Научная статья на тему 'Влияние медиасреды на профессиональное сознание молодежи'

Влияние медиасреды на профессиональное сознание молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2024
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MEDIA / МЕДИАСРЕДА / MEDIA ENVIRONMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лазарева Вероника Николаевна, Перевозова Ольга Владимировна

Актуальность и цели. В последние десятилетия усилилось влияние медиасреды на сознание людей; профессиональный выбор молодежи во многом зависит сегодня от навязанных средствами массовой информации тенденций. Цель данного исследования наиболее подробное изучение степени и роли влияния медиасреды на профессиональное сознание молодежи. Материалы и методы. Реализация цели и задач была достигнута за счет исследования теоретической базы прикладных исследований научных авторов, а также методических и учебных пособий. Результаты. В работе подробно описана роль медиасреды в формировании профессионального сознания молодежи, указаны положительные и отрицательные стороны данного влияния, описаны основные проблемы, возникающие в ходе влияния медиасреды. Выводы. Средства массовой информации стали одним из основных рычагов влияния на общественное мнение людей. Зачастую влияние на человека происходит с помощью скрытого психологического давления, которое постепенно разрушает психику человека и приводит к негативным последствиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE MEDIA ENVIRONMENT AT A PROFESSIONAL CONSCHIOUSNESS OF YOUTH

Background. The relevance of this topic is that in recent decades there has been a huge influence media environment on human consciousness, and, of course, the professional choice of young people today is largely dependent on the trends imposed by the media. The purpose of this study the most detailed study of the extent and role of the media environment influence on the professional consciousness of young people. Materials and methods. The implementation of the goals and objectives were achieved through the study of the theoretical framework applied research of various scientific authors, as well as through the study of teaching and learning aids. Results. In this paper we described in detail the role of media environment in the formation of professional consciousness of young people, also indicates the positive and negative aspects of this influence, describes the main problems arising in the course of the influence of media environment. Conclusions. The media and how it has become fashionable to call the last decade, «media» will no doubt become one of the main levers of influence on public opinion of the people. Often the impact on humans occurs via latent psychological pressure that gradually destroys a person's psyche and leads to negative consequences.

Текст научной работы на тему «Влияние медиасреды на профессиональное сознание молодежи»

УДК 659.1.01

ВЛИЯНИЕ МЕДИАСРЕДЫ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ

В. Н. Лазарева, О. В. Перевозова

INFLUENCE MEDIA ENVIRONMENT AT A PROFESSIONAL CONSCHIOUSNESS OF YOUTH

V. N. Lazareva, O. V. Perevozova

Аннотация. Актуальность и цели. В последние десятилетия усилилось влияние медиасреды на сознание людей; профессиональный выбор молодежи во многом зависит сегодня от навязанных средствами массовой информации тенденций. Цель данного исследования - наиболее подробное изучение степени и роли влияния медиасреды на профессиональное сознание молодежи. Материалы и методы. Реализация цели и задач была достигнута за счет исследования теоретической базы прикладных исследований научных авторов, а также методических и учебных пособий. Результаты. В работе подробно описана роль медиасреды в формировании профессионального сознания молодежи, указаны положительные и отрицательные стороны данного влияния, описаны основные проблемы, возникающие в ходе влияния медиасреды. Выводы. Средства массовой информации стали одним из основных рычагов влияния на общественное мнение людей. Зачастую влияние на человека происходит с помощью скрытого психологического давления, которое постепенно разрушает психику человека и приводит к негативным последствиям.

Ключевые слова: молодежь, средства массовой информации, медиасреда, профессиональное сознание, информационные технологии.

Abstract. Background. The relevance of this topic is that in recent decades there has been a huge influence media environment on human consciousness, and, of course, the professional choice of young people today is largely dependent on the trends imposed by the media. The purpose of this study - the most detailed study of the extent and role of the media environment influence on the professional consciousness of young people. Materials and methods. The implementation of the goals and objectives were achieved through the study of the theoretical framework applied research of various scientific authors, as well as through the study of teaching and learning aids. Results. In this paper we described in detail the role of media environment in the formation of professional consciousness of young people, also indicates the positive and negative aspects of this influence, describes the main problems arising in the course of the influence of media environment. Conclusions. The media and how it has become fashionable to call the last decade, «media» will no doubt become one of the main levers of influence on public opinion of the people. Often the impact on humans occurs via latent psychological pressure that gradually destroys a person's psyche and leads to negative consequences.

Key words: youth, media, media environment, professional consciousness, information technology.

Введение

В последние годы наиболее часто мы слышим о том, что идет развитие информационного общества, в котором работает основной принцип: кто владеет информацией, тот владеет миром. Насколько данный принцип правоме-

рен, вопрос несколько спорный, однако общество давно уже понимает, что сегодня средства массовой информации - это не просто информаторы общества, это главные и активные рычаги влияния на общественное мнение.

Медиасфера, пожалуй, одна из тех сфер человеческого бытия, которые под влиянием Интернета изменились принципиально. Исчезло такое понятие, как эксклюзивность информации. Теперь любая новость, добытая журналистом путем титанических усилий, за десять минут тиражируется на множестве сайтов, и большинству читателей совершенно не интересен первоисточник. Интернет породил альтернативу профессиональным медиа - блоги и социальные сети. Теперь, чтобы узнать, что случилось в мире, не надо открывать газету или включать телевизор - достаточно правильно подобранной френд-ленты в «Живом журнале».

В последние годы именно медиасреда активно используется государством для убеждения населения в чем-либо. Особенное влияние медиа производят на молодежь, ведь это один из самых незащищенных слоев населения. Именно в возрасте от 15 до 29 лет формируется общественное представление о мире и профессиональное сознание.

Понятие «медиасреда». Взаимодействие человека и медиасреды

Современный человек уже давно погружен полностью в определенное медиапространство. Сегодня каждое наше действие становится составляющей медиасреды, частью коммуникационных технологий.

Прежде чем определить роль медиасреды в жизни человека в целом и в профессиональном сознании молодежи в частности, необходимо уточнить понятие «медиа» и «медиасреда».

В различных источниках приводится множество толкований этих терминов. Это связано с тем, что термин «медиа» - это множественное число от слова «медиум» и за этим понятием стоит сложная и разнообразная совокупность структур и видов деятельности, каждая со своим собственным способом коммуникации, своей экономикой, своими границами и своей аудиторией [1].

Одним из первых термин «медиа» использовал канадский медиатеоре-тик, ученый и публицист Герберт Маршалл Маклюэн. По Маклюэну, медиа -это не только СМИ. К ним, по мнению исследователя, также относятся электрический свет, устная речь, письмо, дороги, числа, одежда, жилище, город, деньги, часы, печать, комикс, книга, реклама, колесо, транспортные средства (велосипед, автомобиль, самолет), автоматическое оборудование, фотография, игры, пресса, телеграф, пишущая машинка, телефон, фонограф, кино, радио, телевидение, оружие и многое другое. Данные «технологии» и «посредники» вносят существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром (как природным, так и социальным) и реорганизуют его способ мировосприятия и образ жизни [2].

Эти средства опосредованно втягивают человека в свою среду, становятся неким продолжением его деятельности и тем самым все сильнее и сильнее увеличивают свое влияние над ним.

Таким образом, медиа - это не просто система СМИ и массовых коммуникаций. Это сложная категория, включающая в себя различные объекты и

субъекты - систему культурно-информационных взаимоотношений, которая в информационном обществе становится главной опорой любого государства.

Отсюда можно определить, что же такое медиасреда. Медиасреда в широком смысле слова - это совокупность всех публикуемых сообщений различных стран мира, которые доступны всему человечеству, целевой аудитории либо конкретному лицу. В узком смысле слова медиасреда - совокупность медиасообщений, с которыми человек вступает в пассивное или активное взаимодействие [2].

Медиасреда включает в себя:

- Телевидение. Основной пик просмотра телевизионного эфира приходится в Российской Федерации на вечернее время - с 18 до 23 ч. Согласно статистике, каждый второй житель РФ смотрит телевизор ежедневно [3].

- Радио. В последние годы количество людей, слушающих радио, заметно убавилось. Связано это с тем, что происходит активное внедрение Интернета. Появляются онлайн-радиостанции [3].

- Печатные издания (газеты, журналы и т.д.). Сегодня всего 0,9 % населения Российской Федерации приобретает и читает газеты. Так же, как и радио, данный вид медиа потерял свои позиции с появлением Интернета [3].

- Интернет. В настоящее время человек взаимодействует с медиасре-дой постоянно: и дома, и на работе, и на учебе, даже общение с друзьями и знакомыми на постоянной основе перенеслось в систему медиасреды [1].

Изменения, которые мы сейчас наблюдаем, во многом связаны с тем, что изменилась медиасреда. Рост доли Интернета привел к тому, что все общество стало жить в некой виртуальной среде, в которой намного быстрее и удобнее выполнять какие-либо действия. В наше время Интернетом пользуется постоянно 30 % населения земного шара, 40 % населения пользуется Интернетом периодически (например, на работе, учебе или для развлечения). Это около 2 млрд человек; для сравнения: в 1992 г. Интернетом пользовалось около 500 человек, в эти же годы Интернет планировался как помощник при выполнении работы. А сейчас? На работе переписка и совещания, обмен информацией и ее поиск выполняются через Интернет; на учебе ни один школьник или студент не обходятся ни дня без его использования. Сегодня в домашних условиях Интернет подарил пользователям, помимо развлечений, возможность совершать покупки, заказывать различные услуги, связываться с государственными органами власти, даже очередь в больницу сегодня занимают через Интернет.

Конечно, бурное развитие медиасреды, а именно интернет-пространства, имеет ряд своих положительных сторон. Рассмотрим их:

1. Информация оперативна. Обновление новостей сегодня в Интернете происходит каждые 7-10 мин, т.е. мы владеем всей подробной информацией, не выходя из дома [3].

2. Высокий уровень компьютеризации общества позволяет сократить время на передачу и получение информации. Электронная почта заменила традиционную пересылку писем, а возможность проводить видеоконференции через Интернет позволяет сократить время для сбора всех участников, избавить многие компании от поиска помещения, которое могло бы вместить большое количество людей, и т.д. [2].

3. Человек сегодня, не выходя из дома, может связаться с другим человеком из любой точки мира, что позволяет не только не прекращать общение, но и обмениваться какими-либо документами, фото, видеоматериалами [2].

Однако уже доказано, что сегодня активное развитие медиасреды имеет и свои негативные стороны. Перечислим их:

1. Низкий уровень достоверности информации.

2. Негативное влияние на население. По данным НИИ психиатрии Министерства здравоохранения и социального развития России, состояние психического здоровья россиян прогрессивно ухудшается. По некоторым данным, в помощи психолога нуждается каждый третий-четвертый житель Российской Федерации. При этом широкий спектр психических расстройств (депрессивные расстройства, алкоголизм, бессонница, личностные расстройства, раздвоение личности и многое другое) в большинстве случаев является результатом воздействия стрессовых ситуаций. В 70 случаях из 100 такую стрессовую ситуацию порождают СМИ [2].

3. Интернет - удобное средство для манипулирования сознанием граждан. Можно распространять любую информацию, убеждая пользователей, что она единственно верная. Отсюда плавно вытекает еще одна проблема Интернета - отсутствие контроля.

Таким образом, в настоящее время медиасреда очень плотно вошла в жизнь человека, ежегодно растет медиапотребление. Аналитический центр «Видео интернешнл» (г. Москва) провел социологическое исследование, согласно которому медиасреда на сегодняшний момент развита только на 50 %, а в ближайшие пять лет ее влияние на человека и взаимодействие с ним увеличатся почти в два раза (рис. 1) [3]:

1 □□

1900 1920 1940 1960 1900 2000 2020

^асов и медспю прогноз

Печать ■ Интернет ■ Аналоговое ТВ

Цифровое ТВ Анапа газов радио ■ Цифровое радио

Кинотестоы ■ РазвлЕ^вчия вне до^а ■ Беспроводные ■ Кпмп ью турны игры

Рис. 1. Медиапотребление в мире к 2020 г.

Влияние медиасреды на молодежь и ее профессиональное сознание

Если говорить о влиянии медиасреды на молодежь, то стоит подчеркнуть, что молодежь - наиболее уязвимая категория граждан, именно в молодом возрасте выстраивается полностью общественное мнение человека об окружающем его пространстве [1].

То, что воздействие медиасреды на молодежь во многом негативно, уже не оспаривает никто. Это подтверждается и существующими исследованиями, и в целом ситуацией в обществе. Волна насилия, захлестнувшая народы, рост агрессии, расизма и национализма, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, пропаганда пошлости, вседозволенность, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных лидеров, снижение уровня грамотности обусловлены современным состоянием СМИ [2].

Большое влияние СМИ оказывают на профессиональное сознание молодежи. Молодое поколение зачастую не может сделать самостоятельный выбор профессии, во многом данный шаг зависит от социального круга человека (друзья, семья, общество в целом) и, конечно же, от средств массовой информации.

Когда человек делает свой профессиональный выбор, он нередко полагается на свои личные качества, но зачастую он учитывает и следующие факторы [1]:

- позиция членов семьи;

- позиция друзей и подруг;

- позиция учителей, школьных педагогов;

- личные планы и представления о будущей работе (в том числе и представления о предполагаемом уровне доходов);

- востребованность профессии в обществе;

- информированность о достоинствах и недостатках различных профессий;

- престижность профессии в обществе.

В последних двух пунктах не последнюю роль играет медиасреда. Согласно социологическому исследованию исследовательско-консалтинговой компании IFORS в 2013 г., большинство молодых людей (67 %) о выбранных ими профессиях узнают из средств массовой информации (1590 человек опрошенных). На престиж профессии в обществе также влияют СМИ. Ведь именно с экранов телевизоров, страниц глянцевых журналов и газет, интернет-ресурсов ежедневно успешные люди делятся с нами секретами своего успеха. От них мы узнаем, кем они работают, где учились, и, соответственно, делаем вывод о том, что сможем получить от данной профессии. Именно поэтому в последние годы наиболее востребованными профессиями в обществе стали теле- и радиоведущие, журналисты, экономисты, актеры, певцы и др. Престижность этих профессий нам демонстрируют СМИ, статьи в периодической печати и телепередачи, интервью и статьи на интернет-сайтах, эфир на радио. Соответственно, «разрекламированные» профессии и являются сегодня наиболее престижными. Отсюда и большое количество «ненужных» специалистов. Толпы экономистов и журналистов, дизайнеров и бухгалтеров, менеджеров и маркетологов остаются без работы либо работают не по специальности. Отсюда возникает вопрос: как так происходит? Ведь СМИ показы-

вали нам успешных людей именно этих специальностей, а оказывается, что данные профессии в обществе не востребованы [3].

К сожалению, реально необходимые обществу специальности недостаточно описываются и разъясняются в современных СМИ, отсюда и наблюдаются переизбыток кадров в одних областях и катастрофический недостаток в других. Но не только СМИ виноваты в возникновении этой проблемы.

Без всяких сомнений, СМИ - очень серьезный и важный источник информации. Однако, учитывая общую ситуацию со средствами массовой информации в настоящий момент, можно утверждать, что подаваемый ими материал в основной массе недостаточно информирует людей о преимуществах и недостатках той или иной профессии. Поэтому все же СМИ лучше использовать как вспомогательный источник в достаточно сложном вопросе выбора профессии. Правильный профессиональный выбор зависит только от самого человека.

Список литературы

1. Жилавская, И. В. Влияние СМИ на молодежь / И. В. Жилавская // Медиаобразо-вание: от теории к практике. - Томск : Изд-во Томск. ин-та информационных технологий, 2007. - 270 с.

2. Морозова, А. А. Медиабезопасность в эпоху информации / А. А. Морозова // Информационное поле современной России: практики и эффекты: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (18-20 октября 2012 г.) : в 2-х т. / под ред. Р. П. Баканова. - Казань : Казан. ун-т, 2012. - Т. 1. - С. 280-287.

3. Сервис статистики // Вся статистика Интернета. - 2014. - иКЬ: http://www.liveinternet.ru - свободный, загл. с экрана.

Лазарева Вероника Николаевна

студентка,

Финансовый университет

при Правительстве РФ (г. Челябинск)

E-mail: www.weronikal.ru@mail.ru

Перевозова Ольга Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра менеджмента и маркетинга, Финансовый университет при Правительстве РФ (г. Челябинск) E-mail: perevozova2016@yandex.ru

Lazareva Veronika Nikolaevna student,

Financial University under the Government of the Russian Federation (Chelyabinsk)

Perevozova Ol'ga Vladimirovna candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of management and marketing,

Financial University under the Government of the Russian Federation (Chelyabinsk)

УДК 659.1.01 Лазарева, В. Н.

Влияние медиасреды на профессиональное сознание молодежи / В. Н. Лазарева, О. В. Перевозова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2015. - № 2 (14). - C. 201-206.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.