Научная статья на тему 'Налог на доходы физических лиц как источник бюджетных доходов РФ'

Налог на доходы физических лиц как источник бюджетных доходов РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2100
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / TAX REVENUES / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РФ / CONSOLIDATED BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА РФ / НАЛОГОВЫЙ БЮДЖЕТ / TAX BUDGET / НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / PERSONAL INCOME TAX / СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ / STRUCTURAL ANALYSIS / АНАЛИЗ ДИНАМИКИ / DYNAMICS ANALYSIS / РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / CONSOLIDATED BUDGET OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / TAX REFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Величко Светлана Сергеевна

В настоящий момент в условиях недостатка финансирования бюджетов различных уровней все чаще возникает необходимость совершенствования налоговой политики государства, направленной на приумножение его налоговых доходов. При этом наиболее «острым» вопросом остается проблема увеличения налогового бремени и, как следствие, роста негативных настроений в различных слоях общества. Поиск оптимальных методов финансирования государственного бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов посредством увеличения поступлений от основных, обеспечивающих их налогов, при условии сохранения относительно равного значения налоговой нагрузки на население, на сегодняшний день остается главной задачей государства и находится в центре обсуждения на законодательном уровне. На протяжение долгих лет основу налоговых бюджетов всех уровней составлял налог на доходы физических лиц, отличительной особенностью которого является характер его уплаты, однако за последний период наблюдается значительное сокращение поступлений данного налога относительно иных бюджетообразующих налоговых платежей. Рассмотрение причин данного явления, а также методов решения поставленной проблемы в полном объеме отражает настоящая работа, содержащая анализ поступлений налога как на федеральном, так и на региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Величко Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCOME TAX AS SOURCE OF BUDGET REVENUES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Now, in conditions of insufficient provision of budgets of various levels, there is a need to improve the tax policy of the state aimed at increasing tax revenues. At the same time, the most important issue remains the problem of increasing the tax burden and the growth of negative sentiment in society. The search for optimal financing of the state budget, budgets of the constituent entities of the Russian Federation and local budgets due to the increase in taxes and the preservation of the tax burden remains now the main task of the state and is at the center of discussion at the legislative level. For many years, the basis for all tax budgets was the personal income tax, which is paid from the income of the taxpayer, but over the last time the income of this tax in relation to other budget-forming taxes has been reduced. This article provides an overview of the causes of this phenomenon and provides a solution to the problem, analyzes the tax revenues to the regional and federal budgets.

Текст научной работы на тему «Налог на доходы физических лиц как источник бюджетных доходов РФ»

Velichko Svetlana Sergeevna INCOME TAX AS SOURCE .

economic sceinces

УДК 336.2

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК ИСТОЧНИК БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ РФ

© 2018

Величко Светлана Сергеевна, магистрант

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: sveta151995@mail.ru)

Аннотация. В настоящий момент в условиях недостатка финансирования бюджетов различных уровней все чаще возникает необходимость совершенствования налоговой политики государства, направленной на приумножение его налоговых доходов. При этом наиболее «острым» вопросом остается проблема увеличения налогового бремени и, как следствие, роста негативных настроений в различных слоях общества. Поиск оптимальных методов финансирования государственного бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов посредством увеличения поступлений от основных, обеспечивающих их налогов, при условии сохранения относительно равного значения налоговой нагрузки на население, на сегодняшний день остается главной задачей государства и находится в центре обсуждения на законодательном уровне. На протяжение долгих лет основу налоговых бюджетов всех уровней составлял налог на доходы физических лиц, отличительной особенностью которого является характер его уплаты, однако за последний период наблюдается значительное сокращение поступлений данного налога относительно иных бюджетообразующих налоговых платежей. Рассмотрение причин данного явления, а также методов решения поставленной проблемы в полном объеме отражает настоящая работа, содержащая анализ поступлений налога как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Ключевые слова: налоговые доходы, консолидированный бюджет РФ, консолидированный бюджет субъекта РФ, налоговый бюджет, налог на доходы физических лиц, структурный анализ, анализ динамики, реформирование налогообложения.

INCOME TAX AS SOURCE OF BUDGET REVENUES OF THE RUSSIAN FEDERATION

© 2018

Velichko Svetlana Sergeevna, master

Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol street, 41, e-mail: sveta151995@mail.ru)

Abstract. Now, in conditions of insufficient provision of budgets of various levels, there is a need to improve the tax policy of the state aimed at increasing tax revenues. At the same time, the most important issue remains the problem of increasing the tax burden and the growth of negative sentiment in society. The search for optimal financing of the state budget, budgets of the constituent entities of the Russian Federation and local budgets due to the increase in taxes and the preservation of the tax burden remains now the main task of the state and is at the center of discussion at the legislative level. For many years, the basis for all tax budgets was the personal income tax, which is paid from the income of the taxpayer, but over the last time the income of this tax in relation to other budget-forming taxes has been reduced. This article provides an overview of the causes of this phenomenon and provides a solution to the problem, analyzes the tax revenues to the regional and federal budgets.

Keywords: tax revenues, consolidated budget of the Russian Federation, consolidated budget of the subject of the Russian Federation, tax budget, personal income tax, structural analysis, dynamics analysis, tax reform.

Налоговые доходы государства являются одним из самых необходимых условий обеспечения безопасности его финансовой системы. Благодаря данным поступлениям происходит эффективное «регулирование товарно-денежных отношений и общественного производства» [1], осуществляется реализация экономических и различных социально значимых проектов. С целью расчета объема поступлений налоговых платежей и составления прогноза на будущие периоды Министерством финансов РФ ежегодно формируется консолидированный бюджет Российской Федерации, значительную долю в структуре которого в течение многих лет занимает налог на доходы физических лиц.

В обеспечении доходной части бюджетов различных уровней и регулировании экономических процессов НДФЛ принадлежит одно из ведущих мест, однако динамика прироста зачислений налога относительно иных бюджетообразующих налоговых поступлений за последний год была значительно сокращена, что (как отмечено современными исследователями С. В. Бровкиным [2], И. А. Кузьмичевой, Р. Г. Ахмадеевым, О. А. Быкановой [3] и пр.) является «результатом эффективного реформирования системы взимания» [4] иных налогов и неким «застоем» развития системы налогообложения доходов физических лиц.

Разрешение проблемы наполняемости бюджетов различных уровней посредством увеличения темпов прироста НДФЛ на сегодняшний день остается крайне актуальным вопросом и, как отмечено исследователями, возможно путем «совершенствования системы налогообложения доходов физических лиц» [5-11], а также

методом улучшения качества контроля за исполнением мер налогового законодательства, что составляет основную цель настоящего исследования.

Первым этапом работы в таблице 1 проведем анализ динамики налоговых поступлений консолидированного бюджета РФ за период 2015-2017 гг., позволяющий в полной мере оценить темпы изменения НДФЛ относительно динамики поступлений иных налогов.

Таблица 1 - Структура консолидированного бюджета Российской Федерации по видам налогов за 20152017гг. (в миллиардах рублей)

Поступления 2015 г. Поступления 2016 г Поступления 2017 г. Темп прироста, 2015 г. к 2016 г., % Темп прироста, 2016 г. к2017 г., %

Налогна доходы физических лиц 2 806,5 3 0173 3 251,10 107,5 107,7

Налогна добычу 3 226,8 2 929,4 4 130,40 90,8 141,0

Налог на прибыль организаций 2 598,8 2 770,2 3 290,00 106,6 118,8

Налогна добавленную 2 448,3 2 657,4 3 069,90 108,5 115,5

Акцизы 1 014,4 1293,9 1 521,30 127,6 117,6

Имущественные 1 068,4 1 116,9 1 250,30 104,5 111,9

Про,™™- 624,9 697,8 830,4 111,7 119,0

Вот 13 788,1 14 482,9 17 343,40 105 119,8

* Составлено на основании отчетности о налоговых поступлениях в консолидированный бюджет РФ за 2015-2017 годы [12-14].

В соответствии с показателями таблицы, динамика прироста поступлений налога на доходы физических лиц в течение исследуемого периода стабильно составляет порядка 7-8%, что значительно уступает темпам

86

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 2(23)

экономические науки

Величко Светлана Сергеевна НАЛОГ НА ДОХОДЫ ...

прироста остальных налогов. Конечно, изменение поступлений иных налоговых платежей во многом зависит от факторов внешней политики государства (в том числе на НДПИ, Налог на прибыль организаций), и прочих условий, однако, нельзя не отметить, и положительное влияние последних изменений, относительно порядка расчёта и уплаты налогов.

Так в результате замены действующего ранее Закона Российской Федерации от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» 32 главой Налогового кодекса РФ «Налог на имущество физических лиц» [15] (предусматривающей постепенный переход к кадастровой оценке имущества взамен инвентаризационной стоимости до 2020 г.) темп прироста имущественных налогов вырос до 12 %. При этом, стоит отметить, что в будущие периоды также ожидается рост данного показателя, вследствие постепенного перехода на новый порядок расчета всех субъектов РФ.

Значительное увеличение поступлений НДС за исследуемый период напрямую связано с внесением 134-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» [16] поправок, относительно порядка предоставления отчетности предприятиями. Так введение электронной формы отчетности значительно упростило проведение сравнительного анализа представленной отчетности налоговыми органами, что в свою очередь повлияло на рост начислений и доначислений налога [17].

Неизменный рост поступлений акцизов в среднем на 23 %, обусловлен увеличением ставок на алкогольную продукцию, топливо, табак и иные категории подакцизной продукции, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на поступления консолидированного бюджета РФ в целом.

Таким образом, в результате проведения эффективной налоговой политики государства и внесения последних изменений в отношение указанных выше налогов рост налоговых поступлений в 2017 г. составил 19,8 %, что значительно превышает показатель 2016 г. Однако, несмотря на столь положительную динамику налоговых доходов консолидированного бюджета РФ продолжает наблюдаться недостаток бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, требующих дополнительные инвестиции в виде субсидий и дотаций [18], либо увеличения входящих в структуру их дохода сумм налога.

С целью выявления основных источников налоговых доходов бюджетов субъектов РФ в таблице 2 проведем анализ структуры налоговых поступлений на примере бюджета Приморского края.

Таблица 2 - Структура поступлений основных адми-нистрируемых доходов Приморского края по уровням бюджета РФ за 2017 год

Администрируемые доходы Поступило в консолидированный бюджет РФ в том числе:

б федеральный бюджет в консолидированным бюджет субъекта РФ

млн. руб. в % к соотв. периоду предыдущ. года руб. в % к соотв. периоду предыдущ. года руб. в % к соотв. периоду предыдущ. года

Всего 101 089,5 102,2 13 768,8 85,5 87 320,7 105,4

Налог на прибыль 23 184,3 1163 2 961,6 166,7 20 222,7 111,4

НДФЛ 41 309,8 101,5 X X 41 309,8 101,5

НДС 7 976.6 88,2 7 976,6 88,2 X X

Акцизы 4 830,2 105,8 2 046,7 101,9 2 783,5 108,7

Налог на имущество физических лиц 525,2 149,4 X X 525,2 149,4

Налог на имущество организации 9 477,2 104,1 X X 9 477,2 104,1

Тр анспортный налог 1 980,4 118,1 X X 1 980,4 118,1

Земельный налог 2 544,5 101,1 X X 2 544,5 101,1

НДПИ 395,6 105,7 132,5 103,7 263,2 106,8

Прочиеналогнн сборы 3 865,6 83,1 651,4 20,7 3 214,2 109,2

поступлений налога на прибыль на 11,4 %, налога имущество организаций на 4,1 % и прочих налогов и сборов в целом на 9,2 %. Отдельно следует отметить рост таких показателей как налог на имущество физических лиц, увеличение которого за период 2016-2017 гг. достигло отметки 48 % и транспортного налога, рост поступлений которого составил 18%. Несмотря на то, что значение данных поступлений в структуре налоговых доходов бюджета края, отраженного на рисунке 1, относительно мало, столь положительная тенденция их роста является положительным примером для поступлений бюджета в целом.

2016 год

2017 год

1

НДФЛ

■ Налог на прибыль Налог на имущество Прочие налоги и сборы

■ Акцизы

■ Земельный налог Транспортный налог

* Составлено на основании отчетности о налоговых поступлениях по уровням бюджета РФ за 2017 г. [19].

Увеличение налоговых поступлений исследуемого бюджета на 5,4 % в первую очередь обусловлено ростом

Рисунок 1 - Структура доходов бюджета Приморского края за 2016-2017 гг.

В соответствии с данными, отраженными на рисунке 1, основными налоговыми доходами бюджета Приморского края остаются налог на доходы физических лиц (48-50 %), налог на прибыль организаций (2223 %), налог на имущество организаций (11 %) и прочие налоги и сборы (9-10 %). Что касается остальных налоговых поступлений, к перечню которых относятся акцизы, земельный и транспортный налоги, то их доля в структуре бюджета Приморского края составляет менее 10 % и изменения указанных налогов меньше всего влияют на состояние бюджета в целом.

Что касается НДФЛ, «составляющего основу налоговых доходов бюджета Приморского края» [20], прирост которого по отношению к показателю прошлого отчетного периода составляет лишь 1,5 % и в значительной мере уступает темпам роста иных налоговых платежей, то значения налога в структуре общего объема налоговых поступлений бюджета был сокращен с 50 % до 48 %. Данная динамика, в первую очередь, связана с реформированием системы взимания иных налогов [21], что положительно повлияло на их поступления и «практическим отсутствием развития системы налогообложения доходов физических лиц» [22, 23].

Разрешение указанной проблемы возможно методом «установления прогрессивной ставки налогообложения доходов физических лиц» [24], действующей в настоящее время в ряде экономически развитых стран, либо методом увеличения ставки налога в отношении отдельных категорий дохода до 15%, о чем говорится в письме Минфина России от 12.04.2018 N 03-04-05/24386 [25]. При этом предполагается сохранение ставки в размере 13% в отношении большинства видов доходов физических лиц, а также основных направлений налоговой политики государства, ориентированной на снижение налогового бремени за счет применения стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов [26].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бондаренко Т.Н., Водопьянова В.А. Налоговые доходы как инструмент формирования устойчивого бюджета субъекта РФ на примере Приморского края// Фундаментальные исследования. -2016. -№ 12-2. - С. 371-376.

Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2(23)

87

Velichko Svetlana Sergeevna economic

INCOME TAX AS SOURCE ... sceinces

2. Бровкин С.В. Актуальные вопросы налогообложения // Банковский бизнес. 2016. № 4. С. 40-42

3. Ахмадеев Р.Г., Быканова О.А. Рынок цифрового контента: новый порядок взимания НДС // Азимут научных исследований. - 2017. - №4-21. - С. 43-46.

4. Кузьмичева И.А., Королева Ю.С. Анализ поступления налогов в региональные и местные бюджеты // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-3. С. 561-565.

5. Пансков В.Г. К вопросу о путях реформирования российской налоговой системы // Вестник АКСОР. 2017. № 1. С. 6-14.

6. Косов М.Е., Иванова Я.Я. Особенности формирования федерального бюджета в современных экономических условиях // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-3 (85-3). С. 32-38.

7. Шинкарёва О.В. Реформирование налога на доходы физических лиц // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 305-308.

8. Зиятдинов А.Ф. Налоговый контроль за расходами физических лиц // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3 (31). С. 63-67.

9. Кулькова Н.С. Патентная система налогообложения - специальный налоговый режим // Вестник НГИЭИ. 2013. № 5 (24). С. 26-37.

10. Величко С.С., Метеж В.Д. Роль налога на имущество физических лиц в формировании доходов местных бюджетов на примере Владивостокского городского округа // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 118-121.

11. Якупов З.С. О роли институтов налогообложения и налогового контроля в реализации стратегии устойчивого развития современной России // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1 (33). С. 125-133.

12. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации за 2015. Отчетный период 01.01.2015-31.12.2015 // [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба: официальный сайт

- Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_ activities/statistics_and_analytics/forms/5432274/.

13. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации за 2016 г. Отчетный период 01.01.2016-31.12.2016 // [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба: официальный сайт

- Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_ activities/statistics_and_analytics/forms/ 6040192/.

14. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации за 2017 г. Отчетный период 01.01.2017-31.12.2017 // [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба: официальный сайт

- Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_ activities/statistics_and_analytics/forms/ 7841455/.

15. Величко С.С., Метеж В.Д. Роль налога на имущество физических лиц в формировании доходов местных бюджетов на примере Владивостокского городского округа // Карельский научный журнал. 2017. №2-19. - С. 118-121.

16. Кононова Н.В., Золотарева Г.И. Изменения налогового законодательства налога на добавленную стоимость: новый шаг к увеличению собираемости налоговых поступлений // Учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики. 2016. №17. С. 83-88.

17. Антошина А.А. Обзор основных изменений налогового законодательства в 2017 г.: Продолжение следуете/Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. - 2017. - № 2. С. 44-50.

18. Иволгина Н. В., Воронкова Е. К. и др. Результаты оперативного мониторинга социально-экономического развития России и субъектов РФ//Ситуационный центр социального экономического развития регионов. Москва. - 2016. Сер. Аналитические записки. - Том 88

Выпуск 8. -IV квартал 2015.

19. Отчет о налоговых поступлениях Приморского края по уровням бюджета РФ за 2017. Отчетный период 01.01.2017-31.12.2017 // [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба: официальный сайт -Режим доступа: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.

20. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.05.2017) [Электронный ресурс]//СПС «Консультант Плюс». -Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW&n=214941&fld=134&dst=100 080,0&гМ=0.045502975254799516#0 (дата обращения 22.05.2018).

21. Корень А.В., Пономаренко А.Н. Налог на доходы физических лиц как инструмент обеспечения экономической безопасности и устойчивого развития региона // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2015. № 2 (29). С. 31-38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Самсонова И.А., Корниенко К.А., Волкова А.В., Кокорева Н.В. Стратегия повышения качества бюджетного планирования финансовыми органами местного самоуправления // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 7-2. С. 317-319.

23. Пансков В.Г. Налоговая политика в условиях финансового кризиса - средство оперативного реагирования // Налоговая политика и практика. 2009. № 6. С. 4-9.

24. Евстигнеев Е. Е. Налоги и налогообложение: теория и практикум : учеб. пособие / Е. Е. Евстигнеев, Н. Г. Викторова. - Москва: Проспект, 2015. - 520 с.

25. Письмо Минфина от 12.04.2018 N 03-0405/24386 // [Электронный ресурс]//СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=QUEST001 &П=175889#0822508217063991

26. Корень А.В., Проценко Ю.А. Роль налога на доходы физических лиц в обеспечении условий динамичного развития регионов Дальневосточного федерального округа//Фундаментальные исследования. -2015. - № 6-1. С. 129-133.

Статья поступила в редакцию 16.04.2018

Статья принята к публикации 25.06.2018

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 2(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.