Научная статья на тему 'Влияние самоидентификации работающей молодежи на социальные установки'

Влияние самоидентификации работающей молодежи на социальные установки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
326
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТАЮЩАЯ МОЛОДЕЖЬ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / УВЕРЕННОСТЬ В ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / WORKING YOUTH / IDENTITY / ECONOMIC IDENTITY / POLITICAL IDENTITY / CONFIDENCE IN THE FUTURE / LIFE SATISFACTION / SOCIETAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Химич Виктория Юрьевна

Анализ влияния показателей самоидентификации работающей молодежи (экономической, политической, уверенности в завтрашнем дне и удовлетворенности жизнью) на социальные отношения, в которые они вступают (сотрудничество между бедными и богатыми, молодежью и старшим поколением, властными и безвластными), на эмпирическом материале «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ» с 1996 по 2010 гг. исследований на базе анализа 19 501 представителя работающей молодежи в возрасте 16-30 лет показал, что тип самоидентификации (с позитивными или негативными показателями) влияет на социальные установки (коэффициент корреляции Гамма составил по всем показателям около 0,250 при значимости p

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF IDENTITY OF WORKING YOUTH ON SOCIAL ATTITUDES

The analysis of influence of the working youth’s identities (economic, political, confidence in the future, and life satisfaction) on the social relations they enter into (cooperation between rich and poor, young and old, powerful and powerless) carried out with application of the empirical evidence of “The Russia Longitudinal Monitoring Survey Higher School of Economics" implemented by the Higher School of Economics National Research University in 1996 -2010, involving 19,501 representatives of working young people in the age 16-30, has shown that the identity type (with positive or negative indicators) affects the social attitudes (the correlation coefficient gamma is about 0,250 for all sets, where p

Текст научной работы на тему «Влияние самоидентификации работающей молодежи на социальные установки»

УДК 316.44

Химич Виктория Юрьевна

аспирант Института социологии Российской академии наук

ВЛИЯНИЕ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ НА СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ

Резюме:

Анализ влияния показателей самоидентификации работающей молодежи (экономической, политической, уверенности в завтрашнем дне и удовлетворенности жизнью) на социальные отношения, в которые они вступают (сотрудничество между бедными и богатыми, молодежью и старшим поколе-нием, властными и безвластными), на эмпирическом материале «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ» с 1996 по 2010 гг. исследований на базе анализа 19 501 представителя работающей молодежи в возрасте 16-30 лет показал, что тип самоидентификации (с позитивными или негативными показателями) влияет на социальные установки (коэффициент корреляции Гамма составил по всем показателям около 0,250 при значимости p < 0,001). Так, в среднем негативное отношение к возможно-сти сотрудничества между бедными и богатыми отметили 41 % представителей молодежи, ощущающей себя бедной; 39 % - считающих себя бесправными; 36 % - неуверенных в завтрашнем дне; 38 % -неудовлетворенных жизнью. Приблизительно такое же процентное соотношение респондентов, указанных выше, выразили свое негативное отношение к возможности сотрудничества между властными и безвластными.

С учетом того, что группа представителей молодежи с негативной самоидентификацией и отрицательным отношением к социальной солидарности составляет в настоящее время в обществе около 20 %, можно оценить, какую степень риска для со-циального благополучия они представляют.

Ключевые слова:

работающая молодежь, самоидентификация, экономическая самоидентификация, политическая самоидентификация, уверенность в завтрашнем дне, удовлетворенность жизнью, социальные отношения.

Khimich Victoria Yuryevna

PhD student, Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences

INFLUENCE OF IDENTITY OF WORKING YOUTH ON SOCIAL ATTITUDES

Summary:

The analysis of influence of the working youth's identities (economic, political, confidence in the future, and life satisfaction) on the social relations they enter into (cooperation between rich and poor, young and old, powerful and powerless) carried out with application of the empirical evidence of "The Russia Longitudinal Monitoring Survey - Higher School of Economics" implemented by the Higher School of Economics - National Research University in 1996 -2010, involving 19,501 representatives of working young people in the age 16-30, has shown that the identity type (with positive or negative indicators) affects the social attitudes (the correlation coefficient gamma is about 0,250 for all sets, where p < 0,001). Thus, an average of negative attitude to the possibility of cooperation between rich and poor have noted 41% young people who feel poor, 39% of those who consider themselves powerless; 36% of those who are un-confident in the future, 38% of dissatisfied with life. Approximately the same percentages of categorized respondents have expressed their negative attitude to the possibility of cooperation between the powerful and the powerless.

Considering that the group of young people with a negative self-identity and negative attitude to social solidarity is currently about 20% of the society, it is possible to assess what level of risk for the public well-being they represent.

Keywords:

working youth, identity, economic identity, political identity, confidence in the future, life satisfaction, societal relations.

Практическая актуальность изучения вопроса самоидентификации молодежи в контексте ее влияния на социальные установки заключается в том, что для долгосрочного проектирования социокультурного и социально-экономического развития российского социума необходима информация о мировоззрении современной молодежи. Результаты данного исследования актуальны для административных органов и организаций, занимающихся вторичной социализацией молодежи (вузов, комитетов по делам молодежи и т. п.). Данные современных социологических исследований показывают, что нынешние россияне высокоактивны в обустройстве своего жизненного пространства, собственной жизни, но пессимистичны в отношении социальной солидарности в России. Самоидентификация с большими социальными общностями уступила место личностной идентификации, что связано со слабой возможностью молодежи влиять на общественную жизнь.

Молодежь в процессе самоидентификации решает для себя проблемы личностного кризиса, недостатка уверенности в себе, низкого уровня самоуважения, ощущения безнадежности, нравственных норм, негативного воздействия СМИ и неравных образовательных возможностей.

Проблема самоидентификации молодежи в настоящее время сталкивается с рядом противоречий, ведь с учетом трансформации общества складываются новые социально-экономические условия социализации и интеграции молодежи во все сферы жизнедеятельности.

Во-первых, после перехода общества в постиндустриальную стадию развития место труда заняла потребительская свобода, которая берет на себя ключевую роль того связующего звена, которое объединяет жизненные миры индивидов и координирует мотивированное действие индивида, социальную интеграцию и управление социальной системой. Труд опустился на относительно второстепенное место в жизненной стратегии индивида, перестав занимать ведущее положение на всех уровнях социальной жизни, его роль заменила символика потребления как условия индивидуального удовлетворения и счастья. Падение общинных или корпоративных связей, прикреплявших людей к предписанному положению, поставило индивида перед задачей построения собственной социальной идентичности. Теперь на социальном уровне индивид вступает в символическое соперничество, самоопределение посредством приобретения отличий и различий (Д. Белл [1], Ж. Бодрийяр [2], Ф. Лиотар [3], Э. Гидденс [4]).

Во-вторых, возрастающая информатизация современного общества ведет к индивидуали-зированности, где у личности возрастает неопределенность и прогрессирующая незащищенность перед лицом неконтролируемых изменений, в связи с чем индивид стремится отказаться от достижения долгосрочных целей ради получения краткосрочных результатов, что в конечном счете приводит к разъединению общественной и личной жизни, в которых действуют свои закономерности (З. Бауман [5], У. Бек [6]).

Информатизация общества, диктат массового потребления, изменения в образовательной сфере и образе жизни современных семей, диверсифицируя и индивидуализируя ценности, сформировали диссонанс в социальных установках и стратегиях российской молодежи. С одной стороны, в этой ситуации молодые люди сексуально, культурно и психологически более эмансипированы, чем в прошлом; с другой - экономически несостоятельны, когда возраст взросления, то есть становления экономической независимости, становится все больше; с третьей - «мери-тально» инфантильны, ведь создание семьи и рождение детей больше не связывается с наличием постоянного дохода и прочных отношений между партнерами.

Увеличение длительности периода перехода во взрослую жизнь продуцирует расширение жизненных стратегий, когда появляется большая возможность испытать различные рабочие места, условия жизни, иметь разных партнеров и т. д. Данные обстоятельства сказываются на росте личностных и социальных ожиданий и формируют общественную систему, в которой не обязанности перед обществом являются главенствующими, а права физических лиц и свобода выбора. В настоящее время существует тенденция, в которой биологическая и интеллектуальная зрелость современной молодежи не сочетается с социальной зрелостью, что ставит перед современным миром новый сценарий развития будущего.

В-третьих, как отмечает Г. Маркузе [7], в современном обществе в условиях глобализации - «глобальной деревни» - происходит становление «одномерного человека» с неясной социальной, этнической, религиозной и культурной идентификациями. Общество, состоящее из не идентифицирующих себя индивидов, нестабильно и неспособно к саморегуляции. Отсутствие идеалов, устойчивых целей и четких жизненных стратегий содействует тому, что индивид, планируя свою жизнь, практически не учитывает состояние социума, происходит снижение заинтересованности в совместной деятельности членов социума.

В-четвертых, существуют расхождения между ценностями личности и реальным поведением. Для адаптации человека к социальной реальности необходимо усвоение форм действия, ролевых функций. Играя разные социальные роли, человек интернализирует стандарты ролевого исполнения, доступные всем членам общества, делает этот мир для себя реальным и определяет в нем свое место, что становится необходимой принадлежностью его жизненного мира. Вместе с тем субъективная биография и жизненный мир не являются полностью социальными, поэтому нередко индивид воспринимает себя как обособленный организм, а иногда и противостоит навязанной ему роли и всему социальному миру.

В данной работе под молодежью будет пониматься социально-демографическая группа в возрасте 16-30 лет (14-30 - в соответствии с действующими нормативными документами РФ, 15-29 - согласно информации Росстата). Определение основано на учете психофизических особенностей человека, особенностей социального становления и развития.

В рамках изучения социальной самоидентификации работающей молодежи в трансформирующемся обществе были изучены его показатели, такие как: а) экономическая самоидентификация; б) политическая самоидентификация; в) уверенность в завтрашнем дне; г) удовлетворенность жизнью во взаимосвязи с отношением к социальной солидарности (сотрудничество между бедными и богатыми; властными и безвластными; представителями разных поколений) с

1996 по 2010 гг. Для анализа поставленной проблематики из базы РИМБ-НБЕ [8] с 1996 по 2010 гг. из общего массива 189 508 респондентов [9] были отобраны представители работающей молодежи в возрасте 16-30 лет (19 501 респондент).

Необходимо отметить, что количество представителей работающей молодежи среди всех опрошенных в течение всего периода ежегодных наблюдений с 1996 по 2010 гг. в среднем варьировалось вокруг 10 % от общего числа опрошенных. Независимо от года исследования, средний возраст респондентов составлял 25 лет; соотношение городской молодежи к сельской - 75 % к 25 %, работающей молодежи к неработающей - 49 % к 47 %; соотношение мужчин и женщин среди работающей молодежи в среднем за весь период наблюдений варьировалось вокруг 54 % и 46 % соответственно; в среднем большая часть опрошенных (64 %) имела законченное среднее образование, 24 % - высшее и 12 % - незаконченное среднее образование (до 8 классов).

Перечисленные обстоятельства подтверждают репрезентативность данных и позволяют периодически при последующем анализе рассматривать данные всей группы работающей молодежи в совокупности, независимо от года исследования, или, наоборот, выделять динамику и годовую специфику.

Сотрудничество между бедными и богатыми

При анализе влияния экономической самоидентификации молодежи на отношение к возможности сотрудничества между бедными и богатыми в обществе было выявлено, что между указанными характеристиками существует зависимость (коэффициент корреляции Гамма составил 0,260 при значимости р < 0,001). Группа молодежи с низкими показателями самоидентификации («бедные») была настроена негативно к подобной социальной солидарности в обществе, а группа с высокими показателями («богатые»), в свою очередь, отмечала положительное отношение к возможности сотрудничества между бедными и богатыми в обществе. Так, наибольшая доля тех, кто считал такое сотрудничество невозможным (41 %), принадлежала к числу молодежи, ощущающей себя бедной. И наоборот - сотрудничество такого рода считали возможным представители из числа молодежи, ощущающей себя богатой (46 %).

Анализ влияния политической самоидентификации на отношение к возможности сотрудничества между бедными и богатыми также показал зависимость этих двух показателей между собой (коэффициент корреляции Гамма составил 0,253 при значимости р < 0,001). Молодежь, ощущающая себя властной (50 %), отметила возможность сотрудничества между бедными и богатыми в обществе, а «безвластная» молодежь выразила свое негативное отношение к подобной социальной солидарности (39 %).

Рассматривая взаимосвязь показателя уверенности в завтрашнем дне и отношения к сотрудничеству между бедными и богатыми в обществе, также можно отметить зависимость (коэффициент корреляции Гамма составил 0,239 при значимости р < 0,001). Так, среди тех, кто не уверен в завтрашнем дне, большая доля молодежи (42 %) не смогла определенно выразить свое мнение в отношении данной солидарности или была настроена негативно (36 %). Среди уверенных в завтрашнем дне примерно одинаковые доли (по 38 %) были как «за», так и «против» сотрудничества подобного рода.

Анализ влияния удовлетворенности жизнью на отношение к возможности сотрудничества между бедными и богатыми также показал зависимость этих двух показателей между собой (коэффициент корреляции Гамма составил 0,241 при значимости р < 0,001). Так, большая часть молодежи, неудовлетворенной жизнью, отметила, что такое сотрудничество невозможно, или не смогла дать однозначного ответа (по 38 %). А большая доля (40 %) среди удовлетворенных своей жизнью, наоборот, отметила положительное отношение к этому сотрудничеству.

Таким образом, становится очевидным, что показатели экономической и политической самоидентификации, уверенности в завтрашнем дне и удовлетворенности жизнью молодежи оказывают немалое влияние на социальную солидарность в обществе, и при низком значении одного из показателей возникает негативное отношение к другому (рисунки 1, 2).

Сотрудничество между властными и безвластными в обществе

При анализе влияния экономической самоидентификации молодежи на отношение к возможности сотрудничества между властными и безвластными в обществе было выявлено, что между данными показателями также существует зависимость (коэффициент корреляции Гамма составил 0,260 при значимости р < 0,001). Группа молодежи с низкими показателями самоидентификации («бедные») была настроена негативно к подобной социальной солидарности в обществе, а группа с высокими показателями («богатые»), в свою очередь, отметила положительное отношение к возможности сотрудничества между властными и невластными в обществе. Так, половина молодежи, ощущающей себя бедной, считала такое сотрудничество невозможным. И наоборот - сотрудничество подобного рода сочла возможным молодежь, которая оценила себя как богатую (34 %).

исследования

- ощущаю себя в среднем положении / возможно;

- ощущаю себя в среднем положении / и да, и нет —*— - ощущаю себя в среднем положении / невозможно

Рисунок 1 - Взаимосвязь экономической и политической самоидентификации работающей молодежи и отношения к сотрудничеству между бедными и богатыми в обществе

Год исследования

ощущаю себя в среднем положении / возможно; ощущаю себя в среднем положении / и да, и нет ощущаю себя в среднем положении / невозможно

Рисунок 2 - Взаимосвязь уверенности в завтрашнем дне и удовлетворенности жизнью работающей молодежи и отношения к сотрудничеству между бедными и богатыми в обществе

Анализ влияния политической самоидентификации на отношение к возможности сотрудничества между властными и безвластными в социуме также показал зависимость этих двух показателей между собой (коэффициент корреляции Гамма составил 0,261 при значимости р < 0,001). Молодежь, ощущающая себя бевластной (49 %), отмечала невозможность сотрудничества между властными и безвластными в обществе. Среди властной молодежи единого мнения по данному вопросу выработано не было: равные доли (по 34 %) отмечали как возможность, так и невозможность подобного сотрудничества.

Рассматривая взаимосвязь показателя уверенности в завтрашнем дне и отношения к сотрудничеству между властными и безвластными в обществе, также можно отметить наличествующую зависимость (коэффициент корреляции Гамма составил 0,231 при значимости р < 0,001). Так, среди тех, кто не уверен в завтрашнем дне, большая доля молодежи (48 %) не смогла определиться в отношении данной солидарности или была настроена негативно (35 %). Среди уверенных в завтрашнем дне примерно одинаковые доли (по 36 %) были как «за», так и «против». А большая доля негативно настроенной молодежи (41 %) не смогла дать определенного ответа.

Анализ влияния удовлетворенности жизнью на отношение к возможности сотрудничества между властными и безвластными также показал зависимость этих двух показателей между собой (коэффициент корреляции Гамма составил 0,190 при значимости р < 0,001). Так, большая часть молодежи, неудовлетворенной жизнью, отметила, что не может дать однозначного ответа (52 %) или считает такое сотрудничество неосуществимым (33 %) (рисунки 3, 4).

ощущаю себя в среднем положении / возможно; ощущаю себя в среднем положении / и да, и нет ощущаю себя в среднем положении / невозможно

Рисунок 3 - Взаимосвязь экономической и правовой самоидентификации работающей молодежи и отношения к сотрудничеству между властными и безвластными в обществе

Сотрудничество между поколениями

Рассмотрев влияние экономической самоидентификации молодежи на отношение к возможности сотрудничества между представителями разных поколений в обществе, мы выявили, что особой зависимости между этими показателями не существует (коэффициент корреляции Гамма составил 0,141 при значимости р < 0,001). Группы молодежи, независимо от уровня экономической самоидентификации, отмечали положительное отношение к такому виду социальной солидарности в обществе: так считали 53 % «бедной» молодежи и 61 % - «богатой».

Анализ влияния политической самоидентификации на отношение к возможности сотрудничества между поколениями в социуме также не выявил зависимости между этими двумя показателями (коэффициент корреляции Гамма составил 0,114 при значимости р < 0,001). Молодежь всех уровней политической самоидентификации определила такое сотрудничество возможным (55 % «безвластных» и 63 % «властных»).

Гад исследования Год исследования

♦ - ощущаю себя в среднем положении / возможно;

- ощущаю себя в среднем положении / и да, и нет —*— - ощущаю себя в среднем положении / невозможно

Рисунок 4 - Взаимосвязь удовлетворенности жизнью, уверенностью в завтрашнем дне работающей молодежи и отношения к сотрудничеству между властными и безвластными в обществе

Рассматривая взаимосвязь показателя уверенности в завтрашнем дне и отношения к сотрудничеству между поколениями в обществе, также можно отметить отсутствие зависимости (коэффициент корреляции Гамма составил 0,177 при значимости p < 0,001). Позитивно настроены 50 % неуверенной в завтрашнем дне молодежи и 64 % тех, кто считал, что через год их жизнь заметно улучшится.

Анализ влияния удовлетворенности жизнью на отношение к возможности сотрудничества между поколениями, как и анализ соотношения означенных выше показателей в данной группе, не выявил зависимости между этими двумя показателями (коэффициент корреляции Гамма составил 0,199 при значимости p < 0,001). Так, более половины молодежи, независимо от уровня удовлетворенности жизнью, сочли такую социальную солидарность возможной (51% представителей неудовлетворенной жизнью молодежи и 66 % - удовлетворенной) (рисунки 5, 6).

Ссылки и примечания:

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. 956 с.

2. Бодрийяр Ж. Система вещей / пер. с фр. М., 1995.

3. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / пер. с фр. Н.А. Шматко. М. ; СПб., 1998.

4. Giddens A. Modernity and Self-Identity : Self and Society in the Late Modern Age. Cambridge, 1991.

5. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2005. 390 с.

6. Beck U. Risk Society : Towards a New Modernity. London, 1992. P. 238.

7. Маркузе Г. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 1996.

8. «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ» - негосударственное лонги-тюдное обследование домохозяйств. Он представляет собой серию ежегодных общенациональных репрезентативных опросов на базе вероятностной стратифицированной многоступенчатой территориальной выборки, разработанной при участии ведущих мировых экспертов в этой области. Это международный исследовательский проект, осуществляемый Национальным исследовательским университетом - Высшей школой экономики и ЗАО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения университета Северной Каролины в Чапел-Хилле (США) и Института социологии РАН. Начиная с 2010 г., проект получил новое имя - «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ» (RLMS-HSE) и его данные стали общедоступными для исследователей в России и за рубежом.

9. Выборка полностью репрезентирует население РФ по возрасту, полу и месту жительства.

Год исследования

ощущаю себя в среднем положении / возможно; ощущаю себя в среднем положении / и да, и нет ощущаю себя в среднем положении / невозможно

Рисунок 5 - Взаимосвязь экономической и правовой самоидентификации работающей молодежи и отношения к сотрудничеству между поколениями в обществе

Год исследования

ощущаю себя в среднем положении / возможно; ощущаю себя в среднем положении / и да, и нет ощущаю себя в среднем положении / невозможно

Рисунок 6 - Взаимосвязь уверенности в завтрашнем дне и удовлетворенности жизнью работающей молодежи и отношения к сотрудничеству между поколениями в обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.