Научная статья на тему 'Влияние семейного неблагополучия на самоопределение подростков'

Влияние семейного неблагополучия на самоопределение подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1232
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
СЕМЬЯ / НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ / ДЕВИАНТНЫЕ ПОДРОСТКИ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / FAMILY / TROUBLE / DEVIANT TEENAGERS / SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степанова Светлана Сергеевна, Москаленко Ольга Валентиновна

В статье рассматриваются причины и факторы комплексного неблагополучия семьи, раскрывается спектр проблем современной семьи. Детально анализируется процесс формирования девиантных диспозиций подростков. Автор последовательно раскрывает механизм самоопределения подростков в ситуации семейного неблагополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF FAMILY PROBLEMS TO SELF-TEENS

Перевод: Reasons and facts of troubles in the family are consider in this article. There is a spectrum of troubles in modern family. Analyzed the process of the formation of deviant dispositions of teenagers. The author logically truthful about the mechanism of the teenager’s self-determination in the situation of trouble family.

Текст научной работы на тему «Влияние семейного неблагополучия на самоопределение подростков»

• уровень сформированности каждого компонента влияет на итоговый уровень готовности;

• в определенных пределах возможна компенсация недостаточного развития какого-либо компонента за счет опоры на высокую сформированность других.

Одним из основных в акмеологии является принцип оптимальности, который может быть продуктивно применен и в контексте рассмотрения готовности. Так при оценке её уровня использовать только внешний результативный критерий (в случае готовности к обучению -уровень академической успеваемости). Не менее значимо учитывать:

1) «энергетическую» цену достижения целей;

2) эмоциональную удовлетворенность процессом и итогами деятельности;

3) адекватность смысловой окраски деятельности её сущности;

4) сбалансированность развитости компонентов готовности.

Психологическое сопровождение повышения психологической готовности к обучению может включать:

• диагностику исходного уровня сформированности компонентов готовности;

• индивидуальную и групповую работу по развитию недостаточно развитых компонентов готовности и преодолению блокаторов реализации высоко развитых;

• мониторинг текущего уровня готовности в рамках учебного процесса;

• работа по формированию ситуативной и готовности в процессе отдельных курсов и занятий.

Также продуктивной может стать опора на более развитые компоненты готовности:

• наличие профиля образования, близкого осваиваемому;

• выраженную мотивацию;

• развитую самоорганизацию;

• особенности мышления и т.д.

Литература:

1. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2004.

2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. -Минск: Изд-во БГУ, 1976.

3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных условиях: Психологический аспект. - Минск: Изд-во «Университетское», 1985

4. Кусакина С.Н. Готовность к обучению в вузе как психологичекий феномен. Автореф.. дисс... канд. психол. н. М., 2009.

5. Мельничук А.С. Особенности мотивационной готовности депутатов к политической деятельности: Дис. ... канд. психол. н. М., 1996.

6. Михайлов О.В Готовность к деятельности как акмеологический феномен: содержание и пути развития. Дисс. канд психол. н. М., 2007.

© Мельничук А.С., 2010

С.С.Степанова, О.В. Москаленко

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

Ключевые слова: семья, неблагополучие, девиантные подростки, самоопределение. Key words: family, trouble, deviant teenagers, self-determination.

Современное российское общество можно охарактеризовать как «общество на грани нормы»: до настоящего времени продолжаются процессы нормативно-ценностной дезинтеграции, социального расслоения и формирования новых социальных групп и страт, социоструктурные перестройки основных социальных институтов - семьи,

образования, государства, сохраняется высокий уровень системных конфликтов, прогрессирует ослабление групповых взаимосвязей.

Кроме того, действующая законодательная база не всегда соответствует потребностям и реалиям современности. Учитывая несовершенство законодательства и коллизионную ориентацию действующего нормативно -правового поля, можно утверждать, что далеко не все формы девиантного поведения подростков можно рассматривать в юридических категориях, а значит, применять адекватные формы социально-правового контроля над ним, тогда как общественная оценка девиантных поступков несовершеннолетних может быть резко негативной.

Указанные процессы не могут не оказывать влияния на семью. В представлении большинства людей семья ассоциируется с такими понятиями, как: «родное гнездо», «семейный очаг», «тихая гавань» - в целом с местом, где тебя любят и ждут. Общеизвестно, что семья, как основной институт социализации, оказывает системное воздействие на развитие ребенка и выступает мультидисциплинарным объектом исследования, однако наиболее серьезное воздействие семья оказывает на развитие личности ребенка, становление его эмоционально-личностной сферы и формирование основных социально-значимых установок.

Однако сегодня, когда институт семьи и брака переживает период трансформации, характерными особенностями которого выступают стремительное расширение спектра семейных проблем, рост числа разводов, широкое распространение одинокого материнства, увеличение масштабов безнадзорности детей, все большее количество семей получает статус «семей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Число детей, проживающих в семьях, относящихся к категории «неблагополучных», не установлено, однако по данным Государственной Думы Российской Федерации около 18 млн. несовершеннолетних находятся в зоне социального риска [цит по: 4, с. 5.].

Проживание в семьях с тяжелой психо-эмоциональной обстановкой, нарушениями внутрисемейных и межличностных отношений, частыми конфликтами, насилием разного рода обуславливает усвоение детьми негативного социального и семейного опыта, интериоризация которого проявляется в повышенной тревожности детей, нарушении их социальных и семейных ролевых установок, снижении самооценки, а также в ызывает значительные трудности в самоопределении.

Семейное неблагополучие подразумевает комплексное неблагополучие семьи, основными составляющими которого являются невыполнение родителями воспитательной функции или недостаточное их выполнение вследствие отсутствия одного из родителей; имеющихся у членов семьи разного рода зависимостей; некомпетентности родителей в стратегиях воспитания детей и стремления делегировать воспитательную функцию социальным воспитательным институтам; сложившихся конфликтных взаимоотношений в семье; насилия; развода; девиантного поведения и интересов членов семьи; низкой мотивации к родительству; низкого культурного уровеня членов семьи.

Безусловно, неблагополучная семья оказывает негативное влияние на установки подростка, способствует его девиантной самоидентификации, усвоению им негативных норм семьи, вызывает у подростков формирование дезадаптивных установок, нарушения идентичности и поляризацию самоопределения и самооценки.

А.И. Ушатиков и И.С. Ганишина указывают, что «неблагополучная семья дает прирост рождаемости в размерах страны, что весьма опасно с точки зрения возникновения у детей девиантного и делинквентного поведения (в среднем 1,93 ребенка на одну неблагополучную семью по сравнению с общероссийскими данными - 1,2 ребенка на семью)». [7, с. 155] То есть, по сути, неблагополучная семья транслирует несовершеннолетним, воспитывающимся в этой семье, искаженные схемы восприятия и взаимодействия с социальными структурами. В большинстве случаев неблагополучие семьи устанавливается на этапе, когда имеющиеся проблемы невозможно

скрыть, и вмешательство в семью специалистов происходит на стадии серьезного неблагополучия. При этом работа с несовершеннолетними из семей данной категории носит уже не профилактический, а коррекционный и реабилитационный характер.

Общеизвестно, что проблему проще предотвратить, чем исправлять ее последствия. В отношении детей из неблагополучных семей это утверждение верно, как никогда: действительно, вмешательство в семью на ранней стадии неблагополучия может предотвратить формирование некоторых личностных нарушений у детей, способствовать реабилитации семьи, восстановлению ее воспитательного и социального потенциала. В большинстве случаев, к сожалению, семья остается закрытой структурой для специалистов вплоть до серьезных нарушений ее функционирования, что обуславливает формирование условий для девиантного поведения несовершеннолетних и в дальнейшем приводит к тому, что подросток из семьи «группы риска» к моменту своего совершеннолетия испытывает дефицит социальных ресурсов для саморазвития и позитивного самоопределения.

При этом зачастую внешне благополучную семью следует отнести к категории «группы риска»: так, ситуация, когда современные родители заняты работой, а ребенок внешкольное время находится один, т. е., по сути, фактически безнадзорен, наблюдается все чаще. Безнадзорность, недостаточность воспитательного воздействия и личностного взаимодействия выступают серьезными факторами нарушения личностного формирования ребенка. Многие родители, занятые грузом домашних дел в выходные, включают ребенку компьютерные игры, Интернет, другие развлекательные ресурсы, тогда как ребенок, в первую очередь, нуждается в совместном с родителями времяпровождении и позитивной деятельности.

Безусловно, динамика современной жизни существенным образом усложняет жизнь, ставит перед семьей более широкий спектр проблем, в том числе экономического и социо-культурного плана, выдвигает требования к соответствию трудоспособного населения требованиям рынка труда, что подразумевает ненормированный рабочий день, высокий уровень профессиональных навыков, ориентацию на обучение в течение жизни. Однако успешность в карьере не есть счастье в жизни, и, отдавая свободное время дополнительным делам, родители подчас экономят на общении с ребенком.

В этой ситуации ребенок, испытывая дефицит внимания со стороны родителей, ищет понимания в среде сверстников, на улице, пытается самоутвердиться за счет имеющейся у него «свободы от родителей», что в большинстве случаев выражается в различного рода девиациях поведения и нарушениях моральных норм общества, например, демонстративной грубости взрослым, употреблении алкоголя, курении и др.

Зачастую дети в силу деформации внутренней ценностно-нормативной системы, собственной ведомости и слабой воли могут примыкать к группам маргиналов, ориентированных на криминальный образ жизни. Именно поэтому в ситуациях, когда несовершеннолетние попадают в поле внимания правозащитных структур (комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделов внутренних дел, других учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних), особое внимание уделяется его семейному анамнезу, взаимоотношениям с родителями, другими значимыми взрослыми, родственниками.

Таким образом, можно обоснованно утверждать, что ведущим фактором, детерминирующим широкий спектр нарушений поведения подростков, является семейное неблагополучие. Воздействие условий семьи со сниженным воспитательным потенциалом на становление личности подростка, в первую очередь, проявляется в его поведении, поведенческих реакциях на социально-значимые действия окружающих, социальных установках.

Однако только негативной семейной ситуацией развития ребенка невозможно объяснить масштабирование девиантных установок современной молодежи. Действительно, исследователи, практически изучающие поведенческие установки

подростков, отмечают комплексную природу девиаций молодежи: А.Е. Личко отдает приоритет биопсихологическим факторам в формировании девиаций (в том числе наследственным) [6], Л.Я. Олиференко рассматривает в качестве провоцирующих факторов девиантности особенности семейной среды и личностные особенности подростков, имеющих, по ее выражению, «патологию поведения» [8, с. 206], Ю.А. Клейберг подчеркивал влияние личностных особенностей на готовность к девиантному поведению[5], И.С. Ганишина, А.И. Ушатиков указывали, что значительную роль в формировании поведенческих отклонений играют дефекты мотивационно -волевой сферы [7, с. 155].

Так, В.Ю. Рыбников и Е.В. Змановская определяют отклоняющееся поведение как «сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов - биологических особенностей, социальных условий и психологических причин» [3, с. 70].

Нельзя не учитывать и социо-биологические и психические особенности подростка. К факторам, способствующим девиантному поведению подростков, относят разного рода нервно-психические расстройства, органические нарушения психики, личностные особенности и установки. Нарушения формирования личности девиантного подростка проявляются также в специфике эмоционально-волевой сферы: низкой инициативности и мотивации к действиям, неустойчивости эмоций и чувств, резких перепадах настроения, однообразии эмоций, что проявляется в аффектных, импульсивных реакциях на незначительные раздражители. Такие эмоциональные реакции усугубляют нарушения психики ребенка, снижают психическую активность и интерес к окружающим людям и миру в целом, что, в свою очередь, приводит к отказу от всякой деятельности, пассивности, замкнутости.

Все это, в свою очередь, обуславливает нарушения в формировании личности ребенка, что проявляется в слабом усвоении морально-нравственных ценностей общества, социально одобряемых установок, некоторых социальных навыков, необходимых в самостоятельной жизни. Кроме того, зачастую девиантные подростки не умеют проявлять чувства, оценить и правильно интерпретировать эмоции других людей, не всегда правильно оценивают сложившуюся ситуацию и реагируют на нее.

Еще один из важных факторов формирования девиантных диспозиций подростков -влияние средств массовой информации. Современные процессы глобализации и тенденции интеграции мирового сообщества как единого социально-культурного поля при одновременном доминировании государств с развитой экономикой, таких как: Соединенные Штаты Америки и страны Европейского сообщества - обуславливают широкое распространение модели поведения «западного подростка» - эмансипированного, с широкими взглядами на гендерные взаимоотношения, коммуникабельного.

При этом основными каналами информации о модных трендах, стиле поведения «звезд» и «современной молодежи», особенностях «построения отношений» для современного подростка выступают молодежные телепередачи, кино и сериалы («Клуб», «Универ», «Студенты» и др.), специализированные масс-медиа (Муз-ТВ, MTV, журналы для девушек и юношей, криминальные романы и др.), Интернет, реклама. При этом наиболее обсуждаемая тематика указанных средств массовой информации - сексуальное поведение, модные тенденции, жизнь звезд (чаще всего - их сексуальная жизнь и правонарушения, за которыми их поймали с поличным - употребление психоактивных веществ, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии, драки, беспорядочная сексуальная жизнь, нарушения социальной морали и др.).

Как абсолютно справедливо указывает К.Ю. Добрин, в настоящее время средства массовой информации - кино, телевидение, печать, компьютерные системы, Интернет -являются специфическим институтом социализации личности. При этом данный институт весьма изменчив, поскольку динамично меняется под воздействием процессов обновления и перестройки ценностных и нормативных социальных конструктов, веяний моды и стиля, т. е. достаточно кратковременных образований. [2]

Декларируемые паттерны поведения «современных людей» на экране, которых несовершеннолетние воспринимают как референтную группу, порождают у подростков стремление быть похожими «на всех современных». При этом массированная атака СМИ на социальные установки молодежи способствует оправданию юношеством своих нарушений в сфере морали.

По словам К.Ю. Добрина, «...подросток постоянно находится в состоянии выбора: как поступить, какие цели поставить, какие средства принять, какие ценности принять. В связи с этим для молодого человека актуально понятие конкурентоспособности». [2] Ведущими элементами конкурентоспособности подростков в молодежной среде выступают: лидерское поведение, коммуникабельность, следование модным тенденциям в одежде, образе жизни, поведении.

Решающее влияние на становление внутренней системы ценностей у подростков оказывают референтные группы, т. е. группы, в состав которых входят «значимые другие». При этом подростковый возраст отличается тем, что приоритетной ориентацией ребенка является желание самоутвердиться в среде сверстников, тогда как родительская семья уже не стоит как референтное сообщество «первой линии».

Неустойчивость внутренней нормативно-ценностной системы, ее подвижность и нестабильность в подростковом периоде способствует усвоению подростками новых эталонов «правильной жизни». Так, по мнению М.З. Шогенова, эффективность воздействия на подростков социального окружения напрямую коррелирует с внутренней нормативно-ценностной диспозицией личности. Кроме того, как аргументированно указывает М.З. Шогенов, «в большинстве случаев девиантная активность - это проявление собственного «Я». [11] Нельзя не согласиться с этим утверждением, поскольку поведение есть результат серьезной внутренней работы по соотнесению внешних условий с внутренней диспозицией подростка, интериоризации проблемной ситуации и осуществлении выбора модели действий, близких к собственным нормативным установкам личности.

Таким образом, заключим, что в современной России девиантное поведение подростков носит мультифакторный характер и наиболее эффективным для глубокого научного анализа специфики самоопределения девиантных подростков является комплексное изучение указанной проблемы.

Вместе с тем, Б.Ф. Скиннер предложил изучать поведение посредством механизма оперантного обуславливания [10], суть которого состоит в том, что специфика поведения обусловлена последствиями поведения: поступок вызывает ожидаемую реакцию (результат социального действия), в результате этого конкретная форма поведения самоподкрепляется и стремится к самовоспроизведению. Многие исследователи [3, с. 70] отмечали выработку стойкого поведенческого стереотипа при длительном сохранении девиации, а также яркие эмоциональные переживания подростков при совершении девиантных актов, что в целом характеризует отклоняющееся поведение как самоподкрепляющуюся специфику девиации.

Специфика девиантного (деструктивного) поведения, как уже указывалось выше, зависит от множества факторов, однако большинство из них можно отнести к внутренним, интериоризированным, факторам-мотивам действий подростков. То есть девиации подростков в большинстве случаев относятся к осознанным действиям асоциального характера, а не случайным нарушениям общественной морали.

По мнению многих психологов, мотивационная сфера девиантных подростков неразвита, наличие ряда серьезных деформаций мотивационно-волевой сферы у девиантных подростков отмечает А.И. Ушатиков, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. [7, 8] При этом одним из важнейших проявлений нарушения мотивационно-волевой сферы является нарушения процесса самоопределения подростка.

С.Л. Рубинштейн рассматривал самоопределение как определение внутренних свойств объекта, или самодетерминацию, т. е. именно внутренние побудительные, волевые и мотивационные установки личности («внутренние условия», по его выражению) выступают как некий механизм социальной детерминации и интериоризации внешних условий посредством сознания и действия [9].

Самоопределение как самодетерминацию также рассматривала К.А. Абульханова -Славская, при этом, по ее мнению, основным побудительным моментом самоопределения является стремление личности к осознанию своей позиции в референтной группе, коллективе, а также соотнесение своей позиции по отношению к позициям членов группы. [1]

Кроме того, именно самоопределение выступает вектором применения внутреннего потенциала личности. Выстраивая собственную систему социальных координат, человек определяет свои позиции в окружающем мире, соотносит их с позициями и статусами окружающих, а также выстраивает прогностические планы собственного развития. Одновременно с определением себя в социокультурном пространстве личность выстраивает баланс собственной нормативно-ценностной базы и существующих в окружающей социальной среде норм и ценностей.

При этом если его ближайшее социальное окружение, которым, безусловно, является семья, не имеет четких нравственных и нормативных установок либо нарушает принятые в социуме морально-нравственные нормы, у подростков возникает диссонанс восприятия и оценки основных социально-значимых установок, что в последующем не позволяет выстроить подростку адекватную его возможностям и потенциалам жизненную программу.

Действительно, процесс самоопределения обуславливает потребность личности в саморазвитии и самосовершенствовании для расширения границ собственных возможностей и достижения желаемого уровня личностного развития. При этом основными детерминантами самоопределения выступают социальные интеракции подростка.

Вместе с тем, сущностные характеристики самоопределения отражаются, в первую очередь, в ситуациях альтернативного выбора, в которых подросток принимает решение, исходя из внутренних ориентиров и установок. В процессе выбора подросток оценивает и анализирует объекты выбора, соотносит ситуацию с внутренней системой норм и принимает дихотомное решение. Одновременно внутренняя система нравственных установок корректируется посредством преобразования новой ситуации и уточнения границ возможного и приемлемого для подростка в данной ситуации выбора, т. е., по сути, определяя собственную позицию по какому-либо вопросу, личность получает стимул для саморазвития.

При этом конструктивное воздействие на процесс самоопределения, а значит, на выработку ясных и устойчивых морально-нравственных и социально-нормативных диспозиций подростков оказывает позитивная семейная обстановка, тогда как ситуация семейного неблагополучия обуславливает деформации внутренней нормативно-правовой системы личности и нарушения процесса идентичности.

На основании вышеизложенного заключим:

1. Основными детерминантами девиантного поведения подростков, влияющих на его личностное самоопределение, выступают, прежде всего, факторы социальной среды, наследственность, особенности социализации, имеющийся социальный опыт. Ведущими из указанных социальных факторов являются семейная среда и социальные сети несовершеннолетних.

2. При этом жизнедеятельность неблагополучной семьи обуславливает формирование комплексных поведенческих и личностных расстройств, в том числе: зависимости подростков от психоактивных веществ (ПАВ), увлечения «игроманией», сексуальной расторможенности,

криминализации жизнеустройства, конфликтности и агрессии, наличие социальных отклонений в сфере морали.

3. Специфика самоопределения девиантных подростков детерминирована ситуацией взросления, и по существу представляет стремление подростков обозначить (зачастую демонстративно) позицию в референтной группе. При этом наблюдается ориентированность на позиционирование в ограниченной сфере взаимодействий, поскольку подростки данной категории демонстрируют низкую мотивацию достижений, низкий уровень развития интеллекта, самооценки, самоконтроля, самообладания, высокую тревожность, агрессию, что ограничивает возможности их успешной социализации по сравнению с несовершеннолетними, чье поведение находится в рамках нормы.

Таким образом, несмотря на мультифакторную природу девиантности и многоаспектность процесса самоопределения личности, основной детерминантой самоопределения и специфической диспозиции девиантных подростков можно обоснованно считать семью. При этом специфической особенностью неблагополучных семей выступает стремление к воспроизводству посредством межпоколенной трансляции асоциальных установок.

Литература:

1. Абульханова-Славская Деятельность и психология личности. М.,1989.

2. Добрин К.Ю. Социология девиантного поведения подростков. Саратов: Изд-во СГТУ, 1999.

3. Змановская Е.В. , Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие. Спб, Питер, 2010.

4. Калинина С.Б. Индивидуально-ориентированный подход в работе с детьми группы риска: учебно-методическое пособие. Псков, ГИМЕНЕЙ, 2006.

5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие / Ю.А. Клейберг. М., ТЦ «Сфера», Юрайт, 2001.

6. Личко А.Е. Саморазрушающее поведение у подростков / А.е. Личко, Ю.В. Попов // материалы симп. «Социальная психиатрия». Л., 1990.

7. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних. / И.С. Ганишина, А.И. Ушатиков. М., Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006.

8. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. М., Академия, 2002.

9. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.,1973.

10. Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии: Тексты. М, 1986.

11. Шогенов М.З. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения // Девиантология: Хрестоматия / авт-сост. Ю.А. Клейберг. Спб., Речь, 2007.

© Степанова С.С., Москаленко О.В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.