Научная статья на тему 'Влияние СМИ на медиапредпочтения и профессиональные стратегии молодежи в условиях экономического кризиса'

Влияние СМИ на медиапредпочтения и профессиональные стратегии молодежи в условиях экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
256
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тюлякова Олеся Николаевна

В статье рассматривается влияние института СМИ на медиапредпочтения и профессиональные стратегии молодого поколения в условиях экономического кризиса. Проанализированы факторы влияния на формирование профессиональных стратегий молодежи и медиавыбор. Рассмотрены тенденции развития медиасреды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние СМИ на медиапредпочтения и профессиональные стратегии молодежи в условиях экономического кризиса»

National Bureau of Economic Research (February 1999) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uic.edu/-fjc/Presentations/Papers/W6939.pdf. — Загл. с экрана.

5. Kandel D. Stages in adolescent involvement in drug use / D. Kandel // Science. — 1975. — № 190. - P. 912-914.

6. The Joint Demand for Cigarettes and Marijuana : Evidence from the National Household Surveys on DrugAbuse / M. Farrelly [et al.] // Journ. of Health Economics. — 2001. — № 20. -P. 51-68.

Поступила 13.07.11.

ВЛИЯНИЕ СМИ НА МЕДИАПРЕДПОЧТЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

О. Н. Тюлякова

В статье рассматривается влияние института СМИ на медиапредпочтения и профессиональные стратегии молодого поколения в условиях экономического кризиса. Проанализированы факторы влияния на формирование профессиональных стратегий молодежи и медиавыбор. Рассмотрены тенденции развития медиасреды.

Экономический кризис и его последствия — нестабильность, изменчивость, социально-экономические проблемы, формирование новых состояний общественной жизни — обостряют стремление личности молодого человека конструировать профессиональные стратегии и медиапредпочтения, заставляют ориентироваться в профессиональной жизни в современных условиях. В современном информационном обществе в условиях рыночной экономики обнаруживается множество противоречий и конфликтов в связи с включением личности в профессиональную сферу, получением профессиональной квалификации, позиционированием в профессиональной жизни, развитием профессиональной компетентности и конкурентоспособности. Поиск новых путей и возможностей развития профессионализации, профессиональной социализации в постоянно изменяющихся условиях жизни требует методологических, теоретических и прикладных разработок в области профессионализации личности российской молодежи.

Огромную социальную значимость приобретает феномен конструирования профессиональных стратегий молодых людей, обеспечивающий их профессиональную адапта-

цию к рыночным отношениям в профессиональной сфере. Также значимы выбор профессии, конкурентоспособность на рынке труда, ценностные ориентации, карьерный рост, реализация профессиональных стратегий, медиапредпочтения молодого поколения. Для современного российского общества особенно актуален поиск социальных и медиатехнологий, средств и механизмов конструирования профессиональных и медиап-редпочтений молодежи в профессиональной сфере. Процесс формирования профессиональных стратегий и медиапредпочтений личности в определенной степени управляем. Технологии и механизмы профессиональных стратегий и медиапредпочтений молодого поколения становятся основой развития профессионализации, повышения конкурентоспособности на рынке труда даже в условиях экономического кризиса.

Современные молодые профессионалы включены в широкий контекст социальных отношений. Они имеют много коллег и знакомых в различных странах, что позволяет иметь ускоренный доступ к ключевым источникам информации и решать различные задачи. Как правило, профессиональная деятельность молодого человека оказывает

© О. Н. Тюлякова, 2011

276

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 3

огромное влияние на динамику его личностных качеств. Профессиональные качества человека — это прежде всего его индивидуально-личностные и социально-психологические особенности, в комплексе обеспечивающие успешность работы на какой-либо должности. С повышением профессионального уровня молодежи возрастают требования к таким психологическим качествам, как чувство ответственности, способность перспективно мыслить, настойчивость и целеустремленность в достижениях стратегических целей. Также немаловажное значение имеет способность к социальной активизации других людей, способность «заражать» их своей энергией, волей, уверенностью в своих силах. Например, менеджеры или руководители высшего уровня должны обладать профессиональными качествами, позволяющими выявлять проблему с учетом ее взаимосвязей с другими профессиональными задачами, принимать оптимальные решения с учетом мнения различных специалистов, оперативно руководить и контролировать работу сотрудников.

Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование подобных ресурсов для достижения цели. Тактика является инструментом реализации цели стратегии и подчинена основной цели стратегии. С другой стороны, профессионализм является особым свойством людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых различных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.

В настоящее время одним из социальных институтов, влияющих на сознание, мышление, поведение, ценностные ориентации и формирование профессиональных стратегий молодого поколения является институт СМИ. Средства массовой информации стали главным инструментом распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание молодых людей. Например, телевизионный образ разворачивается на экране в виде мозаики презентатив-ных символов, которые не претендуют на истинность или ложность представляемых ими картинок, но оказываются для молодых людей основным источником информации об окружающем мире. Информацион-

ная коммуникация осуществляется кем-либо для кого-либо или чего-либо. Все, что происходит в рамках информационной коммуникации, так или иначе связано с достижением некоторых целей индивидами или социальными группами. В. П. Коломиец в статье констатирует: «Современные россияне, особенно городские жители, погружены в насыщенное медиапространство. Живущие в городах люди не просто сталкиваются с информацией и коммуникационными технологиями и „используют" их, а скорее их действия являются частью этих технологий. Телевизор необходимо, по крайней мере, включить, чтобы он превратился в средство коммуникации. Зачастую использование технических средств выходит за пределы их коммуникационных функций. Например, вечером аудиоцентр может стать эффективным снотворным, а утром — будильником» [1].

Тем не менее среди наших соотечественников с каждым годом растет уровень доверия к СМИ. Прежде всего это объясняется тем, что созданные в России передачи информационного характера не только предлагают населению ознакомиться с различными видами информации, но и доносят до широких масс мнение различных специалистов в комментируемых процессах. К тому же современные СМИ положительно влияют на выбор и реализацию профессиональных стратегий и медиапредпочтений молодого поколения. Молодежь применяет многие РИ-технологии в реализации проектов. Средства массовой информации оказывают в этом прямую поддержку. Современные СМИ никогда открыто не навязывают какую-либо точку зрения, однако при помощи некоторых психологических манипуляций могут привести молодых людей к определенным выводам и действиям. Как правило, по всем серьезным вопросам в СМИ высказывается много разнообразных и аргументированных мнений, и каждый молодой человек вправе выбрать суждения и мнения, которые ему более всего интересны. Молодые люди как в крупных городах, так и в регионах чаще читают материалы о моде, кино, знаменитостях. СМИ подталкивают молодежь к переосмыслению понятий и норм, поэтому во многих современных обществах молодое поколение не всегда подчиняется социальному порядку. Сегодня более чем когда-либо молодежь нуждается во внимательном к себе отношении. При этом роль родителей становится более ответственной. Искренние и близкие отношения между родителями и детьми являются главным фактором воспи-

Серия -«Социологические науки*

тания молодого поколения в условиях экономического кризиса.

Существующее в обществе информационное неравенство в отношении молодежи проявляется не только в том, что потребности разных молодежных групп в информации не удовлетворяются в полной мере, но и в том, что данные группы в определенной степени отчуждены от СМИ. Набирающий силу процесс использования современных медиатех-нологий и технологий для оптимизации отношений молодежной аудитории и СМИ тре-

бует глубокого осмысления и систематизации, выявления позитивных тенденций, создающих проблемные ситуации, связанные с формированием профессиональных стратегий и медиапредпочтений молодежи в условиях экономического кризиса. Таким образом, в условиях экономического кризиса информационное пространство оказывает самое непосредственное влияние на выбор профессиональных стратегий и медиапредпочтений молодежи в современном информационном обществе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Коломиец В. П. Медиасреда и медианотребление в современном российском обществе / В. П. Коломиец // Социс. - 2010. - X? 1. - С. 58-66.

Поступила 15.10.11.

278

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | М° 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.