Научная статья на тему 'Влияние спортивно-событийного туризма на примере культурно-массового праздника «Ысыах»'

Влияние спортивно-событийного туризма на примере культурно-массового праздника «Ысыах» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
178
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНО-СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / ПРАЗДНИК ЛЕТА / ЫСЫАХ ТУЙМААДЫ / SPORTS AND EVENT TOURISM / SUMMER FESTIVAL / FESTIVAL OF TUYMAADA

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Колесова А. Г., Тарасов А. Е.

В статье рассматривается о том, что национальный праздник «Ысыах» у якутов, с каждым годом обретает грандиозный масштаб, привлекает все большее количество участников и туристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF SPORTS AND EVENT TOURISM ON THE EXAMPLE OF THE CULTURAL FESTIVAL "YSYAKH"

The article discusses about what national holiday "Ysyakh" the Yakuts, each year finds a Grand scale, attracts more and more participants and tourists

Текст научной работы на тему «Влияние спортивно-событийного туризма на примере культурно-массового праздника «Ысыах»»

Структуру социокультурных компетенций можно определить через знания, умения и навыки следующим образом:

1) знание культурных традиций, ценностей не только своего, но и иных народов;

2) наличие толерантного взгляда на другие культуры;

3) готовность к признанию самоценности каждого отдельного этноса;

4) умение и стремление к общению с представителями не только своего, но и других этносов;

5) способность разрешать конфликты в межнациональной среде, готовность идти на компромисс;

6) способность и стремление к познанию традиций других народов;

7) умение использовать полученные знания в ходе диалога культур в профессиональных целях.

В результате, структурная компонента социокультурных компетенций может быть представлена следующим образом: когнитивный (знание культуры своего народа, а также культуры, нравов, обычаев и традиций других народов), аксиологический (ценностное отношение к культуре, принятие культуры мира, других стран и народов); личностно-операционный (способность к общению с представителями другой культуры, умение организовывать работу с представителями другой этничности и культуры, умение сотрудничать в команде, умение прогнозировать результаты работы); оценочно-рефлексивный (умение оценивать свое поведение в различных ситуациях социокультурного общения). В рамках освоения компетенций, можно выделить три уровня: низкий, средний и высокий. Названные четыре компонента социокультурных компетенций могут быть представлены в виде следующих блоков: блок индивидуальных характеристик и личностных свойств, мета-блок, когнитивный, функциональный и социально-коммуникативный блоки.

В настоящее время, в педагогической науке выделяется множество различных компетенций. В системе гуманитарного образования ключевыми из них являются социокультурные, предполагающие наличие культурных знаний в широком смысле, соотнесенных с ситуацией общения. Они - ядро не только коммуникативных, но и межкультурных компетенций. Это позволяет считать их фундаментальными, в рамках бакалавриата по направлению «Культурология». Социокультурные компетенции включают два блока знаний - социально-психологические и культурологические; таким образом, можно говорить об их основных компонентах: когнитивном, аксиологическом, личностно-операционном, оценочно-рефлексивном. Их формирование становится ключевым моментом в современном образовании.

Литература

1. Авдеев Н.Ф. Взгляд неравнодушного профессора на проблемы высшей школы. - М.: МГИУ, 2006. - 380 с.

2. Куницына В.Н. Социальный интеллект и социальная компетентность // Б.Г.Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии: тез. науч.-практ. конф. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. - С. 34-36.

3. Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности: учебно-методический комплекс. [Электронный ресурс] режим доступа: http://e-college.ru/xbooks/xbook059/book/index/index.html?go=part-006*page.htm (дата обращения 22.11.14).

4. Краснокутская С.Н. Социальная компетентность как качественная характеристика процесса социализации студентов. Сб. науч. трудов Северо-Кавказского гос. технического университета. Серия «Гуманитарные науки». 2005. № 1 (13). [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.ncstu.ru (дата обращения 22.11.14).

5. Беденко Н.Н. Социальная компетентность личности в современной урбанистической культуре: дис. ... канд. филос. наук. Тверь, 2004.

6. Педагогика профессионального образования / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др. / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. - 368 с.

7. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. - М.: Академия, 2003. - 193 с.

8. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352 с.

9. Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 416 с.

10. Есин А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 216 с.

References

1. Avdeev N.F. Vzgljad neravnodushnogo professora na problemy vysshej shkoly. - M.: MGIU, 2006. - 380 s.

2. Kunicyna V.N. Social'nyj intellekt i social'naja kompetentnost' // B.G.Anan'ev i leningradskaja shkola v razvitii sovremennoj psihologii: tez. nauch.-prakt. konf. - SPb.: Izd-vo SPbGU, 1995. - S. 34-36.

3. Liginchuk G.G. Psihologija professional'noj dejatel'nosti: uchebno-metodicheskij kompleks. [Jelektronnyj resurs] rezhim dostupa: http://e-college.ru/xbooks/xbook059/book/index/index.html?go=part-006*page.htm (data obrashhenija 22.11.14).

4. Krasnokutskaja S.N. Social'naja kompetentnost' kak kachestvennaja harakteristika processa socializacii studentov. Sb. nauch. trudov Severo-Kavkazskogo gos. tehnicheskogo universiteta. Serija «Gumanitarnye nauki». 2005. № 1 (13). [Jelektronnyj resurs] rezhim dostupa: http://www.ncstu.ru (data obrashhenija 22.11.14).

5. Bedenko N.N. Social'naja kompetentnost' lichnosti v sovremennoj urbanisticheskoj kul'ture: dis. ... kand. filos. nauk. Tver', 2004.

6. Pedagogika professional'nogo obrazovanija / E.P. Belozercev, A.D. Goneev, A.G. Pashkov i dr. / Pod red. V.A. Slastenina. - M.: Akademija, 2004. - 368 s.

7. Ivanov D.A. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii. Problemy, ponjatija, instrumentarij. - M.: Akademija, 2003. - 193 s.

8. Grushevickaja T.G., Popkov V.D., Sadohin A.P. Osnovy mezhkul'turnoj kommunikacii: Uchebnik dlja vuzov. - M.: JuNITI-DANA, 2002. - 352 s.

9. Mol' A. Sociodinamika kul'tury. - M.: Izd-vo LKI, 2008. - 416 s.

10. Esin A.B. Vvedenie v kul'turologiju: Osnovnye ponjatija kul'turologii v sistematicheskom izlozhenii: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. - M.: Akademija, 1999. - 216 s.

Колесова А. Г.1, Тарасов А.Е.2

'Студент 4 курса гр. СОТ-11; 2К.п.н. доцент ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова», Россия, Республика Саха (Якутия) г. Якутск.

ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНО-СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ КУЛЬТУРНО-МАССОВОГО ПРАЗДНИКА

«ЫСЫАХ»

Аннотация

В статье рассматривается о том, что национальный праздник «Ысыах» у якутов, с каждым годом обретает грандиозный масштаб, привлекает все большее количество участников и туристов.

Ключевые слова: спортивно-событийный туризм, праздник лета, ысыах Туймаады.

Kolesova A.G.1, Tarasov, A. E.2

*4th year student of gr. SOT-11; 2PhD Professor of Federal state Autonomous educational institution of higher professional education "North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Russia, Republic of Sakha (Yakutia) , Yakutsk.

45

THE INFLUENCE OF SPORTS AND EVENT TOURISM ON THE EXAMPLE OF THE CULTURAL FESTIVAL

"YSYAKH"

Abstract

The article discusses about what national holiday "Ysyakh" the Yakuts, each year finds a Grand scale, attracts more and more participants and tourists

Keywords: sports and event tourism, summer festival, festival of Tuymaada.

Понятие спортивно-событийный туризм является синтезом определений «спорт», «событие» и «туризм».

Туризм - это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства. В энциклопедии туризм определяется как путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха; наиболее эффективное средство удовлетворения рекреационных потребностей, так как он сочетает различные виды рекреационной деятельности - оздоровление, познание, восстановление производственных сил человека; составная часть здравоохранения физической культуры; средство духовного, культурного и социального развития личности.

В формировании и популяризации идей здорового образа жизни важную роль играют физкультурно-оздоровительные спортивные праздники, массовые конкурсы, мероприятия спортивного и рекреационного туризма, а также соревнования, организуемые и проводимые местах и зонах отдыха населения, как на обширных площадках (улицах, площадках города, парках культуры и отдыха и др.), так и в помещениях (клубах, бассейнах и спортивных комплексах) с привлечением большого числа зрителей. В зависимости от характера и направления этих мероприятий, от их популярности к участию в празднике, соревнованиях привлекаются соответствующие контингенты населения [1].

Россия занимает первое место в мире по территории и девятое место по численности населения. В составе Российской Федерации находятся 85 субъектов, 46 из которых имеются областями, 22 - республиками, 9 - краями, 3 - городами федерального значения, 4 - автономными округами и 1 -автономной областью. Россия является многонациональным государством, что отражено так же в ее конституции. На ее территории проживает более 180 народов, в число которых входят не только коренные малые народы страны [2].

Республика Саха (Якутия) - субъект Российской Федерации. В Республике проживают представители более 120 национальностей, в том числе удельный вес якутов в национальном составе населения - 45,5 %, русских-41,1%, украинцев-3,6%, эвенков-1,9%, эвенов-1,2% [3]. Якуты считают себя детьми природы (айылга). Якут с самого зачатия окружен Иччи (духами) и Айыы (богами) от которых он находится в зависимости, это отражено даже в таком аспекте, как повседневный костюм. Обязательный обряд - кормления духа огня при торжественных случаях или на лоне природы. Почитаются священные места, горы, деревья, реки. Благословения (алгыс) являются часто настоящими молитвами.

Якуты каждый год празднуют традиционный праздник «Ысыах», на охоте или на рыбалке кормят «Байанай» - дух охоты и удачи, ставят «Сэргэ» при знаменательных событиях, поклоняются огню, почитают священные места, уважают «алгыс» - обряд благословения, слушают и исполняют «Олонхо» - древнейшее эпическое искусство якутов и звучание «Хомуса» - якутского музыкального инструмента [2].

Спортивно-событийный туризм - вид туризма, при котором турист становится живым свидетелем величайших событий в мире спорта, культуры и искусства. Такие поездки остаются в памяти как одни из самых ярких моментов жизни. Турист может увидеть то, что больше никогда не произойдет или не повторится в спортивных соревнованиях, показах мод, концертах мировых звезд, фестивалях, карнавалах и многое-многое другое [1]. Одним из таких грандиозных мероприятий является праздник лета - «Ысыах» в республике Саха (Якутия).

Ысыах (якут. ЬШыах, по-русски читается [ысэх]) - праздник лета. Представляет собой весенне-летний праздник в честь божеств айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми, конными скачками, соревнованиями сильных и ловких. Это уникальный тур, сочетающий в себя традиционный отдых и участие в самой зрелищной мероприятии, которая постепенно завоевывает все большую популярность не только в Якутии, но и в России.

Якутский ысыах - самый главный праздник в Якутии. Традиционно ысыах празднуется в день летнего солнцестояния - 22 июня. По сути это якутский Новый Г од.

У якутов сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов - делить год на две половины, а сам ысыах является своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим.

Первые письменные свидетельства западных исследователей можно встретить в дневниковых записях голландского путешественника И. Плеса, проезжавшего через Сибирь в Китай в конце XVII века. Он отмечал, что праздник Ысыах справляется с большой торжественностью: якуты разводят костры и поддерживают их на протяжении всего праздника.

Во время торжеств, олицетворяющих начало лета и пробуждение природы, здесь принято вспоминать предков и их обычаи. Этнограф Екатерина Романова считает, что для якутов подобный праздник не просто повод повеселиться. «В Якутии очень длинная зима, - говорит она. - И единственная возможность встретиться всем родом - это здесь».

Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай, означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям. В хороводе присутствует ведущий (запевала), в чьи обязанности входит исполнение песен, посвященных окружающей реальности и возводящих хвалу происходящему вокруг. Этот танец непрерывно продолжался до утра, иногда большие роды устраивали осуохай в течение трех дней и ночей. Конечно, участники меняются, считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год. Кульминация праздника - обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока - кумысом. Ритуал символизирует рождение Вселенной и человека.

Ысыах состоит из нескольких частей:

• церемония открытия праздника, куда входят обряд очищения местности и распитие кумыса;

• театрализованное действие;

• Осуохай.

Чрезвычайно зрелищные спортивные состязания, в которых удальцы стремятся показать свою ловкость, силу, красоту и сноровку - кылыы (прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих ногах), ыстанга (прыжки с чередованием ног), борьба хапсагай - якутская борьба, где проигрывает борец, коснувшийся земли хоть пальцем, стрельба из лука по мишеням. Победителями становятся самые сильные, ловкие и удачливые, которых чествуют и награждают мюся (мясными лытками) и ценными подарками.

Якуты - большие любителя конных скачек, без которых не проходит ни один Ысыах.

В настоящее время Ысыах Туймаады (Туймаада- название долины, в которой расположен г. Якутск и его окрестности) сложился как уникальный национальный праздник, проводимый на сакральной обрядовой территории <^сХатын» в городе Якутске, где создан особый ритуальный архитектурный ансамбль тусулгэ. Ежегодно в праздник вплетаются знаменательные даты и события в истории народа саха, международного и российского масштаба, что подтверждает смысл самого Ысыаха как живой развивающийся традиции [4].

46

Игры Дыгына. Народ саха помнит исторические времена, когда предводитель народа саха - Дыгын поставил перед собой задачу объединить свой народ. Он проводил ысыах, на который созывал из улусов самых достойных, сильных, ловких, сметливых. Дыгын устраивал состязания для богатырей-боотуров. Самые сильные и ловкие удостаивались высоких почестей. Эта традиция сохранилась у народа Саха. Ежегодно на городском празднике «Ысыах Туймаады» проводятся состязания боотуров - «Игры Дыгына», они являются одним из главных мероприятий Ысыаха. Здесь соревнуются якутские боотуры из разных улусов за почетное звание называться победителем «Игр Дыгына», чьи имена с уважением передаются из уст в уста, становясь национальными героями [5].

В 2014 году в Якутске во время национального праздника Ысыах Туймаады 11 тысяч 136 участников одновременно исполнили торжественный обряд возлияния кумыса, что было зафиксировано в Книге рекордов Гиннеса. По словам судьи, ошибки в подсчете исключены. Всех входящих в центр кумысопития фиксировали так называемые «кликеры», ведущие строгий подсчет.

В свою очередь, судья Книги Рекордов Гиннесса Пател Правин отметил, что цифра в 11 136 человек - просто фантастическая -для рекорда было бы достаточно пятиста человек. «Я фиксировал рекорды в Таиланде, Аляске, Южной Африке, - говорит судья. -Сегодняшнее действо, когда одновременно обряд кумысопития исполняют несколько тысяч человек, было фантастическим».

Напомним, ранее на Ысыахе Туймаады были установлены два рекорда Гиннеса. Первый в 2011 году - по самому массовому синхронному исполнению музыки на хомусе - «Самый большой ансамбль хомусистов в мире» с 1344 участниками. В 2012 году на Ысыахе Туймаады был зафиксирован второй рекорд - «Самый большой осуохай в мире», в котором приняло участие 15 293 человека [6].

Ысыах широко демонстрирует национальные традиции и фольклор всех народов, проживающих в республике и действительно стал ярким явлением и знаменательным событием в культурной и духовной жизни города Якутска. Поэтому программа ысыаха направлена на различные демографические группы, учтены различные интересы пожилых, молодежи и детей. Ысыах стал настоящим праздником единения, согласия, дружбы народов, что соответствует мировоззрению народа саха. В нем принимают участие люди разных национальностей, проживающие в столице, в республике и за ее пределами. Из года в год ысыах привлекает все больше людей: растет количество участвующих в празднике (в Ысыахе прошлого года приняло участие около 150 000 человек). Широкое празднование Ысыах Туймаады придает позитивный вектор социальному и духовному развитию общества, укрепляет чувство исторической преемственности и ответственности людей за благополучное будущее своей родины [7].

Литература

1. Туризм и спорт. Коллективная монография. - СПб.: Изд-во НГУ им. П.Ф.Лесгафта, 2009.-416.с.

2. ru.rn.wikipedia.org

3. www.sakha.spb.ru

4. http://mag.e-gorod.ru

5. http://domcreative.ru

6. http://www.yakutsk-city.ru

7. http://mag.e-gorod.ru

References

1. Tourism and sports. Collective monograph. - SPb.: Ed NSU them. P. F. Lesgaft, 2009.-416.with.

2. ru.m.wikipedia.org

3. www.sakha.spb.ru

4. http://mag.e-gorod.ru

5. http://domcreative.ru

6. http://www.yakutsk-city.ru

7. http://mag.e-gorod.ru

Федорова Х.А.1, Тарасов А.Е.2

'Студент 4 курса гр. СОТ-11; 2К.п.н. доцент ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К.

Аммосова», Россия, Республика Саха (Якутия) г. Якутск.

СПОРТИВНО - СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ, НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ ИГР «ДЕТИ АЗИИ»

Аннотация

В статье рассмотрено проведения Международных спортивных игр «Дети Азии», как одного из направлений спортивнособытийного туризма в Республике Саха (Якутия)

Ключевые слова: спортивно - событийный туризм, МСИ «Дети Азии», спортивные объекты, азиатский континент.

Fedorov HA.1 Tarasov A.E.2

'4-year student gr. SOT- 11; 2PhD. Associate Professor FGAOU VPO North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov ,

Russia, Republic of Sakha (Yakutia ), Yakutsk.

SPORTS - EVENT TOURISM, THE EXAMPLE OF THE "CHILDREN OF ASIA" INTERNATIONAL SPORTS GAMES

Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In the article of the International Sports Games "Children of Asia " as one of the areas of sports and event tourism in the Republic of Sakha (Yakutia)

Keywords: sports - event tourism , ISI "Children of Asia ", sports facilities, Asian continent .

Туризм - это временные выезды с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально -деловых, спортивных, религиозных и иных целях без оплачиваемой деятельности в стране временного пребывания [2].

Событийный туризм - это вид туризма, поездки при котором приурочены к каким - либо событиям. События могут отличаться к сфере культуры, спорта, бизнеса и т.д. [1].

Событийный туризм предполагает удовлетворение потребности человека в посещении, какого - либо конкретного мероприятия [2].

В системе мирового туристского развития особое и значительное место на сегодняшний день отводится спортивно -оздоровительному туризму. Во всей системе мирового туризма его доля ежегодно увеличивается 1,5%. Значительно изменилась и структура возрастного состава туристских потоков. Теперь доля путешествующих лиц до 30 лет занимает более 40% туристских потоков.

Спортивно - событийный туризм развивает наиболее динамичный и активный элемент производительных сил региона и потому способствует повышению ресурсного потенциала в целом.

Спорт в современных условиях закономерно становится необходимой частью жизни человечества. Все больше детей и взрослых, женщин и мужчин регулярно занимаются спортом. Все более широко развивается туризм с целью посещения спортивных соревнований, спортивных зрелищ, конгрессов и семинаров спортивной науки.

В мире сложилась целая инфраструктура развития спортивно - событийного туризма. Определенное развитие она получает и в Российской Федерации [3]. Якутия - один из немногих уголков не только России, но и мира, где также особое внимание уделяют

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.