Научная статья на тему 'Влияние социокультурных различий семейна выбор профессии'

Влияние социокультурных различий семейна выбор профессии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1525
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние социокультурных различий семейна выбор профессии»

Задорожная Оксана Владимировна,

кандидат педагогических наук, г Ростов-на-Дону, старший преподаватель кафедры общей психологии Ростовского государственного педагогического университета; Мисиров Динамудин Насридинович, кандидат ппсихологических наук, доцент, г. Ростов-на-Дону, доцент Ростовского государственного педагогического университета

ВЛИЯНИЕ

СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ СЕМЕЙ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ

И ИЗУЧЕНИЕ особенностей социального развития и характера процесса социализации в старшем школьном возрасте занимает особое место в психологии. В этот период человек впервые сталкивается с необходимостью сознательного выбора своего жизненного пути, который включает в себя социальную ориентацию личности, то есть, осознает себя частицей, элементом социальной общности, выбирает свое будущее социальное положение и способы его достижения.

И.С. Кон1 и Л.И. Божович2 отмечают, что к концу подросткового возраста появляется потребность в самоопределении, одним из проявлений которого является профессиональная ориентация. Именно поэтому всегда актуальным остается раскрытие структурно-содержательных характеристик, тенденций, факторов и условий, определяющих процесс социализации старшего школьника, формирование его социальных позиций, его профессионального самоопределения, в том числе в системе отношений со взрослыми, когда проблема отношения с

миром становится перед ним остро и определенно.

Семья - малая группа, в которой с наибольшей естественностью удовлетворяются многие важнейшие личностные потребности человека. Здесь он приобретает необходимые социальные навыки, осваивает базовые стереотипы поведения, мотивы, ценности и убеждения, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными. В семье личность реализует свои эмоциональные предпочтения, получает психологическую поддержку и защиту, спасается от стрессов и перегрузок, возникающих при контактах с внешним миром. В удовлетворении всех таких потребностей и заключается смысл психологических и социокультурных (социализирующих) функций семьи3. Под социокультурными особенностями семьи мы понимаем ее социальное положение, уровень образования родителей, их принадлежность к определенной социально-профессиональной группе, материальное благосостояние и стиль взаимодействия родителей с детьми - все это в, значительной мере, предопределяет жизненный и, в частности, профессиональный путь ребенка.

1 Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. С. 106-204.

2 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. С. 365-420.

3 Здравомыслова О.М. Психологические и социально-культурные функции семьи // Психология семьи: Хрестоматия. Самара: Изда-

тельский дом «Бахрах М». 2002. С. 82-91.

25

Социализация детей составляет основное содержание социокультурного функционирования семьи и осуществляется через взаимодействие поколений. В зависимости от социокультурных особенностей семьи, обусловленных историческими трансформациями культуры и конкретного общества, меняется тип и механизм этого взаимодействия. Именно поэтому актуальным остается изучение социокультурных особенностей семьи и ее влияние на процесс социализации старшего школьника, формирование его социальных позиций, профессионального самоопределения в ситуации современной России, характеризующейся мощными социально-экономическими трансформациями, идеологической и культурной ломкой, изменением ценностей и идеалов, более четкой дифференциацией интересов, включая возрастные и национальные, усложнением социальной структуры, безработицей и правовым беспределом, резким обнищанием 80% семей.

Анализ литературы позволил определить основные социокультурные различия семей, детерминирующие профессиональный выбор в подростковом и юношеском возрасте, что представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Представления о социокультурных различиях в трудах отечественных и зарубежных психологов

Социокультурные различия Авторский термин Автор

1 .Уровень образования родителей Социально-профессиональная принадлежность родителей Г.М. Мкртчян, А.Е. Чирикова

Образовательный статус В.С. Собкин

Уровень образования И.С. Кон, Р.Г. Гурова

2. Материальное положение семьи Материальный статус В.С. Собкин

Материальное положение Р.Г.Гурова, И.С. Кон

3. Социально-экономический статус Социоэкономический статус Ф. Райс, Г. Крайг, Р.Г. Гурова

4. Стиль семейного воспитания Виды отношений В.Н. Дружинин

Типы отношений Л.Г. Саготовская, А.В. Петровский

Типы семей В. Юстицкис

Типы воспитания В.И. Гарбузов

Стиль взаимодействия Э. Роу

Стиль воспитания В.М. Минияров

Остановимся на более подробном рассмотрении выделенных критериев.

1. Влияние уровня образования родителей.

Рассматривая период ранней юности в русле возрастной периодизации, когда дело касается лич-ностно-смыслового или профессионального самоопределения школьников относительно своих будущих перспектив, такие аспекты как уровень образования родителей и материальное положение семьи изучались весьма фрагментарно. Между тем при изучении профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте учет влияния указанных факторов оказывается содержательно необходимым.

И.С. Кон отмечает, «чем выше уровень образования родителей, тем больше вероятность того, что их дети собираются продолжить учебу после школы и что эти планы будут реализованы»1. Дети из более образованных семей обычно склонны идти по стопам родителей, во всяком случае, хотят остаться в той же социально-профессиональной группе.

Данные исследования Г.М. Мкртчян и А.Е. Чириковой, которое проводилось среди старшеклассников из семей рабочих и служащих, показали, что сразу после окончания школы намереваются продолжить учебу наибольшая часть тех выпускников, родители которых имеют высокую квалификацию. Среди детей из семей служащих, родители которых имеют высшее образование и среднее специальное образование, больше желающих продолжить учебу, чем среди детей, родители которых имеют средний и ниже среднего образовательный уровень; среди детей рабочих с высокой квалификацией в 1,5 раза больше желающих учиться, чем среди детей, родители которых имеют низкую квалификацию. В среднем, на 26% больше желающих сразу после окончания школы пойти учиться из среды служащих, чем из среды рабочих. Авторы статьи считают, что здесь определенную роль играет социальный статус, согласно которому родители прилагают все усилия для того, чтобы образование детей не было, по крайней мере, ниже образования родителей. В силу этого, образование родителей само по себе становится фактором, сильно влияющим на формирование профессиональных планов молодежи2.

Более трети выпускников школы намереваются получить высшее образование не ради овладения новыми знаниями, а для того, чтобы побыть в роли студента, которая дает им возможность самоутвердиться в позиции человека, сумевшего достичь цели, оказавшейся не всем по плечу, и позволяет переместиться в иную социальную группу, принадлежность к которой может говорить об определенном уровне овладения интеллектуальными навыками.

Из желающих продолжить учебу после окончания школы детей высококвалифицированных рабочих именно в вузы намерены поступить менее трети. Это в три раза ниже соответствующих показа-

1 Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. С. 198.

2 Мкртчян Г.М., Чирикова А.Е. О профессиональных ориентациях старшеклассников // Вопросы психологии. 1985. №3. С. 17-29.

телей у детей служащих с высшим образованием и в два раза ниже, чем у детей служащих со средним специальным образованием. Однако доля детей высококвалифицированных рабочих, стремящихся обучаться в вузе в этой социальной группе относительно высока по сравнению с детьми рабочих средней и низкой квалификации. Более половины выпускников из этих профессиональных групп рабочих намерены обучаться в ПТУ.

Таким образом, существует определенная устойчивая связь между социально-профессиональным положением семьи и профессиональными планами выпускников школы1.

Отстаивание стремления молодых людей из рабочей среды к получению образования по сравнению с детьми из среды служащих «объясняется реализмом выпускников, их внутренними контактами, своеобразными обратными связями с предыдущими выпускниками, на основе которых молодые люди корректируют свои личные планы»2. Поэтому, поведение молодежи из рабочей среды при выборе жизненного пути представляется более рациональным по сравнению с другими социально-профессиональными группами с точки зрения реализации своих стремлений и возможностей.

В исследовании Н.А. Колодиевой3 отмечено, что в оценках определенных конкретных профессий детьми из различных социально-профессиональных групп имеются существенные расхождения. По сложности и содержательности профессии токаря, слесаря, станочника в оценках выходцев из семей высококвалифицированных рабочих не уступают профессии врача, а в сравнении с профессиями журналиста, учителя, актера значительно превышают последние по сложности и содержательности. Лишь профессию экономиста эти молодые люди считают более сложной по сравнению с такими рабочими профессиями, как оператор установок и радиомонтажник, получившие весьма высокие оценки по этому критерию. Выпускники, принадлежащие к семьям с высшим образованием, профессии токаря, слесаря, радиомонтажника, оператора и станочника по своей сложности и содержательности оценивают в два с лишним раза ниже профессий врача, актера, экономиста и журналиста4.

Таким образом, оценки выпускников из среды служащих с высшим образованием значительно ниже оценок выпускников из среды высококвалифицированных рабочих. Расхождение по этому критерию наблюдается также в оценках тех профессий

квалифицированного умственного труда, которые дети рабочих оценили ниже, чем дети служащих. Весьма низкие оценки, даваемые детьми из среды служащих с высшим образованием, таких рабочих профессий, которые требуют высокой квалификации, большого объема специальных и общих знаний и творческих качеств работника, указывают на необоснованно негативное отношение этой категории молодежи к рабочим профессиям.

Видимо, высокая оценка сложности и содержательности рабочих профессий детьми высококвалифицированных рабочих в отличие от детей служащих с высшим образованием может быть объяснена более высоким уровнем информированности этих старшеклассников о содержании рабочих профессий, что свидетельствует о большой роли профессионального просвещения детей родителями5.

Что же касается различий в уровне образования отца и матери, влияющие на образовательные планы старшеклассников, то здесь существенных различий не обнаружено. Исключение составляет лишь характер формирования ценностных ориен-таций старшеклассников, на который влияет, в первую очередь, образовательный уровень матери6.

У школьников с высоким уровнем образования матери явно прослеживается установка на приобретение «культурного капитала» и саморазвитие. Именно матери, имеющие высокий образовательный статус, транслируют особую структуру ценностей и стиль поведения, которые характерны для их социальной страты; матери же с низким уровнем образования более сориентированы на трансляцию ценностей, присущих традиционалистской поло-ролевой модели7.

Если выбор профессии такой же, как у матери, то это объясняется высоким уровнем ее образования. «Соответственно, чем выше профессиональный статус отца - профессиональный, административный или его реальная собственность - тем вероятнее, что ребенок согласится с его мнением»8.

2. Влияние материального положения семьи.

Фактор материального положения семьи дифференцирует профессиональные планы старшеклассников. Высокий материальный статус семьи оказывает значимое влияние на уверенность и оптимизм подростков относительно своего будущего. В.С. Собкин отмечает, что среди школьников из высокообеспеченных семей 38,6% оптимистично оценивают свои жизненные перспективы, а из недостаточно обеспеченных - 14,9%. У школьников из се-

1 Там же.

2 Мкртчян Г.М., Чирикова А.Е. О профессиональных ориентациях старшеклассников // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 23.

3 Колодиева Н.А. Изучение влияния социокультурных различий семей на выбор профессии в подростковом возрасте. Дипломная работа. Выполнена под руководством Задорожной О.В. М., МГОСУ. 2004.

4 Мкртчян Г.М., Чирикова А.Е. О профессиональных ориентациях старшеклассников // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 19-29.

5 Там же.

6 Собкин В.С. Особенности социализации в старшем школьном возрасте: социокультурные траектории ценностных трансформаций // Мир психологии. 1998. № 1. С. 26-54.

7 Там же.

8 Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: «Питер», 2000. (Серия «Мастера психологии»). С. 525.

27

мей с высоким материальным положением значительно выше и доля тех, кто имеет достаточно сформированные отчетливые планы и представления, относительно своего будущего (среди высокообеспеченных - 33,0%, из недостаточно обеспеченных семей - 13,8%). При этом подростки из высокообеспеченных семей более положительно относятся к своей семье и ее влиянию на формирование своих профессиональных планов, отмечая, что на их желание продолжить свое образование оказывают влияние традиции семьи. Если среди высокообеспеченных таких четверть - 23,9%, то среди низкообеспеченных совсем немного - 4,6%1.

Таким образом, устойчивое материальное положение семьи влияет на сформированность профессиональных планов; ценностно-значимыми в жизненном и профессиональном самоопределении старшеклассников из высокообеспеченных семей оказываются семейные традиции.

Выявлены различия между школьниками с низким и высоким материальным статусом семьи в их установках на самореализацию. Стремление к самореализации для подростков из малообеспеченных семей связано с их желанием сменить свой социальный статус, выйти из низкой социальной страты в более высокую2.

3. Влияние социально-экономического статуса семьи.

Некоторые авторы отмечают, что уровень образования и материальное благосостояние родителей при изучении их влияния на профессиональные планы старшеклассников нельзя рассматривать в отрыве друг от друга (Гурова Р.Г., Крайг Г., Райс Ф.). Эти факторы в совокупности составляют социально-экономический статус семьи.

Семьи с низким социоэкономическим статусом обычно построены по иерархическому принципу, и для отношений родителей к детям характерна ригидность. В семье царит атмосфера абсолютизма, императивности и физического насилия. Модели взаимодействий между родителями и детьми ориентированы на поддержание порядка, послушания и дисциплины. Методы поддержания дисциплины характеризуются импульсивностью, жесткостью и непоследовательностью.

Родители из семей с низким социоэкономическим статусом обычно хотят воспитать своих детей порядочными, послушными и честными людьми. Им кажется, что школьный табель с хорошими оценками является залогом будущего движения вверх по социальной лестнице. Такие взрослые не ставят перед собой таких задач, как развитие креативности, любознательности, самостоятельности и независимости у их детей.

Подростки в этих семьях имеют низкий куль-

турный уровень. Их жизненные возможности ограничены четырьмя факторами: недостаточным опытом и узкими возможностями, недостаточной автономностью и влиянием, что вызывает чувство бесполезности и бессилия, ощущение, что они неудачники среди более благополучных людей. Все это приводит к тому, что в семьях с низким социоэкономическим статусом дети часто вообще не имеют выбора профессии: многие матери и отцы передают свое мастерство детям, обучая своей профессии.

В семьях с высоким социально-экономическим статусом придерживаются демократических правил, которые отличаются силой взаимных обязательств, высокой способностью семьи достигать поставленных целей. Родители стремятся воспитать в своих детях самостоятельность, активность, социальную ответственность, любознательность и независимость. Особое внимание со стороны родителей уделяется развитию способностей, в том числе и творческих. В таких семьях дети свободны в выборе своей профессии, склонны прислушиваться к мнению родителей и часто соглашаются с их предложениями.

Кроме того, социально-экономический статус семьи, в некоторой степени, влияет на осведомленность молодых людей о различных профессиях. Родители, принадлежащие к среднему и высокому статусу, имеют больше возможностей дать своим детям широкую информацию о существующих специальностях, что способствует развитию у подростков целенаправленного интереса и позволяет получить представление о возможностях трудоустройства. Социально менее благополучные подростки располагают меньшими возможностями, чем представители более привилегированных слоев общества. Юноши и девушки из семей низкого социально-экономического статуса, как правило, приходя на рынок труда, выбирают одну из тех немногих профессий, о которых они имеют хоть какое-то представление3.

Р.Г. Гурова выделяет несколько молодежных групп, которые выбирают себе профессии, исходя из своих социальных и нравственных ориентаций, сформированных в семьях с различными социально-экономическими статусами.

Первая группа молодежи тяготеет к «буржуазному» образу жизни и состоит из следующих ролевых позиций: «стяжатели - потребители», «гедонисты», «честолюбцы - карьеристы», «маргиналы». В нее, в подавляющем большинстве, входят дети хорошо обеспеченных родителей, чаще со средним и средне специальным образованием. Их объединяют индивидуализм и потребительство.

Вторую группу составляют «обыватели», которые представлены ролевыми позициями «интеллектуал» и «борец за социальную справедливость». В целом, это недостаточно развитые люди. Они в

1 Собкин В.С. Особенности социализации в старшем школьном возрасте: социокультурные траектории ценностных трансформаций // Мир психологии. 1998. № 1. С. 26-54.

2 Там же.

3 Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: «Питер», 2000. (Серия «Мастера психологии»). С. 516-536. _28

большей степени ориентируются на материальные ценности, чем на духовные, но в то же время способны проявить сочувствие к ближним. Большинство девушек хотят учиться в ВУЗе, «чтобы иметь диплом» или для того, «чтобы выйти замуж», а юноши -чтобы «уйти от армии». Чаще это горожане из семей с удовлетворительным материальным положением, где родители имеют среднее или неполное среднее образование.

Третью группу составляет молодежь социалистической направленности. Для них главное в жизни не материальные, а духовные ценности, не потребительство, а творческое созидание. Мотивы образования - «внести вклад в благосостояние родины», «получить профессию по призванию»1.

4. Влияние стиля семейного воспитания.

Стиль воспитания детей, его цели, институты, методы, достижения и неудачи нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа, общества. Традиционные институты и методы воспитания связаны «...со способом ведения хозяйства, экологическими условиями и социальной структурой»2.

Стили воспитания варьируют от культуры к культуре, от одного исторического периода к другому; они также неодинаковы в разных семьях. В нашей стране существуют разные стили воспитания, которые формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка. На выбор родителями стиля семейного воспитания оказывают влияние, в первую очередь, тип темперамента, научно-педагогическая литература, которая имеет как положительное, так и отрицательное значение, так как каждый родитель обращает внимание, прежде всего на то, что оправдывает его отношения с ребенком, традиции, в которых воспитывались сами родители и исторические факторы развития социально-экономических отношений в обществе. Данную позицию разделяют исследователи В.Н. Дружинин, И.С. Кон, Д. Майерс, В.М. Минияров, Б.Д. Парыгин.

Стиль семейного воспитания определяет характер формирования у детей установок, потребностей и интересов, одним из проявлений которых во взрослой жизни становится выбор профессии. Будет ли этот выбор самостоятельным или подчинен желаниям родителей, будет ли выбранная профессия соответствовать интересам, склонностям и способностям ребенка, либо выбор окажется спонтанным и необдуманным - все это в немалой степени зависит от стиля семейного воспитания. Однако, несмотря на очевидную необходимость сопоставления стиля семейного воспитания взрослых и их

представления о будущей профессии ребенка с его профессиональным выбором, эмпирические исследования подобного рода практически отсутствуют или затрагиваются лишь в общем виде.

Стиль семейного воспитания - «наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия»3.

Можно выделить основные виды таких отношений, реализующиеся в семье.

1. Семья - это структура, в которой реализуется отношение власти. Отношения доминирования -подчинения в группе людей, несомненно, имеют социокультурную специфику. Выделяют пять видов социальной власти, характеризующих отношения между ребенком и взрослым в семье.

A). Власть - вознаграждение. Ребенка поощряют за социальноодобряемый поступок и наказывают за социально порицаемый.

Б). Власть - принуждение - в ее основе лежит жесткий контроль за поведением ребенка и незамедлительное наказание за каждый незначительный проступок.

B). Власть эксперта - основана на социальной или профессиональной компетентности родителей в том или ином деле.

Г). Власть авторитета. Уважение одного из родителей, который является образцом - носителем социально-одобряемого поведения.

Д). Власть закона. Носителями этого вида власти для ребенка являются родители4.

2. Ответственность. К. Муздыбаев определяет социальную ответственность следующим образом: «Это, прежде всего, качество, характеризующее социальную типичность личности. Поэтому мы будем говорить о социальной ответственности, имея в виду склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия»5.

3. Эмоциональная близость. Психологически основана на мотивации аффилиации. Аффилиатив-ная мотивация почти всегда выступает компенсатором мотивации «власти - подчинения».

Такие виды семейных отношений как доминирование - подчинение, ответственность и эмоциональная близость могут препятствовать или, напротив, благоприятствовать проявлению общих и специальных способностей, профессиональному са-моопределению6.

1 Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации // Педагогика. 2000. № 10. С. 32-38.

2 Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. С. 20.

3 Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основы зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 21.

4 Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: «КСП», 1996. С. 160.

5 Муздыбаев К. Психология ответственности / Под ред. В.Е. Семенова. Л.: Наука 1983. С. 25.

6 Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: «КСП», 1996. С. 160.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29

Влияние стиля взаимодействия родителей с детьми имеет далекие последствия и определяет их жизненный путь. Э. Роу исследовал следующие характеристики взаимодействия: эмоциональное принятие - неприятие, наличие - отсутствие контроля, стимулирование - не стимулирование активности ребенка, и обнаружил их влияние на выбор профессионального пути. Эмоциональное приятие или неприятие определяют, соответственно, личностную или предметную направленность профессиональных интересов, наличие - отсутствие контроля связано с защитным - незащитным типом реагирования, а стимулирование - не стимулирование активности обуславливает направленность на других или на себя.

Дети, находящиеся в центре внимания семьи, могут вырасти зависимыми от потребности в принадлежности к группе, в любви и уважении других. В результате, по мнению Э. Роу, их будут привлекать профессии, которые дадут им возможность контактировать с людьми и пользоваться их уважением. Они предпочтут работу, связанную с помощью окружающих, или же будут тяготеть к работе в области культуры. Дети, которым родители по тем, или иным причинам уделяют мало внимания, часто испытывают недостаток любви и уважения, и у них не развивается вышеуказанная зависимость. Таких людей могут привлекать занятия, требующие уединения, и поэтому они посвящают себя науке, технике или выбирают профессии, непредполагающие прямого интенсивного общения1.

В дополнительных исследованиях было выяснено, что в семьях, в которых преобладал демократический стиль воспитания, родители оказывали сильное влияние на профессиональный выбор своих юных членов. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Особое внимание со стороны родителей уделяется развитию способностей, в том числе и творческих. В таких семьях дети свободны в выборе своей профессии, склонны прислушиваться к мнению родителей и часто соглашаются с их предложениями2.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной все-терпимости, дают плохие результаты.

При авторитарном стиле индивидуальность и самостоятельность подростков выражены очень слабо. Молодые люди не могут освободиться от родительского диктата и выработать собственную позицию по жизненно важным вопросам. Они страдают от заниженной самооценки, подчиненности чужой воле и недостаточной уверенности в себе, поэтому им бывает очень трудно принять самостоятельное решение относительно будущей профессии.

Принимаемые решения в значительной степени обусловлены эмоциями и являются реакцией на желания родителей. Авторитарные родители направляют, предопределяют или ограничивают выбор своих детей, настаивая на продолжении или прекращении обучения, на определенной школе или специализации, на приобретении указанной ими профессии. Иногда такие родители, не ожидая от своих детей больших успехов на каком-либо поприще, дают им невысокое образование, ограничивая, таким образом, для них широту возможного профессионального выбора3.

Перегиб в сторону всетерпимости при либеральном стиле воспитания вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой коммуникации - часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я». У таких подростков процесс профессионального самоопределения проходит тяжело. Очень часто к концу школы они не знают, чем будут заниматься в жизни4.

Таким образом, анализ литературы показал, что социокультурные особенности семей выступают факторами, влияющими на формирование ценностных ориентаций, которые, в свою очередь, влияют на уровень образования и профессиональные планы оптанта. На выбор конкретной специальности и квалификации влияет социально-профессиональная принадлежность родителей. Кроме того, профессиональный путь детей детерминирован стилем взаимодействия с ними родителей.

Опираясь на проведенный теоретический анализ научной литературы, касающейся профессионального выбора в подростковом и юношеском возрасте, мы определили основную цель нашего исследования: изучить зависимость профессионального выбора оптанта от социокультурных особенностей семей.

Экспериментальная выборка была представлена 108 испытуемыми, из которых: 1) учащиеся старших классов в возрасте от 15 до 17 лет, в количестве 40-ка человек (20 юношей, 20 девушек); 2) их родители, возраст которых составил от 32 до 59 лет. Общее количество родителей - 68 человек, из них 40 матерей и 28 отцов, что, в свою очередь, составляет 40 семей.

Исследование проводилось на базе МОУ Морского пограничного лицея города Анапы, МОУ СОШ

1 Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основы зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 158-164.

2 Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: «Питер», 2000. (Серия «Мастера психологии»). С. 516-536.

3 Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: «Питер», 2000. (Серия «Мастера психологии»). С. 516-536.

4 Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: «Питер», 2000. (Серия «Мастера психологии»). С. 516-536.

_30

№ 3 города Темрюка и МОУ СОШ № 16 села Молдаванское Крымского района.

Мы предположили, что на профессиональное самоопределение в пубертате влияют такие социокультурные особенности семьи как уровень образования родителей, их представления о ценностях профессии и стиль взаимодействия родителей с детьми.

Методический инструментарий, применяемый в исследовании:

1. А[ еаоа N баса1, состоящая из 8-ми вопросов, представленная в нашей модификации.

Структура анкеты включает в себя как открытые, так и закрытые вопросы. Закрытые вопросы составлены в виде утверждений, из которых оптант выбирает наиболее подходящие для него и отмечает подчеркиванием (вопросы 3 и 7). В состав анкеты входит и такой вопрос, который предполагает односложный ответ: «Да» или «Нет» (вопрос 6). Открытые вопросы позволяют опрашиваемому строить свой ответ в соответствии со своими желаниями, как по содержанию, так и по форме (вопросы 1, 2, 4, 5, 8).

Все вопросы направлены на получение информации о любимых занятиях старшеклассников, об их интересах, о наличии или отсутствии выбранной профессии, о том, чем их привлекает избранная профессия и т. д.

АНКЕТА ОПТАНТА

Ф.И.О._

1. Чем вы любите заниматься в свободное время:_

2. Какие кружки, секции, факультативы посещаете:_

3. Какая область деятельности или знаний вас больше всего интересует: (нужное подчеркнуть):

-естественнонаучная (математика, физика, химия, биология, медицина);

- общественно-научная (история, экономика, философия, право);

- гуманитарная (литература, психология, журналистика, педагогика);

- искусство (музыкальное, театральное, вокальное, изобразительное);

- определенные интересы отсутствуют.

4. Какую профессию вы выбрали:_

5. В каком учебном заведении вы собираетесь ее приобрести_

6. Есть ли у вас друзья, которые намерены избрать ту же профессию, что и вы?_

7. Что привлекает вас в избранной профессии (нужное подчеркнуть).

- высокая заработная плата;

- перспективность (профессиональный рост, продвижение по служебной лестнице);

- близость к месту жительства;

- приносить пользу людям, готовность оказывать им поддержку;

- престиж профессии;

- возможность самораскрытия, самовыражения и саморазвития;

- независимость;

8. Какую профессию Вам советуют выбрать родители?_

Анкетирование проводилось с личного согласия старшеклассников в индивидуальной форме и в группах, в присутствии исследователя.

2. Анкета для родителей (авторская разработка).

Содержание анкеты составил круг из 6-ти вопросов о фактах жизнедеятельности опрашиваемого (вопросы 1, 2, 3, 5), о представлениях профессионального выбора ребенка (вопрос 6), о ценностях избранной профессии (вопрос 4).

Анкета для родителей, так же как и анкета оптанта, состоит из закрытых и открытых вопросов. Хотя последний тип вопросов и предполагает построение ответа в соответствии с желаниями опрашиваемого, в нашей анкете они были построены таким образом, чтобы получить конкретные ответы.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ф.И.О._

1. Возраст_

2. Образование (среднее, средне специальное, неполное высшее, высшее)._

3. Профессия (профессии)._

4. Что привлекает Вас в избранной профессии (нужное подчеркнуть):

a. высокая заработная плата;

b. перспективность (профессиональный рост, продвижение по служебной лестнице);

c. независимость;

d. близость к месту жительства;

e. приносить пользу людям, готовность оказывать поддержку;

престиж профессии;

д. возможность самораскрытия, самовыражения, саморазвития;

1г _

5. Чем Вы любите заниматься в свободное время (хобби)_

6. Каким вы видите профессиональный выбор своего ребенка_

Анкетирование проводилось с личного согласия родителей на родительских собраниях и в до-

1 Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2002. С. 376.

31

машней обстановке в присутствии исследователя.

3. Методика «Стиль взаимодействия» (автор Н.В. Клюева), модифицированная нами, в соответствии с целью нашего исследования.

Обработка данных проводилась с помощью сравнительного, качественно-количественного анализа, а также с помощью линейной корреляции Пирсона. Критические значения коэффициента корреляции Пирсона для наших выборок (п = 40), равны при Р 0,01, г = 0,407. Для п = 28, равны при Р 0,01, г = 0,478.

Полученные результаты позволяют заключить следующее:

1. Проведенное исследование социокультурных различий семей и их влияния на профессиональный выбор детей старшего школьного возраста позволило выявить значимые социально-демографические характеристики семей, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Социально-демографические характеристики исследования контингента родителей

Социально- демографические характеристики. Отец (п=28) Мать (п=40)

1. Уровни образования:

- среднее; 61% 5%

- средне специальное; 34% 60%

- неполное высшее; - 12,5%

- высшее 5% 22,5%

2. Возраст:

30 - 40 лет; 33% 37,5%

40 -50 лет; 67% 55%

50 - 60 лет. 10% 7,5%

3. Статус семьи:

- полная; 70%

- неполная. 30%

но-профессиональный статус посредством получения высшего образования. В большинстве своем, эту группу составляют молодые женщины в возрасте 32 - 39 лет.

Необходимо отметить, что исследуемых женщин, имеющих только среднее образование, всего 5%.

На основе качественно-количественного анализа определен средний возраст исследуемых отцов оптантов, который соответствует 39 - 44 годам, а матерей - 37 - 40 лет.

Данные анкет свидетельствуют, что среди исследуемых семей полных только 70%, а неполных - 30%.

2. Результаты анкеты оптанта по вопросу, «В каком учебном заведении вы собираетесь ее приобрести» показали, что 32,5% анкетируемых старшеклассников собираются после школы поступать в учебные заведения, дающие средне специальное образование, а 67,5% намереваются поступать в ВУЗы. Эти показатели мы сравнили с образовательным уровнем родителей и отобразили на рисунке 1.

70_, 61% 60 50 40 30 20 10 0

34%

-

5%

0%

средним неполное

высшее Уровни образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обращает на себя внимание тот факт, что большинство исследуемых отцов (61%) имеет средний уровень образования; 34% получили средне специальное образование и 5% - высшее. Можно предположить, что после окончания школы эти люди, в основном, не были ориентированы на продолжение образования. Их ближайшие жизненные планы могли быть связаны с призывом в армию, со стремлением создать собственную семью, стать материально независимыми от родителей и т.д.

Большинство женщин, принимавшие участие в исследовании, имеют средне специальное образование (60%); высшее образование имеют 22,5% женщин, а 12,5% респонденток на момент анкетирования продолжали повышать уровень своего образования в вузах.

При помощи качественного анализа данных анкет нами было выявлено, что все женщины, которые продолжали свое обучение в вузах, уже имеют средне специальное образование. Этот факт может говорить в пользу того, что в наше непростое время женщины пытаются повысить свой социаль-

Рис.1 Различия между образовательным уровнем родителей и планируемым уровнем образования детей.

С помощью линейной корреляции была выявлена зависимость между уровнем образования родителей и перспективой получения определенного уровня образования выпускниками школ.

Так, коэффициент корреляции между показателями уровня образования матери и планируемого образовательного уровня детей составил 0,427, а между показателями уровня образования отца и планируемого образовательного уровня детей, соответственно, -0,486. Отсюда следует, что чем выше уровень образования родителей, тем больше вероятность дальнейшего обучения детей, и их стремления к получению более высокого уровня образования. Коэффициенты корреляции свидетельствуют о том, что здесь большую роль играет образовательный уровень матерей.

3. Результаты проведенного анкетирования контингента родителей оптантов позволяют проанализировать их представления о ценности своих профессий.

Данные исследования представлены в таблице 3. Таблица 3.

Представления родителей о ценностях профессии

Ценность профессии Мать (п=40) Отец (п=28)

Кол- во чел. % Кол-во чел. %

Высокая заработная плата 6 15% 13 46,4%

Перспективность 9 22,5% 5 17,9%

Независимость 3 7,5% 9 32,1%

Близость к месту жительства 8 20% - -

Возможность приносить пользу людям 25 62,5% 9 32,1%

Престиж профессии 10 25% 6 21,4%

Возможность самораскрытия, самовыражения, саморазвития 13 32,5% 1 3,6%

Из данной таблицы видно, что для матерей оптантов наиболее привлекательными характеристиками профессии выступают: возможность приносить пользу людям и возможность самораскрытия, самовыражения и саморазвития. Следовательно, ведущими мотивами трудовой деятельности исследуемых женщин являются альтруистический мотив и мотив самоактуализации.

Если учесть, что большинство исследуемых респонденток, отмечающие эти характеристики, имеют высшее образование или находятся в процессе его получения, то можно предположить, что мотив самоактуализации реализуется ими при повышении уровня образования, а альтруистический мотив, непосредственно, в трудовой деятельности. На основе качественного анализа данных анкет можно сделать вывод, что альтруистический мотив присутствует у женщин следующих профессий: педагог, воспитатель, медсестра и т.д.

Что же касается отцов оптантов, то у них ведущими ценностями профессии являются высокая заработная плата (46,4%), независимость (32,1%) и возможность самораскрытия, самовыражения и саморазвития (32,1%). Высокую заработную плату, как ценность профессии отмечают почти половина анкетируемых отцов. Это может быть обусловлено стереотипом, что мужчина является кормильцем семьи. Материальный мотив (высокий уровень заработной платы) связан с мотивом свободы (независимость), так как высокий уровень материального благосостояния обеспечивает определенный уровень независимости.

Примечателен тот факт, что из матерей оптантов эти две характеристики профессии выбрали минимальное количество респонденток: высокую заработную плату - 15%, а независимость - 7,5%. При помощи качественного анализа удалось выявить, что высокую заработную плату и независимость как цен-

ность профессии отмечают те женщины, которые воспитывают своих детей без отцов. Видимо, без отца роль основного кормильца берет на себя мать.

4. Результаты анкетирования контингента старшеклассников позволяют проанализировать их представления о ценностях профессии, которую они собираются приобрести. Данные анкеты представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Представления старшеклассников о ценностях профессии

Ценность профессии. п=40

Количеств о человек. %

Высокая заработная плата 28 70%

Перспективность 13 32,5%

Независимость 12 30%

Близость к месту жительства 8 20%

Возможность приносить пользу людям 19 47,5%

Престиж профессии 14 35%

Возможность самораскрытия, самовыражения, саморазвития 7 17,5%

Обращает на себя внимание тот факт, что 70% старшеклассников, видят ценность будущей профессии в высокой заработной плате. Это говорит о завышенном уровне притязаний, относительно будущего материального благополучия, которое обеспечит им профессия.

Качественный анализ данных анкет позволил выявить, что по представлению учащихся высокий уровень заработной платы могут обеспечить профессии связанные с риском и профессии направленные на результат деятельности.

Многие школьники (47,5%) отмечают, что избранная профессия привлекательна возможностью приносить пользу людям. Необходимо напомнить, что эту ценность отмечают 62,5% матерей и 32,1% отцов. Примечателен тот факт, что старшеклассники, у которых доминирует альтруистический мотив, выбирают профессии, связанные с взаимодействием с людьми, и социально полезные профессии.

Немаловажную роль играет престиж профессии, который отмечают 35% анкетируемых, и перспективность (профессиональный рост, продвижение по служебной лестнице) - 32,5%. Скорее всего, это также связано с высоким уровнем притязаний школьников. Чем престижнее профессия, тем больше в ней будет кандидатов при поступлении на одно место, и тем большему числу из них предстоит отсеяться. Преодоление этого социального барьера даст возможность самоутвердиться в позиции человека, сумевшего достичь цели, оказавшейся не всем по плечу.

То, что будущая профессия обеспечит независи-

33

мость, отмечают 30% школьников, что может быть обусловлено стремлением к независимости вообще.

Возможность самораскрытия, самовыражения и саморазвития с помощью профессии считают ценностью 17,5% анкетируемых, а «близость к месту жительства» отмечают 20% учащихся.

С помощью корреляционного анализа были выявлены зависимости между ценностями профессии, которые отмечали в своих анкетах родители и ценностями, выбираемыми детьми (Таблица 5).

Таблица 5.

Показатели корреляционных связей между представлениями старшеклассников и их родителей о ценностях профессии

Взаимосвязи с Ценности профессии

родительскими 1 2 3 4 5 6 7

представлениями Коэффициенты

кор реляции

С матерью -0,489 0,278 0,175 4

ю о о о гч ,0 0,06 ш «о ,0

С отцом ю (О со (О ш 8 8 О) 8 2 со (О

о

о о ,0 ,0 ,0 ,0 ,0

Примечание: 1 - высокая заработная плата; 2 - перспективность; 3 - независимость; 4 - близость к месту жительства; 5 - возможность приносить пользу людям; 6 - престиж профессии; 7 - возможность самораскрытия, самовыражения, саморазвития.

Жирным шрифтом выделены значимые корреляционные связи.

Выявлена обратно пропорциональная зависимость между оценкой матерей и представлениями оптантов о такой ценности профессии как высокая заработная плата (-0,489).

Установка на саморазвитие, в будущей профессии прослеживается у старшеклассников, матери которых отмечают, что эту потребность помогает реализовать им профессия (0,664). Напомним, что большинство матерей, отмечающие эту ценность, имеют высокий уровень образования.

Потребность приносить пользу людям, готовность оказывать им поддержку посредством будущей профессии, отмечают школьники, если это является ценностью для их отцов (0,478).

Уверенность в том, что профессия обеспечит им независимость, прослеживается у школьников и положительно коррелирует в случае, если независимость является ценностью профессии для их отцов (0,486).

5. Данные, полученные при тестировании респондентов родителей с помощью модифицированной методики «Стиль взаимодействия» представлены в таблице 6.

Таблица 6.

Данные, полученные с помощью методики «Стиль взаимодействия»

Стиль Матери Отцы Всего

родительского Кол- % Кол- % Кол- %

взаимодействия во во во

Авторитарный

42,5% со 21,4% со (М 33,8%

Демократический

со о Е 39,3% (М 39,7%

Либеральный

17,5% 39,3% СО 39,3%

Авторитарный стиль взаимодействия преобладает у матерей (42,5%). Среди отцов этот показатель равен - 21,4%. Демократический стиль: у отцов - 39,3%, а у матерей - 40%. Либеральный стиль взаимодействия, в основном, наблюдается у отцов (39,3%), а у матерей встречается в 17,5% случаях.

Результаты, полученные с помощью анкет, позволяют выявить корреляционные взаимосвязи. А также, степень совпадения между выбором профессии старшеклассниками и ожиданиями родителей с определенными стилями воспитания, которые представлены в таблице 7.

Таблица 7.

Совпадение профессионального выбора школьника с ожиданиями родителей, в зависимости от стиля взаимодействия

Стиль Кол-во % Степень

взаимодействия родителей совпадения в %

родителей

с детьм и

Авторитарный 23 33,8% 91,3%

Демократический 27 39,7% 88,8%

Либеральны й 18 39,3% 5,5%

Полученные данные отражены на рисунке.

Авторит. Демократ. Либор.

Рис. 3 Степень совпдения профессионального выбора старшеклассников с ожиданиями родителей при определенном стиле воспитания.

При авторитарном стиле взаимодействия про-

34

фессиональный выбор ребенка на 91,3% совпадает с родительскими ожиданиями. Коэффициент линейной корреляции составил 0,609 (при Р 0,01, г = 0,526). Качественный анализ данных анкет показал, что такие родители в графе «Каким вы видите профессиональный выбор своего ребенка» отмечают определенную профессию.

При демократическом стиле взаимодействия профессиональный выбор ребенка совпадает в 88,8% случаев (г = 0,787, при Р 0,01, г = 0,487). Родители в этой графе отмечают несколько профессий. Необходимо отметить, что только представители этой группы родителей на вопрос, «Каким вы видите профессиональный выбор своего ребенка» отмечают: перспективный, удачный, востребованный, независимый.

При либеральном стиле взаимодействия степень совпадения равна 5,5%, а коэффициент корреляции не является статистически значимым (г = - 0,224, при Р 0,01, г = 0,590).

Качественный анализ показал, что при либеральном стиле воспитания выбор профессии детей не только не совпадает с родительскими ожиданиями, но часто учащиеся даже не подозревают о том, каким видят их профессиональный выбор родители. Кроме того, таким детям трудно выбрать будущую профессию. В большинстве случаев, в 4-ом пункте анкеты (Приложение 1) они отмечают несколько профессий.

Авторит. Демократ. Либер.

Стили взаимодействия Рис.2 Преоблающие стили воспитания р о д и те л е й .

6. Анкета оптанта по пунктам 1; 2; 3, позволила выявить интересы школьников (Таблица 8).

Интересующая область деятельности

Естественно-научная 20 50%

Общественнонаучная 18 45%

Искусство 8 20%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гуманитарная 6 15%

Определенные интересы отсутствуют 2 5%

Полученные данные позволяют утверждать, что в свободное время 65% старшеклассников отдают предпочтение активному отдыху (игры, прогулки, танцы, плавание и т.д.). На втором месте - общение с друзьями (40%), а чтение на последнем месте (15%).

Спортивные секции посещают 55% оптантов, а факультативы по учебным предметам - 25% опрошенных. На вопрос анкеты, «Какая область деятельности или знаний вас больше всего привлекает» 50% учащихся отмечают естественнонаучную сферу, а гуманитарную лишь 15%.

Что же касается профессионального выбора старшеклассников, то наиболее популярными являются профессии, связанные с материальным мотивом (45%) и с риском (35%). Нами был проведен сравнительный анализ между этими данными и результатами, полученными при анкетировании родителей, касающихся их ожиданий относительно профессионального выбора их детей, что отражено в таблице 9.

Таблица 9.

Профессиональный выбор старшеклассников и ожидания родителей в отношении этого выбора

Старшеклас Родители

Группы профессий сники

Кол- % Кол- %

во во

Профессии, связанные 12 30% 23 33,8%

с взаимодействием

с людьми

Профессии, связанные 14 35% 18 26,5%

с риском

Профессии, 8 20% 15 22%

направленные

на результат деятельности

Социально 7 17,5 14 20,5%

полезные профессии %

Профессии, связанные 18 45% 30 44,1%

с материальным мотивом

Профессии, 4 10% 6 8,8%

связанные со

спортивной деятельностью

Таблица 8.

Интересы Количество человек %

Занятия в свободное время

Активный отдых 26 65%

Общение с друзьями 16 40%

Пассивные развлечения 13 32,5%

Творческий труд 9 22,5

Чтение (книг, журналов) 6 15%

Кружки, секции, факультативы

Спортивные секции 22 55%

Факультативы по учебным предметам 10 25%

Кружки, связанные с творческим трудом 8 20%

Родители также хотели бы, чтобы их дети выбрали профессии, связанные с материальным мотивом (44,1%) и с риском (33,8%). Примечателен тот факт, что социально полезные профессии выбирают 17,5% детей и только 20,5% родителей, хотели бы, чтобы их дети освоили эти профессии.

Необходимо отметить, что сами родители, в основном работают по профессиям, которые связаны с взаимодействием с людьми (52,9%) и с риском (52,9%).

Результаты анкетирования родителей по пункту 5, отражены в таблице 10.

35

Таблица 10.

Занятия родителей в свободное время (хобби)

Занятия родителей Количество человек (всего - 68). %

Домашний труд 21 30,9%

Чтение (книг, журналов) 15 22%

Творческий труд 13 19,1%

Пассивный отдых 10 14,7%

Активный отдых 9 13,2%

Общение с ребенком 8 11,8%

Так, большинство родителей (30,9 %) отмечают, что в свободное время они занимаются домашними делами. И только 11,8 % опрошенных родителей отмечают, что в свободное время общаются со своими детьми.

Подведя краткий итог нашего исследования, можно заключить, что полученные результаты подтвердили нашу гипотезу о том, что существует взаимосвязь между уровнем образования родителей и стремлением получения определенного уровня образования их детьми.

На профессиональное самоопределение в

юношеском возрасте существенное влияние оказывают такие социокультурные особенности семей как уровень образования родителей, материальное положение, социально-экономический статус семьи и стиль семейного воспитания.

Для школьников старших классов ценностями профессии выступают высокая заработная плата, возможность приносить пользу людям и престиж профессии, а для родителей - возможность приносить пользу людям, возможность саморазвития, высокая заработная плата и независимость. В ходе исследования было доказано влияние родительских представлений о ценностях профессии на ценностные ориентации детей, относительно их будущей профессии.

Профессиональный выбор ребенка совпадает с родительскими ожиданиями при авторитарном и демократическом стиле воспитания.

Ведущими мотивами выбора профессии для старшеклассников выступают альтруистический, материальный и мотив самоутверждения, а для родителей - альтруистический и материальный, мотив свободы и самоактуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.