Научная статья на тему 'Влияние состояния и тенденций развития элитных групп регионов ЦФО на модель политического участия'

Влияние состояния и тенденций развития элитных групп регионов ЦФО на модель политического участия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
178
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / ПАРАМЕТРЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / СТАБИЛЬНОСТЬ ЭЛИТНЫХ ГРУПП / КОНСОЛИДАЦИЯ ЭЛИТНЫХ ГРУПП / POLITICAL PARTICIPATION / STRUCTURE OF POLITICAL OPPORTUNITIES / POLITICAL CONTEXT / PARAMETERS OF THE POLITICAL SYSTEM / STABILITY OF THE ELITE GROUPS / CONSOLIDATION OF ELITE GROUPS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лаврикова А. А., Шумилова О. Е.

Определены характеристики региональных элитных групп (уровень консолидации и стабильности) на основе результатов экспертного опроса; показано их влияние на модель политического участия в субъектах ЦФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE CONDITION AND THE TENDENCIES OF THE DEVELOPMENT OF ELITE GROUPS IN THE REGIONS OF THE CENTRAL FEDERAL DISTRICT ON THE MODEL OF THE POLITICAL PARTICIPATION

The characteristics of the regional elite groups (consolidation level and stability) were determined based on the results of the expert survey; their influence on the model of political participation in the subjects of the Central Federal District is explained

Текст научной работы на тему «Влияние состояния и тенденций развития элитных групп регионов ЦФО на модель политического участия»

Батанина Ирина Александровна, д-р полит, наук, проф., batanina@mail.ru , Россия, Тула, Тульский государственный университет.

Лаврикова Анастасия Александровна, канд. полит. наук, доц., elav@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

PARAMETERS OF THE POLITICAL SYSTEM AS A FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF THE POLITICAL PARTICIPATION IN THE REGIONS OF CENTAL DEFERAL DISTRCT

Based on the results of the expert survey conducted in the laboratory of social and political researches of Tula State University the parameters of the political system are determined on the ground of the following variables: reproduction of the system characteristics, characteristics of the party system, functioning of the legislative and executive authorities. The influence of the singled out elements of the structure of the political opportunities on the model of the political participation in the regions of the Central Federal District is viewed.

Key words: political participation, structure of the political opportunities, political context, parameters of the political system.

Batanina Irina Aleksandrovna, doctor of Political Science, batanina@mail.ru, Russia, ^la, Tula State University.

Lavrikova Anastasiya Aleksandrovna, candidate of Political Science, associate professor, elav@mail.ru, Russia, ^la, Tula State University.

УДК 323.21

ВЛИЯНИЕ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ЭЛИТНЫХ ГРУПП РЕГИОНОВ ЦФО НА МОДЕЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ

А. А. Лаврикова, О.Е. Шумилова

Определены характеристики региональных элитных групп (уровень консолидации и стабильности) на основе результатов экспертного опроса; показано их влияние на модель политического участия в субъектах ЦФО.

Ключевые слова: политическое участие, структура политических возможностей, политический контекст, параметры политической системы, стабильность элитных групп, консолидация элитных групп.

Определение оптимального механизма взаимодействия субъектов в системе «власть - общество» предполагает выявление факторов, форм, направленности политического участия в условиях трансформации политической системы современной России, что позволяет разработать рекомендации по приведению в соответствие структуры политических возможностей параметрам конструктивного политического участия и повышению консолидации элитных и массовых групп, дерадикализации политических взаимодействий.

Результаты экспертного опроса, проведенного в рамках реализации первого этапа «Модель политического участия как интегративный показатель «структуры политических возможностей» региона (на примере ЦФО)» (Соглашение № 14.В37.21.1018 от 07.09.2012 г. ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы), позволили рассмотреть уровень стабильности и характер консолидации элитных групп в рамках системы как фактор динамики политического участия. Объем выборочной совокупности составил 90 человек. В исследовании приняли участие представители экспертного сообщества из политического, экономического и социокультурного сегментов региональных элит ЦФО (распределение равномерно). Территориальное распределение участников опроса выглядит следующим образом: Белгородская, Московская области, г. Москва (регионы-лидеры), Брянская, Владимирская, Воронежская, Липецкая, Орловская, Ивановская, Рязанская, Ярославская области (регионы-середняки), Костромская, Тамбовская, Тверская, Тульская области (регионы-аутсайдеры).

Основываясь на разработках западных и отечественных исследователей предложен авторский вариант операционализации категории «характеристики элитных групп» (табл. 1).

По материалам исследования выявлено, что сложившаяся система государственного управления в регионах-лидерах оценивается элитным сообществом как более респонсивная в силу большей чувствительности как к институциональным, так и к неинституциональным формам влияния. В целом мнение экспертов Беогородской и Московской областей, г. Москвы по данной проблеме отличается большей интенсивностью, что свидетельствует о высоком уровне консолидации позиций. Снижение же качества жизни в регионах сопряжено с политической эксклюзией граждан, что фиксируется в ответах респондентов: легальным способом обновления власти признается только электоральное участие граждан, легитимация власти в других формах не рассматривается как обязательное условие сохранения властных позиций.

Сенситивность системы управления регионов-лидеров к внутренним и внешним факторам способствует сохранению стабильного состава властных структур (представители элиты данного территориального сегмента при ответах на вопрос относительно частоты обновления основного состава региональных законодательных и исполнительных органов власти отдавали предпочтение индикаторам «3-5 лет» (по 15 экспертов) и «6 лет и более» (15 и 14 экспертов соответственно)) и, как следствие, воспроизводству системных характеристик. В регионах-середняках и регионах-аутсайдерах интервал смены элит также обозначался сроком «3-5 лет». Однако отмечено увеличение числа респондентов преимущественно за счет политической элиты, считающих, что кадровая ротация в исполнительных органах власти региона происходит значительно чаще (1-2 года), что подтверждает сделанный ранее вывод о высокой степени закрытости системы управления в регионах данного типа.

Различаясь по уровню респонсивности, политические системы ориентированы на единый тип рекрутирования элиты - систему гильдий. При этом наиболее полный пакет характеристик, включая идеологическую составляющую, присущ исполнительным органам регионов-середняков и регионов-аутсайдеров при большей интенсивности последних (рис. 1).

Таблица 1

Операционализация категории «характеристики элитных групп

Показатели Переменные Индикаторы

Стабильность элит- Изменение состава законо- Стабильность / динамичность

ных групп дательных собраний

Изменение кадрового соста- Стабильность / динамичность

ва органов исполнительной

власти

Принципы кадрового отбора Антрепренерская система / система

исполнительной власти гильдии

Взаимовлияние институцио- Наличие/ отсутствие неинституцио-

нальных и неинституцио- нализированных субъектов

нальных субъектов Высокий / средний / низкий уровень активности неинституционализиро-ванных субъектов

Проправительственная / оппозици-

онная направленность активности

неинституционализированных субъектов

Возможности влияния неинститу-

ционализированных субъектов на

процесс принятия решений

Консолидация элит- Ценностная консолидация Высокая/ средняя/ низкая степень

ных групп в рамках элитных групп гетерогенности

системы Высокая/ средняя/ низкая степень диссонансности

Соотношение ядра, структурного

резерва, периферии системы ценно-

стей

Конфликтогенность отно- Высокая/ средняя/ низкая степень

шений внутри элиты конфликтогенности

Преемственность элит Высокий/ средний/ низкий уровень консолидации «старых» и «новых» элит

Тенденции развития элит Авторитарные/демократические

Среди факторов обновления законодательных органов власти эксперты называют обстоятельства, связанные с функционированием исполнительных структур, в свою очередь, кадровые перестановки в исполнительных органах детерминируют практиками формирования представительных институтов (табл. 2), что иллюстрирует тенденцию сращивания функционала исполнительных и законодательных властей региона (при определенном доминировании исполнительных органов) в субъектах середняках позволяет анализ переменной «изменения состава органов власти».

аутсайдеры

середняки

лидеры

Ш приверженность официальной идеологии как необходимое условие для включения в элиту

ЕЗ наличие рекомендаций партийных органов при определении претендентов

I лояльность вышестоящему начальнику как основное условие включения в состав элитных групп

1 ограниченный круг социальных / политических групп, их которых осуществляется отбор

I узкий круг лиц, определяющий состав политической элиты

3 закрытый и неконкурентный характер отбора представителей

0 5 10 15 20 25 Рисунок 1 - Базовые принципа кадрового отбора претендентов в органы исполнительной

власти

Каковы, на Ваш взгляд, принципы кадрового отбора претендентов в органы исполнительной власти? (Допускается выбор не более пяти вариантов ответа)

В оценках тенденций развития элитных групп демонстрируется запрос на авторитаризм: среди базовых черт политической элиты в среднесрочной перспективе называются клановость (49,2 %), лояльность к вышестоящему начальнику (43,1 %). Обозначенная характеристика не имеет территориальной локализации (рис. 2).

Факторы обновления состава органов государственной

власти региона

С чем Вы связываете обновление кадрового става региональных органов власти? (Выбор вариантов ответа не ограничен)

Законодательные органы власти Исполнительные органы власти

лидеры середняки аутсайдеры лидеры Середняки аутсайдеры

Смена главы региона 7 13 11 28 22 24

Электоральный цикл 20 18 18 4 9 5

Изменение экономической ситуации в регионе 12 9 2 17 11 12

Изменение состава федеральных органов власти 4 11 9 18 15 9

Изменение расстановки политических сил в регионе 19 8 13 18 11 13

Снижение уровня доверия населения представителям властных структур 14 12 4 18 9 6

Вскрытие фактов коррупции во властных структурах региона 16 10 6 19 14 20

Рост протестных настроений в регионе 16 8 5 15 8 3

Другое 1 2 0 2 1 1

Указанный факт подтверждается и при анализе переменной «взаимовлияние институциональных и неинституциональных субъектов». Результаты исследования показали, что потенциал влияния на систему управления определяется степенью институционализированности субъектов, их отношением к существующему режиму, уровнем легитимности. Главными факторами, определяющими роль в процессе принятия политических решений, выступают наличие неформальных связей с представителями органов власти и обладание определенными видами ресурсов (финансовым, силовым, информационным, административным).

В качестве значимых участников политического процесса экспертным сообществом названы устойчивые политико-экономические группы (кланы) (Мо=5), парламентские партии (Мо=5), бизнес-структуры (имеется две моды:

Мо=4 и Мо=5), силовые структуры (Мо=4), СМИ (Мо=4). При этом наибольший потенциал влияния имеется у бизнес-структур (средняя балльная оценка составила 3,83 из 5). Не признаются в качестве значимых политических акторов внепарламентские политические партии, молодежные проправительственные движения, женские проправительтвенные движения, экологические движения, церковь, волонтерские движения, протестные движения, профсоюзы (Мо=1, где 1 - не оказывают влияния на процесс принятия решений). Среди них наименьшим потенциалом влияния обладают внепарламенские политические партии, что позволяет авторскому коллективу выдвинуть гипотезу относительно деформации политических партий как института в силу выполнения ими функционала, ограниченного парламентской деятельностью. Таким образом политика либерализации партийной системы не будет способствовать не только усилению партийной системы, но и политической мобилизации граждан.

Наибольшая интенсивность негативной направленности мнений при ответе на данный вопрос проявляется среди экспертов регионов-аутсайдеров. Крайний скептицизм демонстрируется в отношении политической субъектно-сти экологического, волонтерского, профсоюзного движений, молодежных и женских проправительственных организаций. Регионы-лидеры, в свою очередь, отличает завышенные оценки лоббистских способностей Общественной палаты РФ на фоне разочарований в протестном движении и роли церкви.

Обращает на себя внимание тот факт, что среди неиституционализиро-ванных субъектов значительный ресурс представительства принадлежит инициативным группам граждан (средняя балльная оценка составила 2,73). При этом активность участия граждан в данной форме оценивается экспертным сообществом достаточно высоко. Среди возможных форм участия в политической жизни страны создание инициативных групп по решению местных проблем (ТСЖ, «обманутые дольщики» и т.д.) занимает 4-е место; территориальное распределение позволило выявить значительные различия в отношении: если в регионах-середняках и аутсайдерах данная форма рассматривается как предпочтительная для политического вовлечения, то в регионах-лидерах как реализуемая.

Модель политического участия определяют не только стабильность элитных групп, но и характер их консолидации, прежде всего ценностной. Структура ценностной системы элитных сообществ ЦФО изучалась посредством построения иерархии. В соответствии с подходом Н.И. Лапина структурные пласты ценностной иерархии были разграничены исходя из выполняемых ими функций: универсально-интегрирующей (ядро), социокультурно-интегрирующей (резерв), социокультурно-дифференциирующей (дифференциал) и конфликтно-регулирующей (периферия). Распределение ценностей по уровням представлено в табл. 3.

Структура ценностного сознания элитного сообщества ЦФО

Что из представленного перечня является для Вас ценным в жизни _(выбор не ограничен), в %_

Структурные пласты Процент наблюдений

Интегрирующее ядро (свыше 57%) семья (91,1)

здоровье (90,0)

безопасность (67,8)

совесть (72,2)

свобода (66,7)

достоинство (64,4)

справедливость(64,4)

мир (63,3)

труд (62,2)

закон (62.2)

стабильность (61,1)

права человека (57,8)

Интегрирующий резерв (45,0% -56,9 %) порядок (56,7)

достаток (55,6)

успех (50,0)

собственность (48,9)

духовность (48,9)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

патриотизм (46,7)

Оппонирующий дифференциал (30,0% -44,9 %) защита (42,2)

демократия (41,1)

религия (30,0)

Конфликтогенная периферия (менее 30,0 %) солидарность (27,8)

терпимость (27,8)

держава (24,4)

сила (18,9)

твердость (17,7)

Анализ структуры иерархии ценностной системы элитных групп позволил прийти к выводу относительно консолидации данного сообщества, поскольку число ценностей, относящихся к интегрирующему ядру достигает 50 % полного перечня. При этом на оппонирующий дифференциал и конфликтоген-ную периферию приходится менее трети.

Результаты исследования показали, что наряду с общепринятыми, социально одобряемыми, идеологически нейтральными ценностями (семья, здоровье, безопасность) в иерархии ценностей сознания элитных групп высокие статусные позиции принадлежат и неоднозначно трактуемым ценностям, таким как свобода, справедливость, права человека. При анализе полученных данных авторский коллектив исходил из того, что более высокие по рангу ценности активнее и чаще реализуются в поведении. Высокая статусная позиция той или иной ценности в иерархии является показателем высокой степени социального конформизма по отношению к ней. Низкий рейтинг ценности (периферическое положение в иерархии) указывает на ее неактуализированность, нежелание ин-

дивида руководствоваться ею в своем поведении, слабую потребность в том, чтобы этой ценностью руководствовались в обществе.

В процессе анализа выявлен определенный уровень диссонансности ценностного сознания: интенсивность мнений экспертов по поводу значимости ценностей «свобода», «достоинство», «закон» и «права человека» сопряжена с отсутствием однозначности по поводу ценностей «демократия», «солидарность», «терпимость», что обуславливает размытость оценок политической системы.

Сравнительный анализ ценностных систем элитных групп в соответствии с сферой их деятельности позволил выявить следующие различия. Наиболее интегрированным является политический сегмент, модернизационным потенциалом обладают политические и социокультурные элиты при большей демократической ориентированности последних. Экономическое элитное сообщество демонстрирует направленность на решение повседневных вопросов и высокий уровень конфликтогенности, что опровергает стереотип об инновационных возможностях данного кластера.

Кроме того, выявлена сопряженность двух показателей: качество жизни в регионе и уровень консолидации элит. Обращает на себя внимание тот факт, что ценности, составляющие интегрирующее ядро и интегрирующий резерв, их количество в регионах ЦФО, резко различается. Если в регионах-лидерах в интегрирующее ядро входят 16 ценностей (как традиционных, так и модерниза-ционных), а ценности «демократия», «собственность» и «солидарность» включены в интегрирующий резерв, то в аутсайдерах лишь четыре ценности составили интеграционный пласт (все традиционные) и значимые с точки зрения культуры участия ценности отнесены к конфликтогенной периферии. Данный факт подтверждает вывод, сделанный ранее, об утверждении авторитарных тенденций в отстающих регионах. При этом сохраняется выраженная переориентация на проблемы повседневной жизни, обособление обыденных ценностей от политических (ценности «патриотизм», «держава», «демократия» устойчиво занимают место в периферийной части иерархии). Обращает на себя внимание также расширение дифференцирующего пласта, что свидетельствует о высоком внутреннем конфликтогенном потенциале элитных групп субъектов ЦФО с низким уровнем жизни.

Сделанный вывод подтверждается и при анализе переменной «конфлик-тогенность отношений внутри элиты». Несмотря на то, что экспертное сообщество регионов-лидеров указывает соперничество в качестве основного принципа взаимоотношений между представителями политической элиты субъектов ЦФО, четкое определение предмета конфликта (стремление перераспределить ресурсы и коррупционные практики) при высоком уровне интенсивности высказываний свидетельствует об открытой фазе конфликтных взаимодействий, что дает больше возможностей для регулирования и, как следствие, снижения уровня социальной напряженности в данном сегменте. Характеристика внутри-элитных коммуникаций в регионах-середняках свидетельствует о сращивании политического пространства и пространства повседневных практик, о чем свидетельствует акцент на таких стратегиях поведения, как о сотрудничеств и из-

бегание столкновения. Такая ситуация носит противоречивый характер: с одной стороны, гражданские инициативы способствуют расширению политических практик, с другой - ограничивают политическую субъектность граждан и способствуют развитию патернализма. Размытость взглядов представителей элитного сообщества регионов-аутсайдеров, отмечаемая выше, находит отражение в неоднозначности определения как принципов взаимоотношения элитных групп политической сферы, так и предмета разногласий. Данный факт свидетельствует о доминировании конфликтов в латентной фазе, что является следствием проявления авторитарных тенденций в субъектах ЦФО данного типа и ведет к повышению социальной напряженности.

Характер протекания конфликтов определяет уровень политической толерантности элитного сообщества. Эффективное урегулирование противоречий в регионах-лидерах коррелирует с низким уровнем демонстрации неприязненного отношения к политических оппонентам, в числе которых прежде всего называются экстремистки ориентированные (по целям / способам деятельности) оппозиционные группы (Левый фронт - 8 экспертов, НБП - 8 экспертов, ОДД «Солидарность» - 9 экспертов)). И наоборот, высокий уровень внутриг-рупповой напряженности отражается на направленности и интенсивности оценок противостоящих политических сил (Левый фронт - 11 экспертов, НБП - 15 экспертов, ОДД «Солидарность» - 10 экспертов). При этом спектр негативно воспринимаемых субъектов расширен за счет системной оппозиции в лице КПРФ. Интересным представляется тот факт, что вне зависимости от типа регионов в числе упоминаний оппонентов представители элитного сообществ не называют политическую партию «Единая Россия», что подтверждает высказанное ими мнение относительно принадлежности к партии власти как базового критерия рекрутирования элит. Следует отметить, что имена лидеров про-тестных движений являются знаковыми при оценке данных политических сил. Отсутствие в инструментарии фамилий руководителей заметно снижает интенсивность демонстрируемой неприязни.

В качестве критериев определения уровня политической толерантности были избраны следующие индикаторы - возможность участия политических оппонентов в избирательных процессах различного уровня, право на использование информационных ресурсов, вовлечение в процесс принятия и реализации политических решений. Анализ данных социологического исследования показал, что элитные сообщества допускают реализацию политическими противниками пассивного избирательного права в ходе формирования законодательных собраний (индекс толерантности ИТ1=14,4) и свободы слова (ИТ2=9,7), ограничивая при этом возможность участия в определении кадрового состава исполнительных органов власти (ИТ3=-3), принятии и реализации политических решений (ИТ4=-35,5), контроля за СМИ (ИТ5=-50,8). Различия в индексах толерантности применительно вовлечения в деятельность исполнительных и законодательных органов власти во многом обусловлено доминированием первой ветви над второй, что позволяет уточнить характеристику параметров политических систем субъектов ЦФО.

Перекрестный анализ переменных, характеризующих отношение политической элиты к политическим противникам, по индикатору «тип региона» позволил конкретизировать сделанные выводы (рис.3). Расхождения в оценках политических прав оппонентов определяются, во-первых, уровнем разграничения функционала исполнительных и законодательных органов власти, во-вторых, соотношением декларируемых и реализуемых ценностных ориентаций, в-третьих, режимными характеристиками политических систем региона. Так, наличие характеристик - более высокий уровень респонсивности, демократической ориентированности, ценностной консолидации - присущих регионам-лидерам, обуславливают лояльность в отношении различных политических сил по значительному числу показателей. На фоне повышенного патернализма граждан развивается интолерантность элитных групп в регионах-середняках к представителям внесистемной оппозиции, базовым отличием которой является противостояние политике государства. В результате последним отказано практически во всех проявлениях политической активности. Отличительной особенностью восприятия политических противников в регионах-аутсайдерах является сочетание лояльности к реализации профессиональной политической деятельности и ограничения активности по политической мобилизации граждан. Такая противоречивая ситуация может быть объяснена, во-первых, определением элитой политической культуры массовых групп как подданнической / патриархальной, во-вторых, признанием авторитарного характера мобилизации, доминирующим субъектом которой являются государственные структуры, в-третьих, высокой оценкой манипулятивных возможностей СМИ.

Рисунок 3 - Индексологический профили политической толерантности элитных групп

регионов ЦФО

Сравнение переменных «представления о качествах прежней политической элиты» и «представления о качествах новой элиты» показало, что в сознании элитного сообщества сложились различные образы политической элиты конца XX и начала XXI вв. Базовыми чертами «старой элиты» определяются следующие: наличие связей (71,9 %), карьеризм (47,2 %) и опыт (40,4 %); «новая элита», при сохранении ряда характеристик (связи (75,9 %), карьеризм (74,7 %)) в большей степени рассматривается как инновационная: в оценках появляются такие качества, как компетентность (40,2 %), способность идти на компромисс (43,7 %). Выявлено усиление интенсивности мнений экспертного сообщества относительно образа элит начала XXI в. со значительной дифференциацией по критерию «тип региона» (рис. 4).

30

25

20

15

10

23

старя элита новая элита лидеры

старя элита новая элита середняки

старя элита новая элита

аутсайдеры

□ Компетентность

□ Связи

Ш Способность нести ответственность

1 Способность принимать нестандартные решения

^ Соблюдение законов

0 Способность идти на компромисс

Карьеризм

□ Соблюдение нравственно-этических норм

□ Опыт

Рисунок 4 - Соотношение образов элит конца XX в. - начала XXI в.: распределение по

типам регионов

Что, по Вашему мнению, характерно для представителей концаXX в. и началаXXI в. в сфере

управления? (Выбор не ограничен)

5

0

Графический анализ данный позволил прийти к выводам об инновационном тренде трансформации политической элиты в регионах-лидерах и относительном традиционализме элитного сообщества регионов-середняков и аутсайдеров. Обращает на себя внимание тот факт, что способность нести ответственность (одна из системообразующих характеристик элиты как социальной группы) указана только экспертами субъектов ЦФО с высоким качеством жизни. В целом в регионах одного типа наблюдается достаточно высокий уровень преемственности с усилением интенсивности оценок доминирующих качеств (табл. 4).

Таблица 4

Характеристики субъектности элитных групп как показатель структуры _политических возможностей в регионах ЦФО_

Основания Регионы-лидеры Регионы-середняки Регионы- аутсайдеры

Нормативные представления о распределении ответственности за обеспечение блага между индивидом и властью, обязанностях власти по отношению к индивиду власти Автономия Патернализм Патернализм

Нормативные представления о справедливом социальном порядке Равенство Иерархия Иерархия

Установки в отношении «прогресса», готовность к переменам, ценностнокра-шенное восприятие нового и привычного/ устоявшегося Инновационность Традиционализм Традиционализм

Установки на сотрудничество / способ позиционирования себя по отношению к потенциальным партнерам Сотрудничество Номинально -сотрудничество, реально - индивидуализм Индивидуализм

Толерантность / нетолерантность к культурным, политическим, идеологическим различиям Толерантность Интолерантность Противоречивость позиций

Степень критичности / некритичности в формировании мнения, зависимость мнения и поведения от позиции группы Самостоятельность Конформизм Конформизм

Представления о взаимоотношениях с властью и распределении властных отношений Сочетание демократических и авторитарных тенденций Авторитарный тренд Авторитарный тренд

Таким образом, в процессе исследования выявлены параметры политического пространства регионов ЦФО, позволившие определить тенденции динамики структуры политических возможностей: переход от смешанных (полуоткрытых) к закрытым видам рекрутирования элит; стагнация элитного сообщества, усиливающаяся в субъектах ЦФО по мере снижения качества жизни; сокращение межэлитной циркуляции в условиях конфликтной модели взаимодействия элит и сохранение ее в условиях партнерской модели; появление идео-кратических факторов отбора в регионах-середняках и аутсайдерах; доминирование неформальных каналов формирования элитного сообщества, когда административное и политическое продвижение обеспечивается не личными качествами, а исходя из принадлежности к той или иной группе влияния, в результате чего складываются целевые кланы и группировки, участвующие в рас-

пределении «властного клана» между собой и непосредственно влияющие на принятие конкретного решения. Обозначенные тенденции значительно ограничивают вариативность моделей политического участия, сужая перечень форм политической активности до электоральных.

Лаврикова Анастасия Александровна, канд. полит. наук, доц., elav@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

Шумилова Ольга Евгеньевна, канд. полит. наук, доц., HelgaSh80@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

INFLUENCE OF THE CONDITION AND THE TENDENCIES OF THE DEVELOPMENT OF ELITE GROUPS IN THE REGIONS OF THE CENTRAL FEDERAL DISTRICT ON THE MODEL

OF THE POLITICAL PARTICIPATION

The characteristics of the regional elite groups (consolidation level and stability) were determined based on the results of the expert survey; their influence on the model of political participation in the subjects of the Central Federal District is explained

Key words: political participation, structure of political opportunities, political context, parameters of the political system, stability of the elite groups, consolidation of elite groups

Lavrikova Anastasiya Aleksandrovna, candidate of Political Science, associate, elav@mail.ru, Russia, Шla, Tula State University.

Shumilova Olga Evgenyevna, candidate of Political Science, associate, HelgaSh80@mail.ru, Russia, Шla, Tula State University.

УДК 32

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Н.А. Колесникова

За последние годы в условиях работы некоммерческих организаций в России произошел ряд позитивных изменений, в том числе были приняты нормативно-правовые акты, улучшающие положение некоммерческих организаций. Можно говорить о том, что институционально гражданское общество в нашей стране есть: политические партии, профсоюзы, фонды, общественные организации осуществляют свою деятельность. Нерешенной проблемой третьего сектора в современной России является то, что часть россиян пока не доверяет НКО. И все же позитивный сдвиг в отношении общества к проблематике некоммерческого сектора присутствует.

Ключевые слова: некоммерческие организации, политические партии, профсоюзы, добровольцы, социальная реклама, целевой капитал.

При рассмотрении институтов гражданского общества необходимо уделить особое внимание деятельности некоммерческих организаций, так называемому «третьему сектору» общества.

Во всех развитых демократических государствах развитый «третий сектор» является предметом гордости и считается основой гражданского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.