Научная статья на тему 'Факторы выбора профессии старшеклассниками'

Факторы выбора профессии старшеклассниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8496
652
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы выбора профессии старшеклассниками»

В.К. Макаров, Е.А. Борисова ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ28

Санкт-Петербургский государственный университет, Факультет психологии

Установлено, что правильный выбор профессии повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе (R. Dore, E. H. Erikson), сокращает частоту физических и психологических проблем, связанных со здоровьем (A. H. Portigl), усиливает удовлетворенность жизнью (Е. М. Павлютенков, А. П. Чернявская, Х. Уарте, N. Schmitt, P. M. Mellon и др.)

В самом общем виде развитие личности человека А.В.Петровский представляет как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этот процесс (от младенчества до гражданской зрелости), нельзя представить иначе, как вхождение и общественно-историческое бытие, представленное в жизни человека его участием в деятельности различных групп, в которых он осваивается и которые он активно осваивает.

Достаточно сложный процесс развития личности в относительно стабильной среде еще более усложняется в связи с тем, что социальная среда в действительности не является однородной и индивид на своем жизненном пути оказывается последовательно и параллельно включен в общности, далеко не идентичные по своим социально-психологическим характеристикам. Принятый в одной референтной группе, он оказывается неинтегрированным, отвергнутым в другой, в которую включается после или одновременно с первой. Ему снова и снова приходится утверждаться в своей личностной позиции. Таким образом, завязываются узлы новых противоречий, отягощающих процесс становления личности, в крайних своих проявлениях приводящие к невротическим срывам. Помимо этого, сами референтные для него группы находятся в процессе развития, образуя динамическую систему. Он может быть интегрирован в них только при условии активного участия в воспроизводстве существенно важных для группы изменений. Поэтому наряду с внутренней динамикой развития личности в пределах относительно стабильной социальной общности надо учитывать объективную динамику развития тех групп, в которые включается личность, и их специфические особенности, их нетождественность друг другу. Специфическая особенность подросткового периода, по сравнению с предыдущими, состоит в том, что вступление в него не означает вхождение в новую группу (если не возникла референтная группа вне школы, что очень часто случается), а представляет собой дальнейшее развитие личности в развивающейся группе. В изменившихся условиях (существенная перестройка организма, бурно протекающее половое созревание) группа становится другой, качественно изменяется. Дифференциация задач в различных видах деятельности порождает

28 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Стили общения школьников с нарушением интеллекта»), проект № 10-06-00058а

заметную дифференциацию школьников, которая ведет в одном случае к формированию просоциальных по своему характеру ассоциаций, а в другом - к возникновению ассоциаций, тормозящих, а иногда и искривляющих развитие личности.

На примере подросткового возраста можно было бы показать, что микроциклы развития личности протекают для одного и того же школьника параллельно в различных референтных группах, конкурирующих для него по своей значимости. Успешная интеграция в одной из них (например, в школьном драматическом кружке или в гетерогенной по признаку пола диаде на стадии первой влюбленности) может сочетаться с дезинтеграцией в уличной компании, в которой он до этого без трудностей прошел фазу адаптации. Индивидуальные качества, ценимые в одной группе, отвергаются в другой, где доминируют иная деятельность и иные ценностные ориентации, и это блокирует возможности успешного интегрирования в ней.

Следует подчеркнуть, что потребность быть личностью в этом возрасте приобретает отчетливую форму самоутверждения, объясняемую относительно затяжным характером индивидуализации, поскольку личностно значимые качества подростка, позволяющие ему вписываться, например, в круг дружеской компании сверстников, зачастую не соответствуют требованиям учителей, родителей и вообще взрослых, которые отодвигают его на стадию первичной адаптации. Множественность, легкая сменяемость и содержательные различия референтных групп, тормозя прохождение фазы интеграции, создают вместе с тем специфические черты психологии подростка, участвуют в формировании психологических новообразований. Устойчивую позитивную интеграцию личности обеспечивает вхождение ее в группу высшего уровня развития. Предложенная А. В. Петровским (1998) концепция развития личности в онтогенезе и его периодизация опирается на богатый опыт конкретных исследований и не противоречит полученным на их основе выводам. Вместе с тем она выдвигает новые задачи для изучения, к примеру, специфических особенностей критических (но не обязательно кризисных) фаз индивидуализации внутри каждого возрастного периода. Эта концепция позволяет понять действие социально-психологических закономерностей, соответствующих типу и уровню развития группы, доминирующих на разных ступенях онтогенеза. Она открывает возможности эффективного педагогического воздействия на референтных лиц, "значимых других".

Данная концепция открывает пути осмысления и соотношения детерминант развития личности, складывающихся в общностях, в которые оказывается не только последовательно, но и параллельно включен ребенок, задержек и застоя развития личности на фазе адаптации или индивидуализации, принимающих в отдельных случаях патологический характер, и многих других. К наиболее значимым факторам социального выбора следует отнести влияние таких референтных групп как семья, сверстники и школа. Примечательно, что позиция родителей может противоречить требованиям даже социальной среды. Влияние родителей на профессиональный выбор детей может быть как непо-

средственным (семейные традиции, образовательный уровень родителей, домашние условия), так и опосредованным. При этом родители используют разные способы влияния: обучают своей профессии, поощряют или осуждают интересы и увлечения ребенка, создают особую семейную атмосферу, привлекают внимание к своей профессии личным примером и т.п.. Родители направляют или ограничивают профессиональный выбор своих детей, настаивая на продолжении или прекращении обучения, определяя обучение в определенной школе или вузе, показывая ценность выбранной ими профессии или специализации. Мотивация родителей при этом может быть различна и не всегда отражает индивидуальные потребности и возможности ребенка. Например, это может быть неосознанное желание осуществить свои профессиональные мечты, неверие в возможности ребенка, материальные соображения, желание видеть ребенка на более высоких ступенях социальной лестницы и т. п. По данным исследований А. Е. Голомштока (1979) и И. В. Дубровиной (1995), высокий уровень образования матери и профессиональный статус отца способствуют согласию детей с их мнением по поводу выбора профессии.

Позиция родителей в профессиональном выборе детей варьирует от предоставления полной свободы до не согласия с выбором ребёнка. В первом случае родители требуют самостоятельности, ответственности, инициативы, во втором -предлагают собственный выбор или пересмотр своих планов и выбор другой профессии. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети в будущем компенсировали их ожидания в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-либо учебное

- 29

заведение или опасаясь порицания и даже разрыва отношений. Отношение между родителями и детьми приводит к формированию у детей определенных установок, потребностей, интересов, одним из проявлений которых становится выбор профессии. Семейное воспитание является источником формирования жизненных ценностей и убеждений, создает модель образа будущей жизни. Так, например, дети (особенно девочки) работающих матерей отличаются более высокой мотивацией достижения и большим стремлением сделать карьеру, чем, дети, чьи матери не работают. Богатый жизненный опыт родителей часто помогает адаптироваться детям в новых социальных условиях. Устремленность родителей на повышение собственной квалификации, образования, культуры создает необходимые предпосылки для развития у детей профессиональных интересов. И наоборот, проявления эгоизма, равнодушия, негативное отношение к труду затормаживают профессиональное формирование детей, разрушающе влияют на их социально-нравственные ориентации. Ошибки профессионального выбора старшеклассников во многом зависят от семейной системы и от условий воспитания, в частности, от уровня ответственности родителей за выбор профессии их детьми, понимания своих родительских функций и обязанностей; от стиля воспитания; информированности о потребностях, инте-

29 Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991

- 168 -

ресах и возможностях своих детей (С. В. Липпо, Р. В. Манеров, С. Т. Посохова, 2008)

Значительное влияние родительской семьи на профессиональный выбор позволяет В. И. Крюковой (2004) считать данный фактор системообразующим. Для профессионального выбора важна также информация об избираемой профессии, полученная от профессионала в той же области деятельности, вне зависимости от того, кем этот профессионал приходится субъекту выбора. Его влияние, по мнению В. И. Крюковой, на профессиональный выбор старшеклассника порой «перекрывает» воздействие советов родителей и «семейной» информации о профессии.

В педагогической психологии не исключается влияние сверстников на выбор профессии, поскольку общение с друзьями в подростковом и раннем юношеском возрасте превращается в один из наиболее значимых способов общения, благодаря которому познаются все аспекты взаимодействия с миром. Позиция друзей как референтной группы также может стать определяющей в выборе профессии. В этом контексте можно рассматривать идеи, высказанные И. С. Коном (1989), Л. А. Головей (1999), которые отмечают влияние друзей и сверстников на формирование профессиональных планов.

Школьная профессиональная подготовка, включающая в себя создание условий для формирования профессиональной направленности, самоопределения и, в конечном итоге - профессионального выбора, по мнению А. М. Клемешова и Е. В. Маслова (2007) должна строиться в соответствии с изменением социальных условий развития общества. Надо учитывать, что первоначально социальная среда, главным образом, семья и школа, определяет изменения внутренней жизни ребенка, его потребностей и форм активности, что, в свою очередь, перестраивает его взаимоотношения с окружающим миром и обществом. Социальная среда побуждает включаться в новые формы сотрудничества с людьми и определяет новые формы собственной деятельности. Новые формы активности раскрывают перед учащимися непознанные, чаще всего наиболее привлекательные аспекты профессиональной деятельности взрослых. В результате возникают качественные новообразования в сфере как профессиональной направленности и самоопределения, так и профессионального выбора. Субъективные и объективные достижения в этих сферах способствуют появлению новых потребностей, побуждающих к освоению иных способов их удовлетворения. Таким образом, профессиональный выбор можно рассматривать как процесс формирования и трансформации единства социально-значимых представлений о профессии и потребностно-мотивационной сферы старшеклассников. Особенности образовательной практики, затрудняющие формирование профессионального самоопределения старших школьников региона в процессе профильного обучения: отсутствие учета потребностей региона в специалистах при формировании профессионального самоопределения старших школьников; преобладание мотивов выбора старшими школьниками профессий, которыми современный рынок труда перенасыщен; неумение выпускников школ свободно ориентироваться в вопросах выбора рода будущих занятий в рамках общест-

венно необходимого разделения труда, так как они практически не информированы о профессиях, востребованных в условиях развития экономики региона; недостаточная готовность педагогов школ к формированию профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения; отсутствие у большинства старших школьников адекватной самооценки своих возможностей и способностей, отсюда - не обоснованный ими выбор профиля обучения и будущей профессии и т. д.

Перед современной отечественной школой встает задача воспитания учащихся в соответствии с теми требованиями, которые к ним, как будущим профессионалам, предъявляет общество. Социальные факторы отражают общее состояние и тенденции развития образовательной системы в нашей стране. В эмпирических исследованиях выявлен ряд педагогических условий, способствующих развитию профессионального выбора учащихся, которые побуждают к познанию себя и реализации возможностей, к самоутверждению, стимулируют к включению в сознательную деятельность (О. Г. Грохольская, А. Б. Добрович, И. А. Зимняя, В. А. Кан-Калик, А. С. Макаренко, Н. Д. Никандров, П. И. Пидкасистый, Г. Л. Станкевич, И. С. Якиманская, Богданов И., Лазарев С., Ануфриенко С., Чмыхова Е., Усольцева И., Калинина Н. Психология и педагогика, 2005 и др.):

Проведенное Г. Г. Тупикиной (2006) исследование показало, что учителя школ не готовы к решению проблемы формирования профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения. Опрос учителей показал, что только 49% респондентов «частично удовлетворены» своей подготовкой к реализации поставленных задач, 28% - «не удовлетворены» и 23% затруднились ответить на этот вопрос.

Педагоги школ не готовы к работе по профильному обучению и формированию профессионального самоопределения старших школьников. Это связано с тем, что у них отсутствует практическая подготовка к этой деятельности. Недостаток внимания и времени учителей для ознакомления с особенностями профильного обучения и формированием профессионального самоопределения старших школьников; неполное использование возможностей школы для изучения индивидуальных психологических особенностей учащихся старших классов и организации профконсультаций; недостаточная материально-техническая база школ для осуществления профильного обучения и др. также не способствуют задачам формирования профессионального самоопределения старшеклассников.

Системная детерминация профессионального выбора предполагает взаимодействие социальных факторов и психологических. Соотношение между ними в выборе профессии колеблется от полного совпадения и до полного рассогласования. Проблема роли психологических факторов в профессиональном выборе не является новой. Однако актуальность ее сохраняется, несмотря на длительность изучения.

К исследовательским достижениям можно отнести теоретически и экспериментально обоснованный перечень психологических факторов выбора профессии.

В этот перечень входит ряд интегральных факторов, в частности: интеллект, интересы, способности, направленность личности, субъективный образ выбранной профессии, мотивационно-потребностная сфера, образ себя в профессии, психофизиологические особенности и т.п.

В разных исследованиях иерархия мотивов профессионального выбора несколько меняется, но все они, по мнению Е. М. Борисовой (1995), группируются вокруг трех главных: связанных с содержанием труда, овладением мастерством; с потребностями общения, оценки престижа; с материальными потребностями.

В исследовании Л. А. Головей (1996) была выявлена роль познавательных интересов в адекватном профессиональном выборе подростков. Рассматривая факторы профессионального выбора, мы должны учитывать, что старшеклассники в этом процессе могут проявить свою субъектность в смысле самостоятельной реализации своих профессиональных предпочтений. Как показали исследования А. А. Азбель (2004), Л. В. Рыкман (2004), Л. В. Макеевой (2002), А. В. Сперанской (2008), выбирая профессию, сам школьник ориентируется на три ряда факторов. Первый ряд включает в себя личные интересы, склонности. Нередко это не узко индивидуалистические интересы, а общественно значимые, которые могут доминировать. Сюда же входят: удовлетворение материальных и духовных потребностей; общественная оценка профессии, ее престиж; содержание деятельности; условия, в которых она протекает; возможности квалифицированного роста и продвижения; профессиональная среда со специфическими формами общения и др.

Второй ряд связан с пониманием школьником того, «где я нужен», пониманием места выбираемой профессии в структуре общества, необходимости в кадрах, ощущаемых определенными регионами страны, знаниями о мире профессий. Если первый ряд формируется под влиянием определенных воспитательных воздействий, то второй отражает, главным образом, уровень ознакомления с потребностями общества в рабочих руках и самими профессиями. Третий ряд факторов связан со знаниями о своих способностях, возможностях, индивидуально-психологических особенностях, что во многом определяется культурой психологических знаний.

Точка зрения исследователей и школьников позволяет считать, что профессиональный выбор, в конечном счете, демонстрирует, насколько успешно взаимодействует сам школьник, семья, школа и общественная среда. Нарушение системной организации профессионального выбора в связи с недостаточной активностью какого-либо ее участника приводит к ошибкам. Среди основных причин ошибочного профессионального выбора исследователи (А. А. Левко, Е. О. Мороз, Е. Е. Чистякова, Н. Н. Ленковец, 2006) называют:

- отношение к выбору профессии как единственному и неизменному варианту;

- отношение к выбору сквозь призму престижности или непрестижности профессиональной деятельности;

- ошибки влияния (родственников, друзей, других людей из значимого окружения);

- перенос отношения к определенному профессионалу-человеку на отношение к самой профессии;

- внимание к внешней или какой-либо частной стороне профессии;

- отождествление школьного предмета с какой-либо профессией;

- слабая осведомленность о собственных психофизиологических возможностях и способностях;

- слабая информированность о выбираемой профессии;

- конфликт между смыслом профессии и перспективой реализации в ней. Минимизация ошибок может быть достигнута, если внимание будет смещено в плоскость изучения Я-концепции как интегрального личностного образования, играющего в профессиональном выборе мотивирующую роль.

Таким образом, проблема формирования профессионального самоопределения старших школьников не является новой. В решении этой проблемы важное место занимает школа, которая способствует социализации старших школьников, развитию их склонностей, способностей и интересов, формированию профессионального самоопределения. Взаимосвязь профильного обучения и профессионального самоопределения старших школьников имеют большое значение для современной школы. Введение предпрофильной подготовки способствует адекватному выбору профиля обучения в старших классах учащимися общеобразовательной школы, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на ориентацию учащихся в сфере будущей профессиональной деятельности и профессиональное самоопределение старших школьников.

spbvest12@gmail.com

Е.Н. Парийская, Н.П. Ерофеев, Л.Б. Захарова

ПОТЕНЦИАЛ САМООБРАЗОВАНИЯ НА МЕДИЦИНСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ СПБГУ РЕАЛИЗУЕТСЯ ЧЕРЕЗ АДЕКВАТНО ОРГАНИЗОВАННЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Санкт-Петербургский государственный университет, Медицинский факультет

Современное высшее образование ориентировано на воспитание личности, которая обладает творческим отношением к деятельности, критичностью мышления и самостоятельностью. Эти качества закладываются в процессе самостоятельной познавательной деятельности студентов. Основной задачей студента во время обучения является получение новых знаний на основе опорных базовых умений и навыков, полученных в школе из математики, химии, физики, биологии - первой ступени познания. Образование на младших курсах в Санкт-Петербургском государственном университете на Медицинском факультете направлено на формирование опыта самостоятельной деятельности обучающихся. Вектор подготовки современного врача направлен на умение ориентироваться в потоке научной и прикладной информации, находить ее самостоятельно, работать с новыми технологиями, т.е. заниматься самообразованием в течение

- 172 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.