Научная статья на тему 'Эффективность занятий адаптивной физической культурой с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития'

Эффективность занятий адаптивной физической культурой с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
417
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коровина И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность занятий адаптивной физической культурой с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития»

4. Степанова, О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе : методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей групп продленного дня, педагогов системы дополнительного образования и родителей / О. А. Степанова -М. : ТЦ Сфера, 2003. - 144 с.

5. Копылов, Ю. А. Физическое воспитание младшего школьника в семье / Ю.А. Копылов, М. В. Малыхина, Н.В. Полянская - М. : Вентана-Графф, 2003. - 24 с. -(Серия брошюр «Ваш ребенок: азбука здоровья и развития»).

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

И.А. Коровина

ВВЕДЕНИЕ

Коррекционная работа в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида должна быть направлена на достижение каждым ребенком максимально возможного уровня личностного развития, образования, жизненной компетенции, интеграции в социум (Стребелева Е.А. , 2002).

Известно, что развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков, а также мелкой моторики имеют первостепенное значение для физического, психического развития ребенка, успешной социальной адаптации.

Практически у всех детей, имеющих задержку психического развития, существуют проблемы формирования двигательных функций, в первую очередь, общей и мелкой моторики (Антонюк С. Д., 2001).

В настоящее время не разработана технология использования средств, направленных на развитие мелкой моторики в процессе занятий адаптивной физической культурой.

Отсутствие научных исследований, обосновывающих эффективность методики занятий адаптивной физической культурой с расширенным содержанием средств, направленных на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, обусловило актуальность нашей работы.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мы использовали следующие методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, метод контрольных испытаний, методы математической статистики.

Известно, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) имеют различные двигательные нарушения (Барабаш О.А., 1997; Мастюкова Е.М., 1997). Для того чтобы определить характер и степень этих нарушений при выполнении ими основных движений, нами была разработана шкала оценки, имеющая градацию от 1 до 5 баллов (см. таблицу 1). Дополнительно мы давали качественную оценку функции равновесия, от уровня развития которой зависит эффективность выполнения основных движений.

В исследовании, проведенном на базе детского сада компенсирующего вида № 178, принимали участие 20 детей 5-6-летнего возраста с задержкой психического развития. Дошкольники экспериментальной группы (10 человек) в течение учебного года занимались по специально разработанной методике адаптивной физической культуры. В основу экспериментальной методики была заложена технология использования средств, направленных на развитие мелкой моторики: упражнений пальчиковой гимнастики, общеразвивающих упражнений для рук (с предметами и без них), самомассажа рук.

Таблица 1

Шкала оценки уровня развития основных движений у старших дошкольников с ______________________задержкой психического развития_______________________

Оценка Уровень развития основных движений Характеристика уровня развития основных движений

1 Низкий Неспособность выполнить движение в связи с отсутствием осмысления двигательного задания

2 Ниже среднего Движение выполняется с трудом, при выполнении наблюдаются грубые ошибки

3 Средний Движение выполняется неточно, наблюдается несогласованная работа мышц

4 Выше среднего Движение выполняется достаточно точно, при выполнении наблюдаются несущественные ошибки

5 Высокий Движение выполняется точно и достаточно свободно

Контрольную группу (10 человек) составили дошкольники из этого же дошкольного учреждения, которые занимались по программе, рекомендованной для детских садов компенсирующего вида.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследований до эксперимента показали, что наибольшее количество ошибок дети допускали во время выполнения задания на сохранение равновесия. Среднегрупповой результат оценки данной двигательной функции соответствовал уровню развития ниже среднего (см. таблицу 2).

Таблица 2

Уровень развития основных движений у старших дошкольников с задержкой

психического развития

Основные движения Уровень развития основных движений

Экспериментальная группа (п =10) Контрольная группа (п =10)

До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

Бег 3,3 4,4 * 3,2 3,8

Прыжок в длину 3,1 3,9 * 2,8 3,0

Метание 3,6 4,5 * 3,4 3,8

Равновесие 2,8 3,4 * 2,5 2,7

Ходьба 3,3 4,2 * 3,9 4,2

Примечание: Здесь достоверность различий: * при Р< 0,05 (критерий знаков, 7)

Большую сложность для детей также представляло выполнение прыжка в длину с места. Дети из экспериментальной группы продемонстрировали средний уровень развития данного движения, контрольной - уровень развития ниже среднего (см. таблицу 2).

При выполнении бега дети с задержкой психического развития испытывали значительно меньше затруднений. В результате оценки у испытуемых обеих групп был установлен средний уровень развития данного движения.

Наибольшее количество баллов дети из экспериментальной группы получили за выполнение метания, контрольной - за выполнение ходьбы (см. таблицу 2).

Все недостатки, выявленные при выполнении основных движений, указали на то, что у детей с задержкой психического развития не сформирована способность к управлению пространственными и временными параметрами движения. Это, в свою очередь, затрудняет процесс формирования двигательных навыков основных движений.

Для того чтобы обеспечить дополнительное стимулирование психических

функций, многие авторы рекомендуют использовать упражнения, направленные на развитие мелкой моторики (Кольцова М.М., 1973 и др.).

Благодаря использованию предложенных нами средств, у детей из экспериментальной группы произошло существенное повышение уровня развития основных движений.

Наибольший прирост отмечается по результатам выполнения бега (на 33,3%). При этом улучшение прослеживается у всех детей (Р<0,05 по критерию знаков).

Среднегрупповой результат оценки ходьбы у детей из экспериментальной группы также увеличился на 27,3%, прыжка в длину - на 25,8%, метания - на 25% (Р<0,05).

При анализе динамики результатов выполнения равновесия на оценку выявлен наименьший прирост значений - 21,4% (Р<0,05).

В контрольной группе также выявлено некоторое повышение уровня развития всех основных движений, не имеющее достоверного характера (см. таблицу 2).

Таким образом, в результате занятий по экспериментальной методике адаптивной физической культуры у детей, имеющих задержку психического развития, отмечено существенное повышение уровня развития основных движений. Достоверные улучшения всех показателей, характеризующих уровень развития основных движений, отмеченные в экспериментальной группе, свидетельствуют об эффективности предложенной методики для старших дошкольников с задержкой психического развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонюк, С. Д. Воспитание координационных способностей у детей с особенностями психического развития // Адаптивная физ. культура. - 2001. - № 3. - С. 2223.

2. Барабаш, О.А. Дифференцированный подход к коррекции двигательных нарушений детей 4-7 лет, воспитанников вспомогательных учебных заведений : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Барабаш О. А. - Омск, 1997 - 24 с.

3. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова. - М. : Просвещение, 1973. - 242 с.

4. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика / Е.М. Мастюкова. - М. : Издательский центр «ВЛАДОС», 1997.

5. Стребелева, Е. А. Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие / Е. А. Стребелева. - М. : Издательский центр «Академия», 2002 - 312 с.

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

В.В. Королев

ВВЕДЕНИЕ

Период переустройства российской государственности вызвал процессы, отрицательно влияющие на уровень здоровья населения, в целом, и физического здоровья. Социальная нестабильность в стране коррелирует с более высокими уровнями распространенности различных психологических, поведенческих, социальных и др. отклонений процесса адаптации (дезадаптаций), в том числе и физических. Физическая дезадаптация представляет собой сложное социально-личностное явление, являющееся результатом нарушенного взаимодействия здоровья, физического развития личности и среды. Важна роль средовых факторов - биологических, психологических, педагогических, социальных, специфических влияющих на появление физической дезадаптации.

Любой из перечисленных факторов может создать предпосылки для возникновения физической дезадаптации, но центральное место в ее происхождении все же занимают соматическое здоровье, физическое и психическое развитие — “особенности подростка во всем их многообразии в процессе становления и взаимодействия со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.