ПУТИ СОХРАНЕНИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДА САХА В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
Стрекаловская Зоя Андреевна
старший преподаватель Арктического государственного института
искусств и культуры, РФ, г. Якутск E-mail: betta. 85@mail. ru
THE WAYS OF PRESERVATION AND REVITALIZATION OF THE NON-MATERIAL CULTURAL HERITAGE OF THE SAKHA PEOPLE IN MODERN SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS
Zoya Strekalovskaya
lecturer of the Arctic State Institute of Arts and Culture, Russia Yakutsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются пути сохранения традиционной народной культуры в контексте современных социокультурных условий. Данный вопрос изучается в связи с актуализацией проблем сохранения и возрождения нематериального культурного наследия народа Саха.
ABSTRACT
The article it is considered of preservation of traditional national culture in a context of modern sociocultural conditions. The matter is studied in connection with updating of problems of preservation of revival of a non-material cultural heritage of the people Sakha.
Ключевые слова: нематериальное культурное наследие; олонхо; хомус; осуохай.
Keywords: non-material cultural heritage; olonkho; khomus; osuokhay.
Сегодня в нашей стране вопросы сохранения нематериального культурного наследия в современной социокультурной среде становятся активно обсуждаемыми проблемами в силу определенных обстоятельств, продиктованных новым временем. Одной из главных проблем в настоящее
время является сохранение национального своеобразия народов России в условиях глобализации.
Сам термин «нематериальное культурное наследие» впервые появился в документах 32-й Генеральной конференции ЮНЕСКО в 2003 г.
Нематериальное культурное наследие представляет собой явление, передаваемое от поколения к поколению, которое постоянно воссоздается сообществами и группами людей в зависимости от окружающей среды, их взаимодействия с природой, формируя у них чувство самобытности, преемственности, уважения к творчеству отдельного человека для сохранения культурного разнообразия [2].
В Конвенции по нематериальному культурному наследию (2003 г.) включены:
• устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;
• исполнительские искусства;
• обычаи, обряды, празднества;
• знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;
• знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами [2].
Якуты — самый северный тюркский народ, сохранивший реликтовые основы древнетюркского языка и наиболее важные для этноса архаические элементы народной культуры, такие как героический эпос «Олонхо», шаманство, национальный праздник ысыах, круговые танцы осуохай, варган-хомус, разновидности горлового пения: кылысах, шаманское песнопение кутуруу, хабарга ырыата и др., а также разнообразные виды декоративно-прикладного искусства и народных промыслов [1, с. 46]. Нематериальное культурное наследие якутов является частью культурного наследия народов России. Сегодня живыми элементами нематериального культурного наследия у якутов являются героический эпос «Олонхо», национальный праздник ысыах, круговой танец осуохай, варган-хомус и др., а также разные виды народных промыслов и ремесел. Однако многие обычаи и обряды, связанные с
традиционным укладом жизни, навсегда ушли из жизни народа. К ним относится шаманство как реликтовая форма древней культуры, связанная с мировоззрением и религиозными представлениями народа.
Для якутов духовная составляющая их культуры всегда была востребована и являлась тем фундаментом, при котором народ выживал на протяжении всей своей истории. Великий олонхосут, импровизатор-певец кругового танца — осуохай, исполнитель — хомусист на варгане, как и великий шаман, были наиболее уважаемыми и почитаемыми людьми в народе. Якутский народ всегда восхищался и гордился этими талантливыми людьми, поэтому до сих пор живы в памяти народа эти носители народной культуры. И сами перечисленные элементы нематериального культурного наследия дошли до наших дней, однако некоторые из них в усеченном состоянии. Сегодня в республике в живых не осталось ни одного традиционного олонхосута.
На сегодняшний день стоит большая проблема сохранения этого огромного пласта уникального нематериального наследия наших предков, когда до сих пор не разработано целостное системное видение данного явления, а также его научное изучение. В последнее десятилетие XXI в. по сравнению с прошедшими этапами истории якутской культуры произошел огромный прорыв в развитии духовной культуры народа саха. Прежде всего это связано с получением 25 ноября 2005 г статуса шедевра ЮНЕСКО якутским героическим эпосом «Олонхо». Вслед за этим некоторые значительные элементы нематериального культурного наследия (национальный праздник ысыах, хомус-варган, круговой танец осуохай и др.) постепенно входят в мировое культурное пространство.
Известный эпосовед Г.У. Эргис отмечал, что «Олонхо» — великий памятник самобытного якутского поэтического искусства, имеющий непреходящую художественную, идейную и познавательную ценность. По своей художественной силе якутский эпос может быть поставлен в один ряд с лучшими образцами эпического наследия народов России [3, с. 209]. Якутский героический эпос «Олонхо» отражает все аспекты народной культуры, истории,
мировоззрения, философии, религиозной культуры, обрядов и обычаев, музыкальной культуры, являясь вершиной поэтического гения народа.
В первое десятилетие XXI в. в Республике Саха (Якутия) принято много документов по сохранению, изучению и возрождению «Олонхо». В 2009 г. президентом Республики Саха (Якутия) В. А. Штыровым был издан Закон «О сохранении и защите эпического наследия народов РС (Я)». Данный закон состоит из 13 статей, в нем определяются меры по сохранению и защите эпического наследия коренных народов Республики Саха (Якутия), являющегося национальным достоянием не только Российской Федерации, но и всего человечества. Было объявлено Десятилетие «Олонхо» (2005—2015 гг.) для реализации Государственной целевой программы по изучению, сохранению и возрождению «Олонхо». На наш взгляд, данные принятые нормативно-правовые акты являются основанием для формирования и реализации единой культурной политики на территории Республики Саха (Якутия).
В республике установлен Национальный день Олонхо (25 ноября), ежегодно проводятся Ысыахи олонхо (21 июня) и Декада олонхо (20—26 ноября). Созданы Театр олонхо, Научно-исследовательский институт «Олонхо» при СВФУ им. М.К Аммосова, Республиканский центр «Олонхо» при Доме дружбы народов, Якутская республиканская общественная организация «Ассоциация Олонхо». Во многих улусах строятся Дома Олонхо, где проводятся конкурсы, культурные мероприятия по героическому эпосу «Олонхо».
В республике проводятся три основных разновозрастных ежегодных республиканских фестивалей по сохранению и возрождению исполнительского искусства олонхо с целью его возрождения.
1. «Мин олонхо дойдутун о □ отобун» (Я дитя страны олонхо), где участвуют дошкольники и дети школьного возраста.
2. «Мунха олонхото», где участвует молодежь в возрасте до 30 лет.
3. «Уруйдан улуу олонхо» — участники старше 35 лет.
С каждым годом число участников-исполнителей эпоса увеличивается, повышается их мастерство.
Одним из уникальных варганных инструментов якутского народа является хомус. Хомус — маленький древнейший музыкальный инструмент, по форме очень простой и похож на металлический камертон. Между дужками проходит стальной язычок, который позволяет извлечь все многообразие ритмов и музыки природы. В старину каждый якут умел играть на хомусе. В советское время он начал возрождаться с 60-х гг. ХХ в. и стал широко применяться в быту, в самодеятельном и профессиональном исполнительстве, в сольном и в ансамблевом. В руках якутских виртуозов-импровизаторов хомус не только подражает всем звукам природы, но и говорит и поет человеческим языком. Якутские хомусисты достигают эффекта сочетания в звучании слов, произносимых исполнителем в гортани, с мелодическим звучанием самого инструмента. В республике широко развито исполнительское искусство хомусистов, мастерство которых передается из поколения в поколение: раньше это была семейная традиция. Старшее поколение исполнителей сохранило традиционный стиль игры на хомусе, т. е. импровизационную манеру исполнительского творчества.
Якутские кузнецы изготавливали хомус с незапамятных времен, сохраняя древние секреты технологии изготовления. И сегодня хомусы якутских кузнецов считаются самыми лучшими, а потому — одними из самых дорогих. В современном якутском обществе якутский хомус не оказался забыт. Наоборот, популярность хомуса в республике и во всем мире растет. Количество ценителей и любителей якутского хомуса идет уже на десятки тысяч.
Возрождение хомуса по всей республике началось с 60-х гг. ХХ в. Сегодня республика имеет единственный в мире «Музей и центр варгана (хомуса) народов мира», насчитывающий уникальную коллекцию из 1342 хомусов и варганов из 45 стран мира.
В 2011 г. якутский хомус получил достойное международное признание: он вошел в Книгу рекордов Гиннесса, когда якутские хомусисты сыграли одновременно на 1344 хомусах во время республиканского праздника ысыах. В республике проводятся различные фестивали, конкурсы, конгрессы по варгану-хомусу международного масштаба, среди них — «Чарующие звуки хомуса», «Хомус у колыбели семейного ансамбля», «Хомус -Куо». С 2011 г. 30 ноября в республике объявлен Днем хомуса.
Одним из традиционных элементов нематериального культурного наследия якутов является круговой танец осуохай, исполняемый во время национального праздника ысыах. Круговой танец осуохай представляет собой искусство синкретического характера, в которых сочетаются танец, ритмический шаг, музыка — мелодия песни, поэзия — художественная импровизация певца в традиционной народной форме [3, с. 165]. Якутский осуохай издавна пользуется большой любовью у якутского народа, потому что в этом танце много самобытного, национального и характерного в исполнении. Он обязательно сопровождается пением запевалы, за которым должны повторять все участники кругового танца. Он имеет массовое исполнение. Уникальные запевалы осуохая являются певцами-импровизаторами и обладают неповторимыми голосами.
В республике успешно функционирует республиканское общество «Осуохай», а также организован региональный фестиваль «Танец Солнца» по круговым танцам народов Сибири и Дальнего Востока. В 2012 г. на Ысыахе Туймаады в местности Yс Хатын установлен рекорд Гиннеса «Самый большой Осуохай в мире». В нем приняли участие 15^293 танцующих и поющих людей, любителей этого вида народного искусства.
В целом, вышеперечисленные элементы нематериального культурного наследия якутов, в частности, героический эпос «Олонхо», народный музыкальный инструмент хомус, круговой танец осуохай, в современном социокультурном мире возрождаются и развиваются, хотя есть и проблемы их передачи в традиционном исполнении.
Передаваемые из одного поколения к другому эти древние традиции определяют настоящее и будущее духовной составляющей якутского народа. Поэтому главным хранителем и ревностным приверженцем сохранения традиций выступает сам народ. Энтузиасты, исполнители и носители этой культуры являются истинными патриотами, передают свои знания молодому поколению, которое растет и гордится своей причастностью к истории древнего народа саха. Через участие в этих формах народной культуры у молодого поколения формируется чувство гражданственности, любовь к своей малой родине и причастность к общечеловеческой культуре. Нематериальное культурное наследие якутов сегодня становится приоритетом в сохранении духовности народа саха и тем проводником, который строит мост между прошлым, настоящим и будущим.
Список литературы:
1. Захарова А.Е. Национально-культурный ресурс и архаические элементы нематериального культурного наследия народа Саха: проблемы сохранения // Художественное образование в культурном пространстве Арктики: сб. статей по матер. II Межд. научно-практ. конф. Я.: АГИИК, 2012. — 296 с.
2. Конвенция об охране нематериального культурного наследия от 17 октября 2003 г. // Сайт правозащитного центра Всемирного русского народного собора [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://pravovrns.ru (дата обращения 13.09.2013).
3. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974. — 400 c.