Научная статья на тему 'Рост конкуренции и ее влияние на содержание образовательной деятельности в вузе'

Рост конкуренции и ее влияние на содержание образовательной деятельности в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОСТРЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ПОСТОЯННЫЙ РОСТ ЧИСЛА НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / РОСТ ЗАТРАТ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕРЕХОД К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонова Татьяна Олеговна

Рассматриваются условия возрастающей конкуренции среди вузов, отмечены следующие конкурентные силы: абитуриенты, работодатели, другие вузы. Представлена динамика роста количества направлений подготовки специалистов по университетам как фактор конкурентоспособности. Одним из последствий увеличения количества образовательных программ обозначено соотношение численности ППС на одного студента, что влечёт за собой увеличение издержек образовательного процесса. Обоснована необходимость стратегического управления вузом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рост конкуренции и ее влияние на содержание образовательной деятельности в вузе»

УДК 339.137.2

Т. О. ПЛАТОНОВА

РОСТ КОНКУРЕНЦИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Рассматриваются условия возрастающей конкуренции среди вузов, отмечены следующие конкурентные силы: абитуриенты, работодатели, другие вузы. Представлена динамика роста количества направлении подготовки специалистов по университетам как фактор конкурентоспособности. Одним из последствий увеличения количества образовательных программ обозначено соотношение численности Л ПС на одного студента, что влечёт за собой увеличение издержек образовательного процесса. Обоснована необходимость стратегического управления вузом.

Ключевые слова: обострение конкуренции на рынке образовательных услуг, постоянный рост числа направлений подготовки специалистов, рост затрат на образовательную деятельность, переход к стратегическому управлению.

Современная экономическая ситуация требует от российской высшей школы модернизации системы образования и организации управления в том числе.

Повысилась самостоятельность вузов в принятии решений, в определении направлений своего развития, управления ресурсами. Государство не является главным и единственным источником финансирования университета. Возникли многочисленные и разнообразные группы заказчиков и потребителей образовательных услуг со своими финансовыми возможностями, запросами и интересами. Появились также неведомые ранее источники финансовых средств в лице благотворительных организаций и фондов. Наконец, сформировалась конкурсная система получения финансирования на выполнение заказов и развитие учреждения.

Деятельность вузов осуществляется сегодня в условиях всё возрастающей конкуренции. Университеты испытывают давление со стороны абитуриентов, число которых постоянно уменьшается; растут запросы работодателей к выпускникам; увеличивается численность самих вузов.

Абитуриенты как потребители образовательных услуг имеют свои предпочтения при выборе того или иного вуза, образовательной программы. Конкурентоспособность образовательной программы определяется только теми свойствами, которые представляют существенный интерес для абитуриента и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Показатели образовательных услуг, отражающие её эффект для производителя, часто не имеют значения для

D Платонова Т. О., 201 I

потребителя. Потребителя интересуют лишь потребительские свойства, каким бы путём они ни были достигнуты. Поэтому вузам приходится под-страивать свою образовательную деятелыюсть, количество и качество образовательных программ под пожелания, ожидания абитуриентов.

На рост конкуренции среди вузов повлияло и увеличение количества вузов в последнее время. Формирование негосударственного сектора высшего образования, появление непрофильных направлений подготовки в специализированных вузах привели к конкуренции по ряду конъюнктурных специальностей.

Вузы испытывают давление также со стороны предприятий. В современных условиях важное место отводится задаче интеграции науки, образования и инновационной деятельности. Предполагается, что это является одним из решающих факторов развития экономики и общества. Потребность в высококвалифицированных и инициативных работниках обостряется в новых условиях, ведёт к естественной интеграции вуза и основных работодателей, потребителей их услуг. Интеграция позволяет работодателям действенно участвовать в формировании и оснащении программы обучения, закладывать в условия специализации свои технологические «платформы», активно знакомиться с будущими выпускниками, привлекая их для прохождения практики и участия в проектах по своей проблематике.

Рост конкуренции требует ог вузов, для их выживания и продолжения нормального функционирования, поддержания конкурентоспособности на заданном уровне или роста конкурентоспособности прежде всего за счёт снижения издержек и повышения качества предоставляемых услуг. Вузы стремятся заработать, удержать и повысить свою известность, т. е. стать

Показателем динамики является соотношение количества направлений подготовки в 2009-2010 гг. к данному значению в 2005-2006 гг. Среднее значение по вузам составляет 1,62.

Расширение ассортимента предлагаемых образовательных услуг обусловливается диверсификацией образовательных программ профессионального образования в целях создания разнообразия при выборе профессии абитуриентом, увеличения количества студентов и доходов по приносящей доход деятельности университета. Можно заметить, что наибольший рост количества специальностей отмечен у негосударственных образовательных учреждений (таблица 2).

Таблица 1

Динамика изменения количества направлений подготовки в университетах

№ Университет 2005- 2006 гг. 2009- 2010 гг. Динамика

1 2 3 4 5

1 Западно-Уральский институт экономики и права (негосударственный) Л 5 8 2,67

2 Алтайская академия экономики и права (институт) 9 20 2,22

Л Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползуиова 103 140 1,36

4 Астраханская государственная медицинская академия 37 44 1,19

5 Балтийский федеральный университет имени И. Канта 48 89 1,85

6 Башкирский институт социальных технологий (филиал) Академии труда и социальных отношений 5 9 1,80

7 Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. Р. В. Филипова 62 124 2,00

8 Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний 7 8 1,14

А 1 9 Воронежский государственный университет 89 113 1,27

; 10 Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России (ВАВТ) 4 7 1,75

11 Дальневосточный государственный аграрный университет 29 39 1,34

12 Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере (Краснодар) 5 10 2,00

13 Межрегиональный институт экономики и права 8 13 1,50

14 Московский городской педагогический университет 34 54 2,40

15 Муромский институт (филиал) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» 16 32 1,09

16 Национальный институт бизнеса 6 9 1,54

17 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» 5 12 2,12

18 Пензенский государственный университет архитектуры и строй-тел ьства 23 25 1,4

19 Пермская государственная сельскохозяйственная академия 13 20 1,54

20 Петрозаводский государственный университет 52 110 2,12

21 Поморский государственный университет 43 60 1,4

22 Псковский филиал ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики» 4 6 4„5

23 Российский новый университет 36 40 1,11

24 Санкт-Петербургский филиал Высшей школы экономики 10 14 1,4

25 Северо-Кавказский государственный институт искусств 6 8 1,33

26 Северо-Кавказский филиал Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова 6 8 1,33

максимально конкурентоспособными, востребованными как среди абитуриентов, так и среди предприятий. Добиться этого без предоставления широкого спектра качественных образовательных услуг невозможно.

Одним из последствий высокой конкуренции является постоянный рост количества направлений подготовки специалистов в высших учебных заведениях (таблица 1). В ходе исследования по изменению количества направлений подготовки в вузах страны были использованы данные из отчётов по самообследованию университетов, представленных на их официальных сайтах.

Окончание табл. ]

Таблица 2

Динамика роста количества направлений подготовки в негосударственных вузах

1 2 3 4 5

27 Северский технологический институт-филиал НИЯУ МИФИ 5 10 2

28 Сибирская академия государственной службы 7 9 1,29

29 Сургутский государственный педагогический университет 11 21 1,91

30 Ульяновский государственный технический университет 65 89 1,37

31 Уральский государственный лесотехнический университет 33 44 1,33

32 Филиал негосударственного образовательного учреждения ВПО «Московский институт права» в г. Курск Л о 6 2

Финансовый университет при правительстве РФ 9 11 1,22

34 Чувашский государственный педагогический университет 41 59 1,44

35 Ярославский филиал образовательного учреждения профсоюзов «Академия труда и социальных отношений» 4 6 1,5

Среднее значение 1,62

№ Университет 2005-2006 гг. 2009-2010 гг. Динамика

1 Алтайская академия экономики и права (институт) 9 20 2,22

2 Башкирский институт социальных технологий (филиал) Академии труда и социальных отношений 5 9 1,80

Л 3 Западно-Уральский институт экономики и права (негосударственный) Л 8 2,67

4 Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере (Краснодар) 5 10 2,00

5 Межрегиональный институт экономики и права 8 13 1,50

6 Национальный институт бизнеса 6 9 1,54

7 Российский новый университет 36 40 1,11

8 Филиал негосударственного образовательного учреждения ВПО «Московский институт права» в г. Курск л о 6 2

Среднее значение 1,87

Государственные вузы имеют более низкую динами ку и з м е н е и и я н а п равJ1 е н и й п од гото в к и (среднее значение динамики - 1,56) вследствие наличия более жёстких административных барьеров (таблица 3). Негосударственные вузы более гибки по сравнению с вузами государственными в подходах к оптимизации управленческих процессов, возможных расходов, связанных с открытием новых специальностей. Как было отмечено на Втором всероссийском форуме «Эффективное управление негосударственным высшим учебным заведением» 26 ноября 2009 г.: в негосударственных вузах меньше бюрократических преград и им легче ввести новые педагогические методики, они больше используют современные ГТ-достижеиия и активно внедряют их в образовательный процесс.

Если рассматривать типологию высших учебных заведений, то вузы экономической направленности более склонны увеличивать ассортимент предлагаемых образовательных услуг (среднее значение-1,74) (таблица 4).

Самыми популярными направлениями подготовки среди будущих абитуриентов остаются

экономика и менеджмент. Основополагающим для обучения по этим направлениям является мнение о высокой востребованности экономистов и менеджеров на рынке труда. Они являются межотраслевыми. Экономисты работают во всех отраслях экономики, в бизнесе, на производстве, в государственных структурах. Потребность в них действительно высока. Подобные образовательные программы не требуют значительной материальной базы и организованы во многих вузах как государственных, так и негосударственных, как профильных, так и непрофильных. Технические вузы предлагают образовательные программы по таким специальностям, как «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Юриспруденция» и т. п. В свою очередь вузы, готовящие экономистов, обучают по прикладной информатике, по специальностям в области информационной безопасности и т. п. Почти 60 процентов студентов учатся в настоящее время на коммерческой основе, а вузам необходимо зарабатывать, поэтому у потребителей образовательных услуг будут востребованы самые модные и популярные специальности.

Таблица 3

Динамика роста количества направлений подготовки в государственных вузах

№ Университет 2005-2006 гг. 2009-2010 гг. Динамика

1 Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова 103 140 1,36

2 Астраханская государственная медицинская академия 37 44 1,19

Л э Балтийский федеральный университет имени И. Канта 48 89 1,85

4 Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. Р. В. Фил и по ва 62 124 2,00

Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний 7 8 1,14

6 Воронежский государственный университет 89 113 1,27

7 Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России (ВАВТ) 4 7 1,75

8 Дальневосточный государственный аграрный университет 29 39 1,34

9 Муромский институт (филиал) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» 16 32 1,09

10 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» 5 12 2,12

11 Пензенский государственный университет архитектуры и строительства 23 25 1,4

12 Пермская государственная сельскохозяйственная академия 13 20 1,54

13 Петрозаводский государственный университет 52 110 2,12

14 Поморский государственный университет 43 60 1,4

15 Псковский филиал ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики» 4 6 4„5

16 Северо-Кавказский государственный институт искусств 6 8 1,33

17 Северо-Кавказский филиал Белгородского государственного технологического университета им. ГЗ. Г. Шухова 6 8 1,33

18 Северский технологический институт-филиал НИЯУ МИФИ 5 10 2

19 Сибирская академия государственной службы 7 9 1,29

20 Сургутский государственный педагогический университет 1 1 21 1,91

21 Ульяновский государственный технический университет 65 89 1,37

22 Уральский государственный лесотехнический университет JJ 44 1,33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 Финансовый университет при правительстве РФ 9 11 1,22

24 Чувашский государственный педагогический университет 41 59 1,44

Среднее значение 1,62

Динамика роста количества направлений подготовки в экономических вузах Таблица 4

№ Университет 2005-2006 гг. 2009-2010 гг. Динамика

1 Алтайская академия экономики и права (институт) 9 20 2,22

9 Западно-Уральский институт экономики и права (негосударственный) 3 8 2,67

Э Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России (ВАВТ) 4 7 1,75

4 Межрегиональный институт экономики и права 8 13 1,50

5 Национальный институт бизнеса 6 9 1,54

6 Псковский филиал ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики» 4 6 4 „5

7 Санкт-Петербургский филиал Высшей школы экономики 10 14 1,4

8 Филиал негосударственного образовательного учреждения ВПО «Московский институт права» в г. Курск 3 6 2

Среднее значение 1,74

Открытие большого количества экономических специальностей является реакцией университетов на пожелания и предпочтения абитуриентов.

Самая низкая динамика по открытию новых специальностей - у технических вузов (таблица 5). Среднее значение увеличения количества направлений - 1,3.

Открытие технических специальностей затруднено тем, что требует дорогостоящей материально-технической базы. Этот вопрос успешно решается благодаря государственному фи-

нансированию и активному сотру/дни честву вузов с крупнейшими компаниями.

Изменение спектра предлагаемых вузами образовательных услуг влечёт за собой увеличение количества предметов, что влечёт за собой рост численности штатов ППС, расходов на фонд оплаты труда 11Г1С.

При одновременном уменьшении контингента студентов из-за демографического спада увеличивается удельный вес количества ППС на 1 студента (таблица 6).

Таблица 5

Динамика роста количества направлений подготовки в технических вузах

№ Университет 2005-2006 гг. 2009-2010 гг. Динамика

1 Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползу нова 103 140 1,36

2 Пензенский государственный университет архитектуры и строительства 23 25 1,4

Л -> Северо-Кавказский филиал Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова 6 8 1,33

4 Ульяновский государственный технический университет 65 89 1.37 /

5 Уральский государственный лесотехнический университет 33 44 1,33

Среднее значение 1,3

Таблица 6

Динамика соотношения количества ППС к одному студенту

2005-2006 гг. 2009-2010 гг. Изме-

№ Университет Кол-во ППС Кол-во студентов Соотношение Кол-во ППС Кол-во студентов Соотношение нения, %

1 Воронежский государственный университет 1611 19934 0,081 1661 19738 0.084 4,13

2 Нижегородский государственный ар- 921 22761 0,040 886 16282 0,054 34,48

хитектурно-строительный университет 921 8568 0,107 886 6930,9 0,128 18,92

3 Юргинский технологический университет, филиал Томский политехнический университег 217 2018 0,108 223 2109 0,106 -1,67

4 Далыювосточный государстве}Iмый аграрный университет 580 8726 0,066 551 8400 0,066 -1,31

5 Ростовский государственный экономический университет 718 11578 0,062 630 11073 0,057 -8,25

6 Белгородский государственный университет 830 8801 0.094 1286 12321 0,104 10,67

7 Крестьянский государственный университет имени Кирилла и Мсфодия 178 1861 0,096 120 1236 0.097 1,51

8 Мордовский государственный университег 453 5854 0,077 439 5632 0,078 0,73

9 Московский городской педагогический университет 1090 13419 0.081 1261 14419 0,087 7,66

10 Владимирский государственный университег имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых 803 14590 0,055 867 12391 0,070 27,13

11 Ставропольский государственный университет 806 4784 0.168 Ф 792 2445 0,324 92,27 •

12 Воронежский государственный технический университет 905 7432 0,122 1071 6936 0,154 26.81 л

13 Пермский институт экономики и финансов 52 1356 0,038 125 2765 0,045 17,89

Среднее значение 0,081 0,095 14,09

Если в 2005-2006 гг. на одного студента приходилось 0,081 ППС, то в 2009-2010 г. этот показатель достиг значения 0,095. В связи с этим в вузах увеличиваются расходы на выплату заработной платы преподавателям.

Постоянное увеличение расходов на открытие новых специальностей, на фонд оплаты труда влечёт за собой рост издержек, что противоречит условиям конкурентоспособности вуза. Необходима модернизация системы управления вузами на основе стратегического планирования науч-н о-об разо вател ь н о й д еятел ь н ости. По м ней и ю канд. пед. наук Тихонова Э. А., благодаря стратегии формируется уникальность вуза, которая позволяет легче определить свою пишу на рынке образовательных услуг и определить условия выживания [2]. Коновалова Л. В., преподаватель Северного государственного медицинского университета, также считает необходимой разработку более эффективных методов управления вузами, действующими в рыночных условиях.

В условиях жёсткой конкурентной борьбы, которая сейчас присутствует на рынках, стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания организации []].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Коновалова, Л. В. Совершенствование стратегического управления вузом, http:// econference.ru/blog/confQ5/150.html.

2. Тихонов, Э. А. Из опыта проектирования стратегии управления вузом. http:// www.confcontact.com/20110531/ре2_ tihonov.htm.

Платонова Татьяна Олеговна, специалист по связям с общественностью и маркетолог, экономист управления экономики и финансов УлГТУ. Область научных интересов - стратегическое планирование научно-образовательной деятельности вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.