Научная статья на тему 'Влияние процессов глобализации на сферу образования'

Влияние процессов глобализации на сферу образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
659
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Деева Татьяна Михайловна

В настоящее время в мире происходят мощнейшие процессы, связанные с глобализацией. Процесс глобализации не поддается искусственному сдерживанию, этот процесс является очередным этапом в развитии человечества. В данной статье будет рассмотрено влияние процессов глобализации на сферу образования. Для этого будут раскрыты следующие вопросы: составляющие национального богатства мира, образование как основная составляющая национального богатства России и влияние глобализации на сферу образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Деева Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние процессов глобализации на сферу образования»

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№5/2015

ISSN 2411-717Х

В условиях рынка, основательно прорабатывается задача выбора поставщиков производственных запасов, которые своевременно и в полном объеме смогут осуществлять поставки (включая доставку), для обеспечения бесперебойного процесса аграрного производства. Заинтересованность организации в улучшении качества и удешевлении продукции влечет за собой поиск различных способов сокращения издержек (например, оптимизация затрат на белковую составляющую комбикорма путем добавления в рецептуру белого люпина). Также требует улучшения система платежной дисциплины субъектов торговых сделок, предполагающая четкое следование и выполнение условий договора в части расчетов. Вследствие этого, предприятия смогут ускорить оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, обеспечить наличие денег, достаточных для покупки средств производства.

Для осуществления эффективного воспроизводства производительных сил в сельском хозяйстве, огромное значение имеет регулирование обмена и потребления продукции, услуг, денежных средств на всех стадиях, от заготовки до реализации. В этой связи, особую значимость приобретают производственно -экономические взаимоотношения хозяйствующих субъектов, как на уровне внутрихозяйственной, так и межхозяйственной кооперации и интеграции [1].

Таким образом, воспроизводство производительных сил - основа эффективности агропромышленных предприятия. Успех коммерческой деятельности в виде стабильной и прибыльной работы, нацеленной на расширенное воспроизводство, всецело зависит от качества принятия решений и использования современных подходов к процессу анализа, планирования и управления средствами производства. Список использованной литературы

1. Мамонтова С.В. Воспроизводство связей и отношений субъектов агропромышленного комплекса / С.В. Мамонтова. - Курск: Изд-во ООО «Учитель», 2013 - 140 с.

2. Барбашин А.И. Экономика сельского хозяйства: Курс лекций. Курск: Изд -во КГСХА, 2013 - 278 с.

3. Экономика сельского хозяйства / И.А. Минаков, Л.А. Сабетова, Н.И. Куликов и др.; Под ред. И.А. Минакова. - М.: Колос, 2010 - 328 с.

4. Нечаев В.И., Парамонов П.Ф. Организация производства и предпринимательской деятельности в АПК: Учебник / В.И. Нечаев, П.Ф. Парамонов / КубГАУ - Краснодар, 2007 - 466 с.

© Алябьева Н. С., Мамонтова С.В., 2015

Деева Татьяна Михайловна

старший преподаватель кафедры экономической теории Астраханский государственный университет

г.Астрахань, РФ E-mail: tanline@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА СФЕРУ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В настоящее время в мире происходят мощнейшие процессы, связанные с глобализацией. Процесс глобализации не поддается искусственному сдерживанию, этот процесс является очередным этапом в развитии человечества. В данной статье будет рассмотрено влияние процессов глобализации на сферу образования. Для этого будут раскрыты следующие вопросы: составляющие национального богатства мира, образование как основная составляющая национального богатства России и влияние глобализации на сферу образования.

Ключевые слова

Глобализация, система образование, национальное богатство, человеческий капитал, модернизации

образования, планирование уровня образования.

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №5/2015 ISSN 2411-717Х

Еще в 70-80-е гг. XX века ученые обратили внимание на то, что проблемы, которые возникают в разных точках мира, уже не являются локальными. Изменения, оказывающие достаточно существенное влияние, как на деятельность отдельных индивидов, так и на деятельность любого предприятие, отрасли а, как следствие, на все структурообразующие компоненты системы, другими словами, оказывающие влияние на все процессы в целом, были обозначены как глобальные. «Мы живем в такое время, когда изменения настолько стремительны, что мы начинаем видеть настоящее только тогда, когда оно уже исчезает»[1]. В период резкого ускорения мирового развития, процесс глобализации стал одним из самых обсуждаемых во всех сферах. Постоянно разрастающиеся дискуссии по обсуждению данного процесса свидетельствуют о том, что процессы, связанные с глобализацией любой отрасли, очень многообразны. Процессы глобализации, затрагивающие конкретную отрасль, из внешних факторов воздействия (не являющихся подконтрольным этой отрасли), перерастает в систему интегрированных отношений и процессов. Глобализация носит всеобъемлющий характер и распространяется на все сферы деятельности. Изменения, связанные с глобализацией, происходящие, например, в экономической и социальной сферах, как следствие, вносят коррективы в функционирование других сфер.

Специалисты Всемирного банка выступили с расширительной концепцией национального богатства, образуемого из трех форм капитала: «воспроизводимого человеком», «природного» и «человеческого». Была предложена единая методология оценки таких элементов. Экспериментальные оценки почти по 150 странам были опубликованы. По результатам исследований были получены следующие результаты по структуре национального богатства мира: «человеческий капитал» - 64%, «природные ресурсы» - 20%, «накопленные материальные блага» - 16%. Экспертами Всемирного банка было предложено уделить особое внимание формированию человеческого капитала, как наиболее важному фактору экономического роста. Средства, вложенные в развитие человеческого капитала приводят в дальнейшем к росту производства и доходов. Как следствие увеличивает национальное богатство.

Однако, так же не отрицается роль человеческого капитала в формировании в формировании национального богатства России. Рассматривая составляющие, которые формирует человеческий капитал, стоит отметить, что это нематериальный основной капитал, который составляет значительную часть произведенных нефинансовых активов.

Образование рассматривается как главный компонент накопления человеческого капитала. Образование является одним из основных условий функционирования общества. Система образования -одна из самых крупных, «по затратам, образование относится к самой крупной отрасли в любой стране мира» [2]. Рост производства образовательных услуг стал объективной закономерностью развития современного общества. Одновременно с воспроизводством рабочей силы образование опосредованно способствует воспроизводству других факторов производства. Ускоренное развитие отраслей, производящих образовательные услуги значительно возрастает в процессе развития общества, т.к. возрастает потребность в производстве и распространении знаний. Таким образом, можно сказать, что образование есть процесс производства. Образование относится к сфере производства образовательных услуг. Так как образование это процесс производства, то результаты его деятельности включаются в структуру национального богатства. С экономической точки зрения, процесс производства — это процесс создания разных видов экономического продукта. Как отечественными, так и зарубежными экономистами доказана роль образования в воспроизводстве национального богатства, экономическом росте, формировании цивилизованных отношений, материальном и духовном благосостоянии человека. Система образования сама по себе является глобальной, так как в этой системе происходит подготовка кадров для всех отраслей промышленности и сферы услуг. В связи с этим, изменения, происходящие в образовании, происходят на фоне стабильного интереса к образованию во всем мире.

Анализ мирового опыта изменений в сфере образования показал, что понимание социальной значимости образования как сферы производства возрастало с беспрецедентным ускорением. Изменения образовательной системы, коррективы содержания образования определялись научно-техническим и социальным прогрессом. Особенность развития инноваций в сфере образовательных услуг характеризуется тем, что их появление всегда инициировалось не только со стороны государства, а со стороны

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №5/2015 ISSN 2411-717Х

профессионалов в области образования. В связи с этим, одной из самых обсуждаемых и дискуссионных проблем в сфере образования является проблема глобализации (globalization) образования. «Business education must step in and prepare graduates to work in and with these markets»[3]. Исследования, связанные с процессом глобализации в сфере образования в зарубежной научной литературе представлены публикациями, где ученые раскрыли понятие глобализации, показали влияние глобализации на систему образования и определили проблемы процесса реформирования системы образования с учетом глобализации.

Взгляды ученых на процесс глобализации неоднозначен. На Западе о глобализации стали говорить раньше, чем в России. Впервые тема глобализации стала широко рассматриваться в 1981 г. американским социологом Дж. Маклиным. После появления научных работ американских социологов и экономистов Дж. Маклина и М. Уотерса, понятие «глобализация» стало применяться широко. «Подобно тому, как основным понятием 80-х был постмодернизм, ключевой идеей 90-х может стать глобализация, под которой мы подразумеваем переход человечества в третье тысячелетие» [4].

Американский социолог Р. Робертсон, в 1985 году дал толкование понятию «глобализация». Глобализация - по Р.Робертсону - процесс всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена и т.п.

В связи с вхождением России в европейское образовательное пространство в научных кругах появились научные публикации отечественных авторов, где рассматривались положительные и отрицательные стороны этого присоединения. Следует отметить укрепления позиций нашей страны в международном образовательном пространстве. Однако, возникают некоторые проблемы, на которые следуют обратить особое внимание - это «роль региональных систем образования, для которых в настоящее время характерны разнонаправленные тенденции. Усиление социально-экономической роли регионов в целом, являющееся объективной реакцией на глобализационные тенденции, в сфере образования сопровождается относительной пассивностью региональных органов управления образованием, неэффективной деятельностью различных образовательных структур, неспособных предложить потребителям конкурентоспособные образовательные продукты»[5]. Немаловажное значение имеет взаимодействие образования со сферой материального производства, с бизнесом - это одна из главных задач модернизации образования.

Подводя итог рассмотрению проблемы развития образования в условиях глобализации, можно сделать следующие выводы.

1. Усиливается роль образования, как процесса, определяющего экономические и неэкономические позиции государства в мировом сообществе.

2. Достижение нужного уровня образования возможно только при соединении усилий государственных структур всех уровней, что позволит снижать издержки.

3. Необходимо усиление планирования уровня образования, планирование интересов государства и бизнеса. Это приведет к оптимизации всех видов затрат в процессе достижения нужного уровня образования.

Список использованной литературы

1. Лэнг, Ланг (Laing) Рональд Дейвид(1927—1989), британский психиатр «Расщеплённое Я», 1960

2. Мартин Карной «Образование как отрасль производства. Взгляд из Стэнфорда».http://www.hse.ru/news/recent/ 10359188.html

3. Ben L. Kedia; Paula D. Englis 2011-01-01

4. Waters М. Globalization. L.-N.Y., 1995. Р. 1

5. Ковалев В. А. «Формирование и развитие системы бизнес-образования при переходе к инновационному типу экономики» : автореферат дис. ... доктора экономических наук : 08.00.05 / Ковалев Василий Александрович; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов].- Санкт-Петербург, 2010.- 40 с.: ил. РГБ ОД, 9 10-6/243

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №5/2015 ISSN 2411-717Х

6. Robertson R. Interpreting Globality // Robertson R. World Realities and International Studies. Glenside, 1983

7. Robertson R. Globalization. L., 1992

© Деева Т.М., 2015

Левченко Юлия Григорьевна

к.е.н, доцент НУПТ, г.Киев, Украина Е-mail: juliyalevchenko. kiev@gmail. com Пих Мария Зиновьевна аспирант НУПТ, г.Киев, Украина E-mail:pmariyka@gmail. com

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В

КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВА-ОТРАСЛИ

Аннотация

В статье рассмотрены направления исследования экономической безопасности на уровне государства-отрасли-предприятия в разрезе существующих теоретико-концептуальных подходов. Представлены основные мысли которые ориентируется на защиту государства, отрасли, предприятия. Рассмотрены существующие мысли относительно экономической безопасности в контексте его защиты от нежелательных негативных влияний и в контексте адаптивного подхода.

Ключевые слова

экономическая безопасность государства, экономическая безопасность отрасли, экономическая безопасность предприятия, уровень защищенности предприятия, стойкость предприятия и возможность его

выживания.

Экономическая безопасность предприятия является основой стабильного развития государства, движущей силой для достижения поставленных целей, а также тех целей, которые намечены в перспективе. При исследовании сущности экономической безопасности предприятия необходимо учитывать полиструктурность данной экономической категории, которая может рассматриваться на национальном (государственному и негосударственному), отраслевом (в зависимости от специфики отрасли) и корпоративном уровне (корпорации, предприятия, организации, учреждения). Поэтому, по нашему мнению, целесообразно исследовать понятие экономической безопасности, начиная с уровня государства и отрасли и сосредоточиться на уровне предприятия, поскольку эти понятия между собой взаимозависимые.

Термин "экономическая безопасность" впервые появился в 70-тих годах ХХ века и был охвачен всеми сферами знаний и получил широкое распространение в экономически развитых капиталистических странах. В международной практике понятие "экономическая безопасность" появилось в 80-тих годах и стало толчком для появления новой науки об экономической безопасности, которая получила название "екосестейт" (economic security of state) как науки о государстве и в дальнейшем "екосекенту" (ecosecent), - науки об экономической безопасности предприятия.

В Украине понятие "экономическая безопасность" вошло в научный лексикон не раньше 1994 г., после написания ученым Г. Пастернак-Таранушенком учебника "Экономическая безопасность государства" [1]. Отдельные аспекты указанной проблематики представлены в трудах таких украинских ученых, как: В. Андрийчук, О. Барановський, И. Бинько, Б. Бузан, О. Власюк, С. Гордиенко, Б. Губський, М. Срмошенко, Р. Дацкив, Я. Жалило, А. Качинський, Т. Ковальчук, О. Користин, И. Мишина, А. Мокий, А. Молчанова, В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.