Научная статья на тему 'Политика национального богатства как фактор выживания в условиях глобализации'

Политика национального богатства как фактор выживания в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
416
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леденёва M.B.

В статье обоснована необходимость разработки и реализации политики национального богатства, важность которой возрастает в эпоху глобализации. Определены направления и принципы политики национального богатства, очерчен комплекс мер по приросту и безопасности национального богатства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика национального богатства как фактор выживания в условиях глобализации»

УДК 338.22

политика национального богатства

как фактор выживания в условиях

глобализации

M. B. леденёва,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономической теории и управления

E-mail: mjedenjova@rambler. ru

Волжский гуманитарный институт (филиал)

ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»

В статье обоснована необходимость разработки и реализации политики национального богатства, важность которой возрастает в эпоху глобализации. Определены направления и принципы политики национального богатства, очерчен комплекс мер по приросту и безопасности национального богатства России.

Ключевые слова: национальное богатство, экономическая политика, национальная безопасность, национальные интересы, экономический суверенитет.

Интенсивно развивающиеся процессы глобализации ведут в перспективе к превращению национального богатства стран мира во взаимосвязанную систему. Поэтому каждая страна, чтобы выжить и развиваться в глобализирующейся мировой экономике, должна реализовывать экономическую политику, направленную на создание благоприятных условий формирования национального богатства и недопущения его «утечки» в направлении экономически, технологически и политически сильных партнеров. Действенный инструментарий государственной политики призван смягчить или нейтрализовать в рамках национальных границ негативные импульсы, вызванные противоречиями глобализации и экспансионистскими интересами наиболее развитых и экономически сильных государств. Следует подчеркнуть, что в условиях глобализации «государство должно постоянно быть готово защищать национальные интересы, а не соблюдать любой ценой имеющиеся договоренности» [3, с. 52].

Политика национального богатства — это система мероприятий государства, направленная на обеспечение благоприятных условий количественного и качественного воспроизводства нации1 и приумножение ее национального богатства. Политика национального богатства включает в себя два основных направления:

1) политика прироста национального богатства — это государственная экономическая политика, направленная на стимулирование прироста различных компонентов национального богатства страны путем более полного использования внутреннего потенциала, а также активного участия страны в мировом производственно-инвестиционном процессе;

2) политика безопасности национального богатства — это государственная экономическая политика, призванная предотвратить перераспределение компонентов национального богатства в направлении более экономически, технологически и политически сильных партнеров.

Известно, что между национальным богатством и созданным в стране общественным продуктом существуют прямая и обратная зависимости. Прямая зависимость проявляется в том, что вновь создаваемая стоимость является основным источником пополнения и обновления национального

1 Поскольку человек является не только владельцем, потребителем богатства нации, но и носителем человеческого капитала и других форм нематериального богатства, например социального капитала, духовных ресурсов.

богатства. В чрезвычайных условиях именно национальное богатство страны может стать незаменимым источником покрытия расходов государства и финансирования программ выхода из кризиса. Обратная зависимость заключается в том, что сам объем произведенного общественного продукта, темпы и абсолютные значения его прироста зависят от накопленного национального богатства, его величины, структуры и качественного состава образующих его элементов.

Представляется целесообразным именовать возможность страны к ежегодной генерации чистого богатства (разница между вновь созданным и потребленным в процессе производства богатством) потенциалом генерирования богатства. Он определяется производственным, природно-ре-сурсным, экологическим, научно-техническим и человеческим потенциалом (квалификационно-образовательный и физический потенциал). Каждый из перечисленных потенциалов может возрастать и уменьшаться.

Темпы прироста отдельных компонентов богатства определяются прежде всего уровнем инвестиций в соответствующую сферу со стороны государства, предприятий и домохозяйств (табл. 1). Производство и накопление воспроизводимого,

человеческого и природного капитала на базе новых совершенных технологий является приоритетом экономического развития государства. Государство, с одной стороны, является инвестором в компоненты национального богатства, а с другой стороны, стимулирует частные инвестиции в соответствующие сферы.

В условиях глобализации внешнеэкономическая политика становится все более важной составной частью государственной экономической политики, способствующей достижению ее задач (табл. 2).

В процессе международного перераспределения богатства важная роль принадлежит ТНК и международным экономическим организациям, насаждающим в развивающихся странах и странах с транзитивной экономикой политику либерализма, включающую в себя приватизацию, либерализацию цен, внутренней и внешней торговли, отмену ограничений на допуск иностранного капитала в различные отрасли национальной экономики, ограничение внутреннего субсидирования и т. д. Данная политика приводит к искажению условий воспроизводства, деиндустриализации (вследствие неравной конкурентной борьбы с ведущими ТНК стран Запада), технологической отсталости, дегра-

Таблица 1

Факторы увеличения и уменьшения потенциалов национального богатства

Виды богатства Факторы увеличения Факторы уменьшения

Природно-ресурс-ный потенциал Естественное воспроизводство (при участии человека) Потребление невоспроизводимых природных ресурсов, превышение скорости потребления над скоростью восстановления невоспроизводимых ресурсов

Производственный потенциал Накопление, инвестирование Деиндустриализация, разорение, закрытие, разрушение предприятий, моральное устаревание оборудования

Экологический потенциал Внедрение природосберегающих технологий, «чистая» специализация в МРТ «Грязная» специализация в МРТ, импорт отходов из-за рубежа

Научно-технический потенциал Вложения в науку, финансирование фундаментальных и прикладных исследований Сокращение вложений в науку, финансирование фундаментальных и прикладных исследований, моральное устаревание технологий

Квалификационно- образовательный потенциал Вложения в образование, его качественное совершенствование, повышение его доступности Сокращение вложений в образование, его доступности для населения, упрощение и сокращение образовательных программ

Физический потенциал Вложения в здравоохранение, повышение его доступности, поощрение рождаемости, обеспечение расширенного воспроизводства нации путем увеличения доли в ВВП заработной платы, борьба с наркотизацией и алкоголизацией населения, курением, развитие спорта Сокращение вложений в здравоохранение и спорт, их доступности для населения, сокращение перечня бесплатных медицинских услуг, неблагоприятные материальные условия для физического воспроизводства нации, распространение алкоголя, наркотиков, курения и др.

Культурный потенциал Вложения в культуру, дополнительное образование (кружки, секции), культурная цензура в СМИ, поддержание традиционной системы ценностей и национальной культуры Сокращение вложений в культуру, дополнительное образование, отсутствие культурной цензуры в СМИ, дискредитация традиционной системы ценностей и национальной культуры

Таблица 2

Взаимосвязь задач внутриэкономической и внешнеэкономической политики

№ п/п Задача экономической политики государства Конкретизация задачи в области внешнеэкономической политики (на примере Российской Федерации)

1 Экономический рост, полная занятость населения Стимулирование экономического роста и полной занятости в стране путем использования возможностей внешнеэкономической экспансии, завоевания внешних рынков, занятия их перспективных сегментов, а также защитной (протекционистской) политики

2 Стабильность цен, обеспечение устойчивости национальной валюты «Дедолларизация», «слив» долларовых активов путем инвестирования в реальные активы за рубежом, увеличения в структуре золотовалютных резервов доли золота, завоевание национальной валютой роли резервной на региональном пространстве

3 Экономическая обеспеченность нетрудоспособных Использование ВЭД для увеличения доли национального дохода, направляемой на обеспечение нетрудоспособных

4 Экономическая эффективность Эффективность внешнеторговой специализации с позиции количественного и качественного воспроизводства нации и приумножения национального богатства

5 Справедливое распределение доходов Справедливое распределение доходов от внешнеэкономической деятельности, в частности экспорта национальных природных ресурсов

6 Охрана окружающей среды Переход от внешнеэкономической специализации на экологически «грязных» производствах к специализации на «чистых» производствах (сфера услуг, производство наукоемкой продукции)

7 Экономическая безопасность Достижение экономической независимости, экономического суверенитета

дации человеческого капитала, рассогласованности национальных интересов и снижению экономической эффективности производственной и торговой деятельности в масштабах государства.

Инструментами «политики зависимости» выступают затраты ведущих капиталистических держав (прежде всего США) на так называемую «мягкую власть» (soft power), т. е. ассигнования на всяческие гранты, экономические и гуманитарные программы, которые, как показывает опыт, могут «буквально покупать верхушки целых стран, привязывая их к «колеснице» политики Соединенных Штатов» [2]. При этом значительная часть таких расходов финансируется не из бюджета США, а частными банками и корпорациями. К «мягкому» влиянию следует отнести также образование (привлекательность вузов страны для иностранных студентов), поп-культуру, кинематограф (Голливуд), распространение моды на те или иные научные (экономические) теории, «буквально подрывающие целые страны и народы» [2], влияние на мир с помощью глобальных СМИ (например CNN). Известна огромная сила так называемых рейтинговых агентств, наподобие знаменитых «Мудиз» или «Блюмберг», базирующихся в США, которые способны наносить целым странам громадный экономический ущерб, снижая их кредитно-ин-вестиционные рейтинги. Широко используются во внешнеполитических целях финансовые и биржевые институты. Так, например, планируя производство грузовых самолетов в стране, Минэкономразвития России опирается на долгосроч-

14 -

ные мировые прогнозы по самолетостроению, сделанные в Америке.

Экономическая политика, проводимая прозападными политическими режимами в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, противоречит национальным интересам и антисоциальна. Вот лишь несколько примеров из новейшей истории: первоочередной мерой чилийского диктатора А. Пиночета стала приватизация и демонтаж «социалистических проектов» С. Альенде. Итогом 16-летнего периода военной диктатуры (1973—1989 гг.) стало ужасающее неравенство доходов; реальные доходы большинства работающих в 1989 г. были меньше, чем в 1973 г. Из-за отсутствия контроля над рынком Чили превратилась в одну из самых загрязненных стран мира. Аргентинское экономическое чудо закончилось тотальной приватизацией и кабальным долгом. В Венесуэле при недавней попытке переворота против У. Ча-веса ставленник США сразу же подписал закон о приватизации нефтяных компаний. В Российской Федерации впервые в истории парламент пытался отрешить от власти президента Б. Н. Ельцина, обвинив его в геноциде народа собственной страны.

Следовательно, для решения задачи прироста и безопасности национального богатства в условиях глобализации следует отказаться от либеральной идеологии, придерживаясь во внутренней и внешней политике национально ориентированного подхода (табл. 3). Национально ориентированный подход основывается на достижении (сохранении) экономического суверенитета (верховенства во

внутренних экономических делах и экономического равноправия на международной арене), приоритете национальных интересов и национальной экономической модели. Вместе с тем он никоим образом не означает экономическую изоляцию, т. е. отсутствие обмена ресурсами, продукцией и результатами интеллектуальной деятельности с внешним миром, а лишь позволяет обеспечить эквивалентность такого обмена. Как справедливо отмечает В. Савельев, в эпоху глобализации «любое государство, желающее защитить себя от разграбления, обречено на определенного рода изоляционизм, фильтрующий неблагоприятные экономические отношения, проникающие из-за границы. Иное название этому изоляционизму — национальное государство» [6, с. 131].

Среди основных принципов экономической политики национального богатства следует отметить: 1) принцип слаженности интересов всех групп экономических субъектов страны на мировой арене, их непротиворечивость и иерархия; 2) принцип сохранности национального богатства,

в особенности его невоспроизводимых элементов в процессе воспроизводства и обмена с внешним миром; 3) принцип приоритета развития национального рынка, производства и потребления (как настоящего, так и будущих поколений) перед внешнеэкономическими связями; 4) принцип «издержки — выгоды» применительно к интересам нации в целом и сохранности национального богатства; 5) принцип приоритета экономической безопасности над экономической выгодой. Раскроем суть данных принципов подробнее.

Важнейшим принципов политики национального богатства является принцип слаженности интересов всех групп экономических субъектов страны на мировом геоэкономическом пространстве, когда национальная экономика выступает на мировой арене как единое целое, отстаивая четко выраженные национальные интересы при их столкновении с интересами других субъектов. Данный принцип означает, что интересы нации в целом должны доминировать над интересами национальной элиты, отдельных секторов и отраслей националь-

Таблица 3

Различие между национально ориентированным и либеральным подходами: цели и приоритеты

Национально ориентированный подход Либеральный подход

Цель

Создание условий для выживания, количественного и качественного воспроизводства нации в мировом геоэкономическом и геополитическом пространстве Достижение конкурентоспособности отдельных отраслей, предприятий страны на международном рынке на основе концепции сравнительных преимуществ

Приоритеты

Приоритет национального рынка над международным Приоритет международного рынка над национальным

Приоритет национального права над международным Приоритет международного права над национальным

Приоритет экономики над идеологией Приоритет (либеральной) идеологии над экономикой

Приоритет национальной валюты над мировой Приоритет мировой валюты над национальной

Место и роль страны в мировых экономических процессах

Страна является субъектом глобализации, активно отстаивающим свои интересы на мировой арене Страна является объектом глобализации, экспансии и неоколонизации со стороны развитых стран

Национальное управление страной в интересах нации «Внешнее» управление страной через подкуп элит, навязывание экономической политики через международные экономические организации в интересах международной (и национальной) финансовой олигархии

Выживание нации поставлено вне зависимости от условий мирового рынка и глобальных экономических процессов Выживание нации поставлено в зависимость от условий мирового рынка и глобальных экономических процессов

Характер обмена ресурсами и результатами производства с внешним миром

Эквивалентный Неэквивалентный

Лейтмотив экономической стратегии

Делать то, что выгодно нам (анализ) Делать то, что делают другие (подражание)"

Экономическая модель

Национальная экономическая модель, учитывающая национальную специфику Имитационная модель периферийного капитализма

* В этой связи можно рассматривать утверждения о безальтернативности рыночного пути, который якобы является «столбовой дорогой» развития человечества, высказывания сторонников вступления России в ВТО в качестве самостоятельного аргумента, что членами данной организации являются около 150 государств, а также утверждения, что ни одно государство не может развиваться, не участвуя во внешней торговле.

_ 15

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

ной экономики, крупного бизнеса, иностранного капитала и т. п.

Принцип слаженности национальных интересов на мировом рынке действовал в административно-командной экономике, в частности в советской экономической системе. В СССР внешняя торговля велась, как правило, профессионально. В Минвнешторге вырабатывалась тактика по экспорту и импорту основных товаров с учетом конъюнктуры, складывающейся по ним на мировых товарных рынках2. Напротив, в 1990-х гг. рассогласованность национальных интересов привела к снижению эффективности российского экспорта, важной причиной которого явилась неоправданная конкуренция между отечественными экспортерами.

При активной роли государства согласованность национальных интересов может быть в достаточной степени обеспечена и при рыночной экономике, хотя в рыночных условиях хозяйствования достичь этого, безусловно, сложнее. Достичь согласованности национальных интересов можно путем борьбы с коррупцией, введения государственной монополии на экспорт и импорт отдельных видов товаров, трансформации экс-тернальных (внешних) эффектов во внутренние издержки участников рыночного хозяйства и др. В иерархии национальных интересов, во-первых, интересы жизнеобеспечения нации должны иметь приоритетное значение перед интересами бизнеса и, во-вторых, интересы национальных потребителей должны стоять превыше интересов отечественных экспортеров.

Из принципа слаженности интересов следует, что принцип «издержки — выгоды» должен применяться к интересам нации в целом. Это означает необходимость сопоставления издержек и выгод с позиции нации в целом при разработке и реализации государственной экономической политики, а также принятии важнейших решений. При этом соблюдение требования баланса национальных интересов обеспечивается согласно критерию Парето-эффективности, т. е. государством разрешаются только те трансакции, которые обеспечивают положительный либо нулевой суммарный эффект для национальной экономики в целом. Например, если ввоз какого-либо товара связан с неминуемым банкротством отдельных крупных

2 Одним из ярких примеров высокого профессионализма специалистов Минвнешторга является закупка в 1972 г. в США крупной партии зерна (около 20 млн т), когда благодаря умелым действиям советских специалистов СССР сэкономил порядка 600 млн долл. [7, с. 5].

предприятий либо целых отраслей, то выигрыш от импорта должен превосходить суммарный ущерб, связанный с реструктуризацией производства, созданием эквивалентного количества новых рабочих мест, выплатой пособий по безработице и т. п. Отсюда следует, в частности, что государство должно жестко регулировать тарифы естественных монополий, от величины которых во многом зависит конкурентоспособность обрабатывающих отраслей на внешнем и внутреннем рынке.

Принцип приоритета национального рынка, производства и потребления перед внешнеэкономическими связями логически следует из принципа слаженности интересов и подразумевает, что внешнеэкономические связи целесообразны лишь настолько, насколько они выполняют функцию приумножения богатства нации. Они не должны быть самоцелью, а тем более «насосом» по выкачиванию ресурсов из национальной экономики. Экспорт невоспроизводимых ресурсов должен находиться под жестким контролем государства. С другой стороны, важно, чтобы увеличивающаяся емкость внутреннего рынка наполнялась в основном продукцией отечественных производителей, а не зарубежных фирм, т. е. темпы прироста импорта не должны превышать темпы прироста национального производства.

Принцип сохранности национального богатства означает применение административных, экономических и иных методов с целью недопущения экономической или иной деятельности, управляемых или стихийных процессов, ведущих к сокращению национального богатства страны при нарушении эквивалентности обмена с внешним миром (например «бегство» капитала) и/или нарушении воспроизводства материальных или иных элементов национального богатства («проедание» амортизационного фонда, суженное воспроизводство воспроизводимых природных ресурсов, суженное воспроизводство населения и т. п.).

Принцип приоритета экономической безопасности над экономической выгодой означает, что при выборе среди двух альтернатив (экономическая безопасность или экономическая выгода) приоритет должна иметь экономическая безопасность. При отсутствии экономической безопасности ставится под вопрос сама возможность государства вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику.

Данный принцип широко применяется в экономической политике развитых государств. Наиболее ярким примером является политика

обеспечения продовольственной безопасности. Пошлины на сельскохозяйственные товары и другие связанные с ними барьеры в мировом масштабе в конце XX в. составляли в среднем 40 % [1]. Таможенные тарифы на сельскохозяйственную продукцию продолжают оставаться высокими, а прогресс в сравнении квот на импорт достаточно медленный. Помимо явной, открытой протекционистской политики некоторые страны применяют формы скрытого протекционизма. Многие государства, снижая таможенные пошлины, компенсировали их нетарифными барьерами: дотациями национальному производству, введением различных стандартов и норм, ужесточением требований при сертификации товаров. В результате развитые страны Запада не только обеспечивают собственную продовольственную безопасность, но и в значительной степени концентрируют в своих руках мировую торговлю стратегическим продовольствием, обладая, таким образом, важ-

ным инструментом влияния на страны-импортеры продовольствия.

Достижение цели сохранности и приумножения национального богатства возможно только при наличии у страны экономической независимости (суверенитета). Под экономической независимостью понимается, прежде всего, возможность эффективного контроля над собственными национальными ресурсами, достижение такого уровня конкурентоспособности экономики, который обеспечивает устойчивое и надежное решение всех проблем функционирования общества и государства. Для обеспечения экономического суверенитета страна должна разрабатывать и реализовывать самостоятельную экономическую политику в интересах нации. Необходимо адекватно использовать инструменты противодействия против явных и скрытых инструментов геоэкономической агрессии (табл. 4), направленных на ослабление страны и перераспределение ее богатства в пользу более сильных государств.

Таблица 4

Возможные инструменты геоэкономической агрессии и соответствующие инструменты противодействия

Инструменты действия

Инструменты противодействия

1. Идеологические

1. Политика регионального и национального разобщения, распада (политического, культурного, религиозного, экономического), всемерное поощрение любых проявлений национального сепаратизма, который немедленно представляется как борьба за независимость и права человека, якобы попираемые диктатурой национального государства.

2. Информационная «обработка» населения в целях дискредитации традиционной системы ценностей и национальной культуры, которые объявляются архаическими, неадекватными современным условиям развития цивилизации, распространение идеологии западных этических и моральных ценностей в качестве «общечеловеческих», насаждение либеральной идеологии, культа обогащения, индивидуализма.

3. «Атака» на генофонд, физический потенциал нации путем распространения идеологии гедонизма (наркотики, алкоголь, развлечения и др.)

1. Региональная экономическая и военная интеграция («Вместе мы — сила!»), дополненная национальной интеграцией.

2. Опора на национальные традиционные культурные ценности; воспитание патриотизма, культа семьи, Родины (интеллектуализация нации, доступность образования и здравоохранения).

3. Борьба с распространением идеологии гедонизма путем контроля СМИ и распространения идеологии; социальная реклама, борьба с алкоголизацией и наркотизацией нации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Политические

«Вербовка», прямой подкуп той части элиты, которая способна активно влиять на принятие наиболее важных решений, привлекательность экономического эгоизма элиты

Привлекательность страны для национальной элиты путем развития инфраструктуры, улучшения экологии; увеличение ответственности элиты перед населением, решение наиболее важных социально-экономических вопросов на всеобщем референдуме

3. Экономические

1. Экономическая и финансовая экспансия, направленная на разрушение национальной экономики, обесценивание национальной экономической среды, деиндустриализацию, дезорганизацию производства и внутреннего рынка, установление зависимости страны от внешних инвестиций и займов.

2. Деградация человеческого капитала путем сокращения ассигнований на науку, культуру, образование, здравоохранение (требования Вашингтонского и поствашингтонского консенсуса)

Приоритет экономики перед идеологией, рациональное экономическое мышление, учет интересов всех групп экономических субъектов при принятии важных решений (например вступления в ВТО), отказ от «связанных» кредитов, вложение средств в промышленность, науку, образование, здравоохранение, оборону и др., что увеличивает ценность национальной экономической среды

Окончание табл. 4

Инструменты действия Инструменты противодействия

4. Военные

Политика разоружения противника, размещение военных баз вблизи его границ, военные действия в стране-«изгое» под прикрытием борьбы с международным терроризмом, соблюдения прав человека, обеспечения энергетической безопасности и др. Усиление военного потенциала страны в целях снижения угрозы военных действий и обеспечения адекватного ответа

Комплекс мер государственной экономической политики прироста национального богатства, по мнению автора, должен включать:

1) модернизацию национальной промышленности, инвестирование в охрану окружающей среды, здравоохранение, образование, науку, инфраструктуру и пр. на уровне, превышающем пороговые значения воспроизводства;

2) создание государством благоприятных общих макроэкономических условий для развития отечественного бизнеса (улучшение условий доступа к кредитам, особенно долгосрочным, снижение процентной ставки по кредитам, перераспределение основной налоговой нагрузки с труда на природную ренту, налоговые льготы обрабатывающим предприятиям, сдерживание роста тарифов естественных монополий и т. д.);

3) максимальное использование трудовых ресурсов страны, простое или расширенное воспроизводство воспроизводимых природных ресурсов и эффективное в интересах нации в целом использование невоспроизводимых ресурсов (трансформация природного капитала в производственный или человеческий капитал);

4) отказ от размещения за рубежом стабилизационного фонда и его инвестирование в национальную экономику.

Сохранность национального богатства достигается путем:

• экономного, бережного отношения к а) природным ресурсам (применение энерго- и ресурсосберегающих технологий; недопущение хищнического отношения к природным ресурсам, усиление ответственности за порчу, утрату ресурсов и т. п.; бережное использование ресурсов; обеспечение простого/расширенного воспроизводства воспроизводимых ресурсов: леса, флоры и фауны, почвенного покрова и т. д.; предотвращение возможных стихийных бедствий, природных катастроф, например усиление мер противопожарной безопасности, охраны леса, быстрое и эффективное реагирование при их возникновении, устранение их последствий; борьба с загрязнением окружающей среды); б) материальным ресурсам (не-

допущение деиндустриализации, разрушения предприятий и объектов инфраструктуры, борьба с вандализмом, экономическая культура нации); в) человеческим ресурсам (недопущение внутренних вооруженных конфликтов, потерь личного состава армии в мирное время, борьба с преступностью, алкоголизмом, наркоманией, профилактика инфекционных и соматических заболеваний и др.); г) социальному капиталу (борьба с коррупцией, восстановление доверия населения власти, формирование национальной идеи);

• обеспечения достаточных инвестиций в воспроизводство воспроизводимых компонентов национального богатства (не ниже порогового уровня воспроизводства);

• удержания богатства в распоряжении нации, недопущения его «перелива» за рубеж. Основные инструменты политики безопасности национального богатства, т. е. удержания

национального богатства в распоряжении нации:

> строгий контроль и ограничения на вывоз капитала и имущества из страны, борьба с «бегством» капитала, усиление валютного контроля;

> борьба с «утечкой мозгов», создание достойных условий для ученых, инженеров, спортсменов, выдающихся деятелей культуры и искусства, стимулирование возвращения на родину эмигрировавших талантов;

> ограничения на приватизацию стратегических отраслей и предприятий;

> усиление военной компоненты для отражения возможной военной агрессии;

> постепенный отказ от использования резервной валюты во внешней торговле: переход к торговле за национальную валюту, создание и использование во внешней торговле региональной валюты, формируемой на основе корзины валют, в эмиссии которой участвуют все страны интеграционного объединения. Здесь для России первым этапом мог бы стать отказ от резервной валюты в торговле с важнейшими торговыми партнерами из ближнего зарубежья (например, использования украинской гривны при импорте из Украины в Россию и россий-

ского рубля при экспорте из России в Украину), а в дальнейшем — и дальнего зарубежья. Вторым этапом могло бы стать формирование региональной резервной валюты, формируемой на основе корзины валют и используемой для обслуживания торговли стран — членов Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана (аналог переводного рубля, используемого в торговле стран — членов СЭВ). Безусловно, квоты на эмиссию данной валюты должны распределяться между всеми странами — участницами Таможенного союза. Для недопущения подпадания национальной политической элиты под влияние иностранных государственных и коммерческих субъектов или национального крупного бизнеса требуется:

• усиление ответственности элиты перед населением (формирование и ежеквартальное отслеживание индикаторов прироста компонентов национального богатства; возможность досрочного прекращения полномочий или автоматического продления полномочий президента и правительства в зависимости от фактического значения данных индикаторов; решение важнейших вопросов, например приватизация, национализация, вступление в важнейшие международные организации и региональные интеграционные объединения и др. на всеобщем референдуме);

• жесткая борьба с коррупцией (отслеживание доходов и расходов государственных служащих, ужесточение наказания для коррупционеров);

• введение ограничений для государственных служащих и их близких родственников на приобретение активов за рубежом (покупка недвижимости, размещение вкладов за границей, приобретение акций зарубежных предприятий);

• недопущение слияния бизнеса и власти и лоббирования интересов крупного бизнеса, ограничения на приобретение акций для государственных служащих и их близких родственников;

• контроль деятельности зарубежных и международных неправительственных организаций и фондов в стране;

• минимизация внешней задолженности, в особенности государственного долга.

Меры по территориальной «привязке» национальной политической элиты, помимо недопущения зависимости национальной элиты от зарубежной, решают задачу превращения страны

в «резервуар» мирового богатства. Для этого требуется, чтобы страна стала местом постоянного проживания и накопления собственности национальной (а в перспективе и мировой) элиты, приложения ее капитала. Это позволит сделать страну привлекательной как для российских, так и зарубежных инвесторов, специалистов, ученых, предпринимателей и т. д.

Обмен результатами и факторами производства с внешним миром должен подчиняться принципу максимизации в стране добавленной стоимости. Максимизация добавленной стоимости требует перехода от сырьевой специализации в МРТ к специализации на готовой продукции. Такой переход возможен путем налогового и финансового стимулирования производства продукции обрабатывающей промышленности, импортозамещения; использования экономических, организационно-правовых и специальных мер стимулирования экспорта; защиты отечественных производителей с помощью тарифных и нетарифных мер на период формирования конкурентоспособных отраслей промышленности; формирования вертикально интегрированных производственных комплексов; развития сотрудничества со странами, находящимися на приблизительно равном уровне экономического и научно-технического развития, экономической интеграции с целью формирования емкого внутреннего рынка.

Таким образом, с одной стороны, успешная защита и реализация национальных интересов, а точнее единого национального интереса, является условием и средством обеспечения национальной безопасности страны, сохранения и приумножения ее национального богатства, устойчивости и способности к эффективному функционированию и развитию. Политика национального богатства включает меры по обеспечению сохранности национального богатства, стимулированию расширенного воспроизводства его компонентов и недопущения неэквивалентного обмена с внешним миром. Важнейшим условием проведения успешной экономической политики национального богатства является согласованность национальных интересов и ответственность политической элиты перед населением.

С другой стороны, следует отметить, что в ситуации, при которой каждая страна и каждая ТНК преследует свои собственные узко понятые «национальные» и корпоративные интересы, а пределом экспансии одних служит лишь степень сопротивления других, мир не может быть стабильным. Сегодня все больше растет убеждение в необходимости «про- 19

свещенного эгоизма» или просвещенного собственного интереса [5, с. 86]. Страны, играющие первую роль в международной экономике и политике, должны подходить с глобальных позиций к участию в мировых делах, сделав их составной частью собственного национального интереса. В целях защиты от геоэкономических преступлений был создан «Манифест борьбы с глобальным империализмом» [8], а также предлагается принятие «унифицированного кодекса мирового экономического порядка» и даже создание «геоэкономического трибунала», который мог бы защитить от «геоэкономического нападения» [4, с. 146].

Список литературы 1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998. URL: http://enbv. narod. ru/text/Econom/ avdokushin-meo/str/p10.html.

2. Арин О. Методологические проблемы социального познания. URL: http://www. dynacon. ru/content/articles/345/.

3. Жан К., Савона П. Геоэкономика. М.: Ad Marginem, 1997.

4. Кочетов Э. Г. Геоэкономика. Освоение мирового экономического пространства. М.: Норма, 2006.

5. Обминский Е. Э. Глобальные интересы и национальный эгоизм. Экономический аспект. М.: Международные отношения, 1990.

6. Савельев А. Россия между бедностью и богатством // Москва. 2004. № 3.

7. Сакун П. И. Триумф советской внешней торговли // Экономическая газета. 1998. № 43.

8. Субетто А. И. Манифест борьбы с глобальным империализмом. URL: http://www. trinitas. ru/rus/doc/0012/001a/00120210.htm.

10 ноября 2011 г. в гостинице Radisson SAS Slavyanskaya (г. Москва) CNews при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ проводит третий ежегодный форум

«CNews Forum 2011: Информационные технологии завтра»

Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

Основные вопросы форума:

- тенденции развития ИКТ-отрасли в России и мире;

- векторы дальнейшего развития информатизации бизнеса и органов государственной власти в России;

- технологические тренды, которые будут определять эволюцию корпоративных ИТ-систем в ближайшие годы.

Отраслевые секции:

госсектор, банки, информационная безопасность, розница, облачные технологии.

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: +7 (495) 363-11-57, 5078, 5077, 5035 либо e-mail: forum@cnews.ru Айвазов Армен, Серова Елена, Четвернин Алексей

www.forum.cnews.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.