Научная статья на тему 'Влияние конкуренции на рынке образовательных услуг на формирование конкурентных преимуществ высших учебных заведений'

Влияние конкуренции на рынке образовательных услуг на формирование конкурентных преимуществ высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1144
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ИЗДЕРЖКИ / ПЕРЕХОД К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонова Татьяна Олеговна

В статье рассматриваются условия возрастающей конкуренции среди вузов, отмечены следующие конкурентные силы: абитуриенты, работодатели, другие вузы. Представлена динамика роста количества направлений подготовки специалистов по университетам как фактор конкурентоспособности. Одним из последствий увеличения количества образовательных программ обозначено соотношение численности ППС на одного студента, что влечет за собой увеличение издержек образовательного процесса. Обоснована необходимость стратегического управления вузом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние конкуренции на рынке образовательных услуг на формирование конкурентных преимуществ высших учебных заведений»

УДК 339.137.2

Влияние конкуренции на рынке образовательных услуг на формирование конкурентных

преимуществ высших учебных заведений

COMPETITION INFLUENCE IN THE MARKET OF EDUCATIONAL PROGRAMMES ON FORMATION OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Платонова Татьяна Олеговна,

экономист управления экономики и финансов ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный технический университет», platonova-to @mail. ru,

Platonova Tatyana Olegovna economist of Management of economics and finances, Federal State Institution of Higher Vocational Education “Ulyanovsk State Technical University”,

platonova-to@mail.ru , Ulyanovsk

Аннотация:

В статье рассматриваются условия возрастающей конкуренции среди вузов, отмечены следующие конкурентные силы: абитуриенты,

работодатели, другие вузы. Представлена динамика роста количества направлений подготовки специалистов по университетам как фактор конкурентоспособности. Одним из последствий увеличения количества образовательных программ обозначено соотношение численности ППС на одного студента, что влечет за собой увеличение издержек

образовательного процесса. Обоснована необходимость стратегического управления вузом.

Abstract. The article deals with the conditions of increasing competition among universities, the following competitive forces are stessed: the applicants, employers, other universities. The dynamics of growth in the number of directions of training courses specialists in universities as a factor in competitiveness is presented. One of the effects of increasing the number of educational programs is indicated the ratio of teachers per student, which entails increasing costs of education. Necessity strategic management of the university.

Ключевые слова: конкуренция, факторы конкурентоспособности,

издержки, переход к стратегическому управлению

Keywords: are competition, competitive factors, the costs transition to the strategic management

Введение

Современная социально-экономическая ситуация требует от системы высшего образования модернизации управления деятельности вуза.

Вузы вправе самостоятельно определять направления своего развития, управлять ресурсами, принимать решения. Множество разнообразных групп заказчиков и потребителей образовательных услуг со своими финансовыми ресурсами, запросами и интересами являются возможными источниками финансирования вузов, поэтому государственное обеспечение не служит приоритетным финансовым ресурсом. Формируется конкурсная система получения финансирования на выполнение государственных заказов и стратегическое развитие учреждения. Деятельность вузов осуществляется сегодня в условиях все возрастающей конкуренции.

Условия конкурентоспособности вуза

Потенциальными конкурентами на рынке образовательных услуг являются новые образовательные учреждения, чье число растет с каждым. Если в 2006 г. негосударственных образовательных учреждений ВПО насчитывалось 413 единиц, то в 2010 г. их число возросло до 452; государственных учреждения в 2006 г. - 655, в 2010 г. - 662. Формирование негосударственного сектора высшего образования, появление непрофильных направлений подготовки в специализированных вузах привело к обострению конкуренции по ряду конъюнктурных

специальностей.

Клиентами на рынке образовательных услуг выступают как абитуриенты (при выборе ими вуза и образовательной программы), так и работодатели (при трудоустройстве выпускников - «продукции вузов»). Абитуриенты как потребители образовательных услуг имеют свои предпочтения при выборе того или иного вуза, образовательной программы. Образовательная программа конкурентна в том случае, если она удовлетворяет потребности абитуриента, отвечает его запросам и ожиданиям.

Вузам приходится подстраивать свою образовательную деятельность, количество и качество образовательных программ под ожидания абитуриентов (чья численность постоянно снижается), поэтому наблюдается расширение спектра образовательных услуг по экономическим и гуманитарным направлениям, открытие данных направлений в непрофильных вузах.

Вузы испытывают давление также со стороны работодателей, т.е. организаций (в т.ч. государственных). Остро встает проблема взаимодействия науки, образования и производственного процесса. Социально-экономическая ситуация в стране требует от предприятий подбора профессиональных кадров. Взаимодействие вуз-предприятие позволит работодателям непосредственно участвовать в формировании программы обучения, оснащать необходимым оборудованием, активно знакомиться с будущими выпускниками, предоставлять места практики, позиционировать и создавать имидж организации среди этой целевой аудитории.

Государство оказывает большое влияние на деятельность вузов, оно все больше выступает в роли заказчика и потребителя образовательных услуг. Поэтому не выделяются бюджетные места на подготовку специалистов на непрофильные направления вузов, увеличивается

количество бюджетных мест на технических специальностях.

Сложная конкурентная ситуация требует от вузов принятия первоочередных мер в целях их выживания, развития, роста конкурентоспособности, таких как:

1. Обновление образовательных программ;

2. Расширение спектра предлагаемых образовательных услуг;

3. Эффективное использование ресурсов;

3. Повышение качества предоставляемых услуг.

Вузы стремятся стать максимально конкурентоспособными, востребованными как среди абитуриентов, так и среди предприятий. Добиться этого без предоставления широкого спектра качественных образовательных услуг невозможно.

Изменение количества направлений подготовки в 2005-2010 гг.

В ходе исследования по изменению количества направлений подготовки в вузах были использованы данные из отчетов по самообследованию университетов, стратегических планов развития, представленных на официальных сайтах различных вузов страны.

Показателем динамики является соотношение количества направлений подготовки в 2009-2010 гг. к данному значению в 2005-2006 гг. Среднее значение по вузам составляет 1,62 (Таблица 1), т.е. количество направлений подготовки за 5 лет увеличилось в 1,62 раза.

Таблица 1

Динамика изменения количества направлений подготовки в

университетах РФ

№ Университет 2005- 2006 гг. 2009- 2010 гг. Дина мика

1 Западно-Уральский институт экономики и права 3 8 2,67

2 Алтайская академия экономики и права 9 20 2,22

(институт)

3 Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова 103 140 1,36

4 Астраханская государственная медицинская академия 37 44 1,19

5 Балтийский федеральный университет имени И.Канта 48 89 1,85

6 Башкирский институт социальных технологий (филиал) Академии труда и социальных отношений 5 9 1,80

7 Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им.Р.В. Филипова 62 124 2,00

8 Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний 7 8 1,14

9 Воронежский государственный университет 89 113 1,27

10 Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России (ВАВТ) 4 7 1,75

11 Дальневосточный государственный аграрный университет 29 39 1,34

12 Институт экономики и управления в медицине и социал.сфере (Краснодар) 5 10 2,00

13 Межрегиональный институт экономики и права 8 13 1,63

14 Московский городской педагогический университет 34 54 1,59

15 Муромский институт (филиал) ГОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Г ригорьевича Столетовых» 16 32 2,00

16 Национальный институт бизнеса 6 9 1,50

17 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» 5 12 2,40

18 Пензенский государственный университет архитектуры и строительства 23 25 1,09

19 Пермская государственная сельскохозяйственная академия 13 20 1,54

20 Петрозаводский государственный университет 52 110 2,12

21 Поморский государственный университет 43 60 1,40

22 Псковский филиал ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики» 4 6 1,50

23 Российский новый университет 36 40 1,11

24 Санкт-Петербургский филиал Высшей школы экономики 10 14 1,40

25 Северо-кавказский государственный институт искусств 6 8 1,33

26 Северо-Кавказский филиал Белгородского горно- .технологического университета им. В.Г.Шухова 6 8 1,33

27 Северский технологический институт-филиал НИЯУ МИФИ 5 10 2,00

28 Сибирская академия государственной службы 7 9 1,29

29 Сургутский государственный педагогический университет 11 21 1,91

30 Ульяновский государственный технический университет 65 89 1,37

31 Уральский государственный лесотехнический университет 33 44 1,33

32 Филиал негосударственного образовательного учреждения ВПО «Московский институт права» в г.Курск 3 6 2,00

33 Финансовый университет при правительстве РФ 9 11 1,22

34 Чувашский государственный педагогический университет 41 59 1,44

35 Ярославский филиал образовательного учреждения профсоюзов «Академия труда и социальных отношений» 4 6 1,50

Среднее значение 1,62

Расширение ассортимента предлагаемых образовательных услуг обуславливается диверсификацией образовательных программ профессионального образования в целях создания разнообразия при выборе профессии абитуриентом, увеличения количества студентов и доходов по приносящей доход деятельности университета. Можно заметить, что наибольший рост количества специальностей отмечен у

негосударственных образовательных учреждений. Среднее значение - 1,87.

Государственные вузы имеют более низкую динамику изменения направлений подготовки (среднее значение динамики - 1,56) вследствие наличия жестких административных барьеров. Негосударственные вузы гибче по сравнению с вузами государственными в подходах к оптимизации управленческих процессов, возможных расходов, связанных с открытием новых специальностей. В негосударственных вузах меньше бюрократических преград и им легче ввести новые педагогические методики.

Если рассматривать типологию высших учебных заведений, то вузы экономической направленности более склонны увеличивать ассортимент предлагаемых образовательных услуг (среднее значение-1,74).

Самыми популярными направлениями подготовки среди будущих абитуриентов остаются экономика и менеджмент. Основополагающим для обучения по этим направлениям является мнение о высокой востребованности экономистов и менеджеров на рынке труда.

Самая низкая динамика по открытию новых специальностей — у технических вузов. Среднее значение увеличения количества направлений

— 1,3.

Открытие технических специальностей затруднено тем, что требует дорогостоящей материально-технической базы. Этот вопрос успешно решается благодаря государственному финансированию и активному сотрудничеству вузов с крупнейшими компаниями.

Планируемое изменение количества направлений подготовки в 20102015 гг.

Тенденция роста количества образовательных программ прослеживается при анализе стратегических планов развития рассматриваемых университетов на ближайшие 5 лет (Таблица 2). Подавляющее большинство вузов планируют и дальше увеличивать

разнообразие образовательных программ, открывая актуальными и востребованные на сегодняшний день направления подготовки.

Таблица 2

Динамика изменения количества образовательных программ в

2010-2015 гг.

№ Университет Наименование показателя 2010 2011 2015 Рост за 5 лет

1 Воронежский государственный аграрный университет Кол-во программ магистратуры 16 52 36

2 Воронежский государственный университет Количество образовательных программ 152 171 19

3 Восточно-сибирский технологический университет бакалавриат 52 50 -2

магистратура 15 39 24

4 Высшая школа экономики Разработка новых программ (кол-во в год): магистерских 8 15 7

5 Ижевский государственный технический университет Кол-во основных образовательных программ 140 144 4

6 Камчатский государственный университет Кол-во основных образовательных программ 7 9 2

программам магистратуры 2 5 3

6 Каспийский государств. университет технологий и инжиниринга им. Ш.Есенова Новые направления бакалавриата (в год) 1 4 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Московский государственный технологический университет СТАНКИН Кол-во программ по: бакалавриату и специалитету 39 43 4

по магистратуре 8 12 4

8 Мурманский государственный гуманитарный университет Кол-во лиценз. программ: бакалавриата 19 21 7

магистратуры 7 8 1

9 Новгородский государственный университет им.Ярослава Мудрого Создание направлений подготовки

бакалавры 41 - 2

магистры 13 17 4

специалисты 3 - 0

10 Омский государственный университет Лицензирование новых направлений подготовки: бакалавров 4 4

магистров 4 4

11 Санкт-петербургский государственный морской технический университет Кол-во образовательных программ 89 105

12 Смоленский государственный университет Число направлений профессиональной подготовки

специалитет, магистратура 8 15 7

13 Томский политехнический университет Кол-во программ:

бакалавриат 21 36 15

специалитет 3 6 3

магистатура 10 35 25

14 Тюменский государственный университет Открытие новых направлений подготовки (ед., нарастающим итогом) 5 10 5

15 Ульяновский государственный технический университет Кол-во направлений: бакалавриата (специалитета) 27 36 9

магистратуры 8 18 10

16 Уральская государственная архитектурно-художеств. академия Кол-во новых образовательных программ 0 29 29

17 Хакасский государственный университет Кол-во программ

бакалавриат 25 25

магистратура 13 20 7

подготовка специалиста 2 2

18 Южный федеральный университет Кол-во новых единиц образовательных программ 10 20 10

Среднее значение 9,7

Динамика численности ППС в 2005-2010 гг.

Изменение спектра предлагаемых вузами образовательных услуг

влечет за собой увеличение количества предметов, что влечет за собой рост численности штатов профессорско-преподавательского состава (далее -ППС). Увеличение заработной платы приводит к росту расходов на фонд оплаты труда ППС.

Численность штатного профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных вузов с 1995/1996 уч.г постоянно увеличивалась со среднегодовым темпом прироста 3%. К 2006/2007 г. этот показатель достиг 334 тыс. чел., что на 93,8 тыс. больше, чем в 1995/1996 г., а в 2008 г. этот показатель составил 341,1 тыс.чел. Численность ППС негосударственных вузов к 2006/2007 г. достигла 75 тыс. чел.

При одновременном уменьшении контингента студентов из-за демографического спада увеличивается удельный вес количества ППС на 1 студента (Таблица 3).

Таблица 3

Динамика соотношения количества ППС к 1 студенту

№ Университет 20 05-2006 гг. 2009-2010 гг. % измене ния

Кол- во ППС Кол- во студе нтов Соотн ошен ие Кол- во ППС Кол-во студен тов Соотно шение

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1 Воронежский государственный университет 1611 19934 0,081 1661 19738 0,084 4,1%

2 Нижегородский государственный архитектурно- строительный университет 921 8568 0,107 886 6930,9 0,128 18,9%

3 Юргинский технологический институт 217 2018 0,108 223 2109 0,106 -1,7%

4 Дальневосточный государственный аграрный университет 580 8726 0,066 551 8400 0,066 -1,3%

5 Ростовский Г осударственный Экономический 718 11578 0,062 630 11073 0,057 -8,3%

Университет

6 Белгородский государственный университет 830 8801 0,094 1286 12321 0,104 10,7%

7 Крестьянский государственный университет имени Кирилла и Мефодия 178 1861 0,096 120 1236 0,097 1,5%

8 Мордовский государственный педагогический институт 453 5854 0,077 439 5632 0,078 0,7%

9 Московский городской педагогический университет 1090 13419 0,081 1261 14419 0,087 7,7%

10 Владимирский государственный университет им.А.Г. и Н.Г. Столетовых 803 14590 0,055 867 12391 0,070 27,1%

11 Ставропольский государственный университет 806 4784 0,168 792 2445 0,324 92,3%

12 Воронежский государственный технический университет 905 7432 0,122 1071 6936 0,154 26,8%

13 Пермский институт экономики и финансов 52 1356 0,038 125 2765 0,045 17,9%

14 Дальневосточная государственная академия физической культуры 123 1533 0,080 116 1509 0,077 -4,2%

15 Московский институт экономики, менеджмента и права в г. Сергиевом Посаде 45 623 0,072 48 579 0,083 14,8%

16 Рязанский институт бизнеса и управления 35 536 0,065 47 670 0,070 7,4%

17 Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия 53 763 0,069 62 746 0,083 19,6%

18 Уральская государственная академия ветеринарной медицины 8 114 0,070 10 126 0,079 13,1%

19 Российский государственный 1104 14254 0,077 1227 14136 0,087 12,1%

технологический университет имени К. Э. Циолковского

20 Самарский государственный университет 626 9542 0,066 630 9400 0,067 2,2%

Среднее значение 0,081 0,095 14,1%

Если в 2005-2006 гг. на 1 студента приходилось 0,081 ППС, то в 20092010 г. этот показатель достиг значения 0,095. В связи с этим в вузах увеличиваются расходы на выплату заработной платы преподавателям.

Заключение

Политика открытия новых специальностей влечет за собой увеличение расходов, что снижает конкурентоспособность вуза. В связи с этим необходима модернизация системы управления вузами на основе стратегического планирования научно-образовательной деятельности. Каждому вузу следует выработать собственную стратегию развития исходя из внутренних ресурсов и внешней ситуации. В условиях возрастания неопределенности многих факторов внешней среды, глобализации образовательного пространства и конкуренции в нем возникает неизбежность обращения к стратегическому планированию1. В условиях жесткой конкурентной борьбы, которая сейчас присутствует на рынках, стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания организации. Стратегическое управление вузом является объективно необходимой деятельностью в условиях рыночной экономики, позволяющей реализовать перспективные цели развития вуза на 5-10 лет и эффективно использовать ресурсы вуза для повышения его конкурентоспособности 2.

Список литературы.

1

Балобанов А.Е. Стратегическое планирование развития университета //Университетское управление: практика и анализ.-2002.-№ 2.-С.24 Егоршин А.П., Горбунова Е.А. Концепция стратегического управления вузом // Высшее образование в России, 2007. - №10.- С. 39

1. Балобанов А.Е. Стратегическое планирование развития университета [Текст] //Университетское управление: практика и анализ.-2002.-№ 2.-С.19-27.

2. Владимиров А.И. О стратегическом планировании и управлении в вузе -М.: ООО «Издательский дом Недра», 2012. - 48 с.

3. Егоршин А.П., Горбунова Е.А. Концепция стратегического

управления вузом/ Егоршин А.П., Горбунова Е.А. // Высшее образование в России, 2007. - №10.- С. 31-39.

4. Екшикеев Т.К. Конкурентоспособность и конкурентные

преимущества ВУЗа [Текст] // Проблемы современной экономики. - 2009. -№ 4(32). - С. 392-396.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.