Научная статья на тему 'Влияние традиций духовно-нравственного воспитания на деятельность полководцев русской армии'

Влияние традиций духовно-нравственного воспитания на деятельность полководцев русской армии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
336
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / ПОЛКОВОДЦЫ / ВОИНЫ / НАГРАДЫ / ОРДЕНА / ПОБЕДА / МОЛИТВЫ / TRADITIONS / GENERALS / SOLDIERS / AWARDS / ORDERS / VICTORY / PRAYERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пашков Владимир Иванович

Говорится о влиянии традиций духовно-нравственного воспитания на полководцев русской армии. Отмечаются такие традиции, как верность военной присяге, воинскому долгу и воинской чести, награждение воинов орденами и медалями, забота о личном составе, подготовка воинов к предстоящему сражению, музыкальное сопровождение воинов, празднование победы, участие в строительстве религиозных сооружений, чтение молитв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF TRADITIONAL SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION ON THE ACTIVITIES OF THE GENERALS RUSSIAN ARMY

Deals with the influence of traditions of spiritual and moral education on the commanders of the Russian army. The article notes the tradition of loyalty to the military oath, military duty and military honor, awarding the orders and medals of soldiers, care for the personnel, preparation of soldiers for the upcoming battle, musical accompaniment of soldiers, the celebration of victory, participation in the construction of religious buildings, prayers.

Текст научной работы на тему «Влияние традиций духовно-нравственного воспитания на деятельность полководцев русской армии»

УДК 378

ББК 74 © В.И. Пашков, 2018

Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛКОВОДЦЕВ РУССКОЙ АРМИИ

Владимир Иванович Пашков,

кандидат педагогических наук Московский гуманитарный университет (111395, Москва, ул. Юности, д. 5)

E-mail: v_pashkov@mail.ru Научный консультант: В.А. Ситаров, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы АНО ВПО «Московский гуманитарный университет»

Аннотация. Говорится о влиянии традиций духовно-нравственного воспитания на полководцев русской армии. Отмечаются такие традиции, как верность военной присяге, воинскому долгу и воинской чести, награждение воинов орденами и медалями, забота о личном составе, подготовка воинов к предстоящему сражению, музыкальное сопровождение воинов, празднование победы, участие в строительстве религиозных сооружений, чтение молитв.

Ключевые слова: традиции, полководцы, воины, награды, ордена, победа, молитвы.

THE INFLUENCE OF TRADITIONAL SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION ON THE ACTIVITIES OF THE GENERALS RUSSIAN ARMY

Vladimir I. Pashkov,

Candidate of Pedagogical Sciences Moscow University for the Humanities (111395, Moscow, ul. Yunosti, d. 5)

Abstract. Deals with the influence of traditions of spiritual and moral education on the commanders of the Russian army. The article notes the tradition of loyalty to the military oath, military duty and military honor, awarding the orders and medals of soldiers, care for the personnel, preparation of soldiers for the upcoming battle, musical accompaniment of soldiers, the celebration of victory, participation in the construction of religious buildings, prayers.

Keywords: traditions, generals, soldiers, awards, orders, victory, prayers.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Пашков В.И. Влияние традиций духовно-нравственного воспитания на деятельность полководцев русской армии. Вестник экономической безопасности. 2018;(3):209-11.

Традиции русской армии оказывали воздействие на духовно-нравственное состояние воинов, что выражалось в укреплении боеспособности Вооруженных Сил, достижении славных побед над врагами Отечества и добрых взаимоотношениях между военнослужащими [5, с. 8]. Ученые М.И. Ивашко и Л.Г. Рыжиков профессионально и доступно изложили особенности воспитания воинов в русской армии на основе воинских традиций. Основными носителями традиций русской армии были воины и священнослужители Русской Православной Церкви. М.И. Ивашко подчеркивает, что благодаря традициям духовно-нравственного воспитания воины под руководством военачальников, например, полководца А.В. Суворова и флотоводца Ф.Ф. Ушакова демонстрировали высочайшее мастерство и героизм [2, с. 11].

Накопленный опыт воспитания воинов и боевых сражений переходил в ценное наследие для последующих поколений. Ю.Н. Солонин опреде-

ляет наследие как сосредоточение богатейшего комплекса знаний, важных объектов и направлений для дальнейшего эффективного их реализации в обществе [6, с. 176].

Благодаря историческому наследию мы имеем доступ к анализу влияния традиций русской армии на деятельность великих полководцев. Например, Р.Г. Гагкуев отмечает, что в издаваемых М.Д. Скобелевым документах прослеживается важное направление главная черта его деятельности в том, что он активно следовал традициям духовно-нравственного воспитания таким, как забота о личном составе, поддержание высокой боевой готовности, недопущение падения воинского духа в коллективе [1, с. 483]. Так, в приказе № 335 от 5 октября 1877 года он писал, что вскоре нам предстоит сразиться с противником в бою и необходимо дух свой крепить молитвою и рассуждением о выполнении требований присяги [1, с. 499].

Это приказ характеризует взаимосвязь полководца с традициями духовно-нравственного воспитания русской армии таких, как верность военной присяге, воинскому долгу и воинской чести, чтение молитв.

Полководцы русской армии активно участвовали в традициях духовно-нравственного воспитания. Так, А.В. Суворов показал себя образцом служения Богу и своему народу. Он укреплял у подчиненных воинский дух. В работе «Наука побеждать» А.В. Суворов изложил теорию и практику военной жизни воинов. Вся книга проникнута христианским духом: начиная от подъема и до отбоя, воины были в труде и молитве.

Александр Суворов девять лет служил солдатом в Семеновском полку, и постепенно в 1754 г. двадцатичетырехлетнем возрасте стал офицером. Благодаря его огромной энергии и стремлению служить на благо Отечества он завоевал великую славу непобедимого полководца. Основным девизом для него был: «Забывать себя, когда дело идет о пользе Отечества».

В русской армии активно применялдась традиция награждения воинов орденами и медалями. За победы над неприятелем А.В. Суворов получил в награду самые почетные ордена и медали: орден Святой Анны (1770 г. Орехов); орден Святого Александра Невского (1771 г. — Столовичи; орден Святого Владимира 1-й степени (1783 г. — за присоединение кубанских народов); орден Святого Андрея Первозванного (1787 г. Кинбурн) и др.

А.В. Суворов также старался и сам наградить отличившихся воинов. Так, например, перед князем Г. А. Потемкиным он ходатайствовал о награждении ротмистра Петра Нелюбова и капитана Данилу Па-хомова за храбрость, проявленную в боях при Кин-бурне (5 октября 1787 г.).

Подобно А.В. Суворову, адмирал Федор Федорович Ушаков для служения Отечеству отдавал все свои силы. Он передал свой опыт тактики маневренных действий на море талантливым флотоводцам Дмитрию Николаевичу Сенявину, Владимиру Алексеевичу Корнилову, Павлу Степановичу Нахимову и др.

За победы над противником он был награжден рядом наград: орденом Святого Владимира 2-й степени (1790 г.); орденом Святого Георгия 2-й степени (1790 г.); орденом Святого Александра Невского (1791 г.) и др. М.И. Кутузов снискал себе славу мудрого военачальника. Он особенно прославился

в войне с французскими войсками 1812 г. Великий полководец М.И. Кутузов был полным Георгиевским кавалером и имел следующие ордена: орден Святого Александра Невского (1791 г.); орден Святого Иоанна Иерусалимского (1799 г.); орден Святого Андрея Первозванного (1800 г.); орден Святого Владимира 1-й степени (1806 г.).

Гениальный полководец М.Д. Скобелев также имел почетные награды: орден Святого Георгия 3-й степени (1875 г.); орден Святого Владимира 3-й степени (1876 г.); орден Святого Станислава 1-й степени с мечами (1877 г.); орден Святой Анны 1-й степени (1879 г.); орден Святого Георгия 2-й степени (1881 г.) и др.

Герой Луцкого прорыва генерал А.А. Брусилов имел следующие ордена: орден Святой Анны 2-й степени (1883 г.); орден Святого Владимира 3-й степени (1898 г.); орден Святой Анны 1-й степени (1909 г.); орден Святого Владимира 2-й степени (16.03.1913 г.); орден Святого Георгия 4-й степени (1914 г.); орден Святого Георгия 3-й степени (1914 г.) и др.

В русской армии пользовалась известностью традиция музыкального сопровождения деятельности войск. Так, А.В. Суворов во время сражения использовал исполнение воинами народных песен, которые оказывали благотворное влияние на души солдат и офицеров. А.В. Суворов любил повторять, что музыка в бою удваивает армию. Также и у полководца М.Д. Скобелева музыка была всегда и всюду.

А.В. Суворов в произведении «Наука побеждать» показал свое отношение к уставно-отношен-ческим традициям. Так, традиция передачи передового опыта активно применялась в его войске. Он утвердил в Суздальском полку подготовку молодых дворян с помощью сержантов. Их обучали в сферах экзерциции, убранства и чистоты.

Традиция заботы командиров о своих подчиненных применялась полководцами русской армии самым активным образом. А.В. Суворов учил своих воинов беречь свое здоровье от распутства [2, с. 75]. Р.Г. Гагкуев пишет, что А.В. Суворов кроме постоянной заботы о солдатах и офицерах помогал им материально и из собственных средств [1, с. 261].

Полководцы русской армии были тесно связаны с традицией подготовки войск к боевым действиям. А.В. Суворов приучал воинов их к смелой наступательной тактике. И.В. Курукин пишет, что

210

Вестник экономической безопасности

№ 3/2018

Ф.Ф. Ушаков перед сражением с турецким флотом при Калиакрии 1791 г. тренировал свои войска, уделяя внимание слаженности действий всех офицеров и матросов между собой [3, с. 15]. К.М. Никитин отмечает, что при подготовке войск к ведению войны М.И. Кутузов в любое время суток и в любую погоду поднимал воинов по тревоге и обучал их прицельной стрельбе из ружей, штыковым атакам, марш-броскам по лесам и болотам, преодолению водных преград [4, с. 4].

Перед наступлением на г. Луцк в 1916 г. полководец А.А. Брусилов устроил в тылу своей армии участки позиций, подобные австрийским, на которых пехота и артиллерия преодолевала проволочные заграждения, захватывала отдельные участки, поражала противника при помощи ручных гранат. Такая практика подготовки войск выработала у воинов навыки овладения передним рубежом противника и дальнейшего преследования его.

Благодаря успехам в военных действиях в русской армии утвердилась славная традиция — празднование победы. Например, благодаря смелым маневренным действиям русской эскадры была одержана над турецким флотом блистательная победа в сражении у мыса Калиакрия.

После победы над французскими войсками М.И. Кутузов в приказе по армии 21 декабря 1812 года отмечал храбрость победоносного войска и русского воина считал спасителем Отечества.

Существенное влияние на духовно-нравственное состояние полководцев производили религиозно-православные традиции. Александр Васильевич Суворов сам был верующим человеком и помогал подчиненным приобщаться к Церкви. На церковные службы его воины прибывали на богослужение к храму строем, потом перестраивались по фронту, перед входом снимали головные уборы, троекратно крестились и заходили в храм.

А.В. Суворов понимал, что воспитание воинов русской армии в православной вере позволит им побеждать противников с помощью Божией в любых условиях войны. Он духовно-нравственное воспитание воинов проводил на основе традиций русской армии. Профессиональное воспитание у него шли на втором месте. За дарованную победу над врагами в войсках служились благодарственные молебны Богу и святым.

А.В. Суворов учил солдат не бояться смерти, объясняя, что если воин умирает за Веру, Царя и Отечество, то его душа возносится в Царствие Небесное. По убиенным воинам в русской армии в присутствии войск служились панихиды.

А.В. Суворов очень почитал традицию чтения молитв. Еще в Суздальском полку он сумел быстро организовать школы для обучения солдат чтению, письму, изучению Закона Божиего и молитв.

По словам М.И. Ивашко, А.В. Суворов в трудные моменты жизни молился Богу и получал откровение свыше. Например, при Требии, когда победа уже казалась невозможна, он слез с лошади, лег на землю и молился Богу несколько минут, затем быстро встал и отдал нужные приказы и русские победили [2, с. 73]. Адмирал Федор Ушаков перед сражением наставлял своих матросов: «Идя в бой, читайте 26, 50 и 90 псалмы, и вас не возьмет ни пуля, ни сабля!» [2, с. 10].

В русской армии соблюдалась традиция сооружения храмов. А.В. Суворов, будучи командиром Суздальского пехотного полка, в 1764 г. построил в Новой Ладоге церковь в честь апостолов Петра и Павла. В память победы в Кинбурне (1787 г.) он построил церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Полководцы А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.И. Кутузов, М.Д. Скобелев и А.А. Брусилов были талантливыми командирами, гениальными стратегами и духовными личностями, для которых традиции русской армии сыграли важную роль в раскрытии даров Божиих, полководческого характера и лучших человеческих качеств.

Литература

1. Гагкуев Р.Г. Генерал Скобелев / Р.Г. Гагкуев. М.: Достоинство, 2013.

2. Ивашко М.И. Духовно-нравственные и исторические традиции Русской Армии / М.И. Ивашко. М.: Светоч, 2005.

3. Курукин И.В. Федор Ушаков непобедимый адмирал / И.В. Курукин. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015.

4. Никитин К.М. Кутузов спаситель России / К.М. Никитин. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015.

5. Ситаров В.А. Проблемы реализации заповеди «Возлюби ближнего как самого себя» / В.А. Ситаров. Педагогика. Общество. Право. 2012. № 3(3).

6. Солонин Ю.Н. Культурология / Ю.Н. Солонин. М.: Высшее образование, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.