокий - 5).

Для определения УФП подростков использовались следующие двигательные тесты (таблицы 2 и 3):

- для оценивания быстроты и скорости движения - бег на короткую дистанцию 100 м в секундах;

- для оценивания выносливости - осенью бег на среднюю дистанцию: девушки - 500 м, юноши - 1000 м; весной - на длинную дистанцию девушки - 2000 м, юноши -3000 м;

- для оценивания силы и силовой выносливости мышц плечевого пояса: юноши подтягивание на перекладине, девушки - отжимание от гимнастической скамейки;

- для измерения динамической силы мышц нижних конечностей - прыжок в длину с места.

Таблица 1

_____________Характеристика половозрастного состава респондентов__________________

10 кл. 11 кл. Всего

школьники 24 38 62

школьницы 72 79 151

Таблица 2

Шкала оценок уровня физической подготовленности школьниц________________

Контрольные упражнения Уровни физической подготовленности

низкий ниже среднего средний выше среднего высокий

Бег 100 м, с. >20,0 >18,8 >18,2 >17,7 <17,7

Бег 500 м, мин. с. >2,40 <2,40 >2,15 >2,05 >2,00

Бег 2000м, мин. с. >13,0 <13,00 <12,40 <12,00 <11,30

Прыжок в дл. с места, см. <140 <150 <165 <175 <180

Отжимание кол-во раз <4 <6 <8 <10 <12

Таблица 3

Шкала оценок уровня физической подготовленности школьников_______________

Контрольные упражнения Уровни физической подготовленности

низкий ниже среднего средний выше среднего высокий

Бег 100 м, с. >17,0 >15,8 >15,0 >14,5 <14,5

Бег 1000 м, мин. с. >4,30 <4,00 <3,50 <3,35 <3,15

Бег 3000м, мин. с. >13,0 <13,00 <12,40 <12,00 <11,30

Прыжок в дл. с места, см. <170 <180 <190 <200 <210

Подтягивание кол-во раз <6 <8 <10 <13 <16

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Как показали наши исследования, с расчетом интегрального уровня физического развития и физической подготовленности школьников 10, 11 классов, подростков с низким и ниже среднего уровнем физической подготовки больше, чем со средним. Доля лиц с высоким и выше среднего уровнем физической подготовки значительно меньше в сравнении с другими уровнями. Уровень физической подготовленности школьниц в целом выше, чем школьников.

Исследование по определению уровня физического развития (УФР) подростков показало, что среди всех только 18% школьниц и 22% школьников имеют средний гармоничный уровень физического развития. 48% школьников и 36% школьниц имеют дисгармоническое физическое развитие с дефицитом биологической массы и хотя бы одно хроническое медицинское заболевание. Дисгармоническое физическое развитие с избытком биологической массы и наличием медицинских заболеваний имеет 33% школьниц и 18% школьников. И только 12% школьников и 13% школьниц имеют физическое развитие выше среднего и не имеют при этом серьезных медицинских заболеваний.

Физическое развитие в определенной мере отражает индивидуальное здоровье каждого человека, поэтому мы можем говорить, что отклонения от физического развития не позволяют школьникам быстро и правильно адаптироваться к учебному процессу. Таким образом, отклонения в физическом развитии и здоровье носят дезадап-тивный характер.

Таблица 4

Уровни физического развития подростков_________________________

Низкий и ниже среднего Средний Выше среднего и высокий

С недостатком биолог. массы С избытком биолог. массы

Школьники 48%, 18% 22% 12%

Школьницы 36%, 33% 18% 13%

Проведенное нами исследование показывает, что наиболее благоприятной группой по выявлению физической дезадаптации является, на наш взгляд, группа школьников с дисгармоничным уровнем физического развития, имеющих дефицит биологической массы и низкий уровень физической подготовленности. Это отражается на реактивности кардиореспираторной системы как основной системы адаптации к физическим и умственным нагрузкам, а также на соматическом здоровье в целом.

ВЫВОДЫ

1. Исследование школьников с учетом индекса физического состояния и развития основных функциональных систем организма показало, что 66% школьников и 69% школьниц имеют ярко выраженное ослабленное физическое развитие - сбой адаптационных процессов к физическим и умственным нагрузкам (физическую дезадаптацию).

2. Наиболее ярко выраженный характер физической дезадаптации имеет группа школьников с ослабленным физическим развитием и с недостатком биологической массы: 48% школьников и 36% школьниц.

3. Адаптационные резервы организма школьников с выше среднего и высоким уровнем физического развития достоверно шире, чем у других исследованных школьников, но таких всего 12% мальчиков и 13% девочек.

4. На возникновение физической дезадаптации сильно влияет наличие одного или нескольких медицинских заболеваний, в группах с низким и ниже среднего физическим развитием исследованные школьники имели хотя бы одно такое заболевание.

ЛИТЕРАТУРА

1. Суртаева Н.Н. Педагогические технологии в реализации гуманистической концепции образования [Текст] / Н.Н.Суртаева - СПб.: Химия в школе. 1998.- №7, - С. 17-22.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМИ

ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА ЛОКОМОЦИЙ

В.Ф. Костюченко, В.С. Степанов, В.Г. Соколов, С.В. Вадюхин, С.Л. Вадюхина

Среди физиологических систем организма особое место занимает нервная система, ведущим отделом которой является кора больших полушарий головного мозга, программирующая и регулирующая движения спортсменов. Изучение системных процессов мозга с помощью многоканальной электроэнцефалографии позволило подойти к выявлению корковых механизмов управления движениями при работе различной мощности и характера (Сологуб Е.Б., 1973, 1981). В процессе долговременной адаптации спортсменов к нагрузкам в избранном виде спорта было выявлено два рода изменений биопотенциалов мозга: 1) неспецифические, отражающие общий подъем функционального состояния мозга и 2) специфические, связанные с особенностями выполняемого движения.

Неспецифические изменения ЭЭГ сопровождают процесс адаптации человека к любому виду работы и не зависят от профессиональной или спортивной специализа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.