Научная статья на тему 'Влияние силовых нагрузок различной направленности на свойства кратковременной памяти у студентов'

Влияние силовых нагрузок различной направленности на свойства кратковременной памяти у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
472
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние силовых нагрузок различной направленности на свойства кратковременной памяти у студентов»

Coaches Digest. - 1974. - РР. 2-4.

ВЛИЯНИЕ СИЛОВЫХ НАГРУЗОК РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА СВОЙСТВА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ У СТУДЕНТОВ

И.Г. Виноградов

Одной из важных составляющих успешности учебного процесса в вузе является хорошая память у студентов. В научной литературе содержатся разрозненные факты о влиянии силовых нагрузок на психические процессы (Г.П.Виноградов, 1999, 2000, 2003). Совершенно не изучены вопросы, касающиеся обусловленности показателей объёма и точности воспроизведения материала на фоне ближайшего тренировочного эффекта. Как отмечал Г.Д.Горбунов (1994), после физических нагрузок протекание психических процессов может улучшаться или ухудшаться. Главными факторами, определяющими эту специфику, являются: 1) характерные особенности физических нагрузок; 2) степень адаптированности к ним занимающихся; 3) особенности изучаемых психических процессов и уровня их построения; 4) время, прошедшее после выполненной нагрузки; 5) время суток.

Актуальность выбранной проблемы обусловливается тем, что студенты за время обучения в вузе вынуждены сочетать интеллектуальные и физические нагрузки. Особую актуальность эта проблема приобретает в учебной деятельности студентов-спортсменов. Сразу же отметим, что показатели непроизвольной и механической памяти мы не относим к показателям умственного развития, ограничив рамки исследования только изучением вопроса о влиянии нагрузок, в частности силовых, на кратковременную память.

Различают несколько характеристик памяти: установка на запоминание (непроизвольная и произвольная); временные параметры сохранения информации (кратковременная и долговременная); характер запоминаемого материала (вербальнологическая, образная и эмоциональная); способ запоминания информации (механическая и смысловая). Одним из важных компонентов памяти является объём кратковременной памяти (Р.М. Грановская, 1997; М. Курланд, 2004; С.С. Степанов, 2005).

Гипотеза исследования. Предполагалось, что различные по направленности силовые нагрузки оказывают неоднородное влияние на объём кратковременной памяти.

Задача исследования: выявить влияние силовой нагрузки различной направленности на объём и точность кратковременной памяти.

Для решения поставленной задачи были выбраны методики исследования кратковременной памяти, включающие в себя различные зрительные компоненты: образные (узнавание фигур), словесные (заучивание слов), цифровые (память на числа) (В. Аткинсон, 1994; Э.Р. Ахмеджанов, 1996; О.П. Елисеев, 2004).

Исследование проводилось в период с сентября 2005 по май 2006 года на базе зала атлетизма Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры имени П.Ф.Лесгафта. В состав исследуемой группы входили студенты четвёртого курса педагогического и тренерского факультетов, посещавших учебные занятия по общему курсу «Атлетизм».

Тестирование объёма кратковременной памяти проводилось три раза в семестр, каждых раз после месяца практических занятий с использованием нагрузки конкретной направленности. Оценка показателей памяти осуществлялась до и после тренировочных занятий. Всего было обследован 91 студент дневного факультета (36 - на педагогическом и 55 - на тренерском факультетах). Методика, предназначенная для оценки кратковременной зрительной памяти, её объема и точности включала в себя три теста: «Тест на числа», «Тест на образы» и «Тест на слова». Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных ответов. Оценка переводилась в условные единицы по девятибалльной шкале.

Содержание силовых нагрузок. В основу планирования силовых нагрузок был

заложен компонент специфичности тренирующего воздействия используемых средств. В качестве основных средств применялись упражнения со штангой, гирями и на тренажёрах. Таким образом, отличительными особенностями в содержании тренировочной нагрузки являлись: двигательная структура силовых упражнений, режим работы мышц и механизмы энергообеспечения.

Ближайший тренировочный эффект от силовых нагрузок включал в себя суммарное воздействие частного тренировочного эффекта, который обеспечивался выполнением различных силовых упражнений.

Объём тренировочных нагрузок. Различия в используемых на занятиях силовых нагрузках заключались в больших показателях такого компонента, как интенсивность. При развитии абсолютной силы интенсивность составляла 75 ± 15 кг; при тренировках на выносливость - 16 кг, для развития собственно-силовых качеств - 10 ± 2 кг (таблица 1).

Таблица 1

Основные характеристики нагрузки различной силовой направленности

Компоненты методики Направленность нагрузки

Абсолютная сила Силовая выносливость Собственно-силовые качества

Средства Штанга Гири Тренажёры

Методы Повторный Интервальный Повторный

Объём 60 мин. 60 мин. 60 мин.

Интенсивность 60-90 кг 16 кг 8-12 кг

К-во упражнений 4-6 4-6 4-6

К-во повторений в сете 4-6 раз 12-16 раз 8-10 раз

Продолжительность Мезоцикл Мезоцикл Мезоцикл

Режим работы мыттпт Уступающий/ Уступающий/ Уступающий/

преодолевающий преодолевающий преодолевающий

Установлено, что после использования различных силовых нагрузок наблюдается достоверное снижение показателей кратковременной памяти по всём трём показателям: на запоминание чисел, образов и слов (таблицы 2, 3 и 4).

Таблица 2

Динамика показателей объёма и точности кратковременной памяти на числа до

и после различных силовых нагрузок (студенты-мужчины, п = 91)

Направленность нагрузки Временной параметр измерения (до или после нагрузки) Статистические показатели

X ± а Уровень значимости

Абсолютная сила До После 5,7 ± 0,1 5 ± 0,1 1,1 0,9 р < 0,001

Силовая выносливость До После 5,7 ± 0,1 4,4 ± 0,1 1,1 0,8 р < 0,001

Собственно-силовые качества До После 5,5 ± 0,1 5,1 ± 0,1 0,9 0,9 р < 0,5

Так, снижение уровня кратковременной памяти на воспроизведение чисел составило 5,7 ± 0,1 балла до силовой нагрузки и 5 ± 0,1 - после, при достоверном уровне значимости, при р < 0,001. Динамика уменьшения данного вида памяти после применения нагрузки, направленной на развитие силовой выносливости, равна 5,7 ± 0,1 балла до и 4,4 ± 0,08 после, при < 0,001. Снижение величин, по сравнению с исходными, было отмечено и при использовании нагрузки собственно-силового характера (5,5 ±

0,1 балла при первом тестировании и 5,1 ± 0,1 балла - при втором.

Тенденция к снижению уровня воспроизведения тестов после силовых нагрузок была отмечена в испытаниях кратковременной памяти на образы и слова (таблицы 3 и

Научно-теоретический журнал «Ученые записки», №11(33) - 2007 год 4).

Таблица 3

Динамика показателей объёма и точности кратковременной памяти на образы до

и после различных силовых нагрузок (студенты-мужчины, n = 91)

Направленность нагрузки Временной параметр измерения (до или после нагрузки) Статистические показатели

X + sx а Уровень значимости

Абсолютная сила До После 4 і 0,1 3,3 і 0,1 0,8 0,6 р < 0,001

Силовая выносливость До После 3,9 і 0,1 3,1 і 0,1 0,8 0,6 р < 0,001

Собственно-силовые качества До После 4,3 і 0,1 4,1 і 0,1 0,9 0,7 р < 0,5

Выявлено, что различные силовые нагрузки оказывают неодинаковое влияние на показатели кратковременной памяти. Наибольшие величины снижения исходных показателей были отмечены после применения нагрузок, направленных на развитие силовой выносливости (снижение составило в тестах на запоминание чисел - 1,3 ± 0,1 балла; образов - 0,8 ± 0,1 балла и слов - 1,2 ±0,1 балла).

Таблица 4

Динамика показателей объёма и точности кратковременной памяти на слова до и

после различных силовых нагрузок (студенты-мужчины, n = 91)

Временной Статистические показатели

Направленность нагрузки параметр измерения (до или после нагрузки) X + а Уровень значимости

Абсолютная сила До 5,3 і 0,1 1,1 р < 0,001

После 4,7 і 0,1 0,9

Силовая выносливость До После 4,7 і 0,1 3,5 і 0,1 1 0,9 р < 0,001

Собственно-силовые качества До После 4,9 і 0,1 4,6 і 0,1 0,9 1 р < 0,5

ВЫВОДЫ:

1. В процессе ближайшего тренировочного эффекта от использования силовых нагрузок достоверно снижаются показатели кратковременной памяти на числа, образы и слова.

2. Силовые нагрузки оказывают неодинаковое воздействие на объём и точность кратковременной памяти: наименьшие показатели были отмечены при воздействии нагрузок собственно-силового характера (занятия на тренажёрах), наибольшие - при развитии силовой выносливости (занятия с гирями).

Полученные данные могут являться основой для коррекции тренировочного процесса в период экзаменационных сессий в вузах физической культуры для студентов, специализирующихся в различных видах атлетизма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аткинсон, В.В. Познай себя : развитие памяти и интеллекта / В.В. Аткинсон. - СПб. : РЕСПЕКС, 1994. - 384 с.

2. Ахмеджанов, Э.Р. Психологические тесты / Э.Р. Ахметжанов. - М. : Лист, 1996. - 320 с.

3. Виноградов, Г.П. Динамика функциональных показателей при рекреационной силовой тренировке / Г.П.Виноградов // Физиология спорта - состояние и пер-

спективы : материалы международной научной конференции. - СПб., 1999. - С. 27.

4. Виноградов, Г.П.Новые оздоровительно-рекреационные технологии с использованием отягощений / Г.П.Виноградов //Актуальные проблемы человекознания в сфере образовательной деятельности / БПА. - СПб. : [б.и.], 2000. - С. 21-22.

5. Виноградов, Г.П. Психолого-педагогические аспекты рекреационной силовой тренировки / Г.П.Виноградов // Физическая культура как вид культуры : межвузовский сборник научных статей. - Воронеж : Изд-во ВГПУ, 2003. - С. 267-271.

6. Вуджек, В. Тренировка ума / В. Вуджек ; пер. с англ. Л. Царук. - СПб. : Питер Пресс, 1996. - 288 с.

7. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика физического воспитания и спорта : авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук / Горбунов Г. Д. - СПб., 1994. - 58 с.

8. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. -СПб. : Свет, 1997. - 608 с.

9. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - СПб. : Питер, 2004. - 509 с.

10. Курланд, М. Как улучшить память / М. Курланд, Р. Лупоф ; пер. с англ. Г.Г. Кривошеиной. - М. : АСТ, Астрель, 2004. - 369 с.

11. Степанов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия / С.С. Степанов. - М. : Эксмо, 2005. - 672 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.В. Воронков, И.Н. Никулин

В последнее время многие исследования посвящены изучению физической рекреации. Появилось множество работ, в которых дается теоретическое обоснование данного понятия, рассматриваются практические стороны использования средств физической рекреации (Г.П. Виноградов, В.М. Выдрин, Л.П. Матвеев, Ю.Е. Рыжкин и др.). В специальной литературе имеется множество определений физической рекреации, отражающих те или иные ее стороны. Физическая рекреация составляет содержательную основу физкультурно-рекреативной деятельности, под которой нами понимается добровольная двигательная активность с использованием средств физической культуры, направленная на восстановление работоспособности, организацию активного отдыха и полезного досуга.

Согласно выделенному нами принципу направленности на получение удовольствия, результатом каждого рекреативно ориентированного мероприятия должно быть улучшение настроения, получение положительных эмоций, возникновение чувства удовлетворенности и “мышечной радости”.

В данном контексте необходимо отходить от общепринятых способов определения оптимальных нагрузок, используемых в физическом воспитании, таких как измерение частоты сердечных сокращений, динамики уровня развития функциональных систем, определения развития основных физических качеств. Эти способы можно использовать лишь для того, чтобы убедиться, что нагрузка, используемая на рекреационных тренировках, не является чрезмерной и не будет отрицательно сказываться на здоровье. Основное же внимание необходимо уделять улучшению психоэмоционального состояния занимающихся.

В данном случае мы разделяем точку зрения Г.П. Виноградова [2], который отмечает, что оценка рекреационных нагрузок по описательным характеристикам состояния человека более предпочтительна по сравнению с оценкой нагрузки, принятой в спорте (объем, интенсивность и т.д.). Автор объясняет это тем, что физкультурнорекреативная деятельность имеет своей целью отдых, восстановление, развлечение. Реализация этих целей обеспечивается ближайшим тренировочным эффектом, то есть теми положительными изменениями в психофункциональном состоянии занимающих-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.