Научная статья на тему 'Некоторые таможенные аспекты государственного регулирования инвестиционной деятельности'

Некоторые таможенные аспекты государственного регулирования инвестиционной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
620
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые таможенные аспекты государственного регулирования инвестиционной деятельности»

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НЕКОТОРЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для экономики стран, находящихся в состоянии кризиса, инвестиции и возможность массового обновления производственных мощностей - необходимое условие стабилизации и устранения кризисных явлений. Для России, переживающей структурный и финансовый кризисы, проблемы привлечения инвестиций являются жизненно важными, что объективно предполагает необходимость разработки продуманной инвестиционной политики.

В соответствии с Конвенцией внешней политики Российской Федерации, главным приоритетом внешней политики России в сфере международных экономических отношений является содействие развитию экономики, для чего необходимо решение такой задачи, как содействие привлечению иностранных инвестиций в первую очередь в реальный сектор и приоритетные сферы российской экономики.

Решение проблемы привлечения инвестиций в экономику России неразрывно связано с таможенной политикой, с помощью которой разрабатываются и внедряются в практику специальные механизмы стимулирования инвестиционной деятельности. Конечно, роль таможенных органов в привлечении инвестиций не является определяющей и превалирующей, но тем не менее таможенная политика оказывает существенное влияние на приток и отток денежных средств и на заинтересованность инвесторов вкладывать инвестиции в ту или иную страну. Любые меры в области таможенных тарифов, ограничений экспорта или импорта могут оказать непосредственное воздействие на объемы и направления вливания иностранных инвестиций. В целях активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику РФ, обеспечения проведения

C.B. ЛЕДЕНЕВ, кандидат экономических наук, доцент

Е.А. АБАЗИЕВА, Российская таможенная академия

последовательной и скоординированной государственной политики в этой области ГТК РФ принимал участие в разработке Комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России и предложений по ее реализации (одобрена постановлением Правительства РФ от 13.10.99 № 1016).

Несмотря на рост инвестиций в последние годы, Россия все равно проигрывает конкуренцию за прямые иностранные инвестиции (ПИИ) на мировых рынках, что обусловлено неблагоприятным инвестиционным климатом. Среди факторов, которые способны оказать воздействие на трансформацию инвестиционного климата в направлении его нормализации, ряд специалистов называют присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) и подписание Соглашения ВТО по связанным с торговлей инвестиционными мерами (ТРИМС).

Соглашение ТРИМС непосредственно затрагивает условия привлечения и функционирования ПИИ. В преамбуле Соглашения подчеркнуто, что оно способствует «облегчению иностранных инвестиций с тем, чтобы ускорить экономический рост всех торговых партнеров, обеспечивая в то же время свободу конкуренции». Целью Соглашения является защита иностранных инвесторов на территории страны, принимающей инвестиции, что достигается тем, что страны, подписавшие договор, обязуются не применять к предприятиям с иностранным капиталом обязательные или принудительные меры, перечень которых содержится в приложении к Соглашению ТРИМС. В число запрещенных Соглашением ТРИМС входят следующие меры:

требование закупки или использования в процессе производства предприятия с иностран-

ным участием конкретных товаров отечественного происхождения в определенных объемах или определенной стоимостью (требование местного компонента); ограничение импорта товаров для целей производства путем увязки его с объемом валютных поступлений на счет данного предприятия, т.е. путем ограничения доступа к иностранной валюте (требование в отношении иностранной валюты);

ограничение экспорта в размере фиксированного объема или доли производимой предприятием продукции (требование в отношении осуществления экспорта). Применение этих мер запрещено, даже если они являются обязательным условием создания предприятия с иностранными инвестициями или условием для получения таким предприятием каких-либо льгот или субсидий.

Статья 3 Соглашения ТРИМС не препятствует всем участникам ВТО исключать связанные с торговлей инвестиционные меры по соображениям охраны жизни и здоровья населения, национальной безопасности, состояния платежного баланса и т.д.

Соблюдение Соглашения ТРИМС позволило бы повысить инвестиционную привлекательность России, сильно подорванную отсутствием стабильных условий инвестирования и нарушениями национального режима, предоставляемого иностранному инвестору.

Но для России подписание Соглашения ТРИМС может иметь и отрицательные последствия. В первую очередь это невозможность устанавливать свои правила для иностранных инвесторов, а именно требовать обязательных закупок российских товаров, ограничивать их импорт и экспорт. Сейчас в России существуют около 80 законодательных актов, положения которых направлены на поддержание отечественного производителя, но должны быть устранены или изменены после присоединения к Соглашению Россией как противоречащие условиям ТРИМС согласно ст. 5 данного Соглашения.

Например, в Федеральном законе «О Соглашениях о разделе продукции (СРП)» говорится о том, что иностранные инвесторы должны не менее 70% оборудования закупать у российских производителей (нарушение требования местного компонента). Конечно, это условие может отпугивать потенциальных инвесторов, но, с другой стороны, дает шанс отечественному производству технологического оборудования, как это произошло при реализации СРП по проекту «Приразлом-ное». Для освоения арктического месторождения

нефти по данному проекту оборонному заводу в Северодвинске иностранным инвестором был дан миллионный заказ на строительство платформы, что значительно улучшило не только экономическое положение завода, но и российских поставщиков металла.

Таким образом, при подписании Соглашения ТРИМС часть российских производителей и поставщиков рискует потерять заказы иностранных инвесторов. Поэтому, подписание Россией Соглашения ТРИМС на таких условиях можно отнести к числу негативных факторов вступления в ВТО, несмотря на прогнозы об увеличении иностранных инвестиций, тем более что большая их часть будет направлена в быстроокупаемые проекты топливно-сырьевого комплекса.

Серьезным шагом в развитии регулирования притока иностранных инвестиций в производственную сферу стал вступивший в силу в 1999 г. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», согласно которому иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями предоставляется гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации. Эта статья представляется важной, поскольку это есть не что иное, как стабилизационная или «дедушкина оговорка».

Но, к сожалению, на стабилизационную оговорку могут рассчитывать только те ПИИ, которые в своем уставном капитале содержат долю, принадлежащую иностранному инвестору, превышающую 25%, и осуществляют приоритетные инвестиционные проекты, а именно:

проекты с суммарным объемом иностранных инвестиций, составляющим не менее 1 млрд руб. (или же эквивалентная сумма в иностранной валюте по курсу Центрального банка России на день вступления настоящего закона в силу);

проекты, в которых минимальная доля иностранных инвесторов в уставном капитале составляет не менее 100 млн руб. (взносы в иностранной валюте учитываются также, как и в предыдущем пункте).

Таким ПИИ гарантировано нераспространение на них меняющихся ставок ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации) и ставок федеральных налогов и размеров платежей в государственные внебюджетные фонды.

Стабильность для указанных инвесторов гарантируется в течение срока окупаемости инвес-

тиционного проекта, но не более 7 лет со дня начала его финансирования. В исключительных случаях при реализации приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд руб., срок окупаемости которого превышает 7 лет, Правительство России принимает решение о его продлении.

Вместе с тем стабилизационная оговорка не действует, если новые нормативные акты, а также изменения и дополнения, вносимые в уже существующие, имеют целью защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороноспособности и безопасности страны.

Одним из инструментов активизации инвестиционной деятельности являются различные таможенные льготы. Согласно ч. 2 Налогового кодекса РФ, которая вступила в силу с 01.01.2001, технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые на территорию РФ в качестве вклада в уставный капитал, освобождаются от уплаты НДС (ст. 150, п. 7).

В Законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ 1999 г. ст. 16 посвящена таможенным льготам, которые предоставляются иностранному инвестору и предприятию с его участием. Так, таможенные льготы в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ее ставки либо освобождения от нее предоставляются в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством России о налогах и сборах только тем инвесторам и прямым иностранным инвестициям, которые участвуют в реализации приоритетных инвестиционных проектов.

Таким образом, указанные субъекты вправе беспошлинно и без обложения НДС ввозить имущество, которое следует на территорию Российской Федерации в виде их вклада в уставный капитал, если оно относится к основным производственным фондам, не является подакцизным и ввозится в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного капитала, но не более 1 года с даты регистрации ПИИ. Помимо того, этими предприятиями без уплаты таможенных пошлин могут вывозиться отдельные виды товаров собственного производства в случаях, предусмотренных условиями соглашений о разделе продукции.

Одной из проблем, связанных с предоставлением таможенных льгот на товары, ввозимые в качестве вклада в уставный капитал совместного предприятия, является то, что часть совместных

предприятий создается только «на бумаге», т.е. фиктивно, на самом деле таковыми не являясь, специально для того, чтобы получить льготный режим ввоза своих товаров. В связи с этим в составах таможен целесообразно образовать новый функциональный отдел, в обязанности которого будет входить контроль за целевым использованием товаров, поступивших в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями.

В отношении товаров, поступающих в рамках инвестиционных проектов, нередко предлагают использовать «зеленый коридор», например осуществлять таможенное оформление конкретной номенклатуры товаров непосредственно на объектах назначения, без их размещения на складах временного хранения; не взимать сборы за таможенное оформление в двойном размере, предусмотренное в подобных случаях и др.

Таким образом, при ввозе ряда инвестиционных товаров в Российскую Федерацию предоставляются льготы по уплате таможенных пошлин и НДС, которые могут повлиять на принятие инвестиционного решения, так как делают проект более эффективным и менее затратным. Таможенные льготы могут также определить решение инвестора в случае, если он выбирает между двумя странами, где эффективность вариантов проектов одинакова. Естественно, выбор будет сделан в пользу страны, предоставляющей наиболее выгодные преференции.

Стимулирование притока иностранных инвестиций возможно также за счет таможенных режимов временного ввоза и переработки товаров (переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем и переработка вне таможенной территории). Использование этих режимов создает максимально благоприятные условия для международной кооперации производства. Но, к сожалению, предельные сроки действия указанных режимов не более двух лет, в то время как сроки среднесрочных и долгосрочных проектов обычно составляют не менее 5-10 лет, что создает дополнительные трудности для проникновения иностранного капитала в Россию.

Одним из способов расширения масштабов привлечения иностранного капитала, используемых в мировой практике, является создание свободных экономических зон (СЭЗ). В СЭЗ устанавливается льготный по сравнению с общим режим хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранным участием. К числу таких льгот относятся упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями, льготный налоговый режим, понижение ставки за пользование землей и

другими природными ресурсами. Предусматривается также особый таможенный режим с установлением пониженных таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы, въезда и выезда иностранных граждан. На СЭЗ распространяется право безлицензионного экспорта и импорта (при определенной доле иностранных капиталовложений), а также предоставление валютной выручки от собственного вывоза в распоряжение иностранного инвестора и прочие.

Содержание таможенных режимов свободной таможенной зоны и свободного склада; сводится к тому, что иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики (квотирования, лицензирования), а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.

В отношении мер таможенно-тарифного регулирования свободная таможенная зона и свободный склад представляют собой беспошлинную торговую и складскую территорию, где товары иностранного происхождения могут храниться, продаваться и покупаться без таможенных пошлин и налогов, т.е. с точки зрения налогового режима она рассматривается как территория, расположенная за пределами таможенной границы. В отличие от режима таможенного склада, при котором товары могут храниться на складе до трех лет (ст. 43 ТК РФ), таможенные режимы свободной таможенной зоны и свободного склада предполагают хранение товаров без ограничения сроков (ст. 80 ТК РФ). Недостатком можно считать то, что режимы свободная экономическая зона и свободный склад действуют в пределах строго определенной территории.

До недавнего времени в Российской Федерации существовала лишь особая экономическая зона (ОЭЗ) в Калининградской области, основанная в соответствии с законом Российской Федерации в 1996 г. На основании Федерального закона «Об особой экономической зоне в Магаданской области» в стране в 1999 г. должна быть учреждена вторая особая экономическая зона -Магаданская, представляющая собой территорию, расположенную в административных границах города Магадан.

В мире существуют более 800 таких зон и их число постоянно увеличивается. Но, к сожалению, в России свободные экономические зоны не получили должного распространения. Они создава-

лись достаточно беспорядочно при отсутствии правовой основы для их функционирования. Прямому назначению соответствуют лишь отдельные зоны, тогда как многие становятся каналами оттока средств из страны. В результате СЭЗ имеют много противников. Тем не менее существуют и сторонники использования такого механизма, как СЭЗ для привлечения инвестиций в экономику РФ и ее отдельные отрасли.

Приведенные способы стимулирования притока инвестиций (предоставление льгот при ввозе определенных товаров под определенные таможенные режимы) представляют интерес для иностранных инвесторов, тем не менее очевидно, что этот капитал будет направляться на реализацию быстро окупаемых проектов в сферах торговли, услуг, финансов, экспорта сырьевых ресурсов и энергоносителей. Рассчитывать на долгосрочные капитальные вложения в производство готовой продукции (для ее вывоза в том числе) вряд ли стоит надеяться, так как поддерживать Россию как конкурента на мировых рынках иностранный капитал явно не будет. Приоритетной в государственной политике должны стать роль российских производителей и инвесторов и использование всего комплекса методов регулирования (правовых, экономических, информационных, маркетинговых и др.) инвестиционного процесса в стране.

Хотя использование льгот, предоставляемых инвесторам, не требует свободных денежных средств, но чаще всего они влекут за собой потери для бюджета страны (недополученные платежи по налогам, таможенным тарифам). Так, например, по данным Главного управления федеральных таможенных доходов ГТК, общая сумма предоставленных льгот в 2001 г. составила почти 38 млрд руб. Из них льготы для товаров, которые ввозятся в качестве вклада в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями, - 3,4 млрд руб. (8,9%). Однако зачастую эти потери оправданы, поскольку в долгосрочном плане их можно восполнить путем возросшего притока иностранного капитала в страну. В нынешних сложных экономических условиях, когда отсутствуют свободные средства, России лучше воздержаться от дальнейшего расширения таможенных льгот иностранному капиталу. Ведь предоставление льгот это не все, что может предложить таможенная система для стимулирования инвестиций. По сути, практически все методы, направленные на защиту внутреннего производителя и для поднятия его конкурентоспособности, можно расценивать как способы привлечения капиталовложений. Это объясняется тем, что с ростом конкурентоспособности

отечественных товаров растет и заинтересованность инвесторов вложить свои средства именно в производство данного товара. Чем больше выход на российский внутренний рынок сопряжен с затратами и трудностями для иностранных участников внешнеэкономической деятельности, тем выгоднее им вкладывать во внутреннее производство России.

Как известно, до августа 1998 г. высокий курс рубля существенно сдерживал российский экспорт и стимулировал импорт товаров. После финансового кризиса в августе - сентябре 1998 г. ситуация поменялась на противоположную: экспорт стал экономически более выгоден по сравнению с импортом из-за образовавшихся «ножниц цен» на внутреннем и внешнем рынках. Иностранным фирмам стало выгоднее производить товары в России, нежели завозить их. Это способствовало развитию внутреннего производства, росту его эффективности.

С помощью таможенных органов отечественные производители могут поднять конкурентоспособность своих товаров, а значит, повысить рейтинг инвестиционной привлекательности данной отрасли. Приток иностранных инвестиций зависит от ставок импортных пошлин. Чем выше ставки ввозных пошлин, тем невыгоднее импортировать товары, а целесообразней вложить средства в производство данного товара внутри страны. А затем направлять произведенную продукцию на внутренний рынок. Таким образом, повышая ставки импортных пошлин на какую-либо группу товаров, можно надеяться на приток новых инвестиций в эту отрасль.

Так, например, в настоящее время отечественный агропромышленный комплекс нуждается в привлечении инвестиций. Но многие из тех стран, откуда в Россию могли бы пойти капиталы, не заинтересованы в развитии нашего аграрного сектора из-за опасений потерять завоеванный за годы реформ российский товарный рынок и обострить конкуренцию на мировом рынке.

Налоговая политика, выполняющая исключительно фискальную функцию, резкое сокращение государственного финансирования аграрной сферы, неограниченный импорт сельскохозяйственной продукции способствовали тому, что отечественные сельскохозяйственные производители лишились всех источников образования и накопления капитала.

Высокий уровень импорта (30%) означает прямое вытеснение отечественных сельскохозяйственных производителей с внутреннего продовольственного рынка и лишение их потенциальных доходов от реализации своей продукции.

Усиление государственного регулирования импорта продовольствия требует определить стратегию по следующим направлениям:

содействие формированию более эффективной и рациональной структуры экспорта и импорта продукции соответствующих отраслей с соблюдением баланса экономических интересов страны, предприятий-производителей и населения;

защита внутреннего продовольственного рынка и экономических интересов отечественных производителей продовольствия и сельскохозяйственного сырья в соответствии с международными нормами права, упреждение угроз продовольственной безопасности и независимости России;

создание эффективных механизмов таможенных импортных пошлин и сборов с использованием соответствующих средств для финансирования структурной перестройки и государственной поддержки отечественного аграрного комплекса. Речь идет не об отказе импорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия, а о разумных ограничениях ввоза в страну либо недоброкачественной и низкосортной продукции, либо тех товаров, снабжение которыми может быть обеспечено за счет собственного производства. Главная проблема состоит в обосновании источников бюджетных ресурсов, которые могли бы быть направлены на государственную поддержку агропромышленного производства. Возможно, следовало бы повысить ставки ввозных пошлин в отношении сельскохозяйственной продукции, как это принято во многих развитых странах (США, ФРГ, Италии, Франции и др.). Они применяют на особенно чувствительные к иностранной конкуренции виды товаров (в первую очередь на сельскохозяйственные продукты), высокие пошлины - до 300%. Представляется, что существенным ресурсом финансирования государственной поддержки сельскохозяйственных производителей могут стать импортные пошлины, взимаемые за ввоз продовольствия и сырья для его производства, которые следовало бы строго целевым образом, адресно использовать на развитие соответствующих подотраслей отечественного сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Средства, поступающие в виде импортных пошлин на продовольствие и сельскохозяйственное сырье, целесообразно распределять в виде дотаций между заинтересованными отраслями отечественного агропромышленного комплекса по расчетно-нормативной доле их затрат на производство соответствующей конечной продукции (готовых

продовольственных товаров). Осуществление указанных направлений могло бы повлечь за собой прирост инвестиций в сельское хозяйство.

То же самое можно предложить относительно НДС: перевод некоторых товаров, облагаемых по ставке 10%, в группу, облагаемую по ставке 20%, способствовал бы росту инвестиций в производство данных товаров, например продовольственных.

Еще одним направлением таможенной политики может стать привлечение инвестиций в низкорентабельные отрасли, в которые невыгодно вкладывать денежные средства. В этом случае инструментом привлечения инвестиций может стать предоставление инвестору, реализующему инвестиционный проект, различных таможенных льгот (отсрочка, рассрочка, снижение ставки пошлины, освобождение от нее). Представляется разумным предоставлять эти льготы, когда речь идет о каких-либо нерентабельных производствах, отраслях с низкой конкурентоспособностью и реализации проектов в отдаленных и неосвоенных регионах.

Динамика инвестиций зависит не только от импортной, но и от экспортной пошлины. Чем выше вывозная пошлина на сырьевые товары и ниже на готовую продукцию, тем больше инвестиций поступает в производство готовой продукции. Так, например, были постепенно введены очень высокие ставки на вывоз отходов и лома алюминия (04.01.99 - 20%, но не менее 100 евро за 1 ООО кг; 11.07.2000 - 30%, но не менее 150 евро за 1 000 кг; 16.10.2000 - 50%, но не менее 380 евро за 1 000 кг). При этом ставки на сплавы алюминия первичные в слитках и в жидком состоянии и на изделия из него составляют всего 5%. Таким образом, государство вынудило организовывать заводы по переработке и переплавке отходов и лома алюминия и инвестировать подобные проекты.

Подобная ситуация произошла и на рынке подсолнечного масла, которым благодаря введению высокой таможенной ставки на экспорт семян подсолнечника заинтересовались крупные инвесторы. В начале 1990-х гг. отрасль находилась в состоянии кризиса. Российские заводы по производству растительного масла были загружены лишь на 40%, что было обусловлено рядом причин. Первая из них - неустойчивость сырьевой базы и высокий уровень экспорта семян подсолнечника. Каждый год экспортерами вывозилось до 30 -40% урожая семян, в результате отрасли не хватало сырья, чем и пользовались поставщики готового импортного масла, в том числе и нефасованного (для промышленного производства).

Другая причина - на наших заводах практически не было линий по рафинации, дезодориро-

ванию, фасовке масла, и поэтому на российском рынке бутилированного рафинированного масла прочные позиции заняли западные импортеры, их доля составляла 50%. При этом импортеры поставляли масло по низким ценам, что сдерживало рентабельность российских производителей, лишая их оборотных средств и возможности модернизировать производство.

Активный интерес к внутреннему производству у потенциальных инвесторов возник, когда рынок стал более стабильным за счет введения десятипроцентной пошлины на вывоз растительных семян, что привело к значительному снижению экспорта. В результате производство растительного масла в России стало расти. В 2000 г. оно достигло рекордной выработки - 1 266 тыс. т, превысив предыдущие показатели на 50%. Но в этот же год начал увеличиваться и экспорт семян, существующая пошлина перестала быть сдерживающим фактором, так как резко возросли цены на семена на мировом рынке.

Поэтому на заседании Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике было решено поднять в два раза с 10 до 20% экспортную пошлину на семена подсолнечника. По мнению участников рынка, это позволит поддержать интерес инвесторов именно к производству, а не к экспорту семян.

Увеличению объемов инвестиций способствует рациональная таможенно-тарифная политика. Таможенный тариф должен применяться дифференцировано, целесообразно применение разной жесткости протекционистских мер, так как Россия не готова к открытой конкуренции по всей номенклатуре товаров. В более конкретной постановке в рассматриваемом контексте можно выделить три группы производств (видов продукции).

Первая группа - низкоэластичные к спросу на импортную продукцию (относительно конкурентоспособные) производства. Они, как правило, не реагируют на изменение (снижение) ввозных пошлин. Многие из этого ряда отечественных производств уже готовы к конкуренции с западными производителями и не нуждаются в протекционистской защите государства. Речь идет прежде всего о различных видах первичной переработки сырья, о значительной части пищевой промышленности и об отдельных отраслях машиностроительного комплекса (энергетическом машиностроении). В ближайшие годы эти товарные позиции могут быть полностью открыты для импорта (беспошлинного ввоза).

Вторая группа производств формирует высокоэластичные (относительно внутреннего спроса

по цене на зарубежные и отечественные товары) товарные позиции и пока отличаются низкой конкурентоспособностью. Быстрое и существенное снижение ввозных пошлин чревато для этой группы утратой внутреннего рынка и закрытием предприятий. Продукты данных производств -изделия обрабатывающей промышленности: электротехнического машиностроения, гражданского авиастроения, текстильной промышленности и др.

Отличительная особенность производств, о которых идет речь, - наличие значительного потенциала роста, реальных возможностей повышения конкурентоспособности продукции. Учитывая эти обстоятельства, тарифная политика на период инвестиционной реконструкции должна ориентироваться здесь либо на сохранение нынешнего уровня протекционистской защиты, либо (в конкретных случаях) - на его повышение.

Третья группа отечественных производств, требующая «особой» (стимулирующей) тарифной политики. Это производства депрессивные, повышение конкурентоспособности которых с опорой исключительно на собственные силы в обозримой перспективе проблематично, - столь значи-

тельно здесь инновационно-технологическое отставание от мирового уровня (речь идет, например, о выпуске отдельных компонентов электронно-вычислительной техники, высокотехнологичных комплектующих для автомобильной промышленности и др.). Тут жесткая протекционистская защита бесперспективна, а выход видится лишь в привлечении иностранного капитала и организации с его помощью современных производств в России. Поэтому для соответствующих сегментов внутреннего рынка необходим такой уровень импортных пошлин, который, с одной стороны, стимулировал бы зарубежных производителей к отказу от ввоза «финишных» изделий, к переносу производств на российскую территорию, а с другой стороны, обеспечивал беспошлинный ввоз соответствующих видов полуфабрикатов и комплектующих, необходимых для выпуска готовой продукции.

Таким образом, мы видим, что эффективная таможенная политика способна оказать существенное влияние на приток инвестиций в реальные сектора экономики.

Регистрационное удостоверение Центральной Государственной Инспекции Пробирного надзора Na 22282 от 08.04.2002 г.

ШАА4С

Принимаем на переработку и покупаем вторичное сырье, содержащее

ДРАГОйЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ

/

- ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОТХОДЫ ( ПЫЛИ,КЕКИ,ШЛАКИ, И.Т.П), <

- ЛОМ И ОТХОДЫ ЮВЕЛИРНОГО ПРОИЗВОДСТВА,

- СОЛИ И КИСЛОТЫ ДРАГМЕТАЛЛОВ,

- ВЫЧИСЛИТЕЛЬНУЮ ТЕХНИКУ, / /

- ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛОМ. ч Ч. \ Телефоны: (095) 429 65 33 \ \ Факс:(095)429-74-33 е-таП: berill-k@tst.ru _

ч

X/

Ч

'Ч,

\

ч

Чч>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.