Научная статья на тему 'Совершенствование механизма проведения торгов в системе государственных закупок для малых предприятий'

Совершенствование механизма проведения торгов в системе государственных закупок для малых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
564
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / ТОРГИ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / PUBLIC PROCUREMENT / TENDER / SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галкин В.Ю.

В статье рассматривается типовая модель проведения торгов для малого бизнеса в системе государственных и муниципальных закупок, показаны проблемы функционирования существующей модели для хозяйственной деятельности малого бизнеса. Сформулированы принципы новой модели проведения конкурентных процедур для малых предприятий в системе государственных закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE MECHANISM OF HOLDING TENDERS IN PUBLIC PROCUREMENT FOR SMALL BUSINESS

The article deals with the typical purchasing model for small business in public procurement, it shows the range ofproblems of modern purchasing model for the small enterprise's activity under the contract system. The article offers the principles of the new model of competitive procedures for small business in public procurement.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма проведения торгов в системе государственных закупок для малых предприятий»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

83

Галкин В.Ю.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация. В статье рассматривается типовая модель проведения торгов для малого бизнеса в системе государственных и муниципальных закупок, показаны проблемы функционирования существующей модели для хозяйственной деятельности малого бизнеса. Сформулированы принципы новой модели проведения конкурентных процедур для малых предприятий в системе государственных закупок.

Ключевые слова. Государственные и муниципальные закупки, торги, малый бизнес.

Galkin V.U.

IMPROVING THE MECHANISM OF HOLDING TENDERS IN PUBLIC PROCUREMENT FOR SMALL BUSINESS

Abstract. The article deals with the typical purchasing model for small business in public procurement, it shows the range ofproblems of modern purchasing model for the small enterprise’s activity under the contract system. The article offers the principles of the new model of competitive procedures for small business in public procurement.

Key words. Public procurement, tender, small business.

4 4 4

В условиях нарастающего санкционного давления Россия ищет пути выхода из сложившейся неблагоприятной экономической ситуации. Одним из инструментов решения экономических проблем является рост предпринимательской активности населения России. Президент России В.В. Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ в декабре 2014 г., характеризуя роль гражданского населения в экономике, отметил, что: «свобода для развития в экономике, социальной сфере, в гражданских инициативах — это лучший ответ как на внешние ограничения, так и на наши внутренние проблемы. И чем активнее граждане участвуют в обустройстве своей жизни, чем более они самостоятельны как экономически, так и политически, тем выше потенциал России» [2].

В разрабатываемых программах импортозамещения ключевая роль отводится малому бизнесу, который, сталкиваясь с возросшей нехваткой различных видов ресурсов, в том числе капитала, должен обеспечить экономический рост в нашей стране. А решением проблемы недостаточного уровня инвестирования, по мнению Президента, может являться усиление контроля за бюджетными расходами и пресечение «нецелевого использования или хищения бюджетных средств» [там же].

ГРНТИ 06.56.31 © Галкин В.Ю., 2015

Виталий Юрьевич Галкин — аспирант кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (812) 710-56-23. E-mail: marketing@finec.ru.

Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.Н. Наумова.

Статья поступила в редакцию 22.02.2015 г.

Для ссылок: Галкин В.Ю. Совершенствование механизма проведения торгов в системе государственных закупок для малых предприятий // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 2 (92). С. 83-87.

84

Галкин В.Ю.

В президентском Послании также декларируются тезисы о бережливости и максимальной отдаче, правильном выборе приоритетов при расходовании бюджетных средств, сокращении неэффективных бюджетных расходов. Кроме того, Президент поручает Правительству «принять все необходимые решения, расширяющие доступ малых и средних предприятий к закупкам госкомпаний, в том числе четко определить обязательный годовой объем закупок госкомпаний у малого и среднего бизнеса. Это десятки и сотни миллиардов рублей, которые должны стать источником развития для отечественного предпринимательства» [там же]. А в опубликованном в начале 2015 г. антикризисном плане [6] рассматриваются возможности расширения доступа малых и средних предприятий к государственным закупкам и оценивается гипотетический результат, связанный с увеличением спроса на продукцию малых и средних предприятий в будущем.

Однако по-прежнему в системе государственных закупок остается целый комплекс нерешенных проблем [1], а сам механизм проведения торгов для малого бизнеса требует внедрения определенных изменений.

Обсуждаемые специалистами возможные проекты изменений пока носят дискуссионный характер. Так, например, оценивается перспектива отмены внесения субъектом малого бизнеса обеспечения исполнения контракта, анализируется возможность использования отсрочки и списания неустоек поставщикам со стороны заказчика по полностью исполненным контрактам [5]. А подписанное в марте 2015 г. Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым постановление № 198 [3] призвано временно, до 1 января 2016 г., регулировать корректировку стоимости заключенных контрактов, срок исполнения которых свыше 6 месяцев и реализация которых по не зависящим от сторон обстоятельствам стала невозможной без внесения поправок. Подписание данного документа представляется вынужденной мерой Правительства и призвано в сложившихся экономических условиях «защитить» поставщиков от скачков курса российского рубля и уровня инфляции в России.

Существующие направления государственной поддержки малого бизнеса в системе госзакупок основываются на гарантиях расширения доступа к участию в конкурентных закупочных процедурах субъектов малого бизнеса и теоретически призваны обеспечить дальнейшее развитие среди потенциальных поставщиков здоровой конкуренции и прозрачности сделок. Последнее имеет важнейшее экономическое значение для малого хозяйствующего субъекта, не являющегося монополистом на рынке товаров или услуг.

По данным Минэкономики, «42,8 % проведенных ими госзакупок за 2014 год признаны несостоявшимися, а единственному поставщику на крупнейших площадках “Сбербанка-АСТ” и “РТС-Тендера” доставались соответственно 36,08 % и 49,37 % госконтрактов» [4]. Данные статистики свидетельствуют, что по разным причинам результатом проведения конкурентной процедуры почти в половине случаев является заключение заказчиком контракта с единственным поставщиком. Автор статьи придерживается мнения, что в большинстве случаев речь идет о стремлении заказчика получить товар, работу или услугу надлежащего качества у проверенного бизнес-партнера, имеющего надлежащую квалификацию и соответствующий предмету закупки опыт выполнения работ или оказания услуг.

Все это указывает на исключительную значимость внесения изменений в существующий механизм конкурентной закупочной процедуры. Рассмотрим типовую модель конкурентной закупочной процедуры (см. рис.), в том числе, и у субъектов малого бизнеса.

Можно сказать, что государство со своей стороны лишь «формально» отводит малому бизнесу 15 % от годового объема закупок. Ключевой проблемой является то, что малый бизнес могут «не допускать» по причине отсутствия надлежащей материально-технической базы, подтвержденного опыта выполнения работ, отсутствия квалифицированных кадров, нехватки или отсутствия денежных средств на обеспечение заявки, исполнение контракта, депозита и др.

Таким образом, существующая модель имеет существенные изъяны.

Сегодня стратегия малого предприятия по поиску заказов строится через алгоритм поиска публикуемых в соответствии с действующим законодательством заказов, в которых может принимать участие неограниченное количество потенциальных поставщиков, а значительное снижение цены в ходе торгов может негативно сказываться на качественных характеристиках товаров, работ или услуг.

Кроме того, учитывая существующую проблему отсутствия реестра малых предприятий, рассмотрим альтернативную модель участия субъектов малого бизнеса в конкурентных закупочных процедурах.

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

85

Рис. Типовая модель конкурентной закупочной процедуры

Принципы функционирования новой модели можно сформулировать следующим образом.

1. Необходимо создание единого электронного реестра субъектов малого предпринимательства (далее — СМП) по федеральным округам и регионам России (данная функция должна перейти к какому-либо правительственному органу или институту).

2. В данном электронном реестре будут находиться только экономически эффективные хозяйствующие субъекты.

3. Субъект малого бизнеса, занесенный в данный реестр в своем федеральном округе или регионе, должен предоставить информацию по основным направлениям своей деятельности и специализации, возможно использование действующих систем классификации направлений деятельности по ОКДП, ОКПД и др., классификации по учредительным документам. Необходимость деления данного реестра по федеральным округам обусловлена самой практикой проведения закупочных процедур. Так, например, нередки случаи эффективного участия поставщиков продукции из Северо-Западного и Центрального федеральных округов в конкурентных закупочных процедурах заказчиков, находящихся в Дальневосточном федеральном округе. Рассмотрим, например, процедуру, опубликованную на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет, для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг с реестровым номером извещения 31502054103. В рамках данной процедуры было подано 5 заявок на участие, из них 3 — принадлежат

86

Галкин В.Ю.

участникам, находящимся в Москве, 1 — в Санкт-Петербурге, 1 — во Владивостоке. Победителем признана заявка участника из Санкт-Петербурга, который находится за несколько тысяч километров от заказчика с часовой разницей в 7 часов. Это вносит дополнительные трудности на завершающем этапе оформления контракта, когда сторонам необходимо согласовать некоторые детали будущего контракта, которые в определенных случаях технически невозможно прописать в электронной документации или проекте контракта. Огромная часовая разница между населенными пунктами России также не может не влиять на участников, которые, находясь в отдаленных регионах от заказчика, вынуждены выходить на фактические электронные торги глубокой ночью.

4. Очень важно ввести в реестр информацию по экономической эффективности выполненных контрактов, опыте выполнения типовых работ или услуг по каждому СМП, по возможности с уточнением сроков, объемов, имевших место улучшений качественных характеристик, благодарственных писем; введенная информация со временем позволит выстроить рейтинговую систему по каждому участнику, его деловой репутации. Последнее обстоятельство имеет большое значение для обеих сторон сделки, а также для повышения эффективности расходования бюджетных средств.

5. Алгоритм процедуры определения поставщика среди СМП, включенных в данный реестр, будет состоять из нескольких следующих этапов. Заказчик должен «вслепую», используя данный реестр, анонимно найти от 2 до 5 потенциальных СМП в своем регионе, которые специализируются в данном предмете закупки, имеют подтвержденный опыт выполнения подобных работ или не имеют на этот момент, например, больше двух действующих контрактов. Далее заказчик направляет отобранным претендентам извещение (приглашение) о принятии участия в данной закупочной процедуре, сообщив им, например, основные параметры технического задания (точный объем работ, требуемые сроки их выполнения, ориентировочную цену). Далее СМП, получив извещение и оценив его рентабельность и целесообразность, дают согласие или воздерживаются от участия в данной закупке. Те СМП, которые согласились принять участие, получают от заказчика документацию и техническое задание и начинают детально прорабатывать его в соответствии со своими возможностями на данный момент. Важно, чтобы заказчик не мог видеть этих СМП и «читать» по ним информацию до данного момента, чтобы исключить возможные переговоры и т. д. Далее следует электронная процедура с участием прошедших отбор СМП. Контракт заключается с победителем, предложившим наименьшую цену.

Основное достоинство данной модели состоит в том, что заказчик легально сможет выбрать поставщика в своем регионе, специализирующегося на предмете закупки, возможно имеющего опыт выполнения подобных работ. Поставщик, в свою очередь, в случае признания победителем закупки должен стараться максимально эффективно выполнять обязательства по контракту, поскольку последнее будет влиять на рейтинг и деловую репутацию данного поставщика. Кроме того, нужно также учитывать, что сроки проведения закупки по данной модели будут значительно меньше, чем, например, электронный аукцион по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по которому среднее время проведения электронного аукциона без оспаривания результатов и судебных разбирательств составляет примерно 50 дней, что неоправданно долго, когда, например, заказчику нужно разработать проектно-сметную документацию на небольшой ремонт.

В дальнейшем, возможно через несколько лет, в данной модели можно будет использовать опыт США по разработке системы премирования за досрочное эффективное выполнение обязательств по заключенному контракту (система «фиксированная цена + возможный бонус», например 5 %). Правда, проблема заключается в том, где брать этот «бонус». Требуются пересмотр методологии определения начальной максимальной цены контракта, изменение позиции заказчика в его стратегии формирования начальной цены контракта. На все это потребуются дополнительные финансовые средства.

Автор считает, что предложенные принципы новой модели смогут повысить эффективность расходования бюджетных средств, помогут уменьшить коррупционную нагрузку на действующую модель, а главное, наряду с принципом анонимности выбора поставщика, смогут задать новый вектор становления бизнес-стратегии поставщиков, представителей малого бизнеса, новыми целями которых смогут стать стремление повышать свою квалификацию и накапливать положительный опыт выполнения контрактных обязательств в современных рыночных условиях.

Таким образом, данная модель позволит сократить по времени и повысить эффективность закупок в условиях развития системы электронных государственных закупок, становления Единой информа-

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

87

ционной системы, будущей модернизации и изменении количества электронных торговых площадок, что, в свою очередь, может являться естественным продолжением электронной торговли в общемировом масштабе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галкин В.Ю. Проблемы совершенствования механизма государственной поддержки малых предприятий в рамках развития контрактной системы // Известия СПбГЭУ. 2014. № 5. С. 90-93.

2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://kremlin.ru/transcripts/47173 (дата обращения: 01.02.2015).

3. Постановление Правительства РФ от 6 марта 2015 г. № 198 «Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 году» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Пушкарская А. Госзакупки реформируют загодя. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.kommersant.ru/doc/2678076 (дата обращения: 01.02.2015).

5. Мануйлова А. Госзаказ исполнят по фактической погоде. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2659402 (дата обращения: 01.02.2015).

6. Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.