Научная статья на тему 'Влияние процессов глобализации на конкурентоспособность российских предприятий'

Влияние процессов глобализации на конкурентоспособность российских предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние процессов глобализации на конкурентоспособность российских предприятий»

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

П. В. ПАВЛОВ, кандидат экономических наук, доцент Таганрогский институт управления и экономики

Павлов Павел Владимирович, кандидат экономических наук (2002). Начальник контрактно-договорного отдела ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева». Доцент кафедры экономики и финансов Таганрогского института управления и экономики. Читает курсы: «Финансовое право», «Международные экономические отношения», «Законодательство о внешнеэкономической деятельности», «Правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности», «Законодательство о банках, финансах и бухгалтерском учете». Сфера научных интересов: свободные экономические зоны, специальные налоговые и таможенные режимы, глобализация мировой экономики, место России в ней; развитие форм внешнеэкономической деятельности.

Информационно-ком муникационная революция ускорила развитие мирохозяйственных отношений. В последниетри десятилетия физический объем мирового товарного экспорта вырос почти в 4,9 раза, составив поданным ВТО во всем мире в 2004 г. 9 трлн 123,5 млрд дол. США1. При этом глубина включения той или иной страны в международный обмен зависит от величины ее экономического потенциала. Чем больше экономический потенциал страны, тем шире у нее возможности развития за счет опоры на внутренний рынок, тем меньше ей требуется привлекать товаров и услуг извне и, следовательно, выделять ресурсов для экспорта. Степень включения страны в мирохозяйственные связи зависит также от обеспеченности ее основными видами сырьевых ресурсов. Более обеспеченная ими страна имеет меньше потребностей ввозить из-за рубежа топливо, сырье для промышленности и продовольствие, и ей, следовательно, нет необходимости покрывать эти импортные закупки соответствующим экспортом. Иными словами, наличие собственной сырьевой базы снижает зависимость воспроизводственного процесса от международного обмена. Однако невозможность полной автаркии и необходимость участия в международном обмене обязывают страны иметь конкурентоспособную продукцию.

1 Независимая газета, №84 (3480) от 25.04.2005. С. 4.

Глобализация современной экономики наряду с либерализацией международной торговли приводит к повсеместному ужесточению конкуренции. В силу более глубокой интеграции национальных экономик в мировое хозяйство и вытекающей отсюда конкуренции смещаются интересы внутри отдельных стран и повышаются стимулы для государства выстраивать свою экономическую политику в соответствии с условиями конкуренции на мировом рынке.

Конкурентоспособность— многогранная экономическая категория, которую можно рассматривать как на уровне товаров и их производителей, отраслей, так и науровне страны в целом. Однако между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь, поскольку именно конкурентоспособность отдельных производителей и выпускаемой ими продукции в конечном итоге предопределяют конкурентоспособность того или иного государства.

В настоящее время в промышленно развитых странах участие государства в повышении конкурентоспособности предприятий резко возросло. Правительства этих стран разрабатывают и реализуют специальные программы обеспечения конкурентоспособности, берут на себя непосредственную заботу о развитии и удешевлении необходимой для этого инфраструктуры — науки, систем связи, сбора информации, пересматривают налоговое

законодательство в целях поощрения конкурентоспособных отраслей. Лидирующие страны мира поддерживают свою конкурентоспособность на базе инвестиций и нововведений. Развитие конкуренции путем инвестиций предполагает готовность и способность национальных фирм инвестировать средства в современное эффективное оборудование и лучшую технологию, в покупку лицензий и создание совместных предприятий.

Глобализация рынков способствовала изменению характера конкуренции, которая стала технологической, и при этом более сложной и острой. Именно технологические преимущества в настоящее время являются основой достижения конкурентных преимуществ. Участились случаи слияния и поглощения фирм с целью усиления своих конкурентных позиций в технологической сфере. Также представляется целесообразным странам и предприятиям специализироваться на соответствующих сравнительных ценовых преимуществах, возникающих вследствие открытости торговой политики.

Конкурентные позиции предприятий на мировом и внутреннем рынках во все большей мере обеспечиваются за счет использования наукоемких технологий, причем борьба за рынки постепенно перемещается из мира материальных товаров и услуг в мир знаний, идей и информации. Именно достижениями в новых областях знаний сильны экономически развитые страны, и эти преимущества они стараются применять в максимальной степени. Под влиянием процессов глобализации экономической деятельности в мировой экономике произошел кардинальный сдвиг от добывающей и обрабатывающей промышленности в пользу наукоемких отраслей, составляющих основу постиндустриальной модели хозяйствования. Удельный вес сферы услуг стремительно рос и превысил 60%, характеризуя переход в постиндустриальную эпоху. Причем значение услуг увеличивается и в материальном производстве, которое неизмеримо усложнилось в результате НТР. Все это обусловило серьезные изменения. Так, на промышленность еще в 1980 г. приходилось 38 % суммарного ВВП мира, в 1990 г. — 35 %, в начале 2000-х годов. — 31%. Если в 1980 г. в мировом промышленном производстве было занято около 20% экономически активного населения мира, то ныне — 17%2. Мировой бизнес стремительными темпами погружается в электронную коммерцию. Наступает эра Интернет-экономики. К 2000 г. электронная торговля через Интернет достигла 44,5 млрд дол.

г Родионова H.A. Мировая экономика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. С. 32.

США. Самая «интернетизированная» страна мира США потратила в 1999 г. на сетевые покупки в общей сложности около 8 млрд дол., а к 2004 г. оборот виртуального бизнеса достиг 1,5 трлн дол., что позволило сократить издержки при покупке товаров и сырья на 40%3.

. Экономический рост страны стал возможен благодаря открытости экономики и активному использованию внешнеэкономического фактора. Поэтому в ближайшей перспективе России не обойтись без развития товарообмена с внешним миром. По существу, российская экономика уже включена в процесс глобализации и является частью этой целостной системы. Однако такое включение относится прежде всего к сырьевым отраслям. Россия занимает 2-е место в мире по масштабам производства энергоносителей. Она является одним из ведущих экспортеров природного газа и нефти. Доказанных запасов нефти при нынешнем уровне ее добычи, по оценкам иностранных экспертов, хватит на 19 лет, газа - на 83 года. Представители российского бизнеса считают эти оценки неточными и прогнозируют, что к концу нынешнего десятилетия добыча нефти выйдет на уровень 420-500 млн т в год и будет держаться в этих пределах в течение 30 лет. Вырастет и добыча газа - до 600-700 млрд куб. м в год, причем газовых ресурсов в России хватит для поддержания такого уровня добычи на протяжении 50 лег. При таком увеличении нефтедобычи и внутреннем потреблении в 160-180 млн т потенциальные возможности экспорта нефти и продуктов ее переработки могут составить до 340 млн т4.

Помимо экспорта энергоносителей, в статистике мировой торговли Россия присутствует в таких сегментах, как оружие и военная техника, коммерческие запуски космических спутников, создание телекоммуникационной и навигационной аппаратуры. Наиболее крупным сегментом наукоемкой высокотехнологичной индустрии, способным на равных конкурировать с экспортной продукцией развитых стран на мировых рынках, является ориентированные на внешние поставки часть оборонно-промышленного комплекса России (ОПК) — авиакосмическая и атомная промышленность, судостроение, производство лазерной техники и средств информатики, разработка программного обеспечения. Во многом благодаря оборонной продукции Россия поддерживает удельный вес продукции машиностроения в экспорте на

3 Там же. С. 123.

4 Мировая экономика и международные отношения. 2004. N2 6. С. 78,79.

уровне 10%. При этом страна за последние годы является четвертым по значению мировым экспортером вооружений (после США, Великобритании и Франции)5. Отечественные обрабатывающие отрасли располагают весьма важным в современных условиях конкурентным преимуществом - наличием уникальных передовых технологий, которые опираются на достижения отечественной фундаментальной и прикладной науки.

Однако на сегодняшний день положение России во внешней торговле товарами и услугами не столь благополучно, что с учетом ее небольшой доли в мировой торговле (в 2004 г. - около 1,8%) затрудняет эффективную интеграцию в мировое хозяйство. За последние годы усилилась топливно-сырьевая направленность отечественного экспорта. Поданным за 2002 г., доля продукции топливно-энергетического сектора в стоимости экспорта в России составила 56%, черной и цветной металлургии — 1.5%, машин и оборудования - 7,7%, химической промышленности - 6,5%, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной - 4,9%. Если в середине 1980-х гг. доля машин и оборудования в экспорте составляла 33-35%, то в 2002 г. — 9,5%. Уже в настоящее время в нашей стране экспортно-ориентированные отрасли вносят наибольший вклад в экономический рост, а многие предприятия других отраслей испытывают острую нехватку ресурсов, не могут производить конкурентоспособную продукцию6.

При этом нельзя не отметить, что в 2002 г. доля промышленных товаров в стоимости мирового товарного экспорта составила 75%, а сырьевых и топливно-энергетических товаров всего — 13%. Поэтому снижение цен на нефть может привести к бюджетному кризису, но в то же время оказаться важнейшим стимулом активизации структурной перестройки экономики.

Примечательно, что в настоящее время происходит не только наращивание экспорта невоспроизводимого первичного сырья, но и перераспределение всегда ограниченных финансовых, материально-вещественных и людских ресурсов в пользу добывающих отраслей, что затрудняет решение задачи преодоления сырьевой экспортной зависимости страны за счет ускоренного развития предприятий, выпускающих сложную и наукоемкую продукцию. Следует понимать, что экспорт сырья может оказать стимулирующее влияние на

5 Оболенский В. Глобализация мировой экономики и Россия //Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 3. С. 25.

6 Современная глобализация и Россия / Под ред. А.Ю. Архипо-ва. - Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2004. С. 86.

экономический рост лишь при условии, что заработанные средства станут вкладываться в развитие высокотехнологичных производств, сферы услуг, т.е. всего того, что называется экономикой постиндустриального общества. Необходимо постоянное преобразование доходов от экспорта природных ресурсов в инвестиции, которые будут способствовать созданию экономики, базирующейся на инновационных процессах. При условии принятия необходимых мер можно было бы рассчитывать на увеличение вывоза за рубеж продукции газо-хими-ческой промышленности (вместо продажи природного газа); бумаги (вместо экспорта необработанной древесины и целлюлозы); нефтепродуктов (вместо сырой нефти); гражданской и специальной авиационной техники и т.д.

Не совсем благополучна и структура экспорта в страновом разрезе. В 2002 г. на страны ЕС приходилось 35% экспорта РФ, на страны СНГ — 15%, страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ)— 15%, КНР - 6,4%, США -3,7%. Очевидно, что сложившаяся к настоящему времени страновая структура не соответствуетэкономическому потенциалу торговых партнеров России. Рольстран СНГ и ЦВЕ в экспорте России значительно превышает их значение в мировом импорте (соответственно в 25 и 5,5 раза). Ситуация еще более ухудшилась после вступления стран ЦВЕ в ЕС. Не все гладко с перспективами развития СНГ. Во внешней торговле следует большее внимание уделять странам Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской и Южной Америки, странам Ближнего Востока. Со многими из них возможно налаживание взаимовыгодных встречных поставок.

Одно из направлений внешнеторговой политики - рационализация, или оптимизация импорта. В структуре отечественного импорта 25% приходится на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Бесспорно, импорт экзотических фруктов и овощей, некоторых сортов рыбы и морепродуктов, кофе, чая и других экзотических продуктов оправдан, так как обеспечивает удовлетворение потребностей россиян на более высоком качественном уровне. Но трудно объяснить закупки в США и странах Латинской Америки замороженного мяса птицы, говядины, свинины, молочных продуктов, которые могут производиться на территории России. Как известно, часто в Россию завозятся некачественные продукты, представляющие угрозу здоровью граждан России. Нельзя забывать и о критерии обеспечения экономической безопасности страны (доля импорта во внутреннем потреблении не должна превышать 20%). По мно-

гим видам продовольствия она уже давно и намного превышена. Но наиболее угрожающее положение сложилось с закупками за рубежом лекарственных препаратов. В 2003 г. доля импорта для этой товарной позиции составила свыше 60%7.

В настоящее время свыше одной трети российского импорта приходится на машины и оборудование. Однако за 14 лет рыночных преобразований было построено лишь несколько новых машиностроительных предприятий. Уровень физического и морального износа оборудования на предприятиях добывающей и обрабатывающей промышленности продолжает оставаться чрезвычайно высоким, что не позволит добиться прорыва в повышении конкурентоспособности российской готовой продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Старое оборудование несовместимо с высоким уровнем производительности труда и наилучшего качества. В основном приобретается оборудование для пищевой промышленности, торговли, предприятий общественного питания, финансовых организаций, строительных компаний. К машинам и оборудованию принадлежат также и новые, и подержанные легковые, грузовые, специальные автомобили.

Наибольшие опасения при этом вызывает угроза захвата рынка мощными и многоопытными зарубежными конкурентами, их утверждение в самых выгодных секторах, использование наиболее квалифицированной части российской рабочей силы.

Основным источником структурных изменений в экономически развитых странах являлся внутренний экономический рост, который вызвал перераспределение капитала и рабочих мест из менее рентабельных отраслей в более высокотехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности (и сферу специализированных услуг) с большей добавленной стоимостью.

Мировой рынок наряду с другими факторами способствовал размещению разного рода производств (в том числе наукоемких) во многих менее развитых регионах и странах мира. В то же время использование новых видов сырья, новых технологий, более высокопроизводительных средств транспорта привело к экономически обоснованному территориальному разрыву возникших ранее технологических цепочек, что способствовало перемещению отдельных звеньев производственного процесса, на-примеротместдобычи сырья к местам потребления

7 Совершенствование системы регулирования ВЭД в свете присоединения РФ к ВТО. Материалы научно-практического семинара из серии «Процесс присоединения РФ к ВТО и проблемы подготовки и перепои оцшкп кадров». — М.: ГУУ, 2004. С. 147.

продукции. Поэтому при проведении продуманной целенаправленной структурной политики, инициации прогрессивных структурных сдвигов, Россия, используя свое геополитическое положение, уже в ближайшие годы может превратиться в важнейшее связующее звено между развитыми и развивающимися странами, Востоком и Западом.

Рыночная устойчивость российских поставщиков товаров и услуг пока основывается на ценовых преимуществах. Дешевый труд высокой квалификации определяет более низкие цены на аналогичную продукцию, чем у зарубежных конкурентов. Имеющийся научно-технологический и кадровый потенциал России остается высоким по самым строгим мировым критериям, но до сих пор во многом не востребован как на внутреннем, так и на мировом рынках.

Для России, заметно отставшей от мировых лидеров, в свете усиливающегося процесса глобализации и интернационализации экономики задача повышения конкурентоспособности на всех уровнях становится первоочередной. Какой бы внешнеэкономической политики в перспективе ни придерживалось государство — экспортно-ориентированной, импортозамещающей либо сочетающей то и другое направление, ее успех будет определяться в первую очередь успехами в деле повышения конкурентоспособности.

Национальная конкурентоспособность зависит от целого ряда факторов — совокупного экономического потенциала, уровня управления, масштабов и результативности НИОКР, состояния финансового рынка и качества финансовых услуг, развития инфраструктуры, квалификации производственного персонала, влияния государства на создание конкурентной среды и некоторых других.

Анализ конкурентоспособности национальной экономики весьма актуален в условиях бурного развития качественно новых интеграционных процессов и глобализации в рамках мирового хозяйства. Однако вполне закономерно, что экономика страны конкурентоспособна,если устойчиво и динамично развиваются отдельные ее отрасли. Величина спроса на внутреннем рынке способствует расширению конкурентных преимуществ тех отраслей и предприятий, в которых могут быть реализованы эффект масштаба при поточном производстве либо снижение издержек по мере освоения нового продукта, т. е. прежде всего в обрабатывающей промышленности. Для подобных отраслей рост спроса становится сигналом к увеличению инвестиций. Достичь успеха в той

или иной отрасли тем легче, чем больше в стране конкурентоспособных родственных отраслей.

В этих условиях приоритетными задачами внешнеэкономической политики в России являются:

• развитие импортозамещающих отраслей промышленности (легкая, пищевая, деревообрабатывающая), сельского хозяйства и сферы услуг;

• гармоничная конверсия предприятий ОПК при одновременном наращивании экспорта вооружений;

• стимулирование экспорта готовой продукции и полуфабрикатов в противовес экспорту сырья и природных ресурсов;

• валютное и иное регулирование экспортной выручки с целью стимулирования инвестиций в импортозамещающие отрасли, финансовой поддержки сферы высоких технологий, НИОКР, образования;

• совершенствование налогового и таможенного закон одател ьства.

Стране необходим поиск путей по изменению сложившейся негативной экономической ситуации. Одним из таких путей может стать привлечение в страну иностранных инвестиций для создания совместных высокотехнологичных производств. Государству необходимо стимулировать приток иностранного капитала в отрасли, требующие современных по мировым стандартам и пока отсутствующих в России технологий, создавать в них максимально благоприятный тарифный режим. Именно в этом кроются главные резервы повышения эффективности экономики России.

Закон определяет иностранные инвестиции как вложение иностранным инвестором на территории РФ в объект предпринимательской деятельности объектов гражданских прав, в том числе денег, ценных бумаг, услуг, прав интеллектуальной собственности, информации и иного имущества, имеющего денежную оценку. При этом к прямым инвестициям относятся приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли уставного капитала коммерческой организации, или вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, или осуществление в качестве арендодателя финансового лизинга оборудования на сумму не менее 1 млн руб. (к такому оборудованию относятся: станки, средства наземного, воздушного и водного транспорта)8.

Существующий в России национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных компаний. Учитывая

* Федеральный закон от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Ст. 2.

обострение конкуренции в мире за иностранные инвестиции, сопровождающееся предоставлением странами многочисленных льгот иностранным инвесторам, а главное — неблагоприятный инвестиционный климат в России (несмотря на заверения Президента РФ в ежегодном послании к Федеральному собранию РФ в 2005 г. о возможности легализации ранее вывезенных капиталов из России путем уплаты 13-процентного налога на доходы физических лиц), принцип национального режима в России должен быть дополнен системой льгот и гарантий для иностранных инвесторов.

Исходя из мировой практики, меры по привлечению иностранных инвестиций сводятся к следующему:

1. Предоставление иностранным инвесторам благоприятного налогового режима, включая так называемые налоговые каникулы, т. е. период облегченного режима налогообложения в течение некоторого времени (обычно несколько лет) после создания предприятия с иностранными инвестициями.

2. Неухудшение режима налогообложения предприятия с иностранными инвестициями в течение некоторого периода времени с момента его создания (так называемая «дедушкина оговорка»),

3. Поощрение совместного предпринимательства — создание особенно благоприятных условий для предприятий, которые организуются местным и иностранным капиталом на условиях сотрудничества (в том числе для реализации конкретных инвестиционных проектов, эксплуатации различных изобретений и иных объектов интеллектуальной собственности, природных ресурсов и т. д.).

4. Привлечение иностранного капитала в рамках мер и программ по развитию отсталых регионов путем рассмотрения пакетов инвестиционных проектов (может включать практически любые меры поощрения иностранных инвесторов, наиболее распространенными являются создание благоприятного налогового режима, субсидирование, применение упрощенных правил ввоза и вывоза товаров).

5. Применение упрощенных правил при осуществлении внешнеторговых и валютных операций в отношении предприятий с иностранными инвестициями, позволяющее им существенно снизить издержки, связанные с экспортом и импортом, и таким образом добиться повышения конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

6. Обеспечение открытости финансовых операций.

7. Предоставление государственных гарантий и снижение инвестиционных рисков.

Нынешняя Россия не может поддерживать развитие всех отраслей одновременно. Отечественная промышленность значительно отстает от мировых стандартов, ее производственные основные мощности характеризуются большим моральным устареванием и изношенностью. По итогам 2001 г. более 40% предприятий являлись убыточными и, следовательно, не могли финансировать капиталовложения из прибыли. Прибыльные же предприятия в основном вкладывали средства в восстановление старых и выбывающих мощностей, т. е. в капремонт, что не приводило к повышению технологического уровня производства9.

Для реализации программ по привлечению иностранных инвестиций в экономику России государству необходимо провести инвентаризацию народного хозяйства страны (отдельных отраслей, подотраслей, предприятий и даже видов продукции) с точки зрения развития совместного предпринимательства и по результатам данной инвентаризации определить приоритетные сферы, в которых участие иностранных инвесторов наиболее желательно. При этом необходимо определить конкурентные преимущества в отдельных отраслях народного хозяйства и развивать эти отрасли посредством новации воспроизводства на региональном, а потом и федеральном уровнях.

Требуются большие инвестиционные ресурсы для реконструкции мор;шьно и физически устаревших мощностей. Нужна тщательно продуманная государственная политика повышения конкурентоспособности национальной экономики путем выбора и поддержки приоритетных направлений промышленной политики. Определение приоритетности промышленной политики в свою очередь основывается на осознании необходимости эффективной международной специализации, создании производств, которые займут и закрепят за собой определенные мирохозяйственные рыночные «ниши», характеризующиеся более ускоренным развитием, которые в перспективе будут стимулировать развитие остальных отраслей.

Для выполнения поставленной выше цели необходимо разработать систему критериев опережающего роста для отраслей российской экономики, учитывающую высокий уровень рентабельности и наукоемкое™ продукции, удельный вес научных работников, динамичность и гибкость производства, качество продукции, подтвержденное международными стандартами, наличие запатентованных

'' Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 5. С. 44.

образцов. России следует в первую очередьсконцен-трировать свои ресурсы на НИОКР, высокоточных и уникальных производствах, на развитии именно тех отраслей отечественной промышленности, которые имеют значительные конкурентные преимущества, а также на развитии сферы услуг, систем связи и телекоммуникаций, создании новейших технологий.

При существенном государственном стимулировании, разработке новых правительственных программ развития и изменении внутрифирменной политики самого предприятия опережающее развитие возможно у следующих российских отраслей промышленности:

• аэрокосмическая;

• авиационная;

• химическая;

• фармацевтическая;

• атомная;

• приборостроительная.

Важный вклад в обновление внешнеэкономической специализации страны может внести научно-техническая сфера, которая располагает высокими технологиями в оборонных и некоторых других отраслях промышленности, опирается надостаточно широкую сеть организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования. В настоящее время доля России на рынке высокихтехнологий ничтожно мала — около 0,3%. По объему экспорта высокотехнологичной продукции Россия многократно уступает не только развитым, но и отдельным новым индустриальным странам, Китаю и Венгрии. Ее выручка от экспорта лицензий не идет ни в какое сравнение с выручкой любой из стран «Большой семерки», за исключением Канады, уступая, например, выручке Италии в 6 раз. Наши предприятия являются конкурентами других производителей главным образом на рынках ядерных технологий, космической техники и услуг, боевой авиации и некоторых видов продукции электронной промышленности.

Россия могла бы гораздо больше зарабатывать па производстве программного обеспечения по заказам зарубежных компаний. Офшорное программирование принесло Индии в 2002 г. доход в 9,5 млрд дол., а России — всего 300 млн дол. Хотя в России имеется большее число специалистов-программистов высочайшего уровня, владеющих и н о стра н н ы м и я з ы кам и10.

Россия интегрируется в мировую экономику, имея деформированную структуру народного хо-

Совершенствование системы регулирования ВЭД в свеге присоединения РФ к В'ГО. Материалы научно-практического семинара из серии «Процесс присоединения РФ к ВТО и проблемы подготовки и переподготовки кадров» — М.: ГУУ, 2004. С. 146.

зяйства, стремительно стареющий производственный аппарат и основанные на природных ресурсных факторах конкурентные преимущества. Невысокий уровень технико-экономического развития, низкая конкурентоспособность большинства отраслей отечественной промышленности и наличие излишков добываемых природных ископаемых в условиях экономического спада — вот основные причины того, что Россия участвует в международном разделении труда в незавидном качестве поставщика сырья и потребителя готовой продукции.

Одним из способов исправления сложившейся ситуации и привлечения инвестиций в отечественную экономику для ее интеграции в систему мирохозяйственных связей является предоставление инвесторам определенного «пакета» льгот и привилегий. При этом в целях придания притоку инвестиций наиболее выгодного с точки зрения интересов национальной экономики направления, страны-реципиенты стараются включить в свою инвестиционную политику не только меры, связанные с поощрением иностранного капитала, но и меры, дифференцирующие доступ инвесторов в различные секторы, отрасли, в том числе связанные с требованиями, ограничивающими возможности иностранного инвестора в пользу национального. В связи с этим Правительством РФ активно пересматривается отношение к свободным экономическим зонам (СЭЗ).

Система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами и проектами. Режим СЭЗ предполагает освобождение иностранных товаров от таможенных пошлин и налогов при их ввозе из-за границы на территорию СЭЗ и последующим освобождением произведенной из них продукции оттаможенных пошлин и налогов. Сточки зрения фискальной политики государство регулярно недополучает в бюджет суммы данных освобождений. Также страдает и отечественный производитель аналогичной продукции - товары-конкуренты ввозятся без взимания таможенных платежей и без уплаты уравнительных налогов (НДС, акцизов). Однако на сегодняшний день не всегда принятие решения о предоставлении льгот сопровождается явным желанием государства получить именно экономические дивиденды. Создание совместных предприятий на территории России позволяет привлечь в отечественную экономику иностранные инвестиции, обеспечить занятость российским гражданам, улучшить политический и экономический климат в стране.

Естественно, в политике многих зарубежных стран в отношении развития СЭЗ, как и в практике

функционирования зон, происходят изменения. Во-первых, привилегии, которые получили распространение в СЭЗ, все более активно выходят за рамки зон. Во-вторых, идет расширение числа импортозамещающих зон, т.е. зон, обращенных внутрь страны, формирующих внутренний рынок. В-третьих, наблюдается тенденция создания в зонах национальных предприятий не только с долевым участием иностранного капитала, но и целиком использующих свой национальный капитал.

Анализ мировой практики применения СЭЗ показывает очевидный интерес зарубежных стран к вопросу создания и функционирования СЭЗ на их территории. В странах с различным экономическим укладом и уровнем экономического развития используются разные формы СЭЗ. Проведенный анализ мирового опыта функционирования СЭЗ показал, что для стран Западной Европы характерны беспошлинные зоны свободной торговли в морских портах, свободные аэропорты (больше всего их создано в Великобритании), финансово-банковские центры, офшорные зоны (Швейцария, Лихтенштейн, Нормандские острова — Мэн, Гернси). Экспортно-производственные зоны в Европе особо развиты в бывших социалистических странах (Румыния, Венгрия, Болгария, Польша, Венгрия). Специфическая черта их состоит в том, что это своеобразные предприятия, главное назначение которых — экспорт услуг и обеспечение производственной деятельности национальных и иностранных хозяйственных субъектов. Активное развитие СЭЗ получили в странах Азиатско-Тихоо-кеанского региона. СЭЗ созданы в Южной Корее, Малайзии, Индии, Сингапуре, на Филиппинах. В Японии широкое развитие получили технополисы. Крупнейший из них — технополис «Цикуба», обеспечивает работой 1 455 тыс. человек". Центры, специализирующиеся на банковской деятельности, кроме Швейцарии и Люксембурга, регистрируются в Гонконге, Сингапуре, Бахрейне и на Каймановых островах. Страховые фирмы предпочитают Бермудские острова, острова Мэн, Гернси, Терке, Кайкос. Офшорные морские компании регистрируются преимущественно в Либерии, Панаме, Белизе, Гибралтаре. СЭЗ торгового типа наиболее распространены в США, которые именуются зонами внешней торговли (ЗВТ). Примерно из 180 СЭЗ в США 80% товарооборота приходится на 15 зон. В конце 90-х годов XX в. общая стоимость товаров, ежегодно ввозимых в ЗВТ, составляла уже 130—150 млрд дол.12.

" Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон //Директор. — 1997. - № 5. С. 142.

12 Зименков Р. Свободные экономические зоны: американский

опыт// Российский экономический журнал. - 1998. - №3. С. 78-82.

Большая роль механизму свободных экспортно-производственных зон, получивших название «макиладорас», отводится в Мексике. В 1998 г. приток инвестиций в этот сектор составил 3,5 млрд дол., или почти 40% от общего объема инвестиций в Мексику. На продукцию «макиладорас» приходится около 45% всего экспорта страны и более половины промышленного экспорта. Поданным на 1998 г., на «макиладорас» работало более 1 млн человек13. Китайская практика создания СЭЗ начитывает более 20 лет. С 1980 г. в стране создано пять особых экономических районов (ОЭР). После 1991 г. решениями Госсовета КНР статус «открытых» получил и ряд приграничных городов и административные центры внутри континентальных провинций и автономных районов. В крупных и средних городах страны было создано 13 беспошлинных зон, 32 зоны технико-экономического освоения и 52 зоны освоения новых и высоких технологий государственного значения. В 1978 г. в Китае были созданы СЭЗ в 14 прибрежных городах - во всех крупных портах страны. Число совместных предприятий в этих городах исчисляется тысячами, а объем привлекаемых капиталов достигает нескольких миллиардов долларов. В группе стран развивающихся экономик по размерам притока прямых иностранных инвестиций в 1994-1998 гг. Китай занимал первое место14.

Следует обратить внимание на то, что практически все страны бывшего СССР пошли по пути привлечения иностранных инвестиций методом создания на своих территориях СЭЗ. В Украине 13 октября 1992 г. был принят Закон «О свободных экономических зонах». В Указе Президента Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» от 20 марта 1996 г. отмечается, что СЭЗ имеет предусмотренный законодательством статус свободной таможенной зоны. Уже в конце ноября 1990 г. в Казахстане был принят специальный Закон «О свободных экономических зо-нахв Казахской ССР», а 26января 1996 г. принят Указ Президента Республики Казахстан «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан». Закон «О свободных экономических зонах» Киргизии от 16 декабря 1992 г. предусматривает особые правовые режимы в СЭЗ. Там действует особый таможенный режим, который может включать отмену или снижение таможенных пошлин на вывоз определенных товаров, упрощенный порядок перемещения товаров через границу, смягчение (отмену) нетарифных ограничений на экспорт и импорт. Очень лаконично

15 Кузнецова Г.В. Свободные экономические зоны — опыт Мексики // Внешнеэкономический бюллетень,- 2000. - № 6. С. 34, 35. 14 Там же. С. 36.

решен вопрос о СЭЗ в законе Молдовы от 25 мая 1993 г. Законом предусматривалось создание различных СЭЗ: производственных (экспортно-ориентированных и импортозамещающих), технологических, транзитных, торговых и складских; страховых и банковских, туристических. Согласно Закону Республики Узбекистан «О свободных экономических зонах» от 25 апреля 1996 г. особый таможенный режим в СЭЗ предполагает отмену или снижение таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров, отмену или смягчение нетарифных ограничений на экспорт и импорт, упрощенный порядок перемещения товаров через таможенную границу СЭЗ с их обязательным декларированием в установленном порядкеь. Законодательные акты по свободным экономическим зонам приняты и в странах Балтии.

Большое внимание к СЭЗ связано прежде всего с тем, что создание льготного режима для предпринимательства не только дает мощный импульс развитию промышленности на территории региона, где расположена СЭЗ, но и привлекает туда предпринимателей из ближних и более удаленных территорий, ведет к развитию смежных отраслей экономики. В процессе-функционировании СЭЗ происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, дальнейшее комплексное развитие. Создание одного рабочего места на предприятиях СЭЗ влечет за собой образование до четырех рабочих мест за ее пределами в строительстве, сфере обслуживания, смежных производственных отраслях 16.

Несмотря на достаточно широкое использование СЭЗ в мировой практике, в России они находятся на начальном этапе развития. На это есть много причин, хотя одной из наиболее четких является отсутствие специального законодательства в данной области.

Попытки осуществления идеи развития СЭЗ в нашей стране привели к созданию на ее территории за период с 1990 по 2004 г. 24 СЭЗ. Так, в 1990-1991 гг. по России прокатилась настоящая волна создания всевозможных СЭЗ. За этот период появились 12 СЭЗ: особая экономическая зона «Янтарь» в Калининградской области, СЭЗ «Находка» в Приморском крае, СЭЗ «Даурия» в Читинской области, свободные предпринимательские зоны в Ленинграде и Выборге, СЭЗ «Сахалин» в Сахалинской области, СЭЗ в Алтайском крае, СЭЗ «Ева» в Еврейской ав-

15 Швыдак Н. Таможенные льготы в свободных экономических зонах // Законодательство и экономика. - 2000. - № 4. С. 56.

16 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. С.126.

тономной области, СЭЗ «Садко» в Новгородской области, СЭЗ «Кузбасс» в Кемеровской области, СЭЗ «Технополис Зеленоград», экологическая и экономическая зона «Горный Алтай» в Республике Алтай. В последующие годы были созданы еще 12 СЭЗ 17. Они значительно различались не только механизмом действия льготного экономического режима, но и высокой неоднородностью по характеристикам занимаемой территории.

Хотя созданные СЭЗ и способствовали притоку в Россию иностранного капитала, росту числа совместных предприятий в Находке, Калининграде, на Сахалине, они нуждались в корректировке. Во-пер-вых, масштабы зон были заведомо нереальными. Для инфраструктурного обустройства большинства из них требовались большие капиталовложения, обеспечить которые российское правительство было не в состоянии. От идеи обширных зон пришлось отказаться. Стало понятно, что обеспеченными ресурсами могут стать тол ъко локальные зоны, где действительно сосредотачиваются государственные и региональные интересы России.

Основной отличительной чертой процесса создания СЭЗ в России является его политизированность в ущерб экономической сути: вопросы создания зон решались стихийно, при отсутствии четких критериев и достаточной нормативно-правовой базы. Если в самом начале (еще в период существования СССР) замысел создания зон использовался руководством союзных республик в качестве инструмента политического противодействия союзному центру, то затем, с обретением Россией суверенитета после распада СССР, «выбивание» этих полномочий стало средством аналогичной борьбы, но теперь уже со стороны руководителей регионов по отношению к федеральным властям.

В свободных экономических зонах имели место массовые случаи несоответствия инвестиционной, производственной и внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов действующему российскому законодательству; получил развитие теневой бизнес.

Отмечается тенденция осложнения криминогенной обстановки в свободных экономических зонах. Нередко СЭЗ используются в качестве «канала перекачки» стратегического сырья, дефицитных ресурсов и валюты из России за границу. Согласно экспертным оценкам наибольшая часть нелегально вывозившейся валюты из России проходила через СЭЗ.

17 Шеховцев А., Шестакова М., Громов А. Свободные экономи-

ческие зоны: мировой опыт и перспективы в России // Вопросы экономики. - 2000. -№ 10. С. 115-117.

В связи с этим вопрос о формировании СЭЗ в России нуждается в более системном подходе. В отличие от развитых стран, где зональная поли гика отнесена, как правило, к сфере региональных забот правительства, а также новых индустриальных стран Азии, где она является элементом промышленной политики, в России было бы целесообразно поднять задачу создания СЭЗ до уровня самостоятельного направления социально-экономических преобразований, выходящего за рамки строго внешнеэкономических проблем или проблемы привлечения иностранных капиталов.

Процесс образования СЭЗ в России выявил следующие проблемы при их создании и функционировании1*:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• отсутствие четкого понимания реальных целей и задач СЭЗ;

• огромность отводимых территорий для СЭЗ (на долю формально созданных «свободных зон» приходилось более одной трети территории России);

• массовая раздача льгот и привилегий зонам и лоббирование их интересов в правительстве РФ;

• стремление местных властей к суверенитету через создание СЭЗ.

Анализ специальных нормативно-правовых актов РФ о СЭЗ позволил выделить следующие общие принципы и особенности создания и функционирования СЭЗ в России.

Общим ориентиром при создании СЭЗ на территории РФ служит прежде всего принцип — « СЭЗ — неотъемлемая часть государственной территории РФ». Он имеет конституционное происхождение. В п. 3 ст. 4 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. зафиксировано, что «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории», а в п. 5 ст. 13 Конституции РФ говорится о противоконституционности общественных объединений, цели или действия которых направлены на нарушение ее целостности. Таким образом, СЭЗ остается в пределах государства, но в отношении взимания таможенных пошлин и иных платежей, уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, СЭЗ рассматривается как находящаяся в режиме свободной таможенной зоны.

Другой важный принцип, подлежащий соблюдению в практике учреждения СЭЗ, - единое экономическое пространство. Он закреплен в п. 1 ст. 8

АвОокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. М.: Информацпоппо-впсдрснческпн центр «Маркетинг», 2000. С. 152.

Конституции РФ, где его содержание раскрывается следующим образом: «В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». Сложность реализации принципа обеспечения единого экономического пространства на всей территории РФ объясняется требованиями «двойного» статуса СЭЗ, которые одновременно должны оставаться и частью внутреннего государственного (федерального) рынка, и в сравнении с основной территорией государства более тяготеть к внешнему рынку.

Анализ различных типов СЭЗ показал, что одним из способов интеграции российских предприятий в систему мирохозяйственных связей, позволяющих конкурировать с иностранными производителями на отечественных и мировых рынках, является использование ими упрощенных процедур, предоставляемых на территории такого вида СЭЗ, как свободные таможенные зоны и свободные склады.

Свободные таможенные зоны и свободные склады представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны, что дает возможность инвесторам получать более высокие прибыли. И хотя в международной практике общепринятым считается, что свободные таможенные зоны и свободные склады относятся лишь к торговому типу свободных экономических зон, законодательство некоторых стран (в том числе и России) определило возможность осуществления на их территории и промышленного производства, ориентированного как на экспорт, так и на внутренний рынок.

Иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах свободных таможенных зон и свободных складов без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер экономической политики, а при вывозе полученной в результате переработки данных товаров продукции с территории свободных таможенных зон и свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ, таможенные платежи не взимаются, если произведенная продукция признается произведенной на территории РФ согласно кри териям страны ее происхождения19.

При радикальном снижении в Российской Федерации общего уровня импортных пошлин их исторически сложившаяся многоступенчатая

19 Закон Российском Федерации от 21.05.1993 М> 5003-1 «О таможенном тарифе». Ст. 33, н. 3.

структура, нацеленная на выборочную защиту национальных рынков, осталась, в сущности, неизменной. Все пошлины, как и прежде, подразделяются на три основные категории, исходя из места и роли каждого импортируемого товара в процессе воспроизводства. Закупаемое за границей сырье практически не облагается пошлинами, с разного рода полуфабрикатов взимаются пошлины среднего уровня, а с готовых изделий - самые высокие. Использование на территории свободных таможенных зон и свободных складов прогрессивных таможенных режимов окажет положительное влияние на процесс модернизации развивающейся российской экономики. В связи с этим иностранным инвесторам выгодно развивать в России именно производство готовых изделий на территории свободных таможенных зон и свободных складов с целью снижения стоимости продаваемой продукции за счет экономии на таможенных платежах.

Остается только добавить, что перспективы создания и развития СЭЗ в российской экономике сегодня во многом зависят от формирования в сравнительно сжатые сроки эффективного специального законодательства, основой которого должен послужить федеральный закон «О свободных экономических зонах». Об этом, в частности, говорилось и на совещании, проведенного Президентом РФ В.В. Путиным 11 января 2005 г. в Новосибирске.

Устройство свободных зон должно регламентироваться именно четко сформулированным законом, а не постоянно меняющимися решениями исполнительной власти. Без базового федерального закона о СЭЗ реализация любых принимаемых по вопросу о зонах правовых решений (будь то президентские указы, постановления Правительства или даже парламентские акты) будет неизбежно упираться в приоритетность более общих норм регулирования хозяйственной деятельности, установленных специальными разделами федерального законодательства (что и подтвердила российская практика). Принятие же такого закона позволило бы упорядочить многочисленные нормативно-правовые акты, принятые по вопросу о СЭЗ, открыв таким образом новый специальный раздел в федеральном законодательстве — раздел о СЭЗ, а также внести в другие специальные разделы законодательства (налоговый, таможенный, валютный, банковский и т.д.) такие дополнения и изъятия, без которых реальное повышение конкурентоспособности большинства отраслей отечественной экономики не представляется возможным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.