Научная статья на тему 'Влияние изменения ставки налога на прибыль организаций на доходы бюджетов Российской Федерации'

Влияние изменения ставки налога на прибыль организаций на доходы бюджетов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1470
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ / НАЛОГОВАЯ БАЗА / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / НОВОВВЕДЕНИЕ / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CORPORATE INCOME TAX / THE TAX BASE / LEGAL ENTITIES / THE INNOVATION / THE TAX CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE TAX RATE / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Водопьянова Валентина Александровна, Самсонова Ирина Анатольевна

Статья посвящена анализу изменений Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся налога на прибыль организаций. Рассматриваются основные корректировки главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации 2017 года. Основное внимание уделяется перераспределению ставки налога на прибыль организаций между бюджетами РФ. Налог на прибыль организаций является одним из важнейших налогов, играющих фискальную и регулирующую роль. Предметом исследования являются поступления налога на прибыль организаций в бюджеты Приморского края и Хабаровского края, а также в федеральный бюджет Российской Федерации. Целью данной работы является выявление значимости изменения ставки налога на прибыль организаций для соответствующих бюджетов. Изменение распределения ставки налога на прибыль организаций оказывает значительное влияние на налоговые поступления в федеральный и региональные бюджеты Российской Федерации. На основании действующей ставки составлен прогноз поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет и в бюджеты Приморского края и Хабаровского края. В статье проанализированы абсолютные и относительные показатели поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации и в бюджеты Приморского края и Хабаровского края за последние три года. Пример использования выбранного инструментария в анализе на основе статистических данных поступлений налога на прибыль организаций в региональные бюджеты, а также в федеральный бюджет РФ позволил рассчитать прогнозные значения данного налога в 2016 г. Выявлены основные проблемы и перспективы нововведений. Результатом работы является сравнительный анализ прогнозных значений налога на прибыль организаций 2016 г. с плановыми значениями исследуемого налога 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of changes in the Tax Code of the Russian Federation concerning the corporate income tax. It examines the main adjustments to Chapter 25 of the Tax Code of the Russian Federation in 2017. The main attention is paid to the redistribution of the corporate income tax rate between the budgets of the Russian Federation. The corporate profit tax is one of the most important taxes that play a fiscal and regulatory role. The subject of the study are income tax on organizations’ profits to the budgets of Primorsky region and Khabarovsk region, as well as to the federal budget of the Russian Federation. The purpose of this work is to identify the significance of changes in the corporate income tax rate for the respective budgets. The change in the distribution of the corporate income tax rate has a significant impact on tax revenues to the federal and regional budgets of the Russian Federation. Based on the current rate, a forecast is made of the income tax receipts of organizations to the federal budget and to the budgets of Primorsky region and the Khabarovsk Territory. The article analyzes the absolute and relative indicators of revenues to the federal budget of the Russian Federation and the budgets of Primorsky region and the Khabarovsk region over the past three years. An example of the use of the chosen tools in the analysis based on the statistical data of the income of the corporate profit tax to the regional budgets, as well as to the federal budget of the Russian Federation, allowed calculating the forecasted values of this tax in 2016. The main problems and prospects of innovations are revealed. The result of the work is a comparative analysis of the forecasted values of the corporate profit tax in 2016 with the planned values of the tax in 2017.

Текст научной работы на тему «Влияние изменения ставки налога на прибыль организаций на доходы бюджетов Российской Федерации»

УДК 336.22

В.А. Водопьянова1 И.А. Самсонова2

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Влияние изменения ставки налога на прибыль организаций на доходы бюджетов Российской Федерации

Статья посвящена анализу изменений Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся налога на прибыль организаций. Рассматриваются основные корректировки главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации 2017 года. Основное внимание уделяется перераспределению ставки налога на прибыль организаций между бюджетами РФ. Налог на прибыль организаций является одним из важнейших налогов, играющих фискальную и регулирующую роль. Предметом исследования являются поступления налога на прибыль организаций в бюджеты Приморского края и Хабаровского края, а также в федеральный бюджет Российской Федерации. Целью данной работы является выявление значимости изменения ставки налога на прибыль организаций для соответствующих бюджетов.

Изменение распределения ставки налога на прибыль организаций оказывает значительное влияние на налоговые поступления в федеральный и региональные бюджеты Российской Федерации. На основании действующей ставки составлен прогноз поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет и в бюджеты Приморского края и Хабаровского края. В статье проанализированы абсолютные и относительные показатели поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации и в бюджеты Приморского края и Хабаровского края за последние три года.

Пример использования выбранного инструментария в анализе на основе статистических данных поступлений налога на прибыль организаций в региональные бюджеты, а также в федеральный бюджет РФ позволил рассчитать прогнозные значения данного налога в 2016 г. Выявлены основные проблемы и перспективы нововведений. Результатом работы является сравнительный анализ прогнозных значений налога на прибыль организаций 2016 г. с плановыми значениями исследуемого налога 2017 г.

Ключевые слова и словосочетания: налог на прибыль организаций, налоговая база, юридические лица, нововведение, Налоговый кодекс Российской Федерации, налоговая ставка, предпринимательская деятельность.

1 Водопьянова Валентина Александровна - доцент кафедры экономики; e-mail: Valentina.Vodopyanova@vvsu.ru.

2 Самсонова Ирина Анатольевна - доцент кафедры экономики; e-mail: Irina.Samsonova@vvsu.ru.

V.A. Vodopyanova I.A. Samsonova

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

Influence of change of the rate of the tax on the profit of the organizations to Russian Federation budget income

The article is devoted to the analysis of changes in the Tax Code of the Russian Federation concerning the corporate income tax. It examines the main adjustments to Chapter 25 of the Tax Code of the Russian Federation in 2017. The main attention is paid to the redistribution of the corporate income tax rate between the budgets of the Russian Federation. The corporate profit tax is one of the most important taxes that play a fiscal and regulatory role. The subject of the study are income tax on organizations' profits to the budgets of Primorsky region and Khabarovsk region, as well as to the federal budget of the Russian Federation. The purpose of this work is to identify the significance of changes in the corporate income tax rate for the respective budgets.

The change in the distribution of the corporate income tax rate has a significant impact on tax revenues to the federal and regional budgets of the Russian Federation. Based on the current rate, a forecast is made of the income tax receipts of organizations to the federal budget and to the budgets of Primorsky region and the Khabarovsk Territory. The article analyzes the absolute and relative indicators of revenues to the federal budget of the Russian Federation and the budgets of Primorsky region and the Khabarovsk region over the past three years.

An example of the use of the chosen tools in the analysis based on the statistical data of the income of the corporate profit tax to the regional budgets, as well as to the federal budget of the Russian Federation, allowed calculating the forecasted values of this tax in 2016. The main problems and prospects of innovations are revealed. The result of the work is a comparative analysis of the forecasted values of the corporate profit tax in 2016 with the planned values of the tax in 2017.

Keywords: corporate income tax, the tax base, legal entities, the innovation, the Tax Code of the Russian Federation, the tax rate, entrepreneurial activity.

Введение

Налог на прибыль организаций - федеральный прямой налог. Объектом налогообложения является прибыль, полученная организацией. Под прибылью понимается разница между доходами и расходами организации. Величина данного налога зависит от финансового результата деятельности организации.

Налог на прибыль организаций регламентируется главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Государство с помощью налога на прибыль организаций может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи данного налога с размером получаемого налогоплательщиками дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Целью данного исследования является анализ последствий

изменения размера ставки налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в федеральный бюджет и в региональные бюджеты субъектов Российской Федерации.

Предмет исследования, источниковая база исследования

Предметом исследования является изменение ставки налога на прибыль организаций. Источниковой базой исследования послужили статистические и аналитические данные, опубликованные на официальном сайте Федеральной налоговой службой российской Федерации.

Методы исследования, методологические принципы и инструменты, методика и инструментарий исследования

К методам исследования данной работы относятся анализ налоговых поступлений, расчет налоговой базы, сравнение прогнозных значений, а также статистика плановых показателей на будущие годы.

основная часть

Налог на прибыль организаций занимает высокую позицию в формировании налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. В 2016 году его удельный вес составил 19,1% налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ.

налог на прибыль организаций, являясь федеральным налогом, играет важную регулирующую роль в налоговой системе Российской Федерации. Данный налог зачисляется в федеральный бюджет и в региональные бюджеты субъектов РФ, однако в региональные бюджеты зачисляется большая доля налога на прибыль организаций.

налоговые поступления играют важную роль в формировании региональных бюджетов субъектов Российской Федерации [1].

Стандартная ставка налога на прибыль организаций составляет 20%, из которых до 1 января 2017 года 2% поступало в федеральный бюджет, 18% - в региональные бюджеты субъектов Российской Федерации. С 01.01.2017 года согласно Федеральному закону от 15.02.2016 N 25-ФЗ в федеральный бюджет подлежит зачислению 3% от налога на прибыль организаций, а в бюджеты субъектов Российской Федерации - 17%. Величина налоговой ставки осталась прежней, изменения коснулись распределения денежных средств между бюджетами. Это говорит о том, что федеральный бюджет будет пополняться за счет налога на прибыль организаций на 1% больше, чем прежде, а доходы региональных бюджетов сократятся на 1% соответственно. Данное изменение предусмотрено до 2020 года [2].

На первом этапе рассмотрим влияние перераспределения ставки на региональные бюджеты Российской Федерации на примере Приморского и Хабаровского краев. Налоговые доходы бюджета Приморского края за 2016 год составляют 79,2% поступлений в бюджет Приморского края. На неналоговые доходы приходится 1,3% бюджета Приморского края. Безвозмездные поступления занимают второе место по значимости в структуре доходов Приморского края за 2016 год и равны 19,5% [3].

В таблице 1 представлены данные о налоговых поступлениях за 2016 год в Приморском крае и хабаровском краях, согласно опубликованным данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации [4].

Таблица 1

структура налоговых поступлений в консолидированные бюджеты Приморского и Хабаровского краев за 2016 год, млн. руб.

Поступления Приморский край Удельный вес Хабаровский край Удельный вес

Всего налоговых доходов 82813,9 100 92193,8 100

Налог на прибыль организаций 18157,8 21,93 14891,7 16,15

НДФЛ 40680,4 49,12 34021,1 36,90

Акцизы 2559,6 3,09 21827,3 23,68

Налог на имущество физических лиц 351,6 0,42 373,8 0,41

Налог на имущество организаций 9100,7 10,99 10913,1 11,84

Транспортный налог 1676,9 2,02 1419,3 1,54

Земельный налог 2517,4 3,04 1200,6 1,30

НДПИ 246,5 0,30 2165,3 2,35

Остальные налоги и сборы 7523 9,08 5381,6 5,84

Источник: Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. URL: https://www.nalog.ru/rn25/

Анализируя данные таблицы 1, можно сказать, что налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и акцизы наиболее значимы для региональных бюджетов, так как за их счет происходит основное формирование налоговых доходов. Процентное соотношение вышеперечисленных налогов представлено на рисунке 1.

Приморский край I Хабаровский край

Налог на ЦДФЛ Акцизы прибыль ооганизаиии

Рис. 1. Анализ структуры налоговых доходов Приморского края и Хабаровского края

за 2016 г.

Изучив данные рисунка 1, можно сказать, что в Приморском крае налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций играют важную роль в формировании налоговых поступлений, являясь бюджетообразующими, так как

составляют 49,12% и 21,93% от налоговых поступлений, соответственно. В хабаровском крае основой формирования налоговых поступлений, помимо налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций, являются акцизы. Так, в Хабаровском крае налог на доходы физических лиц составляет 36,90%, налог на прибыль организаций 16,15%, акцизы 23,68%. Важно отметить, что в Приморском крае акцизы не являются основным источником формирования налоговых поступлении и составляют лишь 3,09%. Таким образом, в бюджете Приморского края налог на прибыль по доле поступлений находится на втором, а в Хабаровском крае - на третьем месте.

Из таблицы 1 видно, что поступления налога на прибыль организаций за 2016 год составили 18 157,8 млн. руб. и 14 891,7 млн. руб. в Приморском и Хабаровском краях соответственно. На основании данных о поступлении налога на прибыль организаций в Приморском и Хабаровском краях с помощью пропорции рассчитываем налоговую базу. Так как в 2016 году размер ставки налога на прибыль организаций в региональные бюджеты субъектов Российской Федерации составлял 18%, то для расчета прогноза поступлений налога по ставке 17% необходимо налоговую базу 2016 года умножить на соответствующую ставку. Расчет прогноза поступлений налога на прибыль организаций в региональные бюджеты субъектов РФ представлен в таблице 2.

Таблица 2

изменение поступлений налога на прибыль организаций в Приморском крае и Хабаровском крае в 2016 году при снижении ставки с 18% до 17%,

млн. руб.

Показатели Приморский край Хабаровский край

Налоговая база 100876,67 82731,67

Сумма налога при ставке 18% 18157,8 14891,7

Сумма налога при ставке 17% 17149,03 14064,38

Абсолютное отклонение 1008,77 827,32

Темп роста 94,44 94,44

Источник: Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. URL: https://www.nalog.ru/rn25/

Изучив данные таблицы 2, можно сделать вывод, что изменение ставки на 1% налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в региональный бюджет, приведет к уменьшению поступлений налога на прибыль организаций в консолидированные бюджеты Приморского и Хабаровского краев на 5,56%.

Посмотрим, как отразится изменение величины ставки на поступлениях в региональные бюджеты Приморского края и Хабаровского края за 2016 год. Результаты изменения представлены на рисунке 2.

Уменьшение налоговых поступлений в региональные бюджеты субъектов Российской Федерации на 5,56% может показаться незначительным. Однако Приморский край за 2016 год при ставке 17% мог потерять 1008,77 млн. руб. Данная сумма была потрачена в 2016 году на поддержку национальной экономики.

20000 18000 Ш00 14000 12000 10000 5000 6000 4000 2000 О

Приморский край Хабаровский край

рис. 2. Анализ поступлений налога на прибыль организаций при изменении ставки налога на прибыль организаций, зачисляемой в региональные бюджеты Приморского края и Хабаровского края, с 18% на 17%

Если рассмотреть статистику доходов бюджета Хабаровского края, то можно сказать, что налоговые поступления в бюджет Хабаровского края сократятся на 827,32 млн. руб. Таким образом, субъекты Российской Федерации с 2017 года будут вынуждены сократить объемы расходов.

Расходы региональных бюджетов ежегодно увеличиваются. В структуре расходов бюджета Приморского края и Хабаровского края образование, социальная политика, национальная экономика и здравоохранение занимают высокие позиции по объему расходов. Важно отметить, что результатом исполнения бюджета может быть как профицит, так и дефицит. Таким образом, при уменьшении поступления налоговых доходов дефицит регионального бюджета только увеличится, а профицит бюджета соответственно уменьшится [5].

На втором этапе рассмотрим влияние перераспределения ставки на федеральный бюджет Российской Федерации. При этом, изначально видно, что поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации увеличатся [6].

Налог на прибыль организаций

■НДС

Акцизы

■ ндпи

Остальные налоги и сборы

Рис. 3. Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской

Федерации в 2016 г.

Налоговые поступления в федеральный бюджет Российской Федерации за 2016 год составили 6929,1 млрд рублей. На рисунке 3 представлены налоговые поступления в федеральный бюджет в 2016 году [7].

Изучив данные рисунка 3, можно сказать, что основная доля налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации формируется за счет налога на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых. Налог на прибыль организаций не имеет в федеральном бюджете Российской Федерации столь важную роль, как в региональных бюджетах. На рисунке 4 отображена динамика поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации согласно опубликованным данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

4-96,S

13460,14

2014 год

Ж5 год

2016 год

Рис. 4. Динамика поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации

в 2014-2016 гг., млрд руб.

Изучив данные, представленные на рис. 4, можно сказать, что наблюдается ежегодное сокращение поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014-2016 годы.

Согласно нововведениям ставка налога на прибыль организаций, подлежащая зачислению в федеральный бюджет РФ, с 1 января 2017 года составляет 3%. Рассмотрим влияние увеличения ставки на федеральный бюджет РФ на основе данных 2016 года. Расчет прогноза поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет РФ представлен в таблице 3.

Таблица 3

изменение поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в 2016 году при увеличении ставки

с 2% до 3%, млрд руб.

Показатели Федеральный бюджет РФ

Налоговая база 24 550

Сумма налога при ставке 2% 491

Сумма налога при ставке 3% 736,5

Абсолютное отклонение 245,5

Темп роста 150

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. URL: https://www.nalog.ru/rn25/

Согласно данным таблицы 3, в 2016 году налог на прибыль организаций принес в федеральный бюджет Российской Федерации 491 млрд руб. Если рассчитать поступления по налогу на прибыль организаций за 2016 год по ставке 3%, получится 736,5 млрд руб. Тем самым, объем доходов федерального бюджета Российской Федерации мог бы увеличиться на 245,5 млрд руб. в 2016 году. Это означает, что государство могло бы увеличить финансирование таких федеральных программ, как развитие агропромышленного комплекса, социальной и транспортной инфраструктуры, а также развитие высоких технологий [7].

выводы и научная новизна

Органами регионального управления утверждены плановые поступления налога на прибыль организаций на 2017 год в бюджеты Приморского края и Хабаровского края. Региональные власти Приморского края и Хабаровского края при составлении плановых показателей на 2017 год учли уменьшение поступлений налога на прибыль организаций в бюджеты Приморского края и Хабаровского края. Согласно Закону Хабаровского края «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» 15.02.2017 № 245 плановое значение налога на прибыль организаций Хабаровского края на 2017 год составляет 9435,2 млн. руб. Согласно Закону Приморского края «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» от 23.12.2016 № 52-КЗ плановое значение налога на прибыль организаций составляет 16 472,2 млн. руб.

Таким образом, плановое значение поступлений налога на прибыль организаций в бюджет Хабаровского края и Приморского края 2017 года значительно меньше прогнозного значения 2016 года при изменении ставки с 18 на 17% на 4629,18 млн. руб. и 676,83 млн. руб., соответственно.

Изменение распределения ставки налога на прибыль организаций между бюджетами РФ имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Отрицательной стороной является уменьшение налоговых поступлений в региональные бюджеты субъектов Российской Федерации, в результате сократится финансирование региональных программ. Положительной характеристикой является, несомненно, рост налоговых поступлений в федеральный бюджет, что позволит ускорить развитие федеральных программ Российской Федерации.

1. Бондаренко Т.Н., Водопьянова В.А. Налоговые доходы как инструмент формирования устойчивого бюджета субъекта РФ на примере Приморского края // Фундаментальные исследования. 2016. № 12-2. С. 371-376.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая: по сост. на 1 апреля 2013 г. Новосибирск: Норматика, 2015. 816 с.

3. Официальный сайт администрации Приморского края: портал управления общественными финансами Приморский край. URL: http://ebudget.primorsky.ru/Menu/ Page/348 (дата обращения 25.04.2017).

4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. URL: https://www.nalog.ru/rn25/ (дата обращения 25.04.2017).

5. Официальный сайт администрации Хабаровского края: бюджет для граждан Хабаровский край. URL: https://www.khabkrai.ru/khabarovsk-krai/OMSU/738 (дата обращения 25.04.2017).

6. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: http:// info.minfin.ru/fbdohod.php (дата обращения 25.04.2017).

7. Савалей В.В., Самсонова И.А., Водопьянова В.А., Корниенко К.А. Валютные преференции для территорий опережающего развития // Деньги и кредит. 2016. № 7. С. 38-41.

транслитерация

1. Bondarenko T.N., Vodop'yanova V. A. Nalogovye dokhody kak instrument formirovaniya ustoichivogo byudzheta sub'ekta RF na primere Primorskogo kraya, Fundamental 'nye issledovaniya, 2016, No 12-2, pp. 371-376.

2. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi federatsii. Chast' pervaya, vtoraya: po sost. na 1 aprelya 2013 g., Novosibirsk: Normatika, 2015, 816 p.

3. Ofitsial'nyi sait administratsii Primorskogo kraya: portal upravleniya obshchestvennymi finansami Primorskii krai. URL: http://ebudget.primorsky.ru/Menu/Page/348 (data obrashcheniya 25.04.2017).

4. Ofitsial'nyi sait Federal'noi nalogovoi sluzhby Rossiiskoi Federatsii. URL: https://www. nalog.ru/rn25/ (data obrashcheniya 25.04.2017).

5. Ofitsial'nyi sait administratsii Khabarovskogo kraya: byudzhet dlya grazhdan Khabarovskii krai. URL: https://www.khabkrai.ru/khabarovsk-krai/OMSU/738 (data obrashcheniya 25.04.2017).

6. Ofitsial'nyi sait Ministerstva finansov Rossiiskoi Federatsii. URL: http://info.minfin.ru/ fbdohod.php (data obrashcheniya 25.04.2017).

7. Savalei V.V., Samsonova I.A., Vodop'yanova V.A., Kornienko K.A. Valyutnye preferentsii dlya territorii operezhayushchego razvitiya, Den'gi i kredit, 2016, No 7, pp. 38-41.

© В.А. Водопьянова, 2017 © И.А. Самсонова, 2017

для цитирования: Водопьянова В.А., Самсонова И.А. Влияние изменения ставки налога на прибыль организаций на доходы бюджетов Российской Федерации // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2017. Т. 9, № 2. С. 74-82.

For citation: Vodopyanova V. A., Samsonova I.A. Influence of change of the rate of the tax on the profit of the organizations to Russian Federation budget income, The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2017, Vol. 9, No 2, pp. 74-82.

Дата поступления: 10.05.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.