Научная статья на тему 'Влияние фактора образования на гендерное распределение домашнего труда в городской семье'

Влияние фактора образования на гендерное распределение домашнего труда в городской семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
823
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Ключевые слова
ФАКТОР ОБРАЗОВАНИЯ / ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ДОМАШНЕГО ТРУДА / ЭГАЛИТАРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ / ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГЕНДЕРНЫЕ УСТАНОВКИ / ГЕНДЕРНЫЕ ЦЕННОСТИ / EDUCATION AS A FACTOR / GENDER / GENDER DIVISION OF HOUSEHOLD DUTIES / EGALITARIAN DISTRIBUTION OF DUTIES / GENDER SOCIALIZATION / GENDER ATTITUDES / GENDER VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Евстифеева Галина Геннадьевна

Анализируется влияние фактора образования на гендерное распределение домашнего труда в семье. Опираясь на данные социологического исследования, автор выявляет показатели, определяющие характер гендерного разделения домашних обязанностей супругов в городской семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of Education as a Factor in Gender Distribution of Housework Inside a City Family

The article highlights the impact of such a factor as education on the gender distribution of housework inside a family. Based on sociological survey data, the author introduces a number of indicators defying the character of gender division of the family’s household duties in a city.

Текст научной работы на тему «Влияние фактора образования на гендерное распределение домашнего труда в городской семье»

111!111Й1И1!Ш № 3,

стной ценностной структуры индивида по-прежнему выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений. Однако то, какие именно ценности он приобретает, и то, каким образом это происходит, — одна из проблем, требующих пристального интереса исследователя.

Рассмотренные нами факты позволяют наметить возможные пути дальнейшего исследования, направленного на углубленное изучение различных аспектов обозначенной проблемы: механизмов, принципов, закономерностей, факторов организации коммуникативного образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болескина, Е. Л. Потребители игровой компьютерной культуры / Е. Л. Болескина // Социологические исследования. — 2000. — № 9. — С. 80—87.

2. Грязнова, В. В. Виртуальная реальность : анализ смысловых элементов понятия / Е. В. Грязнова // Философские науки. — 2005. — № 2. — С. 125—143.

3. Иванов, М. А. Возможности самореализации личности в пространстве компьютерной игровой деятельности [Электронный ресурс]: дис. ... канд. психол. наук / М. А. Иванов. — Москва, 2003. — 166 с.

4. Кравченко, С. А. Играизация российского общества : (К обоснованию новой социологической парадигмы) / С. А. Кравченко // Общественные науки и современность. — 2002. — № 6. — С. 143—155.

Поступила 13.06.12.

УДК 37:314.6

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРА ОБРАЗОВАНИЯ НА ГЕНДЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОМАШНЕГО ТРУДА В ГОРОДСКОЙ СЕМЬЕ

Г. Г. Евстифеева (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Владимирский филиал))

Анализируется влияние фактора образования на гендерное распределение домашнего труда в семье. Опираясь на данные социологического исследования, автор выявляет показатели, определяющие характер гендерного разделения домашних обязанностей супругов в городской семье.

Ключевыге слова: фактор образования; гендер; гендерное разделение домашнего труда; эгалитарное распределение обязанностей; гендерная социализация; гендерные установки; гендерные ценности.

жизни на данную проблему можно воздействовать только через законодательство. Социологи уже давно обратили внимание на то, что ядром существующего гендерного неравенства является сфера домашнего хозяйства, где традиционно обязанности разделены неравным образом и основной груз ложится на плечи женщин независимо от их занятости в профессиональной сфере. Представляется актуальным оценить влияние фактора образования на формирование и поддержание гендерного равенства в распределении домашнего труда.

Первые наблюдения и осмысления гендерного характера распределения

© Евстифеева Г. Г., 2012

Происходящие в современном мире изменения в сфере гендерного равенства, несомненно, имеют определенную направленность, а именно усиление эгалитарных тенденций. Когда говорят о гендерном равенстве, то чаще всего речь идет о возможной дискриминации женщин в профессиональной сфере, о недостаточном их количестве в органах законодательной и исполнительной власти, а также среди высшего управленческого состава самых доходных компаний. В этой области прогрессивными правительствами развитых стран принимаются законы, препятствующие дискриминации. Однако не во всех сферах нашей

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

домашнего труда можно найти уже у классиков социологии. К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. Спенсер, К. Леви-Стросс так или иначе касались в своих трудах этих проблем. Изучение гендера как стратификационной категории, подразумевающее анализ власти и доминирования, утвержденных в обществе через гендерные отношения, базируется на классических теориях социального неравенства и социальной стратификации М. Вебера и П. А. Сорокина. Стоит отметить и исследования феномена гендерной системы в работах современных западных ученых Г. Рубин, Р. Коннелла, И. Хирд-ман.

В России асимметрию гендерных отношений в семье изучали М. Ю. Арутю-нян, В. В. Бодрова, Т. А. Гурко, О. А. Здравомыслова и др. Проблемам гендерного распределения домашнего труда посвящены исследования Е. С. Балабановой, Т. М. Дадаевой, Т. С. Лыткиной и др.

Российские ученые неоднократно отмечали влияние уровня образования членов семьи на гендерное равенство. В работах Т. М. Дадаевой, Т. С. Лыткиной была показана положительная корреляция между уровнем образования супругов и эгалитарными тенденциями распределения домашнего труда [1; 3]. Например, высокий уровень образования мужа обычно сопровождается развитием у него более эгалитарных взглядов на гендерные проблемы. Для женщин же высшее образование выступает не просто важнейшей предпосылкой успешной самореализации в профессиональной сфере или условием карьерного роста, фактически оно становится пропуском в другую, более насыщенную и яркую жизнь, другую социальную среду, где отношения между мужчиной и женщиной, мужем и женой, друзьями имеют качественно иной характер [2].

Цель данной статьи — проверить гипотезу о влиянии фактора образования на гендерное разделение труда в домашнем хозяйстве. Для этого мы предполагаем, во-первых, выявить взаимосвязь между уровнем образования членов семьи и характером распределения домашних

обязанностей (с использованием данных исследования, посвященного домашнему труду и затратам времени); во-вторых, оценить роль дополнительных факторов, которые в совокупности с образованием оказывают влияние на гендерную социализацию граждан, привитие им эгалитарного отношения ко всем членам общества независимо от пола, что, безусловно, сказывается на взаимоотношениях в семье.

Прежде всего проверим гипотезу о влиянии уровня образования на разделение домашнего труда на материалах социологического исследования, проведенного в городских семьях г. Владимира в 2011 г. Целью исследования было выявление тенденций трансформации гендерной структуры домашнего труда в городской семье. Объектом исследования служил домашний труд в современной городской семье, предметом — его гендерное разделение. Методология исследования предполагала проведение анкетного опроса по репрезентативной выборке (более 300 респондентов), а также интервьюирование с представителями основных категорий населения (82 интервью), т. е. в исследовании применялись как количественные, так и качественные методики.

Изучение соотношения уровня образования респондентов и характера распределения домашнего труда в их семьях показало, что уровень образования респондентов женского пола выше аналогичного у мужчин: 66 % женщин из всех респондентов женского пола имеют высшее или неполное высшее образование против 54 % мужчин. Однако средний уровень доходов женщин ниже, чем у мужчин: соотношение доходов в среднем составило 38 против 62 % соответственно. Это может означать, что высшее образование не обеспечивает для большинства женщин более престижной и высокооплачиваемой работы, что само по себе является крупнейшей проблемой, влияющей на гендерное неравенство, в том числе в сфере домашнего труда.

В соответствии с указанными выше исследованиями российских ученых

№ 3, 2012

можно было бы предположить, что в семьях, где оба супруга имеют высшее/ послевузовское образование, наблюдается более эгалитарное распределение обязанностей. Однако исследование не выявило заметных различий в характере распределения домашнего труда в семьях супругов с высшим образованием и в семьях, в которых хотя бы один супруг не имеет высшего образования. Расхождения между такими семьями лежат в пределах статистической погрешности. У мужчин с высшим образованием есть тенденция к более эгалитарному распределению домашних обязанностей, однако эта тенденция практически сходит на нет у тех, кто много времени уделяет собственной карьере или имеет высокий профессиональный статус.

Полученные данные заставляют более внимательно посмотреть на сопутствующие образованию факторы, влияющие на эгалитарные тенденции распределения домашнего труда. Уровень образования — это не изолированный фактор, в одиночку определяющий уровень эгалитаризма в гендерных отношениях в семье. Наибольшую значимость он приобретает только в сочетании с двумя другими. Речь идет, во-первых, об объективном факторе, связанном с рабочим временем женщины и социальным статусом этой работы, а во-вторых, о гендерных установках и в целом гендерных ценностях супруга, т. е. гендерном восприятии мира, которое было заложено в результате социализации еще в родительской семье.

Как показало исследование, в семьях, в которых супруги имеют примерно одинаковое время оплачиваемого труда и получают примерно одинаковый доход, фактор высшего образования практически не влияет на гендерное распределение домашнего труда. Вообще нет никаких отклонений среди таких семей у респондентов старше 50 лет. Изменения в сторону более эгалитарного распределения обязанностей заметны только в семьях, где супруги отмечают более равномерное распределение обязанностей у своих родителей или друзей, коллег по работе, где эта тема обсуждается в се-

мье (почти 10 % семей, в которых супруги имеют высшее образование). Особенно это касается обязанностей по уходу за детьми. Время, которое тратят такие родители на своих детей, практически одинаково у обоих супругов. Отклонение касается приготовления пищи, стирки, уборки, где жены тратят времени больше мужей.

В семьях супругов с высшим образованием, где жены зарабатывают больше мужей и проводят больше времени на работе, распределение обязанностей хотя и неоднозначное, но более эгалитарное. Женщины в таких семьях тратят на домашний труд меньше времени, чем в среднем по результатам исследования, однако нельзя с большой уверенностью сказать, какой фактор играет в этом решающую роль. Качественное исследование включало множество переменных, которые могут влиять на распределение обязанностей. Результаты показали, что имеют значение образование и воспитание, полученное респондентами в родительской семье, опыт обсуждения гендерных проблем в семье или с коллегами и друзьями. В семьях, где родители, друзья, коллеги и сами супруги придерживаются положительных взглядов на равное разделение домашнего труда, соотношение между домашней нагрузкой мужа и жены более уравновешенное и достигается без конфликтов. Таковых оказалось 20 % из семей, состоящих из супругов с высшим образованием и с большей занятостью жены в оплачиваемой сфере. В остальных 80 % наблюдаются напряженность и конфликты по поводу распределения домашнего труда, неудовлетворенность женщин таким распределением, потребность в помощи со стороны третьих лиц.

В семьях супругов с высшим образованием, где муж больше времени проводит на работе, чем жена, и вносит больший финансовый вклад в бюджет семьи, распределение домашнего труда носит в основном традиционный характер и практически совпадает со средним значением по результатам исследования. Отклонения в значениях гендерного распределения домашнего труда между эти-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ми семьями связаны с возрастом респондентов (более равномерное распределение домашних обязанностей в группе моложе 50 лет), с наличием детей или родственников, нуждающихся в уходе (нагрузка у жены больше), а также с традициями распределения домашнего труда в семьях родителей супругов, друзей, коллег. Половина респондентов женского пола в таких семьях испытывает неудовлетворенность существующим распределением и указывает на наличие конфликтов по этому поводу.

Исследование выявило, что на распределение ролей в семье оказывает влияние не столько формальный уровень образования супругов, сколько сочетание уровня образования и характера гендерных установок и ценностных ориентаций супругов, полученных в результате социализации в родительской семье, а также под воздействием других агентов социализации: школы, вуза, СМИ, окружающих людей.

При сравнении семей, в которых супруги имеют высшее образование, и тех, в которых никто из супругов его не имеет, количественные данные исследования не дают существенных отклонений в гендерном распределении домашнего труда, качественное же исследование позволяет увидеть некоторые различия. Во-первых, в семьях с супругами без высшего образования респонденты проявляют большую лояльность к традиционному распределению домашних обязанностей. Эта тема редко обсуждается, хотя такое распределение не удовлетворяет практически всех женщин (около 90 %) и 15 % мужчин. Напротив, в семьях с супругами, имеющими высшее образование, тема распределения домашнего труда нередко обсуждается и внутри семьи, и с друзьями и коллегами. Результатом часто бывает движение в сторону более эгалитарного разделения труда, если женщина «выторговывает» себе уменьшение доли своей домашней нагрузки путем переговоров либо муж сам склоняется в сторону более равномерного распределения обязанностей. Во-вто-

рых, в семьях супругов с высшим образованием, особенно если его имеют оба, респонденты сами высоко оценивают роль образования, их вклад в образование и воспитание детей практически равнозначен. Исключение составляют семьи, где мужья много времени уделяют своей профессиональной деятельности. В-третьих, самое равномерное распределение домашних обязанностей наблюдается в семьях супругов с высшим образованием, у которых и родители имели высшее образование, в сочетании с эгалитарными гендерными взглядами.

По всей видимости, фактор гендерной социализации в определении назначения мужчин и женщин, начиная с самого рождения детей и до зрелого возраста, намного перевешивает фактор приобретенного статуса, связанного с высшим образованием. К сожалению, в большинстве своем процессы, ценности и объекты, через которые происходит социализация, навязывают членам общества традиционные стереотипы о предназначении мужчин и женщин.

Таким образом, проведенное исследование показало, что фактор высшего образования влияет на гендерный характер распределения домашнего труда в городских семьях не линейно, а опосредованно, в сочетании и в совокупности с другими факторами, к которым можно отнести следующие: а) рабочее время женщины и социальный статус этой работы; б) гендерные установки и ценности, полученные супругами в родительских семьях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дадаева, Т М. Кто выносит мусор, или Парадоксы гендерного разделения труда / Т. М. Дадаева // Социс. — 2005. — № 6. — С. 120—126.

2. Женщина новой России. Какая она? Как живет? К чему стремится? / под ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой. — Москва : ИКСИ РАН, РНИСиНП, РОССПЭН, 2002. — 168 с.

3. Лыткина, Т. С. Трансформация семьи и домашнего хозяйства. Опыт социоэтнологическо-го описания жизни табасаранцев / Т. С. Лыткина // Социс. — 2008. — № 5. — С. 119—125.

Поступила 14.08.12.

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

2012 г. был объявлен Годом российской истории. В этом году мы отмечаем 1150-летие образования Русского государства, 400-летие освобождения Москвы ополчениями Минина и Пожарского, 200-летие Бородинской битвы, 90-летие образования СССР... Достойное место в этом ряду занимает еще один юбилей — 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства. Торжества в честь знаменательной даты под девизом «Все мы — Россия!» прошли в г. Саранске. Этот праздник, по праву названный Президентом Российской Федерации В. В. Путиным общероссийским, стал прежде всего смотром культур больших и малых народов нашей страны. Редакция журнала не может остаться в стороне от столь огромного для маленькой Мордовии события и посвящает рубрику «Культура и образование» вопросам культуры, истории, языков и литературы мордовского народа.

УДК 027(470.345)(=511.1)

ПУБЛИЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ФИННО-УГОРСКОГО МИРА: СОЦИАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

А. А. Булычева (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

Статья дает объективное представление об интеграции информационно-библиотечных учреждений Республики Мордовия. Раскрываются взаимосвязи и взаимодействие традиционных и инновационных подходов библиотек в информационном пространстве финно-угорского мира.

Ключевыге слова: интеграция; регион; библиотека; финно-угорский мир; культура; информация; сотрудничество; инновации; пользователь.

В современный период нельзя переоценить роль библиотек в развитии гражданского общества. Они вносят весомый вклад в интеллектуальное и нравственное формирование человека, имеют возможность организовывать постоянное языковое общение, обеспечивающее наиболее действенное «погружение» в информационно-образовательную среду.

Библиотека — уникальный социальный институт, отличительными чертами которого являются востребованные сегодня в высокой степени адаптационный характер библиотечной деятельности, стабильность и общедоступность, создаваемые бесплатностью использования информационно-библиотечных ресурсов. Известно, что на развитие страны в целом и каждого региона в отдельности влияет множество факторов: природно-климатический, географический,

политический, экономический, наличие коммуникационных связей, привлечение новых технологий. Велика роль и социально-культурных факторов — уровня урбанизации, образованности населения, наличия научных и культурных центров и т. п.

Мордовия — многоязычная республика. Здесь проживают представители различных народов: мордва (мокша и эрзя), русские, татары, украинцы и др. Долгие годы совместного проживания различных этнических групп привели, с одной стороны, к сближению и ассимиляции культур, с другой — к стремлению сохранить свои корни, свою национальную и культурную самобытность. При этом значение русского языка как языка межнационального общения постоянно увеличивается. Мордва — один из немногих народов России, который

© Булычева А. А., 2012 81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.