Научная статья на тему 'Влияние средств массовой информации на образ жизни молодежи'

Влияние средств массовой информации на образ жизни молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
25228
970
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / YOUTH / LIFESTYLE / INFORMATION / MEDIA / VALUES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Розенберг Наталья Владимировна

В статье рассмотрено современное состояние информационного пространства в России и воздействие средств массовой информации на формирование образа жизни молодого поколения. Проанализированы особенности современных средств массовой информации, определены формы и степень информационного воздействия на формирование у молодежи социально значимых мотивов и ценностей, которые, в конечном счете, ведут к выбору жизненной стратегии. Основываясь на том, что влияние масс-медиа на все сферы жизни становится все более ощутимым в условиях современной России, автор осуществляет анализ их влияния на ценностные ориентации и через них на образ жизни молодого поколения. В статье показано как негативное, так и позитивное влияние СМИ, с учетом тех функций, которые они выполняют в обществе. В методическом плане автор статьи опирается на современный исследовательский материал, монографии, статьи, посвященные проблемам влияние СМИ на различные сферы жизни общества. Автор приходит к выводу о том, что образ жизни молодежи современной России складывается под влиянием многих факторов, среди которых государство оказывается в аутсайдерах, а вот роль средств массовой информации определяется как доминирующая среди остальных социальных институтов, что может привести к весьма неоднозначным последствиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Розенберг Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE MEDIA ON THE LIFESTYLE OF YOUNG PEOPLE

The article considers the current state of the information space in Russia and the impact of the media on the formation of lifestyle of the younger generation. The features of the modern media, determine the forms and extent of information impact on the formation of the youth of socially important motives and values, which ultimately lead to the choice of life strategy. Based on the fact that the influence of mass media on all spheres of life is becoming more tangible in contemporary Russia, the author analyzes their influence on value orientations and through them to the lifestyle of the younger generation. The author shows both negative and positive influence of the media, given the functions they perform in society. In methodological terms, the author draws on contemporary research material, monographs, and articles devoted to the problems of media influence on various spheres of life of society. The author comes to the conclusion that the lifestyle of young people in modern Russia is influenced by many factors, among which the state is an outsider, but the role of the media is defined as dominant among other social institutions that can lead to a very ambiguous consequences.

Текст научной работы на тему «Влияние средств массовой информации на образ жизни молодежи»

УДК 316.77:316.614-053.6

Н. В. Розенберг

доктор философских наук, доцент заведующая кафедрой коммуникационного менеджмента Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ОБРАЗ ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье рассмотрено современное состояние информационного пространства в России и воздействие средств массовой информации на формирование образа жизни молодого поколения. Проанализированы особенности современных средств массовой информации, определены формы и степень информационного воздействия на формирование у молодежи социально значимых мотивов и ценностей, которые, в конечном счете, ведут к выбору жизненной стратегии. Основываясь на том, что влияние масс-медиа на все сферы жизни становится все более ощутимым в условиях современной России, автор осуществляет анализ их влияния на ценностные ориентации и через них на образ жизни молодого поколения. В статье показано как негативное, так и позитивное влияние СМИ, с учетом тех функций, которые они выполняют в обществе. В методическом плане автор статьи опирается на современный исследовательский материал, монографии, статьи, посвященные проблемам влияние СМИ на различные сферы жизни общества. Автор приходит к выводу о том, что образ жизни молодежи современной России складывается под влиянием многих факторов, среди которых государство оказывается в аутсайдерах, а вот роль средств массовой информации определяется как доминирующая среди остальных социальных институтов, что может привести к весьма неоднозначным последствиям.

Ключевые слова: молодежь, образ жизни, информатизация, средства массовой информации, ценностные установки.

N. V. Rozenberg

Doctor of Philosophy, associate professor Head of department of Communications Management Penza State University, Penza, Russia

THE INFLUENCE OF THE MEDIA ON THE LIFESTYLE OF YOUNG PEOPLE

Abstract. The article considers the current state of the information space in Russia and the impact of the media on the formation of lifestyle of the younger generation. The features of the modern media, determine the forms and extent of information impact on the formation of the youth of socially important motives and values, which ultimately lead to the choice of life strategy. Based on the fact that the influence of mass media on all spheres of life is becoming more tangible in contemporary Russia, the author analyzes their influence on value orientations and through them to the lifestyle of the younger generation. The author shows both negative and positive influence of the media, given the functions they perform in society. In methodological terms, the author draws on contemporary research material, monographs, and articles devoted to the problems of media influence on various spheres of life of society. The author comes to the conclusion that the lifestyle of young people in modern Russia is influenced by many factors, among which the state is an outsider, but the role of the media is defined as dominant among other social institutions that can lead to a very ambiguous consequences.

Key words: youth, lifestyle, information, media, values.

Происходящие в последние десятилетия перемены в сфере общественного устройства являются поистине революционными, их основной особенностью стало всеобщее проникновение информационного аспекта во все сферы жизни. Важнейшим следствием происходящих трансформаций стало изменение в мировоззрение людей. Ученые считают, что изменение мировоззрения - это наиболее сложный процесс, достаточно инерционный, но в то же время влияющий на все другие сферы общественного развития, изменения в которых становятся необратимыми.

Большинство современных исследователей говорят о том, что современное российское общество уже не имеет единого ценностного ядра, включающее базовые для всех цивилизованных культур нормы и характерные для русской культуры ценности. Это является следствием комплекса различных факторов, проявившихся в ходе трансформационных процессов. Эти процессы осуществляются под воздействием западных образцов, что, по мнению ученых, выражается в «своеобразной инвазии -вторжении в русскую культуру чуждых ей норм и ценностей через подконтрольные «отечественные» СМИ с помощью, так называемой, хронополитики, когда во главу угла ставится не организация социального пространства, а процесс движения, в котором массам навязываются едва ли не разные эпохи и принципиально разные ритмы эволюции» [1, с. 288]. Можно

утверждать, что в конце ХХ века началась эпоха революционных преобразований в системоориентирующих ценностях, которые оказывают влияние на формирование нового образа жизни и данные преобразования происходят под влиянием информатизации и возрастающей роли информационных технологий, определивших изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества. Тотальное влияние информации на современного человека, а иногда и зависимость от нее, и желание обладать ею повлекло значительные изменения ценностных ориентаций, поступков и в целом психологии людей. Ломка сложившихся устоев неизбежно привела к переоценке ценностей и повлекла изменения в образе жизни населения, что более всего проявилось в сознании такой социальной группы как молодежь.

В складывающемся в России постиндустриальном обществе СМИ играют беспрецедентную роль в формировании ценностной системы молодого поколения, а с помощью различных ма-нипулятивных технологий оказывают влияние на процесс формирования образа жизни молодежи, который происходит в условиях общественной аномии, дестабилизации политической жизни и затянувшегося социально-экономического кризиса [2, с. 76]. Будучи социальным институтом, средства массовой информации, активно используют свой потенциал влияния на формирование образа жизни молодых людей и способы их интеграционного поведения.

Средства массовой информации заняли свое место в повседневной жизни современного человека, прочно основавшись в ней. Если вести речь о молодежи, то сегодня трудно найти человека способного отказаться от присутствия телевидения и особенно Интернета в его жизни. Просмотр новостей, рекламы, развлекательных передач и шоу, сериалов, а также гороскопов, прогнозов погоды и т. п. прочно вошел в нашу жизнь, и человек даже не подозревает о том влиянии, которое данный процесс оказывает на формирование его жизненных установок, поведенческих стереотипов, привычек, всего того, что составляет нашу повседневность. А формирование это напрямую связано с работой СМИ.

Нельзя не согласиться с Л.Н. Рыбаковой утверждающей, что без государственной поддержки духовную основу общества формируют СМИ, подвластные учредителям, использующим органы информационного вещания для транслирования собственных ограниченных (социальным положением, мировоззрением, личным опытом, ответственностью перед спонсорами и т. д.)

ценностей. В результате, пишет она, мы имеем толпу «звезд» и «икон стиля», которые демонстрируют личный уровень потребления - машины, одежду, аксессуары, чужие услуги. Складывается впечатление, что духовные «скрепы» общества формируются и диктуются гламурным сообществом: заморская вилла, иностранные учебные заведения, заграничный шопинг, песни на чужом языке, голливудские «иконы стиля» и культовые произведения, импортные секс-символы и т. п. [4, с. 234].

Безусловно, нельзя говорить только о негативном влиянии СМИ на образ жизни, формирование привычек и ценностей молодых людей, это был бы однобокий подход к существующей проблеме. Средства массовой информации оказывают социальное, культурное, психологическое воздействие на общество, формируя потребности людей, и не всегда эти потребности связаны с обладанием материальными благами (хотя и этого мы не исключаем). Это могут быть потребности направленные на саморазвитие человека, его самообразование (например, в сети Интернет большое количество обучающих лекций), повышение культурного уровня (канал «Культура»), формирование установок на здоровый образ жизни, мотивации достижения целей. Кроме того, являясь основным источником информации, а сегодня еще и основным средством связи, СМИ традиционно выполняют важные социальные функции, среди которых коммуникативная, образовательная, трансляционная и функцию социализирующая. Но встает вопрос, эти ли потребности удовлетворяют средства массовой информации, и так ли велико их влияние непосредственно на личность молодого человека и его смысложиз-ненные установки? Ведь и в эпоху цензуры на радио и телевидении негативные тенденции в образе жизни молодых людей присутствовали, не все было так уж безоблачно. Поэтому отмечая положительное воздействие СМИ, и особенно Интернета, на молодежь, необходимо в первую очередь анализировать негативное воздействие, оказываемое ими на основную часть молодого поколения. Тем более, что результаты многочисленных опросов подтверждают, что под воздействием СМИ у детей и подростков развивается агрессивность. Причем наибольшую агрессивность формируют компьютерные игры и современное кино. Так по результатам исследования, проведенного краснодарскими учеными, большинство опрошенных респондентов (41%) полагает, что СМИ формируют у российских детей и подростков в основном негативные чувства и установки по отношению к людям другой национальности, что является серьезной проблемой для полиэтничного общества России и может стать

одной из причин конфликтов в молодежной среде [3, с. 167168].

Ресурсы средств массовой информации обладают огромными возможностями управления сознанием поколения молодых людей и влияния на направления формирования образа их жизни. Еще Питирим Сорокин перечислил «стороны поведения людей», которые «исчерпывают весь образ жизни индивида». И сегодня социологи, используя термин «образ жизни» имеют в виду совокупность форм поведения индивида, его активность в производственной сфере, повседневной жизни, областях социальной, политической, культурно-досуговой и научной сфер, а также удовлетворение социальных и индивидуально-личностных потребностей. Все эти формы поведения складываются под влиянием, с одной стороны социально-экономических и политических условий, а с другой в них значительную роль играют менталитет, традиции, обычаи, идентичность. Исходя из большого количества факторов, влияющих на формирование образа жизни, под данной дефиницией можно понимать, как осознанное, так и стихийное построение жизни на основе ценностно-мировоззренческих ориентиров, менталитета и пр., а также под влиянием внешних факторов, которыми в эпоху информационной цивилизации выступают средства массовой информации. Именно они сегодня оказывают определяющее влияние на стереотипы поведения, стратегии и жизненные установки молодого поколения.

Средства массовой информации, как один из важнейших социальных институтов современности, оказывают серьезное влияние на формирование образа жизни молодежи. Однако при формировании молодежной политики руководство России и в конце прошлого века, и в настоящее время не уделяет достаточного внимания регулированию именно данной функции СМИ, особенно телевидения и Интернета, да и прессы (особенно глянцевых журналов). От позиции СМИ зависят ценности, которые формируются в молодежной среде, поэтому в настоящее требуются новые подходы к организации взаимодействия государства и СМИ, в том числе и в области противодействия негативному информационному влиянию [2, с. 77]. Безусловно, политические и экономические элиты ведут борьбу за усиление влияния в средствах массовой информации и за доминирование в информационном пространстве. Однако нельзя не отметить, что в современном обществе деятельность масс-медиа чаще всего имеет дисфункциональный и деструктивный характер, создавая тем самым совершенно иную, новую иерархию мотивов и

потребностей. Мы видим стремительное и кардинальное изменение ценностей, формирование новых представлений и, как следствие, изменение образа жизни. Системный кризис 90-х годов прошлого века, охвативший все социальные институты, привел к тому, что определяющую роль в социализации и формировании жизненных установок молодого поколения стали играть не семья и школа, и тем более, не государство, а средства массовой информации. Эта роль оказалась настолько велика, что используя коммуникационные стратегии, СМИ практически сформировали шкалу ложных духовных ценностей, изменили представления о социально-политических, экономических, духовных процессах и манипулируют поведением молодежи.

О влиянии на формирование политических взглядов молодежи средств массовой информации пишут современные социологи: «информационный прессинг отдельных средств массовой информации, затрудняющий формирование у молодежи автономных и независимых политических суждений, делает ее все больше подверженной воздействию со стороны лидеров популистского типа, организаторов радикальных экстремистских движений. Путем манипулирования несформированным сознанием молодежи можно добиться ее превращения либо в агрессивную, либо в безликую, политически индифферентную массу [6, с. 532]. То же самое можно сказать и об экономических, социальных, религиозных, культурных взглядах и установках.

В связи с активным использованием молодежью ресурсов масс-медиа сегодня важно анализировать воздействие основной массы источников информации на молодое поколение. В частности, в сфере духовной жизни общества большую опасность представляют сегодня угрозы, связанные с продолжающейся пропагандой потребительского образа жизни и большим количеством сцен насилия и жестокости на российском телевидении [5,с. 100-101]. Неконтролируемый Интернет содержит угрозы для пользователей, в первую очередь детей и молодежи, связанные с расширением распространения агрессивного контента [7, . 86]. Нельзя оставить без внимания отрицательную роль возросшего влияния на молодежь социальных сетей, история Варвары Карауловой и другие ярко свидетельствуют о негативных последствиях «жизни в сети». Это должно стать предметом пристального изучения в целях предотвращения или минимизации негативных последствий.

Результаты исследований свидетельствуют, что формирование образа и стиля жизни молодежи находится под влиянием средств массовой информации, которые, к сожалению, зачастую

негативно влияют на сознание и поведение молодого человека. Это проявляется в том, что масс-медиа сегодня не формируют устойчивые систематические представления молодежи о ценностях, картина мира формируемая ими носит фрагментарный характер и опосредуется теми политическими и экономическими силами, которые за ними стоят при незначительном участии государства. Можно сделать вывод, что образ жизни молодежи формируется под влиянием современных медиа, анализ которых показывает, фрагментарность и бессистемность проводимой ими политики формирования ценностных установок, а вернее ее отсутствие. Характерным для настоящего времени можно считать недостаточность использования государственными органами современных каналов информации для формирования лояльности молодежи к российским ценностям, воспитанию и укреплению общечеловеческих ценностей, выработке активной гражданской позиции, формирующей у молодежи установки позитивного образа жизни.

Список литературы

1. Возьмитель А.А. Образ жизни: от советского к российскому /

A. А. Возьмитель // Россия реформирующаяся: Ежегодник-2011 / отв. ред. академик РАН М. К. Горшков. Вып. 10. — М.; СПб. : Институт социологии РАН, Нестор-История, 2011. — 564 с.

2. Зети П.П. Проблемы информационного воздействия на молодежь на юге России / П. П. Зети // Вестник южного научного центра РАН. — 2012. — № 1 (Т. 8). — С. 76-79.

3. Проблемы устойчивого развития региона: информационная безопасность полиэтничного социума (на материалах Юга России) / под ред. В.М. Юрченко. — Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2011. — 244 с.

4. Рыбакова Л.Н. Линия жизни молодого человека: ценностные ориентации и копинг-стратегии / Л.Н. Рыбакова // Ценности личности: сб. научн. тр. межд. науч.-практ. семинара Личность в современном мире: быть или казаться? Международной научной конференции Дулатовские чтения (Костанай, 2014г.) / отв.ред. П.Ф. Дик; науч. произв. журн. Наука: спец выпуск - Костанай; КИнЭУ, 2014. — С. 233-238).

5. Соколов И.А. Развитие информационного общества в России и актуальные проблемы информационной безопасности / И. А. Соколов, К.К. Колин // Информационное общество. — 2009. — № 4-5. — С.98-106.

6. Социология молодежи / отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. — М. : Академия, 2008. — 608 с.

7. Сухнев В.Ю. Контроль Интернета: тенденции и практика /

B.Ю. Сухнев // Стратегия России. — 2009. — № 2. — С. 79-88.

Referenses

1. Voz'mitel' A.A. Way of life: from Soviet to Russian. Rossiia refor-miruiushchaiasia: Ezhegodnik-2011 = Reformative Russia: Yearbook -2011, editor akademician of RAN M. K. Gorshkov. Rel. 10, Moscow, Saint Petersburg, Institut sotsiologii RAN, Nestor-Istoriia Publ., 2011, 564 p.

2. Zeti P. P. Problems of information impact on youth in the south of Russia. Vestnik iuzhnogo nauchnogo tsentra RAN = Bulletin of the southern Russian Academy of Sciences scientific center, 2012, no. 1 (Vol. 8), pp. 76-79 (in Russian).

3. Iurchenko V.M. (ed.) Problemy ustoichivogo razvitiia regiona: in-formatsionnaia bezopasnost' polietnichnogo sotsiuma (na materialakh Iuga Rossii) [Problems of sustainable development of the region: information security of polietnichny society (on materials of the South of Russia)]. Krasnodar, Kubanskii gos. un-t Publ., 2011, 244 p.

4. Rybakova L.N. Liniia zhizni molodogo cheloveka: tsennostnye ori-entatsii i koping-strategii [Lifeline of the young man: valuable orientations and koping-strategy]. Tsennosti lichnosti: sb. nauchn. tr. mezhd. nauch.-prakt. seminara Lichnost' v sovre-mennom mire: byt' ili kazat'sia? Mezhdunarodnoi nauchnoi konfe-rentsii Dulatovskie chteniia (Kostanai, 2014g.) [Values of the personality: the collection of scientific works international scientifically - a practical seminar the Personality in the modern world: to be or seem? International scientific conference Dulatovsky readings] edition P.F. Dik, nauch. proizv. zhurn. Nauka: spets vypusk = Scientifically educational Science magazine, special release, Kostanai, KInEU Publ, 2014, pp. 233-238) (in Russian).

5. Sokolov I.A. Kolin K.K. Development of information society in Russia and actual problems of information security. Informatsionnoe ob-shchestvo = Information Society, 2009, no. 4-5, pp. 98-106 (in Russian).

6. Zubok Iu.A, Chuprov V.I. (ed.) Sotsiologiia molodezhi [Sociology of youth]. Moscow, Akademiia Publ., 2008, 608 p.

7. Sukhnev V.Iu. Control of the Internet: tendencies and practice. Strategiia Rossii = Strategy of Russia, 2009, no. 2, pp. 79-88 (in Russian).

Информация об авторе

Розенберг Наталья Владимировна - доктор философских наук, заведующая кафедрой коммуникационного менеджмента, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Россия, e-mail: elya@sura.ru.

Authors

Rozenberg Natalia Vladimirovna - Doctor of Philosophy, Head of Communicational Management department, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, Russia, e-mail: elya@sura.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.