Научная статья на тему 'Об индивидуальной подготовленности игроков студенческой баскетбольной команды'

Об индивидуальной подготовленности игроков студенческой баскетбольной команды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вавилов А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об индивидуальной подготовленности игроков студенческой баскетбольной команды»

ропейского стандарта, а затем переход на государственные образовательные стандарты нового поколения с привязкой их к СЗЕ. В противном случае этот переход будет профанацией и приведет к снижению качества образования.

В качестве лишь одного аргумента в пользу нашей точки зрения на указанную проблему можно указать, что обеспеченность наших физкультурных вузов компьютерами и современными информационными технологиями в два - три раза ниже западноевропейских, так же как и степень овладения этими технологиями нашими студентами и преподавателями.

Для филиалов существует еще одна проблема, вследствие значительно меньшего штата преподавателей, любая переработка программ или методического обеспечения приводит к резкому увеличению рабочей нагрузки, ведь количество учебных дисциплин по специальности такое же, как и в крупных вузах. Поэтому удельные затраты филиалов на любые реформы, как правило, значительно выше.

Снизить удельные затраты не только филиалов, но и крупных вузов можно с помощью создания на базе двух-трех крупнейших университетов центров по разработке и совершенствованию типовых и эксклюзивных учебно-методических комплексов, соответствующих уровню лучших вузов мира и адаптированных к местным условиям. При наличии таких центров возможности филиалов в предоставлении качественных образовательных услуг в сфере физической культуры и спорта могут быть выше, чем в базовых вузах.

ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ИГРОКОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ БАСКЕТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ

А.Л. Вавилов

Одним из кардинальных вопросов спортивной практики является действенная реализация индивидуализированной подготовки спортсменов. В работе Л. Д. Гиссена и Л.Н. Собчика (1976) отмечалось, что «спортивные педагоги достаточно хорошо знают о важности индивидуализации, стараются претворить этот принцип в жизнь, но еще очень часто столь существенный методический подход не реализуется, оставаясь по сути дела лишь лозунгом. Винить в этом последнем обстоятельстве одних только тренеров было бы неправильно. Для того чтобы обеспечить индивидуализированный подход к ученику, тренеру мало своих только лишь эмпирических наблюдений. Для индивидуализации процесса спортивной подготовки тренеру необходимо регулярное поступление объективной информации о спортсмене» (С. 4).

Касаясь принципа индивидуализации подготовки баскетболистов, Е.Р. Яхонтов и Л.С. Кит (1981) отмечали: «активизация игры и связанные с ней изменения условий выполнения игровых приемов влекут за собой и определенные изменения в методике подготовки баскетболистов. Наиболее важным из них является процесс индивидуализации спортивной подготовки» (С. 4).

Целью индивидуальной тренировки баскетболистов является, в первую очередь, совершенствование игровых способностей или игровых навыков, являющихся основой программ подготовки и ключом к будущим успехам. В этой работе предпринята попытка систематизировать материалы по определению сферы баскетбольных игровых способностей и идентификации тестов для их измерения.

Тестирование спортивных навыков является важной частью процесса оценивания результатов учебно-тренировочного процесса. Результаты тестовых испытаний обычно используются в целях классифицирования, диагноза, повышения мотивации и выставления отметок. В добавление, тренеры экспериментируют с использованием тестов для отбора игроков в команду из большого числа кандидатов. Можно утверждать, что баскетбольные тесты претендуют на роль реально предсказывающих измерений, поскольку они пытаются выявить различия между уровнями игровых способностей. Одной из важнейших проблем, встающих перед физическим воспитанием и

профессией тренера, является проблема оценивания результатов спортивных тестов и их взаимосвязи с уровнями игровых способностей.

Предпринимавшиеся попытки выявить объективные способы оценивания баскетбольных способностей породили большое количество тестов. Набор тестов для оценивания индивидуальной подготовленности баскетболистов был сформирован по следующим критериям:

1) тест должен быть надежным (заслуживающим доверие);

2) тест должен быть выполним в типичных условиях спортивного зала;

3) тест не должен требовать использования дорогостоящего оборудования. Удовлетворяющий этим критериям набор включал в себя следующие тесты: по

четыре в каждой из пять групп - прыжки, передвижение без мяча, ведение, передачи, броски (таблица 1).

Таблица 1

Избранные тесты для оценивания индивидуальной подготовленности баскетболистов

Измеряемый показатель Тесты Коэффициент надежности Источник

I. Прыгучесть 1. Подскок с места .97 Костикова Л.В. и др, 1979

2. Подскок с шага .95 Brittenham G., 1996

3. Прыжок в длину с места .96 Brittenham G., 1996

4. Серийные подскоки (90%) .73 Юхно М.П. и др., 1967

II. Скорость 5. Бег на 20 м. .55 Юхно М.П. и др., 1967

6. Челночный бег на 20 м .84 Brittenham G., 1996

7. Челночный бег приставн. шагами .85 Вавилов А. Л., 1998

8. Челночный бег на 140 м .86 Юхно М.П. и др, 1977

III. Ведение 9. Скоростное ведение .83 Костикова Л.В. и др., 1979

10. Обводка препятствий .83 Яхонтов Е.Р. и др., 1977

11. Ведение зигзагом .75 Hopkins D.R., 1976

12. Ведение с броском .80 Bunn J., 1961

IV. Передачи 13. Скоростные передачи .86 Bunn J., 1961

14. Передачи на точность .90 Hopkins D.R., 1976

15. Длинные передачи на точность .83 Костикова Л.В. и др., 1979

16. Передачи в щит и рывки .86 Ravelling G., 1974

V. Броски 17. Броски из-под корзины .79 Bunn J., 1961

18. Скоростные броски с точек .90 Knight B., 1984

19. Броски с точек по заданию тренера .87 Костикова Л.В. и др., 1979

20. Штрафные броски (3 промаха) .78 Костикова Л.В. и др., 1979

Тестированию подверглись студенты Вятского государственного гуманитарного университета, команда которого участвует в чемпионате Студенческой баскетбольной лиги России и Северо-запада России. В программу были включены показатели 53 студентов, полностью выполнивших программу исследования.

В качестве коэффициента надежности теста использовался коэффициент между результатами, показанными в двух попытках. Перечень подвергшихся анализу тестов и выявленные показатели их надежности представлены в таблице 1. Напомним, что, по данным М.А. Годика (1988), надежность коэффициентов может быть оценена следующим образом:

0,99-0,95 - отличная; 0,94-0,90 - хорошая; 0,89-0,80 - средняя;

0,79-0,70 - приемлемая; 0,69-0,60 - низкая.

Анализ полученных показателей свидетельствует о том, что в выбранной батарее тестов лишь один показывает низкую надежность. Этим тестом является бег на 20 м. Низкий коэффициент надежности бега на 20 м (0,55), скорее всего, объясняется ре-

гистрацией результатов с помощью ручного секундомера (использован ручной секундомер фирмы «Электроника», модель ИТ-01, показывающий сотые доли секунды).

Следует отметить, что указанный источник этого теста (Юхно М.П., Преображенский И.Н., 1967) не является единственным, и не все современные авторы ратуют за использование дорогой измерительной аппаратуры типа «фотофиниш». Так, бег на 20 м с регистрацией результатов по ручному секундомеру рекомендуется, например, в книге тренера по физической подготовке чемпиона НБА, команды «Нью-Йорк Никер-бокерс», Грега Бритенхема (Brittenham G., 1996). Таким образом, в данном случае речь не идет о старомодности теста.

Надежность следующих трех тестов характеризуется как отличная: (1) высота подскока с места, (2) высота подскока с одного шага и (3) прыжок в длину с места. Надежность теста (18) - скоростные броски с точек - характеризуется как хорошая, а тестов (4) серийные подскоки, (11) ведение зигзагом, (17) броски из-под корзины и (19) броски с точек по заданию тренера - как приемлемая. Остальные тесты показали среднюю надежность.

Таким образом, отобранные для исследования тесты индивидуальной подготовленности баскетболистов можно в целом охарактеризовать как надежные.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вавилов, А. Л. Анализ тестов для идентификации успешности действий игроков в студенческом баскетболе // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий : материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1. - СПб., 2000. - С. 219-220.

2. Гиссен, Л. Д. Стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ) и опыт его применения с целью индивидуализации спортивной подготовки : методическое пособие / Л. Д. Гиссен. - М. : [б.и.], 1976. - 49 с.

3. Годик, М.А. Спортивная метрология : учебник для студентов институтов физ. культуры / М. А. Годик. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.

4. Портных, Ю.И. Оценка уровня специальной физической подготовленности баскетболистов высокой квалификации: методические указания / Ю.И. Портных, Б.Е. Лосин, Н.Г. Соколов. - Л. : [б.и.], 1988. - 18 с.

5. Спортивные игры : правила, тактика, техника / под общ. ред. Е.В. Коневой. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 443 с. - (Серия «Высшее педагогическое образование»).

6. Средства педагогического контроля за уровнем физической и технической подготовленности высококвалифицированных баскетболистов : методические рекомендации / Л.В. Костикова, В.А. Данилов, И.Н. Преображенский [и др.]. - М. : [б.и.], 1979. - 18 с.

7. Юхно, М.П. Контрольные упражнения по специальной физической и технической подготовке для баскетболистов команд класса «А», сборных команд республик и СССР / М.П. Юхно, И.Н. Преображенский. - М. : [б.и.], 1967. - 14 с.

8. Яхонтов, Е.Р. Стандарты скоростно-силовой и технической подготовленности баскетболистов для сборных команд юношей и девушек различных возрастных групп / Е.Р. Яхонтов, В.Н. Голубков, И.Г. Фейгель // Совершенствование техники, тактики и методики тренировки баскетболистов : сб. науч. тр. - Л., 1977. - С. 3-7.

9. Яхонтов, Е.Р. Индивидуальные упражнения баскетболиста / Е.Р. Яхонтов, Л.С. Кит. - М. : Физкультура и спорт, 1981. - 71 с.

10. Brittenham, G. Complete Conditioning for Basketball / G. Brittenham. - Champaign, IL. : Human Kinetics, 1996. - 247 р.

11. Hopkins, D.R. A factor analysis of basketball skill tests // Research Quartly. -1976. - Vol. 48. - No. 3. - РР. 535-540.

12. Knight, B. Motivating Your Athletes // Medalist. - 1977. - РР. 77-78.

13. Ravelling, G. War on the Boards : The Aggressive Nature of Rebounding //

Coaches Digest. - 1974. - РР. 2-4.

ВЛИЯНИЕ СИЛОВЫХ НАГРУЗОК РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА СВОЙСТВА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ У СТУДЕНТОВ

И.Г. Виноградов

Одной из важных составляющих успешности учебного процесса в вузе является хорошая память у студентов. В научной литературе содержатся разрозненные факты о влиянии силовых нагрузок на психические процессы (Г.П.Виноградов, 1999, 2000, 2003). Совершенно не изучены вопросы, касающиеся обусловленности показателей объёма и точности воспроизведения материала на фоне ближайшего тренировочного эффекта. Как отмечал Г.Д.Горбунов (1994), после физических нагрузок протекание психических процессов может улучшаться или ухудшаться. Главными факторами, определяющими эту специфику, являются: 1) характерные особенности физических нагрузок; 2) степень адаптированности к ним занимающихся; 3) особенности изучаемых психических процессов и уровня их построения; 4) время, прошедшее после выполненной нагрузки; 5) время суток.

Актуальность выбранной проблемы обусловливается тем, что студенты за время обучения в вузе вынуждены сочетать интеллектуальные и физические нагрузки. Особую актуальность эта проблема приобретает в учебной деятельности студентов-спортсменов. Сразу же отметим, что показатели непроизвольной и механической памяти мы не относим к показателям умственного развития, ограничив рамки исследования только изучением вопроса о влиянии нагрузок, в частности силовых, на кратковременную память.

Различают несколько характеристик памяти: установка на запоминание (непроизвольная и произвольная); временные параметры сохранения информации (кратковременная и долговременная); характер запоминаемого материала (вербальнологическая, образная и эмоциональная); способ запоминания информации (механическая и смысловая). Одним из важных компонентов памяти является объём кратковременной памяти (Р.М. Грановская, 1997; М. Курланд, 2004; С.С. Степанов, 2005).

Гипотеза исследования. Предполагалось, что различные по направленности силовые нагрузки оказывают неоднородное влияние на объём кратковременной памяти.

Задача исследования: выявить влияние силовой нагрузки различной направленности на объём и точность кратковременной памяти.

Для решения поставленной задачи были выбраны методики исследования кратковременной памяти, включающие в себя различные зрительные компоненты: образные (узнавание фигур), словесные (заучивание слов), цифровые (память на числа) (В. Аткинсон, 1994; Э.Р. Ахмеджанов, 1996; О.П. Елисеев, 2004).

Исследование проводилось в период с сентября 2005 по май 2006 года на базе зала атлетизма Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры имени П.Ф. Лесгафта. В состав исследуемой группы входили студенты четвёртого курса педагогического и тренерского факультетов, посещавших учебные занятия по общему курсу «Атлетизм».

Тестирование объёма кратковременной памяти проводилось три раза в семестр, каждых раз после месяца практических занятий с использованием нагрузки конкретной направленности. Оценка показателей памяти осуществлялась до и после тренировочных занятий. Всего было обследован 91 студент дневного факультета (36 - на педагогическом и 55 - на тренерском факультетах). Методика, предназначенная для оценки кратковременной зрительной памяти, её объема и точности включала в себя три теста: «Тест на числа», «Тест на образы» и «Тест на слова». Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных ответов. Оценка переводилась в условные единицы по девятибалльной шкале.

Содержание силовых нагрузок. В основу планирования силовых нагрузок был

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.