Научная статья на тему 'Интернет-СМИ: выявление проблемных ситуаций на пути к медиаобразованности молодежи'

Интернет-СМИ: выявление проблемных ситуаций на пути к медиаобразованности молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3541
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-СМИ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ / МЕДИАКУЛЬТУРА / ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ / ЖУРНАЛИСТИКА / ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Богданова Александра Александровна, Петрова Людмила Ивановна

В статье рассматриваются особенности влияния современных средств массовой информации на воспитание и образование молодежи, значение интернета и интернет-СМИ в современном обществе. Дается характеристика такого понятия, как интернет -журналистика. Рассказывается об обширности сети и о росте ее аудитории. Анализируется воздействие интернета на формирование личности молодежи. Описываются существующие способы коммуникации в интернете, а также коммуникационная модель «источник сообщение получатель». Показывается, какие недостатки существуют в современном медиаобразовании. Делается акцент на роль преподавателей в медиаобразовании. В статье говорится о необходимости введения новшеств в медиаоб-разовательные технологии. Описываются недопустимые темы в средствах массовой информации, а также их влияние на воспитание не только молодежи, но и человека в целом. Указано, к каким изменениям привело проявление новых технологий в процессах человеческого общения и поведения. Рассматриваются различные сферы влияния современных электронных средств массовой информации на личность. Информационные потребности молодежи выставлены на передний план как основное направление развития молодежных интернет-СМИ. Показывается негативное воздействие современных средств массовой информации на молодое поколение, а также необходимость поиска новых путей развития медиаобразованности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-СМИ: выявление проблемных ситуаций на пути к медиаобразованности молодежи»

УДК 004.738.5:07

А. А. Богданова, Л. И. Петрова

Белорусский государственный технологический университет

ИНТЕРНЕТ-СМИ: ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА ПУТИ К МЕДИАОБРАЗОВАННОСТИ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматриваются особенности влияния современных средств массовой информации на воспитание и образование молодежи, значение интернета и интернет-СМИ в современном обществе. Дается характеристика такого понятия, как интернет-журналистика. Рассказывается об обширности сети и о росте ее аудитории. Анализируется воздействие интернета на формирование личности молодежи. Описываются существующие способы коммуникации в интернете, а также коммуникационная модель «источник — сообщение — получатель». Показывается, какие недостатки существуют в современном медиаобразовании. Делается акцент на роль преподавателей в медиаобразовании. В статье говорится о необходимости введения новшеств в медиаоб-разовательные технологии. Описываются недопустимые темы в средствах массовой информации, а также их влияние на воспитание не только молодежи, но и человека в целом. Указано, к каким изменениям привело проявление новых технологий в процессах человеческого общения и поведения. Рассматриваются различные сферы влияния современных электронных средств массовой информации на личность. Информационные потребности молодежи выставлены на передний план как основное направление развития молодежных интернет-СМИ. Показывается негативное воздействие современных средств массовой информации на молодое поколение, а также необходимость поиска новых путей развития медиаобразованности.

Ключевые слова: интернет-СМИ, медиаобразование, молодежь, компьютерные сети, ме-диакультура, электронные СМИ, личность, нравственность, журналистика, воспитание.

A. A. Bogdanova, L. I. Petrova

Belarusian State Technological University

INTERNET MASS-MEDIA: REVEALING OF PROBLEM SITAUATION ON THE WAY TO MEDIA EDUCATION OF YOUTH

The article examines the peculiarities of the influence of modern mass media on the upbringing and education of young people, the importance of the Internet and Internet media in modern society. A characteristic of such a concept as Internet journalism is given. The article concerns the extensiveness of the network and the growth of its audience. The impact of the Internet on the formation of the young personalityis analyzed. The existing methods of communication on the Internet, as well as the communication model "source — message — recipient" are described. It shows theshortcomings existing in modern media education. The emphasis is givenon the role of teachers in media education. The article shows the neccessityof introduction of innovations in media education technology. Inadmissible subjects are described in the mass media, as well as their influence on the upbringing of not only young people, but also a person in whole. It is indicated to what changes the manifestation of new technologies in the processes of human communication and behavior led. Various spheres of influence of modern electronic media on the personality are considered. Information needs of youth are on the forefront as the main direction of development of youth Internet media. It is shown the negative impact of modern media on the younger generation as well as the need to search for new ways of developing media education.

Key words: internet mass-media, media education, youth, computer networks, media culture, electronic media, personality, morality, journalism, education.

Введение. Молодежь — самая активная часть общества в силу своей восприимчивости наиболее подвержена влиянию и быстрым изменениям. Существует проблема разрыва между целями производителей и потребителей информации, обусловленного глобализацией, развитием современных технологий, процессами акселерации. Молодежь лучше адаптирована к современным условиям, стремится самостоятельно конструировать реальность и выстраи-

вать жизненные стратегии, полагаясь на свободу выбора, сознательно отстраняясь от ценностей и моделей поведения старшего поколения, навязываемых СМИ. Молодежь активно занимает социальные и профессиональные ниши, вместе с тем происходит прерывание традиций и нарушение преемственности поколений [1].

Предметом исследования данной работы являются молодежные СМИ и изменение их отношений с молодежной аудиторией под

влиянием медиаобразовательных технологий, выступающих как решающий фактор социализации личности, обучения молодежи осознанному восприятию массовой информации, вовлечения ее в активную медиадеятельность.

Основная часть. Конец XX в. ознаменовался небывалым скачком в развитии информационных и коммуникационных технологий. Вслед за радио- и телевещанием были изобретены сетевые технологии, основанные на цифровом способе передачи информации, которые привели к формированию новой среды для распространения потоков информации. Форма организации таковых каналов передачи информации получила название интернет.

Интернет — это многогранное СМИ, содержащее в себе много видов коммуникаций. Интернет соответствует коммуникационной модели «источник — сообщение — получатель». Общение в интернете имеет разные формы, от страниц различных сайтов до переписок с помощью электронной почты или в социальных сетях. Источником информации здесь может выступать как частное лицо, так и группа журналистов, сообщением — журналистский материал или текст сообщения, а получателем — один человек или аудитория, потенциально состоящая из миллионов. Исходя из определения, что такое СМИ, интернет можно рассматривать как средство массовой информации, когда есть направленность на массовую аудиторию. Фактически интернет может являться СМИ, юридически же статус интернета в Беларуси все еще не определен.

Интернет — система соединенных компьютерных сетей мирового масштаба, которая предоставляет услуги по обмену данными. Другими словами, интернет — это объединение национальных, региональных и местных компьютерных сетей, где происходит свободный обмен информацией. Интернет стал и средством общемирового вещания, каналом распространения информации, а также средой, охватывающей весь земной шар, для сотрудничества и общения людей. В отличие от радио- и телевещания, основной функцией которых стало производство и распространение массовой информации, интернет оказался средой для коммуникации в более широком смысле слова, включающей межличностную и публичную формы общения, как индивидуальную, так и групповую.

Информационное общество требует высокой культуры и доступа к новым высоким технологиям. Говоря о взаимоотношениях информационного общества и новых средств массовой информации, Я. Н. Засурский предлагает обратить внимание на три основных аспекта:

1) возможность передачи информации с помощью современных информационно-коммуникационных технологий и интернета;

2) расширение территории действия традиционных средств массовой информации в условиях интернетизации;

3) создание новых масс-медиа или новых средств массовой информации [2].

Традиционные СМИ широко используют интернет для своего распространения на локальном, федеральном и мировом уровнях. В условиях бурного развития информационных технологий следует ожидать существенных перемен в традиционных СМИ — в печати, радио, телевидении: в доступе к ним, способах доставки и, вероятно, в содержании.

Наименьшие трудности в перестройке с учетом новых технических требований испытывает радиовещание. Звуковая речь легко передается через интернет, для приема радиосигнала достаточно иметь компьютер, звуковую плату, колонки или наушники. «Новое радио» уже сегодня ведет свое вещание в значительной степени на базе интернета, используя его в качестве средства доставки сигнала до радиостанций различных стран, а также к индивидуальным пользователям интернета. Сегодня российские радиостанции, размещенные в интернете, можно слышать во всем мире.

Сложнее всего приходится телевидению. К спортивным, музыкальным и многим другим программам интернет открывает отдельный доступ. Аналитики видят будущее в специализированном телевидении, рассчитанном на интересы отдельных сегментов аудитории. Развитию интернет-телевидения темпами, хотя бы приближенными к темпам развития интернет-радиовещания, препятствуют технологические сложности в передаче видеоизображения, неустойчивость каналов связи, высокие системные требования, существенные потери в качестве изображения.

Прочные позиции сохраняют за собой печатные СМИ, поскольку объединение разных видов информации в едином телевизионном или компьютерном варианте не отменяет текста. Часто материалы из интернета распечатываются для чтения. Некоторые электронные газеты — в частности, «Gazeta.ru» — имеют специальную версию для распечатки. Одним из главных преимуществ печатных СМИ считается публикация информации, как правило, обработанной высококвалифицированными специалистами, в результате чего читатель получает тщательно проанализированные, хорошо обработанные сведения [3].

Все издания в интернете можно совершенно четко разделить на две категории — собственно

сетевые издания и онлайновые версии печатных СМИ. Часто электронные версии газет и журналов появляются на сервере и оказываются доступными читателям тогда, когда их печатные аналоги еще только подписываются к выходу в свет. Это значит, что повышается оперативность информирования читателя, что для печатных изданий, уступающих в оперативности электронной прессе, немаловажно. Однако главное достоинство всех электронных СМИ — их интерактивность, позволяющая взаимодействовать с аудиторией в диалоговом режиме.

Прежде всего все существующие в интернете ресурсы можно разделить на две категории: профессиональные и любительские. Новостные сайты являются разновидностью сайтов информационных, однако специализируются, прежде всего, на оперативной подаче новостей. Классический пример новостных сайтов — информационные ленты, созданные в большом количестве информационными агентствами. Ленты эти могут быть общего характера, предлагающими подборку новостей по самым разным темам (Ш.Ьу, onliner.by).

Новую роль в интернете стали играть также информационные агентства (агентства новостей), которые специализируются на предоставлении краткой, но оперативной информации (belta.by). Ценность таких ресурсов для пользователя заключается, прежде всего, в возможности достаточно быстро получить сообщения о событиях.

Важным фактором преодоления коммуникативного противоречия между СМИ и молодежной аудиторией является новая коммуникативная стратегия журналистики. Она опирается на медиаобразовательные технологии, которые направлены не только на повышение медиа-грамотности молодежи, но одновременно на привлечение ее к участию в процессе медиа-производства. Реализация такой стратегии позволяет СМИ упрочить свои отношения с аудиторией. У молодежной же аудитории возникает способность осознанного самовыражения и проявления своих интересов.

Молодежная аудитория является не только потребителем предлагаемой СМИ информации, не только адекватно ее оценивает, но и выступает как активная участница информационного производства, существенно влияющая на коммуникативные стратегии и концепции СМИ.

Все разнообразие форм и методов медиаоб-разования можно структурировать по нескольким критериям. В частности, уровню контактов с аудиторией (индивидуальные, групповые, массовые), методам медиаобразовательных коммуникаций (профессиональное общение,

создание медиапродуктов, организационно-деятельностные игры), адресату (школьники, студенты, медиапедагоги) и территориальной общности (школьные, региональные, всебело-русские и международные). В свою очередь медиапродукты, создаваемые самостоятельно и на базе СМИ с помощью профессиональных журналистов, можно классифицировать следующим образом: по тематике (универсальные и специализированные), аудиторным группам (для учащихся, студентов, работающей молодежи) и степени участия специалистов (профессиональные, полупрофессиональные и самодеятельные).

Информальные медиа также, как и традиционные, можно разделить по технологии производства на электронные, цифровые, печатные. По видам коммуникации: газеты, журналы, видео, аудио, интернет. По степени включенности в социальные процессы: личные и гражданские. Информальные медиа выполняют в обществе следующие функции: медиаобразователь-ная, информационная, опережающего развития, коммуникативная.

Взаимодействие интернета и пользователя осуществляется через наиболее популярные сетевые службы. Основные формы их организации:

— электронные газеты и журналы, имеющие ряд особенностей. Одна из них состоит в том, что они постоянно обновляются, хорошо иллюстрированы. Статья или материал заканчиваются тогда, когда заканчивается событие. В этом смысле журналисты периодических изданий, «живущих» в интернете, должны работать постоянно, и их статьи пишутся так, чтобы при случае их можно было сразу обновить или исправить недочеты и неточности. Интересной особенностью электронных газет и журналов является и гипертекстовая верстка, которая позволяет быстро искать различные материалы, находить ссылки, и в этом смысле чтение оказывается более осмысленным, содержательным и более разнообразным. Если говорить о других особенностях электронной прессы, то стоит отметить их очень большую оперативность. Часто электронные газеты опережают не только печатные, но и телевидение по скорости появления своих материалов;

— электронная почта относится к системе индивидуальной коммуникации. Электронная почта позволяет создавать и пересылать сообщения в считанные секунды от источника одному или нескольким получателям. Она используется также информационными агентствами для пересылки пакетов сообщений по адресной рассылке. Но сегодня ее применяют в основном для работы;

— возможность использования радиовещания в интернете появилась не так давно. Программное обеспечение радиовещания в интернете в реальном масштабе времени стало внедряться в середине 1990-х гг., и сейчас в мире насчитывается более 15 млн. пользователей web-радио. Этот сегмент интернет-пространства очень популярен. Сегодня в Беларуси насчитывается более 20 национальных радиостанций;

— телеконференции — коллективная коммуникационная система, которая служит для оперативного обсуждения широкого круга тем и актуальных проблем;

— IRC (Internet Relay Chat) — интерактивная система коллективной коммуникации, поддерживающая дискуссии в режиме реального времени. С помощью IRC в одной дискуссии могут участвовать одновременно десятки «живых» людей из разных уголков мира, не планируя заранее свое время. Служба IRC часто используется молодежью как в развлекательных целях, так и для проведения серьезных международных дискуссий;

— WorldWideWeb (в пер. с англ. — «всемирная паутина») — это глобальная гипертекстовая система, которая использует каналы интернета в качестве среды для пересылки электронных документов. Набор связанных по определенным правилам (протоколам) документов образует гипертекстовое поле данных. В гипертекстовой среде можно перемещаться, активизируя ссылки-гиперсвязи между цепочками документов. Самое замечательное при работе с Web — это то, что документ может храниться и в соседней комнате, и в другом полушарии. По подсчетам специалистов, к концу 1998 г. в WWW насчитывалось около 100 млн. документов; в 2009 г. — 500 Гб информации, сегодня — это петабайты информации, пересылаемой ежедневно.

Медиаобразование в СМИ сегодня является той основой, на которой формируются новая молодежная аудитория, новые типы СМИ, новое профессиональное поведение журналиста, складываются их позитивные отношения. В конечном счете создается новая медиасреда, в которой эффективно, на благо отдельной личности и всего общества в целом протекают процессы самореализации всех субъектов коммуникации. Задача медиаспециалистов состоит в том, чтобы помочь молодым людям выявить СМИ, не отвечающие их представлениям о качественных медиа, и через осмысление, самоорганизацию сделать сознательный выбор СМИ, с которыми они могут начать сотрудничество. Идея медиаобразования сегодня приобретает масштабный характер. Журналистика в этом процессе может и должна сыграть одну из

ведущих ролей. Как результат всей совокупности медиаобразовательных технологий СМИ, которые используются в работе с подростками и молодежью, в обществе формируется среда, способная внятно и убедительно выразить представление о качественных медиа и сформулировать требования к их содержанию.

Данный процесс использования современных медиаобразовательных технологий для урегулирования отношений молодежи и СМИ требует изучения, осмысления, выявления положительных тенденций, заслуживающих поддержки, и негативных моментов, создающих проблемные ситуации:

— молодежная среда во всем многообразии ее проявлений, в том числе в контексте ее взаимодействия с медиапроизводством, пока не стала предметом детального изучения исследователей в Беларуси;

— медиаобразовательная функция СМИ рассматривается чаще всего односторонне. Проблемы в области взаимоотношений СМИ и молодежной аудитории, предполагающих интерактивность, практически не изучены;

— не до конца разработана государственная стратегия развития медиаобразования в Беларуси;

— большой поток коммерческой медиапро-дукции;

— отсутствие в вузах специальности «Ме-диаобразование», отсутствие подготовки специалистов в области медиаобразования;

— изменение роли, функции и содержания профессии «журналист»;

— отсутствие медиацентров, основная функция которых — медиаобразование;

— нет должной организации и поддержки региональных детско-юношеских изданий, теле- и радиопрограмм;

— не проводятся в должном количестве исследования влияния СМИ на молодежную аудиторию с последующей коррекцией медиаоб-разовательной деятельности.

Одна из важнейших сфер воздействия интернета на культуру — образование. Нет культуры без образования. Система образования может быть определена как квинтессенция любой культуры. В ней определенным образом «упаковано» ее важнейшее содержание [4].

Современная система образования, которая начинает интегрировать в себя новые образовательные технологии, основанные на использовании возможностей компьютера, качественно меняет «упаковку» культурного содержания. Интернет не терпит книжной организации текста, где фрагменты текста следуют один за другим, подобно вагонам, сцепленным в единый состав, в соответствии с единственной волей их автора. Интегрированный во всемирную паутину,

текст обрастает гипертекстовыми полями, в нем возникают новые созданные «кем-то» произвольные связи, он в значительной мере утрачивает своего автора и выстроенную им смысловую законченность. Текст превращается в черновик.

Внедрение компьютера с его гипертекстовым пространством в систему образования разрушает старую тоталитарную в своей основе архитектонику педагогического пространства, где преподаватель-предметник являлся по существу единственным персонажем педагогического действия, и функция которого заключалась, главным образом, в озвучивании учебника (законченного текста). Возможности сетевого образования подрывают монополию педагога на знание и вынуждают уступить часть педагогического пространства компьютеру, делая его более персональным. Дело преподавателя-предметника в новой модели образования — подготовка гипертекстовых учебных материалов и организация работы с ними в форме живого диалога.

Интернет интересует личность прежде всего как коммуникативное пространство. Общение в интернете привлекает анонимностью — человек волен быть кем угодно, создавать новый образ, наделенный желаемыми чертами. Добровольность и желательность контактов подразумевает, что человек имеет возможность по своему усмотрению завязывать контакты или уходить от них. Создателями виртуальных «личностей» являются, например, классик сетевой литературы Светлана Мартынчик, больше известная как Макс Фрай, или же Алексей Андреев, одним из воплощений которого стала Мэри Шелли. Таким образом, можно сказать, что новый образ пользователи интернет-ресурсов формируют с целью расширения круга общения, в основе которого лежит мотив самовыражения и самоутверждения.

Сеть активно развивается, направления ее использования расширяются. Число только официально зарегистрированных пользователей сети в нашей стране уже превысило 2,5 млн. человек. Постоянно растут объемы информационных ресурсов, там представленных. Каждый день появляется более 3 млн. новых web-страниц. Но несмотря на то, что возможности, предоставляемые обществу интернетом, поистине грандиозны, заметен и широкий спектр порождаемых им опасностей [5].

Анализируя влияние сетевых информационных ресурсов на формирование жизненных установок молодежи, допустимо рассматривать интернет в качестве специфичной среды проявления общественных отношений. В этой среде представлены практически все социальные

слои и возрастные группы населения, здесь нашли воплощение в той или иной форме большинство видов деятельности общества (политическая, финансово-экономическая, коммерческая, образовательная, культурная и т. д.), на основе общности интересов создаются многочисленные «виртуальные» группы территориально удаленных субъектов. В таких группах складывается своя внутренняя социальная иерархия, появляются формальные и неформальные лидеры. Здесь получают развитие неизвестные ранее формы общения и взаимодействия людей, идет процесс формирования особой субкультуры.

Наблюдения показывают, что сетевая среда, как и социальная среда в целом, влияет на личность и нравственность людей, социально-психологические характеристики представленных в ней групп, порождает соответствующую мотивацию поведения, избрание конкретных средств достижения целей (в том числе противоправных). Именно поэтому сетевая среда все чаще выступает предметом исследований, направленных на изучение особенностей общения и взаимодействия пользователей, форм самовыражения личности, характеристик особых «виртуальных» коллективов. Очевидно, что процесс становления социальных отношений в новой информационной среде, не подкрепленный в достаточной мере ни соответствующими законодательными, ни нравственными установками, порождает неизвестные ранее формы негативного, девиантного поведения, особенно среди молодежи.

«Виртуальный» мир дает дополнительную свободу действий и выражения мыслей, эмоций, чувств, ограничиваемую в реальной жизни. Закомплексованный человек, имеющий серьезные проблемы в ежедневном общении с окружающими его людьми, в сетевом общении получает возможность полностью раскрепоститься. Однако при этом он может легко оказаться втянутым в общение маргинальных групп, способных навязать ему негативные социальные установки. Даже при неглубоком поиске в сети интернет легко обнаружить сайты, где положительно оцениваются такие явления, как сатанизм, педофилия и другие виды сексуальных извращений, нар-котизм и т. п. Молодые люди с неустоявшейся психикой при посещении подобных сайтов могут активно воспринять пропагандируемые здесь взгляды и перенести их в свою повседневную жизнь.

Исследователи отмечают, что интернет усиливает процесс опосредованного общения людей, участники которого чаще всего имеют поверхностные, неглубокие межличностные

отношения. Возможность анонимного участия в сетевом общении нередко формирует у молодых людей представление о вседозволенности и ненаказуемости любых проявлений в сетевой среде. По мнению психологов, анонимность и отсутствие запретов освобождают скрытые комплексы (в первую очередь связанные с тягой к насилию и сексуальностью), стимулируют людей изменять здесь свой стиль поведения, вести себя более раскованно и даже переходить некоторые нравственные границы.

Есть немало примеров, когда подростки используют сетевые возможности, чтобы досаждать людям, с которыми в реальной жизни их связывают неприязненные отношения. В США получило значительное распространение явление, обозначаемое как «киберпреследование», когда злоумышленник постоянно преследует свою жертву, направляя ей угрозы с помощью сетевых средств. Подобные случаи отмечаются и в отечественной практике.

Сетевая среда способна оказывать определенное влияние даже на психическое здоровье личности. Учеными отмечаются случаи болезненного пристрастия к участию в сетевых процессах (так называемой интернет-зависимости). Термин «интернет-зависимость» — болезненное пристрастие к участию в сетевых процессах, появился в 1996 г. и к настоящему моменту широко употребляется в научной и публицистической литературе.

Данная зависимость проявляется в навязчивом желании неограниченно долго продолжать сетевое общение. Для подростков, получающих доступ к интернету, виртуальная среда иногда кажется даже более адекватной, чем реальный мир. Возможность перевоплотиться в некую бестелесную «идеальную личность» открывает для них новые ощущения, которые им хочется испытывать постоянно или очень часто.

Специалисты отмечают, что в некоторой степени указанная зависимость близка к патологической увлеченности азартными играми, а ее деструктивные эффекты схожи с возникающими при алкоголизме. По мнению специалистов, изучающих различные виды зависимого поведения, можно условно выделить пять типов «интернет-зависимостей» [6]:

1. Киберсексуальная зависимость — непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом, к обсуждению сексуальной тематики в чатах, специальных телеконференциях «для взрослых».

2. Пристрастие к виртуальным знакомствам — предпочтение (замена) реальных отношений, семьи и друзей виртуальными «кибер-отноше-ниями», зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях.

3. Навязчивая потребность в сети — игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах.

4. Информационная перегрузка (так называемый навязчивый «веб-серфинг») — бесконечные путешествия по сети, нахождение информации по базам данных и поисковым сайтам.

5. Компьютерная зависимость — постоянное участие в компьютерных играх (стрелялки — «Doom», «Quake», «Unreal», стратегии типа «StarCraft»).

Патология проявляется в разрушении обычного образа жизни, смене жизненных ориентиров, появлении депрессии, нарастании социальной изоляции.

Подросток, испытывающий трудности в семье и школе, недовольный собой и окружающими, легче и быстрее становится на путь зависимости, особенно при отсутствии поддержки (либо контроля) близких и друзей.

Длительное времяпрепровождение за компьютером сказывается и на физическом состоянии ребенка: он перестает уделять должное внимание спорту и физическим нагрузкам, отдыху, подрывает свое здоровье, а нередко и материальное благополучие родителей. Неконтролируемая возможность посещения вредоносных для подростка не только порносайтов, но и чатов, посвященных пиротехнике, суициду, обсуждению воздействия тех или иных наркотиков и т. д. Регулярное общение с онлайновыми приятелями через интернет может впоследствии привести к фактическому знакомству, в том числе с лицами с девиантным поведением: участниками радикальных политических групп, сектантами, лицами, имеющими сексуальные отклонения, участниками незаконного оборота наркотиков и др.

Детская и юношеская журналистика — самостоятельное звено общей системы средств массовой информации. Она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служит важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом. С ее помощью юная аудитория познает мир [7].

Процесс воспитания современной молодежи представляет собой специально организованную деятельность, направленную на формирование определенных качеств человека под влиянием разнообразных факторов социальной жизни.

Особое беспокойство вызывает факт воздействия современных средств массовой информации на молодое поколение. То, что оно, это воздействие, сегодня во многом негативно,

уже не оспаривает никто. Это подтверждается и существующими исследованиями, и в целом ситуацией в обществе. Волна насилия, захлестнувшая общество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных лидеров, снижение порога чувствительности — все это не в последнюю очередь обусловлено современным состоянием средств массовой коммуникации.

Социальные, нравственные качества молодежи формируются по образу и подобию всего того, что они слышат и видят, сознают и переживают, погружаясь в конкретную социально-культурную среду. Поэтому одной из острых проблем в Беларуси является нравственное и духовное воспитание молодежи на фоне интенсивного развития средств массовой информации, которые, к нашему общему сожалению, не всегда представляют человеку лучшие образцы массовой культуры.

Ведущую позицию в развитии личности молодого человека занимают телевидение и современные компьютерные технологии. Поступающая с экранов информация представлена разнообразным спектром развлекательных и телевизионных передач, а также проектов, телесериалов, кинофильмов всех имеющихся в современной киноиндустрии жанров.

Информационные потребности и тематические интересы молодежи зависят от содержания предлагаемой информации и от ситуативных социально-психологических факторов: популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц и явлений.

Педагоги и психологи нашей страны отмечают наличие воспитательного потенциала телепродукции, представляющего систему ценностных отношений с различными объектами и явлениями мира, такими как человек, родина, природа, труд, семья, познание, любовь и соответствие их общечеловеческим ценностям, а также характер и сила эмоционального воздействия на зрителей.

СМИ в условиях рынка утратили свои некогда важнейшие функции воспитания человека, формирования личности, просвещения. Сегодняшние СМИ — это бизнес, главная цель которого, извлечение прибыли. На пути к достижению этой цели используются все средства, позволяющие привлечь массовую аудиторию. Не поднимать человека в его лучших проявлениях, а удовлетворять его сиюминутные запросы, не гражданский институт, а сфера услуг — таким образом, сместился центр тяжести.

Заключение. Исследование показало, что средства массовой информации занимают огромное место в жизни отдельного человека и общества в целом. Интернет стал основным источником информации, формирующим внутренний мир человека. Если всего столетие назад внутренний мир людей формировался на основе их личного общения, профессиональной деятельности, путешествий, то сегодня совсем не нужно быть очень активным человеком, чтобы узнать новости с другой стороны планеты, незачем выходить из дома для общения с людьми.

В ходе данного исследования мы выяснили, что молодежь почти ежедневно использует СМИ в качестве главного источника информации. Причем основным источником является интернет.

Литература

1. Медиа. Информация. Коммуникация: сб. науч. ст. [Электронное издание] / Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. М., 2012, № 3. URL: http://mic.org.ru (дата доступа: 10.12.2016).

2. Засурский Я. Н. Постсоциалистические СМИ в глобальном, региональном и национальном контекстах. К вопросу о переходном периоде // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2001. № 4. С. 125-130.

3. Воскобойников Я. С., Юрьев В. К. Журналист и информация. Профессиональный опыт западной прессы. М.: РИА Новости, 1993. С. 204.

4. Разинов Ю. А. Интернет как событие культуры. Всероссийская научно-практическая конференция. URL: http://www.conf.sstu.ru (дата доступа: 01.03.2017).

5. Гридчин М. М. Проблемы влияния информационных технологий на молодежь // Власть. 2007. № 9. С. 37.

6. Панов С. «Интернет-зависимость»: причины и последствия // Учитель. 2007. № 5. С. 65.

7. Типология периодической печати: учеб. пособие / М. Е. Аникина [и др.]; под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 188.

References

1. Media. Informatsiya. Kommunikatsiya [Media. Information. Communication] / Federal Service for Supervision in the Sphere of Telecom, Information Technologies and Mass Communications. Moscow, 2012, no. 3. Available at: http://mic.org.ru/ (accessed 10.12.16).

2. Zasursky Ya. N. Post-socialist media in global, regional and national contexts. To a question of a transition period. VestnikMosk. un-ta. Ser. 10. Zhurnalistika [Messenger Mosk. un-tha. Series 10. Journalism], 2001, no. 4, pp. 125-130 (In Russian).

3. Voskoboynikov Ya. S., Yur'yev V. K. Zhurnalist i informatsiya. Professional'nyy opyt zapadnoy pressy [Is a journalist and information. Working experience of the western press]. Moscow, RIA Novosti Publ., 1993. P. 204.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Razinov Yu. A. Internet as culture event. All-Russian scientific and practical conference. Available at: http://www.conf.sstu.ru (accessed 01.03.2017).

5. Gridchin M. M. Problems of influence of information technologies on youth. Vlast' [Power], 2007, no. 9. P. 37 (In Russian).

6. Panov S. Internet dependence: reasons and consequence. Uchitel' [Teacher], 2007, no. 5. P. 65 (In Russian).

7. Anikina M. E., Baranov V. V., Voronova O. A. Tipologiya periodicheskoy pechati [Periodicals typology]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2007. P. 188.

Информация об авторах

Богданова Александра Александровна — магистрант кафедры редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: sashabelavskaa@gmail.com

Петрова Людмила Ивановна — кандидат филологических наук, профессор, профессор кафедры редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: lyuda47@bk.ru

Information about the authors

Bogdanova Aleksandra Aleksandrovna — Master student, the Department of Publishing Technologies. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: sashabelavskaa@gmail.com

Petrova Lyudmila Ivanovna — PhD (Philology), Professor, Professor, the Department of Publishing Technologies. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: lyuda47@bk.ru

Поступила 10.03.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.