Научная статья на тему 'Гендерные установки юношей в современной семье'

Гендерные установки юношей в современной семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
555
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дадаева Татьяна Михайловна

В статье дается анализ гендерных установок юношей в современной семье на примере студентов-первокурсников университета. На основе данных социологического исследования выявлены факторы и показатели, влияющие на формирование гендерных установок, гендерных норм поведения современных юношей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерные установки юношей в современной семье»

мье, входит в общее благо ирландского народа и должно оплачиваться наряду с собственно трудовой деятельностью женщины на производстве (ст. 41) [1]. Но такое изменение требует изменения основ строя, моде-

ли частной собственности и модели криминальной предпринимательской деятельности в Конституции Российской Федерации. Это невозможно, поэтому неизбежно вымирание русского народа, в том числе и детей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Ирландии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.concourt. am>armenian/legal_resources/world. — Загл. с экрана.

2. Саксельцев И. Г. Человеческий потенциал современного российского общества (социологический анализ) : автореф. дис. ... канд. социал. наук / И. Г. Саксельцев. — Ростов, 2006. — 21 с.

Поступила 28.11.11.

ГЕНДЕРНЫЕ УСТАНОВКИ ЮНОШЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

Т. М. Дадаева

В статье дается анализ тендерных установок юношей в современной семье на примере студентов-первокурсников университета. На основе данных социологического исследования выявлены факторы и показатели, влияющие на формирование тендерных установок, тендерных норм поведения современных юношей.

Семья является самым главным социальным институтом, где происходит процесс тендерной социализации и формируются тендерные установки и модели поведения современных юношей. В связи с этим изучение восприятия сыновьями моделей тендерного взаимодействия и тендерных ценностей в родительской семье является весьма актуальным. Сегодняшние мальчики — будущие отцы и от того, каковы тендерные установки сегодняшних юношей, во многом зависят тендерные модели взаимодействия и тендерные ценности в будущем.

Проблема изучения тендерных установок современных юношей вызвана еще и тем, что как справедливо заметил И. С. Кон: «Постепенная, но закономерная утрата мужчинами социальной гегемонии выявила ранее скрытые слабости „сильного пола", причем наиболее уязвимой группой в его составе оказались несовершеннолетние мальчики, подростки и юноши. Мальчиков иногда называют „забытыми детьми", но они все чаще напоминают о себе актами на-

силия, вандализма, политического экстремизма» [3, с. 490].

В данной статье анализируются результаты социологического исследования (опрос проведен в феврале 2011 г.), посвященного изучению образцов маскулинности современных юношей и факторов, влияющих на этот процесс. С респондентами проводилось очное стандартизированное анкетирование. Были опрошены 283 юноши-студента первых курсов тринадцати факультетов и институтов Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева (сплошной опрос). Помимо прочих данных были получены сведения о тендерных установках, включающие восприятие разделения домашнего труда в родительской семье, восприятие тендерных ролей в семье, отношения юношей с родителями, отношение к проблемам тендерного неравенства, о ценностных ориентациях и т. д.

Среди опрошенных 80,0 % проживают в полных семьях, 9,5 — в неполных; русской национальности — 67,5, мордовской —

© Т. М. Дадаева, 2012

21,6, татарской — 7,1 %. Самым значимым критерием для отбора респондентов являлся возраст опрошенных, поэтому большая часть респондентов приходилась на возраст 17 и 18 лет (47,1 и 42,9 % соответственно), остальные на девятнадцатилетний возраст.

Гипотезы. Одной из задач социологического исследования было установить, насколько распространены эгалитарные представления в тендерных установках юношей и какие показатели оказывают наибольшее влияние на этот процесс. Под эгалитарными представлениями в тендерных отношениях мы понимаем представления, когда взаимодействия мужчин и женщин в семье и обществе рассматриваются как отношения равноправных партнеров, что проявляется в равных возможностях участия мужчин и женщин в различных сферах общества; в равном участии и мужа, и жены в выполнении домашних дел, при условии, что оба супруга вовлечены в оплачиваемую занятость и т. д.

Мы предположили две группы факторов, могущих оказывать влияние на характер тендерных установок юношей. Первая группа факторов соотносится с влиянием социокультурных норм на сыновей, заложенных в процессе социализации в родительской семье и связанных с традиционными тендерными представлениями о предназначении мужчин и женщин в семье и обществе. Вторая группа связана с социальными характеристиками родителей: уровень образования, уровень дохода, этническая принадлежность и т. д.

Гипотеза 1. На формирование гендерных установок юношей в современной семье оказывают влияние социокультурные нормы, связанные с традиционными гендерными стереотипами о роли и обязанностях мужчин и женщин в семье, ген-дерные ценности, а также модели гендер-ного взаимодействия в родительской семье. В качестве индикатора мы использовали восприятие респондентами роли мужчины/ женщины в обеспечении денежного достатка семьи; влияние этого индикатора на отношение респондентов к сохранению/изменению в обществе традиционно-патриархальных тендерных отношений; отношение к распределению домашних обязанностей в родительской семье и мнение о справедливом распределении этих обязанностей.

Гипотеза 2. Чем выше уровень образования у родителей, тем больше вероятность наличия у сыновей эгалитарных установок в восприятии гендерных отношений. В качестве индикатора мы брали

ответы респондентов об уровне образования матери и отца; влияние этого показателя на восприятие респондентами распределения ответственности за материальное благополучие в семье между мужчиной и женщиной; отношение респондентов к сохранению/изменению в обществе традиционно-патриархальных гендерных отношений.

Анализ данных. По результатам нашего опроса 62,6 % юношей выступают за сохранение традиционных гендерных отношений (считая, что женщина может быть счастливой только под руководством мужчины, так было, есть и так будет). 33,6 % — полагают, что настало время изменить тендерный порядок и сделать женщин равноправными.

По мнению большинства опрошенных юношей (65,0 %), основная обязанность мужчины — обеспечивать денежный достаток своей семьи. Однако 30,4 % респондентов думают, что эту обязанность должны выполнять оба — и муж, и жена. 4,6 % полагают, что в современном обществе женщина часто может и должна зарабатывать больше мужа.

В ходе исследования мы решили выяснить, насколько переменная соотношения изменения/сохранения существующего тендерного порядка влияет на восприятие роли мужчины как основного «кормильца» в семье (табл.1). Данный показатель оказался значимым (Хи-квадрат Пирсона составляет 11,429). Так среди тех, кто выступает за сохранение традиционных гендерных отношений, 72,3 % считают, что муж должен зарабатывать больше жены, но есть и такие, которые полагают, что эта обязанность должна распределяться поровну между мужем и женой (23,3 %). Процесс высвобождения из традиционного представления коснулся не только женской роли, но и мужской. Как пишет У. Бек, благодаря большому участию женщин в наемном труде мужчины сбрасывают иго роли единственного кормильца, освобождаясь от давления профессии и поворачиваясь лицом к семье, детям, т. е. для мужчин становится возможной иная заинтересованность и в профессии, и в семье [1, с. 170]. Среди респондентов, выступающих за изменение гендерных отношений в сторону эгалитарных, 42,0 % полагают, что муж и жена должны в равной степени участвовать в материальном обеспечении семьи, 53,1 % респондентов высказали мнение, что муж должен зарабатывать больше жены.

С целью изучения восприятия разделения домашнего труда в родительской семье респондентам был задан вопрос: «Кто в Ва-

шеи семье чаще всего выполняет следующие виды домашней работы?». Для того чтобы сопоставить мнение юношей о реальном разделении домашнего труда в родитель-

ской семье с мнением о справедливом распределении домашних обязанностей в семье, мы совместили данные ответы опрошенных (табл. 2).

Табл. 1

Зависимость ответов респондентов о восприятии роли мужчины/женщины в обеспечении денежного достатка семьи от соотношения изменения/сохранения

существующего тендерного порядка, %

Муж должен зарабатывать больше жены Жена может зарабатывать больше мужа Обязанности о материальном обеспечении семьи должны распределяться поровну

Женщина может быть счастливой только иод руководством мужчины: так было, так есть и так должно быть 72,3 4,5 23,2

Женщины веками были в подчинении у мужчин. Настала пора сделать их равноправными с мужчинами 53,1 4,2 42,7

Табл. 2

Распределение семейных обязанностей между членами семьи (1 — в родительской семье, 2 — справедливое распределение, по мнению юношей), % к числу опрошенных

Вид домашней деятельности Мать Отец Другие родственники Все члены семьи

1 2 1 2 1 2 1 2

Стирка одежды 74,5 л 66,5 1,8 1,5 Г 5,1 2,3 18,5 29,7

Управление бюджетом семьи 50,9 22,4 26,4 35,0 2,2 0,8 20,4 41,8

Уборка квартиры 45,3 31,0 1,5 1,1 7,5 6,1 45,7 61,7

Принятие решений в семье 10,2 2,3 25,7 29,2 2,6 3,4 61,5 65,2

Уход за престарелыми 19,1 7,3 2,5 1,9 12,9 13,5 65,6 77,2

Воспитание детей 34,7 19,8 8,3 11,1 3,7 4,0 53,3 65,1

Планирование досуга 15,7 9,3 11,4 8,9 3,9 3,9 69,0 77,9

Приготовление пищи 60,5 52,5 5,3 2,7 4,6 1,5 29,7 43,3

Вынос мусора 4,5 5,3 16,7 16,4 15,2 11,5 63,6 66,8

Ремонт квартиры 1,9 1,1 46,8 43,4 4,2 3,0 47,1 52,5

Согласно анализу мы определили «женские» обязанности по дому (которые у большинства опрошенных в семье выполняют мамы): стирка одежды — 74,5 %, приготовление пищи — 60,1, управление бюджетом — 50,9 %, уборка квартиры — 45,3 %, воспитание детей — 34,7 %. Причем этот

рейтинг совпадает как в оценках распределения обязанностей в родительской семье, так и того, что является справедливым, по мнению респондентов. Рейтинг «мужских» домашних обязанностей (которые у большинства респондентов выполняют отцы) выглядит следующим образом: ремонт

квартиры — 47,0 %, управление бюджетом семьи — 27,0, принятие решений в семье — 26,0 и вынос мусора — 17,0 %, что тоже совпадает по двум вопросам. Но наиболее «мужскими» домашними видами деятельности традиционно продолжают оставаться ремонт квартиры и вынос мусора (подобная тенденция в тендерном разделении домашнего труда была нами выявлена в опросе городских семей Саранска в 2003 г.) [2]. Однако из блока обязанностей, связанных с реализацией властных полномочий в семье, самыми «мужскими» оказались управление бюджетом (27,0 %) и принятие решений (26,0 %). При оценке справедливого распределения обязанностей эти позиции применительно к отцам заметно возросли в процентном отношении (35,0 и 29,0 % соответственно).

Важно, что воспитание детей считается обязанностью всех членов семьи, в том числе и мужа, а не только жены или других родственников. 65,0 % опрошенных считают, что семья очень важна для мужчины, это является показателем осознания юношами необходимости активного участия мужчины в семье. Остальные мнения распределились следующим образом: семья для мужчины важна, но не первостепенна — 15,4 %, семья должна дополнять жизнь мужчины — 14,3 %, для мужчины важнее добиться успехов в учебе, работе, чем создавать семью — 3,8 %, семья вообще не нужна мужчине — 1,4 %.

Значительная часть респондентов считает справедливым, что стирать (67 %), готовить пищу (53 %), убираться (31 %) и воспитывать детей (20 %) должны матери, а осуществлять ремонт квартиры (43 %), управлять бюджетом (35 %), принимать решения в семье (29 %) и выносить мусор

(17 %) — отцы (по всем этим показателям установки в сторону отцов превышают установки в сторону матерей и наоборот). Это свидетельство того, что данная часть опрошенных юношей придерживается традиционных патриархальных взглядов на семью. Однако среди юношей были выявлены и эгалитарные установки в этой сфере. Большинство опрошенных считают справедливым, что все члены семьи должны участвовать в планировании досуга — 78 %, осуществлять уход за престарелыми — 77, выносить мусор — 67, принимать решения в семье — 65, осуществлять уборку квартиры — 62, воспитывать детей — 65, осуществлять ремонт квартиры — 52 %.

Перейдем к проверке гипотезы № 2. В исследовании мы проанализировали, как соотносятся ответы респондентов об изменении/сохранении тендерных отношений с уровнем образования родителей опрошенных (табл. 3). Такая переменная, как уровень образования матери и отца, оказалась значимой при анализе установок юношей на изменение/сохранение патриархальных отношений мужчины и женщины в обществе (Хи-квадрат Пирсона равен 1,645 — уровень образования матери и 2,818 — уровень образования отца). Однако, как видно из табл. 3, большое количество респондентов, чьи родители имеют высшее и послевузовское образование, не проявили стремления к изменению тендерных отношений в сторону равноправия. Сыновья из таких семей выступают за сохранение патерналистских отношений мужчин к женщинам чаще, чем те, чьи родители имеют только начальное или среднее профессиональное образование. Следовательно не нашла своего подтверждения в исследовании гипотеза № 2.

Женщина может быть счастливой только под руководством мужчины: так было, так есть и так должно быть Женщины веками были в подчинении у мужчин. Настала пора сделать их равноправными с мужчинами

Начальное и среднее профессиональное образование мать 22 15

отец 27 19

Высшее и послевузовское образование мать 43 20

отец 36 18

Табл. 3

А I

Соотношение ответов респондентов об изменении/сохранении тендерных отношений

от уровня образования родителей, %

Для исследования формирования тендерных установок юношей в родительской семье очень важными, на наш взгляд, являются ответы респондентов по поводу их взаимоотношений с родителями. Так юноши в основном оценивают свои отношения с матерями (80 %) и отцами (69 %) как «дружеские». Мы предложили респон-

дентам согласиться/не согласиться с различными характеристиками взаимодействия с родителями (табл. 4). Из полученных результатов можно сделать вывод, что половина опрошенных юношей имеют доверительные отношения с матерями и отцами, и что их вполне удовлетворяет жизнь с родителями.

Табл. 4

Отношения между сыновьями и родителями, % к числу опрошенных

Согласен Не согласен Затрудняюсь ответить

1. Если я чем-нибудь озабочен, то откровенно говорю об этом с матерью и прошу у нее совета 38,6 35,4 25,9

2. Я с удовольствием не живу (хотел бы не жить) с родителями х 1 ...... __. .. 22,8 51,5 25,7

3. Если я чем-нибудь озабочен, то откровенно говорю об этом с отцом и прошу у него совета 39,5 38,3 4 ш — —

4. Я сам стараюсь решить свои проблемы, ни у кого не прошу совета ф 59,8 18,5 21,7

По результатам исследования 48,4 % опрошенных студентов заявили, что в их семьях не было случаев, когда детей физически наказывали (давали шлепки, били ремнем и т. п.). Такие факты имели место в 36,9 % семей респондентов. Отношение самих юношей к проблеме физических наказаний следующее: 65,4 % считают, что наказания в том или ином виде приемлемы в процессе воспитания детей, крайне отрицательное мнение к применению наказаний высказали 23,3 %, затруднились ответить 11,4 %.

Выводы. Такие социально-демографи-ческие переменные, как уровень образования родителей, этничность респондентов, могут воздействовать на формирование тендерных установок самих юношей. Так в татарских семьях наблюдаются более традиционно-патриархальные взгляды на тендерные отношения, чем в русских.

Наибольшее влияние на тендерные взгляды сыновей оказывает ситуация в родительской семье. Те модели тендерного взаимодействия (в частности, в отношении распределения домашних обязанностей), которые существуют в их семьях, и кажутся юношам наиболее справедливыми. Более половины респондентов (59,8 %) хотели бы, чтобы их будущие семьи были похожи на те, в которых они выросли. Это позволяет нам также проецировать полученные результаты на модели тендерного взаимодействия в будущих семьях юношей.

По результатам опроса 62,6 % юношей выступают за сохранение традиционных гендерных отношений, 65,0 % полагают, что основная обязанность мужчины —' обеспечивать денежный достаток своей семьи. В 39,0 % семей респондентов присутствует традиционно-патриархальное распределение домашних обязанностей.

Однако среди современных юношей имеют место и эгалитарные представления. Около 60,0 % опрошенных справедливым считают, когда домашние обязанности выполняют оба супруга; 33,6 % полагают, что настало время изменить тендерный порядок и сделать женщин равноправными; 30,4 % респондентов думают, что обязанность материального обеспечения семьи должны выполнять оба — и муж, и жена; 39,7 % положительно относятся к тому, что начальником на их работе может быть женщина; 38,3 % отмечают, что роль лидера в их отношениях с девушками принадлежит им обоим.

Таким образом, наибольшее влияние на формирование гендерных установок юношей оказывают социокультурные нормы, связанные с традиционными тендерными стереотипами о роли и обязанностях мужчин и женщин, тендерные ценности, которые доминируют в семье и в обществе. Следовательно, в нашем исследовании нашла подтверждение гипотеза № 1.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек ; пер. с нем. — М. : Прогресс-традиция, 2000. — 384 с.

2. Дадаева Т. М. Кто выносит мусор, или Парадоксы тендерного разделения домашнего труда / Т. М, Дадаева // Социол. исследования. — 2005. — № б. — С. 120—126.

3. Кон И. С. Мальчик — отец мужчины / И. С. Кои. — М. : Время, 2009. — 496 с.

Поступила 28.11.11.

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

О. Г. Прохорова

Данная статья посвящена влиянию на ребенка родительского воспитания, что оказывает существенное воздействие на характер и поведение ребенка, классификации типов семейных отношений и типологии детских характеров, формированию определенного типа детско-родительских отношений.

Крупнейший русский педагог XIX в. П. Ф. Лесгафт создал, по существу, типологию детских характеров, сопоставленных с формированием личности ребенка в семье, с предложениями по коррекции личности ребенка и с описанием дальнейшего развития личности в период юности и молодости. Сам автор называет представленные им типы личности ребенка «школьными типами». «Прежде всего, посмотрим, в каком виде ребенок является в школу и какая связь существует между его прежней жизнью и тем типом, к которому его можно отнести, наблюдая его при появлении в школе» [2]. П. Ф. Лесгафт выделяет следующие типы детских характеров:

I. С деятельно-повышенными проявлениями:

— лицемерный тип — отраженно (реф-лекторно) опытный с повышенной деятельностью, без нравственных проявлений;

— честолюбивый тип — подражательно-рассудочный с повышающимся чувствованием первенства и с внешне усвоенными нравственными основаниями;

— добродушный тип — разумно-само-стоятельный с преобладанием умственной деятельности и с твердо установленными нравственными основаниями.

II. С инертно-у гнетенными проявлениями:

— мягко-забитый тип — рефлекторно

опытный с инертными действиями, без нравственных оснований;

— злостно-забитый тип — подражательно-рассудочный, угнетенный преследованиями и несправедливыми мерами, с внешне усвоенными нравственными основаниями;

— угнетенный тип — разумно-исполнительный с преобладанием физической деятельности и твердо выработанными нравственными основаниями.

Типология детских характеров, представленная в исследованиях П. Ф. Лес-тафта, остается актуальной и в наши дни (таблица).

Ребенок лицемерного типа повторяет . то, что видит, всегда старается более легким способом достигнуть личных выгод и избегнуть деятельности более трудной, т. е. связанной с трудом и усердием. Легко усваивает только то, что сильнее на него влияет и в особенности на все внешние проявления окружающих. Способ его деятельности всегда бывает практически-опытный: такие дети стараются хитростью и лаской обойти все затруднения, не особенно огорчаясь неудачам. Отношение к истине только внешнее, заучены одни общие нравственные правила и шаблоны. На учителей производит впечатление хорошего, скромного ребенка. Товарищи его не любят, мало-помалу этот

© О. Г. Прохорова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.