Научная статья на тему 'Влияние принятия ФЗ-44 на управление инновационными предприятиями на муниципальном уровне'

Влияние принятия ФЗ-44 на управление инновационными предприятиями на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №44-ФЗ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ЗАКУПКИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ / ЗАКУПКА ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ / ЗАКУПОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ / THE FEDERAL LAW № 44-FZ / SMALL BUSINESS / INNOVATION / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES / GOVERNMENT PROCUREMENT / PROCUREMENT OF INNOVATIVE PRODUCTS AND SERVICES / PROCUREMENT OF INNOVATIVE PRODUCTS / PURCHASING DECISIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутова Татьяна Витальевна, Дунаева Анастасия Игоревна, Неретина Анна Дмитриевна, Удачин Никита Олегович

01 января 2014 года вступил в силу закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данный закон заменил ныне существующий 94-ФЗ. Новый документ изменит правила торгов для малого и среднего бизнеса. Данный федеральный закон позволит обеспечить прозрачность осуществления закупок организациями, а также будет способствовать открытости. Изменения создадут новые возможности для участников закупок из числа малых предприятий и увеличат количество контрактов, которое может быть заключено с мелкими компаниями. Слишком большое количество нововведений пугает представителей малого бизнеса, хотя многие из них только на пользу небольшим компаниям. В этой связи, рассмотрение данной проблематики в настоящее время является крайне актуальным. В данной статье авторами проведен глубокий анализ принятого нормативно-правового акта, выделены основные нововведения, отражены основные проблемы, которые повлечет за собой принятие указанного документа. Особое внимание в статье уделяется малым предприятиям, ведущим инновационную деятельность на территории муниципальных образований Российской Федерации. Авторы подробно описывают те, изменения в управлении и функционировании данных предприятий, которые их ожидают в связи с вступлением в силу 44-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бутова Татьяна Витальевна, Дунаева Анастасия Игоревна, Неретина Анна Дмитриевна, Удачин Никита Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

January 1, 2014 came into force the law "On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs." This law replace the current 94-FZ. The new document will change the trading rules for small and medium businesses. This federal law will provide transparency of procurement organizations and will promote openness. Changes create new opportunities for the participants of the number of purchases of small enterprises and increase the number of contracts that can be signed with the smaller companies. Too many innovations scares small businesses, although many of them are only good for small companies. In this regard, consideration of this problem is currently very topical. In this article, the authors conducted a deep analysis of received regulatory act, and the main innovations, the main problems, which would entail the adoption of the document. Particular attention is paid to small businesses, a leading innovation at the municipal territory of the Russian Federation. The authors describe in detail those changes in the management and operation of companies, which await them in connection with the entry into force of the 44-FZ.

Текст научной работы на тему «Влияние принятия ФЗ-44 на управление инновационными предприятиями на муниципальном уровне»

УДК 001.895 (045)

Бутова Татьяна Витальевна

ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, Москва1

Заместитель декана факультета «Государственное и муниципальное управление»

по воспитательной работе Кандидат экономических наук E-Mail: tvbutova@mail.ru

Дунаева Анастасия Игоревна

ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, Москва

Студентка факультета «Государственное и муниципальное управление»

E-Mail: nastia007.07@mail.ru

Неретина Анна Дмитриевна

ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, Москва

Студентка факультета «Государственное и муниципальное управление»

E-Mail: neretinaaa@mail.ru

Удачин Никита Олегович

ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, Москва

Студент факультета «Государственное и муниципальное управление»

E-Mail: uda4in.nick@yandex.ru

Влияние принятия ФЗ-442 на управление инновационными предприятиями на муниципальном уровне

л

1 119454 г. Москва, ул. Лобачевского, дом 92, корп. 3, кв. 61

2 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Аннотация. 01 января 2014 года вступил в силу закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данный закон заменил ныне существующий 94-ФЗ. Новый документ изменит правила торгов для малого и среднего бизнеса. Данный федеральный закон позволит обеспечить прозрачность осуществления закупок организациями, а также будет способствовать открытости. Изменения создадут новые возможности для участников закупок из числа малых предприятий и увеличат количество контрактов, которое может быть заключено с мелкими компаниями. Слишком большое количество нововведений пугает представителей малого бизнеса, хотя многие из них только на пользу небольшим компаниям. В этой связи, рассмотрение данной проблематики в настоящее время является крайне актуальным. В данной статье авторами проведен глубокий анализ принятого нормативно-правового акта, выделены основные нововведения, отражены основные проблемы, которые повлечет за собой принятие указанного документа. Особое внимание в статье уделяется малым предприятиям, ведущим инновационную деятельность на территории муниципальных образований Российской Федерации. Авторы подробно описывают те, изменения в управлении и функционировании данных предприятий, которые их ожидают в связи с вступлением в силу 44-ФЗ.

Ключевые слова: малый бизнес; инновационная деятельность; малые инновационные предприятия; Федеральный закон №44-ФЗ; государственные закупки; закупки инновационной продукции; закупка инновационной продукции; закупочные решения.

Идентификационный номер статьи в журнале 116БУЫ314

Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступил в силу 01 января 2014 г. Принятие нового нормативного документа повлекло за собой упразднение ранее действующих, а именно:

1. Приказ № 273 Министерства экономического развития РФ «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков».

2. Закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Закон № 44-ФЗ направлен на обеспечение прозрачности осуществления закупок не только отдельными организациями, но и открытости в целом. Статья 11 закрепляет принцип единства всей системы. Создание здоровой конкурентной среды; определенные преимущества, предоставляемые субъектам малого предпринимательства, общественным организациям, а также обязательства заказчиков, налагаемые положениями Закона № 44-ФЗ, закрепившими обязательное проведение закупок у субъектов малого предпринимательства в объеме 15 % от совокупного годового объема, в перспективе должны привести к экономическому развитию государства (в частности малого, среднего бизнеса), равным конкурентным условиям на рынке, снижению коррупции, повышению социальной заинтересованности граждан страны, так как малый бизнес существенно влияет на трансформацию структуры секторов экономики, становится основой для формирования новых рынков. Кроме того, согласно статье 10 Закона № 44-ФЗ, при осуществлении закупок должен соблюдаться принцип стимулирования инноваций. Для должностных лиц, проводящих закупки в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, внедрение инноваций и закупки высокотехнологичной продукции должны быть приоритетными. В этой связи, положение представителей малого бизнеса, ведущих инновационную деятельность, стало объектом исследования в данной статье. Важно понимать, что принятие данного законодательного акта нацелено в первую очередь на развитие субъектов малого бизнеса и стимулированию развития и внедрения инноваций в их деятельность.

Малой инновационной компанией является компания, соответствующая законодательному определению малого предприятия, обладает правами на интеллектуальную собственность, которые содержатся в предлагаемом для поддержки проекте, а также занимающаяся выпуском инновационной продукции.

Важным нововведением в части малого бизнеса является увеличение доли его участия в тендерах: теперь заказчикам необходимо производить закупку товара у малых предприятий в размере не менее чем 15% от общего годового объема в денежном выражении (по 94 - ФЗ минимальный порог составлял 10 %), с ценой контракта — не более 20 млн. руб. (по 94- ФЗ — не более 15 млн. руб.).

Также законом были введены антидемпинговые меры, в соответствии с которыми при проведении аукциона или конкурса, составляющего более 15 млн. руб., если победителем торгов была предложена цена ниже НМЦК (начальная минимальная цена контракта) на 25%, такой контракт может быть заключен только после предоставления обеспечения участником исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта должен превышать в полтора раза размер указанного обеспечения в документации. Если была предусмотрена выплата аванса, обеспечение должно быть не менее размера аванса. При НМЦК менее 15 млн. рублей, участник может предоставить на выбор: обеспечение обязательств контракта, которые превышает в 1,5 раза размер исполнения контракта, либо информацию, которая подтвердит добросовестность претендента на подачу заявки, что указано в ч.3 ст.37.

Изменения дают новые возможности участникам закупок из числа малых предприятий и увеличивают количество контрактов, которое может быть заключено с мелкими компаниями. В настоящее время малому предпринимательству отводится 10-20% объема заказов, соответствующих специальному перечню продукции, с 1 января 2014 года квота увеличится. Так как размещать у малого бизнеса придется не менее 15% от общего объема заказов, что на 5% больше начального порога, который действует сегодня. При этом верхний порог в 20% отменяется вовсе. То есть можно разместить в малых компаниях и более 20% заказов, что сегодня недопустимо. Также отменяется перечень товаров, работ и услуг, которые нужно закупать у представителей малого предпринимательства, что позволит покупать и товары вне перечня у малых компаний". Из положительных изменений можно также отметить увеличение порога начальной цены закупки. Если ранее начальная цена не могла превышать 15 млн. руб., то сейчас она увеличена до 20 млн. рублей.

Для малых инновационных предприятий, которые имеют возможность получить банковскую гарантию, участие в торгах по новым правилам станет дешевле. Обеспечение на участие в конкурсе можно предоставить путем банковской гарантии, вместо перечисления денежных средств, как сегодня, пока компаниям приходится изымать средства из оборота и перечислять их на проведение закупок. Причем речь идет о внушительных суммах, которые не все представители малого бизнеса могут позволить себе заплатить для участия в закупках.

Наряду с преимуществами в закупках у малого бизнеса появятся и некоторые новые обязанности. Так, компаниям придется подтверждать свой статус, если основным требованием конкурса является участие в нем малого бизнеса. Когда заказчик устанавливает требование, что в конкурсе участвуют только субъекты малого предпринимательства, то в соответствии со статьей 30 закона N 44-ФЗ компании нужно задекларировать свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства. То есть помимо заявки на участие в закупках нужно будет приложить документ, подтверждающий, что организация является субъектом малого предпринимательства.

Еще одна принципиальная новация, которая коснется малых инновационных предприятий, - установление правила "второй руки". У участников конкурса по новому закону появляется обязательное требование привлекать к исполнению контракта представителей малого предпринимательства. Это требование заказчик должен включить в извещение о закупке, далее оно транслируется на проведение всех конкурсных процедур и вписывается в контракт с исполнителем. Соответственно, исполнитель должен будет привлечь к определенным видам работ и услуг компании малого бизнеса. В этом вопросе Россия повторяет западный опыт, где есть требование выбирать субподрядчиков из числа малых организаций.

Отличительной особенностью 44-ФЗ в сравнении с 94-ФЗ является ориентирование на качество товара, работы или услуги при проведении торгов. До этого цена являлась определяющим фактором. В итоге в конкурсных процедурах победа была за той команией, которая могла предложить низшую стоимость выполнения заказа, а затем могла брость его за невыгодностью. Урегулирование ситуации в закупочной сфере стало возможным с введением права на быструю смену заказчика, который не выполняет свои обязательства. Ориентация на качество будет способствовать сокращению числа невыполнениях проектов, путем выбора в качестве исполнителя надежных компаний.

Следует выделить ряд системных проблем, которые связаны с возможностью малого и среднего бизнеса по представлению своей продукции государственным компаниям и государственным заказчикам, и даже связанные не столько с процедурными моментами, сколько с ответом на ключевой, по мнению авторов, вопрос: почему закачик нуждается в инновационной продукции? Традиционным ответом на данный вопрос является необходимость в достижении поставленного результата. Именно это и является основной проблемой

доступности закупок для малого и среднего бизнеса. В основном компании работают на достижение определенных показателей.

Несмотря на то, что принуждение является основополагающей силой, не стоит забыть и о заинтересованности. Как показывает практика, существуют ряд интересных возможностей, которые возможно достигнуть только через закупки у малого и среднего бизнеса, и прежде всего у инновационных компаний. Принципиальным отличием от традиционной закупки является тот факт, что в данном случае идет закупка не самой продукции, а целевой эффект и происходит оценка продукции не по ценнику, а по совокупной стоимости достижения целевого эффекта.

Согласие профессионального и экспертного сообщества о введении в декларирующей части следующей нормы: значительное увеличение уровня эффективности закупок из расхода бюджетных средство предстает возможным только при использовании решений на основе инновационной продукции, что в конечном итоге дало бы очень эффективные результаты. Также, следует отметить, что установление(подтверждение) инновационности нетрадиционной продукции возможно в ходе сопоставления ее с традиционной в процессе процедуры закупки. Организационные инновации в закупочной деятельности являются необходимым условием для закупки инновационных решений. При планировании закупок инновационных решений необходимо проинформировать заказчиков об их существовании. При широком распространении закупок, связанных с инновационными решениями необходимо применять рекомендованную методику планирования, подготовки и проведения инновационных закупок.

По мнению руководителей малых предприятий, участвующих в тендерах на закупку инновационной продукции, необходимо, в первую очередь, найти способ привлечения крупных компаний к закупке продукции у малого и среднего бизнеса. Это будет способствовать не только снижению затрат на инновационных товаром, но и снижению рисков. Малые инновационные предприятия заинтересованы в этом потому, что главными задачами данных компаний является привлечение крупного заказчика и стабильность.

В основном государственные закупки у малых предприятий являются закупками связанными с экспертизой, кампаниями образовательного направления, различными консалтинговыми проектами, оценкой маркетинга, а не закупками не прямых материальных активов. Следует выделить, что на данный момент существует множество барьеров для ведения малого бизнеса. Первой проблемой является существенный залог, который необходимо оставить для выполнения контракта. При выполнении работ, мы не можем рассчитывать на предоплату, а также вносим собственные средства, при этом не имея гарантий возврата. Другой большой проблемой является оценка стоимости продукции. Существуют такие случаи, когда конкуренты снижают стоимость выполненных работ до такой, за которую их просто невозможно выполнить , только ради того чтобы был выполнен договор.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2. Вишняков А. Нововведения в государственных закупках - №44 - ФЗ // Журнал «Рисковик». 2014. №11. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.riskovik.com/journal/stat/n11/novye-gosszakupki-44fz/.

3. Голова И. Правило второй руки. Участники конкурса обязаны привлекать к исполнению контракта малый бизнес // Российская Газета. 10.12.2013. № 926 (48). - [Электронный ресурс] - URL: http://www.rg.ru/2013/12/10/torgi.html.

4. Трефилова Т.Н. Маленькие проблемы большого закона // Аукционный вестник. 2013. - [Электронный ресурс] - URL: http://auctionvestnik.ru/node/119.

5. Кокуева А.Я. Проблемы малого инновационного предринимательства в России и пути их решения // Проблемы современной экономики. 2009. № 1 (29).

6. Казьменков ДА., Московкин В.М. Проблемы малых инновационных предприятий при вузах России // Университетское управление. 2012. № 2. С. 6166.

7. Ломтева Е.В. Малое инновационное предприятие - развитие столичного образования //Научные исследования в образовании. 2013.№ 3. С.24-26

8. Потапенко Н.Е., Синельникова О.Н. Инновационное развитие и переход к экономике знаний// Профессиональное образование. Столица. 2009. № 9. С. 3637.

9. Бурма К.С., Кубанков А.Н. Обзор подходов к организации управления инновационным предприятием// Специальная техника. 2011. № 4. С. 26-30.

10. Пыркова И.А. Инновационным предприятиям -зеленый свет/Инновационный Вестник Регион. 2009. № 1. С. 2-3.

Рецензент: Беляева Ирина Юрьевна, заведующая кафедрой «Корпоративное управление», доктор экономических наук, ФГБОУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", iubelyaeva@yandex.ru

Butova Tatiana

«The Financial University under the Government of the Russian Federation»

Russia, Moscow E-Mail: tvbutova@mail.ru

Dunaeva Anastasia

«The Financial University under the Government of the Russian Federation»

Russia, Moscow E-Mail: nastia007.07@mail.ru

Neretina Anna

«The Financial University under the Government of the Russian Federation»

Russia, Moscow E-Mail: neretinaaa@mail.ru

Udachin Nikita

«The Financial University under the Government of the Russian Federation»

Russia, Moscow E-Mail: uda4in.nick@yandex.ru

Impact of the adoption of FZ-44 on the management of innovative enterprises at the municipal level

Abstract. January 1, 2014 came into force the law "On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs." This law replace the current 94-FZ. The new document will change the trading rules for small and medium businesses. This federal law will provide transparency of procurement organizations and will promote openness. Changes create new opportunities for the participants of the number of purchases of small enterprises and increase the number of contracts that can be signed with the smaller companies. Too many innovations scares small businesses, although many of them are only good for small companies. In this regard, consideration of this problem is currently very topical. In this article, the authors conducted a deep analysis of received regulatory act, and the main innovations, the main problems, which would entail the adoption of the document. Particular attention is paid to small businesses, a leading innovation at the municipal territory of the Russian Federation. The authors describe in detail those changes in the management and operation of companies, which await them in connection with the entry into force of the 44-FZ.

Keywords: small business; innovation; small innovative enterprises; the Federal Law № 44-FZ; government procurement; procurement of innovative products and services; procurement of innovative products; purchasing decisions.

Identification number of article 116EVN314

REFERENCES

1. 2.

3.

4.

5.

6. 7. S. 9. 10

Federal'nyj zakon ot 05.04.2013 N 44-FZ (red. ot 28.12.2013) «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlja obespechenija gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd».

Vishnjakov A. Novovvedenija v gosudarstvennyh zakupkah - №44 - FZ // Zhurnal «Riskovik». 2014. №11. - [Electronic resourse] - URL: http://www.riskovik.eom/j ournal/stat/n11/novye-gosszakupki-44fz/.

Golova I. Pravilo vtoroj ruki. Uchastniki konkursa objazany privlekat' k ispolneniju kontrakta malyj biznes // Rossijskaja Gazeta. 10.12.2013. № 926 (48). - [Electronic resourse] - URL: http://www.rg.ru/2013/12/10/torgi.html.

Trefilova T.N. Malen'kie problemy bol'shogo zakona // Aukcionnyj vestnik. 2013. -[Electronic resourse] - URL: http://auctionvestnik.ru/node/119.

Kokueva A.Y. Problems of small innovative predrinimatelstva in Russia and solutions / / Problems of the modern economy. 2009. № 1 (29).

Kazmenko D.A., VM Moscovkin Problems of small innovative enterprises at universities in Russia / / University Management. 2012. № 2. Pp. 61-66.

Lomteva E.V. Innovative SME - Development capital formation / / Research in Education. 2013. № 3. P.24-26

Potapenko N.E., Sinelnikova ON Innovative development and the transition to a knowledge economy / / Vocational Education. Capital. 2009. № 9. Pp. 36-37.

Burma K.S., his cap, AN Overview of approaches to management of innovative enterprise / / Special vehicle. 2011. № 4. Pp. 26-30.

Pyrkova I.A. Innovative enterprises green light / Region Innovation Herald. 2009. № 1. Pp. 2-3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.